Как читать чертежи строительства дома

Содержание

Карандаши и листы ватмана постепенно уходят в прошлое, уступая место цифровым технологиям и специализированным программам. Но принципы начертания остаются теми же и необходимо учиться чтению чертежей. В производстве и в строительных организациях широко распространено использование конструкторской документации, разработать которую без знания черчения невозможно. Для создания простых и комплексных трубопроводов и электроустановок, для сборочного узла и высотных металлоконструкций всё равно необходимо создавать проекты.

Основные правила чтения чертежей

Любая стойка или крепёж сначала воплощаются на листе бумаги или экране компьютера и лишь потом передаются в производственный цех. Для правильного понимания задачи, чтобы ответственный работник мог понять, где именно должно проходить наложение сварочных швов или делать отверстие нужного диаметра, надо уметь читать технологические документы.

Чтение чертежей

Как научиться читать чертеж? Чтение чертежа для начинающих

В машиностроении чертежи могут быть разными: существуют чертежи деталей, сборочные, схемы, спецификации и др. Технические рисунки должны изготавливаться согласно правилам государственных стандартов (ГОСТ) или Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Количество изображений должно быть минимальным. В инженерной графике чертёж — это представление предмета с помощью проекций и точным соотношением его размеров.

Что такое чертёж

Чтобы научиться читать чертежи, нужно знать, что это такое. Чертёж — не просто изображение, это конструкторский документ. В нём на плоскости с помощью линий, масштабирования, различных надписей и обозначений записывают всю важную информацию о проекте, которая необходима специалисту.

Чертежи бывают разными, например, теоретическими, сборочными, монтажными и так далее. На них объект представляют в общем виде, в разрезе или отдельными частями. Итоговое изображение зависит от его предназначения. Все виды чертежей объединяют правила, по которым их создают. Эти правила закреплены в ГОСТах, которые вы найдёте в единой системе конструкторской документации, которая постоянно пополняется.

Обозначения на чертежах в машиностроении

Допуски и посадки

Зачем это все нужно? Этот вопрос возникает не только у рабочего на производстве. Это задумано, чтобы на заводе не теряли время на постоянное измерение фактических размеров полученной детали, и без брака производили совместимые изделия.

Допуски и посадки

Числовые значения верхнего и нижнего предельных отклонений указывают рядом с размерами шрифтом меньшей величины, чем для размерных чисел. Допуск – это диапазон отклонения от номинального размера. Поле допуска обозначают либо одной, либо двумя буквами основного отклонения и номером квалитета.

Допуск

Посадка состоит из допуска на наружной, охватываемой поверхности, допуска на внутреннюю поверхность, и определяется величиной зазора или натяга. Посадки указывают с помощью дроби в правой части от размера, в числителе обозначение предельного отклонения, а в знаменателе аналогичное обозначение для совместимой детали.

Обозначения размеров

Величина детали обозначается соответствующими числами и линиями со стрелками на концах. Линии размеров непрерывны и располагаются параллельно за пределами контура детали.

Размеры на чертежах

Единицы измерения на чертежах не обозначаются, по умолчанию всё указывают в миллиметрах.

Выносные элементы

Бывают случаи, когда удобнее вынести и увеличить часть детали за пределы основного контура. По сути, это самые сложные участки рассматриваемого изделия. Обычно так поступают с деталями замысловатой формы для экономии места на чертеже.

Выносные элементы на чертежах

Комплексную часть обводят либо кругом, либо овалом и подписывают римской цифрой. Выносному элементу этого фрагмента присваивают тот же римский номер в знаменателе, а в числителе указывают его масштаб.

Обозначение материалов в сечениях

Сечение – это изображение фигуры, получившееся после условного её рассечения. Оно показывает лишь формы детали, не раскрывая остальные сегменты, что располагаются за ним.

Чертеж с сечениями

Сечения бывают вынесенными или наложенными. Первые отображаются за пределами формы предмета, вторые прямо на нём.

Обозначение материалов в сечениях

Контур сечения заполняют косыми сплошными линиями с углом наклона 45 градусов. Линии должны располагаться в одну и ту же сторону на всех сечениях для одной детали, учитывая и материал изделия.

Могут быть расположены в любом месте на чертеже, под произвольным углом, но в этом случае с добавлением в надписи слова «повёрнуто» над сечением.

Условные обозначения на чертежах технологической документации

На чертежах используют условные обозначения, установленные государственными стандартами. Это основы, в них описываются правила оформления знаков, букв, цифр, линий и так далее.

Машиностроительный чертеж

Обычно их на чертеже не разъясняют, за исключением обозначений, в которых необходимо указать номер стандарта. Всё-таки с ГОСТами необходимо ознакомиться для выполнения и распознавания чертежей или схем.

Это как раз тот случай, когда просто прочесть учебник по черчению недостаточно. Лучше всего пройти специализированные курсы или обучиться инженерным специальностям или другим профессиям, относящимся к производству или к строительству.

Умение читать технологическую документацию необходимо как инженеру, так и рядовому токарю.

В целом, машиностроение и другие отрасли используют ряд основных обозначений:

, отражающие условные величины, например, радиус, шаг резьбы и многое другое.

, выражающие значения размеров, величину угла и т. п.

, встречаются в основном в электрических схемах.

– это базовые элементы технического рисунка. Ими отображают как структуру детали, материал изделия, так и её конструкцию (дверной или оконный проём и т. п.).

Все это необходимо для корректной подачи минимума информации на листе и последующего его верного прочтения.

Читаем чертежи

Чтобы научиться понимать чертежи проектов, можно применить один из нижеупомянутых способов:

  • Основы понимания проекта;
  • Ознакомление с дополнительной информацией.

