Как называется строительство храма

Как известно, освоение Прика мья русскими шло с севера на юг. Именно с севера, с Печоры, пришел креститель Перми Стефан Великопермский. Оттуда же прибыли первые пермские князья. В наши дни все изменилось: все дороги, развитая цивилизация, обустроенные города — на юге.

На севере — первозданная глушь, таежные красоты и единичные человеческие поселения, ведущие очень сложное существование. Однако в церковном отношении все наоборот — чем дальше на север, тем роскошнее храмы: Усолье, Соликамск, Чердынь, Ныроб… А на юге с этим все гораздо сложнее. Особенно сложно в Чайковском — городе, построенном в послевоенное время. Разумеется, здесь с самого возникновения города не было никаких православных храмов, и, как всегда в таких случаях происходит, появилось много нетрадиционных конфессий. А между тем большинство из стотысячного населения города по духу и традициям — православные христиане, которые были ограничены в своих религиозных правах.

Идя навстречу пожеланиям епархии, светские власти передали для нужд верующих два здания — бывший вокзал и бывший купеческий дом. Однако их нельзя назвать храмами.

Строительство храма

Храмы рождаются там, где этого хотят люди. Люди, которые пришли к осознанию необходимости какого-то деяния. Люди с серьезным жизненным опытом, для которых поступок важнее денег, важнее славы и политической конъюнктуры. Такие люди в Чайковском нашлись, и поэтому сейчас там почти готов великолепный православный храм, который через несколько месяцев станет украшением и гордостью всего прикамского юга.

Юрий Ланге — генеральный директор Чайковского кирпичного завода, председатель земского собрания Чайковского муниципального района. Человек богатой, сложной биографии, ветеран войны в Афганистане. Идея построить храм для всех жителей Чайковского стала его потребностью. И здесь, конечно, помогли друзья.

История этой церкви — еще одна иллюстрация к тому, какими великими возможностями обладает дружба. Как в классических произведениях литературы и фольклора, друзей было трое: Юрия Емельяновича поддержали директор предприятия «Визард-Строй» Юрий Крестьянников и директор ООО «РСУ-6» Андрей Фоминых. Когда Юрий Ланге поделился с ними своей идеей, друзья не сразу согласились.

Каждый подумал, вспомнил прошлое и понял: надо. Надо попробовать, хотя поначалу перспективы строительства были очень туманными. Ведь ничего не было, кроме идеи, которая стала потребностью уже для всех троих.

Ради этого был создан Фонд содействия строительству и функционированию православной церкви в Чайковском «Православие». Идею строительства храма активно поддержал генеральный директор ООО «Пермтрансгаз», депутат Законодательного собрания Пермской области Виктор Чичелов — самый крупный меценат Чайковского, участник всех крупных благотворительных и культурных проектов.

Как положено, начали с выбора места. По замыслу Ланге, место должно быть центральным: во-первых, в силу важности проекта, а во-вторых, просто для того, чтобы было удобно всем жителям города. Однако в начале 2000-х годов у власти в Чайковском все еще находились коммунисты, которые вовсе не торопились предоставить под храм хорошую площадку.

Строительство Храма Софии в Годеново

Все инстанции в Чайковском обошли Ланге и его сподвижники — безрезультатно. И ведь не денег просили, наоборот — своими жертвовали. Просили лишь выделить площадку под строительство, удобную и доступную для прихожан.

Наконец, благодаря вмешательству тогдашних губернатора Юрия Трутнева и вице-губернатора Валерия Щукина вопрос по отводу земли был решен. 17 июня 2003 года наступил долгожданный час освящения места под строительство храма Святого великомученика Георгия Победоносца.

И работа закипела. Генеральный подрядчик — ООО «РСУ-6» — под руководством Андрея Фоминых в кратчайшие сроки завершил работы по закладке фундамента, и уже 9 сентября в фундамент храма была торжественно заложена капсула с грамотой-обращением к потомкам.

