Инвентаризация незавершенного строительства (образец акта)
ВниманиеОднако бланков формуляров, применяемых для ревизии «незавершенки», министерство не опубликовало. Другой орган — Госкомстат Российской Федерации — своим Постановлением от 18.08.1998 N 88 разработал и утвердил официальные формуляры и описи, используемые при сверке активов и обязательств организации.
Однако форму бланка инвентаризации незавершенного производства указанный выше акт нормотворчества также не содержит. Надо помнить, что на территории России в настоящее время нет строго обязательных к применению актов и описей инвентаризации. Каждое отечественное юридическое лицо вправе как использовать документы, утвержденные Госкомстатом, так и разработать собственные формуляры. Обязательным условием перед проведением проверки является сдача материалов и производственного товара, не задействованного на момент проверки в производстве. Согласно положениям Методических указаний Минфина РФ инвентаризация незавершенного производственного строительства – это проверка наличия, как уже возведенных зданий и сооружений, но не принятых в эксплуатацию, так и объектов, возведение которых еще не началось или еще находится в стадии возведения. (Заполненный акт) Инвентаризация незавершенного строительства Основания для проведения инвентаризации НЗП Основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения инвентаризации, является Методические указания, утвержденные Приказом №49.
Частичная инвентаризация
Порядок инвентаризации
Любая инвентаризация начинается после издания приказа директором. В документе указывают основания для проведения проверки, сроки, перечень объектов. Приказ, как правило, составляется по форме ИНВ-22.
Далее комиссия в день, когда было обозначено начало инвентаризации, приступает к работе. После проведенных осмотров и расчетов заполняется акт инвентаризации и передается в бухгалтерию.
К сведению! К объектам неоконченного ремонта следует относить транспорт, оборудование, здания и сооружения и другие ремонтируемые объекты, которые относятся к ОС организации.
Инвентаризация незавершенного строительства
ВажноВ ходе проведения инвентаризации капитальных затрат следует обратить внимание на объекты, безосновательно отражаемые в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», по которым выполняются условия п. 4 ПБУ 6/01 для принятия к учету в составе основных средств. На объекты незавершенного капитального строительства не распространяется право проведения инвентаризации один раз в три года, как это установлено для объектов основных средств (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации). Поскольку специальных унифицированных форм инвентаризационных описей и сличительных ведомостей для таких активов не установлено, организация разрабатывает такие формы сама и утверждает их в своей учетной политике (п.
Министерство финансов Российской Федерации в пункте 3.27 Методических указаний, утвержденных Приказом от 13.06.1995 № 49, разработало порядок инвентаризации неоконченного производства и будущих расходов. В соответствии с позицией Минфина России, изложенной в вышеуказанном положении, для надлежащего и правильного оформления инвентаризации НЗП предприятию следует:
Технический паспорт на квартиру, дом: как сделать в 2021 году
- определить фактическое количество изделий, производство которых не завершено;
- выявить текущую комплектность такой продукции;
- рассчитать остаток «незавершенки» по аннулированным и приостановленным заказам.
Для правильного оформления указанной ревизии в качестве бланка инвентаризационной описи незавершенного производства можно воспользоваться разработанным Госкомстатом России в Постановлении от 18.08.1998 N 88 актом за № ИНВ-3 с видоизменением некоторых столбцов.
ИнфоЗаказчик принял результат работ по актам и справкам о стоимости выполненных работ и затрат в объеме договорной цены контракта, оплатил выполненные работы в полном объеме, что свидетельствует об исполнении контракта. Совокупность указанных обстоятельств не дает оснований считать договор незаключенным в связи с отсутствием технической документации. Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения Согласно кадастровому паспорту здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 18.12.2008, выданного областным государственным унитарным предприятием «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области, Ашинский филиал, степень готовности объекта незавершенного строительства общей площадью застройки 11,2 кв. м составляет 1%.
Инвентаризация незавершенного строительства: образец – Предприятие Инфо
Незавершенное строительство учитывается на балансе учреждения, как объект недвижимости, по которому еще не окончены строительные работы.
Такое имущество не может быть использовано в эксплуатационных целях, но инвентаризация по ним проводится в обязательном порядке.
В нашей статье рассмотрим, как оформить акт инвентаризации незавершенного производства, бланк его представим вниманию ниже.
Что включается?
К объектам незавершенного строительства относится недвижимое имущество, по которому еще не закончены строительные работы, и не принятые заказчиком в эксплуатацию, как объект недвижимости, но при этом они учитываются на балансе учреждения.
Иными словами незавершенное производство – это капитальные инвестиции предприятия в строительство с целью в дальнейшем получить и ввести в эксплуатацию недвижимое имущество.
Инвентаризация незавершенного строительства, образец акта будет представлен у нас на сайте, проводится по таким показателям:
- затраты строительной организации и собственные затраты компании, направленные на производство данных объектов;
- затраты на приобретение материалов, инструментов, оборудования и т.д.;
- затраты по оплате строительно-монтажных работ, в том числе к данной статье баланса относится стоимость работ по акту субподрядного предприятия, оплаченных генеральным подрядчиком.
Незавершенное строительство отражается на балансе . Но, инвентаризация незавершенного строительства не включает затраты генерального подрядчика, если последний не передал заказчику выполненные работы субподрядной организацией, сумма по акту отражается на балансе генподрядчика.
Перед проведением проверки бухгалтерам следует провести учет достоверности остатка капитальных инвестиций и правильность их оценки. Сумма незавершенного производства в форме баланса предприятия отражается по строке 110. Также в эту строку будут входить расходы по возведению временных титульных и не титульных объектов недвижимости, которые учитываются на счете 30 «некапитальные инвестиции».
Положения о проведении инвентаризации НЗП
На основании Методических предписаний, утвержденных Приказом Минфина РФ № 49, проводится инвентаризация НЗП, которая имеет особенный порядок проведения. Для правильного и достоверного отражения данных по капитальным инвестициям в незавершенное строительство компании следует провести такие мероприятия:
- Установить количественный показатель объектов незавершенного производства.
- Определить текущее комплексное состояние таких объектов.
- Провести расчет остатка НЗП по аннулированным и временно приостановленным работам.
Как и любая бухгалтерская отчетность требует документального оформления и инвентаризация незавершенного производства, бланк для отражения результатов разработан Госкомстатом РФ и приведен в Постановлении № 88, форма ИНВ-3. Законодательство разрешает использовать форму, разработанную организацией самостоятельно, но с учетом требований Госкомстата, при этом ее необходимо внести в приказ об учетной политике.
Акт инвентаризации составляется в отдельности по каждому типу незавершенного строительства. Обязательным условием перед проведением проверки является сдача материалов и производственного товара, не задействованного на момент проверки в производстве.
Согласно положениям Методических указаний Минфина РФ инвентаризация незавершенного производственного строительства – это проверка наличия, как уже возведенных зданий и сооружений, но не принятых в эксплуатацию, так и объектов, возведение которых еще не началось или еще находится в стадии возведения.