Понимание проекта

К первому методу можно отнести несколько этапов:

  1. Ознакомление с тремя основными типами чертежей – сечение, вертикальный разрез и план – данные типы по-разному представляют один и тот же проект.
  2. Определение масштаба и меры измерения, использованных архитектором, например, он может брать английскую систему измерений, в которой используются дюймы и футы.
  3. Понимание знаков и символов, используемых для определения особых деталей будущего здания.

Дополнительная информация

Для получения дополнительных знаний по чтению проектов нужно:

  1. Изучить книги в электронном или печатном виде о чертежах (Например, Короев Ю.И. Строительное черчение и рисование: учебник. – М.: Высш. школа, 1983).
  2. Ознакомиться с обучающим видео.
  3. Записаться на курсы чтения чертежей.
  4. Использовать информацию из интернет-сайтов, на которых можно научиться читать чертежи онлайн. Примером может быть этот сайт.

Важно не торопиться в прочтении проектов. Нужно обратить внимание на определенные символы и слова, понять, с какой целью они использованы и лишь потом ознакомляться с другими частями проекта.

Рекомендации того, как грамотно выполнять чтение чертежей, ищите в статье Как читать чертежи.

Если вам необходимо прочитать электрическую схему, изучите информацию из статьи Как читать электрическую схему.

Здравствуйте, уважаемый читатель блога, с этой статьи как читать чертежи проекта начнется не большая серия под рубрикой строительная документация о чертежах на объекте. Решил поделиться с вами своим опытом, как я изучаю чертежи объекта, многим опытным строителям это не пригодиться и еще подумают, о чем здесь можно рассказывать.

Сначала новости блога вчера 25.07.15 закончился не большой миниконкурс, по отгадыванию слова в кроссворде. Я думал, что участников будет больше 10 человек и с помощью сервиса генератора случайных чисел планировал выбрать победителей.

Но участников оказалось всего три человека, я решил присвоить призовые места в порядке присланных ответов на почту первое место Алексей Иванов – 150 рублей, второе Стас – 100 рублей и третье Денис – 50 рублей. Поздравляю участников миниконкурса с победой.

Если вы только начали работать на стройке в должности итр может, откроете для себя, что то новое. Вспоминая свой первый день на объекте по общестрою, мне выдали проект производства работ чертежи для изучения, через какое то время я его забросил, так как ничего не понял с чего начинать строить и куда смотреть.

А ведь когда то окончил институт и преподавателя по предмету инженерная графика запомнил на всю жизнь, с первого раза у меня ничего не получалось сдавать и чертежи с разрезами домов, генпланы перечерчивал или исправлял многократно.

Порядок чтения чертежей для начинающих

Помимо чертежей, также широко используется эскиз – это не технический чертёж. Это набросок предмета в произвольном масштабе, для изготовления которого не применяют чертёжные инструменты, и он не сопровождается надписями и размерами. Какие-либо знаки на нём и рядом с ним также не ставятся. Качество эскиза зависит от того, насколько он приближен к чертежу.

Порядок чтения чертежей

Чтение чертежа – это представление на двумерной плоской поверхности по изображениям объёмной формы предмета и его размеров и содержащее прочие сведения.

Но как научиться читать чертежи правильно? Существуют ли какие-нибудь простые, общие принципы для этого?

Чтение происходит в следующем порядке:

  • читается основная надпись чертежа;
  • определяется главный вид;
  • анализируются виды и мысленно объединяются в единое целое;
  • определяются размеры детали и её компонентов.

Как правильно научиться читать чертежи металлоконструкций?

Все, что создано человечеством на всех этапах его развития, все гениальные мысли, которые нашли свое воплощение или остались мечтами конструкторов – так или иначе, были представлены в виде чертежей. Так же, как художественный текст передает фантазии писателя, так и чертеж фиксирует то, что пришло в голову инженера и было приближено им к реальности.

Рис. №1 «Пример чертежей Эйфелевой башни. Франция»

На сегодняшний день все чертежи создаются по единым правилам и ГОСТам, что облегчает их чтение. Научиться читать чертежи металлоконструкций совсем не трудно, поэтому, если вы решили связать свои увлечения или профессиональную деятельность с воплощением конструкций из металла, то стоит ознакомиться с общей информацией по этому вопросу, после чего перейти к практике самостоятельного чтения.

Чертежи КМД, представляющие собой детализированное схематичное изображение металлоконструкции, разрабатываются с учетом некоторых правил, изложенных в таких документах как:

— СНиП (Строительные нормы и правила),

— СПДС (требования Системы проектной документации для строительства),

— ЕСКД (Единая система конструкторской документации).

Чертежи такого рода включают в себя набор данных, которыми вы можете пользоваться для производства — разметки, обработки, сварки и монтажа металлоконструкций.

Читайте также:  Условия получения земельного участка под строительство

Рис. №2 «Производство металлоконструкций»

Перед началом обучения тому, как читать чертежи, желательно самостоятельно обратиться к вышеперечисленным документам. Не забудьте выучить все относящиеся ГОСТы, их знание не раз поможет вам быстро сориентироваться в чтении чертежа. Кроме этого, при создании любого чертежа конструкции используются специальные условные обозначения.

Рис. №3 «Пример схемы проекта КМ»

Чертежи КМ обычно снабжены пояснительной запиской, в которой в текстовой форме изложены результаты проведенных расчетов и принятые решения, которые эти расчеты обосновывают. Вместе с этим, в пояснительной записке содержатся технические и нормативные документы, которые использовались при создании чертежа и ссылки на ГОСТы. Данная записка призвана облегчить чтение схемы.

