Как отнестись к строительству многоэтажных домов

Коробки, муравейники и даже «человейники» – как только не называют современные многоэтажные дома, которые выросли на окраинах практически каждого крупного российского города.

Но действительно ли с ними все так плохо? Сегодня мы попытаемся защитить многоэтажки, расскажем о плюсах и минусах других видов жилья, а также покажем, какими будут дома будущего.

За что принято ругать многоэтажки?

Слишком много этажей

Казалось бы, что в этом такого? Наверняка большинство людей даже и не заметят, если переедут из квартиры на 5 этаже в квартиру на 15. Главное, чтобы лифт работал исправно, а остальное уже не так важно.

На самом деле высокая этажность здания становится причиной множества проблем для жильцов. Для краткости мы рассмотрим 2 основные.

Первая проблема – социальная. Давайте проведем маленький мысленный эксперимент. Вероятнее всего, как и сотни тысяч других людей, вы выросли в малогабаритной квартире в хрущевке. Обычно в таких панельных домах было 5 этажей, а в одном подъезде жило (и живет до сих пор) по 15–20 семей.

Перспективы строительства из CLT-панелей, многоэтажные деревянные здания и реновация

Даже не обладая феноменальной памятью, можно хотя бы приблизительно вспомнить, кто там жил. Например, в соседней квартире был мальчик, который приглашал ваc поиграть в «Сегу» на выходных, этажом ниже – девочка, которой вы в первый раз в жизни подарили валентинку, а на первом – злая бабуля, которая гоняла всех ребят со двора за слишком громкие крики и постоянный стук мячей.

В современных многоэтажках такое практически невозможно: в подъезде живет еще 300 человек, лица и имена которых трудно держать в голове. Из-за этого в новостройках люди не объединяются в сообщества: дети не находят новых друзей, а взрослые – единомышленников, которые могут помогать друг другу.

Вторая проблема связана с рисками для здоровья. По мнению архитекторов, людям наиболее комфортно живется максимум на высоте 4 этажа. Это замечают и сами жители многоэтажек. Так, врачи из Бельгии выяснили, что обитатели квартир на высоких этажах оценивают состояние своего здоровья гораздо ниже, чем люди, живущие на первом, втором или третьем.

Это же подтверждает статья профессора Викторианского университета Роберта Гиффорда. В нем профессор провел анализ 99 исследований, в которых рассматривалось влияние проживания в многоэтажках на на физическое и психологическое здоровье. Результат тут тоже неутешительный: только в 17 исследованиях отмечалось положительное влияние. В остальных 82 исследователи утверждали, что жильцы с разной степень негатива оценивают проживание в многоэтажках.

Кроме того, для здоровья может быть опасен даже сам вид и дизайн многоэтажек. Об этом пишут ученые-видеоэкологи, которые занимаются исследованиями влияния внешней среды на состояния человека. Монотонные и непропорциональные человеку здания, оставляющие для взгляда мало «зацепок» в виде зелени, архитектурного декора вредны для психологического состояния человека.

Слабая инфраструктура

Чаще всего высотный новострой появляется за городом, образуя при этом огромные микрорайоны. Получается, что на окраине города N появляется новый город Y, полностью состоящий из многоэтажек. В рядах из одинаковых зданий высотой в 20–30 этажей может жить до 100 000 человек. Внушительно, не правда ли?

Себестоимость строительства многоэтажного многоквартирного дома (Часть 1)

Однако подобный микрорайон только формально можно считать городом. О какой-либо развитой инфраструктуре здесь не может идти и речи. Проектируя новый микрорайон, в котором будут жить десятки или даже сотни тысяч жителей, невозможно учесть предпочтения каждого. Поэтому, да, обычный супермаркет вроде «Пятерочки» будет в шаговой доступности от вашего подъезда. А вот магазин с какими-нибудь экзотическими морепродуктами или лавка для вегетарианцев – нет.

Живя в микрорайоне из многоэтажек, люди лишают себя доступа ко многим элементам городской жизни. Об этом еще 5 лет назад предупреждала австралийский архитектор Керри Клэр. Она писала, что многоэтажки уничтожают «городскую ткань» и отрезают людей от уличной жизни.

