Приведём основные термины, связанные с конструкцией корпуса судна, которые должен знать инженер-кораблестроитель.
Ø Ахтерпик — крайний кормовой отсек судна (рис. 1.1).
Ø Ахтерштевень – открытая или замкнутая рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через ахтерштевень проходят баллер руля и гребной вал.
Ø Бак — носовая надстройка. Высокий бак защищает носовую палубу от заливаемости при ходе на волнении, улучшает всхожесть судна на волну.
Ø Балка набора корпуса судна — жесткий элемент набора корпуса судна, предназначенный для восприятия продольных и поперечных нагрузок.
Ø Бимс — поперечная балка палубы (рис. 1.2, 1.3). На бимсах лежит настил.
Ø Бортовой стрингер — продольная рамная балка борта (рис. 1.4).
Ø Бракета — листовая деталь прямоугольной или более сложной формы, предназначенная для соединения набора корпуса судна и присоединения его к обшивке или настилу (рис. 1.3).
Ø Бракетный флор – флор двойного дна с поперечной системой набора, состоящий из бракет, соединённых поперечными рёбрами жёсткости. Это разновидность так называемого открытого флора – более лёгкого по сравнению со сплошным флором. Бракетные флоры ставятся между сплошными. Они обеспечивают меньшую массу перекрытия, большую технологичность и ремонтопригодность.
Ну очень быстрое строительство корабля
Ø Брештук — треугольный или трапециевидный горизонтальный лист, соединяющий форштевень или ахтерштевень с бортовым набором, палубой и наружной обшивкой корпуса судна.
Ø Бульб – каплевидное обтекаемое утолщение корпуса в носовой подводной оконечности судна, снижающее волновое сопротивления при движении на тихой воде.
Ø Вертикальный киль — рамная балка днища, проходящая в диаметральной плоскости (ДП) (рис. 1.4).
Ø Верхняя палуба судна — непрерывная по всей длине самая верхняя палуба корпуса судна.
Ø Выкружка наружной обшивки корпуса судна — изогнутый лист наружной обшивки корпуса судна в районе выхода гребного вала.
Ø Горизонтальный киль – средний утолщённый пояс обшивки днища судна.
Ø Днищевой стрингер — продольная рамная балка днища (рис. 1.4).
Ø Заделка корпуса судна — листовая деталь, предназначенная для заделки вырезов в конструкциях корпуса судна, через которые проходит набор судна.
Ø Карлингс — продольная рамная балка палубы (рис. 1.2, 1.3).
Ø Квартердек — возвышающаяся уступом на неполномерную высоту междупалубного расстояния кормовая часть верхней палубы судна.
Ø Кильсон судна — днищевой стрингер, — обычно термин «кильсон» используется для корпусов судов внутреннего плавания или судов с одинарным днищем — в этом случае кильсон представляет собой сварной тавр.
Ø Кница — треугольная деталь, подкрепляющая концы балок.
Ø Козырек судна — конструкция, являющаяся продолжением наружной обшивки судна над уровнем открытой верхней палубы или палубы бака в носовой оконечности для уменьшения заливания палубы водой.
Ø Комингс — ограждение люка или полоса, окаймляющая вырез
Как строят КОРАБЛИ
(рис. 1.5).
Ø Кормовой подзор судна — наклонная часть кормовой оконечности корпуса судна, выступающая за ахтерштевень.
Ø Крайний междудонный лист — наклонный лист настила второго дна, примыкающий к скуловому листу (рис. 1.6).
Ø Кринолин – выступающий участок палубы в корме судна; конструкция за линией наружной обшивки корпуса судна для предохранения от повреждения винтов, рулей, подводных крыльев и других выступающих частей.
Ø Кронштейн гребного вала судна — конструкция снаружи судна для создания опоры гребным валам, состоящая из ступицы, через которую проходит вал, и одной или двух лап, крепящихся к корпусу судна.
