Российский и немецкий архитектор, руководитель бюро «СПИЧ» и Tchoban Voss Architekten Сергей Чобан в интервью «Новому проспекту» рассказал, почему не стоит имитировать историческую архитектуру, чем «лечить» окраины мегаполисов и как современные нормативы строительства ведут к засилью «картонных» зданий.
Сергей Энверович, вы работали в Берлине, Дюссельдорфе, Москве, Петербурге и других городах. Можете ли сравнить, где проще или, напротив, сложнее реализовывать проекты современной архитектуры?
— Прежде всего хочу оговориться, что в Дюссельдорфе я сделал несколько зданий, но не думаю, что могу экспертно высказываться по поводу этого города. Что же касается остальных названных вами городов, то да, я действительно довольно активно в них работаю. Мне кажется, что абсолютно везде согласование нового проекта — это процесс длительный, особенно если речь идет о центре города. Представители общественности и власти стараются максимально всесторонне проанализировать, как будет и как должно выглядеть каждое новое здание.
Что такое проект и как он создается? СОЗДАЕМ ПРОЕКТ ВМЕСТЕ! МАСТЕР-КЛАСС
Музей архитектурного рисунка в Берлине. Фото: Roland Halbe
Встречает ли где-то современная архитектура активное сопротивление именно по причине использования элементов языка модернизма, то есть того, что мы сегодня и называем современной архитектурой?
— Пожалуй, из тех городов, что вы перечислили, это периодически происходит лишь в Петербурге. И, конечно, это связано с тем, насколько сильно центр Петербурга ассоциирует себя с архитектурной традицией XVIII–XIX веков. Это, безусловно, очень цельная традиция, которая заметно отличает его от многих других городов, в том числе Москвы и Берлина. Например, Берлин — город очень разнообразный, в его застройке можно увидеть слои самых разных эпох, и именно поэтому власть и общественность легче принимают здания, которые говорят на языке сегодняшней архитектуры.
Музей архитектурного рисунка в Берлине. Фото: Patricia Parinejad
В Москве та же ситуация. В Москве довольно много объектов исторической архитектуры, но это скорее лишь отдельные здания или небольшие кварталы, рядом с которыми, как и в Берлине, повсеместно присутствуют строения разных периодов ХХ века.
Петербург же по сравнению с этими двумя городами представляет собой такой монолитный памятник, который в своем завершённом виде сформировался еще в первое десятилетие XX века. И, конечно, этот памятник очень сильно убеждает своей цельностью. Эта сложность в проработке деталей, высочайшее ремесленное мастерство поражают и завоёвывают сердца. Поэтому для общественности Петербурга принять здание, спроектированное не в стиле прошлого, бывает сложнее.
Проект дома своими руками в SketchUp. Проектирование домов для новичков.
Музей архитектурного рисунка в Берлине. Фото: Roland Halbe
И на каких уровнях власти решаются архитектурные вопросы? И где менее зарегулирована эта сфера?
— Это всецело зависит от того, в каком районе города планируется построить новое здание; насколько этот район близок к историческому центру или, наоборот, удален от него; насколько остро для этого места стоит вопрос высотного регламента. Понимаете, сегодня архитектура как никогда ранее является объектом общественного обсуждения.
Проектируется здание или уже строится — оно, как правило, является темой активных дебатов, к которым прислушиваются и профессиональное сообщество, и городские власти. В Берлине, например, существует архитектурный форум — это неформальное сообщество в интернете, которое обсуждает буквально каждое новое здание.
И с публикациями этого форума сверяются представители государственной и архитектурной власти, желая понимать, что именно думают жители, которые ходят мимо стройки каждый день. За счёт всепроникающего интернета все эти обсуждения теперь открыты. Архитекторы сами, возможно, не настолько публичны, но их работы оценивает общество. И, работая над проектами, мы должны думать о том негативном или позитивном резонансе, который может возникнуть.
Музей архитектурного рисунка в Берлине. Фото: Roland Halbe
С чем связан негатив, прежде всего в Петербурге, с которым встречаются новые проекты, в частности проект нового здания для Музея Достоевского? (Строительство курирует некоммерческий фонд «Петербург Достоевского» предпринимателя Андрея Якунина. Автор проекта — архитектор Евгений Герасимов. — Прим. «НП».)
— Мне трудно судить. Я могу защищать только свою точку зрения. Я, безусловно, ленинградец и петербуржец, ведь я не только родился в этом городе, но и прожил здесь примерно тридцать лет. Тем более я вырос в так называемом районе Достоевского, знал и знаю каждый проходной двор.
Город, который я чувствую и понимаю лучше всего, — это город закрытых уличных фронтов и примыкающих к ним пространств: улиц, переулков, площадей или парков. Причем парк для меня — это именно зеленое пространство, сформированное фасадами домов. В Англии такие называют pocket park, то есть это парк, похожий на своего рода небольшой карманчик. Вот это и есть для меня элементы архитектуры Петербурга.
Фото: Олег Сердечников
Например, в центре исторического Берлина я сейчас сделал застройку одного из фронтов целого отрезка улицы. И там до меня был проект, где дома стояли под углом к улице, как было принято делать в 1970-е годы.