Эту же мысль еще 60 лет назад высказывала писательница и основательница движения нового урбанизма Джейн Джекобс. В своей книге «Смерть и жизнь больших американских городов» она называла коридоры и подъезды в высотках мрачными ловушками, которые не дают жителям выйти наружу.

Неудобное расположение

Как мы уже упоминали выше, многоэтажные районы обычно вырастают за городом, на месте бывших полей. И даже если туда проведут троллейбусную линию или метро (последнее бывает очень редко), вам понадобится очень много времени и пересадок, чтобы добраться до центра.

Неудобный и постоянно забитый общественный транспорт часто вынуждает людей приобретать машину, что в итоге приводит к огромным пробкам и недостатку парковочных мест. Можно подумать, что достаточно всего лишь построить больше парковок и расширить дороги, но, к сожалению, в реальности это не поможет. Из-за эффекта спровоцированного спроса это приведет только к увеличению числа машин и общего трафика.

В итоге дворы многоэтажек из безопасного пространства, в котором можно спокойно погулять с ребенком или собакой, превращаются в одну бесконечную парковку.

Почему же в многоэтажках все равно покупают квартиры?

Если у многоэтажек столько недостатков, почему квартиры в них все еще покупают? Ответ очень простой: для большинства людей плюсы такого жилья все еще перевешивают минусы.

  • распространенность. Новые микрорайоны есть практически в любом крупном российском городе.
  • мобильность. Вы всегда достаточно быстро сможете сдать или продать квартиру.
  • инфраструктура. Пусть она пока и находится в зачаточном уровне, но возле многоэтажки точно будет магазин, школа и детский сад.
  • безопасность. Жители многоэтажек реже становятся жертвами квартирных воров.
  • не нужно волноваться об обслуживании дома. Все эти заботы берет на себя управляющая компания.

Выходит, что лучший вариант – это переезд в пригород?

С одной стороны, это кажется довольно логичным, ведь домик в пригороде – полная противоположность многоэтажки. Многие люди все еще находятся под впечатлением от голливудских фильмов и мечтают об уютном жилье в пригороде, подстриженной лужайке, белом заборчике и золотистом ретривере по кличке Бумер.

На деле же дом в субурбии мало чем отличается по удобству от квартиры в жилой высотке. Жители пригородов еще больше привязаны к личным автомобилям. Если в случае района из многоэтажек еще возможно хотя бы какое-то функционирование общественного транспорта, то в пригороде уже вряд ли. Всему виной слишком низкая плотность населения. Для субурбии просто невыгодно тянуть линию троллейбусов, трамваев или уж тем более метро.

Читайте также:  Когда отменять долевое строительство

Поэтому даже ради рядовой поездки в супермаркет или ресторан придется заводить свою «ласточку».

Получается, что это скорее похоже на проживание в деревне, но без преимуществ проживания в деревне в виде красивой природы и чистого воздуха.

Оптимальный вариант – квартиры в новых районах с малоэтажной застройкой. Такие дома – это золотая середина между частным домом в пригороде и квартирой в огромной многоэтажке.

Почему будущее за малоэтажной застройкой?

Сейчас переход от высоток к домам с небольшой этажностью становится общемировым трендом. Это происходит в Швеции, Финляндии, Франции и многих других странах. Об этом также писал урбанист Вячеслав Глазычев в своей книге «Город без границ».

Новые малоэтажные районы в Стокгольме

Новые малоэтажные районы в Стокгольме. Источник: varlamov.ru

Даже в США, где долго продвигали идею жизни в пригородах в одноэтажных домах, постепенно осознают преимущества пятиэтажных или шестиэтажных зданий.

Подобные дома, конечно, строят и в России. Например, такой комплекс уже стоит в Московской области.

ЖК Андерсен

ЖК «Андерсен». Источник: kompleks-andersen.ru

А эти два комплекса – в Ленинградской.