До наступления холодов были завершены все работы по возведению цокольного этажа из особенного коричневого кирпича, специально изготовленного на Чайковском кирпичном заводе. В апреле 2004 года строительные работы возобновились, и 20 апреля в алтарной стене храма появился первый именной кирпич. Этот кирпич собственноручно заложил в стену тогда и. о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов, приехавший в Чайковский с первым визитом в новой должности. На кирпиче значится: «Раб Божий Олег». Перед лицом Господа все его дети равны…

У Юрия Крестьянникова, живущего и работающего в Перми, часто спрашивают: почему именно в Чайковском? Неужели нельзя было выбрать местечко поближе, чтобы стать заметным и прославиться? На это Крестьянников отвечает: «Строим там, где это нужно людям. Ведь строительство храма — это не пиар, не конъюнктура. Это потребность души».

Сейчас, спустя два года после закладки первого кирпича, величественный храм высотой 52 метра уже почти достроен.

Проект, созданный белорусскими архитекторами, был творчески переработан и привязан к местности архитектором Александром Терегуловым. Подобных храмов в архитектурной истории Прикамья еще не было.

Здание полностью выстроено из кирпича Чайковского кирпичного завода — кирпичик к кирпичику, фигурная кладка, цветные кирпичи… Главы храма украшены десятью золотыми куполами, на колокольню уже подняты 11 колоколов. Не менее нарядным будет и внутреннее убранство. В прикамских церквях обычно стены белые, лишь иконы создают цветовые пятна.

Здесь же каждый сантиметр внутренней поверхности будет покрыт росписью, как это можно видеть, например, в старинных русских соборах в Киеве и Владимире. Общая площадь росписи — 1,5 тыс. кв. м, и выполняют ее иконописцы из Палеха. Уже готов золоченый иконостас, все 74 иконы которого тоже выполнены в палехском стиле.

В соборе в Чайковском идет внутренняя, невидимая снаружи работа. Здание уже радует горожан и приезжих своим нарядным, нездешним обликом. Его создатели гордятся каждым кирпичиком. Они знают: строили на века, так чтобы далекие потомки смогли смотреть на храм и так же радоваться и гордиться им. А первая служба в новом храме планируется в августе, в дни приезда в Прикамье Святейшего патриарха Алексия II.

Это величественное строительство для всего города ведется с истинным великолепием и любовью неравнодушными и упорными людьми, такими как Виктор Чичелов, Валерий Щукин, Юрий Ланге, Андрей Фоминых и Юрий Крестьянников.

Программа «Пермь — культурная столица Поволжья 2006» вступила в стадию, в которой решающую роль играют… погодные условия. Чем ближе к лету, тем больше запланировано всевозможных «столичных» мероприятий на открытом воздухе.

«Мы будем шаманить», — очень серьезно ответила идейно-художественный руководитель фестиваля перформансов «Сквер» Наталья Шостина на вопрос журналистов, не помешает ли непредсказуемая пермская погода проведению ее фестиваля.

Что ж, автору легендарной «Мимикрии» не надо обучаться искусству шаманизма. Судя по рассказу Шостиной о предстоящем фестивале, в конце июня Пермь ожидает экзотическое действо, которое, кроме всего прочего, проверит пермяков на готовность воспринимать все непривычное.

Фестиваль перформансов «Сквер» будет проходить, само собой, в скверах — перед Театром оперы и балета, в сквере Уральских добровольцев, в аллее на Комсомольском проспекте, в сквере имени Олега Новоселова. При этом скверу Уральских добровольцев отдается особая роль, поскольку, по словам Натальи Шостиной, в его центре находится роскошный «растинг» — имеется в виду жалкий остов бывшего фонтана. По мнению перформеров, этот ржавый объект имеет очень хорошие шансы эстетизироваться и обрасти новыми смыслами.

В фестивале «Сквер» примут участие около 10-ти перформерских команд из разных городов России, в том числе уже известный пермякам Гарик Виноградов из Москвы, который несколько лет назад прогремел на альтернативном молодежном «Арт-форуме» на «Пермской ярмарке». Оказывается, не только Пермь запомнила Гарика, но и Гарик сохранил теплые воспоминания о Перми и рвется сюда вновь.

Среди участников — шесть пермских команд, в том числе группа

KAZAHI, выступающая обычно в жанре инсталляции. Очевидно, перформанс им также не чужд. Свои представления перформеры будут давать средь бела дня, под открытым небом, на радость всем прохожим. Правда, Наталья Шостина несколько обеспокоена вопросом обеспечения безопасности, поскольку на презентации проекта во время открытия программы «Культурная столица Поволжья 2006» в торговом центре «Столица» некоторые несознательные прохожие пытались жечь сигаретами и резать ножиками «надувных» перформеров.