Рис. №4 «Пример узлов проекта КМ»

Полный проект КМД разрабатывается по КМ-у и представляет собой набор из заглавного листа, с общими данными, ведомостей, чертежей монтажных схем, чертежей монтажных узлов и чертежей отправочных элементов. По просьбе заказчика в проект могут быть включены: чертежи деталей отдельно, 3D схемы, особые ведомости, т.д.

Рис. №5 «Титульный лист проекта КМД»

В монтажной схеме вы будут изображены стыки и узлы, сварные или болтовые соединения, которые будут выполняться в монтаже. Здесь же могут быть даны текстовые комментарии. Так же здесь вы найдете ведомость отправочных элементов вместе со схемами конструкций или ссылками на чертеж, поэтому вы сразу поймете, к какому конкретному чертежу относится каждый элемент. Чертежи отправочных элементов компонуются на листе группами. Таким образом, на листе могут быть чертежи элементов, не требующих сборки или только конструкции из гнутого профиля.

Рис. №6 «Монтажная схема проекта КМД»

При разработке схем металлоконструкций выбирается тот масштаб, который позволяет делать чертеж наиболее понятным или легким для чтения, поэтому с пониманием профессионально составленного чертежа у вас не должно возникнуть проблем. Обратите внимание, что такие конструкции, как балки и колонны можно вычерчивать без соблюдения масштаба, но с сохранением взаимного расположения деталей и отверстий.

Рис. №7 «Пример сборочного чертежа, проекта КМД»

После того, как вы ознакомились с документацией чертежей, нужно проверить условные обозначения и вам нужно хорошо знать, как обозначается то или иное изделие. Заклепки, отверстия, узлы, виды применяемого материала – все это имеет буквенное, цифровое или графическое обозначение, поэтому лучше сверяться с таблицей, если у вас еще нет достаточного опыта чтения чертежей.

Не торопитесь, сверяйте все значения. Чертежи изначально выполнены для удобства чтения и понимания, поэтому если вы несколько минут поразмышляете над ними – дальнейший процесс чтения будет намного более простым.
10.03.2016

Пример чтения чертежа детали

Основная надпись говорит о том, что на данном техническом рисунке изображено резьбовое соединение, в частности, скрепление болтом. Также на ней указан код документа и индекс изделия. Масштаб чертежа выполнен в натуральную величину, а именно 1:1.

Соединение резьбовое

Главный вид представлен с наложенным сечением скрепляемых деталей. Соединение показано двумя проекциями. Отдельно представлен болт, с метрической резьбой и высотой 120 мм и 30 миллиметровым диаметром. Также изображена гайка на виде сверху. А вот размеры шайбы по данным этого чертежа неясны.

Источник: forte-drilling.ru

Чтение чертежей — правила чтения для начинающих

Также при описании онлайн сервисов для создания эскиза проекта, нельзя обойти стороной и ряд популярных программ, созданных специально для таких целей. При этом большинство из них обладает платным характером, так как для решения профессиональных задач функционала бесплатных программ может быть недостаточно.

  • «Autodesk AutoCAD» — одна из наиболее известных систем автоматизированного проектирования (САПР), предназначенных для создания различных видов чертежей, схем, графиков. Позволяет создавать 2Д и 3Д чертежи на высокопрофессиональном уровне, обладает богатым функционалом, отлично справляется с рендерингом 3Д-объектов, умеет работать с 3Д-принтером. Поддерживается работа с чертежами в формате DVG, DWF, DXF;
  • «Аскон Компас» — это целый комплекс программных решений для осуществления черчения и диаграмм, довольно популярных на территории РФ. Данные решения поддерживают множество форматов электронных чертежей, обладают большой базой присоединяемых библиотек, при этом довольно просты и удобны в работе;
  • «nanoCAD» — бесплатная программа для начинающих, включающая необходимый набор базовых инструментов для осуществления проектирования и создания чертежей. Программа направления на создание преимущественно 2Д-чертежей, поддерживает работу с DWG и DXF чертежами, достоинством программы является быстрый вывод объектов, работы с DirectX и так далее.

Почему читать чертежи сложно?

Чертеж — конструкторский документ, который используется в процессе создания изделия и его эксплуатации. Его может прочитать каждый, кто знаком с правилами графического отображения и системой условных обозначений (они вырабатывались столетиями и едины для всех без исключения).

Но иногда с прочтением возникают сложности. И вот несколько причин, почему:

Умение читать чертежи в основном зависит от того, были ли они оформлены согласно общепринятому стандарту или нет.

Условные обозначения на чертежах технологической документации

Все условные обозначения, используемые на чертежах любых видов, установлены государственными стандартами и ЕСКД. Эти стандарты регулируют правила оформления знаков, букв, цифр, линий и пр.

Поскольку чертежи — это специализированная документация, не предназначенная для чтения сторонними людьми, обычно на них не разъясняют значение условных обозначений. Поэтому ознакомиться с ГОСТами для выполнения и распознавания технических схем и эскизов необходимо.

Буквенные условные обозначения отражают значение условной величины: радиус, шаг резьбы и др.

Цифровые условные обозначения выражают значения размеров.

Буквенно-цифровые условные обозначения обычно используют в электрических схемах.

Графические условные обозначения представляют собой базовые элементы технического рисунка. К ним относят, например, материал изделия, структуру детали, конструкцию.

Согласно ГОСТ, на технических схемах в обязательном порядке обозначают:

  • комплекты документов типовых и групповых технологических процессов и операций, а также технологические конструкции;
  • комплекты документации на технологические процессы, применяемые в среднесерийном, крупносерийном и массовом производствах;
  • отдельные виды документов, предназначенные для самостоятельного применения в обработке средствами специальной вычислительной техники: ведомость оснастки, материалов и т. д.

У обозначения комплектов документов существует своя структура и длина кодового обозначения.

