В Москве недавно открылся новый парк. Примечателен он тем, что был задуман и нарисован на бумаге самими жителями, которые приняли решение превратить унылую парковку с кучей захламленных тупиков в сложный парковый комплекс. Москвичка Ольга Александрова рассказала МОСЛЕНТЕ, каких усилий это стоило.
В Москве недавно открылся новый парк. Примечателен он тем, что был задуман и нарисован на бумаге самими жителями, которые приняли решение превратить унылую парковку с кучей захламленных тупиков в сложный парковый комплекс. Москвичка Ольга Александрова рассказала МОСЛЕНТЕ, каких усилий это стоило, как ценнейший кусок в 2,7 гектара удалось сохранить зеленым и не допустить застройки, как добиться диалога с властями и проконтролировать работу подрядчиков.
Парк на месте парковки
Тот самый парк в центре Москвы открылся 11 июля в районе Большого Спасоглинищевского переулка. Он появился на месте бывшей полустихийной парковки, окруженной захламленными тупиками. Этот проект на все 100 процентов — заслуга местных жителей: они сплотились в инициативную группу, добились финансирования, сами нарисовали проект и проконтролировали все от и до.
«Молодой Северодонецк. Как все начиналось…» Начало строительства. Городской парк и т.д. (часть 1)
Работы заняли около года. За это время здесь были проложены новые пешеходные дорожки, высажены 157 крупномерных деревьев, 26 тысяч многолетников и более двух тысяч кустарников, создан фонтан, ротонда, смотровая площадка и несколько небольших укромных местечек с розарием, детскими площадками, лавочками и аллеями. Стоимость проекта составила около 218 миллионов рублей. Средства выделялись из городского бюджета. Кстати, это те деньги, которые были получены от платных парковок.
Другие ресурсы, имеющие непосредственное отношение к проекту, но которые сложно подсчитать — это годы подготовки, борьбы жителей за право на этот лакомый кусок московской земли, многочисленные споры с префектурой, с проектировщиками, с подрядчиками, миллионы сожженных нервных клеток.
Чтобы понять действительный объем вложенных в парк усилий, нужно вернуться далеко назад и взглянуть на историю этого места, с которой все и началось.
Идея из прошлого
Историческую ценность этого участка между Большим Спасоглинищевским переулком, Маросейкой, Петровергиевским переулком и улицей Забелина, сложно переоценить. Здесь, в каких-то 600 метрах от Москворецкой набережной, находятся особняк Тургеневых-Боткиных, усадьба Науш-Пуговкиной, за ним — дворец Уварова.
Когда-то давно тут также находилась церковь, в которой крестили Ивана Грозного. Она была снесена в XIX веке. На другой стороне улицы — Московская хоральная синагога. Как рассказала Ольга Александрова, один из главных инициаторов создания парка, исторически вниз по всей крутой улице были сады.
В XX веке на этом месте стояла школа, которая во время Великой Отечественной использовалась как госпиталь, после чего здание стало районной поликлиникой. В 1955 году дети-блокадники, проходившие здесь реабилитацию, высадили вдоль улицы ясени и липы в память о своих погибших родителях.
2021 12 04 Дизайн-проект благоустройства Городского парка в 2022
«Это был больничный парк. В больнице работала удивительная женщина, заведующий отделением кардиологии, и она на этих холмах проложила кардио-тропу для больных. Здесь гуляли больные. И до самого низа улицы в советское время был каскад парков и спортивных площадок», — рассказывает она.
На месте парка, 1987 год
В 90-х больницу закрыли, на ее месте едва не построили еврейский центр, однако этого не случилось. Но интенсивная вырубка насаждений под чьи-то нужды все-таки началась в 98-м. Именно тогда и появился костяк инициативной группы местных жителей, которые сплотились, чтобы не допустить полного уничтожения и застройки площадки.
Никому не нужный и нужный всем участок
«Конечно же, на этом месте сразу появилась стихийная парковка. Нам говорили: это же для вас, для местных жителей. Но когда вечером все разъезжались, здесь оставалось четыре машины. И нам-то парковка не нужна, мы ставим машины у себя под домом», — отметила Ольга.
При этом борьба против деревьев не прекращалась. Наша собеседница вспоминает, как корневища тополей заливали маслом, чтобы они болели и умирали. Она показывает фотографии, которые получила от городских властей. На них запечатлено, как до недавнего времени выглядело это место: заставленный машинами пяточек, обрамленный серой землей с полуживыми деревьями. Пейзаж, больше напоминающий окрестности промзоны, чем центр города. «Был бомжатник, какие-то непонятные шлагбаумы, кто-то брал деньги за парковку, все дворы были глухими», — вспоминает она.
«Ситуация в этом районе была катастрофическая. Свою дочь я возила гулять в сад Баумана, восемь остановок на троллейбусе. Вечером выходить было страшновато. Мы ходили к префекту, зампрефекта по строительству, и ни от нас поначалу отмахивались, как от назойливых мух. Какой парк?
Идите отсюда. Потом сказали: идите к депутатам», — продолжает Ольга.
Так местные жители и поступили и, неожиданно для себя, получили от них поддержку и обещание единогласно проголосовать за благоустройство территории. Это произошло в 2013 году.
На месте парка до реконструкции.
Фото: предоставлено Ольгой Александровой
«И тут внезапно это место стало всем необходимо: синагоге, Мединскому, ведь здесь здание Военно-исторического общества, и ему нужен был плац. Начался второй этап борьбы, в котором принимали участие депутаты Мосгордумы и Госдумы», — рассказывает она.
Второй этап борьбы также закончился в пользу местных жителей, хоть даже при депутатской поддержке это было непросто. «Почему все получилось? Потому что мы маньяки. Мне говорили, Оля, ты что, ку-ку? Центр Москвы, 2,7 гектара, кто тебе даст парк сделать? Но нам удалось, потому что мы собрали полторы тысячи подписей местных жителей, и это реальные люди, которых, если бы нам пришлось поднимать силы, мы могли бы противопоставить кому угодно», — уверена Ольга.
Наконец, на их сторону встала и власть.
От рисунка на бумаге до воплощения
Не последнюю роль в появлении парка сыграл бывший префект ЦАО Виктор Фуер, который скончался в 2015 году. «Он приехал, всю территорию обошел, посмотрел, и сказал — какие у вас идеи? Можете как-то визуализировать? Мы в тот же вечер в моей квартире на бумажке формата А3 нарисовали то, что вы сейчас видите», — рассказывает Ольга.
На следующей встрече инициативную группу познакомили с проектировщиками, и работа пошла. Пошла, как вспоминает Ольга, тяжело. 2,7 гектара, разнообразный рельеф, современные решения, фонтан, балконы, ротонда — с такими проектами им просто раньше не доводилось работать, и каждый шаг приходилось перепроверять дважды.
«Все, что здесь посажено, точно прошло через мои руки. 16 августа 2016 года началось строительство, каждую неделю у нас был префект, два раза в неделю приезжал зампрефекта, а мы ходили сюда, как на работу. Понятно, что все хотели сэкономить, привозили какие-то деревья, которые, наверное, дачники не купили, и сажали их. Мы их выдрали, это нам не подходит, не это было в смете» – рассказывает она.
Инициативная группа жителей входила в состав рабочей группы, в их числе были люди, немного разбирающиеся в ландшафтной архитектуре, изучившие парковую историю и, самое главное, четко понимающие, как должно быть, а как быть не должно, и не готовые идти ни на какие на уступки.
Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»
«Подрядчики нас не очень любили, потому что, когда мы приходили, постоянно начинались проблемы. Иногда буквально приходилось заставлять их делать то, что в проекте, а не то, что они делали», — вспоминает собеседница МОСЛЕНТЫ.
Подводя итог, Ольга сказала, что уверена — с властями работать можно, если не ограничиваться критикой, а вступать с ней в диалог, брать инициативу в свои руки и не надеяться, что все может быть сделано за вас.
«Мы весь год занимались критикой. Стояли над бетонщиками и критиковали, стояли над плиточниками, и говорили, что они делают не так. Наши власти нуждаются, как и власть в любой стране, в инициативе людей. И эта инициатива не должна ограничиваться только скандалами — смотрите, как у нас плохо, сделайте что-нибудь», – подытожила она.