Основания для проведения инвентаризации НЗП
Основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения инвентаризации, является Методические указания, утвержденные Приказом №49. В соответствии с положениями документа инвентаризация объектов незавершенного строительства инициируется на таких основаниях:
- собственное желание руководства предприятия;
- по срокам, определенным для проведения обязательной годовой инвентаризации;
- при сдаче объекта в эксплуатацию;
- иные ситуации, перечисленные в законодательном акте.
При инициации проверки на усмотрение руководства необходимо издать приказ, где указываются сроки проведения процедуры, перечень инвентаризируемых объектов и состав комиссии. Для отражения результатов проверки составляется акт инвентаризации незавершенного строительства.
Методическими указаниями не предусмотрен отдельный формуляр документа, отражающий результаты инвентаризации НЗП, но компаниям рекомендуется применять форму ИНВ-3.
Госкомстат разрешает предприятиям самостоятельно разработать бланк документа и внести его в приказ об учетной политике, но при этом необходимо, чтобы документ содержал поля, обязательные для отражения того или иного результата.
После оформления акта, документ подписывается всеми членами комиссии и направляется на подпись руководителю. На основании акта составляется протокол заседания комиссии.
Инвентаризация незавершенного строительства: образец
Любое российское предприятие обязано периодически инвентаризировать собственные активы и обязательства. Эта обязанность предписана законом № 402-ФЗ О бухучете и распространяется на все компании независимо от их организации. Проверка должна охватывать все объекты имущества, в том числе и незавершенное производство. Узнаем об особенностях инвентаризации незаконченного строительства.
Инвентаризация незавершенного капитального строительства
Инвентаризация незавершенного
капитального строительства
При проведении инвентаризации объектов незавершенного капитального строительства в инвентаризационных описях пообъектно отражается информация об объеме выполненных работ. Информация приводится в разрезе видов выполненных работ, по конструктивным элементам, оборудованию и т.п. (п. 3.32 Методических указаний по инвентаризации).
Если у организации имеются прекращенные строительством объекты, а также проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству, то на такие объекты учета составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства (п. 3.
34 Методических указаний по инвентаризации). При этом используются данные, содержащиеся в актах о приостановлении строительства и актах о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству (унифицированные формы N N КС-17 и КС-18, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 11.11.
Объекты, законченные строительством, по которым не оформлены акты о приеме-передаче здания (сооружения) (форма N ОС-1а, утвержденная Постановлением Госкомстата России N 7), заносятся в отдельные описи (п. 3.33 Методических указаний по инвентаризации). При этом отдельно составляются описи на объекты:
– фактически введенные в эксплуатацию (полностью или частично);
– не введенные в эксплуатацию (в этом случае в описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов).
В ходе проведения инвентаризации капитальных затрат следует обратить внимание на объекты, безосновательно отражаемые в бухгалтерском учете на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы”, по которым выполняются условия п. 4 ПБУ 6/01 для принятия к учету в составе основных средств.
Инвентаризационная опись объектов незавершенного капитального строительства
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Инвентаризация незавершенного строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация незавершенного строительства (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Инвентаризация незавершенного строительства Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49(ред. от 08.11.2010)»
Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» 3.32. По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Инвентаризация незавершенного строительства Путеводитель по судебной практике. Подряд. Всеподсчетыитоговпоинвентаризационнойописиобъектов незавершенного капитального строительства проверены. Ведущий эксперт отдела внутреннего аудита и методологии учетаВыгодский Н.Я.
Председатель комиссии должность подписьрасшифровка подписи Главный бухгалтерОганян С.Ю. Члены комиссии: должностьподписьрасшифровка подписи БухгалтерОнопко Н.С.
должностьподписьрасшифровка подписи Старший инженер хозяйственного отделаСвиридова К.Г. должностьподписьрасшифровка подписи Всеобъектыкапитальногостроительства,поименованныев 12 настоящей инвентаризационной описи с N по N , комиссиейпроверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись,в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею(неимеем).Объектынезавершенногокапитального строительства, перечисленныев описи,находятсяна моем (нашем) ответственном хранении. Но, инвентаризация незавершенного строительства не включает затраты генерального подрядчика, если последний не передал заказчику выполненные работы субподрядной организацией, сумма по акту отражается на балансе генподрядчика.
Перед проведением проверки бухгалтерам следует провести учет достоверности остатка капитальных инвестиций и правильность их оценки. Сумма незавершенного производства в форме баланса предприятия отражается по строке 110. Также в эту строку будут входить расходы по возведению временных титульных и не титульных объектов недвижимости, которые учитываются на счете 30 «некапитальные инвестиции». Инвентаризация в бухгалтерском учете Положения о проведении инвентаризации НЗП На основании Методических предписаний, утвержденных Приказом Минфина РФ № 49, проводится инвентаризация НЗП, которая имеет особенный порядок проведения. Общими основаниями для инициирования проверки являются:
- случаи, прямо перечисленные Минфином РФ в Указаниях;
- собственная воля предприятия.
Каждая сверка начинается с издания руководством компании распоряжения, в котором назначаются:
- срок инвентаризации;
- объект ревизии;
- поименный состав комиссии, наделенной правом проведения проверки.
Следует подчеркнуть, что в силу пункта 2.1 Указаний Министерства финансов России генеральный директор компании самостоятельно определяет количество сверок в году, их сроки, а также объекты. Какого-либо запрета на инвентаризацию незавершенного строительства, равно как и иного имущества, названный орган исполнительной власти Российской Федерации не предусмотрел.
Минфин РФ этим же Приказом утвердил примерные формы документов, используемых предприятием при инвентаризации. Всеоборудование, переданноевмонтаж,фактическиначатомонтажом. Законсервированные и временно прекращенные строительствомобъекты отсутствуют. Лицо(а), ответственное(ые) за сохранность объектов: Инженер по капитальному строительствуБобров К.С. должность подписьрасшифровка подписи должность подписьрасшифровка подписи должность подписьрасшифровка подписи ¦ Номер ¦ Наименование ¦Способ¦ Дата начала ¦Полная сметная¦Сметная (договорная) ¦ Объем выполненных ¦Фактические ¦Договор¦Сведения¦ ¦по¦ и назначение ¦ производства¦строительства¦ (договорная) стоимость, ¦ стоимость выполненных ¦работ¦затраты¦(в случае ¦о подрядчике¦ ¦порядку¦объектов,¦ строительных¦¦руб.¦ работ (этапов) на дату¦¦на дату¦производства¦(в случае¦ ¦¦не завершенных¦работ¦¦¦инвентаризаци覦инвентаризации¦строительных¦производства¦ ¦¦строительство즦+ + + +по данным¦работ¦строительных¦ ¦¦ (в т.ч.
Любое российское предприятие обязано периодически инвентаризировать собственные активы и обязательства. Эта обязанность предписана законом № 402-ФЗ «О бухучете» и распространяется на все компании независимо от их организации. Проверка должна охватывать все объекты имущества, в том числе и незавершенное производство. Узнаем об особенностях инвентаризации незаконченного строительства.
Проводим годовую инвентаризацию
В конце года начинается подготовка данных годовой отчетности, важной составной частью которой является инвентаризация имущества строительной компании. В связи с этим напомним, как проводить инвентаризацию и отражать ее результаты в бухгалтерском и налоговом учете.