Второй культуртрегерский проект Натальи Шостиной — фестиваль этнофутуризма «Камва», который пройдет ближе к концу 2006 года, обещает затмить «Сквер» по представительности. На фестиваль намереваются прибыть команды из Нидерландов, Финляндии, скандинавских стран.

В общем, стараниями Натальи Шостиной в Перми наступает сезон камланий.

Главное событие апреля в программе «Пермь — культурная столица Поволжья», несомненно, Открытый российский фестиваль артистов балета «Арабеск».

«Арабеск» открывается 19 апреля. После торжественной церемонии будет показан балет «Дон Кихот», в котором будут солировать лауреаты прошлых «Арабесков» — прима Национальной оперы Украины Наталья Домрачева и солист Большого театра Морихиро Ивата, единственный лауреат Гран-при «Арабеска».

В России существует всего три балетных конкурса. Пермский «Арабеск» среди них даже не третий, а второй — после Московского международного, который проводится один раз в четыре года. Второй — и по статусу, и по составу участников, и по престижности Гран-при, который так трудно получить.

Основатели конкурса — народные артисты СССР Екатерина Максимова и Владимир Васильев — настаивают на том, чтобы конкурс оставался российским, но при этом открытым. К участию допускаются артисты из всех стран мира.

Читайте также:  Виды строительных блоков для строительства дома

И они этим активно пользуются! На «Арабеск-2006» пришло 123 заявки из 15-ти стран мира, так что нынешний конкурс может стать рекордным по числу участников. Самой юной конкурсантке нет и 12 лет. Из Перми участвуют 13 человек. О престиже наград «Арабеска» говорит, кроме всего прочего, тот факт, что в конкурсе желают участвовать лауреаты других конкурсов, в том числе — два золотых медалиста Московского международного.

Увеличился призовой фонд «Арабеска». Появились три новые премии, впервые будет вручаться приз за актерское мастерство. Как всегда, будет работать международное жюри из представителей семи стран, а также жюри прессы.

Зрители смогут присутствовать на всех отборочных турах конкурса, а заключительный гала-концерт будет показан дважды, чтобы как можно больше пермяков смогли его посетить.

На традиционном пресс-кофе в «Валиде» культуртрегеры программы «Пермь — культурная столица Поволжья» дружно сетовали на то, что Пермь после зимы не выглядит достойной звания «культурной столицы». Городские улицы совсем не так культурны, как хотелось бы.

Помочь в этой ситуации взялся Ямур Гильмутдинов, главный пермский «кавээнщик», который нынче отвечает за то, чтобы традиционный апрельский субботник прошел весело, находчиво, а главное — массово. Субботник пройдет, по традиции, 22 апреля, раз уж, как выразился вице-губернатор Олег Ощепков, «один удивительный дядька положил начало этой истории». В этот день по крайней мере 400 человек придут в 9.00 в сквер у Театра оперы и балета, чтобы получить лопаты, метлы и прочий инвентарь, а главное — специальные бэджики участника субботника, которые одновременно будут являться билетами на концерт с участием команды КВН «Парма», который состоится вечером в парке им. Горького.

Массовость субботника берется зафиксировать представитель российской редакции «Книги рекордов Гиннеса», поскольку акция «Генеральная уборка» претендует на то, чтобы поставить официальный рекорд по количеству участников субботника.

Источник: www.newsko.ru

Храм, его возникновение и символика

Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами. Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей по поводу общих торжественных богослужений, называются соборными, или просто соборами.

Храм Спаса-на-Крови. Санкт-Петербург

По подчиненности и местоположению храмы делятся на:

Ставропигиальные – храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода.

Кафедральные – являются главными храмами для правящих архиереев той или иной епархии.

Приходские – храмы, в которых совершаются богослужения местных приходов 1 .

Кладбищенские – находящиеся либо на территории кладбищ, либо в непосредственной близости от них. Особенностью кладбищенских храмов является то, что здесь постоянно совершаются заупокойные службы. Обязанность местных священнослужителей – совершение по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище.

Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой. Главное, усвояемое православному храму символическое значение, – это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор («или трапеза). Эти три части православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь – область бытия Божия, собственно храм – область ангельского мира и притвор – область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем.

История возникновения православных храмов

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую ( Мк. 14; 15 ) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками.

Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхари́стию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сио́нская го́рница – прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа.

Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви. Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «и́косом», а у римлян «э́кусом». По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

До Миланского Эди́кта Константина Великого, изданного в 325 году, христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях – базилики.

Базили́ка – прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем.

Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.

Катако́мбы – обширные подземелья в древнем Риме – стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства. Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями. Существовало три основных категории катакомбных помещений: куби́кулы, кри́пты и капе́ллы.

Символичекие изображения в катакомбах:

Рыба – «ИХТИС», символ Спасителя

Рыбы, как символ христиан, возродившихся в купели Крещения

Куби́кулы – помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.

Кри́пты – использовались не только для захоронений, но и служили для оправления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек. Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.

Капе́ллы – храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений. Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллы отличались от крипт не только большею величиной, но и внутренним устройством, поскольку имели несколько помещений. Кроме того, в капеллах были отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин.

Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени. Деталь, присущая только катакомбным храмам – это так называемые люмина́рии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.

Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.

Рыба и корзина с хлебом, как символ Христа и Причащения

Корабль – символ христианской Церкви

Якорь – символ христианской надежды

Основные символические изображения, существовавшие в катакомбах, следующие: якорь – знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании; голубь – символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души; феникс – мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения; павлин – символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению; петух – также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью; агнец – символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя; лев – символ силы, могущества, власти; оливковая ветвь – символ мира, возрождающейся жизни; лилия – символ чистоты; рыба – глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» – «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель; виноградная лоза и корзина с хлебом – символизируют Таинство Причащения. Языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей – так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников.

Читайте также:  Схема инвестиционного проекта в строительстве

Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; пророк Даниил между львами; получение скрижалей пророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.

Изображения Христа в катакомбах были трех типов:

1. Символический: Добрый Пастырь, Агнец, Орфей.

Пастух – символ Доброго Пастыря Христа

2. Античный: Спаситель в молодых летах, стройного телосложения, с мягкими чертами лица и без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом или со свитком в руке.

Агнец – ветхозаветный прообраз жертвы Христа

3. Византийский: лик Спасителя принимает строгий и выразительный характер, волосы непременно длинные с пробором посредине головы, борода, разделенная иногда на две части. Крещатый нимб (золотое полукружие со вписанным в него Крестом) увенчивает голову Спасителя.

Изображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах. Эти изображения делились на два типа:

1. Античный: Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Ее лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках – Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом на голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии.

2. Византийский: Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.

Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением).

Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абси́дой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма. Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконоста́сом.

В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престо́лом . В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой – солея, представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря площадку, затем следовала средняя часть храма, далее – его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притво́ру . В центре солеи устраивался полукруглый амво́н, с которого обычно произносились проповеди. Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.

Период, начавшийся после принятия христианства в Римской империи как государственной религии, положил начало новой эпохе в истории храмоздательства. Причем разница в господствующих архитектурных направлениях Западной (Римской) и Восточной (Византийской) части империи с годами становилась все ощутимее. Основой храмовой архитектуры в Западной Церкви осталась базили́ка, в то время как в Восточной Церкви в V-VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль. Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.

Схема храма в форме креста

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов – основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV-XVI вв. Псков

Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ).

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва

Храмы в форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного), середина XVI в. Москва

Шлемовидная форма купола Спасского собора Андроникова монастыря, XV в. Москва

Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру, характерно смешение крестообразной формы храма снаружи с круглой формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.

Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:15, 16 ). Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм над которым они воздвигнуты посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами.

Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.

Кроме того, городские и некоторые другие храмы имеют географическую «привязку»: Покрова, что на Рву; Николы на Болвановке; вмч. Георгия в Ендове.

Приходом называется община православных христиан, состоящая из священнослужителей и мирян, объединенных при храме.