Приходите посмотреть
Наконец, несколько слов о том, как же выглядит этот парк. Наверху, у самого выхода к Маросейке, восстановлена частично загубленная аллея. Когда рабочие подняли асфальт, они нашли 16 каретных камней. Они были установлены здесь же, обложенные найденной там же брусчаткой.
Несколько детских площадок, одна — с детской геопластикой, маленькие горки, с которых детвора может кататься и зимой, и летом кубарем. Рядом – отлично очищающие воздух сербские ели. Чуть дальше — розарий, который приходилось регулярно оборонять от желающих бесплатно разжиться цветами, цветники с можжевельником, вербеной, барбарисами. На старых сохранившихся деревьях гнездятся одичавшие кремлевские соколы. Гордость парка — 17-летние остролистные дубы, кроны которых вот-вот начнут «пухнуть», несколько видов кленов и другие крупномеры.
Над парком со стороны Маросейки оборудована смотровая площадка, со стороны общежития МГЛУ спускается гора, главный стилеобразующий элемент. Сейчас она используется как лежбище, а зимой здесь будут кататься на санках. Ее строители переделывали несколько раз, пока контролирующие их местные не были удовлетворены результатом. «Это невероятная роскошь, иметь в центре города такой зеленый холм», — произносит Ольга.
С его вершины, из ротонды, видна вся центральная часть парка — тропинки, газоны, вторая детская площадка, по которой по-обезьяньи ползает детвора, тренажеры. Мы спускаемся вниз, по направлению к Китай-городу, и Ольга показывает еще одну важную часть парка — скрытый за домами стадион, созданный в 60-х и реконструированный к Олимпиаде-80. Когда рабочие вскрыли парковку, находившуюся на этом месте совсем недавно, они обнаружили олимпийскую символику, которой было решено украсить коробку.
Еще один укромный уголок, не заметный с первого взгляда — прямо за баром «Дорогая, я перезвоню», рядом со стеной, расписанной граффити-художником Koma. «Не надо бояться, что люди тут выпивают. В конце концов, им нужно где-то сидеть. И мы сделали здесь зону лавочек, посадили сложный цветник с вербенами. Исторически здесь были березы, одна из них сохранилась, остальные мы высадили. Здесь также три вида селекционной сирени», — продолжает наш экскурсовод.
Наконец, мы доходим до сквера Мандельштама, также ставшего частью парка, и по Забелина возвращаемся к Большому Спасоглинищевскому переулку, к самому основанию парка, где создан фонтан, а лестница-амфитеатр облюбована скейтерами. Парк удалось полностью открыть, избавиться от тупиков. Создано четыре сквозных прохода, именно там, где люди протаптывали тропинки.
Теперь в планах местных жителей — возродить местный спортклуб, организовать у фонтана концерты и, конечно, дать парку название. «Мы хотим, чтобы он назывался Горка, потому что в течение всего XX века наша улица носила такое народное название», — заключила Ольга.
Источник: moslenta.ru
Как сделать парки коммерчески успешными
Один из трендов как коммерческой, так и многофункциональной жилой недвижимости последних лет – создание парков и зеленых зон для отдыха пользователей. Офисные и торговые центры строятся на участках с естественным ландшафтом, а в парках создается коммерческая инфраструктура, позволяющая монетизировать общественные пространства. Партнер бюро Blank Architects (входит в консорциум BACE) Лукаш Качмарчик – о том, как сегодня проектируются объекты с собственными парками и как предусмотреть коммерческую составляющую в рамках обновлений масштабных ландшафтов.
Изображение взято из источника: Blank Architects
Потребность горожан
Среди городских жителей уже давно назрел запрос на изменение окружающей среды мегаполиса, и ситуация с пандемией только ускорила его формирование – это увеличение количества зеленых зон и обустроенных общественных пространств в окружении ландшафта. Наличие зеленых территорий в коммерческом проекте перестает быть приятным бонусом для пользователя, а становится одним из критериев выбора недвижимости: международные компании вписывают наличие открытых зеленых зон для отдыха сотрудников в чек-листы при выборе локаций для создания штаб-квартир. То же самое происходит и в жилой недвижимости: покупатель в любом проекте оценивает наличие собственного парка или сквера у комплекса как значительное преимущество. Парки, леса или природные заказники в непосредственной близости от проектов недвижимости становятся основой маркетинговых и брендинговых стратегий – поэтому оставлять их для стихийного существования уже невозможно, необходимо качественное обустройство этих пространств и их интеграция в новую застройку. Таков сегодня запрос города и его жителей, таков один из векторов развития мегаполиса.
По своему определению ландшафтный парк – это, прежде всего, парк в пейзажном стиле, с сохраненным естественным рельефом местности, продолжающимся в городском контексте. Для такого парка характерно создание уникальных видовых характеристик и атмосферы. В то же время, современный парк для жителей города — это мультифункциональное и технологичное пространство с продуманной инфраструктурой, которое может удовлетворить различные запросы посетителей – не только прогулки, но и спорт, развлечения, культура и образование, работа или шопинг. Парки могут быть не только приятным дополнением к недвижимости, но и самостоятельными и коммерчески эффективными проектами – при грамотном подходе к их проектированию и созданию.
Цена красоты
В условиях плотной городской застройки у девелопера не всегда есть возможность для того, чтобы разбить полноценный парк на несколько гектар, но при грамотном планировании даже небольшой сад, размещенный на крыше торгового или офисного центра, может соответствовать запросам горожан. Мы предлагаем зеленые решения для оформления кровли в ряде торговых проектов, таких как Brosko Mall в Хабаровске или реновация торгового центра «Золотой Вавилон Отрадное» в Москве. В данных случаях окружающий ландшафт естественным образом продолжается на кровле за счет ландшафтных решений, но не заканчивается на уровне земли, и такой прием связывает объем торгового центра с его окружением.
ТРЦ Brosko Mall. Источник: Blank Architects
ТРЦ «Золотой Вавилон Отрадное». Источник: Blank Architects
Для того, чтобы экономически выдержать интеграцию обустроенных зеленых парков в проекты, девелоперы закладывают в стоимость квадратного метра для конечного покупателя или пользователя расходы на благоустройство – они могут составлять от 2% до 10% от общей стоимости строительства самого проекта, в зависимости от сложности комплекса и известности привлеченных к его созданию архитекторов. При всей сложности создания и дополнительных расходах, парк позитивно влияет не только на облик объекта недвижимости, но и на экологию и микроклимат города. Качественно созданный парковый проект способен также повысить капитализацию объектов в непосредственной близости от него – такой опыт мы, в частности, можем наблюдать после создания парка «Зарядье»: после открытия парка началось активное освоение территории вокруг, прежде хоть и расположенной в самом центре города, но полностью выключенной из контекста.
Парк «Зарядье». Источник: dostop.ru
Парк или паркинг
Что может помешать реализации парка в проекте? Как ни странно, чаще всего это необходимость обеспечения зданий парковочными местами. Строительство подземного паркинга существенно удорожает проекты, и при наличии открытой прилегающей к объекту территории девелоперам приходится делать выбор в пользу парковки.
К сожалению, приоритет автомобилей над пешеходами в Москве все еще существует – но надо понимать, что чем больше открытых пространств мы отдаем машинам, тем больше их появляется, и этот процесс разрушает единую городскую среду. В некоторых мегаполисах с этим уже начали бороться: так, в центре Лондона инвесторам запрещается строить паркинги даже для крупных объектов, таким образом стимулируя посетителей и работников пользоваться общественным транспортом. В Копенгагене одну из центральных улиц рядом с парком Тиволи закрывают для автомобильного движения, чтобы разбить ландшафтный парк с лесными деревьями.
Международный опыт
Позитивный тренд – в том, что сейчас и в России девелоперы постепенно осознают необходимость создания зеленых пространств, и зачастую при строительстве новых объектов даже самая дорогая земля в центре города отводится под небольшой парк или сквер, а в отдаленных от центра районах тем более. Сейчас в авангарде озеленения городских пространств находится Азия, и особенно островные государства. Даже при острой нехватке земли каждый новый жилой комплекс, торговый или бизнес-центр там обязательно имеет свой ландшафтный парк или сад, поднимающийся до уровня кровли. Яркие примеры – жилой комплекс Reflections в Сингапуре, состоящий из шести стеклянных башен с садами на крыше, или парк Чхонгечхон в Сеуле на месте бывшего шоссе. Благодаря его появлению улучшилась экология центра города, повысилась привлекательность жилья в окрестностях, а резидентам делового района теперь есть где отдохнуть в обеденный перерыв.