И этот проект мне лично был абсолютно чужд, хотя в согласующих инстанциях у него были свои поклонники, считавшие, что такое решение позволит сформировать не монотонный уличный фронт, где один дом следует за другим, а некое более сложно придуманное пространство. Когда проект перешёл ко мне, уже было разрешение на строительство, но я из принципиальных соображений предложил идею единого фронта домов. Теперь, когда проект реализован, все отзывы о нем на форумах положительные, хотя и в Берлине любят покритиковать современную архитектуру. И этим чувством города я, конечно, обязан тому месту, где родился и вырос, где гулял и смотрел на вот эти, казалось бы, монотонные фасады домов, которые плотно прилегали друг к другу и формировали своего рода ткань, которая изменяется, колышется, но остаётся монолитом по отношению к пространству улицы. Меня всегда поражало, насколько эта ткань может быть разнообразной в деталях.
Жилой комплекс Veren Place, 10-я Советская ул. Фото: Дмитрий Чебаненко
Поэтому для меня вопрос застройки того маленького зазора, паузы между домами рядом с домом Достоевского, даже не стоит. Конечно, этот разрыв должен быть застроен — именно потому, что это полностью соответствует градостроительному характеру Петербурга. Для меня нет ни одного аргумента в пользу того, почему этот спонтанно возникший разрыв необходимо оставить. Если же говорить о характере самой архитектуры для этого места, то, конечно, она, на мой взгляд, должна быть современной, то есть не мимикрировать под строения XIX века, ведь она строится в наше время и с применением современных нам технологий.
Жилой комплекс Veren Place, 10-я Советская ул. Фото: Дмитрий Чебаненко
Вот я буквально перед нашим интервью видел на Facebook (принадлежит Meta Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) фотографию одного здания, которое построено в Берлине сейчас, но в стиле начала XX века. Рядом с ним стоит подлинное историческое здание той эпохи с характерными каменными деталями, штукатурными деталями по массивной стене и характерными профилями окон. И там, и там очевидно желание измельчить поверхность фасада, но глаз сразу видит, что одному зданию присуща подлинная мощь, а другое — это лишь картонная попытка повтора.
Как декорация?
— Не знаю как, но глаз видит, что современные технические возможности, или лучше сказать невозможности, не позволяют сделать детали «того времени» столь же достоверными. Всё равно ты им не веришь, они выглядят как-то по-другому. Знаете, для меня в архитектуре важна, с одной стороны, материальность, а с другой — движение вперёд. Развитие архитектуры — это направленный процесс, и в нем любое возвращение, особенно сегодня, когда ритм жизни настолько изменился, выдает фальшь. Мы, может быть, к сожалению, но слишком далеко ушли в нашем осознании комфорта проживания и комфорта строительного процесса, чтобы сегодня суметь воспроизвести детали, которые с огромными трудозатратами создавали строители минувших столетий.
Жилой комплекс Veren Place, 10-я Советская ул. Фото: Дмитрий Чебаненко
Для меня материальность важна в первую очередь именно в смысле честного применения материала: массивные элементы должны выглядеть тяжелыми, а легкие — легкими. И с этой точки зрения проект, который сделал Евгений Герасимов (для Музея Достоевского. — Прим. «НП»), на мой взгляд, чрезвычайно удачен. Это проект современный, и при этом он дает ощущение честной материальности.
Его фасад собран из массивных элементов, а окнам на нем отводится сравнительно небольшое пространство, что является очень характерной чертой архитектуры Петербурга. Ведь это город не стеклянных домов, а именно массивных. И в то же время проект использует язык, который безошибочно позволяет понять, что здание сделано именно сегодня, и благодаря которому оно будет восприниматься как достойный элемент архитектуры, построенной в наше время.
Жилой комплекс Veren Place, 10-я Советская ул. Фото: Дмитрий Чебаненко
Поэтому у меня ни к факту застройки этого места (я уже не говорю о том, что музею необходимо дополнительное пространство) нет никаких вопросов, ни к предложенной архитектуре. Да, она не пытается мимикрировать или подражать тому историческому дому, который был на этом месте, однако соблюдает все те принципы, которыми традиционно обладает петербургская архитектура: массивность, тактильность поверхности, качественные детали. Проект получил несколько премий, одобрен градсоветом.
А как вы начали сотрудничать с Фондом Достоевского и что на сегодняшний день тормозит проект строительства?
— Инициаторы этого проекта попросили меня войти в попечительский совет, потому что я разделяю его цели и, собственно, те формы, которыми эти цели достигаются. Я с удовольствием вошёл в совет, участвовал в нескольких заседаниях и высказывал ту же позицию, которую сейчас высказал вам. Никаких других новостей у меня нет, и единственное, что я могу пожелать, так это чтобы проект все-таки был реализован. Ведь тогда и музей начал бы функционировать совсем по-другому, и в центре города появилось бы здание, которое хорошо иллюстрирует, как в структуре исторического города можно проектировать языком неподражательским и при этом не оскорблять ничей взгляд, а создавать достойное здание своего времени.
«Экспофорум». Фото: Дмитрий Чебаненко
Кроме этого, я должен сказать, что Достоевский — это ведь больше, чем просто великий писатель. Сегодня, как принято говорить, Достоевский является одним из главных брендов Петербурга. Когда была пандемия, в Сети возникло много сообществ, связанных с искусством, в том числе «Петербург в рисунках». Огромное количество людей стало выкладывать свои рисунки из прошлого и настоящего.
Очень много качественных рисунков. И я должен сказать, что на 95% там был изображен Петербург Достоевского: с его дворами-колодцами, с его брандмауэрами с плотными, лишёнными разрывов фронтами улиц. Тот город, по которому я гулял в детстве. Я не знаю, почему тормозится проект, но не понимаю, почему мы сомневаемся в необходимости его реализации. Строя это здание, мы и отдаём дань Достоевскому, и продолжаем традиции того города, который мы знаем по его произведениям.
«Экспофорум». Фото: Дмитрий Чебаненко
А как вы познакомились и начали работать с Евгением Герасимовым?
