Железнодорожный транспорт занимает в России одну из лидирующих позиций по пассажирским и грузоперевозкам. История появления железных дорог уходит на несколько веков назад. За этот период они претерпели существенные изменения. Но одно осталось неизменным: поезда являются одним из самых безопасных и практичных видов транспорта.
Особенности строительства железных дорог
Строительство и ремонт железнодорожных путей — достаточно сложный процесс, разделенный на несколько этапов. Каждый из них имеет свои особенности и особую важность. От того, насколько качественно выполнен каждый этап, зависит результат работы, следовательно срок эксплуатации дороги, а также ее безопасность.
Строительный процесс подразделяется:
- Подготовительный этап;
- Основной этап;
- Заключительный этап.
На первом этапе выполняются работы по подготовке местности к строительным работам. В зависимости от территории, это может быть вырубка леса, демонтаж зданий, выравнивание, осушение поверхностей. Далее производится строительство (монтаж) временных жилищ для рабочих, а также установка связи.
Введение в железнодорожное моделирование. Часть 1. Выбор страны и эпохи.
После того, как подготовительные работы выполнены, наступает время самого длительного и самого важного этапа. Начинается он с небольших, но очень важных построек (мосты, трубы), укрепления насыпи, подготовка строительного полотна. Далее следует этап строительства основных элементов: укладка верхней части пути. Параллельно с этим производится возведение насосных, водонапорных башен, очистных сооружений, проводятся линии электропередач. Также строятся вдоль пути необходимые объекты (служебные, производственные, жилые).
Завершающий этап также играет немаловажную роль. Это время послеосадочного ремонта железнодорожных путей, монтаж переездов шлагбаумов, светофоров и т.д. кроме того, на данном этапе проводят тестирование готовых объектов, выявляют недочеты и неполадки и оперативно их устраняют. Только после успешного тестирования и аттестации, железная дорога получает разрешение на эксплуатацию.
Строительство железнодорожных путей — достаточно долгий и трудоемкий процесс. И выполнять эту непростую работу должны только профессионалы. Компания «Феррум» уже много лет занимается проектированием, строительством и ремонтом железнодорожных путей. Накопленный опыт, большое количество практики, а также грамотная команда профессионалов обеспечивают выполнение всех работ компании на высшем уровне. Обратившись к специалистам «Феррум» вы можете быть уверены в том, что ваше решение верное!
Источник: rostov.rosfirm.ru
История строительства первых железных дорог мира
. Великобритания начала XIX века была страной, где особенно ощущалась востребованность в строительстве железных дорог. Бурно развивающаяся промышленность Англии требовала перевозки огромных объемов товаров, сырья и топлива. С XVIII века по рельсовым дорогам Англии с помощью лошадей возили уголь и другие тяжелые грузы, с начала XIX в. в поездах с конной тягой стали перевозить и пассажиров. В 1821 г. английский парламент принял решение о строительстве железной дороги между промышленным городом Дарлингтон и портом Стоктон. Эта дорога, построенная на средства владельца угольных шахт Э. Пиза, стала первой в мире общедоступной железной дорогой.
История Развития Русской ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ | С 1788 -1901 часть 1
Руководителем строительства был назначен Дж. Стефенсон. Он предложил использовать на линии паровую тягу.
В 1823 г. Стефенсон вместе с сыном Робертом основал первый в мире локомотивостроительный завод в Ньюкастле. Здесь по проекту Стефенсона в 1825 г. был изготовлен паровоз «Передвижение» – «Локомоушн» («Locomotion»). Паровоз имел сцепной вес 6,5 т, мог вести поезд из 21 пассажирского вагона и несколько грузовых вагонов со скоростью до 24 км/ч. Название паровоза стало нарицательным и послужило впоследствии наименованием всех тяговых машин на железнодорожном транспорте.