Источник: Справочник православного человека / [ред.-сост. Пономарев В.]. — Москва : Даниловский благовестник, 2006-2009. / Ч. 1: Православный храм. — 2006. — 126 с. ISBN 5-89101-176-7

Источник: azbyka.ru

Как называется строительство храма

Храм как явление общественной жизни россиян

Как вы считаете, что является главной особенностью, а вместе с тем и украшением русского пейзажа, городского или сельского? Конечно же, храм. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов.

Главное же назначение храма в том, что это общий дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему.

Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песнопения, возносятся к Богу молитвы.

Никого не заставляют православные священники приходить на церковные службы; ни в школе, ни на работе никогда и никто не обязывает ходить в храмы, а если люди туда идут, то за это никаких поощрений не получают: денег за это не платят, благодарности не объявляют. Напротив, в храме христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему?

Читайте также:  Бсс это в строительстве

Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, то есть приучаясь жить в Церкви, христианин очищает своё сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа.

Бывает, ходит человек много лет мимо храма и может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни, о вечности.

И направляется он в храм как в дом Божий, и становится храм и его самым главным и родным. Отчим домом.

Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их немыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека.

Молитва

Верующие знают: где бы ни находились они и что бы ни делали, Господь всегда находится рядом; он знает и слышит все наши слова и мысли. Поэтому молиться Господу можно всегда и везде.

Что же такое молитва? Знаете ли вы, что о молитве написаны многие тома? Что есть подвижники-молитвенники, главным делом жизни которых становится непрестанная молитва? Говорят, что по молитвам таких праведников еще стоит наш мир. А труд их называется духовным деланием.

В молитве нуждается каждый верующий человек. Молитва — это общение с Богом, когда человек может раскаяться в каких-то поступках, помыслах, желаниях, попросить помощи или поблагодарить Господа. В Евангелии от Матфея записаны слова Самого Спасителя о молитве. Иисус Христос предупреждал, что молиться нужно не напоказ и не многословно.

Образец молитвы дан Самим Господом и известен как молитва «Отче наш»: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Общение с Богом требует особого состояния души, расположения её к искренности, открытости, благоговению и отрешённости от мелких личных проблем и корыстных интересов. Иногда человек именно так и обращается к Богу, но зачастую это не удаётся из-за сердечной чёрствости и суетности.

Поэтому для верующих людей важно иметь такое место, где всё способствует обретению настоящей молитвы, единению с Богом. Таким особенным местом является храм Божий.

Назначение храма

Храм — это место особенное, специально предназначенное:

1) для встречи с Богом каждого человека;

2) для соборных (совместных, общих) молитв;

3) для совершения богослужений;

4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).

«. в храмах есть особенное присутствие Бога благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях», — говорит святитель Филарет, митрополит Московский.

О благоволении Господа общей молитве говорится в главе 18-й Евангелия от Матфея:

«19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20. ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Разновидности храмов

Храмы бывают разные: соборы, церкви, часовни. Все эти слова также означают помещение, где собираются верующие во Христа для молитв. Таинств и богослужений, но соборами называются такие храмы, в которых богослужения совершаются духовенством нескольких храмов, то есть это соборные храмы,

часовней называется небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Есть кафедральные храмы, это главные , храмы города, монастыря или большого селения, а также некоторые столичные храмы, имеющие особое значение.

Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божией Матери, святых, отражённом в церковном календаре, или в честь Архангелов или чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия; Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и другие.

Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается и размеров, и пропорций, и украшений, и цветового оформления, и формы купольных завершений, и их количества.

Использованы материалы кн.:

А.В. Бородина Основы православной культуры, Москва, «покров», 2003

Источник: www.hrono.ru

Истории строительства храмов

Истории строительства храмов

Занятный парадокс: христиане строили соборы, чтобы восславить Бога. Они должны были быть кораблями от Града Земного к Граду Божьему. А получалось так, что соборы становились гимном человеческому гению и украшениями именно земного мира. Наверное, «создан по образу и подобию» — хорошая мотивация, чтобы не просто построить красиво, но каменным шпилем прикоснуться к Небу.

В этой статье четыре истории строительства соборов, о которых стоит знать.

1. Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция, Италия)

Истории строительства храмов

Святая Мария в цветах, как собор назвали граждане Флорентийской республики. Его строили больше сотни лет, с 1296 по 1436 год. За это время над проектом успели поработать восемь архитекторов, сменявшие друг друга с перерывами по несколько десятилетий.

В их числе — обожаемый во Флоренции Джотто ди Бондоне (Данте в живописи; его фрески украшают церкви многих итальянских городов) и Филиппо Брунеллески. Последний, кстати, построил уникальный купол высотой в девяносто метров и диаметром в сорок два метра. Упорству Брунеллески можно позавидовать – никто из его современников не мог бы построить такое.

Поэтому он с головой погрузился в изучение римской архитектуры и восстановил утерянные техники античных мастеров, построивших Пантеон. На песке берегов реки Арно он в натуральную величину начертил конструкцию свода. Потом изобрёл специальные подъемники, ежедневно отправлявшие наверх по шесть тонн материалов. Новый купол расписал еще один гений Возрождения – Джорджо Вазари.

Он дал волю воображению и создал фрески площадью в половину футбольного поля. Можно представить, какое впечатление производила на прихожан огромная фигура Сатаны, пожирающего грешников. Но даже такие сцены имеют свою красоту, особенную, дантовскую, флорентийскую.

2. Собор Святого Стефана (Вена, Австрия)

Истории строительства храмов

Главный католический собор Австрии тоже имеет долгую историю строительства. С 1359 года его начали возводить на месте церкви XII века. В 1511 году была завершена последняя башня – Северная. Точнее, её прекратили строить. В действительности, она так и не закончена.

Местные в оправдание придумали милую легенду. Архитектор башни якобы так торопился со строительством, что попросил помощи у дьявола. Башня вскоре была возведена, но Сатана запросил такую цену за подрядческие услуги, что архитектор отказался исполнить свои обязательства. Тогда обидчивый Люцифер сбросил его с этой самой башни.

Так что Собор Святого Стефана можно считать уникальным долгостроем. Готическая башня «Штеффи» (так собор называют местные жители), возвышается над городом на сто тридцать шесть метров, и с нее открывается великолепный вид на Вену.

3. Кентерберийский собор (Кентербери, Англия)

Истории строительства храмов

Англичане – рекордсмены размеренного строительства с перерывами на чашечку чая и тушение разрушительных пожаров. Собор был основан в 603 году, в середине VII века к нему пристроили баптистерий. Позже его перестроили в норманнском стиле. В 1100 году возвели крипту (сейчас это самое старое здание комплекса). В XII веке собор сгорел.

Его отстроили заново и присоединили к нему Троицкую капеллу. Через триста лет почти всё снова разобрали и построили новый неф в готическом стиле. В XVIII веке опять разобрали очередную башню. А в 1830х на её месте появились новые сооружения, к счастью, хотя бы в готическом стиле.

На этом история строительства собора завершается, хоть часть зданий и была разрушена во время бомбардировок люфтваффе. Сейчас здесь располагаются захоронения Кентерберийских архиепископов и выдающихся фигур британской истории.

4. Кёльнский собор (Кёльн, Германия)

Истории строительства храмов

История строительства не уступает перипетиям Кентербери. Кёльнский собор строили в два этапа – с 1248 по 1437 год и с 1842 по 1880 год. Две цели строительства – во-первых, показать Франции, что Священная Римская империя не хуже, во-вторых, вызвать у прихожан чувство благоговения перед Господом.

Во исполнение этих целей решено было построить высокое воздушное здание, поддерживаемое заостренными изящными арками и пилястрами. К тому же архитекторам не пришлось возводить толстые стены (своды поддерживались арками), так что внутрь храма проникало очень много света. В XVI веке собор получил кровлю. На этом и остановились вплоть до 1842 года. Западный фасад с двумя башнями достроили по средневековым чертежам, и в 1880 году жители Кёльна отпраздновали конец этой долгой истории строительства собора.

Почему, входя сюда, многие ощущают близость к вечности? Откуда благоговейное чувство остановившегося времени? Может быть, потому что истории строительства этих соборов растягивались на века, позволяя разным эпохам оставить на архитектуре свой след.

Источник: ludirosta.ru

Рейтинг
Загрузка ...