— Нас познакомил Олег Харченко (главный архитектор Петербурга в 1992–2004 годах, заслуженный архитектор Российской Федерации. — Прим. «НП»), к которому я отношусь с огромным уважением. Евгений приехал ко мне в Берлин, мы встретились, и позднее, с небольшим перерывом, возник наш первый совместный проект — «Дом у моря». Сразу удачное сотрудничество. Потом мы выиграли знаковые международные конкурсы на «Набережную Европы», «Невскую ратушу», «Экспофорум». В «Невской ратуше» первый этап реализован и, как мне кажется, там получилось очень интересное пространство, сейчас мы вместе с компанией «ГАЛС-Девелопмент» работаем над вторым этапом. «Экспофорум» также реализован, хотя там произошло некоторое изменение и развитие относительно конкурсного проекта. «Набережная Европы», вы знаете, не реализована.
«Экспофорум». Фото: Дмитрий Чебаненко
Есть ли сейчас в Петербурге какие-то примеры новых проектов, которые лично вам импонируют?
— Я не взялся бы анализировать все те интересные проекты разных архитекторов, которые появились в Петербурге за последние годы, но мне особенно важна тема, о которой я говорил выше: каким может быть современный дом, встроенный в сложившийся фронт исторической улицы. И в этом смысле мне нравится проект Евгения Герасимова рядом с костёлом (костёл Лурдской Божией Матери в Ковенском пер.— Прим. «НП»).
Мне кажется, что вот та часть, которая находится по фронту Ковенского переулка, — безусловно очень хороший и выдержанный ответ на то, как может проектироваться современный дом в строке застройки петербургской улицы. Может быть, нескромно, но я также считаю, что достойным примером ответа на этот вопрос является тот дом, который я спроектировал на 10-й Советской. Он на один этаж выше, чем должен был быть. Но это скорее недостаток тех разрешенных параметров, которые уже были у заказчика и которые, скажем так, были прагматично отжаты до капли. Меня не всё устраивает в качестве реализации, но сам подход к застройке в подобном месте я считаю очень правильным.
«Экспофорум». Фото: Дмитрий Чебаненко
А что такое качество архитектуры, на ваш взгляд, и готовы ли заказчики за это качество платить?
— Этот вопрос, конечно, затрагивает слишком много тем. Готовы ли заказчики платить? Не будет большим преувеличением признать, что изначально они всегда говорят, что готовы. И действительно, есть заказчики, скажем так, с очень высокой степенью готовности. Например, наш первый проект в Петербурге — «Дом у Моря» от Группы ЛСР — это проект, в котором заказчик пошёл на очень многое.
Чего стоят хотя бы столь сложные фасады из натурального камня! Не забывайте, это были 2003–2005 годы!
«Экспофорум». Фото: Дмитрий Чебаненко
Когда ты проектируешь в городе, нужно понимать следующее: сегодняшняя наружная стена — это сборная конструкция, которая состоит из несущего слоя, теплоизолирующего слоя и облицовывающего. Они накладываются друг на друга. Раньше хотя бы несущий и облицовывающий слои были слиты друг с другом, а сегодняшний фасад — это такая маска, не более. Мы все сейчас из-за пандемии носим маски, и наши лица потеют под ними. Наши здания тоже скрыты за масками, и никто до конца не знает, что с ними происходит за этими масками.
Ведь современный фасад — это не деталь, навешенная на несущую структуру, но и слои теплоизоляции, и конструкции, о состоянии которых также необходимо думать. И заказчик, например, готов потратить любые деньги на фасад из натурального камня, а эксперт говорит о том, что он должен оставить стыки между камнями открытыми, для того чтобы вентилируемый фасад функционировал. И если раньше ты смотрел на фасад и видел, что камень лежит на камне, мог подойти и потрогать шов, рукой прочувствовав, что перед тобой несущая конструкция, то сегодня ты видишь между камнями либо щель, через которую видна та сама теплоизоляция, либо в лучшем случае силикон — некую эластичную массу, которую при известной сноровке можно выковырять и засунуть вместо нее, скажем, окурок. Здание перестало быть монолитом, его фасад стал пористой маской, через которую угадывается промежуточный слой.
Фото: Геннадий Грачев
Я, конечно, могу предложить возвести кирпичную стену глубиной 70 см, но её же никто не будет строить — это слишком дорого и сжирает слишком много полезной внутренней площади. А меньшая толщина неспособна обеспечить современные нормы теплоизоляции, и никто не готов мириться с компромиссами.
Поэтому любая форма подражания, например, массивной кладке прошлого неизбежно сталкивается с подобными проблемами. Правда же заключается в том, что сегодня не существует способа сделать массивную стену. Да, можно сделать стену из бетона минимум толщиной 55-57 см или показать несущую стену снаружи и теплоизолировать ее с обратной стороны (так, например, сделан Музей архитектурного рисунка в Берлине по моему с Сергеем Кузнецовым проекту), но это единичные и очень дорогие исключения из правил. А главный вызов нашего времени состоит в том, что в нашем распоряжении нет строительных технологий, которые бы оправдали строительство зданий с массивными стенами.
«Невская ратуша». Фото: Андрей Белимов-Гущин
Насколько упирается это в компетенцию подрядчиков, которые исполняют заказ?