Строительство дороги Стоктон – Дарлингтон длиной 21 км началось в 1823 г. Дж. Стефенсон – главный инженер строительства, провел изыскательские работы. Он первым обратил внимание на рельсовый путь, усовершенствовал соединение рельсов. Для достижения горизонтального профиля пути предложил устройство насыпей и выемок, других искусственных сооружений. Под руководством Стефенсона на линии был построен первый железнодорожный мост.
27 сентября1825 г. состоялось открытие первой железнодорожной линии с механической тягой. Этот день отмечают как Всемирный день начала железнодорожного движения по дорогам общего пользования.
Паровоз «Локомоушн», ведомый Стефенсоном, вез состав из 34 вагонов, включая 28 вагонов с 450 пассажирами, массой свыше 90 т, развил скорость около 20 км/ч. Началась регулярная перевозка грузов, пассажирские перевозки были незначительными, для пассажирских вагонов в основном использовалась конная тяга.
С пуском паровозной железной дороги Стоктон – Дарлингтон в 1825 году начинается история мирового железнодорожного транспорта.
Таким образом, технические достижения, деятельность талантливых изобретателей, инженеров и техников, сделали возможным сооружение и открытие первой железнодорожной линии, создание железнодорожного транспорта, превращение рельсового пути в особое и специфическое предприятие – железную дорогу.
Железная дорога– это система, состоящая из железнодорожного пути, подвижного состава и организационной структуры, эффективность которой зависит от работы каждого звена этого сложного многогранного хозяйства.
Название «железная дорога» в русском языке появилось как буквальный перевод с французского «chemin de fer».
Начальный период истории железнодорожного транспорта (1825 – 1860 гг.) тесно связан с ростом крупной промышленности, образованием национальных и мирового рынков, потребностями быстрой, массовой и по возможности дешевой перевозки грузов. Успех железнодорожной линии Стоктон – Дарлингтон (1825 г.) вызвал строительство других железных дорог.
В 1830 г. в Англии была построена первая железная дорога, полностью работавшая на паровой тяге. Это была линия Ливерпуль – Манчестер длиной 50 км. Дорога связала Манчестер – центр хлопчатобумажной промышленности Англии и порт Ливерпуль, куда прибывало сырье для нее – хлопок и вывозились товары.
Несмотря на противодействия местных землевладельцев и ряда членов парламента, весной 1828 г. по решению парламента началось строительство железной дороги. Товарищество по строительству дороги поручило Дж. Стефенсону руководить строительными работами.
Для этой дороги Дж. Стефенсон вместе с сыном Ричардом построил паровоз «Ракета». В 1829 г. на конкурсе локомотивов, вошедшем в историю как «Битва паровозов», паровоз «Ракета», развивший скорость 46,5 км/ч, одержал победу.
Дж. Стефенсон ввел рельсовую колею шириной 1435 мм, получившую название «стефенсоновской», серьезное внимание уделил устройству пути. Для улучшения профиля трассы были построены 63 моста и путепровода (конструкции Дж. Стефенсона), 2-х км тоннель, галерея в горе протяженностью в 3 км, большая насыпь высотой около 3 м через болото.
Линия Ливерпуль – Манчестер была открыта 15 сентября 1830 г., явилась первой железной дорогой с быстроходными поездами, предназначенной для общего пользования. Дорога обладала всеми необходимыми железнодорожными атрибутами:
— два рельсовых пути с искусственными сооружениями (мосты, тоннель и др.),
— подвижной состав (локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны),
Джордж Стефенсон вошел в историю как отец железных дорог.
В том же 1830 г. была открыта первая железнодорожная линия в США Чарльстон – Огеста, длинной 64 км. Паровозы для этой дороги вначале поставлял завод Стефенсона, в 1831 г. в Филадельфии был построен 1-й американский паровозостроительный завод Болдуина, который со временем стал крупнейшим в мире.
В Европе вслед за Англией были построены железные дороги в других странах:
1833 г. – Франция, линия Сен-Этьен – Лион, 58 км;
1835 г. – Бельгия, Брюссель – Мехелен, 21 км;
1835 г. – Германия, Фюрт – Нюрнберг, 7 км.