Основные правила Необходимость проведения инвентаризации имущества и обязательств перед составлением годовой отчетности с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета установлена в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако это не значит, что все имущество нужно пересчитывать и переписывать именно 31 декабря 2008 года. Начать годовую инвентаризацию можно и раньше (после 1 октября).
А инвентаризировать основные средства допускается вообще раз в три года. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ Для проведения инвентаризации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Кроме того, при необходимости (если одновременно в сжатые сроки нужно провести перепись имущества в разных местах, например на разных складах, площадках и т. д.) создаются еще и рабочие инвентаризационные комиссии.
Приказ о назначении комиссии (с указанием ее персонального состава и сроков инвентаризации) утверждается руководителем организации и регистрируется в книге контроля.
Унифицированные формы этих документов утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88:
— приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22); — журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23).
В состав инвентаризационной комиссии нужно включить представителей администрации, бухгалтеров, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т. д.). Возможно привлечение представителей службы внутреннего аудита (при ее наличии) и независимых аудиторских фирм.
Учтите, что отсутствие при проведении инвентаризации хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Поэтому не стоит привлекать работников, которые постоянно находятся в разъездах и командировках.
Приказ о проведении инвентаризации вручается председателю комиссии.
ЛЬГОТЫ ДЛЯ СЕВЕРЯН В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться не в IV квартале, а в период наименьших остатков ценностей (например, летом). Это предусмотрено нормами пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, и пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Итак, в установленный срок комиссия пришла на склад или приехала на объект. Прежде чем приступить к работе, необходимо получить от материально ответственных лиц (например, прораба, кладовщика и т. д.):
— последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей или денежных средств (визируются председателем комиссии с указанием «до инвентаризации, на такую-то дату»);
— расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности оприходованы, а выбывшие — списаны. В некоторых унифицированных формах такая расписка уже предусмотрена, например, в акте инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15) или в инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3).
И только после этого в соответствии с пунктом 2.7 Методических указаний по инвентаризации необходимо в обязательном порядке проверить фактическое наличие имущества путем его подсчета, взвешивания и обмера.
Комиссия и материально ответственные лица должны работать вместе и одновременно. Нельзя, чтобы комиссия работала в их отсутствие и, наоборот, чтобы ответственный работник имел доступ на проверяемый объект без членов комиссии. Поэтому, если инвентаризацию за один день провести невозможно, необходимо в конце рабочего дня опломбировывать помещение.
Для строительных организаций особо актуальными являются положения, в соответствии с которыми:
— по материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей; — определяют вес (или объем) навалочных материалов исключительно на основании обмеров и технических расчетов; — при инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов комиссии и материально ответственное лицо, а в конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. При этом акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи. «Строительные» особенности Компаниям нужно учитывать следующие специфические особенности отрасли. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА… …проводится в соответствии с правилами, определенными в пунктах 3.32-3.34 Методических указаний по инвентаризации. При этом составляются отдельные описи:
— на законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами; — на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты, с указанием причин задержки оформления их сдачи в эксплуатацию; — на объекты незавершенного капитального строительства; — на прекращенные строительством объекты; — на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству.
В двух последних случаях в описи приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. При их заполнении используются соответствующие технические документы (планы, чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
При проведении инвентаризации незавершенного капитального строительства в описях нужно указывать наименование объекта и объем выполненных по нему работ (по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п.) При этом следует проверить:
— наличие в составе незавершенного капитального строительства оборудования, переданного в монтаж, но фактически не начатого монтажом;
— состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов с выявлением причин и оснований для их консервации.
БЕЗ ПОМОЩИ РУКОВОДСТВА НЕ ОБОЙТИСЬ Руководитель строительной организации должен позаботиться о создании необходимых условий, чтобы комиссия могла произвести полную и точную проверку наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, предоставить технически исправное весовое хозяйство, измерительные и контрольные приборы, мерную тару и другие необходимые инструменты.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Проверка проводится материально ответственными лицами в местах хранения ценностей, в том числе на отдельных строительных объектах, участках, подсобно-вспомогательных производствах и обслуживающих хозяйствах. При этом также нужно учитывать ряд особенностей.
Во-первых, в строительстве широко используются материалы открытого хранения — песок, гравий, щебень и т. д. Их инвентаризацию проводят путем геодезического обмера, то есть перед проведением инвентаризации таким материалам придают правильную геометрическую форму (обычно это конус, параллелепипед или куб), после чего замеряют высоту, а также длину, ширину (или диаметр основания) и производят подсчет объема материала по геометрическим формулам.
Металл различного профиля, используемый при строительстве (арматурную и угловую сталь, швеллер и т. д.), тоже инвентаризируют «математически»: подсчитывают суммарную длину каждого профиля и умножают ее на теоретический вес единицы длины в килограммах (по специальным справочным таблицам).
Фактическое наличие бетонных и железобетонных конструкций и изделий (например, стеновые панели, плиты перекрытий, фундаментные блоки и т. д.) определяют перемножением количества каждого вида изделий (по данным фактического пересчета) на проектный объем каждого изделия в кубических метрах. Не следует забывать про спецодежду, спецобувь и защитные приспособления, а также специальные инструменты и приспособления.
Во-вторых, согласно пункту 1.3 Методических указаний по инвентаризации, строительная компания должна проводить инвентаризацию не только своих материально-производственных запасов, но и запасов, которые числятся в ее учете на балансовых или забалансовых счетах. К ним относятся:
— арендованное имущество; — ценности, находящиеся на ответственном хранении (например, когда полученные от поставщика материалы не соответствуют заказанному ассортименту); — материалы, полученные для переработки (оборудование, принятое в монтаж, давальческое сырье). По ним составляются отдельные инвентаризационные описи. Документальное оформление Сведения о фактическом наличии имущества и реальности обязательств заносятся в инвентаризационные описи или акты. Для большинства видов имущества и обязательств существуют унифицированные формы (формы № ИНВ-1, ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-17 и т. д.) ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫЕ ОПИСИ И АКТЫ… …составляются не менее чем в двух экземплярах. Заполнять их можно как вручную, так и на компьютере.
Подчистки и помарки в описях не допускаются. Исправление делается корректурным способом во всех экземплярах: неправильную запись зачеркивают, над ней ставят правильную запись, заверенную подписями всех членов инвентаризационной комиссии, а также материально ответственного лица.
При заполнении инвентаризационных описей наименования ценностей и их количество надо указывать по той номенклатуре и в тех единицах измерения, которые приняты в бухгалтерском учете. В конце каждой страницы описи обязательно указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей, а также общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице (независимо от единиц измерения). Когда инвентаризация закончена, на последней странице описи оставшиеся незаполненные строки прочеркиваются.
Заполненные инвентаризационные описи должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.
В унифицированных формах описей предусмотрена расписка материально ответственного лица, которая подтверждает следующие факты. Во-первых, что проверка имущества проведена комиссией в его присутствии. И, во-вторых, что у него нет каких-либо претензий к членам комиссии и перечисленное в описи имущество принято на ответственное хранение.
Если уже после инвентаризации материально ответственное лицо обнаружит ошибку в описи, ему необходимо немедленно заявить об этом председателю комиссии для проведения проверки данного факта. В случае его подтверждения в опись вносятся соответствующие исправления.