ЖК Mistola Hills

ЖК Mistola Hills. Источник: spbguru.ru

ЖК Лахта Парк

ЖК «Лахта Парк». Источник: лахтапарк.рф

Сейчас вы можете подумать, что малоэтажная застройка – это очередное увлечение столичных хипстеров. Ведь в остальных регионах России такое точно не приживется.

Спешим вас переубедить. Например, квартиру в таком комплексе можно приобрести в Тюмени.

ЖК Комфорт-Клуб

ЖК Комфорт-Клуб. Источник: etagi.com

В чем причина роста интереса к домам с низкой этажностью? Ответ довольно простой и логичный: у них нет недостатков высоток и пригородных коттеджей. Судите сами:

  • легко создать прочное сообщество – обычно подобные дома не делают выше 6 этажей, поэтому жителям проще знакомиться друг с другом, общаться, создавать что-то новое. Люди начинают жить полноценной городской жизнью и не закрываются по квартирам.
  • нет необходимости обладать личным автомобилем – у малоэтажных комплексов, как правило, более продуманная инфраструктура: все необходимое находится в шаговой доступности, к тому же есть общественный транспорт.
  • нет никакого «кладбища» из автомобилей во дворах – это следствие предыдущего пункта.
  • эстетика европейского города прямо в России. Необязательно каждое утро наблюдать унылые «каменные джунгли» и бывшие колхозные поля, застроенные многоэтажками.
  • безопасность детей. Согласитесь, что красивые детские площадки и интересные секции лучше пустырей со строительным мусором. В районах с малоэтажной застройкой можно без страха отпускать ребенка играть и гулять с друзьями.

Единственный недостаток в том, что этот формат застройки в России пока не сильно распространен (старые «хрущевки» мы в расчет не берем). Многие все еще «голосуют рублем» за высотки, до конца не осознавая все их недостатки. Тем не менее, начало уже положено и со временем люди оценят все преимущества жизни в уютных и стильных пятиэтажных домах.

А какой тип застройки больше всего нравится вам? Напишите в комментариях, в каком доме вы хотели бы жить.

Источник: www.tn.ru

Города растут, а качество жизни — нет: чем опасна жизнь в высотках

Фото: Pexels

Несмотря на то, что сегодня даже в Москве все еще преобладают 5- и 9-этажные дома, вызов их господству всё более явно бросают жилые мини-небоскребы. Только за период с 2017 по 2020 год число новых жилых небоскребов в столице выросло в 1,5 раза, а в жилье комфорт-класса рост был и вовсе двукратным.

Рост популярности многоэтажек отмечают во многих странах, например, в Индии, Великобритании и вовсе пиковый спрос на высотки. В Китае идут дальше, готовясь к строительству полуавтономных башен-городов. При этом интерес к многоэтажным домам иногда проявляют и совсем малые населенные пункты. Так, в 2019 году о планах соорудить один из самых высоких небоскребов в Европе заявили в датском поселке Бранде, население которого не достигает и 8 тыс. человек.

Но недовольных трендом на «человейники» всегда было немало, и разговоры об «уродстве», рисках и неудобстве такого жилья не утихают. Но, как показывает рынок, удобство и комфорт — то, чем люди охотно готовы пренебрегать.

Больше этажей — больше выгоды

Согласно статистике, большинство граждан России мечтают жить в частном доме, а не в квартире. Но на практике эти желания сказываются слабо: в частных домах проживает менее трети семей, а в многоквартирных домах — более 70%. Это касается как покупки, так и съема, и даже если речь идет о модном среди молодых специалистов коливинге, приоритет высоток сохраняется.

Фото:Shutterstock, Getty Images

Россияне уже сейчас ведут быт не так и не там, где им хотелось бы. Исследования, показывающие, что оптимальная высота дома — до 12 этажей, остаются лишь теорией. Но виной тому выступает не инертность и нежелание что-то менять, а финансовый фактор. Проблема с доступностью жилья — основной триггер, вынуждающий миллионы людей по всему миру переезжать на 20-й этаж и выше. Квартира в высотке, за исключением элитной недвижимости — это рациональная покупка, основанная на компромиссе.