ЖК Reflections. Источник: Blank Architects
Парк Чхонгечхон. Источник: Blank Architects.
В Нью-Йорке в рамках реновации заброшенных промзон ведется очень качественная работа по превращению их в новые места притяжения горожан. Один из примеров — Бруклин-Бридж парк, ландшафтный парк на набережной с видами на Манхэттен. Стоит отметить и Олимпийский парк в Лондоне с пейзажным садом и дендрарием.
В России тоже есть примеры подобного развития парков: парк Галицкого в Краснодаре, в Москве — ландшафтный парк в Сколково. Реализовать эффективные парковые комплексы можно вне зависимости от класса проекта и его масштаба, в том числе и в жилых комплексах.
Так, в комплексе Knightsbridge Private Park в большом парке удалось реализовать собственный водоем, а к ЖК «Зиларт» примыкает отдельный парк Тюфелева роща. Парки в составе проектов недвижимости безусловно влияют на их восприятие – как более экологичных и интересных для города. Чтобы добиться такого эффекта, мы спроектировали парк в составе комплекса «ВТБ Арена Парк»: это небольшое пространство для резидентов нам удалось создать с помощью посадки деревьев на стилобате над подземным паркингом, но даже такой меры достаточно для изменения характера проекта и включения его в городской контекст, так как рядом располагается городской Петровский парк. Такой прием создает связь объекта с окружением.
Бруклин-Бридж парк. Источник: Blank Architects.
Парк «Краснодар». Источник: u23.ru.
Деньги на деревьях
Как правильно спланировать парк, чтобы его создание не стало для девелоперского проекта существенной финансовой нагрузкой? Единой финансовой модели не существует – как правило, дополнительная нагрузка закладывается индивидуально, исходя из локации проекта.
Если в составе инфраструктуры бизнес-комплекса или торгового центра парк – это дополнительный имиджевый элемент, повышающий привлекательность проекта, то в контексте городских парков можно создать эффективную коммерческую инфраструктуру, повышающую рентабельность проекта. Это не только киоски с уличной едой и прокат спортивного инвентаря.
В парках сегодня есть место панорамным ресторанам высокой кухни, а также уникальным объектам – музеям и галереям, смотровым площадкам. Уникальная точка притяжения становится локомотивом трафика в парке, а дополнительные сервисы, в свою очередь, получают новых пользователей.
Выступить главным смысловым центром паркового пространства может и многофункциональный развлекательный комплекс – в практике Blank Architects есть проект парка «Радуга» площадью 7 га в Екатеринбурге, где в ландшафтном парке с природным водоемом создали МФК. Парк же, в свою очередь, повысил привлекательность жилья поблизости, что дало кумулятивный эффект всему району. Другой пример из нашей практики – частный парк «Сердце Сибири» в Кемерово. Его появление разнообразит окружение, а также позволяет рекультивировать устаревший ТЦ на территории – и вернуть в него покупателей.
Проект парка «Радуга». Источник: Blank Architects.
Источник: cre.ru
Обустройство парка отдыха
Общие сведения о планировании парковой территории. Размещение малых архитектурных форм и различных видов озеленения в парке. Особенности планировки парка культуры и отдыха в городе Старый Оскол. Перспективы по озеленению и обустройству парковых зон.
Рубрика | Сельское, лесное хозяйство и землепользование |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.05.2015 |
Размер файла | 27,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержание
1. Общие сведения о планировании
2. Размещение малых архитектурных форм
3. Размещение различных видов озеленения
4. Характеристика застройки
5. Перспектива развития
Введение
В период огромного развития производительных сил в нашей стране, проблема отдыха рассматривается как важная социальная задача, выражающая не только личные, но и общественные интересы. Ее решение обуславливается глубоко продуманным преобразованием ландшафта — созданием заповедников, национальных парков, зон туризма, лесопарков и многих других объектов массового отдыха. Из комплекса этих работ особое внимание уделяется реконструкции и созданию городских парков. Они рассматриваются как неотъемлемые элементы общей системы зеленого строительства, имеющего большое гигиеническое и декоративное значение.
Общегородской парк — наиболее крупный зеленый массив с развитой системой массовых, зрелищных, культурно-просветительных и физкультурных мероприятий. Такой парк рассчитан на массовое посещение, и поэтому имеет развитую дорожную сеть и более сложный комплекс элементов объемно-пространственной структуры, включающий наряду с водоемами, массивами, рощами, групповыми и одиночными посадками деревьев и кустарников, большие цветочные партеры, цветники, фонтаны, малые и крупные сооружения. Выбор участка для городского парка обусловлен естественными условиями ландшафта — наличием лесного массива, водоема или интересного рельефа. В связи с этим территория парка может быть несколько удалена от некоторых районов города.
Парк — замечательное творение архитектурной мысли, место отдыха, непосредственного общения жителей города с живописной природой. Но парк будет выполнять свои функции только в том случае, если в нем выражена его специфическая красота, удовлетворяющая высокие культурные и эстетические запросы людей. Характерная особенность парка заключается в том, что его композиции раскрываются последовательно, в процессе движения человека от одного участка к другому. Следовательно, художественное достоинство парка определяется суммой впечатлений от воспринимаемых пейзажей и их фрагментов, включающие различные по форме и назначению архитектурные объекты. Решающим является умение выявить пространство и подчеркнуть его в пейзаже, используя особенности рельефа, эффект внезапности открытия вида, чередование различных по глубине перспектив в парке, включая примыкающие к нему ландшафты.
Художественное достоинство паркового комплекса в первую очередь будет определяться логичностью группирования и увязке древесно-кустарниковых растений между собой, а также с рельефом занимаемой парком территории, формой и размером водной поверхности, архитектурными объектами, планировкой аллей и дорог и другими элементами, входящими в его комплекс.
Архитектура парковых сооружений существенно отличается от архитектуры городских зданий. Парковые сооружения должны быть очень тесно увязаны с рельефом и органически сочетаться с композицией зелени.
Парк, конечно, должен удовлетворять все потребности в культурном отдыхе людей, различных по возрасту, профессии, образованию, но при этом источником вдохновения и творчества всегда является окружающая человека природа.
1. Общие сведения о планировании
Парк — обязательный компонент населенного места. Размеры сельских парков не имеют строгой регламентации. Но, как правило, площадь их рекомендуют не менее 2 га, при размещении в нем спортивных сооружений — до 3,5 га.
Планировка парка заключается в распределении его территории на специализированные зоны в размещении парковых сооружений и зеленых насаждений, в проектировании аллей и дорожек.
Территорию парка подразделяют на две зоны: активного и тихого отдыха. В первой устраивают спортивные и физкультурные площадки, танцплощадки и др., использование которых связано с шумом, движением; вторая предназначена для спокойного отдыха, прогулок, чтения. Первую размещают у входа в парк, рядом с клубом; вторую — в удаленной, спокойной части парка, у воды.
От кинотеатра, стоящего у входа в парк, начинается главная аллея — основная ось его композиции. Остальные аллеи и дорожки имеют подчиненное значение.
В планировке парков применяют три основных стиля: регулярный, пейзажный, или свободный, и смешанный. Регулярный — геометрическая правильность и стройность в системе аллей, дорожек, площадок, симметричность построений. Пейзажный — свободные, мягкие, криволинейные начертания аллей и дорожек, подчиненные рельефу, существующим зеленым насаждениям, очертаниям берегов водоемов. Смешанный стиль — сочетание первых двух.
Площадь участков общественного назначения зависит от тех функций, которые они выполняют в населенном месте. Существуют расчетные нормы размеров участков. Но окончательные размеры их принимают при проектировании. Форма большинства участков может быть любой, и зависит она от общей композиции проекта планировки, топографии территории, сложившейся застройки.
Но лучше — компактная, прямоугольная форма, близкая к квадрату. Планировочная организация участка общественного здания складывается из размещения на нем основного здания, построек и сооружений вспомогательного назначения; специальных площадок, обусловленных характером и особенностями работы данного учреждения; хозяйственного двора; озеленения входа и въезда на участок, дорожек, оформляющего палисадника. Вдоль фасадов каждого общественного здания необходимо предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин. В этой полосе не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и сажать деревья.