Ø Кронштейн руля судна — конструкция в корме судна, предназначенная для опоры руля.
Ø Лацпорт — закрывающиеся ворота в корпусе судна — для погрузки-выгрузки накатных грузов и колёсной техники.
Ø Ледовая наделка судна — отливка или конструкция из листов с набором, устанавливаемая за рулем судна для защиты его от льда.
Ø Ледовый пояс — утолщенный пояс обшивки борта в районе ватерлинии.
Ø Леерное ограждение — лёгкое ограждение палубы у борта.
Ø Набор корпуса судна — каркас из продольных или поперечных металлических балок и ребер, который придает корпусным конструкциям судна заданную форму и вместе с обшивкой к настилам обеспечивает им необходимую жесткость и прочность.
Ø Накладной лист судна — лист, подкрепляющий другой лист, образующий какую-либо корпусную конструкцию судна и устанавливаемый на него всей своей плоскостью.
Ø Настил корпуса судна – соединённые вместе листы, вместе с горизонтальными балками формирующие палубы, платформы и второе дно.
Ø Обшивка судна — оболочка из металлических листов, вместе с набором формирующая днище, борта корпуса и внутренние переборки.
Ø Паз — соединение листов обшивки по продольным кромкам (рис. 1.7).
Ø Палуба переборок судна — самая верхняя палуба судна, до которой доведены поперечные непроницаемые переборки, делящие корпус судна на отсеки.
Ø Палубный стрингер — крайний пояс настила верхней палубы у борта.
Ø Пандус судна — пологая наклонная плоскость между палубами судна для проезда безрельсового транспорта.
Ø Переборка — вертикальное внутреннее перекрытие корпуса судна.
Ø Перекрытие судна — участок обшивки или настила корпуса судна, подкрепленный набором корпуса и ограниченный опорным контуром, на который опирается набор.
Ø Пиллерс — колонна, стойка, поддерживающая палубу.
Ø Пилон судна — обтекаемая пространственная конструкция, являющаяся опорой для двигателей, редукторов, винтов и других механизмов судов на воздушной подушке.
Ø Планширь — полоса, идущая по верху фальшборта.
Ø Пластина — часть обшивки, ограниченная с четырех сторон балками набора.
Ø Платформа судна — палуба судна, расположенная ниже верхней палубы и простирающаяся лишь на часть длины судна.
Ø Подпалубная цистерна — цистерна под палубой навалочного судна.
Ø Полубимс — бимс, проходящий не по всей ширине судна, а от борта до карлингса или до выреза в палубе.
Ø Потеряй — район обшивки, где два пояса переходят в один (рис. 1.7).
Ø Пояс наружной обшивки судна — ряд листов наружной обшивки судна в продольном направлении, имеющих общие пазы.
Ø Привальный брус судна — конструкция, устанавливаемая снаружи вдоль борта судна, для предохранения бортового перекрытия от повреждения при швартовке.
Ø Разносящий стрингер судна — стрингер судна уменьшенной высоты и небольшой протяженности, служащий для распределения локальных нагрузок, приложенных к корпусу судна.
Ø Распорка корпуса судна — балка набора корпуса судна составного или катаного профиля, устанавливаемая преимущественно горизонтально, препятствующая сближению каких-либо частей корпуса судна.
Ø Ребро жесткости корпуса судна — ребро в виде профильного элемента, подкрепляющее лист обшивки, настила или балку набора корпуса судна составного профиля и обеспечивающее местную жесткость.
Ø Скуловая цистерна — цистерна навалочного судна в районе скулы, обычно треугольной формы.
Ø Скуловой пояс — пояс, соединяющий обшивки днища и борта.
Ø Слип судна — конструкция в кормовой оконечности судна, образованная наклонным участком палубы и ограничивающими вертикальными продольными переборками, для подъема из воды на палубу судна орудий для лова рыбы и небольших судов.
