«В стране развернута масштабная стройка, чтобы у каждого ребенка в нашей стране была возможность учиться в нормальной, современной школе. Желательно – в одну смену», – говорил премьер Дмитрий Медведев в ноябре 2019 г. на совещании, посвященном в том числе строительству школ
Школ меньше, школьников больше
В России становится меньше школ. С 2001 г. количество сельских школ сократилось с 46 000 до 24 000, городских – с 23 000 до 18 000 единиц, сказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, выступая на правительственном часе в июне 2019 г. (ее слова есть на сайте Счетной палаты). Из-за этого 13% школьников, по ее данным, учится во вторую или даже третью смену. Всего в России 16 млн школьников.
Другая проблема – износ. В России 9146 школ имеют износ от 50 до 70% и 6082 – более 70%, говорится в программе содействия созданию в регионах новых школьных мест. Это, судя по данным Росстата, более трети всех школ в стране. Ветхие школы не соответствуют федеральным государственным программам образования, сказано в документе. Повысить доступность и качество образования помогут переход на обучение в одну смену и строительство новых школ взамен ветхих.
Спецрепортаж: Строительство школ
«К 2024 г. численность школьников составит почти 20 млн, и система общего образования должна отвечать этому вызову. На первый план выходят качественные, одинаково доступные по всей России образовательные услуги», – указывает Орлова.
Миллиарды на школу
Помочь всеобщей доступности образования должны государственные программы. Медведев, упоминая о масштабной стройке, говорил о нацпроекте «Образование», на реализацию которого из федерального бюджета планируется потратить 723,3 млрд руб. до 2024 г., и ее подпрограмме «Современная школа» (стоимостью 295,1 млрд руб.), которая предполагает создание 230 000 новых школьных мест к 2024 г.
«Современные, удобные здания школ прямо влияют на желание самого ребенка приходить туда учиться. Это так же важно, как и интересная школьная программа», — сказал премьер Дмитрий Медведев / Екатерина Штукина/ТАСС
Правительство должно обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, говорится в майских указах президента Владимира Путина.
Но есть более масштабная программа, посвященная содействию созданию в регионах новых мест в школах и рассчитанная на 2016–2025 гг. Она предполагает создание 6,6 млн новых мест, ее бюджет – 2,8 трлн руб., почти 2 трлн из которых – федеральные.
Но в 2018–2020 гг. регионы получат на строительство школ лишь 74,5 млрд руб. субсидии, что позволит ввести не более 122 000 учебных мест, писали «Ведомости». Уже сейчас в стране не хватает около 2 млн учебных мест, говорил Отто Сопроненко, генеральный директор «Первой концессионной компании «Просвещение» (его цитировали разные СМИ), причина – недостаток финансирования.
С бизнес-помощью
Выход из этой ситуации – строительство школ на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП), указывает Сопроненко. «Нет возможности ждать, когда появятся деньги в бюджете, руководство страны требует <. >перевести школы в односменный режим в кратчайшие сроки», – говорил первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов на форуме Российского фонда прямых инвестиций и Совета Федерации «Инвестиции в регионы – инвестиции в будущее».
СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛЫ-САДА
От ГЧП выигрывают все: бизнес взамен на льготы дает финансирование, опыт, управление, инновационные подходы, а государство получает готовую инфраструктуру, писала управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова в своей колонке в Forbes. Частный партнер, объясняет Сопроненко, берет на себя проектные риски и затраты на эксплуатацию уже построенных школ.
Основные области применения ГЧП в мире:
– строительство автомагистралей;
– проекты в сфере ЖКХ;
– строительство и эксплуатация IT-инфраструктуры;
– социальная сфера
Источник: Центр развития ГЧП
Группа компаний «Просвещение» в ближайшие семь лет готова построить около 100 школ, если сложатся благоприятные условия. «Видя большое количество школ-новостроек в стране, какой-то момент мы поняли: многие новые здания школ построены по устаревшим проектам и не отвечают потребностям тех, кто будет в них учиться и работать», – рассказывает в интервью «Ведомости вторая – старших школьников, с 8-го по 11-й класс. Основной фокус второй ступени – предпрофильная подготовка и ранняя профориентация.
Школа-центр
В новых школах Нижнего расположатся трансформируемые актовые залы, универсальные спортивные залы и бассейны, творческие студии, помещения для кружков, мастерские ручного труда, коворкинг, зоны для самостоятельной и проектной работы – в библиотеке-медиацентре. Рядом с производственными помещениями столовой будет кулинарная студия, чтобы дети могли наблюдать за работой поваров. По задумке школа станет и культурным центром.