— Ни один подрядчик не хочет участвовать в каких-либо экспериментах, потому что любые эксперименты могут обернуться тем, что подрядчик окажется виноватым и будет отвечать. Поэтому подрядчики или экспертиза чаще скажут: «Нет, это решение не сертифицировано и не согласовано». Конечно, существуют разные решения. Можно сделать несущую стену, а потом проложить теплоизоляцию, после поставить облицовочную кирпичную стену на отдельный фундамент… Но парадокс заключается в том, что когда мы говорим об эстетике строительства, мы сожалеем об утрате массивности, а когда рассуждаем о технологиях, то ратуем за легкие быстровозводимые стены, которые при необходимости можно применить повторно. И с точки зрения технологий ощущение архитектуры как чего-то вечного сегодня, безусловно, теряет свою актуальность, хоть это ощущение пока еще по-прежнему пропитывает Петербург.
«Невская ратуша». Фото: Андрей Белимов-Гущин
Есть мнение, что среди проектов коммерческой недвижимости, например бизнес-центров, чаще встречаются интересные с точки зрения архитектуры проекты, а жильё чаще утилитарно. Так ли это?
— Мне кажется, что это ошибочное мнение. Есть много удачных жилых домов. Вообще, эти типологии трудно сравнивать, поскольку доля жилых зданий и доля бизнес-центров в структуре застройки несопоставимы.
Вы известны как куратор, организатор и участник архитектурных выставок. Например, недавняя выставка архитектурного рисунка в Риме «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези»…
— Да, упомянутая выставка — это свободное размышление на тему будущего европейского города, в том числе применительно к тем процессам, которые мы сегодня обсудили.
«Невская ратуша». Фото: Андрей Белимов-Гущин
Там были представлены фантазии, связанные со старым городом. А вот если пофантазировать на тему того, что же нам делать с довольно сомнительными с архитектурной точки зрения окраинами Петербурга и Москвы? Можно их как-то «излечить»?
— Можно и нужно. Я как раз считаю, что нам обязательно нужны мастер-планы и дизайн-коды развития новых районов. Что можно делать с этими территориями? В их застройке, как правило, много пустот, и их можно заполнить, например, общественными зданиями, которые помогут создать интересную среду.
Эта тема, которая для меня крайне важна: европейский город продолжает расти, и на его новых территориях должны быть созданы примеры застройки, интересные с точки зрения и этажности, и режиссуры пространства, и архитектурных деталей. Пока ответы на эти важные вопросы, увы, не найдены.
А в той выставке, которую вы упомянули, меня интересовала проблема многослойности уже сформированного европейского города. Потому что даже в таком городе время от времени возникают пустоты и фрагменты, требующие нового архитектурного и градостроительного решения. Мы видим это и в историческом Петербурге.
И меня очень занимает вопрос: как такой город может жить и развиваться дальше? Никогда ведь не будет так, что какая-то часть города заморожена, а всё новое строится только в новых районах. Центр также всегда требует развития. Другие европейские города, например Париж, Милан, Барселона, ведь обладают огромным историческим центром, который формировался вплоть до начала XX века, а затем изменились архитектурный язык и строительные технологии, и эти два фактора очень существенно повлияли на их облик.
«Невская ратуша». Фото: Андрей Белимов-Гущин
Есть ли разница в запросе, если вам заказывают здание жилое, коммерческое, для окраины или для центра?
— Я повторюсь, жилая застройка или бизнес-центр — не так важно. Нужно стремиться создавать ту картинку части города, которая тебе наиболее близка. Иногда это очень контрастное решение, потому что та плотность и высотность, которые даются городом в качестве исходных параметров, не могут быть воплощены иначе. Но, конечно, мы должны задаваться вопросами: что такое человеческий масштаб и какая этажность комфортна для проживания, как должны выглядеть первые этажи, как должны решаться детали фасадов.
Есть ли примеры, когда ваш проект реализовали откровенно плохо?
— Если мне доверили реализовать проект от начала и до конца, я стараюсь сделать то, за что могу ответить, что могу объяснить до каждой детали. Но, повторюсь, необходимым условием этого является возможность вести авторский надзор.
С проектами, которые я начинал как архитектор и которые затем были сделаны без моего участия, что называется «по мотивам» (а такие проекты есть, например, в Сочи), я себя не отождествляю и автором этих проектов себя не считаю. Даже на финальных стадиях реализации от решения архитектора может зависеть очень многое. Знаете, как это бывает: то вдруг вылезла какая-то антенна, то появится техническая надстройка, и архитектор должен на это отреагировать, предложить решение. Реализация проекта — это всегда самый важный и, конечно, самый долгий процесс, который, к сожалению, часто российскими заказчиками недооценивается. Если не удалось найти общий язык и я был отстранён от возможности вникать во все нюансы стройки, я не готов отвечать за результат, даже если он чем-то похож на то, что было в проекте.
«Невская ратуша». Фото: Андрей Белимов-Гущин
То есть это уже зависит от компетенции заказчика?
— От желания заказчика, от его понимания такой позиции архитектора. И мне кажется, это единственно возможная позиция в профессии. Авторский надзор, о необходимости которого мы, например, сейчас так много дискутируем применительно к закону об архитектурной деятельности, — это ключевой фактор качества реализации проекта.
В Петербурге намерены построить колокольню Смольного собора по проекту Растрелли (колокольня была спроектирована зодчим, но так и не реализована). Опасения связаны с тем, что появится очередной новодел, который будет далёк от замысла архитектора. Как думаете, есть ли шанс на успех?
— Я не знаком с этим проектом. Но если в хорошем смысле пытаться эту идею обосновать, то необходимо возродить старые технологии строительства и изменить нормы так, чтобы мы мысленно переместились в XVIII век и поработали как тогда.
«Невская ратуша». Фото: Андрей Белимов-Гущин
Такое возможно?