По окончании инвентаризации могут быть назначены контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Они проводятся с участием членов комиссий и материально ответственных лиц и обязательно до открытия проверенного объекта (того склада, площадки и т. п., где проводилась инвентаризация).
Один экземпляр инвентаризационных описей передается в бухгалтерию строительной компании, второй остается у материально ответственных лиц. СЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Бухгалтер, получив инвентаризационные описи, производит их таксировку и сравнивает фактическое наличие имущества по данным инвентаризации с учетными данными.
Сверив данные инвентаризации с данными бухучета, в случае если выявлены расхождения, бухгалтер должен составить сличительные ведомости (формы № ИНВ-18 или № ИНВ-19). Причем отдельными позициями в сличительную ведомость вносятся только те ценности, по которым обнаружены отклонения, а прочие заносятся одной строкой, общей суммой. Суммы излишков и недостач указываются исходя из «бухгалтерской» оценки соответствующих ценностей. По ценностям, не принадлежащим организации, составляются отдельные сличительные ведомости.
УПРОЩЕНИЕ РАБОТЫ ПОЛЬЗЫ НЕ ПРИНЕСЕТ Обратите внимание: заполнять инвентаризационную ведомость по данным бухучета нельзя. Ведь тогда нарушится контрольная функция инвентаризации, которая может привести к искажению результатов и злоупотреблениям.
Формальный подход (составление инвентаризационных описей, не выходя из бухгалтерии, без проведения фактических проверок) также недопустим. В спешке при оформлении результатов фиктивной инвентаризации нередко все описи датируются одним числом (при наличии большого количества проверяемых объектов и всего одной инвентаризационной комиссии).
Это ставит под сомнение не только результаты инвентаризации, но и всю отчетность строительной компании.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Все расхождения должны быть так или иначе объяснены.
Например, при обнаружении излишков и недостач следует получить письменные объяснения материально ответственных лиц. Если виновник недостачи не установлен, к итоговым документам нужно приложить соответствующие решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц. Если обнаружен факт порчи ценностей, необходимо заключение отдела технического контроля или специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
Инвентаризационная комиссия должна подготовить предложения об урегулировании выявленных расхождений, которые представляются на рассмотрение руководителю строительной компании. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Учет результатов инвентаризации Порядок учета выявленных при инвентаризации отклонений следующий (он определен в пункте 3 статьи 12 Закона № 129-ФЗ). Излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации. Недостача имущества и его порча списываются:
— в пределах норм естественной убыли — на издержки производства или обращения; — сверх норм — за счет виновных лиц; — при отсутствии виновных (если они не установлены или суд отказал во взыскании) убытки списываются на финансовые результаты организации.
Результаты должны быть отражены в учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. ЕСЛИ ОБНАРУЖЕНЫ ИЗЛИШКИ Излишки денег и ценностей учитываются по дебету соответствующих счетов — 50 «Касса», 10 «Материалы» и т. д. и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Причем имущество приходуется по рыночной стоимости.
В налоговом учете рыночная стоимость «лишних» ценностей включается в состав внереализационных доходов (п. 20 ст. 250 Налогового кодекса РФ). ЕСЛИ ВЫЯВЛЕНА НЕДОСТАЧА Подчеркнем, чтобы правильно списать недостачу, необходим ряд документов. К ним относятся:
— сличительная ведомость (форма № ИНВ-18 или № ИНВ-19); — ведомость учета результатов (форма № ИНВ-26); — письменные объяснения материально ответственного лица (или иного работника, виновного в недостаче); — распоряжение руководителя о взыскании ущерба с виновного лица; — решение суда о взыскании (или об отказе во взыскании) с работника ущерба; — постановление об отказе в возбуждении дела (если стоимость недостающих или похищенных ценностей составляет менее 1000 руб., что признается мелким хищением, являющимся административным правонарушением согласно статье 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях); — постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Сначала недостающее имущество списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита соответствующих счетов (например, со счета 10). Сюда же списываются и отклонения в стоимости ценностей, если организация использует счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Дальнейшие действия будут такими.
Прежде всего рассчитывают и списывают недостачу в пределах норм естественной убыли в дебет счетов учета затрат (20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы»).
Нормы естественной убыли нерудных строительных материалов (песка, щебня, гравия) при хранении приведены в Приложении № 1 к постановлению Госснаба СССР от 15 июня 1984 г. № 72.
Далее нужно определить, есть ли конкретный виновник. Если есть (например, кладовщик или прораб), взыскание недостачи производится с виновного лица.
Если же виновные не обнаружены, недостача списывается с кредита счета 94 в дебет счета 91. ПРИМЕР При инвентаризации товарно-материальных ценностей в ООО «Монолит» обнаружена недостача строительного песка на общую сумму 36 000 руб. Виновные лица не установлены. Недостача в пределах норм естественной убыли по расчету составляет 7250 руб.
Руководителем принято решение о списании суммы недостачи на финансовые результаты. Бухгалтер запишет: ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10— 36 000 руб. — списан недостающий песок на основании сличительной ведомости; ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 94 — 7250 руб. — списана недостача песка в пределах норм естественной убыли; ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 94 — 28 750 руб. (36 000 — 7250) — списана недостача песка сверх норм естественной убыли.
В налоговом учете расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, включаются в состав внереализационных расходов. Но для этого факт отсутствия виновных должен быть подтвержден уполномоченным органом государственной власти документально (подп. 5 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ).
В противном случае убытки в целях исчисления прибыли не учитываются. ЗАЧЕТ ПО ПЕРЕСОРТИЦЕ В соответствии с пунктом 5.3 Методических указаний по инвентаризации строительная компания может производить взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.
Однако сделать это можно только в виде исключения в случае, если одновременно обнаружены излишек и недостача товарно-материальных ценностей одного и того же наименования:
— за один и тот же проверяемый период; — у одного и того же проверяемого лица; — в тождественных количествах.
Поэтому, например, если имеется излишек песка и недостаток щебня, провести зачет по пересортице нельзя. Нельзя произвести зачет и в том случае, если обнаружен излишек песка на одной стройплощадке и недостача — на другой.
Инвентаризация незавершенного строительства: нормативная платформа
Регулируют проведение инвентаризации Методические указания, утвержденные Минфина РФ 13.06.1995 № 49. Периодичность проведения инвентаризации НЗП руководитель компании устанавливает сам, опираясь на возникшую необходимость, например, из-за реорганизации фирмы, нештатных или аварийных событий, передачи ценностей другому ответственному лицу или исходя из других оснований, перечисленных в Указаниях.
Инициируется проверка изданием соответствующего распоряжения, где указываются:
- объект;
- сроки проведения инвентаризации и представления ее результатов;
- комиссия с перечислением должностей и ФИО, участвующих в инвентаризации.
Проводится инвентаризация незавершенного строительства в порядке, установленном указанной выше методикой № 49 в одноименном разделе (пункты 3.32 – 3.35).