Генподрядчика строительства утвердит Нижегородская область, она же выделит из регионального бюджета 2 млрд руб. «Просвещение», по словам его представителя, также вложит в проект собственные и привлеченные средства (сумму он не называет), а затем будет эксплуатировать школы 13 лет с момента окончания строительства.
Реализация проекта позволит решить злободневные проблемы: сократить очереди при поступлении в школы и ликвидировать вторую смену обучения, докладывал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин на встрече с президентом Владимиром Путиным в октябре (цитата по сайту правительства области).
Всего в Нижегородской области «Просвещение» планировало построить 13 школ на 14 900 мест до 2024 г.
«Мы рассматриваем проект не с точки зрения строительной маржи, а как профессионалы в сфере образования», – говорит представитель «Просвещения» в ответ на вопрос о возврате инвестиций. В случае успешной реализации проекта его можно будет тиражировать, продолжает он, но нужны единые правила в сфере ГЧП.
Пока в России не так много примеров ГЧП в сфере образования. Эту сферу регулируют два акта: вступивший в силу в 2015 г. закон о ГЧП и закон о концессионных соглашениях (разновидность ГЧП), одобренный 10 годами раньше.
На сайте torgi.gov.ru к 22 октября 2019 г. размещена информация о 2158 конкурсах на право заключения соглашений о ГЧП и муниципально-частном партнерстве, а также концессионных соглашениях, приводит статистику Людмила Ильичева, директор Центра государственно-частного партнерства Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Но только в 70 конкурсах из 2158 речь идет об объектах образования, культуры и спорта. На платформе поддержки инфраструктурных проектов «Росинфра» есть информация о 42 проектах, заявленных по закону о ГЧП, но ни одного – в сфере образования, говорит Ильичева.
Неновый механизм
В России по всем схемам ГЧП реализуется около 4000 проектов стоимостью 3 трлн руб., 1,2 трлн из которых – частные, сказал предправления АНО «Национальный центр ГЧП» Павел Селезнев на Международном арктическом форуме.
Без ГЧП в образовании не обойтись: за короткий срок в Ханты-Мансийском округе нужно создать порядка 25 объектов в сфере образования стоимостью около 1,5 млрд руб. каждый, говорил Роман Генкель, гендиректор Фонда развития Югры. Механизм ГЧП позволит распределить нагрузку для бюджета по времени.
Сейчас большинство проектов с участием государства и бизнеса реализуется по закону о концессиях, делает вывод Ильичева. Одна из причин – сложная процедура инициации проекта, объясняет она: предложение представляет собой фактически предпроектную подготовку стоимостью 5–10% общего объема инвестиций. Нужны банковская гарантия (от 5% общего объема финансирования), разрешительная документация. Но это не освобождает компанию-инициатора от участия в конкурсе, в котором конкуренты заявляются на сформированный ею проект и, соответственно, не несут предварительных затрат, отмечает Ильичева.
Кроме того, частным компаниям невыгодно инвестировать в социальную инфраструктуру: по закону о ГЧП собственность остается за компанией, но заработать, например, на школах весьма сложно, отмечает Ильичева.
Модели ГЧП могут быть разными, писал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «12 решений для нового образования». Первая – «инфраструктурная ипотека». В этом случае на старте государство потратит меньше, но будет выплачивать оставшиеся средства девелоперу. Вторая – расширенные обязательства инвестора.
То есть не только строительство школы, но и ее оснащение – электронными учебниками, игровыми симуляторами. Это предоставление комплексного образовательного продукта. Третий вариант – уже упомянутая концессия. https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/12/09/818139-postroit-shkoli» target=»_blank»]Источник www.vedomosti.ru[/mask_link]
Нам нужна школа! Добьёмся строительства образовательного учреждения!
Пишем Вам с призывом не оставить нашу просьбу без внимания! Мы, жители г. Красноярска, нового микрорайона Покровский, а прежде всего родители своих детей, проживающих в жилом комплексе «Яблони» (мкрн. Покровский), обеспокоены острой нехваткой мест в средних образовательных учреждениях нашего нового микрорайона.