— На примере берлинского замка могу сказать, что это скорее невозможно сделать, по крайней мере замок сделан абсолютно современным способом, когда поверх конструктивного каркаса выполнена чрезвычайно дорогая оболочка исторического фасада. Это возможный путь, но он не снимает тех вопросов, о которых я уже говорил в ходе этого интервью.
Для меня восстановление памятника — это процесс, когда всё делается в точности так, как делалось в его историческую эпоху. Ведь как восстанавливали Янтарную комнату? Там же были воссозданы все технологии прошлого один к одному. Это великий подвиг.
То есть мы должны совершить такой же подвиг?
— Да, мы должны построить это здание так, как будто мы живём и строим в XVIII веке, используем технологии, которые были тогда и привели к такой архитектуре и даже к тем теплотехническим показателям, которые, возможно, нас сегодня не устраивают, но мы должны это забыть и сделать так, как это было в том веке. При соблюдении этих условий всё получится. Тем более технологии известны, есть чертежи, есть реализованные памятники Растрелли. Если это новые технологии, которые только имитируют прошлое, то успеха не будет.
«Невская ратуша». Фото: Андрей Белимов-Гущин
Сергей, как завершился год лично для вас и для архитектурного сообщества? Каковы планы на будущее?
— Я могу говорить только о себе. Для меня год закончился в целом хорошо и спокойно. Я продолжаю работать над проектами в России и Германии, в частности в Берлине руковожу строительством крупнейшего в Германии офисного здания с применением деревянных конструкций.
Нахожусь я сейчас постоянно в Германии, потому что, как вы знаете, эпидемические ограничения довольно жёсткие и не позволяют сейчас жить и работать в том ритме, который казался привычным еще год назад. Раньше я раз в неделю перемещался из Германии в Россию и обратно. Сейчас это невозможно, поскольку обязательный карантин после пересечения границы превратит процесс работы в бесконечный хоум-офис. И тем не менее в будущее я смотрю со спокойной уверенностью.
Справка «Новый проспект»:
Сергей Энверович Чобан родился в Ленинграде 9 октября 1962 года в семье учёных. В 1980 году окончил среднюю художественную школу им. Б. Иогансона. В 1986 году окончил архитектурный факультет Института им. И. Репина Академии художеств СССР (мастерская профессоров Сергея Сперанского и Валериана Волонсевича).
В том же году начал профессиональный путь в архитектурной мастерской Вениамина Фабрицкого. Позднее начал самостоятельную работу в Ленинграде.
В 1991 году переехал в Германию, где с 1992 работал в гамбургском архитектурном бюро Nietz Prasch Sigl. В 1995 году стал руководящим партнёром бюро, получившего название nps Tchoban Voss, и возглавил его берлинский офис, с 2017 году офис носит название Tchoban Voss Architekten.
Автор более 50 проектов в Берлине, Дюссельдорфе, Штутгарте, Дрездене, Москве и Петербурге. Среди знаковых работ архитектора — кинотеатр «Кубикс», многофункциональный комплекс «ДомАкваре», Еврейский культурный центр и синагога Хабад-Любавич на Мюнстершештрассе, отель NHow, комплекс Mall of Berlin и здание Музея архитектурного рисунка (Берлин), одно из самых высоких зданий Европы — башня «Федерация» делового центра «Москва-Сити», административно-деловой комплекс «Невская ратуша» (совместно с мастерской архитектора Евгения Герасимова, с которым реализовал ещё ряд проектов в Петербурге) и др.
С 2006 года руководит архитектурным бюро «СПИЧ». В 2009 году основал благотворительный фонд архитектурного рисунка Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing. В 2009–2011 годах являлся председателем градостроительного совета города Линц (Австрия). С 2011 года — член градостроительного совета фонда «Сколково».
С 2013 года — член архитектурного совета при комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы. Является куратором и участником нескольких десятков архитектурных выставок и биеннале в России и за рубежом, например дважды курировал российский павильон на архитектурной биеннале в Венеции. В 2017 и 2019 годах был куратором Российской молодежной архитектурной биеннале. Лауреат международных и российских архитектурных премий, в том числе Европейской архитектурной премии (European Prize for Architecture, 2018).
Источник: newprospect.ru
Погреб на даче своими руками — разновидности погребов, подробная инструкция по строительству с простыми чертежами, советы по обустройству
Постройка погреба это долгий и нелёгкий процесс. Недостаточно просто возвести перекрытия, и поставить стены, необходимо также продумать вентиляцию, изолировать помещение от влаги, и тщательно распланировать внутреннее пространство.
Если проявить бездумность в проектировке входа, или продешевить на рабочей площади помещения, использовать погреб будет непросто, а переделывать сложно и затратно. Поэтому продумайте мельчайшую деталь перед тем, как приступить к постройке погреба своими руками.
Что учесть при возведении погреба?
Ниже приведены критерии, которые необходимо учитывать при возведении погребного помещения:
- внутри помещения всегда должна поддерживаться прохлада;
- слишком низкая температура не допустима;
- пространство должно быть полностью изолировано от грызунов;
- подпольное помещение должно быть снабжено автономной подачей электричества;
- в помещении должно быть продумано проветривание
Пошаговая инструкция реконструкции погреба на даче своими руками
Для начала необходимо освободить подпольное покрытие. После этого можно приступать к уборке земляного и лиственного слоя и демонтажу накатника. Все работы лучше всего вести по направлению от краев к центру.
Далее необходимо демонтировать балочное перекрытие и старую кладку стен.