Порядок чтения чертежей для начинающих

Помимо чертежей, также широко используется эскиз – это не технический чертёж. Это набросок предмета в произвольном масштабе, для изготовления которого не применяют чертёжные инструменты, и он не сопровождается надписями и размерами. Какие-либо знаки на нём и рядом с ним также не ставятся. Качество эскиза зависит от того, насколько он приближен к чертежу.

Чтение чертежа – это представление на двумерной плоской поверхности по изображениям объёмной формы предмета и его размеров и содержащее прочие сведения.

Но как научиться читать чертежи правильно? Существуют ли какие-нибудь простые, общие принципы для этого?

Чтение происходит в следующем порядке:

  • читается основная надпись чертежа;
  • определяется главный вид;
  • анализируются виды и мысленно объединяются в единое целое;
  • определяются размеры детали и её компонентов.

Порядок чтения чертежей для новичков

Основной смысл чтения чертежа заключается в том, чтобы по плоским изображениям представить объемную форму предмета и определить его размер. Существует рекомендованная последовательность чтения чертежей, к которой прибегают и новички, и профессионалы: инженеры, строители, архитекторы, сборщики деталей и др. Она делает процесс чтения технического эскиза несложным.

  1. Прочитать основную надпись чертежа. Это позволяет узнать название детали, предполагаемые материалы для изготовления, масштаб изображения и другие важные сведения.
  2. Определить, какие виды деталей представлены на чертеже и какой из них является главным.
  3. Рассмотреть виды деталей во взаимосвязи и определить форму детали в подробностях. Чтобы это было проще, необходимо проанализировать изображения на чертеже. Чертеж позволяет представить геометрическую форму каждой части детали и мысленно объединить их в единое целое.
  4. Определить по чертежу размер предмета и его составных элементов.

Пример чертежа с пояснениями

Рассмотрим чертеж детали.

В первую очередь необходимо обратиться к главной надписи на чертеже — она расположена в рамке в правом нижнем углу чертежа. Согласно ей, на данном чертеже изображены резьбовые соединения, а именно скрепление болтом. Также в главной надписи указан код документа, индекс изделия и масштаб чертежа. Масштаб равен 1:1 — значит, изображение выполнено в натуральную величину.

9.8. Выполнение чертежа пружины

Пружины применяются для создания определённых усилий в заданном направлении. По виду нагружения пружины подразделяются на пружины сжатия, растяжений, кручения и изгиба; по форме – на винтовые цилиндрические и конические, спиральные, листовые, тарельчатые и пр. правила выполнения чертежей различных пружин устанавливает ГОСТ 2.401-68. На чертежах пружины вычерчивают условно. Витки винтовой цилиндрической или конической пружины изображают прямыми линиями, касательными к участкам контура.

Допускается в разрезе изображать только сечения витков. Пружины изображают с правой навивкой с указанием в технических требованиях истинного направления витков. Пример выполнения учебного чертежа пружины приведён на Рисунке 9.13.

Чтобы получить на пружине плоские опорные поверхности крайние витки пружины поджимают на 3/4 витка или на целый виток и шлифуют. Поджатые витки не считаются рабочими, поэтому полное число витков n равно числу рабочих витков плюс 1,5÷2:n1=n+(1.5÷2) (Рисунок 9.14).

Построение начинают с проведения осевых линия, проходящих через центры сечений витков пружины (Рисунок 9.15, а). Затем на левой стороне осевой линии проводят окружность, диаметр которой равен диаметру проволоки, из которой изготовлена пружины. Окружность касается горизонтальной прямой, на которую опирается пружина.

Затем необходимо провести полуокружность из центра, расположенного в пересечении правой оси с той же горизонтальной прямой. Для построения каждого последующего витка пружины слева на расстоянии шага строят сечения витков. Справа каждое сечение витка будет располагаться напротив середины расстояния между витками, построенными слева.

Проводя касательные к окружностям, получают изображение пружины в разрезе, т.е. изображение витков, лежащих за плоскостью, проходящей через ось пружины. Для изображения передних половин витков так же проводят касательные к окружностям, но с подъёмом вправо (Рисунок 9.15, б).

Переднюю четверть опорного витка строят так, чтобы касательная к полуокружности касалась одновременно и левой окружности в нижней части. Если диаметр проволоки 2 мм и менее, то пружину изображают линиями толщиной 0,5÷1,4мм. При вычерчивании винтовых пружин с числом витков более четырёх показывают с каждого конца один-два витка, кроме опорных проводя осевые линии через центры сечений витков по всей длине. На рабочих чертежах винтовые пружины изображают так, чтобы ось имела горизонтальное положение.

Как правило, не рабочем чертеже помещают диаграмму испытаний, показывающую зависимость деформаций (растяжения, сжатия) от нагрузки (Р1; Р2; Р3), где Н1 – высота пружины при предварительной деформации Р1; Н2 – то же, при рабочей деформации Р2; Н3 – высота пружины при максимальной деформации Р3; Н – высота пружины в рабочем состоянии. Кроме того, под изображением пружины указывают:

  • Номер стандарта на пружину;
  • Направление навивки;
  • n – число рабочих витков;
  • Полное число витков n;
  • Длину развёрнутой пружины L=3,2×D×n1;
  • Размеры для справок;
  • Другие технические требования.

На учебных чертежах рекомендуется из перечисленных пунктов указать п.п. 2,3,4,6. Выполнение диаграммы испытаний также не предусмотрено при выполнении учебного чертежа.

Читайте также:  Что такое турель в строительстве

Рисунок 9.13 – Рабочий чертеж пружины

Рисунок 9.14. Изображения поджатых витков пружиныРисунок 9.15. Последовательность построения изображения пружины

В каком порядке читают сборочный чертеж

Сборочный чертеж — это документ, содержащий изображение сборочной единицы.