Россия стала пятой в Европе страной, где была построена железная дорога общего пользования. В 1837 г. была открыта железнодорожная линия С.-Петербург – Царское Село, протяженностью 26,7 км. Это была первая в мире дорога, построенная в столь северных широтах.
В 1851 г. завершилось сооружение двухпутной магистрали С.-Петербург – Москва, явившейся важной вехой в развитии научных идей в области железнодорожного транспорта, строительства и эксплуатации железных дорог в стране.
Всего в 1850 г. общая протяженность рельсовых путей в мире превысила 38 тыс. км. Железные дороги как вид наземного грузового и пассажирского транспорта стали объективной реальностью. Спустя еще 10 лет железные дороги полностью «завоевали» весь мир, все континенты. В 1850-е г.г. первые железнодорожные линии были построены в странах Азии (Индия – 1856 г.), Африки (Египет – 1856 г.), Южной Америки (Чили – 1852 г.), в Австралии (1854 г.).
В 1860 г. мировая железнодорожная сеть имела протяженность около 108 тыс. км, в т. ч. в США – 49 тыс. км, Великобритании – 16,8 тыс. км, Германии – 11,6 тыс. км , Франции – 9,5 тыс. км, Австро-Венгрии – 4,5 тыс. км, в России – 1589 км.
Таким образом, к концу первого этапа железнодорожное строительство велось на всех континентах, его темп достигал 10 тыс. км в год. Россия была в числе первых стран, освоивших прогрессивный вид транспорта.
В период начального развития железных дорог были созданы основные технические средства для железнодорожного транспорта.
Много новых технических решений было реализовано в паровозах: это многотрубный котел, поворотная тележка, подвесные рессоры и многое другое. Паровоз стал надежной конструкцией и, можно сказать, символом научно-технического прогресса в те годы.
Технические достижения были сделаны в вагоностроении – созданы основные конструкции грузовых и пассажирских вагонов. Первые вагоны, подобно гужевым повозкам и каретам были 2-осными. В 40-е гг. XIX в. начали выпускать 4-осные грузовые вагоны.
На железных дорогах сначала использовались ручные тормозные устройства, затем были разработаны системы механических тормозов, в т.ч. паровой тормоз Стефенсона. Для подвижного состава была создана винтовая сцепка. На сортировочных станциях маневры делали осаживанием, в 1846 г. в Германии была построена первая сортировочная станция, расположенная на уклоне.
Постепенно сформировалась типовая конструкция железнодорожного пути – широкоподошвенные рельсы и деревянные шпалы. Развитие получило мостостроение, строительство виадуков, тоннелей и других искусственных сооружений.
Создавались средства управления движением поездов. Для сигнализации днем использовались флажки, ночью – фонари, с 1834 г. – поворачивающиеся на столбах диски; звуковым сигналом стал паровозный свисток.
В 1841 г. англичанин Грегори изобрел семафор. На железных дорогах широко стали использовать систему блокировки Тейера (1852 г., Англия), затем – автоматическую блокировку (1859 г., Франция). Для связи применялся телеграф, изобретенный американцем С. Морзе (1838).
Таким образом, на первом этапе развития железнодорожного транспорта сформировались основные технические средства железных дорог, а строительство дорог стало одним из важнейших направлений развития промышленного потенциала в мире.
Источник: mydocx.ru
История строительства железных дорог в России
Информация История строительства железных дорог в России
Говоря об истории железных дорог в России вспоминается знаменитое некрасовское: «Прямо дороженька, насыпи узкие. Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то все косточки русские…». Да, наша «железка» проложена по слезам и поту строителей Царскосельской дороги и по жизням укладчиков Трансиба. Она хранит тайны и удивляет неожиданностями.
Но мы все равно любим ее, ибо она – наша гордость.
Первая железная дорога в России
А начиналась строительство железных дорог в России в 1834 году в Санкт- Петербургское горное ведомство пригласило знаменитейшего, в то время, инженера Франца Антона риттер фон Герстнера. Он первым приступил к постройке жд в Австрии и Чехии. Не мудрено, что именно этот человек стал родоначальников российской «железки».