Устройство фундамента. Для этого подготавливают дно котлована и устанавливают на него опалубку. Чтобы избежать промерзания рекомендуется делать толщину стен равную одному кирпичу. Согласно проекту высота фундамента составляет 150 мм.
Далее необходимо установить арматуру в три ряда. Для этих целей был выбран прокат диаметром 16 мм. К каждому ряду приваривают металлические полосы. Далее конструкцию заливают бетонной смесью и оставляют застывать. Опалубку можно снимать через несколько дней.
Совет: чтобы предотвратить проблемы с заземлением рекомендуется приварить к арматуре пруток-восьмерку.
Кладка стен из кирпича. Для начала необходимо уложить нулевой ряд на поверхность застывшего бетонного фундамента. Этот ряд укладывают тычком. Сверху него посередине необходимо зафиксировать стальные полосы, на которые приварены закладные детали. Таким образом можно обеспечить надежное заземление.
Все последующие ряды выполняют в полкирпича. Через каждый ряд рекомендуется укладывать стальные полосы. Они помогут придать прочность стенам подвального помещения. Скреплять полосы между собой нет необходимости.
Совет: при возведении стен необходимо следить за тем, чтобы между искусственными камнями не было промежутков и пустот, через которые в помещение могут попасть грызуны.
Когда кирпичная кладка достигнет в высоту одного метра, можно приступать к устройству приточной вентиляции. Для этих целей были выбраны канализационные трубы.
Для гидроизоляции стен погреба можно использовать рубероид.
Устройство верхней обвязки и перекрытия. Обвязку верхней части металлическими элементами можно устанавливать после того, как будет выложен 21-й ряд. Для этих целей необходимо уложить на последний слой кирпичной кладки слой рубероида и засыпать его грунтом. Для обвязки был использовать двутавр №12, который был распилен посередине и 2 профиля. На роль балки хорошо подойдет отрезок рельсы.
Далее необходимо будет зафиксировать лестницу.
Устройство железобетонного перекрытия толщиной 100 мм. Для этих целей устанавливаем опалубку, укладываем арматуру и заливаем это все бетонной смесью.
После этого необходимо установить люк, произвести утепление перекрытия и залить стяжку. Для утепления можно использовать пенопласт толщиной 5 см. Для стяжки был выбран щебень самой маленькой фракции.
Устройство электроснабжения в подвале.
Проведение отделочных работ. На этом этапе необходимо выполнить устройство козырька над вентиляционными трубами. Стены внутри помещения можно побелить.
Разновидности погребов
Все подполы можно условно разделить на несколько разновидностей. Каждая разновидность имеет как плюсы, так и минусы. Например, погреб, относящийся к виду подземных, гарантирует устойчивую температуру, но для его постройки необходимо обладать специальными навыками.
Погреб относящийся к наземному виду имеет более простую конструкцию, кроме того, его возведение возможно на местности, где грунтовые воды протекают близко к поверхности. Однако в нем сложнее добиться необходимой теплоизоляции.
В этом обзоре будут рассмотрены основные виды дачных погребов.
Какой погреб можно построить
Существует несколько решений в ситуации, когда грунтовые воды находятся недалеко от поверхности земли. Различия заключаются в самой конструкции погреба, используемых материалах, месте расположения хранилища.
Полузаглубленный погреб
Помещение для содержания припасов может не только находиться полностью в земле, но и быть частично заглубленным. В последнем случае требуется проводить меньше земляных работ, а также упрощается устройство гидроизоляции. Полузаглубленный погреб можно сделать интересным украшением участка. Но в суровом климате, когда почва промерзает на большую глубину, этот вариант не поможет сохранить овощи, если не продумать капитальное утепление.
Погреб-кессон
Идея пришла из области судостроения. Кессон представляет собой герметично закупоренную емкость, которую можно полностью помещать в воду. Сверху капсулы находится входной люк. Такой погреб можно соорудить из бетонных колец. При этом важно качественно заделать стыки.
Бывают также короба из пластика и металла.
Бетонный монолит
Такие конструкции отличаются большой надежностью. Они способных выдерживать все нагрузки грунта, им не грозят сезонные смещения. Применение изоляционных материалов обуславливает устойчивость конструкции к воздействию минусовых температур. Независимо от уровня промерзания почвы, внутри сохраняется тепло. Пользоваться таким хранилищам можно не один десяток лет.
Наземный погреб
Наземный погреб представляет собой маленькое помещение, а иногда это может быть ящик с дополнительным утеплителем. Возвести такую конструкцию достаточно легко. Этот процесс не требует больших трат и идеально подойдёт, если необходимо возвести подпол на территории с близко протекающими подземными водами.
Читайте здесь: Каркасная баня: пошаговая инструкция как построить и своими руками типовой проект
Воздействие грунтовых вод
Жб погреб (+) Металлический погреб (–) Пластиковый погреб (–)
Металлический погреб наиболее подвержен влиянию грунтовых вод. В первую очередь это связано с возможным образованием ржавчины. Крайне важно, чтобы все сварочные работы в ходе производства погреба были проведены должным образом. Любая, даже самая небольшая трещина или отверстие – это не только потенциальный очаг коррозии, но и возможность попадания воды внутрь погреба.
Пластиковому корпусу ржавчина не страшна. Однако воздействие грунтовых вод может привести к его деформации, что также может иметь место и в случае монтажа погреба, выполненного из металла.
Погреб, выполненный из железобетона мало восприимчив к негативному влиянию грунтовых вод. Ему не страшны ни деформация, ни протекание. Справедливости ради стоит отметить достаточно внушительный вес такой конструкции. Однако этот минус легко может стать плюсом, если говорить о потенциальном всплытии. В данном случае такое просто невозможно, чего нельзя сказать о пластиковых или металлических моделях.