Сборочный чертеж дает представление о расположении и взаимной связи составных частей. Благодаря ему возможно осуществить сборку и проконтролировать сбор предмета.

Этот вид чертежей состоит из тех же частей, что и машиностроительный чертеж: виды, разрезы и сечения деталей. Он является своеобразной противоположностью деталирования — построения чертежа уже существующей оригинальной детали.

На чертеже ниже представлен сборочный чертеж механизма. Отдельно справа дан вид, поясняющий форму рукоятки.

При чтении сборочных чертежей пользуются теми же правилами, что и в других чертежах.

Обозначения на чертежах в машиностроении

Обозначения размеров

На чертежах, как правило, не указывают размерность (то есть единицу измерения размера). По умолчанию в машиностроении на технических эскизах все размеры указывают в миллиметрах. На других технических схемах — к примеру, архитектурных, — масштаб и размеры уточняют отдельно в соответствии с ГОСТами.

Чтобы обозначить величину какой-либо детали, используют соответствующие числа (без указания единиц измерения) и линиями со стрелками на концах. Эти линии непрерывны, чтобы не путать их с другими, и параллельны контурам детали. Располагаются они снаружи изображаемого объекта.

Примеры указания размеров представлены на изображении ниже.

Выделяют несколько основных разновидностей размеров:

  • линейные отображают длины линий и дуг;
  • радиальные показывают, например, диаметры отверстий;
  • угловые указываются в градусах и демонстрируют, соответственно, размер угла.

Правильное оформление линейных, радиальных и угловых размеров — на иллюстрации ниже.

Допуски и посадки

Идеальная сборка механизмов практически невозможна из-за возможностей станков и особенностей измерения. В машиностроении выделяют два вида размеров детали: действительный и номинальный.

Действительный размер детали — это размер с допустимой погрешностью.

В связи с тем, что номинальный и действительный размеры деталей почти всегда различаются, сборка механизмов невозможна без заранее продуманной системы допусков и посадок. Величина этих допусков и посадок определяется допустимой точностью обработки и спецификой планируемого изделия.

Допуском называют диапазон возможного отклонения действительного размера от номинального.

Посадка состоит из 2 допусков: допуска на наружной поверхности и допуска на внутренней поверхности. Она определяется величиной зазора или натяга при сборке.

На чертежах помимо номинального размера указывают два параллельных значения, между которыми находится действительный. Есть 3 основных способа указать величину предельных отклонений, т. е. допуска:

  • условное обозначение полей допусков;
  • указание числовых значений допусков и посадок;
  • условное обозначение полей допусков с указанием числовых значений.

Подробнее эти способы рассмотрены на иллюстрации.

Допуски, их форма и расположение на поверхности детали обозначают графическими символами, регламентированными в системе ГОСТов.

Выносные элементы

Иногда масштаба технического эскиза недостаточно для того, чтобы показать подробно размер, форму или строение изделия. Тогда удобнее вынести часть детали в увеличенном виде за пределы основного изображения.

Выносной элемент — это увеличенное изображение части изделия, которое требует особых пояснений в отношении формы, размеров и других данных.

Правила оформления выносных элементов просты. Часть, которую необходимо вынести, обычно обводят кругом или овалом и подписывают либо римской цифрой, либо кириллической буквой. При этом не используют буквы: Й, О, Х, Ъ, Ы, Ь.

Это же число становится знаменателем фрагмента, а в числителе указывается его масштаб. В тех случаях, когда для обозначения использовали букву, ее записывают спереди, а масштаб указывают в скобках за ней.

В некоторых случаях выносной элемент отображает часть объекта в том же размере, но, например, в другом сечении. К примеру, на машиностроительном чертеже деталь представлена видом, а выносной элемент представлен в разрезе.

Вне зависимости от назначения выносного элемента, на чертежном листе его стараются располагать близко к соответствующему месту на изображении объекта.

Обозначение материалов в сечениях

Сечение — это один из способов изображения объекта на техническом эскизе. Он представляет собой изображение фигуры, получившееся после ее условного рассечения. Оно позволяет рассмотреть внутренний вид предмета.

Например, деталь в разрезе может выглядеть так, как на изображении ниже.

Сечения бывают 2 основных форм.

  1. Вынесенные. Отображаются за пределами контура предмета.
  2. Наложенные. Отображаются в рамках контура детали.

Во втором случае контур сечения заполняют линиями определенной формы. Виды линий и их значение четко регламентированы в ГОСТах.

Если материал не включен в ГОСТы и, соответственно, не имеет обозначения, можно применить дополнительное обозначение. Но в таком случае обязательно пояснить значение штриховки на чертеже.

Если сечение слишком узкое и длинное, то полностью заштриховать необходимо только контуры отверстий и концы детали. Остальную площадь рекомендуется штриховать небольшими участками в нескольких местах. Пример такой штриховки — на картинке.

ГОСТ Р 21.1101-2013 СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации

Данный ГОСТ устанавливает основные требования к проектной и рабочей документации для строительства объектов различного назначения.

Требования к узлам и сечениям указаны в разделе 5.5 ГОСТ Р 21.1101-2013.

В соответствии с п.5.5.2 сечения здания или сооружения обозначают арабскими цифрами последовательно в пределах графического документа.

Допускается самостоятельная нумерация для сечений отдельных участков здания, сооружения или установок, все чертежи которых размещены на одном листе или группе листов и если на этих чертежах отсутствуют ссылки на сечения, расположенные на других листах графического документа.

Допускается обозначать сечения — прописными или строчными буквами русского алфавита (за исключением букв, указанных в 5.3.2).

Согласно п.5.3.2 ….за исключением букв: Ё, З, Й, О, X, Ц, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ь) или, при необходимости, буквами латинского алфавита (за исключением букв I и О).