Если отбросить высокий штиль, то сегодня его рекомендация Государю Николаю I звучала бы дословно так: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».
Единственное, что смущало г. фон Герстнера, так это … российские зимы. Дабы убедиться, что стальные рельсы и деревянные шпалы перенесут наш суровый климат, для начала построили небольшую, ставшей в последствии знаменитой, Царскосельскую дорогу в 1836 г.
Царскосельская железнодорожный путь имел:
протяженность — 25 верст; ширину колеи – 182,5 см; cрок -1 год 8 месяцев.
Сам инженер водил паровоз из Царского села до Северной Пальмиры. Причем он отправился не только в первый рейс. Несколько дней г. Франс «служил машинистом».
Поскольку, как известно, «все дороги ведут в Рим», колеи европейских жд полностью соответствовали ширине древнеримских повозок. Но что нам Рим? Мы сами Рим третий! И чтобы не «плагиатить» чужие размеры, решено была на наших дорогах сделать колею пошире. Так и грузов перевести можно больше, и пассажирам безопаснее да удобнее ехать.
Ведь на узкоколейках «болтанка» сравнима с корабельным путешествием в легкий шторм.
Железная дорога и … Аляска
Как известно, мы запрягаем долго. Но уж коль поедем… С 1845 года в стране начали строить собственные паровозы и вагоны. Вторая половина века ХIХ вообще стала железнодорожным бумом. Строительство 1 железной дороги в России воодушевило «инвесторов» и к нему одна за другой стремились примкнуть частные компании.
Жаль, конечно землицу-Алясочку… Но деньги, вырученные за этот златоносный Клондайк, передали в специально учрежденный форд, ставший главным кредитором строительства российской «железки».
Поскольку жд дорога проходит не только по лугам и полям, но и реки пересекает, приходилось возводить мосты, что соединяло берега и развивало экономику. В Поволжье проложили «хлебную» дорогу. Выстелили военный и торговый путь в Азию Оренбуржской дороженькой.
Трансcибирская магистраль
В 1857 году для освоения Дальнего Востока да Сибири замахнулись на Транссиб. Который, кстати, признан грандиознейшим техническим достижением на рубежах веков ХIХ и ХХ. Да и то сказать, по скорости постройки и протяженности, этой магистрали до сих пор нет равных.
Только благодаря фонтанирующей энергии министра финансов, С. Ю. Витте Транссиб был построен. А П. А. Столыпин громогласно заявил в Думе: «…никакие крепости не заменят путей сообщения».
В русско-японскую войну по Транссибу перевезли 2 млн. военных с оружием, провиантом и остальным необходимых для победы российской державы.
Интересно, что концессионные инвестиции «раздеребанили» российские «железки» по частным рукам. И только Витте удалось выкупить большинство приватных акций, сосредоточив стратегически важный объект в руках государства. И уже в 1894 г дороги стали приносить прибыль.
Первый министр путей сообщения П. П. Мельников строил самые дешевые дороги, а С. Ю. Витте предложил принцип оплаты за проезд пассажиров и провоз грузов действующий и поныне – чем дальше, тем дешевле.
Железная дорога во время войны
Даже во время ВОВ строились железные дороги. От Воркуты до Северо-Печерска проложили полотно, по которому перевозили уголь, необходимый для металлургии. Знаменитая Волжская рокада обеспечивала всем необходимых Сталинградский фронт. Железнодорожная ледовая переправа от Шлиссельбурга снабжала блокадный Ленинград.
Если бы стало возможным в один состав собрать все вагоны, проехавшие по ледовой переправе, то ими впору было бы четырежды обвязать Землю по экватору.
В послевоенные годы дороги строились в основном в братских республиках. А всесоюзная стройка, Байкало-Амурская магистраль (1974-1984 гг.), проложенная по территории России, дала толчок скорейшему освоению Сибири.