Недавно завершилось строительство нашего жилого комплекса «Яблони», расположенного в, так называемом, втором микрорайоне Покровского. Данный жилой комплекс «Яблони» включает в себя 14 домов разной этажности (от 10 до 25 этажей), численность населения этого жилого комплекса около 7 тысяч жителей (при том, что в целом мкрн. Покровский насчитывает около 40 тысяч жителей).
Согласно проектной документации, на территории жилого комплекса «Яблони» планировалось построить среднюю образовательную школу (в границах улиц Караульная, Чернышевского, Дмитрия Мартынова и Любы Шевцовой). Но, теперь, есть опасения, что на выделенной для школы площади будут построены жилые дома или прочие строения, что исключит возможность возведения столь необходимого нам среднего образовательного учреждения. Необходимость возведения школы на данной территории крайне высока. Это объясняется несколькими факторами:
-Жилой комплекс «Яблони» заселен в основном молодыми семьями с детьми дошкольного и школьного возраста. Численность данного комплекса около 7000 человек. Уже сейчас существует острая необходимость в местах в школьных учреждениях.
-Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 153» (МБОУ СШ № 153), расположенное по адресу: г. Красноярск ул. Линейная 99Г, согласно проектно-сметной документации рассчитано на 1000 учащихся (шифр 100.18.11).
I ступени обучения – 400 учащихся;
II ступени обучения – 500 учащихся;
III ступени обучения – 100 учащихся.
На данный момент – это единственная школа на весь мкрн. Покровский с населением около 40 тыс. жителей. В 2015 и в 2016 годах в МБОУ СШ № 153 было сформировано по 12 первых классов. В каждом классе около 30 человек! Т.е. в этом году (в 2016 г.) только первые и вторые классы включают в себя около 700 учащихся. При том, что по норме данная школа рассчитана в целом на 1000 учащихся.
Можно предположить, что при таком наплыве учащихся очень сложно соблюдать какие-либо нормы по образованию, по безопасности, по питанию, санитарные нормы. Если попробовать спрогнозировать перспективу 3-5 лет, когда нынешние дети первой ступени перейдут на вторую ступень обучения либо дети дошкольного возраста пойдут в школу, то станет понятно, что мест в существующем среднем образовательном учреждении (МБОУ СШ № 153) будет катастрофически не хватать. Очевидно, что уже сейчас МБОУ СШ № 153 не справляется с огромным потоком учащихся, которые она (Средняя школа № 153) должна принять. Поэтому уже сейчас необходимо остро поставить вопрос о строительстве среднего образовательного учреждения на запланированной для него территории в жилом комплексе «Яблони» (2-ой мкрн. Покровский).
Микрорайон Покровский позиционирует себя, как молодой, комфортный, перспективный, современный и престижный микрорайон в Центральном районе города Красноярска. Мы, родители нынешних и будущих школьников, проживающих в мкрн. Покровский, призываем Вас обратить на нашу проблему своё пристальное внимание, помочь нам в решении этой проблемы!
Мы нуждаемся в незамедлительном решении вопроса, касающегося НАШИХ детей! А именно строительства школы в жилом комплексе «Яблони», на запланированной для этого территории!
Источник democrator.ruСоциальные обязательства застройщика: с 2021 г. строить школы и сады придется в обязательном порядке
Строить школы, детские сады, дороги и отдельные здания под магазины выгодно для застройщика только тогда, когда расходы на строительство он включает в цену жилья. Сервис «Всем Подряд» разобрался, кто заставляет застройщиков возводить ДОУ и СОШ, как это влияет на цену новостроек и почему с 2021 года все будет по-другому.
Только парковки и ничего кроме
До этого года строить детские сады, школы, больницы застройщики были не обязаны. Единственный элемент благоустройства, который в принципе был обязательным — парковки. Причем, не по одной-две на семью, как многие думают, а по очень скромному коэффициенту. Сколько будет парковок у дома, зависит от региона. Если повезет, это будет примерно 0,5-0,7 машиноместа на одну квартиру.
Или 0,25 машиноместа на человека. Чаще — куда меньше: даже в СП 42.13330.2011 застройщику разрешено оставить во дворе или 330 на тысячу человек: то есть совсем мало. Но какое-то количество парковочных мест, может даже в подземном паркинге, у дома точно будет.
Главный документ, которым руководствуется застройщик в вопросах, что и сколько строить вокруг жилого многоквартирного дома.
Детский сад, школа, больница, магазин — в чем проблема?