Ø Спонсон — выступающий за линию борта участок верхней палубы судна с подкрепляющими его конструкциями.
Ø Стационарная направляющая насадка судна — кольцеобразная наделка на корпусе судна, в которой помещается гребной винт.
Ø Стойка — вертикальная балка переборки (рис. 1.2).
Ø Стрингер судна — усиленная продольная балка набора корпуса судна бортового или днищевого перекрытия.
Ø Стык — соединение листов обшивки по поперечным кромкам (рис. 1.7).
Ø Съемный лист судна — лист с подкрепляющим набором или без него, который закрывает вырез в корпусе судна и крепится к нему при помощи разъемного соединения.
Ø Съемный настил судна — настил из съемных сплошных плоских, рифленых или перфорированных листов, устанавливаемых поверх обрешетника корпуса судна, подкрепляемых при необходимости набором.
Ø Твиндек — пространство между палубами.
Ø Тоннельный киль — конструкция в ДП судна в виде тоннеля в двойном дне, ограниченного по сторонам днищевыми стрингерами.
Ø Транец — плоский срез кормы судна.
Ø Трюм — грузовое пространство между нижней палубой и днищем.
Ø Фальшборт — жёсткое ограждение палубы у борта (рис. 1.5).
Ø Флор — поперечная рамная связь днища (рис. 1.8, 1.4, 1.3).
Ø Форпик — крайний носовой отсек судна (рис. 1.1).
Ø Форштевень — брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).
Ø Холостая балка – балка основного набора у судов внутреннего плавания.
Ø Цепная труба судна — непроницаемая труба в корпусе судна, соединяющая палубу судна с цепным ящиком, через которую проходит якор-ный канат.
Ø Шельф — рамная горизонтальная балка переборки.
Ø Ширстрек — верхний пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней непрерывной палубе судна. Является одной из основных продольных связей и делается толще остальных поясов обшивки борта с целью
увеличения общей прочности корпуса судна.
Ø Шпангоут — поперечная балка борта (рис. 1.3, 1.4).
Ø Шпангоутная рама судна — рама, расположенная по периметру в поперечном сечении корпуса судна и состоящая из последовательно соединенных друг с другом балок поперечного набора днища, шпангоутов,
бимсов.
Ø Шпунтовый пояс — пояс обшивки, примыкающий к брусковому
килю.
Ø Ют – кормовая надстройка.
Ø Якорная труба судна — непроницаемая труба в корпусе судна,
соединяющая палубу судна с бортовым перекрытием, через которую пропускается якорный канат и в которую втягивается веретено якоря.
Источник: studopedia.ru
Место постройки судов, 7 букв
Альтернативные варианты определений к слову «стапель», всего найдено — 13 вариантов:
Только что искали: а и п к ч о н сейчас лиссогнад сейчас веранда сейчас шотабнй 1 секунда назад пкоял 1 секунда назад одрпджаек 1 секунда назад г о у р л ь 1 секунда назад ломанд 1 секунда назад голандо 1 секунда назад м а е к а т з к 1 секунда назад кислота 2 секунды назад уткогосс 2 секунды назад знатьтонсь 2 секунды назад к р е о з о т 2 секунды назад сверток 2 секунды назад
Источник: makeword.ru
Стройка кораблей. Судостроительная верфь. Судостроение
Судостроительная деятельность каждой морской державе необходима, и потому стройка кораблей практически никогда не прекращается. Любая деятельность в море всегда считалась весьма прибыльной, так обстоят дела и теперь.
В мировой практике стройка кораблей обеспечивает перевозки грузов, и стоимость фрахта в пределах мирового океана составляет до двухсот пятидесяти миллиардов долларов ежегодно. Только морепродуктов и рыбы добывается ежегодно по стоимости до сорока миллиардов долларов. Стройка кораблей необходима и для добычи на морских шельфах газа и нефти, что также оценивается до ста миллиардов долларов в год. Мировой рынок судостроительной продукции оперирует суммами от семидесяти до восьмидесяти миллиардов долларов в год.