Положение секущей плоскости указывают на чертеже линией сечения (разомкнутой линией по ГОСТ 2.303). При сложном разрезе штрихи проводят также у мест пересечения секущих плоскостей между собой. На начальном и конечном штрихах следует ставить стрелки, указывающие направление взгляда; стрелки должны наноситься на расстоянии 2-3 мм от конца штриха (рисунок 10).

Направление взгляда для разреза по плану здания и сооружения принимают, как правило, снизу вверх и справа налево.

В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 2.303-68 «Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Линии»

п.5 ГОСТ 2.303 Толщина сплошной основной линии должна быть в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от формата чертежа.

Толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже, вычерчиваемых в одинаковом масштабе.

п.5.5.3 ГОСТ Р 21.1101-2013 Если отдельные части вида (фасада), плана, разреза требуют более детального изображения, то дополнительно выполняют местные виды и выносные элементы — узлы и фрагменты.

5.5.4 На изображении (плане, фасаде или разрезе), откуда выносят узел, соответствующее место отмечают замкнутой сплошной тонкой линией (окружностью, овалом или прямоугольником со скругленными углами) с нанесением на полке линии-выноски обозначения узла арабской цифрой в соответствии с рисунками 11а, 11б или прописной буквой русского алфавита в соответствии с рисунком 11в.

При необходимости ссылки на узел, помещенный в другом графическом документе (например, основном комплекте рабочих чертежей), или на рабочие чертежи типового строительного узла указывают обозначение и номер листа соответствующего документа в соответствии с рисунком 11б или серию рабочих чертежей типовых узлов и номер выпуска в соответствии с рисунком 11в.

При необходимости ссылку на узел в сечении выполняют в соответствии с рисунком 12.

Над изображением узла указывают в кружке его обозначение в соответствии с рисунком 13а, если узел изображен на том же листе, откуда он вынесен, или 13б, если он вынесен на другом листе.

Узлу, являющемуся полным зеркальным отражением другого (основного) исполнения, присваивают то же обозначение, что и основному исполнению, с добавлением индекса «н».

5.5.5 Местные виды обозначают прописными буквами русского алфавита, которые наносят рядом со стрелкой, указывающей направление взгляда. Эти же обозначения наносят над изображениями видов.

5.5.6 Для каждого вида изображений (разрезов и сечений, узлов, фрагментов) применяют самостоятельный порядок нумерации или буквенных обозначений.

5.5.9 Если изображение разреза, сечения, узла, вида или фрагмента помещено на другом листе, то после обозначения изображения указывают в скобках номер этого листа в соответствии с рисунками 10, 11а, 12 и 14.

Согласно п.5.5.14 наименованиями сечений являются цифровые или буквенные обозначения секущих плоскостей.

Пример — 5-5, Б-Б, а-а

Условные обозначения на чертежах технологической документации

На чертежах используют условные обозначения, установленные государственными стандартами. Это основы, в них описываются правила оформления знаков, букв, цифр, линий и так далее.

Обычно их на чертеже не разъясняют, за исключением обозначений, в которых необходимо указать номер стандарта. Всё-таки с ГОСТами необходимо ознакомиться для выполнения и распознавания чертежей или схем.

Это как раз тот случай, когда просто прочесть учебник по черчению недостаточно. Лучше всего пройти специализированные курсы или обучиться инженерным специальностям или другим профессиям, относящимся к производству или к строительству.

Умение читать технологическую документацию необходимо как инженеру, так и рядовому токарю.

В целом, машиностроение и другие отрасли используют ряд основных обозначений:

Буквенные, отражающие условные величины, например, радиус, шаг резьбы и многое другое.

Цифровые, выражающие значения размеров, величину угла и т. п.

Буквенно-цифровые, встречаются в основном в электрических схемах.

Графические – это базовые элементы технического рисунка. Ими отображают как структуру детали, материал изделия, так и её конструкцию (дверной или оконный проём и т. п.).

Все это необходимо для корректной подачи минимума информации на листе и последующего его верного прочтения.

9.2. Последовательность выполнения чертежей деталей

Чертёж детали – это документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для её изготовления и контроля.

Перед выполнением чертежа необходимо выяснить назначение детали, конструктивные особенности, найти сопрягаемые поверхности. На учебном чертеже детали достаточно показать изображение, размеры и марку материала.

При выполнении чертежа детали рекомендуется следующая последовательность:

    Выбрать главное изображение (см. ).

Установить количество изображений – видов, разрезов, сечений, выносных элементов, которые однозначно дают представление о форме и размерах детали, и дополняющих какой-либо информацией главное изображение, помня о том, что количество изображений на чертеже должно быть минимальным и достаточным.

Выбрать масштаб изображений по ГОСТ 2.302-68. Для изображений на рабочих чертежах предпочтительным является масштаб 1:1. Масштаб на чертеже детали не всегда должен совпадать с масштабом сборочного чертежа. Крупные и не сложные детали можно вычерчивать в масштабе уменьшения (1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5 и т.д.), мелкие элементы лучше изображать в масштабе увеличения (2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; и т.д.).

Выбрать формат чертежа. Формат выбирается в зависимости от размера детали, числа и масштаба изображений. Изображения и надписи должны занимать примерно 2/3 рабочего поля формата. Рабочее поле формата ограничено рамкой в строгом соответствии с ГОСТ 2.301-68* по оформлению чертежей. Основная надпись располагается в правом нижнем углу (на формате А4 основная надпись располагается только вдоль короткой стороны листа);

Читайте также:  Для чего нужен пенопласт в строительстве

Выполнить компоновку чертежа. Для рационального заполнения поля формата рекомендуется тонкими линиями наметить габаритные прямоугольники выбранных изображений, затем провести оси симметрии. Расстояния между изображениями и рамкой формата должно быть примерно одинаковым. Оно выбирается с учётом последующего нанесения выносных, размерных линий и соответствующих надписей.