Сады и парки делятся на две категории внутригородские и внегородские. Так же по назначения они бывают:
— прогулочными
— детские
— аттракционы и т.д.
По функциональному виду:
— монофункциональными (детские парки, спортивные, выставочные, мемориальные, зоопарки, ботанические сады).
— полифункциональными ( городские парки, парки культуры и отдыха).
Парк культуры и отдыха расположен в городе Старый Оскол Белгородской области.
Белгородская область входит в состав Центрально-Чернозёмного экономического района и Центрального федерального округа Российской Федерации. На юге и западе она граничит с Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины, на севере и северо-западе — с Курской областью, на востоке — с Воронежской областью. Общая протяжённость её границ составляет около 1150 км, из них с Украиной — 540 км.
Площадь области составляет 27,1 тыс. кмІ, протяжённость с севера на юг — около 190 км, с запада на восток — около 270 км. Область расположена на юго-западных и южных склонах Среднерусской возвышенности в бассейнах рек Днепра и Дона, в лесостепной зоне на приподнятой всхолмлённой равнине со средней высотой над уровнем моря 200 м. Самая высокая точка 277 м над уровнем моря находится в Прохоровском районе. Самая низкая в днище долин рек Оскола и Северского Донца. Территория изрезана балками (логами), оврагами, по которым разбросаны дубравы.
Парк культуры и отдыха находится в центральной части города. С трех сторон он окружен улицами: Володарского, Пионерской и Демократической и имеет вход с каждой стороны.
2. Размещение малых архитектурных форм
планирование парк отдых
Малые архитектурные формы могут подчеркивать существующий пейзаж, являться памятниками архитектуры, произведениями садово-паркового искусства, ландшафтной архитектуры. К малым архитектурным формам относятся произведения монументально-декоративного искусства.
Состав малых архитектурных форм должен соответствовать единому замыслу, и только тогда они смогут с полной силой отразить своеобразие исторического колорита, природные условия, местные национальные тенденции и полностью отвечать своему назначению.
Используемые для благоустройства территорий микрорайонов малые архитектурные формы можно разделить на следующие группы:
Малые архитектурные формы практического назначения. Ими пользуются люди в повседневной жизни для практических целей. Это городские хозяйственные элементы (урны, фонари, лестницы, киоски, указатели улиц, ограждения, подпорные стенки, скамьи и садовые диваны).
Малые архитектурные формы, представляющие художественную ценность. Эти элементы несут не менее значимое эстетическое воздействие на человека (беседки, декоративные стенки, трельяжи для вертикального озеленения, декоративные бассейны, вазы для озеленения скульптуры, фонтаны). Разновидностей таких малых форм может быть бесконечное множество. На ответственных участках устанавливают оригинальные художественные произведения.
Малые формы архитектуры декоративного назначения не должны повторяться в пределах видимости. Это помогает избежать монотонности застройки. Малые архитектурные формы декоративного назначения могут быть разнообразны по фактуре, отделочным материалам и цвету. Правильное размещение декоративных малых форм даже при массовом производстве, которое предопределяет их повторяемость, создает эффект разнообразия, тем самым обогащая архитектурно-художественный облик микрорайона.
Малые архитектурные формы для площадок отдыха, игрового и физкультурного назначения. Эти устройства используют в микрорайонах как оборудование взрослых и детских площадок отдыха, для игр и физкультуры — скамьи, столы, качели, карусели, бумы, стенки для лазанья, песочницы, пирамиды, плескательные бассейны, лианы и др. Многие из них выпускают серийно. Для изготовления детских игровых устройств используют металлические и железобетонные трубы, дерево, камни. Использование природных материалов для создания игровых тоннелей крепостей, лабиринтов развивают у детей интерес к познанию природы.
К игровым устройствам для детей нужно предъявлять специальные требования. Они должны способствовать развитию детей как физически, так и умственно, давать свободу фантазии. Оборудованные детские площадки должны создавать мир воображения, прививать навыки коллективных игр, способствовать формированию и развитию художественного вкуса.
Их цветовое решение должно вносить в городскую застройку жизнерадостный колорит и разнообразие. Всевозможные игры должны укреплять детское здоровье воспитывать смелость и ловкость. Для детей важно смысловое выражение этих устройств. Поэтому специалисты все чаще создают не просто качели, карусели, песочницы, оформляют их в виде ракет, самолетов, автомобилей, фигур животных. Во многих городах появляются детские площадки, оформленные по тематическому замыслу: сказочные крепости, замки, теремки, имитация морских, транспортных, космических, строительных сооружений.
Малые архитектурные формы, используемые для лазанья, балансирования, прыжков, подтягивания, помогают обеспечить всестороннее развитие ребенка.
На территории данного парка имеются такие малые архитектурные формы как: фонтаны, скамьи, питьевые фонтанчики, оборудование для детских площадок и т.д.
3. Размещение различных видов озеленения
Теплый, мягкий климат, плодородные почвы определяют разнообразие растительного покрова данного региона.
Большую часть территории парка занимают зеленые насаждения. В западной его части рядом с административно-хозяйственной зоной произрастает можжевельник. Стадион окружает массив елей, а пляж — массив можжевельник. Вдоль главной аллеи посажены каштаны, а в детской зоне миндаль и сирень. В тихой зоне прорастает каштан, можжевельник, сирень, так же можно встретить ивы у пруда.
В культурно-массовой зоне каждая площадка и сооружение окружены зелеными насаждениями. В парке представлены разнообразные цветники, газоны.
Система озеленения должна обеспечивать в парках:
— удобные пешеходные связи и подъезды к зданиям;
— зонирование площадок активного и пассивного отдыха;
— использование и организация рельефа;
— декорирование глухих фасадов зданий и сооружений;
— выделение планировочных осей и центров композиций;
— насыщение пространства декоративными растениями эффектными в течение всего года.
В проектируемом парке зеленые насаждения занимают более 50% территории парка. В данном парке имеются следующие виды растений:
— кустарники (декоративные и цветущие);
— многолетние и однолетние цветы;
— луковичные и клубнелуковичные цветы;
— декоративные, травы, папоротники.
Деревья впитывают пыль и грязь от дорог жилой зоны, а также способствуют защите от городского шума.
На основных площадях расположены клумбы из различных многолетних и однолетних цветов. Кроме того, предусмотрены цветники вдоль всей набережной, для создания красивого пейзажа.
Детскую зону окружают посадки миндаля и сирени, а также клумба с цветами.
Помимо этого большая территория парка усажена газоном.
4. Характеристика застройки
В парке имеются две основные аллеи. Это аллея главного входа в парк, ведущая к кинотеатру и аллея, находящаяся с восточной стороны, ведущая в детскую зону. Все аллеи берут свое начало у входа, и имеют ширину 10 метров.
Главная центральная аллея проходит через весь парк с севера на юг и ведет к центральному входу в кинотеатр. На ней запроектировано два прямоугольных струйных фонтана, находящихся на главной площади. Вокруг площади расположен выставочный павильон.
У главного входа в парк находится площадка для массовых мероприятий, чуть дальше в сторону детской зоны на второстепенной аллее есть кафе. На главной аллее сразу после массовых мероприятий построена площадка с аттракционами. Так же на главной аллеи пройдя фонтан и двигаясь в сторону набережной можно увидеть читальню. На самом высоком месте парка и аллеи находится живописная клумба.
С восточной стороны находится детская зона, которая имеет свой вход и главную аллею. Все детские площадки расположены вокруг небольшой площади с живописной клумбой в центре. Каждая детская площадка обсажена по периметру деревьями миндаля. В детской зоне так же есть кафе.
Большую часть парка занимает тихая зона, с прогулочными тропинками, тропами здоровья, многочисленными беседками для отдыха. В самом краю с юго-западной стороны находится административно-хозяйственная зона, которая отделена от парка массивом можжевельника и имеет свой вход.
5. Перспектива развития
Вопрос создания новых парковых зон и реконструкции уже имеющихся не новый, однако, требует серьезного внимания. Можно обратиться к руководителям предприятий с просьбой о помощи в благоустройстве старооскольских парков и скверов.
Нужно проводить целевые субботники, чтобы все финансы были использованы на преображение парковых зон. По опыту соседей, которые привлекают инвесторов и ставят им определенные задачи по наведению порядка не только возле строящегося объекта, но и на прилегающей территории. Почему бы не поставить задачу руководителям торговых центров — облагородить территорию, привести в надлежащий вид дворовые территории, создать уютную зеленую зону на микрорайонах.