Еще один общемировой тренд — продолжающаяся урбанизация: по подсчетам экспертов Всемирного экономического форума, к 2050 году доля городского населения планеты вырастет с нынешних 55% до 68%, достигнув отметки в 6,5 млрд человек. Частный дом в этих условиях будет становиться всё большей редкостью, а покупать квартиры в элитных малоэтажных новостройках под силу далеко не каждому. Поэтому столичный опыт реновации рано или поздно почувствуют почти все регионы России.

Фото:Shutterstock

На мировом уровне, особенно в развивающихся странах, ситуация аналогичная. Если в европейских странах проекты по типу реконструкции «хрущевок» в Германии могут оправдать себя, то в случае с многомиллионными мегаполисами России или Азии это вряд ли сработает. Скорее, наоборот: даже в Москве сокращается не число этажей, а площадь квартиры, доходя до 10 и менее квадратных метров.

Но небольшая площадь — это лишь малая часть из того, с чем могут сталкиваться жильцы недорогих квартир в высотных зданиях.

Инфраструктурный коллапс

О развитой инфраструктуре при покупке недорогого высотного жилья думают в последнюю очередь — особенно если «высотка» возведена на месте бывшей парковки или пустыря. Но со временем именно инфраструктурные проблемы выходят на передний план, становясь вопросом, которые решить не всегда под силу даже властям.

По словам специалиста по городскому развитию Сергея Мальцева, высотные дома могут сказываться на развитии районов самым негативным образом — если параллельно с ними не «умощняют» транспортную и коммунальную инфраструктуру.

«У нас, конечно, эффективное метро, одно из самых крупных и красивых в мире. Но я себе не представляю, что будет твориться, к примеру, на фиолетовой ветке после строительства в районе Кузьминок «реновационных» «высоток» на 20+ этажей вместо пятиэтажек», — говорит Мальцев. По его словам, «пять этажей — это золотой стандарт в мире, практически идеальный баланс между плотностью и комфортом жизни».

Читайте также:  Какие используют перегородки в строительстве

Метро — лишь один из примеров инфраструктурного коллапса. К этому стоит добавить недостаток парковочных мест, нехватку места на детских площадках, очереди в школы и детсады, не всегда соответствующие числу жителей площади поликлиник, проблемы с вызовом лифтов. Слаборазвитая транспортная инфраструктура «ответственна» и за проблемы с пробками.

Фото:Zuma / ТАСС, Unsplash

Риски для здоровья и психики

«Высотки» опаснее «малоэтажек»: как минимум, чем «оторванее» от земли человек, тем больше риск, что он может сорваться с высоты или оказаться в опасности в экстренном случае.

Кроме того, есть мнение, что даже сам образ жизни в высотном доме влияет на всех его жильцов. По выводам ученых из США, «высотки» могут становиться причиной проблем с психикой и негативно сказываться на воспитании детей.

Многоэтажки могут вносить вклад и в ухудшение криминогенной обстановки: исследования о том, что «чем выше здания — тем выше уровень преступности», печатались еще в 1970-х годах. И некоторые эксперты продолжают придерживаться этого мнения сегодня. Но с ними согласны не все.

«Скажем прямо: людям до 45 лет относительно неважно, в каком доме жить. Да, есть личные предпочтения, но говорить о каком-то особом уровне стресса от жилья в «высотках» не приходится. Для некоторых это, наоборот, отдушина: забраться повыше и смотреть на мир со своего 25-го этажа. Не стоит забывать и про круг общения: жители высоток — это как правило, молодые семьи, а значит, им проще завести новые знакомства и найти единомышленников» — говорит психолог Римма Фадеева.

«Представителям старшего поколения, конечно, сложнее: для них «высотки» — это и не совсем привычная среда, и большая по сравнению даже с микрорайонами брежневской застройки плотность людей на квадратный километр может «смущать» и вызывать ощущение, что они «лишние» на фоне активной молодежи, но это скорее вопрос личной нереализованности. С другой стороны, жить в новом доме приятно и комфортно, никому не приходится ходить пешком с пятого этажа», — добавляет она.