Безопасность страны
Но самое важное в настоящее время – стройка кораблей для обеспечения активной деятельности на морях, транспортной и экономической безопасности государства, особенно если есть отделённые анклавы. Так решаются геополитические задачи, появляются дополнительные рабочие места, увеличивается занятость населения. Все эти причины одновременно – это и есть объяснение того, что все ведущие мировые державы постоянно развивают национальную отрасль судостроения, таким образом увеличивая число основных поставщиков технических средств, обеспечивающих морскую деятельность.
Российская судостроительная промышленность, например, накопила огромный опыт в создании судов и кораблей всех типов и всех назначений. Строительство кораблей ведётся многими предприятиями судостроения в Российской Федерации, и для этого стране не нужно искать партнёров за рубежом. У нас превосходная металлургическая промышленность, которая обеспечивает судостроение уникальными немагнитными высокопрочными сталями и сплавами. Все конструкционные материалы мирового уровня могут производиться непосредственно в нашей стране.
Ветеран судостроения
В 1719 году было построено крупнейшее гидротехническое сооружение в Европе – Староладожский канал, сразу принявший на себя огромный грузопоток. Суда требовали ремонта и обслуживания. Но только в 1913 году открылся Невский судостроительный завод, один из флагманов отечественного судостроения. Там было построено более трёхсот кораблей самого разного назначения только в первые годы – и пассажирские, и буксиры, и суда класса «река-море». Невский судостроительный завод быстро осваивал новые технологии, увеличивал производственные мощности, занимаясь не только судостроением, но и традиционным судоремонтом.
С 2009 года он стабильно имеет полную загрузку заказами на судостроение от различных российских компаний. Здесь строятся суда всех типов под ключ, но и судоремонтом тоже занимаются вплотную: навигационным, текущим, средним ремонтами, а также модернизацией, переоборудованием судов. Завод по строительству кораблей расположен удобно: крупная водная магистраль – Волго-Балтийский канал – позволяет транспортировать уже выполненные заказы и по внутренним путям, и в международный морской порт Санкт-Петербурга.
Завод сегодня
На Невском судостроительном заводе работы выполняются с высоким качеством, надёжно и своевременно. Это обеспечивается самым современным оборудованием, модернизированным производством и, конечно, профессионализмом специалистов предприятия и их исключительным мастерством. Невский судостроительный завод сертифицирован ведущими классификационными обществами: Germanischer Lloyd, Det Norske Veritas, Bureau Veritas, Lloyd’s Register of Shipping, а также Российским речным регистром, Российским морским регистром судоходства.
Сейчас это предприятие является современным и динамично развивающимся, там способны решать самые сложные технологические и технические задачи, чтобы выпускать продукцию, востребованную потребителями, которая отвечает мировым стандартам. Предприятие работает как с отечественными, так и иностранными заказчиками.
Средне-Невский завод
Неподалёку в 1912 году была заложена Усть-Ижорская верфь, которая впоследствии стала Средне-Невским заводом, одним из главных поставщиков, ведущих строительство кораблей для ВМФ. У завода долгая и славная история. Однако ещё интереснее наблюдать за его работой сегодня.
В 2000-х гг. была проведена полная модернизация производства, поскольку завод вошёл в целевую программу по развитию оборонно-промышленного комплекса страны. Были перевооружены ключевые промышленные объекты, стендовая база НИИ и конструкторских бюро, где производится проектирование кораблей. Были закуплены новые станки и оборудование, оснастка, все программные продукты.