Безусловно, бюджету города необходимы дополнительные средства, но для их получения нужны новые идеи. Чтобы не превратить город в каменные джунгли, может быть предложено подготовить план развития парковых зон города как уже существующих, так и перспективных, находящихся в ведении лесничества, с последующим включением их в парковый ансамбль.
Были высказаны предложения по названиям зон отдыха: «Парк влюбленных», «Олимпийский парк», Воинской славы и другие. Можно обратиться за советом к креативно мыслящим старооскольцам, молодежи. За короткое время превратить огромный по площади парк в красивую и уютную зону отдыха не получится. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Но, чтобы навести элементарный порядок в парковых зонах, не всегда требуются лишь финансовые вложения. Работая на субботниках, убирая территорию, разбивая клумбы в скверах и парках, старооскольцы могут своими руками создают благоприятные условия для отдыха.
— Разработать концепцию и план развития парковой системы с учетом перспективы развития города, предусмотрев создание новых парков, скверов, зон отдыха из существующих лесопосадок
— Объявить конкурс на придание оригинальности и своеобразия реконструируемым и вновь создаваемым паркам и скверам города среди учебных заведений, трудовых коллективов, жителей города.
— Предусмотреть участие спонсоров, трудовых коллективов, общественных организаций, населения города в проведении работ по обустройству парков и скверов.
— В местах, определяемых для создания новых парков и зон отдыха запретить строительство жилья, административных и других зданий, при необходимости внести предложения по изменениям в генеральный план развития города.
Заключение
Парк культуры и отдыха г. Старый Оскол расположен в живописном районе города. Сеть прогулочных дорожек, аллей и бульваров позволит посетителям легко и быстро сориентироваться на территории парка. Здесь предусмотрены все возможные формы отдыха посетителей.
В парке размещены все необходимые здания и сооружения для посетителей культурно-массовой зоны; детские площадки с детскими игровыми комплексами для посетителей детской зоны; для посетителей зоны тихого отдыха. Чередование открытых и закрытых пространств позволяет посетителю отдыхать как в плотно озелененном массиве, так и на открытых полянах. Данный парк удовлетворяет всем потребностям людей в плане отдыха, и поэтому, думаю, будет являться любимым местом старооскольцев и гостей города.
Список используемой литературы
2. «Ландшафтная архитектура» Л.С. Запесская, Е.М. Микупина.
3.«Парковое и ландшафтное искусство» Л.И.Стоичев, Москва,земиздат, 1962г.
4. Курс лекций «Ландшафтный дизайн», «Инженерное обустройство территории» Баскаковой Е.А.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общие положения садово-паркового проектирования, особенности согласования и утверждения проектной документации. Организация процесса строительства частного сада в поселке Монетном, этапы производства садово-парковых работ, обустройство территории.
курсовая работа [974,6 K], добавлен 06.03.2011
Функции зеленых насаждений. Особенности озеленения городской территории. Организация и благоустройство территории сквера «Радуга» в г. Улан-Удэ. Зонирование территории, включение в проектируемые зоны отдыха элементов озеленения и ландшафтного дизайна.
курсовая работа [71,0 K], добавлен 19.11.2014
Классификация парковых насаждений. Способы оформления парков культуры и отдыха. Основные черты городского сада и сквера. Устройство бульваров, способы озеленения улиц и автодорог. Устройство насаждений при административных и общественных учреждениях.
презентация [769,1 K], добавлен 20.05.2014
Теоретические аспекты возникновения и правил основания парковых ансамблей, история садово-паркового искусства, классификация парков: ботанические, городские, детские, лесопарки, зоны массового отдыха. Анализ образного наполнения парковых композиций.
курсовая работа [48,8 K], добавлен 06.02.2010
Растительность Беловежского края. Животный мир национального парка. Определение преобладающего вида в древостое, преобладающих видов-индикаторов в напочвенном покрове. Уточнение правильности определения типа леса по его диагностическим признакам.
курсовая работа [616,1 K], добавлен 06.02.2014
Общая характеристика видов деятельности ОАО «Совхоз Ведлозерский», анализ организационно-производственной структуры. Знакомство с особенностями планирования эксплуатации машинно-тракторного парка. Способы определения объема механизированных работ.
курсовая работа [428,5 K], добавлен 15.05.2015
Характеристика лесорастительных и экономических условий района расположения национального парка. Роль лесов в экономике, особенности их средозащитных свойств. Лес — источник ценных продуктов и сырья. Аренда, лесосечный фонд долгосрочного пользования.
Источник: otherreferats.allbest.ru
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАРКОВ И УСАДЕБ
— первый этап — композиционный замысел и общая схема;
— второй этап — составные части и определенное их сочетание;
— третий этап — технологии выполнения работ: нормативы, сроки и очередность.
Итак, специалист в области паркового искусства реализует свои творческие возможности, и под его руководством проводятся все намеченные работы на базе основных составляющих элементов ландшафта: климата, рельефа, почвы, водных источников и растительности.
В самом начале проектирования выделяется участок с ландшафтом, характеризующимся определенными природными условиями — ландшафтно-планировочный район. Ядром его должен стать создаваемый садово-парковый ландшафт. Он состоит из различных элементов или объектов, которые следует формировать и объединять по законам композиции, то есть надо располагать все части парка (усадьбы) — природные элементы и искусственные формы — в определенной системе, связанной общим замыслом и назначением парка. Этот общий замысел всегда четко и ясно представлял себе Петр I.
Отражает творческий замысел «строгий геометрический чертеж, без которого невозможна композиция», как писал Максимилиан Волошин. Создание такого оригинального и сложного произведения искусства как парк, требует разделения композиции на планировочную и объемную.
Планировочная композиция — двухмерное планирование на плоскости, то есть на поверхности земли с различными элементами рельефа. Объемная композиция — создание парковых пейзажей из объемных элементов, наблюдаемых из одной точки (стоящим зрителем) или при движении, поэтому такая композиция выполняется в трех или четырех измерениях.
При этом создается объемно-выраженный рельеф из различных сооружений и насаждений (деревьев, кустарников, газонных трав, цветов).
Формируя объемную композицию, намечают визуальные связи, то есть выбирают и планируют виды и фиксируют видовые точки. Интересные виды создаются или сохраняются на данной местности, а нежелательные — устраняются или изолируются. Так, в парковые ландшафты включают геологические обнажения горных пород, скалы, камни и каменные россыпи и нагромождения.
Вода — важнейший компонент ландшафта в природе и в парке. Водные ресурсы являются определяющими в формировании планировочной структуры территории. Яркий пример: река Славянка и создание вдоль нее прекрасного Павловского парка; не менее смелый и уникальный пример — использование побережья Финского залива и его водной глади как фона Петергофских парков. Поэтому реки, ручьи, цепи прудов, каналы — все это должно использоваться при проектировании как композиционные оси парка или его частей (районов). Более компактные по форме водные объекты служат композиционными центрами и узлами: это бассейны, фонтаны, водопады, ключи.
Парковое пространство состоит из системы аллей, водоемов, растительности, сооружений и архитектурных форм, объединенных планировочной и объемной композициями.
Собственно проектирование начинается с выбора композиционного центра, оси и схемы, с учетом рельефа и других природных условий, куда, как выше отмечено, входят и водоемы. Далее планируется расположение аллей, площадок, полян и вокруг них — посадок, различных по форме, масштабам и типам растительных объектов. Кроме того, выбираются и размечаются в разных местах парка архитектурные сооружения и скульптура. При этом обязательно учитывается солнечное освещение различных мест территории (свет — тень) в разное время суток, с утра до вечера, в разные сезоны года, то есть положение участка по отношению к сторонам света
Организация всей структуры парка является сложным творческим процессом. Нужно решить целый комплекс биолого-экологических, функциональных и эстетических задач. В результате должна быть создана полноценная среда для отдыха людей на природе. Построение пространства парка осуществляется через достижение противоречивого единства двух основных моментов проектирования.
Первый момент — ограничение, выделение частей парка, второй — создание единого целого. Поэтому для создания паркового пространства необходимо использовать различные приемы организации объемных растительных и искусственных форм.
В основе проектирования лежат три теоретические категории: пропорция, симметрия и перспектива.