Что же до проблемы недостаточной инсоляции (наличия в помещении солнечного света), то, по словам Фадеевой, эту проблему можно исправить прогулками в парках. Большинство новых микрорайонов, отметила психолог, обладают всеми возможностями для этого.

Но если психологические риски все-таки относительны, то повышенная опасность «высоток» с эпидемиологической точки зрения — факт. В условиях, когда огромное число людей живут в доме, оборудованном одним или двумя подъездами, шанс распространения вирусов существенно выше. Как показала пандемия, в Индии жители высоких домов заражались «ковидом» чаще, чем обитатели трущоб.

Частный дом вместо многоэтажек?

Многочисленные минусы жилых высотных зданий дают много почвы для критики со стороны урбанистов или блогеров, но не со стороны властей. Хотя иногда «высотки» фигурируют в контексте демографической политики. Например, в 2019 году врио губернатора Курганской области Вадим Шумков заявлял, что застройка городов многоэтажными зданиями препятствуют увеличению рождаемости. Это отмечают и на экспертном уровне.

Иногда звучит тема альтернативного варианта: частного жилья. На дома и коттеджи государство делает особую ставку, намереваясь привлечь в них часть населения. В октябре 2021 года правительство России распространило ипотеку на частные дома, а с учетом того, что именно жилье в таких условиях отвечает потребностям большей части населения страны, этот вариант может оказаться привлекательным для многих. Но коснется ли это мегаполисов — по-прежнему вопрос.

Фото:Pexels, Андрей Махонин / ТАСС

На глобальном судьба жилых высоток также вряд ли сложится иначе: если для относительно богатой Европы выбор еще есть, то для развивающихся стран с огромным числом населения, желающим переехать в новое жилье, многоэтажка — самый оптимальный вариант.

Высотки были и остаются возможностью относительно дешево улучшить жилищные условия, и ни малоэтажное строительство, ни частные дома не могут конкурировать с ними по популярности — по крайней мере, до тех пор, пока жизнь в мегаполисах будет привлекать сотни миллионов людей по всему миру.

Источник: trends.rbc.ru

Что делать, если соседняя стройка вам угрожает?

Как быть жителям тех домов, рядом с которыми началось возведение многоэтажного здания, явно угрожающему комфортному и благополучному существованию? В этом вопросе мы решили разобраться вместе с экспертами рынка недвижимости, взяв за пример строительство ЖК «Спасский мост» в Павшинской пойме.

Жители Павшинской Поймы бьют тревогу

В конце ноября 2014 года автору статьи прислали петицию, составленную жителями Павшинской поймы на имя Губернатора Московской области Андрея Воробьева (копии отправлены главе Красногорского муниципального района Рассказову Б. Е., главе городского поселения Красногорск Старикову П. В. и в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области). Взбудораженные строительством в микрорайоне «Спасский мост» жители соседних домов требуют отменить его строительство или хотя бы уменьшить этажность , и корпусов жилого комплекса, который, по их мнению, «нарушают нормативы по плотности жилой застройки».

Действительно, в сложившемся, хотя и молодом районе планируется возвести дом, рассчитанный на 1414 квартир. Поэтому в петиции сообщается, что, «постройка ухудшит условия проживания в и без того перенаселенном районе, повлечет к ухудшению ситуации с обеспеченностью района социальной инфраструктурой, к перегрузке в детских садах и школах. Проезд в район станет существенно затруднён, острейшая нехватка парковочных мест будет дополнительным стимулом для превращения газонов в автостоянку!»

На момент прочтения петиции автором статьи, в ней уже стояли подписи 1159 жителей — не пройти мимо! И пока жители Павшинской поймы бьют в колокола, KVARTIRAzaMKAD.ru пытается разобраться в сложившейся ситуации и понять, насколько опасна соседняя застройка, что могут и не могут сделать жители соседних домов, встревоженные возведением очередной высотки под боком.

Чем грозит высокая плотность застройки?