Статья на тему: Строительство погреба при высоком УГВ.
Земляной погреб
Этот вид погреба также обладает простой конструкцией и легко возводится практически из всего, что есть под рукой. Обычно его строят на сухом участке земли либо на возвышенности.
При строительстве лучше всего использовать плотный грунт. Такие хранилища используются в основном для картофеля, так как в таких условиях на клубнях не появляются ростки.
Полузаглубленные погреба
Очевидно, что это переходной вариант между наземными и полностью заглубленными погребами. Он устраивается, когда это позволяет уровень залегания грунтовых вод и погреб строится как отдельное сооружение, что все-таки лучше, чем устройство его под домом.
Такие погреба, как правило, углубляются на метр – полтора и обязательно засыпаются землей. Их стены делают из кирпича, шлакоблоков или бетонных блоков. Иногда льют из монолитного бетона. Из легких бетонных подходят только гидрофобные полистиролбетонные блоки. Котлован роется на полметра шире наружных габаритов погреба.
Это делается для удобства гидроизоляции снаружи и устройства хорошего дренажного слоя и глиняного замка. Выполняется это так же, как и для наземного погреба и из тех же материалов. Иногда глубина полузаглубленного погреба делается и до 2 метров, верх при этом также обваловывается землей.
Если потолок такого погреба вы будете делать из дерева, а можно это сделать как в землянке, из нескольких накатов не толстых бревен, то дерево обязательно должно быть тщательно ошкурено, обработано эффективным антисептиком, закрыто сверху надежным глиняным замком. Он же в свою очередь должен быть накрыт двумя – тремя слоями рубероида или плотной полиэтиленовой пленкой. Хотя, сейчас наилучшим будет использование геомембраны.
Также в качестве перекрытия самые продвинутые самодельщики достаточно часто используют арочные своды.
Они не настолько сложны в изготовлении, сколько требуют тщательности в работе, чтобы выдержать вес земли и снега, находящихся над ними и возню ребятни, как правило, устраивающей ледяные горки на скатах такого погреба долгими российскими зимами.
Эффективная вентиляция любого погреба является обязательным условием его нормального функционирования. В полузаглубленных и полностью заглубленных погребах она делается двумя трубами диаметром не менее 100 мм, расположенными, как показано на схеме. Лучше их располагать в противоположных углах – по диагонали.
Если есть опасность подтапливания погреба грунтовыми водами, стоит предусмотреть в одном из углов углубление для сбора воды с небольшим уклоном пола к нему. Лучше – ближе к выходу, чтобы удобнее было использовать насос для ее отвода.
Пристенный погреб
Пристенный погреб самый экономичный в отношении занимаемого пространства. Помимо этого, он не требует особого места, т.к. пристраивается вплотную к стене дома. Это самый простой вид погребов, он быстро и без особых трудностей собирается своими силами.
Здесь главное учитывать качество строительного материала, т.к. это позволит пользоваться хранилищем на протяжении длительного времени.
Каждый погреб имеет свои сильные и слабые стороны. Ниже предоставлены фото погребов для дачи, которые помогут вам определиться с выбором.
Какая конструкция пластикового погреба лучше?
Погреба Kellari имеют цилиндрическую форму, поэтому нагрузка на них распределяется равномерно и нет риска деформации погреба при давлении грунта. Погреба Tingard – прямоугольные, и в этом отношении они менее устойчивы к сдавливанию. В то же время Tingard имеет бесшовную конструкцию, а Kellari изготавливается с применением сварки, хотя сварной шов отличается высочайшей прочностью (98% от исходной).
И Kellari и Tingard полностью герметичны, оснащаются полками и лестницами, приточно-вытяжной вентиляцией, освещением и крышками. В этом плане Tingard и Kellari почти не уступают друг другу, но у Kellari есть в наличии специальная модель – погреб Kellari 7 с маршевой лестницей. Это ключевое преимущество для пожилых людей, для которых тяжело и небезопасно спускаться в погреб по вертикальной лестнице. У погребов Kellari есть еще одна важная особенность – полки в них опираются на вертикальный каркас и служат дополнительными ребрами жесткости для всей конструкции.
Разновидности готовых погребов
В случае, когда времени на возведение погребного хранилища нет, можно просто купить погреб нужной конструкции. Современные погреба бывают разных форм и размеров, поэтому каждый покупатель может выбрать себе ёмкость для хранения идеально подходящую под его запросы. Ниже будут подробно рассмотрены основные виды готовых погребов.
Строительство погреба из красного кирпича своими руками
Строительство такого погреба начинают с рытья котлована глубиной 3,5 метра. Готовый погреб будет состоять из двух помещений, тамбура и лестницы.
После того как котлован вырыт необходимо будет уплотнить стены, пол и ступени лестницы.
Далее выполняют заливку пола при помощи бетонной смеси.
После застывания бетона, можно приступать к кладке стен.
На готовые стены укладываем металлопрокат, который будет основой для перекрытия.
Под металлический каркас устанавливается опалубка и производится заливка перекрытия бетоном.
После того как бетон затвердеет, можно приступать к кладке наземной части погреба из красного кирпича и устройству крыши.
Погреб, имеющий вид бочки
Имеет более вытянутую форму по сравнению с капсулой. Размеры погреба и другие параметры зависят от фирмы производителя.