Теория проектирования парков включает несколько классических понятий. Одним из основных является пропорционирование — решение задачи выбора соотношения пространственных форм по величине, геометрическому строению, положению в пространстве, цвету, то есть построение определенных композиций. Понятие пропорции пришло в садово-парковое искусство из архитектуры. Слово это в переводе с латинского означает «соотношение, соразмерность». Пропорция — одно из проявлений гармонии.
Практически используют два вида пропорционирования: модульную систему и золотое сечение.
В модульной системе пропорций за основу принимается определенная исходная величина — модуль (в переводе с латинского — «мера»); например, в соотношениях 1 : 2, 1 : 3, 1 : 4 и т. д. 1 — это модуль.
Золотое сечение с древности считается идеальной, наиболее гармоничной пропорцией. Оно получается при делении отрезка на две части таким образом, что длина всего отрезка так относится к большей его части, как эта большая часть относится к меньшей части. Подобные соотношения строятся на основе так называемых чисел Фибоначчи (каждое следующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21. ). Такие числа и дают последовательный ряд отношений: 1 : 2, 2 : 3, 3 : 5, 5 : 8, 8 : 13.
Соотношения, начиная с 3 : 5, выражают золотое сечение. Соотношения из пар последующих цифр этого ряда выражают золотое сечение со все большей точностью. Любой объем или плоскость, части которых соотносятся по правилу золотого сечения, выглядят строго пропорционально и производят благоприятное впечатление.
Золотое сечение используют при создании цветников, партеров (газонов и водных пространств), пейзажных картин.
Таким образом, как модульная система пропорций, так и золотое сечение применяются при проектировании парков и усадеб лишь в определенных, особенно заметных и центральных частях общей территории: на площадях перед дворцами, особняками, при устройстве газонов, цветников, водных бассейнов, спортивных площадок. Остальная площадь (в стороне и по краям общей территории) планируется в менее строгой манере в смысле соотношения сторон.
Пример: размеры футбольного поля согласно международным стандартам равны 105 х 70 м. Читателям предлагается определить, насколько пропорционально футбольное поле: соответствует его форма модульной системе или золотому сечению.
Следующие важные понятия в проектировании: симметрия и асимметрия. Симметрия — это строго закономерное расположение одинаковых форм или фигур (деревьев, цветников и др.) по отношению к оси или плоскости; на основе симметрии планируются регулярные парки. Асимметрия — это неровные по величине формы, расположенные свободно, но в определенной композиции; асимметрия используется при планировании пейзажных парков.
Из основных теоретических понятий, используемых в практике проектирования, упомянем еще перспективу — зрительное восприятие изменения предметов по мере удаления от них наблюдателя. Перспектива бывает линейной и воздушной. Линейная перспектива — это зрительное уменьшение величины и формы предметов. Воздушная перспектива — изменение яркости, четкости и цвета предметов по мере удаления от точки наблюдения. Перспектива учитывается при разработке различных видов в парке.
Планировочная композиция должна быть ясной и четкой, поэтому строится она из простых композиционных схем (рис. 11): замкнутой, лучевой, осевой, кольцевой или звездной; композиционные схемы могут быть и комплексными, то есть сочетающими две, а иногда и три простые схемы: —• осевая + лучевая;
— осевая + лучевая + кольцевая.
Составные части композиционных схем представляют собой обычно основные аллеи, а иногда — каналы, каскады или системы прудов, озер.
Выбор и разработка композиционных схем должны вестись обязательно с учетом доминирующих строений в парке (дворцов, крепостей, спортивных площадок) и природных условий, особенно элементов рельефа и водных пространств (рек, прудов, озер и т. д.). В соответствии со всеми такими особенностями должна быть выбрана конкретная композиционная схема.
Понятно, что при планировании парка или усадьбы с использованием как симметрии, так и асимметрии необходимо руководствоваться
Рис. 11. Композиционные схемы парков: а — замкнутая; б — осевая; в — лучевая; г – звездная
Рис. 11 (окончание).Композиционные схемы парков: Л — осевая + лучевая + кольцевая; е — осевая + лучевая; ж — кольцевая
элементарным здравым смыслом и логикой, мерой и вкусом. Например, не стоит располагать сверхупрощенно все виды посадок: деревья и кустарник — с одной стороны главной оси композиции (основной аллеи), а все газоны и цветники — с другой. Напротив, составные элементы растительности, формирующие парк (отдельные деревья, их группы, массивы и рощи, куртины кустарника, газоны и цветники), необходимо спроектировать по всему парку или усадьбе (симметрично или асимметрично), с обеих сторон аллей, дорожек, перемежая и сочетая такие посадки с элементами рельефа, привязывая их к основным зданиям и вспомогательным строениям, функциональным площадкам и участкам, а также к границам парка или усадьбы. В разных местах при этом создают участки парка, ограниченные конкретными элементами рельефа; на разных участках можно создавать садики различных стилей, например уголок японского садика и др.
2.3.1. АЛЛЕИ И ДОРОЖКИ
Выбранные схемы композиции реализуются формированием системы парковых аллей (дорог) и дорожек. Они имеют большое значение, так как ландшафт парка воспринимается в основном начиная с них. Так что это — основа, простая и обязательная при разработке проекта.
Аллеи и дорожки могут быть двух видов: геометрическими — прямолинейными, четко, под определенными углами меняющими направления, или живописными — свободными, мягкими, меняющими свои направления постепенными изгибами.
Первый вид аллей характерен для регулярных парков — он и определяет этот стиль; второй вид аллей типичен для пейзажных парков.
Дорожки и аллеи связывают зоны (районы) парка. Они могут пересекаться под разными углами, расходиться лучами, сходиться на полянах и т. д.
Среди всех аллей выделяется главная аллея которая связывает все зоны и дорожки. Поэтому она должна иметь наибольшую ширину — не менее 10 м (это норматив для парков; в частных усадьбах аллеи значительно уже: центральные шириной 1-3 м, а боковые, второстепенные — менее 1 м). Но на основной площади парка или усадьбы следует осуществить регулярный или пейзажный стили..
Художественность и рациональность парковых аллей обеспечивается при их проектировании с ориентированием на ряд правил: — начертание в плане, изгибы и повороты должны соответствовать
— развилки не должны образовывать острых углов газонов;
— по ширине аллеи и дорожки должны быть одинаковыми на всем своем протяжении; расширения допустимы в виде площадок определенной формы;
— густота системы аллей и дорожек в парке должна быть минимальной;
— покрытие аллей и дорожек должно быть ровным, спланированным, прочным и декоративным.
Аллеи могут иметь разнообразное внутреннее строение: однорядные — простые, в несколько рядов — сложные, различной ширины (более узкие или широкие); с разным расположением посадок вдоль них и по вертикали (1, 2, 3 яруса); с разными породами деревьев и кустарников. В этом плане возможно и допустимо большое разнообразие аллей; несколько примеров приведены на рис. 12.
Деревья в аллеях сажают по-разному: сравнительно редко в рядах, через 8-12 м — такие аллеи называют открытыми или полуоткрытыми; в других случаях делают более тесные посадки, через 2, 3 или 5 м, — получаются аллеи закрытого типа. В группах деревья
Рис. 12. Варианты формирования аллей
Рис. 12 (окончание). Варианты формирования аллей
также можно сажать плотно или рыхло, с оставлением небольших полян-лужаек между ними. Посадка по нескольку деревьев в одну яму называется букетной. Все перечисленные виды посадок встречаются на разных аллеях.
Аллеи обсаживаются самыми различными породами и видами декоративных деревьев и кустарников. Среди них чаще используют следующие: дубы, клены, липы, платаны, вязы, ивы, ели, лиственницы, пихты, березы; сирень, боярышник, бересклет, сведу, кизильник черноплодный, барбарис обыкновенный и др. Видовые названия большинства пород деревьев здесь не упомянуты, так как каждая из них включает несколько видов (например, дуб — около десяти разных видов), многие из которых декоративны и используются при создании аллей.
Деревья и кустарники в аллеях подстригают и формируют их кроны, но во многих случаях оставляют в естественном состоянии. Это не значит, что за ними не нужен уход: следует их разреживать, удалять сломанные ветви, срезать торчащие опасные сучки и т. д.
При различном расположении деревьев в аллеях, тем более при использовании разных пород, обеспечивается и разная степень освещенности аллей, различные их внешний вид и цветовая гамма листьев и крон.