Вычертить деталь. Нанести выносные и размерные линии в соответствии с ГОСТ 2.307-68. Выполнив тонкими линиями чертёж детали, удалить лишние линии. Выбрав толщину основной линии, обвести изображения, соблюдая соотношения линий по ГОСТ 3.303-68. Обводка должна быть чёткой.

После обводки выполнить необходимые надписи и проставить числовые значения размеров над размерными линиями (предпочтительно размером шрифта 5 по ГОСТ 2.304-68).

Заполнить основную надпись. При этом указать: наименование детали (сборочной единицы), материал детали, её код и номер, кем и когда был выполнен чертёж и т.д. (Рисунок 9.1)

Ребра жесткости, спицы при продольных разрезах показывают не заштрихованными.

Рисунок 9.1 – Рабочий чертеж детали «Корпус»

Условные обозначения на чертежах технологической документации

На чертежах используют условные обозначения, установленные государственными стандартами. Это основы, в них описываются правила оформления знаков, букв, цифр, линий и так далее.

Обычно их на чертеже не разъясняют, за исключением обозначений, в которых необходимо указать номер стандарта. Всё-таки с ГОСТами необходимо ознакомиться для выполнения и распознавания чертежей или схем.

Это как раз тот случай, когда просто прочесть учебник по черчению недостаточно. Лучше всего пройти специализированные курсы или обучиться инженерным специальностям или другим профессиям, относящимся к производству или к строительству.

Умение читать технологическую документацию необходимо как инженеру, так и рядовому токарю.

В целом, машиностроение и другие отрасли используют ряд основных обозначений:

, отражающие условные величины, например, радиус, шаг резьбы и многое другое.

, выражающие значения размеров, величину угла и т. п.

, встречаются в основном в электрических схемах.

– это базовые элементы технического рисунка. Ими отображают как структуру детали, материал изделия, так и её конструкцию (дверной или оконный проём и т. п.).

Все это необходимо для корректной подачи минимума информации на листе и последующего его верного прочтения.

9.7. Выполнение чертежа детали, изготовленной литьем, с последующей механической обработкой

Формообразование литьем позволяет получить достаточно сложную форму детали, практически без потерь материала. Но после литья поверхность получается достаточно грубая, поэтому, рабочие поверхности требуют дополнительной механической обработки.

Таким образом получаем две группы поверхностей — литейные (черные) и обработанные после литья (чистые).Процесс литья: в литейную форму заливается расплавленный материал, после остывания заготовка вынимается из формы, для чего, большинство поверхностей заготовки имеют литейные уклоны, а сопряжения поверхностей — литейные радиусы скруглений.

Литейные уклоны можно не изображать, а литейные радиусы должны быть изображены обязательно. Размеры литейных радиусов скруглений указывают в технических требованиях чертежа записью, например: Неуказанные литейные радиусы 1,5 мм.

Основная особенность нанесения размеров: так как есть две группы поверхностей, то есть и две группы размеров, одна связывает все черные поверхности, другая — все чистые, и по каждому координатному направлению допускается проставлять только один размер, связывающий между собой эти две группы размеров.

На рисунке 9.12 такими размерами являются: на главном изображении — размер высоты крышки — 70, на виде сверху — размер 10 (от нижнего торца детали) (выделены синим цветом).

При литье применяют литейный материал (буква Л в обозначении), обладающий повышенной текучестью, например:

Источник: dtmto.ru

Урок черчения по теме «Строительные чертежи»

— Ребята, глубоко вздохнем, расправим плечи, улыбнемся и пожелаем друг другу плодотворной творческой работы!

— Мы с вами уже знакомы, я учитель черчения Новоуренгойской гимназии Василевич Светлана Николаевна. Начинаем урок с разминки на внимание и развитие пространственного воображения. Представьте себе квадрат три на три клетки (показываю рисунок), в центре находится точка. Точка начинает движение – вверх, вправо, вниз, вниз, влево, влево. Где находится точка? (Играем три раза)

— Прекрасно! Все сосредоточились и готовы к работе. Все необходимое для работы у вас есть на столах.

II. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ

— Ребята, вас, наверное, заинтересовали эти черные ящики, которые стоят на партах, совсем как в игре “Что, где, когда?” Мой вопрос: “Как вы считаете, что находится в этих ящиках?” Это имеет отношение к нашему уроку по теме «Строительные чертежи». (Ответы на вопрос учащихся)

(Если не назван правильный ответ, звучит просьба открыть эти ящики и достать все оттуда)

— Откройте ящики. Что вы обнаружили в них? (Строительные материалы)

— Что вы ощущаете, когда держите эти материалы в руке? Какие ассоциации у вас возникают? (подразумеваются ответы: тяжелый, легкий, теплый, холодный и др.)

— Для чего служат эти материалы? (Подразумеваются ответы: «Для строительства»)

— Верно! Для строительства различных объектов.

— А если бы вам предложили построить дом, из какого материала вы бы его построили?

— Хорошо, ребята, а теперь подумайте и скажите, с чего начинается строительство любого объекта, независимо от тех материалов, которые вы перечислили? (подразумеваются ответы: с разработки проекта, чертежей)

— Совершенно верно! Чтобы построить любой объект, сначала нужно разработать проект и рабочие чертежи.

III. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

— Итак, тема нашего урока “Строительные чертежи”.