Новое время
Уже в 2003 году началось строительство серии трёхъярусных надстроек для корветов, а в 2008 г. спущены на воду многоцелевое судно «Атаман», плавучая станция-заправка «Лукойл». В 2011 г. здесь установили мировой рекорд в технологии, сформировав монолитный корабельный корпус из стеклопластика шестидесяти двух метров длиной. В этом же году начато строительство целой серии базовых тральщиков для ВМФ.
В 2013 году освоено строительство судов из углепластика, и на месте постройки кораблей началась работа над созданием серий рейдовых тральщиков и буксиров. В последующие годы получено множество высоких наград за вклад в обороноспособность страны. По композитному строительству этому заводу нет равных в России. В 2016 году Военно-морскому флоту РФ был передан головной корабль нового поколения, предназначенный для противоминной обороны, – «Александр Обухов», а в 2017 г. заложены ещё два – «Владимир Емельянов» и «Иван Антонов», а также передан заказчику новый готовый тральщик.
Судостроительный завод «Вымпел»
Всё начиналось в 1930 году со строительства моторных катеров в Рыбинске Ярославской области. Во время войны судостроительный завод «Вымпел» перестроился на выпуск катеров с вооружением – торпедных дальнего действия. В послевоенное время выпускались рейдовые тральщики и одновременно строился судосборочный цех, превышавший по площади все имеющиеся сооружения. С 1949 года и по сей день здесь строятся пожарные катера. В 60-х гг. начался выпуск морских гидрографических ботов и огромными сериями шли буксирные теплоходы.
А чуть ранее началось и тоже продолжается по сей день выполнение заказов ВМФ по строительству ракетных катеров (с крылатыми ракетами), которые прекрасно показали себя в военных конфликтах в Индийском океане и на Ближнем Востоке. Благодаря этому успеху в мире начался «катерный бум». В 1980 году сдан головной ракетный катер «Молния», до сих пор не покинувший уровень мировых стандартов, превосходящий все зарубежные образцы по энергоустановке и ходовым качествам. Завод активно торгует со всем миром: двадцать девять стран покупает его катера.
Проблемы
На сегодняшний день выход на мировой рынок отечественного судостроения связан с целым рядом проблем. Область производства эта весьма специфическая, требующая присутствия огромного числа смежных отраслей – машиностроения, металлургии, электроники и многого ещё. Судостроение естественным образом стимулирует их развитие, благодаря таким заказам смежные отрасли достигают всё более высокого научного и технического уровня. Одно рабочее место в судостроении влечёт за собой создание четырёх или пяти рабочих мест в других отраслях.
Но проблемой является огромная наукоёмкость любых современных судов и кораблей, а также и долгие циклы разработки проекта и непосредственно постройки, соответственно, капиталоёмкость тоже высока. А промышленность в стране после Перестройки пришла на такой низкий уровень, что большую часть комплектации оборудования приходится покупать за рубежом. Отечественное судостроение требует гораздо большей государственной поддержки и развития смежных отраслей.
Положение отрасли в постсоветское время
Границы России на три четверти являются морскими. Более 60% грузооборота осуществляется морскими судами, активно развивается добыча полезных ископаемых на нашем морском шельфе. Именно поэтому государство и должно поддерживать собственное судостроение. Но дело обстоит иначе. Российский промысловый и торговый флот очутились на грани абсолютного исчезновения, несмотря на то, что это положение приносит громадный ущерб с экономической стороны, а главное – под ударом оказывается национальная безопасность.
Всё говорит о том, что ведущей морской державой Россия быть перестала. В перевозках внешнеторговых грузов отечественный флот практически не участвует (2001 год – 4% прошедших через российские порты внешнеторговых грузов, а в 1980-м их было более 65%). А это более трёх миллиардов долларов в год потеряно. Гражданская авиация тоже ушла с этого рынка – отечественные самолёты за рубеж не летают, и это ещё миллиард долларов ущерба. И флот идёт по этому же пути: уменьшается и в тоннаже, и в количестве год от года, исчезает неумолимо и неуклонно.