Ответ на этот вопрос мы получили от генерального директора компании «Метриум Групп» Марии Литинецкой, которая обозначила несколько основных негативных факторов, в целом подтвердив опасения обеспокоенных жильцов: «В большинстве случаев уплотнительная застройка сопровождается ухудшением условий проживания для жителей прилегающих к району строительства домов. , существенно увеличивается нагрузка на транспортную инфраструктуру. При этом почти всегда возникают и проблемы с паркингом, так как имеющиеся стоянки зачастую не способны справиться с дополнительным объемом машин.

, подобное строительство в исторически сложившемся микрорайоне, безусловно, влияет на спокойствие местных жителей. Строительная техника работает „до победного конца“, шум практически не стихает ни на минуту.

, уплотнительная застройка увеличивает нагрузку на существующую сеть инженерных коммуникаций, что нередко приводит к авариям и перебоям с водо- и электроснабжением. Еще один немаловажный фактор влияния „уплотнения“ заключается в том, что строительство новых объектов зачастую оказывает негативное воздействие на конструкцию соседних домов — возникают различные трещины и дефекты, прогибы бетонных плит балконов, просадка фундамента и пр.

В результате, жилье в соседних домах может подешеветь. Если речь идет о новостройках, то квартиры обычно теряют в цене 10–15%. Представители старого жилого фонда, которые и так не отличаются высокой стоимостью, дешевеют на 5–10%».

Читайте также:  Что значит земли для дачного строительства

Человек и закон

Как поясняет адвокат Андрей Тваури из «Юридической группы адвоката Андрея Тваури», «любая стройка предполагает получение разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) и дающий застройщику право осуществлять строительство. Проектная документация, в свою очередь, подвергается экспертизе, предметом которой являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а также нормативам градостроительного проектирования, которые в свою очередь регулируют плотность жилой застройки. Если все экспертизы пройдены и разрешение получено, то такая стройка считается законной».

Если «Спасский мост» строится, значит, получены разрешения. И, наверное, все нормативы учтены? Вот что рассказывает житель Павшинской Поймы Евгений Игнатов: 10 декабря 2013 г. обратилась в Администрацию городского поселения Красногорск Московской области за выдачей разрешения на строительство жилых зданий корпусов № с внутриплощадочными сетями очереди строительства района «Спасский мост», к которому приложило весь предусмотренный Градостроительным кодексом РФ пакет документов. Однако Администрация Красногорска письмом первого заместителя Главы Администрации отказало в выдаче разрешения, поскольку запроектированная этажность противоречила нормативам градостроительного проектирования Московской области (Постановление Правительства Московской области от № 24/54) Не согласившись с решением Администрации, обратилась в суд и выиграла его!

Мы (жители) изучили ситуацию, и она наш взгляд, она такова: в ходе судебного разбирательства судом рассматривался факт наличия документов, необходимых для его получения. И действительно, застройщик предоставил в Администрацию все необходимые документы:
1. Договор аренды земельного участка,
2. Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ),
3. Проектную документацию,
4. Положительное заключение негосударственной экспертизы,
5. Копия свидетельства об аккредитации, и некоторые другие документы, не имеющие в нашем конкретном случае важности.

В ГПЗУ, который предоставил застройщик, есть пункт 2.2.2. о том, что на данном участке разрешается предельное строительство в 30 этажей. Однако, этот ГПЗУ противоречит нормативам градостроительного проектирования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от N 24/54, в которых содержится норматив предельного строительства в 17 этажей для города Красногорска!

Получается, корпуса 9, 10, 11 микрорайона «Спасский мост» спроектирован с нарушением норм. Это и является нашим основным основанием требований отмены строительства… К тому же, проект планировки корпусов предусматривал трёх «свечек» с общим стилобатом. А сейчас строится !

Куда обращаться жителям?