Сегодня в нашей стране также идет строительство железных дорог. Пусть не тысячной протяженностью, но все же прокрадывают. Чего стоит участок пути от Воронежа до Ростова-на-Дону, который позволит не пересекать дважды российскую границу, отправляясь на юг.
К 1917 году общая протяженность железнодорожного полотна в Российской империи составляла 70 260 км. Причем 30 % из них находились в частном владении. Даже сегодня на просторах страны успешно функционируют около 80 % построенных до революции железных дорог.
Садясь в вагон, мы не задумываемся, какой славный исторический «багаж» имеют железные дороги Росси. Но он существует, а значит, нам есть чем гордиться.
Почтовый адрес: 344004, Россия, г. Ростов-на-Дону, а/я 6454
Все права на оригинальные тексты и документы принадлежат и охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными нормами об авторском праве.
Источник: transway-ug.ru
История строительства первых железных дорог мира.
Железнодорожный транспорт зародился в начале ХIХ века, явился результатом технического и промышленного прогресса, развития экономики, науки и культуры. К этому времени были созданы основные составные элементы железнодорожного транспорта, существовали три великих изобретения человечества: колесо, рельсовая колея и паровая машина.
Колесо– диск или обод со спицами, вращающийся на оси. Изобретено на Древнем Востоке в 4 –м тыс. до н.э. (деревянный диск). Колесо со спицами и гнутым ободом появилось во 2-м тыс. до н.э. Применялось для передачи или преобразования вращательного движения, в качестве движителя в простейших машинах, использовалось в сухопутных транспортных средствах.
Колея также известна несколько тысяч лет. Например в Древней Греции и Древнем Риме в каменных настилах дорог делались углубления примерно в 5 см, по которым катились колеса повозок. С ХIII в. на рудниках, шахтах, затем на заводах стали использовать лежневые дороги – колеи из выступающих или врытых вровень с грунтом деревянных продольных брусьев (лежней).
По таким путям в шахтах передвигались тележки (вагонетки). С увеличением нагрузки на путь лежни стали обивать листами железа. В середине XVIII века в Великобритании начали делать металлические балки – рельсы. Первые рельсы были чугунными. В 1767 г. Ричард Рейнольдс уложил на подъездных путях к шахтам и рудниках стальные рельсы.
В 1776г. английский изобретатель Джессон предложил колеса вагонеток делать с ребордой на внутренней стороне обода, чтобы колеса не соскальзывали с рельсов.
Так в конце 18 в. был осуществлен основной принцип железнодорожного хода, заключающийся в сочетании выступающих по высоте грибовидной формы рельсов, которые выполняют несущую и направляющую функции, со специальными колесами, снабженными гребнями (ребордами) на внутренней стороне обода. Использование этого принципа объединило путь и подвижной состав, создав самостоятельный вид транспорта.
Паровая машина – тепловой поршневой двигатель для преобразования энергии водяного пара в механическую работу, появилась в ХVIII в. Ее создание стало результатом работы многих изобретателей. Еще 120 лет до н.э. греческий физик Герон Александрийский соорудил аппарат — механическую игрушку, приводимую во вращательное движение силой пара.
Силу пара использовал в своих проектах различных орудий Леонардо да Винчи. Первое промышленное использование пара началось с изобретений француза Дени Попена. В 1690 г. он пытался соединить котел с цилиндром водяной мельницы. Этот принцип был впоследствии использован для механической откачки воды из шахт и рудников.
Необходимо отметить вклад в изобретение паровой машины нашего соотечественника — И.И. Ползунова, горного мастера Барнаульского завода. В 1763 г. он первый в мире разработал проект парового двигателя – двухцилиндровой машины непрерывного действия, осуществить который ему не удалось. В 1765г. он построил паросиловую установку для подачи воздуха в плавильные печи.
Создателем первого универсального теплового двигателя был английский инженер Джеймс УАТТ. В 1784 г. – он изобрел паровую машину с цилиндром двойного действия. Машина Уатта сыграла большую роль в прогрессе промышленности (переходу к машинному производству) и транспорта.