Монтаж конструкции полностью аналогичен капсуле. Все готовые пластиковые погреба обладают рядом преимуществ:
- Все изделия полностью герметичны и сохраняют нужный температурный режим на протяжении всего года;
- Подземные воды не являются препятствием для установки изделия;
- Монтаж не требует специфических условий. Установка возможна абсолютно везде , где это необходимо;
- Технические особенности изделия, а также материалы высокого качества позволяют обеспечить полную защиту от вредителей и других неблагоприятных факторов;
- Все изделия износоустойчивы и могу эксплуатироваться до пятидесяти лет.
- Пластиковые погреба полностью защищены от влаги и посторонних запахов;
- Процесс монтажа предельно прост. Простое устройство пластиковых погребов позволяет установить любое изделие максимально быстро;
- Вся поверхность погреба быстро и легко дезинфицируются с помощью простой влажной тряпки;
- Все изделия полностью безопасны для здоровья и окружающего пространства.
Все погреба из пластика идеально подходят для длительного сохранения различных овощей. Каждое изделие имеет большой объём и может вместить самое меньшее сотню килограмм овощей и других продуктов, при этом остаётся достаточно пространства для комфортного перемещения внутри помещения.
Сегодня каждый может позволить себе сделать погреб в случае необходимости. Можно стать мастером строительного дела, а именно изучить чертежи и возвести хранилище своим силами, а можно выбрать подходящую продукцию, воспользовавшись различными каталогами готовых погребов.
Современные конструкции обладают множеством преимуществ, главное из которых это экономия времени. Купите готовый погреб и наслаждайтесь свежими продуктами в любое время года или смело возведите свой собственный. Выбор за вами.
Патио на даче: 75 фото инструкций как сделать и красиво оформить своими руками
Общая информация по устройству погреба
Как мы уже сказали выше, решение вопроса, какой погреб лучше сделать, зависит от уровня грунтовых вод. Если они находятся близко от поверхности земли, то единственный выход – наземное хранилище.
Наземный погреб – оптимальный вариант для сырого грунта
Оригинальный внешний вид наземного погреба нравится любителям альпинариев и других миниатюрных «горных массивов», создаваемых на даче.
По мере удаления «верховодки» от поверхности земли, хранилище для овощей и фруктов можно опускать глубже.
Чем ниже вода, тем глубже хранилище
Вместе с увеличением глубины дачного лабаза обостряются проблемы, свойственные всем подземным сооружениям: необходимость качественного дренажа, гидроизоляции стен и перекрытия. Для их решения по периметру котлована выкапывают траншею, наполняемую щебнем и песком. Этот резервный «карман» соберет избыточную влагу, попавшую в грунт после таяния снега или сильных дождей. Обратную засыпку стен выполняют не землей, а щебеночно-песчаной смесью, отводящей воду в дренажную траншею.
Независимо от качества дренажа, погреб на улице нуждается в гидроизоляции. Сегодня сделать ее несложно. На рынке можно найти множество гидрофобных пропиток и мастик, защищающих дно и стены постройки от почвенной влаги.
Защита от воды нужна снаружи и внутри
Любой дачник знает, что для длительного хранения урожая требуется определенная температура и влажность. В зимний период в дачном погребе должна сохраняться температура от +2 до +4С при влажности воздуха от 80 до 90%. Контролировать ее несложно, используя термометр и гигрометр. А вот как добиться того, чтобы помещение было достаточно теплым и не слишком сырым?
Первая задача решается утеплением. В поверхностных и полузаглубленных хранилищах в этой роли выступает грунт, которым обваловывают стены.
Лучший естественный теплоизолятор – торфяник. К сожалению, встречается он довольно редко. Поэтому, решив построить погреб на даче своими руками, купите для утепления перекрытия и стен пенополистирольные плиты толщиной 5 или 10 см. Сверху их засыпают землей, а к стенам фиксируют с помощью клея или битумной мастики. Для исключения размыва обваловочного грунта, его засеивают травой или обкладывают пластами дерна, срезанного с почвы.
Это не домик хоббита, а насыпной погреб, покрытый дерном
Влажность в хранилище регулирует простейшая система естественной вентиляции. Она состоит из длинной приточной трубы и короткой вытяжной.
Труба А – приток, труба Б – вытяжка
Существует весьма эффективный и дешевый способ аккумулирования холода в хранилище – ледник. Наши прадеды успешно пользовались им для хранения мясных и молочных продуктов. Это неглубокая яма со льдом (в наше время ее стенки делают не из древесины, а из бетона). Ничего хитрого в конструкции ледника нет, зато отдача холода от ледяных глыб весьма внушительная и сохраняется на протяжении нескольких месяцев.
Как сделать из подвала погреб своими руками
Если в здание имеется подвал, то его можно переоборудовать под погреб. Для этого необходимо будет разделить подвальное помещение деревянной перегородкой и установить стеллажи для хранения продуктов. Также в погреб следует подвести освещение, установить вентиляторы и сделать лестницу.
Совет: лестница для спуска в подвал должна быть удобной. На ней не должно быть крутых ступенек.
В том случае, если температура в подвале в холодное время года опускается ниже нуля градусов, то необходимо выполнить утепление стен. Перед устройством теплоизоляции рекомендуется обработать поверхность антигрибковым составом или гашеной известью. Утеплить стены можно при помощи рулонного рубероида, стеклоизола или обычного пенопласта. Поверх теплоизоляционного слоя необходимо уложить фанеру или листы ДВП.
Также может возникнуть необходимость утеплить пол. Для этого можно уложить прочную полиэтиленовую пленку, сверху которой укладывают лесоматериал. Если этого будет недостаточно, то можно залить поверхность пола битумом. Сверху этого материала укладывают слой опилок толщиной 5–6 см и настил из дерева.
Источник: sd-terminal.ru