Строительство кораблей
Суда под российским флагом имеют двадцатилетний возраст, ни в одной стране мира нет таких старых кораблей. А объёмы строительства в России гражданских судов не обеспечивают восполнение потерь. В советское время строилось в год сорок и более морских судов. А в 2001 г. их построено шесть. А нужно было не менее трёхсот, чтобы освоить требуемую грузоподъёмность.
Эти негативные тенденции необходимо переломить, ускоренными темпами налаживая пополнение торгового флота самыми современными судами. Сейчас дорог каждый корабль на верфи, но экономически выгодных условий для массового строительства пока не создано.
Однако с промысловым флотом дела обстоят ещё хуже. Рыбопромысловый резко сократил количество судов, потому и годовые объёмы вылова рыбы сократились до ужасающих цифр. Если в 1989 году страна добывала более одиннадцати миллионов тонн рыбы и морепродуктов, то в 2000 г. – только три миллиона тонн. Далее это количество ещё неоднократно уменьшалось.
Почти все промысловые суда превысили сроки эксплуатации и требуют замены, однако пополняется флот очень слабо, практически никак. В советское время ежегодно спускали на воду более ста промысловых судов, сейчас их строят менее десяти в год – пять или шесть.
Ситуация сегодня
В последние несколько лет сделаны определённые шаги по исправлению бедственной ситуации. Не все проблемы решены, но какие-то обнадёживающие цифры и факты привести уже можно. Сегодня в российском судостроении функционируют сто семьдесят предприятий по специальностям: судоремонту и судостроению – 65, по электротехнике судовому машиностроению – 43, по морскому приборостроению – 56, плюс 6 предприятий сопутствующей деятельности. Сегодня отрасль уже может строить корабли и суда абсолютно всех типов с максимумом водоизмещения в сто тысяч тонн.
В отрасли занято более двухсот тысяч человек. Это говорит о том, что ситуация постепенно стабилизируется. На отечественное судостроение работают 56 НИИ и конструкторских организаций, которые специализируются по всем видам проектных работ. Это кораблестроение и судостроение, морское приборостроение, судовое машиностроение и электроника. Многие НИИ получили государственный статус.
Оборона
Темпы роста производства оборонно-промышленного комплекса растут в том числе и в строительстве военных судов, в отличие от гражданского судостроения. Однако совсем недавно уровень военного кораблестроения, как и технологический, падал настолько низко, что едва не наступили необратимые процессы. Сегодня положительные сдвиги можно наблюдать воочию и надеяться на то, что и в дальнейшем отечественное судостроение будет расширяться, а отрасль будет продолжать своё реформирование.
Исторически сложилась некая разобщённость проектировщиков и строителей. И реформирование отрасли прежде всего должно исключить такие случаи путём создания интегрированных структур. Продукция отрасли – исключительно сложные инженерные сооружения современности, причём здесь строить нужно сразу «начисто», минуя всевозможные опытные образцы. Поэтому и нужна слаженная работа, а предварительно необходимы концептуальные разработки и точное формирование технического облика судов и кораблей. От этого зависит обороноспособность страны.
ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова
Этот научно-исследовательский институт вполне мог бы снова стать «вперёдсмотрящим» отрасли, как это уже было до Перестройки, то есть головным научным центром. Он изначально является средоточием научных разработок и всех мыслимых экспериментальных средств относительно кораблестроительных направлений.
Здесь отрабатываются корабельная гидродинамика (управляемость, ходкость и тому подобное), все типы движителей, строительная механика, электроэнергетика и энергетика, в том числе и атомная, радиационная и ядерная безопасность, акустика кораблей, механизмов, оборудования, электродинамика, стелс-технологии и многое, многое другое. Это уникальный и единственный в России институт, сопровождавший проектирование, постройку и сдачу судов и кораблей всех типов и назначений. В первую очередь, деятельность института необходима для ВМФ.
Источник: fb.ru