По итогам проверки составляют акт инвентаризации незавершенного производства. Бланк специальной формы нормативно не утвержден. Обычно предприятиями используются унифицированные формы ИНВ. Компаниям дано право формировать собственные документы для фиксации результатов проведенных инвентаризаций с условием содержания в них всех необходимых реквизитов, установленных законом № 402-ФЗ.
Инвентаризация объектов незавершенного строительства: особенности проведения
Поскольку незавершенное строительство, как правило, весьма сложный и состоящий из множества элементов организм, ревизировать его достаточно сложно. В строительных фирмах одновременно возводится не один объект, и на практике инвентаризационные описи заводят по каждому объекту.
Начинают всегда с подготовки: в инвентаризационных описях по объекту указывают объем выполненных работ (опираясь на документально подтвержденные факты), причем в отдельности по каждому виду, конструктивным элементам, установленному оборудованию и т.п. На этом этапе обязательно выясняют:
– имеется ли переданное на объект, но не смонтированное оборудование (его учитывают также отдельной строкой и сверяют с отпуском с основного склада), незадействованные в процессе полуфабрикаты (их предварительно сдают на склад);
– наличие законсервированных или прекращенных к возведению объектов и узлов, причины и обоснование этой ситуации;
Отдельно учитывают уже возведенные объекты, но по каким-либо причинам не введенные в эксплуатацию, либо те, на которые ввод оформлен частично, что бывает при сдаче комплексов. Наличие подобных объектов должно быть рационально объяснено, т. е. указаны причины затягивания при оформлении документации.
При установлении прекращенного строительства, остановки проектно-изыскательских работ по еще не начавшемуся возведению, также составляются отдельные описи, где приводятся сведения об объеме и стоимости выполненных работ, причинах их прекращения. Основой для занесения всех сведений на этапе подготовки к фактической проверке объектов являются бухгалтерские документы, техническая документация, рабочие проекты, сметы, акты выполненных работ и справки об их стоимости.
Утвержденная инвентаризационная комиссия определяет и документально обосновывает сумму, которая должна быть отражена в стоимости каждого незаконченного объекта.
Следующим этапом инвентаризации незавершенного строительства становится сверка фактических объемов с определенными по документам. Понятно, что сверить фактический расход материалов на возводимый объект – процесс трудоемкий и требующий опыта расчетов потребности МЦ на выработанный объем, поэтому в составе комиссии наряду с работниками финансовой сферы должны присутствовать квалифицированные инженеры-строители. При выявлении объектов, по которым в регистрах бухучета указаны некорректные сведения, комиссия вносит в опись исправления, технически обосновывая их.
Инвентаризация незавершенного строительства: образец описи
Полученные данные о фактических расходах заносят в одноименную графу и сравнивают наличие по факту с наличием по документам. Для отражения результатов инвентаризации НЗП в строительстве чаще используют типовую форму ИНВ-3 «Инвентаризационная опись ТМЦ», форму ИНВ-10 «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов ОС», либо другой бланк, видоизменив некоторые столбцы. Образец заполнения формы ИНВ-3 можно посмотреть .
На базе перечисленных форм предприятия могут составить документ, приемлемый для обработки информации по инвентаризации НЗП, закрепить его в учетной политике и применять в документообороте фирмы. Представляем пример заполнения подобной формы:
Обновление: 9 февраля 2021 г.
Каждое отечественное предприятие обязано проводить инвентаризации. Данное предписание прямо следует из содержания Федерального закона «О бухгалтерском учете», распространяется на все организации и не зависит от их форм собственности. Указанной проверке подлежат активы, ценности, отдельные структурные элементы компании или же незавершенное производство. Бланк акта инвентаризации нормативно не разработан.
Общие положения об инвентаризации
На территории Российской Федерации основным документом, определяющим порядок проведения сверки фактического состояния активов с данными бухгалтерского учета, являются Методические указания. Поименованный документ утвержден Министерством Финансов России 13 июня 1995 года путем издания Приказа № 49.
Общими основаниями для инициирования проверки являются:
- случаи, прямо перечисленные Минфином РФ в Указаниях;
- собственная воля предприятия.
Каждая сверка начинается с издания руководством компании распоряжения, в котором назначаются:
- срок инвентаризации;
- объект ревизии;
- поименный состав комиссии, наделенной правом проведения проверки.
Следует подчеркнуть, что в силу пункта 2.1 Указаний Министерства финансов России генеральный директор компании самостоятельно определяет количество сверок в году, их сроки, а также объекты. Какого-либо запрета на инвентаризацию незавершенного строительства, равно как и иного имущества, названный орган исполнительной власти Российской Федерации не предусмотрел.
Минфин РФ этим же Приказом утвердил примерные формы документов, используемых предприятием при инвентаризации. Однако бланков формуляров, применяемых для ревизии «незавершенки», министерство не опубликовало.
Другой орган — Госкомстат Российской Федерации — своим Постановлением от 18.08.1998 N 88 разработал и утвердил официальные формуляры и описи, используемые при сверке активов и обязательств организации. Однако форму бланка инвентаризации незавершенного производства указанный выше акт нормотворчества также не содержит.
Надо помнить, что на территории России в настоящее время нет строго обязательных к применению актов и описей инвентаризации. Каждое отечественное юридическое лицо вправе как использовать документы, утвержденные Госкомстатом, так и разработать собственные формуляры.
Инвентаризация объектов незавершенного строительства
Министерство финансов Российской Федерации в пункте 3.27 Методических указаний, утвержденных Приказом от 13.06.1995 № 49, разработало порядок инвентаризации неоконченного производства и будущих расходов.
В соответствии с позицией Минфина России, изложенной в вышеуказанном положении, для надлежащего и правильного оформления инвентаризации НЗП предприятию следует:
- определить фактическое количество изделий, производство которых не завершено;
- выявить текущую комплектность такой продукции;
- рассчитать остаток «незавершенки» по аннулированным и приостановленным заказам.
Для правильного оформления указанной ревизии в качестве бланка инвентаризационной описи незавершенного производства можно воспользоваться разработанным Госкомстатом России в Постановлении от 18.08.1998 N 88 актом за № ИНВ-3 с видоизменением некоторых столбцов.
Соответствующие формуляры составляются отдельно по каждому производственному участку. Обязательным условием является сдача полуфабрикатов на период проведения инвентаризации на склад. Все имущество, не задействованное в изготовлении товара, в ревизии неоконченного производства не участвует.
Министерство финансов Российской Федерации в своих Методических указаниях отметило, что инвентаризация незавершенного производственного строительства – это проверка как возведенных, но не оформленных надлежащим образом объектов недвижимости, так и зданий или строений, возведение которых не окончено или не начиналось.
В силу пункта 3.32 Методических указаний при инвентаризации незавершенного строительства обязательно проверяются:
- состояние таких объектов;
- включение в состав зданий оборудования, монтаж которого не начинался.
Следует помнить, что официальная форма соответствующего документа органами власти России не утверждена и не разработана, а потому каждая организация имеет право самостоятельно разработать и утвердить в своей учетной политике соответствующий формуляр.
Важно отметить, что данные о приостановленном строительстве должны учитывать сведения, содержащиеся в соответствующих унифицированных формах КС-17 и КС-18, а также в иных документах.
Если же объект достроен, но не введен в эксплуатацию, то на него составляется отдельный акт инвентаризации незавершенного строительства.