В пейзажных парках аллеи могут обсаживаться не сплошными посадками, а единичными деревьями и кустарником или группами деревьев, расположенными через разные интервалы — в отдельных местах на протяжении аллеи.
2.3.2. ТИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР
После создания системы аллей планируется расположение других насаждений в парке и усадьбе. Они в основном и сформируют пространственную структуру вместе с рельефом, водными ресурсам (водоемами) и сооружениями.
Пространственные структуры в парках бывают трех видов: закрытые, полуоткрытые и открытые. На территории парка все они сочетаются и чередуются в разных местах, создавая в целом впечатление об особенности данного парка (рис. 13).
Основой сочетаний и объединений разных пространственных структур является ландшафтно-экологический метод, предусматривающий формирование создаваемого ландшафта с учетом разнообразия и своеобразия условий местообитания для растений и удобств для людей.
Закрытые пространства создаются насаждениями с сомкнутым верхним пологом над головой, закрывающим небо, защищающим от солнечных лучей и ветра. В регулярных парках такие пространства представлены боскетами, а в пейзажных — массивами и рощами.
Полуоткрытые пространства создаются несплошными насаждениями с сомкнутостью полога 0,2-0,5 (20-50%); на отдельных участках густота полога может составлять и 0,4-0,5, а в других местах возможна меньшая сомкнутость — 0,2-0,3 (такие места называются «рединами»). Эти пространства также прикрывают от солнечных прямых лучей, затеняют, но все же они лучше пронизываются лучами при разном положении солнца, чем закрытые пространства. Сквозь полуоткрытые пространства лучше просматривается окружающий пейзаж.
Открытые пространства — это все виды площадей в парке, не занятые плотными насаждениями и сооружениями: поляны, лужайки, партеры, крупные цветники, площади, спортивные площадки, водоемы.
Все виды пространственных структур обрамлены окружающими насаждениями, откосами, холмами, валами, сооружениями. Они должны перемежаться, чередоваться, сменяя друг друга в разныхместах, поскольку разные типы пространств по-разному воздействуют на чувства, психику человека. Поэтому такие пространства называют по-разному: темными, светлыми, элегическими, тревожными. Чередование их удовлетворяет желание смены впечатлений и стремление увидеть все новые и новые пейзажи и виды.
Обсуждаемые три типа парковых пространств определенным образом соотносятся друг с другом, причем соотношение между закрытым, полуоткрытым и открытым типами должно меняться в разных зонах. На севере и в центре лесолуговой зоны доля закрытых пространств может составлять 30-40% от общей площади территории, доля полуоткрытых — 10-30%, доля открытых — 50-70%. В лесостепной и степной зонах закрытые пространства должны превалировать в парке, занимая 50-80%, на долю полуоткрытых пространств должны приходиться те же 10-30%, а на долю открытых — лишь 10-20%.
В частных усадьбах подходы к выбору соотношения между типами пространств зависят от желания хозяина-заказчика. Поэтому могут встретиться и крайние варианты: или вся территория планируется под посадки разных жизненных форм, видов и сортов декоративных растений (деревьев, кустарников, цветов) с очень небольшой площадью газонов), или, наоборот, вся площадь усадьбы будет представлять собой природный луг (естественный или созданный в виде лугового или мавританского газонов) с высоким травостоем из различных луговых растений. Между такими полярными вариантами могут быть спланированы и осуществлены самые разные разработки с любой долей газонов на площади усадьбы.
Разные участки парка могут так выраженно различаться, что их подразделяют на ландшафтные районы, хотя они остаются единым целым парковым пространством. Так, например, в Екатерининском парке Царского Села существуют районы Розового поля, Нижних Каскадных прудов, Большого озера, Катульского обелиска, Малых прудков. Районы парка могут подразделяться еще и на участки со своими доминантами. Так, в Павловском парке район реки Славянки имеет шесть участков: Храма дружбы, Висконтьева моста, Пиль-башни и др.
Во всех типах парковых пространств основную образующую или орнаментирующую роль играют деревья и кустарники. Их подразделяют на четыре группы: паркообразующие, сопутствующие, декоративные и экзотические.
— Паркообразующие деревья и кустарники — это долговечные, наиболее приспособленные к- данным условиям растения, чаще из местной флоры (дуб черешчатый, липа сердцевидная, береза бородавчатая, бук европейский, лиственница сибирская, ель обыкновенная).
— Сопутствующие деревья и кустарники — деревья небольших размеров и кустарники, играющие подчиненную, дополнительную роль в сочетаниях пород (рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, боярышник кроваво-красный).
— Декоративные деревья и кустарники — растения, выделяющиеся живописными кронами, красиво цветущие, с яркими, необычного цвета плодами (крупные экземпляры яблонь, груш с белыми или розовыми цветами, вишен, плакучие формы ив); такие деревья украшают поляны, холмы своими формами, кронами, стволами, ветвями, цветами, являясь достопримечательностями мест, где они растут в парке.
— Экзотические деревья и кустарники — растения иноземной флоры, сравнительно редкие в обычных условиях зоны или даже страны: иной раз имеется единственный экземпляр такого рода растения в одном из парков города или региона (например, гинкго двулопастной — единственный экземпляр в ограде в одном из парков Риги, и, пожалуй, на Северо-Западе больше нет таких деревьев родом из Китая; кстати, пришлось увидеть в Вашингтоне, столице США, целую улицу, обсаженную с двух сторон деревцами гинкго). К экзотическим растениям относятся также тисе ягодный, тюльпанное дерево, тсуга канадская и некоторые другие.
Различные типы парковых структур формируются разного вида посадками деревьев и кустарников, причем форма этих посадок принципиально отличается в регулярных и пейзажных парках, хотя названия насаждений могут и совпадать. В регулярных парках это боскеты, группы, аллеи и солитеры; в пейзажных — массивы, группы, аллеи и солитеры (рис. 14).
Посадки в регулярных парках осуществляются на основе симметрии, на площадях четкой геометрической формы.
Боскет — посадка большого количества деревьев, высаженных рядами на четко ограниченной части парка, обычно окаймленной поребриками или аллеями деревьев и кустарников. Деревья в боскетах могут быть стрижеными; они часто окаймляются плотной посадкой стриженых мелких форм деревьев или кустарников; если высота такой окаймляющей посадки не превышает 0,5 м, она называется бордюром, а при высоте 1,5-2,5 м — живой стеной.
Группа — определенным образом размещенные насаждения, занимающие участок, диаметр которого не превышает максимальной высоты высаженных деревьев. Обычно деревья в группе высаживают в кружок, или прямоугольником, или по 2-3 экземпляра на трех углах треугольной площадки, или по-другому. В группе бывает до 10 экземпляров деревьев, но может быть больше или меньше.
Аллея — это парковая дорога, окаймленная четкими рядами деревьев и кустарников. Таких рядов может быть разное число в разных аллеях: от одного до трех.
Солитер — отдельно высаженное дерево на площадке, окаймленной бордюром или поребриком из камня (стеной и т. п.).
Все посадки в пейзажных парках асимметричны и создаются по образцам из живой природы, по ее подобию.
Массив — значительное количество деревьев, занимающих обычно площадь более половины гектара, с самыми разными конфигурациями границ, вплоть до причудливых. Это основной структурный элемент посадок в парке, расчленяющий территорию на различные участки. Массивы бывают чистыми — из деревьев одной породы или смешанными — из деревьев разных пород. Значительные по площади массивы из деревьев одной породы называют рощами (рощи бывают березовые, дубовые, лиственничные и др.)
Массив или роща, созданные посадкой деревьев в шахматном порядке, несколькими рядами (более трех, чем и отличаются от аллей) называются кен-консом.
Группа — от 2-3 до 10 и более деревьев, размещенных сближен -но, но в свободном порядке.
Аллея — дорога, не обязательно лучевая, прямая, а наоборот, местами или на всем протяжении с изгибами, окаймленная рядами или отдельными группами деревьев и кустарников.
Солитер — отдельно растущее дерево, размещенное по центру или в ином месте на открытом пространстве, обычно на поляне.