— Посмотрите внимательно на ваш опорный конспект (приложение 1), обратите внимание, что строительный чертеж на плакате, такой же, как и в опорном конспекте, и скажите, а что нужно вам знать, чтобы читать и выполнять строительные чертежи? (Подразумеваются ответы: «Новые условные знаки, нанесение размеров, разбивочные оси, другие названия видов» и др.)

— Совершенно верно! В ходе урока мы изучим графическое изображение архитектурно-строительных сооружений, их особенности, сходство и отличия от машиностроительных чертежей и рассмотрим их практическое применение. Делать это вы будете самостоятельно, работая в трех группах.

— Народная мудрость гласит: каждый человек, чтобы не зря прожить жизнь, должен построить дом, посадить дерево и воспитать ребенка. Пока мы выбираем одно – строительство дома, а для этого нужно создать проект этого дома, т.е. выполнить строительные чертежи.

— Вашим первым заданием будет: самостоятельно найти сходство и отличия машиностроительных чертежей, которые вы изучали до сих пор, от строительных чертежей. Результаты записать в таблице опорного конспекта. Для того чтобы выполнить это задание вам предлагается использовать учебник, опорный конспект, дополнительные источники информации, действительные строительные чертежи, по которым сейчас строят дома, которыми пользуются рабочие, мастера, инженеры-строители. Все это находится у вас на столах. Время на выполнение задания 3 мин.

У кого есть вопросы? Приступаем к работе.

— Время вышло. Подводим итоги. Сначала укажем сходство. Каждая группа называет ответы по очереди. За каждый правильный ответ получаете жетон.

— Будьте внимательны, слушайте друг друга, не повторяйте ответы.

Пожалуйста, слово первой группе…(называют сходство /см. приложение 2)

— Теперь называем отличия. (называют отличия / см. приложение 3)

Еще будут ответы? Все ли прозвучало в ваших ответах?

(подхожу к доске, переворачиваю листочки и вместе с учащимися сверяем сходство и отличия чертежей)

— Подводим итоги – вы молодцы, хорошо справились с этим заданием.

IV. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

— А теперь проверим, как прочно вы усвоили теоретический материал. В опорных конспектах выполним блиц-тест (приложение 4). Отвечаем на пять вопросов: словами “да” или “нет”. Если вы согласны с выражением, которое прозвучит – отвечаете “да”, если не согласны – отвечаете “нет”. Вопросы читаются один раз, исправления в тесте считаются ошибкой.

— Итак, будьте внимательны. Приступаем к работе. (читаю тест)

Проверяем и оцениваем себя самостоятельно. Послушайте правильные ответы. Если ошибок нет, получаете – 5. Одна ошибка – 4. Ну а больше можете себя не оценивать. (идет проверка)

— Поднимите руки кто получил – 5. Молодцы, ребята, я за вас очень рада!

— Теперь вы готовы к выполнению второго графического задания — работа над проектом дома, в котором бы вам хотелось жить.

  • во-первых, нетрадиционными для черчения инструментами: маркеры, фломастеры, клей;
  • во-вторых, выполнять задание нетрадиционным способом, с применением техники аппликации. Ваши знания, умения и навыки графического черчения здесь очень пригодятся.

Вместе с тем, проявите творчество и смекалку.

  1. первой группе разработать и представить максимальное количество объемных композиций (приложение 5);
  2. второй группе разработать и представить фасад здания;
  3. третьей группе разработать и представить план здания.

— Время выполнения этого задания 6 мин. Приступаем к работе.

— Время работы вышло. Представьте ваши творческие работы. Расскажите, пожалуйста, что вы делали, какую информацию несет в себе выполненное вами графическое изображение. Остальным учащимся необходимо внимательно выслушать ответ и определить правильность выполнения. Если будут ошибки, неточности, необходимо указать их и показать, как нужно сделать правильно. (идет защита проектов, во время которой звучат вопросы: Какие есть замечания? Возможно, вы заметили какие-то ошибки или неточности?)

— Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете! Это первые ваши шаги в строительном проектировании. Работа в целом выполнена качественно, без грубых ошибок. Я надеюсь, что кому-то из вас полученные знания пригодятся в жизни, а возможно кто-то из вас в будущем выберет профессию строителя.

— Теперь выполните, пожалуйста, проверочное графическое задание, которое у вас всех есть. Прочитайте внимательно условие задачи. Вам нужно по изображению одноэтажного однокомнатного домика построить его план (приложение 6). При этом учесть, что в жилую комнату ведут два входа: один через открытую террасу, другой через кухню. Печная труба декоративно вынесена на фасад.

Будьте внимательны, аккуратны и точны. Время на выполнение задания – 3 мин.

— Время на выполнение задания вышло. Посмотрите на один из правильных вариантов выполнения работы и проверьте друг у друга чертеж, укажите ошибки и выставьте оценки. На это дается 1 мин.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  1. Какую тему мы сегодня изучили?
  2. Что вы узнали изучая эту тему сегодня на уроке?

— Заканчивается урок, на котором мы с вами проектировали дом. Посмотрите на доску, возможно, вы уже обратили внимание на эти слова: “Дом, как известно всем давно, это не стены и окно…” А что это по вашему мнению? (подразумеваются ответы: семья, школа, класс, где уютно, хорошо, где тебя понимают)

— Я с вами согласна, более того, многое и от вас зависит в доме: согласие, добро, уют, дружба, любовь. И я очень желаю вам жить именно в таких домах.

— Наш урок подошел к концу. Большое спасибо за работу на уроке. Мне было очень приятно с вами работать. И сейчас я хочу подарить вам слова замечательной песни “Дом”, которая звучала сегодня у нас на уроке во время выполнения творческой работы, и слова которой есть в опорных конспектах. Предлагаю всем вместе ее спеть. (поем песню)

Источник: urok.1sept.ru

Рейтинг
Загрузка ...