В качестве заключения следует отметить, что при самостоятельной разработке формуляра для ревизии «незавершенки» можно воспользоваться официальной формой № ИНВ-3, утвержденной Госкомстатом России.
Общие разделы можно оставить без значимых изменений, адаптировав под собственные нужды лишь табличную часть бланка. При этом образец акта инвентаризации незавершенного производства не будет существенно отличаться от оформления «незавершенки».
образец акта инвентаризации незавершенного строительства
Периодически организации должны проводить проверку объектов незавершенного строительства и производства. По итогам описи должен составляться итоговый документ – акт. В связи с этим, все лица, ответственные за проведение инвентаризации, должны знать, как выглядит бланк акта незавершенного производства и как он заполняется.
Стены отстают от сметы
В понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев провел рабочую встречу с главой Счетной палаты Алексеем Кудриным, на которой обсуждалась проблема незавершенного строительства. Масштаб колоссальный, признал председатель правительства: «Я сам, когда езжу по регионам, очень часто вижу, как это выглядит. Это по сути с советских времен тянется или относительно недавно возникло».
Такие объекты должны попадать под тщательную инвентаризацию, уверен он. Этим Счетная палата занимается совместно с министерствами. Результаты оцениваются в триллионы рублей. «Сумма, которая на сегодняшний день общая по открытым и закрытым статьям, составляет 5,3 триллиона ресурсов, которые касаются незавершенных объектов», — озвучил Кудрин цифру.
Десятки объектов не сдаются вовремя и переходят на следующий год. Это касается половины строек в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. Всего, заявил глава Счетной палаты, по стране насчитали 71,3 тысячи незавершенных объектов, сдача которых откладывается на протяжении пяти и более лет.
Сравнивая федеральный и региональный уровни, Алексей Кудрин выделил совсем тяжелое положение в субъектах Федерации, где недостроенных объектов в четыре раза больше, чем у федеральных министерств и ведомств.
Всего по стране насчитывается 71,3 тысячи незавершенных объектов, сдача которых откладывается на протяжении пяти и более лет
Для решения проблемы, считают в СП, необходимы дополнительные законодательные решения. В частности, сказал руководитель палаты, требуется более строгое определение объекта незавершенного строительства через Градостроительный кодекс, ведение их учета через государственную информационную систему управления. Также важно принять меры, связанные с методикой инвентаризации, оценкой стоимости такого имущества и определения его дальнейшей судьбы. Оно может быть достроено, приватизировано или признано неподлежащим для дальнейшего использования.
Дмитрий Медведев подчеркнул важность проводимой инвентаризации и задумался о том, как лучше организовать работу ФАИП в будущем. «Потому что это хроническое отставание в реализации ФАИП на моей памяти из года в год переходит, — заявил он. — Надо вообще, мне кажется, подумать над самим этим инструментом, насколько он в настоящий момент выполняет те функции, которые перед ним стоят».
Другой темой встречи стал проект федерального бюджета на 2020-2022 годы. Документ в понедельник поступил из правительства в Государственную думу. Премьер-министр рассчитывает на дальнейшее плотное сотрудничество со Счетной палатой при его принятии. «У вас тоже, я знаю, существует ряд вопросов, которые возникли в ходе проверок», — заметил Медведев.
Алексею Кудрину, одиннадцать лет возглавлявшего министерство финансов, хорошо известны все аспекты подготовки бюджета. Счетная палата еще на этапе составления проекта главного финансового документа страны работала вместе с министерствами и ведомствами. В течение недели, сообщил глава ведомства, будет подготовлено официальное заключение СП, которое затем поступит в Госдуму на рассмотрение депутатами в рамках первого чтения федерального бюджета.
3-4 октября Дмитрий Медведев посетит с визитом Кубу. Глава правительства проведет переговоры с председателем Государственного совета и Совета министров республики Мигелем Диас-Канелем Бермудесом. Делегации двух стран обсудят актуальные вопросы сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической, транспортной, культурно-гуманитарной и других областях. По итогам переговоров планируется подписание ряда двусторонних межправительственных и межведомственных соглашений, а также коммерческих контрактов.
Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил главой Рослесхоза и заместителем министра природных ресурсов и экологии Сергея Аноприенко. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте правительства. Аноприенко ранее занимал должность заместителя руководителя Росимущества.
Порядок проведения инвентаризации
Председатель комиссии должен проставить на всех документах по приходу и расходу, необходимых для осуществления проверки, пометки «до инвентаризации на определенную дату». Это нужно для того, чтобы зафиксировать сведения об остатках имущества перед началом осуществления описи.
Материально-ответственный работник должен написать расписки в том, что все первичные бумаги были переданы в отдел бухгалтерии, все поступившее имущество было оприходовано, а выбывшее имущество – списано на затраты. Только после этого можно осуществлять инвентаризацию НЗП.
Комиссия начинает подсчитывать фактическое наличие имущества. Информацию о его количестве фиксируют в описях и актах, оформляемых как минимум в двух экземплярах.
Инвентаризационный документ должен быть пронумерован, в нем должна быть проставлена дата проведения описи, дата и номер приказа о проведении проверки. После этого формируются таблицы по каждому цеху и расположению объектов незавершенного производства.
После того, акт проверки будет полностью заполнен, его должны подписать все члены комиссии, а также лица, несущие мат. ответственность.
Источник: forum-izpp.ru
Основные правила проведения инвентаризации
Инвентаризация активов и обязательств проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).
В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
К сведению: проведение инвентаризации активов является обязательным как для муниципальных учреждений, так и для администраторов доходов федерального бюджета (Письмо Минфина РФ от 28.05.2021 № 02-07-10/43252).
Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета утверждается учетной политикой учреждения (п. 9 СГС «Учетная политика»).
В частности, должны быть установлены основания и сроки проведения инвентаризации (п. 80 СГС «Концептуальные основы»).
Минфин в Письме от 24.12.2020 № 02-07-07/113668 отметил:
нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, не содержат прямых указаний в отношении как способов, правил проведения инвентаризации, так и определения состава комиссии по инвентаризации и порядка ее работы;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Указания № 49), не относятся к нормативному правовому акту, устанавливающему обязательные требования к проведению инвентаризации, и носят рекомендательный характер.
Таким образом, определение процедурных мероприятий, сроков проведения инвентаризации объектов бухгалтерского учета (исходя из специфики их вовлечения в хозяйственный оборот и применяемых методов учета), способов инвентаризации (сплошная и (или) выборочная инвентаризация, номенклатурный пересчет по местам хранения и (или) реестровая (документарная) сверка и т. д.) находится в компетенции учреждения с соблюдением требования об обеспечении достоверности данных бюджетного учета и бюджетной отчетности (Письмо Минфина РФ от 26.03.2021 № 02-06-10/22274).
Необходимо помнить, что проведение инвентаризации обязательно (п. 81 СГС «Концептуальные основы»):
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, на хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
Годовая инвентаризация
В соответствии с абз. 6 п. 7 Инструкции № 191н в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики.
Цель проведения годовой инвентаризации – выявление фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета, для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности на отчетную дату.