Градопланировщик, один из основателей объединения планировщиков RUPA, член международной ассоциации планировщиков ISOCARP Александр Антонов рассказывает: «Есть в одном старом фильме диалог… Мальчик, мучающийся от неразделенной любви, спрашивает старшего товарища: „Что же мне теперь делать?“ И получает в ответ: „Страдать! Любовь — это страдание!“ Так вот, жизнь в Московской области — это страдание. У меня есть только один совет жителям — продавайте свою клетушку…»

Юристы же рекомендуют идти с подобной проблемой в суд. «В случае, если жители уже существующего ЖК, расположенного в непосредственной близости к возводимому жилому дому, считают, что нарушаются нормативы плотности застройки или другие строительные нормативы, они могут обратится в прокуратуру с коллективным заявлением о проверке законности выдачи разрешительной строительной документации, а также обратиться в Главное управление государственного строительного надзора с требованием остановить строительные работы и устранить допущенные нарушения», — говорит адвокат Андрей Тваури из «Юридической группы адвоката Андрея Тваури».

«Норматив по плотности, очевидно, нарушен в этом проекте, — подтверждает Александр Антонов. — Нужно подать в суд на нарушение действовавших на тот момент нормативов: найти проект планировки этого объекта, посмотреть, что в проекте планировки, каковы параметры нормативов и кто их утверждал».

Экспертов дополняет адвокат Андрей Безрядов: «Возведение жилых домов осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления после проверки проектной документации на соответствие Градостроительному плану. Указанный план содержит информацию о предельных параметрах разрешенного строительства. Граждане и юридические лица имеют право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче градостроительного плана, который обязаны предоставить в течении 30 дней с момента обращения. В случае, если заинтересованные лица считают, что градостроительный план нарушает их законные интересы, то они вправе оспорить его в судебном порядке».

Очевидно только, что «оспаривание в судебном порядке» должно стать чуть ли не единственной профессиональной деятельностью активиста. Тем более, что статистика по случаям, когда новая стройка мешала жителям сложившихся микрорайонов, более, чем безрадостная.

Истории с уплотнением

В качестве «свежего» примера нового строительства, ущемляющего интересы жителей, эксперты рынка недвижимости приводят один из корпусов ЖК Wellton Park на пр. Маршала Жукова (застройщик — компания КРОСТ), который был построен вплотную к одному из домов, расположенных в данном районе. К сожалению, в данном случае неизвестна реакция жителей — возможно, она и была, но не попала в открытые источники.

А вот более старая история. В середине нулевых ревнители исторической застройки боролись против офисного центра в Колокольниковом препеулке. О том, как он «вписывался» в застройку, говорит то, что цоколь нового здания заканчивался на уровне карниза соседнего дома.

Компания «Контус», возводившая офис, самовольно превысила высоту, доведя ее с предполагаемых пяти этажей до одиннадцати. Иски были поданы в Измайловский, а позже в Арбитражный суды столицы. Летом 2005 года компания «Контус» проиграла все судебные разбирательства, и встал вопрос о сносе здания или демонтаже верхних незаконно построенных этажей. Но вместо этого начался демонтаж двухэтажного жилого дома, бывшего непосредственным соседом офисного здания и являвшегося частью рядовой исторической застройки Колокольникова переулка… Хотя верхние этажи офисного центра были снесены.

Широкую огласку получил проект «Дома на Мосфильмовской»: в 2010 году оперативная группа по борьбе с самостроем при мэре города Москвы приняла решение о сносе «лишних» этажей здания (по одним источникам таковых было 4, по другим — 22).

Впрочем, позже от такого решения отказались: за дом вступилось архитектурное сообщество, написавшее открытое письмо с просьбой сохранить уникальное здание как «портрет эпохи». К тому же, как уверяли специалисты, при демонтаже верхних этажей небоскреба, может пострадать все здание.

А вот другому зданию в Филипповском переулке повезло меньше: его верхние два этажа были снесены.

Мы спросили экспертов, какова международная практика по разрешению подобных ситуаций в западных странах. Адвокат Андрей Тваури отметил, что «плотность застройки в некоторых европейских городах достигает 80–90%. Нарушения норм плотности застройки допускаются крайне редко, ввиду отлаженной разрешительной и контролирующей системы».

Когда она будет отлажена у нас — вопрос, на который, вероятно, сейчас дать ответ не сможет никто. Поэтому всё, что остаётся жителям — начинать разбираться в законодательстве и отстаивать свои права в судах.

Источник: www.kvartirazamkad.ru

Рейтинг
Загрузка ...