Больничное здание застройщик еще может включить в проект застройки, как и магазин. Оба объекта будут приносить деньги едва ли не с первых месяцев эксплуатации. На площадку под платную клинику, которая будет обслуживать несколько тысяч человек, арендаторы находятся еще на этапе строительства. То же с магазинами: покупать продукты у дома будут обязательно, а значит и стоимость быстро-сборной магазинной коробки отобьется очень быстро.
Деньги на строительство социальных объектов были от инвесторов — тех, кто потом мог эксплуатировать эти объекты — и от государства. В той или иной форме муниципалитеты оплачивали и школы, и детские сады, и, пусть реже, больницы. С 2017 года появилась возможность брать деньги дольщиков:
С января 2017 года в Федеральный закон 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…» изменился: согласно статье 18.1 деньги участников ДДУ можно направить на постройку школы, больницы или детского сада.
С переходом на эскроу-счета взять деньги дольщиков стало невозможно: тем не менее, застройщики продолжают включать в проектные декларации социальные объекты. Само собой — не бесплатно. Школа на 1 тыс. участников стоит примерно столько же, сколько 17-этажный жилой дом, то есть порядка миллиарда рублей.
А значит: там, где стояло бы пять условных многоэтажек, будут построены четыре и школа. Стоимость потерянных квадратных метров, вероятно, распределяется равномерно по всем будущим собственникам: переплачивать им приходится 5-10% от реальной стоимости жилья. Если только государство (муниципалитет) не заплатит за постройку социального объекта заранее или хотя бы в среднесрочной перспективе.
Добровольно-принудительные соглашения: застройщика могли заставить построить школу и детский сад
До января 2021 года муниципалитеты не могли заставить строителей включать в проекты застройки школы и детские сады. Дело это было добровольным. И кто-то действительно старался:
Это жилой комплекс «Династия» в Москве, на Хорошевском шоссе. В ноябре 2020 он был почти готов к сдаче. В проекте предусмотрено не только благоустройство территории, собственный внутренний двор, но и подземный паркинг, а также ДОУ, дошкольное образовательное учреждение. Детский сад, как видно в документах на «Карте Строек», изначально включен в строительный проект.
Новый закон о комплексном развитии территорий
С января 2021 года Федеральным законом 494-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс. В нем появилось понятие комплексного развития территорий и их благоустройства: теперь строить жилые комплексы без социальных объектов, дорог и зеленых зон. Согласно данным Правительства РФ строить по-новому будут в двух десятках регионов. Теперь вместо точечных сносов аварийного жилья и точечной же застройки «свечками» — застройка микрорайонами с инфраструктурой.
Чем быстрее построишь школу, тем ближе льготный кредит или строить социальные объекты станет выгодно
В новом году важно не только построить социальный объект, но и сделать это с опережением графика. Совсем недавно премьер-министр РФ пообещал тем застройщикам, которые смогут доказать, что строительство социальных объектов у них ведется с опережением графика, получат доступ к льготным кредитам: под 3%.
Кроме крупных застройщиков новых жилых комплексов школы и детские сады строят и отдельно: в рамках проектов «Демография» и «Образование». Заказчики в этом случае — муниципалы, а деньги — из городских, областных и федеральных бюджетов. Например, в середине 2020-го департамент государственного заказа Ярославской области заключил контракт на строительство детской поликлиники при ГАУЗ ЯО «Клиническая больница №2. В Москве и Мособласти масштабы больше. Но и они не столько строят, сколько пристраивают новые корпуса к старым зданиям ДОУ и СОШ.
Возводить школы застройщики все же не торопятся. А муниципалитеты, в связи с этим, занимаются привычным делом: размещают тендеры на капитальный ремонт СОШ и ДОУ, строят что-то сами, в рамках все тех же федеральных проектах. В Подмосковье, например, 11 млн рублей отдаст за ремонт школ в Одинцове «Центр муниципальных закупок Одинцовского муниципального района Московской области». Чуть больше 4 млн рублей дают за инженерно-проектировочные работы для строительства детского сада в городском округе Луховицы (Московская область). А в Реутове за проект детского сада муниципалы дают почти 10 млн рублей.
Ремонт — не значит «дешево». Самый крупный тендер на ремонт здания школы поставлен муниципалитетом города Губкин (ЯНАО): за капремонт в школе №4 заплатят почти 60 млн рублей.
Материал подготовлен с использованием данных сервиса «Всем Подряд» и «карты Строек».
Источник vsem-podryad.ru