Например, непроведение инвентаризации обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности было признано контрольным органом нарушением (п. 7.29 Письма Федерального казначейства от 29.05.2020 № 07-04-05/21-10615 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»).
Напомним, при составлении годового отчета в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций» пояснительной записки (ф. 0503160) отражается информация о результатах проведенной в целях составления годовой отчетности инвентаризации имущества и обязательств субъекта бюджетной отчетности в части выявленных расхождений (п. 158 Инструкции № 191н).
Таблица оформляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом, органом, осуществляющим кассовое обслуживание.
К сведению: при отсутствии расхождений по результатам инвентаризации таблица 6 не заполняется. Факт проведения годовой инвентаризации отражается в текстовой части разд. 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф. 0503160).
Инвентаризационная комиссия
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее персональный состав утверждает руководитель организации (п. 2.2 Указаний № 49).
Рекомендовано в состав инвентаризационной комиссии включать представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (инженеры, экономисты, техники и т. д.).
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.
По мнению Минфина, при определении учреждением регламентации проведения инвентаризации необходимо обеспечить независимость суждений и мнений членов комиссии посредством принятия коллегиального решения комиссии большинством голосов.
Например, если из пяти членов комиссии присутствовали при проведении инвентаризации четверо (трое и председатель) и результаты голосования – два «за», два «против», то голос председателя является решающим (Письмо от 24.12.2020 № 02-07-07/113668).
Документальное оформление инвентаризации
Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н предусмотрены следующие документы для оформления инвентаризации в казенных учреждениях:
Код формы
Наименование документа
Акт о результатах инвентаризации
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов
Инвентаризационная опись наличных денежных средств
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации
Акт о результатах инвентаризации
Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835) составляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя учреждения.
Основанием для составления акта являются инвентаризационные описи (сличительные ведомости).
Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения.
При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082) применяется для отражения результатов инвентаризации остатков денежных средств учреждения на счетах в подразделениях ЦБ РФ, кредитных организациях.
В данной описи указываются наименование подразделения Центрального банка (кредитной организации), номер открытого в нем счета, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации в иностранной валюте, курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и остаток на счете на дату инвентаризации в рублях.
Кроме того, в инвентаризационной описи производится запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками.
Такая опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) составляется комиссией учреждения по видам документов и ответственным лицам с указанием места и даты проведения инвентаризации, распиской ответственного лица.
В данной описи отражаются:
-
наименование и код бланков строгой отчетности;
сведения о фактическом наличии (цена, количество);
сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);
сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам – количество и сумма).
Инвентаризационная опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись (ф. 0504087)) составляется комиссией учреждения по ответственному за сохранность имущества лицу с формированием расписки данного лица и с указанием:
места проведения инвентаризации;
лица (лиц), ответственного (ответственных) за сохранность имущества, в том числе лица (лиц) с полной материальной ответственностью (далее – ответственное лицо (ответственные лица));
приказа (распоряжения) о проведении инвентаризации (номера и даты приказа);
даты начала и даты окончания инвентаризации.
Приведем в таблице порядок заполнения отдельных граф названной описи.
Номер графы
Порядок заполнения
Отражается номер (код) объекта учета (инвентарный или иной) в соответствии с прилагаемой к объекту нефинансовых активов документацией.
Для инвентарных объектов бухгалтерского учета указывается инвентарный номер, для иных объектов – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект учета (серия, партия, заводской номер или другая информация)
Проставляется цена (оценочная стоимость) объекта инвентаризации, указываемая при инвентаризации материальных ценностей, предназначенных для реализации (цена продукции, товара), при выявлении излишков – оценочная стоимость объекта
Отражается количество объектов инвентаризации
Проставляется сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6)
Указывается информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот (далее – статус объекта учета), например*:
1) для объектов основных средств – «в эксплуатации», «требуется ремонт», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»;
2) для материальных запасов – «в запасе (для использования)», «в запасе (на хранении)», «ненадлежащего качества», «поврежден», «истек срок хранения»;
3) для объектов незавершенного строительства – «строительство (приобретение) ведется», «объект законсервирован», «строительство объекта приостановлено без консервации», «передается в собственность иному публично-правовому образованию»
Приводится информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта (далее – целевая функция актива), например*:
1) для объектов основных средств – «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация»;
2) для материальных запасов – «использовать», «продолжить хранение», «списание», «ремонт»;
3) для объектов незавершенного строительства – «завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения)», «консервация объекта незавершенного строительства», «приватизация (продажа) объекта незавершенного строительства», «передача объекта незавершенного строительства другим субъектам хозяйственной деятельности»
Сумма, отражаемая в этой графе, определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11
Сумма, указываемая в этой графе, определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5
Проставляется количество объектов инвентаризации, в отношении которых комиссией учреждения установлено несоответствие условиям признания активов в целях бухгалтерского учета
Сумма, отражаемая в этой графе, определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11
Указывается информация, не отраженная в предыдущих графах:
– по объектам учета, в отношении которых выявлена недостача, – количество объектов учета, выбывших в пределах норм естественной убыли;
– информация о причинах (основаниях) изменения статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации;
– иная информация
* Учреждение определяет способ указания статуса объекта учета по его наименованию и (или) коду.
Названная опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию, после представления ответственным лицом (ответственными лицами) объяснения о причинах расхождений (при наличии) и заключения комиссии учреждения о результатах инвентаризации.
Инвентаризационная опись наличных денежных средств
Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) формируется комиссией учреждения и отражает на дату проведения инвентаризации:
сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью);
сведения по недостаче и по излишкам, выявленным по результатам инвентаризации;
номера последних приходного и расходного кассовых ордеров.
Данная опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) формируется комиссией учреждения и отражает на дату проведения инвентаризации:
сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;
наименование дебитора (кредитора) в случае указания расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ;
данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам) в бюджеты, отражаемые по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность;
номер счета бухгалтерского учета;
общую сумму задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе подтвержденную дебиторами (кредиторами), не подтвержденную дебиторами (кредиторами), а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Такая опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091) применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждений.
Такая опись формируется комиссией учреждения и отражает на дату проведения инвентаризации:
сведения по данным бухгалтерского учета;
номер счета бухгалтерского учета;
общую сумму задолженности плательщика («всего»), в том числе подтвержденную дебитором, не подтвержденную дебитором, а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Указанная опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) заполняется в целях обобщения информации об установленных в ходе инвентаризации отклонениях от данных бухгалтерского учета, а также об объектах учета, по которым выявлено несоответствие условиям признания актива.
Приведем в таблице порядок заполнения отдельных граф названной ведомости.
Номер графы
Порядок заполнения
Отражается наименование объекта нефинансового актива (показатель должен соответствовать графе 2 инвентаризационной описи (ф. 0504087))
Проставляется номер (код) объекта учета (инвентарный или иной) в соответствии с прилагаемой к объекту нефинансовых активов документацией.