Рис. 13. Типы пространственных структур:
Закрытые пространственные структуры в парках: а — с горизонтальной сомкнутостью; б — с вертикальной сомкнутостью
Рис. 13 (продолжение).Типы пространственных структур:
Полузакрытые пространственные структуры в парках: в — с групповым размещением деревьев; г — с равномерным размещением деревьев
Рис. 13 (окончание).Типы пространственных структур: Л — открытое пространство в парке с видом на футбольное поле
Рис. 14. Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках:
Рис. 14 (продолжение).Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках: регулярный парк
Рис. 14 (продолжение). Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках: пейзажный парк
Рис. 14 (продолжение). Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках: пейзажный парк
Рис. 14 (окончание). Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках
Древесные насаждения в парках (боскеты, массивы, группы) различаются по составу пород, цвету листвы (хвои), высоте и по другим признакам. Они могут быть чистыми, смешанными (включающими несколько пород деревьев или деревьев с кустарником), лиственными, хвойными.
Лиственные деревья подразделяются на две подгруппы: широколиственные (к ним относятся бук, дуб, граб, липа, клен, ясень, вяз) и мелколиственные (береза, осина). Хвойные деревья, в свою очередь, также подразделяются на две подгруппы: темнохвойные (эта подгруппа включает ель, пихту, кедр) и светлохвойные (к ним относятся лиственница, сосна, ель серебристая).
К основным породам деревьев можно добавлять другие породы, а также кустарники, получая смешанные посадки. Так, деревья могут сочетаться с лещиной (лесным орехом), черемухой, бересклетом, крушиной и др. Часто встречаются сочетания хвойных деревьев с лиственными деревьями и кустарниками: сосняк липовый, сосняк лещинный, сосняк дубовый и др.
Очень важно знать и учитывать декоративные свойства деревьев и кустарников. Они определяются целым рядом показателей:
— формой, величиной, фактурой, расположением и окраской листьев;
— временем и продолжительностью цветения;
— формой и запахом цветов и соцветий;
— формой и окраской плодов;
— формой и мощностью ветвей;
— фактурой и цветом коры.
Предложены методы комплексной оценки декоративности, в которых учитываются все эти признаки.
Конечно, у деревьев особенно заметный признак их декоративности — это форма кроны. Природа дала кронам деревьев большое разнообразие форм. Кроме того, у каждой древесной породы форма кроны значительно различается в зависимости от того, в массиве произрастает дерево или в небольшой группе; особенно красивая и мощная крона формируется, когда дерево растет в одиночестве — солитером. Эта величественная красота отражена в известной русской песне на стихи А. Ф. Мерзлякова:
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
И хотя в ней, как в большинстве истинно русских песен, не обошлось без грусти, красота и мощь величавой кроны могучего дуба не забываются. Эта песня подвигла многих художников на создание картин с изображением дуба — красивого, богатырского дерева, такого типичного и символичного для России.
Хорош дуб и в аллеях — стройные ряды крепких деревьев с красивой корой, кроной, стволами, ветвями и листвой красуются во многих парках. Их мы встречаем в Царском Селе, в парках Стрель-ны и во многих других местах Северо-Запада России. Южнее, в центре страны, хорошо растет бук, который, получив свободное место поляны, создает огромный высокий шатер красивой кроны.
Часто виден он в такой красе в парках европейских стран, например, в Германии. К концу лета преображается цвет листьев бука: из зеленых они становятся темно-багряными, и крона выглядит, как выкованная из слегка потемневшей меди — красиво!
Такое же восхищение вызывают и платаны со своими величественными кронами, вознесенными на большую высоту мощными стволами и ветвями — незабываемы такие красавцы-великаны на набережных Ялты. А красота лип, вязов, ясеней, сосен, елей, пихт, берез, серебристых и плакучих ив, даже яблонь, стоящих один на оДин со зрителем среди поляны в парке! Все это — истинно декоративные деревья. Надо учесть, что они еще меняют цвет от весны к лету и особенно осенью и красуются, то усыпанные охапками, водопадами цветов (яблони), то с ярко-зелеными или серебристыми листьями летом, то с золотисто-желтыми, красными, багряными, такими восхитительными — осенью!
По форме кроны бывают раскидистыми (дубы, буки, липы), зонтикообразными (сосны), пирамидальными (ели, пихты), плакучими (ивы, березы) и др. (рис. 15).
Рис. 15. Формы крон деревьев: а — раскидистые (дуб, вяз, бук); б — зонтикообразные (сосна)
Рис. 15 (окончание). Формы крон деревьев: В — пирамидальные (ель, пихта); г — плакучие (ива, береза)
Этот броский признак позволял еще первым мастерам парко-строения формировать красочные аллеи и группы деревьев пу-■ тем подбора и сочетания разных пород для создания живых стен с различным цветом, меняющимся по сезонам, а также удивляющих разнообразием форм и цвета деревьев-солитеров на полянах. Нелишне вспомнить, что возможно и искусственно формировать кроны, отгибая ветви и фиксируя их таким образом в разных, причудливых положениях, а также художественно подстригая деревья.
Интересно, что до сих пор у специалистов вызывает удивление необычное и даже загадочное расположение старых ветвей, иногда почти горизонтальное, у более чем 200-летних дубов в парках Царского Села. Возможно, они были специально сформированы так мастерами в далекие годы, или же сформировались сами, используя таким образом свободные пространства на полянах парка.
Кроны разных деревьев различают еще и по плотности (густоте): крона считается плотной, если просветы в ней занимают не более 25% ее силуэта, полу ажурной — при просветах от 25 до 50% и ажурной — при просветах, занимающих более 50% силуэта.
Ясно, что такое свойство не только определяет общую декоративность, но и имеет значение для защиты от пыли и’ ветра: плотные кроны, конечно, лучше выполняют такую функцию.
Листья деревьев различаются по величине, форме, цвету, сложности (с одной или несколькими долями).
Декоративные качества цветов определяются формой, размерами, обилием (одиночные или в соцветиях), окраской, запахом, оригинальностью. Кто не восхищался свечами — соцветиями каштанов или белыми и розовыми облаками цветов, окутывающими яблони, груши, черемуху, вишни, особенно японскую сакуру! А’как красивы пышные свисающие золотисто-желтые соцветия бобовника, недаром называемого еще «золотым дождем»!
Очень важно время наступления цветения и его продолжительность у разных видов деревьев и кустарников, но об этом будет рассказано ниже, при описании их индивидуальной характеристики.
Конечно, важна и величина деревьев и кустарников, их высота. По этому признаку деревья подразделяются на 5 групп: исключительно высокие (свыше 35 м), очень высокие (25-35 м), высокие (20-25 м), средней высоты (10-20 м) и низкие (6-10 м).
— Исключительно высокие деревья — бук лесной, платан кленолис-тный, тополь пирамидальный и черный, вяз, пихта, кедр, ели.
— Очень высокие деревья — клен платановидный, ясень обыкновенный, тополь белый, осина, тополь дрожащий, дуб обыкновенный (черешчатый), липа сердцевидная, берест, вяз листоватый, лиственница европейская, сосна обыкновенная.
— Высокие деревья — клен ясеневидный, ольха серая, береза бородавчатая, граб обыкновенный (березовый), акация белая.
— Деревья средней высоты — черемуха обыкновенная, рябина, туя восточная и западная, можжевельник высокий.
— Низкие деревья — боярышник обыкновенный, кроваво-красный, яблоня лесная, ива козья, можжевельник обыкновенный.
Кустарники подразделяются по высоте на 4 группы: высокие (2-5 м), средней величины (1-2 м), низкие (до 1 м) и вьющиеся.
— Высокие кустарники — карагана (акация желтая), облепиха, калина обыкновенная, лещина, сирень обыкновенная, лох узколистный, ирга, форзиция, жимолость татарская.
— Кустарники средней величины — айва японская, барбарис обыкновенный, спирея иволистная, смородина золотистая.
— Низкие кустарники — можжевельник казацкий, волчник обыкновенный, дрок красильный.
— Вьющиеся кустарники — плющ обыкновенный (колхидский), девичий виноград пятилисточковый, гортензия ползучая, клематисы, жимолость каприфоль, лимонник китайский, глициния китайская.
Здесь приведены только примеры деревьев и кустарников разной величины, но перечислены далеко не все виды, которые можно использовать для создания посадок в парке и на усадьбе. Особенно интересные породы и виды растений появились на российском рынке в последние годы, прибыв из соседних европейских стран. Так что у специалиста выбор большой, но при реализации задуманного на конкретных участках никогда нельзя забывать о требованиях эстетики и экологии: в этом залог успеха.
Источник: studopedia.ru