Для инвентарных объектов указывается инвентарный номер, для иных объектов – номер, позволяющий однозначно идентифицировать объект учета (серия, партия, заводской номер или другая информация) (показатель должен соответствовать графе 3 инвентаризационной описи (ф. 0504087))
Приводится единица измерения (показатель должен соответствовать графе 4 инвентаризационной описи (ф. 0504087))
Отражается номер (код) счета бухгалтерского учета (показатель должен соответствовать графе 10 инвентаризационной описи (ф. 0504087))
Проставляется балансовая стоимость (сумма) на единицу объекта учета (показатель должен соответствовать результату деления показателя графы 12 на показатель графы 11 инвентаризационной описи (ф. 0504087))
Приводится цена (оценочная стоимость) объекта инвентаризации, указываемая при инвентаризации товаров (цена товара), при выявлении излишков – оценочная стоимость объекта (показатель должен соответствовать графе 5 инвентаризационной описи (ф. 0504087))
Отражается количество объектов инвентаризации, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета (показатель должен соответствовать гра-фе 13 инвентаризационной описи (ф. 0504087))
Сумма, указываемая в этой графе, определяется путем умножения показателя графы 8 на показатель графы 6 и должна соответствовать графе 14 инвентаризационной описи (ф. 0504087)
Приводится количество объектов инвентаризации, по которым выявлено несоответствие в пределах норм естественной убыли данных бухгалтерского учета фактическому наличию
Проставляется сумма объектов инвентаризации, по которым выявлено несоответствие в пределах норм естественной убыли (определяется путем умножения показателя графы 10 на показатель графы 6)
Отражается количество объектов, превышающих данные бухгалтерского учета (показатель должен соответствовать графе 15 инвентаризационной описи (ф. 0504087))
Сумма, указываемая в этой графе, определяется путем умножения показателя графы 12 на показатель графы 7 и должна соответствовать графе 16 инвентаризационной описи (ф. 0504087)
Приводится количество объектов инвентаризации, в отношении которых комиссией учреждения установлено несоответствие условиям признания активов в целях бухгалтерского учета (показатель должен соответствовать графе 17 инвентаризационной описи (ф. 0504087))
Сумма, отражаемая в этой графе, определяется путем умножения показателя графы 14 на показатель графы 6 и должна соответствовать графе 18 инвентаризационной описи (ф. 0504087)
Названная ведомость подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
Источник: www.audit-it.ru
Инвентаризация по нормам 2022 года
Статьи
Техническая инвентаризация – это совокупность работ, по итогам которых собираются данные о характеристиках объекта недвижимости. В отличие от кадастровых работ, целью проведения инвентаризации не является определение границ зданий, местоположения объекта на участке или этаже. Основная задача при инвентаризации – собрать геометрические, технические и экономические данные о новом или существующем объекте. Для этого проводятся обмеры, обследования, расчеты, измерения отдельных элементов конструкций и здания. По итогам указанных работ формируется или корректируется инвентарное дело, оформляются технические паспорта, поэтажные планы, иные документы.
В статье расскажем, в чем заключается порядок проведения инвентаризации, для каких объектов нужны эти работы, как осуществляются обмеры и обследования.
Что такое техническая инвентаризация
Есть несколько разных видов работ для определения характеристик, планировки и местоположения объектов недвижимости. У каждого из них свои цели и задачи. Суть инвентаризации, как работ на объектах капитального строительства, заключается в следующем:
- специалисты соберут точные и объективные данные о технических, экономических и иных параметрах объекта, которые будут отражены в инвентарном деле;
- на основании результатов инвентаризации оформляется техническая документация на объект – паспорт, ведомости, поэтажные планы, справки ТЭП и т.д.;
- в отношении каждого объекта, прошедшего инвентаризацию, ведется учет (это входит в полномочия учреждений БТИ).
Порядок инвентаризации напоминает проведение кадастровых работ. Но есть и ряд важных отличий. Прежде всего, результаты инвентаризационной деятельности не отражаются в кадастровых сведениях ЕГРН. Ключевой характеристикой объекта в ЕГРН являются его координаты, местоположение на этаже или на участке. При инвентаризации такие характеристики не определяются.
Местоположение помещений отражается на поэтажных планах, но они не являются основание для кадастрового учета.
Схема взаимодействия БТИ, кадастровых инженеров и Росреестра при инвентаризации, кадастровых работах
Есть отличия в документах, которые оформляются по итогам кадастровых и инвентарных работ. Для внесения данных в ЕГРН нужен технический план, который изготавливает кадастровый инженер. После инвентаризации оформляется не технический план, а паспорт, ведомости помещений, поэтажные планы. Эти документы будут включены в состав учетного инвентарного дела БТИ.
Комментарий эксперта. Перечень работ на объектах примерно одинаков при инвентаризации и получении кадастровых сведений. Основным видом работ являются обмеры здания, его фасадов и конструкций, помещений. Но координирование с привязкой к геодезической сети в рамках инвентаризации не осуществляется. По этой причине у БТИ нет полномочий по ведению и изменению кадастровых сведений ЕГРН.
№ п/п | Вид обмеров при инвентаризации и кадастровых работах | Описание |
1 | Архитектурные обмеры | Основной вид обмеров. Предусматривает внешние и внутренние обмеры всех конструкций и помещений, оформление абрисов. После завершения обмеров оформляются поэтажные планы, технические паспорта и планы. |
2 | Схематические обмеры | Выполняются путем визуального осмотра, составления абрисов с заполнением основных измерений. Обычно выполняются как основа для последующих архитектурных обмеров. |
3 | Архитектурно-археологические обмеры | Данный вид обмеров включает измерение для реставрации или восстановления объектов. Особое внимание уделяется точности обмеров для фасадных элементов. |
4 | Обмеры для дизайна зданий и помещений | Выполняются для определения мест размещения мебели и светотехнического оборудования, для оптимизации внутреннего пространства, внешнего благоустройства. |
5 | Обмеры для инвентаризации и оформления технического паспорта | Выполняются при вводе объекта в эксплуатацию (первичная инвентаризация), при последующих изменениях характеристик. |
6 | Геодезические обмеры габаритов здания | Проводятся для определения координат объекта и его местоположения на участке. |
Цели и задачи инвентаризации недвижимости
Основная задача технической инвентаризации – сбор данных о недвижимости. Такие работы могут проводиться для следующих целей:
- для подготовки документации при вводе в эксплуатацию нового или реконструируемого объекта;
- для уточнения технических параметров в инвентарном деле после завершения строительных работ;
- для постановки объекта на инвентарный учет, если это требуется по нормативным актам РФ и регионов;
- для собственных нужд предприятия, если проводится плановая или внеочередная инвентаризация основных средств;
- для подготовки документов на кредитование, где объект будет выступать в качестве залога;
- для подготовки объекта на продажу, передачу в аренду;
- для прохождения лицензирования, получения разрешений на определенные виды деятельности;
- для иных целей, в зависимости от намерений собственника.
В зависимости от типа объекта и требований нормативных актов, может проводиться добровольная или обязательная инвентаризация. Для первичных, плановых или внеочередных обязательных инвентарных работ предусмотрены специальные сроки.
Документы, которые оформлены по итогам инвентарных работ, будут нужны при проектировании, при согласовании реконструкции, перепланировки/переустройства. Например, вместе с проектом перепланировки нужно передать на согласование копию техпаспорта (для нежилого помещения) или выкопировку с поэтажного плана (для жилого помещения).
Источник: profcourse.ru