На транспорте паровые машины сначала стали использовать для автомобилей. В 1802 г. английский изобретатель Ричард Тревитик (1771-1833) сделал паровой автомобиль – паромобиль. Паровая повозка двигалась с грохотом и чадом со скоростью 10 км/час, пугая пешеходов, часто ломалась из-за плохих дорог. Конструктор решил приспособить ее для движения по рельсовым путям.
В 1803 г. Ричард Тревитик сконструировал первый в мире паровой локомотив. На 4-колесном паровозе была установлена усовершенствованная им одноцилиндровая паровая машина высокого давления. Движение поршня передавалось ведущим колесом при помощи шатуна кривошипа и зубчатых колес. Паровоз весом 5 т вез состав из пяти груженых вагонов весом 10 т со скоростью 8 км/ч.
Однако чугунные рельсы часто ломались под тяжестью локомотива. Вместо того, чтобы заменить слабые рельсы более прочными, отказались от паровоза. Ричард Тревитик организовал аттракцион, устроил на Лондонской площади круговой рельсовый путь, катал желающих на паровозе конструкции «Поймай меня, кто может». Однако лондонцы не проявили интереса к кольцевой дороге. Значение работ Тревитика было оценено потомками.
В I четверти ХIХ в. в Англии многие изобретатели работали над созданием паровых локомотивов. Паровозы делали с зубчатыми колесами (паровоз конструктора Д.Бленкинсопа и механика М.Муррея, 1811 г.), с толкачами в виде ног — «ходулями» (паровоз Д.Брентона, 1813 г.) и др. В 1813г. У.Хедли установил на повозке сдвоенную паровую машину, назвав паровоз «Пыхтящий Билли». Паровоз Хедли, построенный с гладкими ободьями колес, доказал, что движение экипажа по рельсам происходит в результате действия сил сцепления между ободом и рельсом при достаточном соотношении веса и силы тяги.
Решающий вклад в создание железнодорожного транспорта внес английский изобретатель Джордж Стефенсон(1781-1848). Обобщив предшествующий опыт паровозостроения, Д.Стефенсон, главный механик рудников Ньюкасла, создал несколько типов паровозов. Первым был паровоз «Блюхер» (1814 г.)
В 1823 г. Стефенсон вместе с сыном Робертом основал первый в мире локомотивостроительный завод в Ньюкасле. Здесь по проекту Стефенсона в 1825 г. был изготовлен паровоз «Локомошен» («Locomotion”). Это название стало нарицательным и послужило впоследствии наименованием всех тяговых машин на железнодорожном транспорте.
Д.Стефенсон первый обратил внимание на рельсовый путь. Он усовершенствовал соединение рельсов. Для достижения горизонтального профиля пути предложил устройство насыпей и выемок, других искусственных сооружений.
Весь опыт и знания Д.Стефенсон использовал при постройке первой железной дороги в мире Стоктон-Дарлингтон. Строительство дороги длиной 21 км началось в 1823 г. Д.Стефенсон был главным инженером строительства, провел все изыскательские работы. 25 сентября 1825 г. в Великобритании была открыта первая железнодорожная линия общего пользования. Началась регулярная перевозка грузов, пассажирские перевозки были незначительными, для пассажирских вагонов в основном использовалась конная тяга.
Была построена железная дорога — это рельсовый путь с механической тягой. Движение на дороге осуществлял паровоз Стефенсона «Локомошен». С пуском паровозной железной дороги Стоктон-Дарлингтон в 1825 году начинается история мирового железнодорожного транспорта.
История строительства первых железных дорог мира.
Успех железнодорожной линии Стоктон-Дарлингтон (1825 г.) вызвал строительство других железных дорог. В Великобритании в 1830 г. была сооружена дорога Ливерпуль-Манчестер. Ее строительством руководил Д.Стефенсон. Он ввел рельсовую колею шириной 1435 мм – получила название «стефенсоновской».
Для улучшения профиля трассы линии длиной 50 км были построены 63 моста и путепровода (конструкции Д.Стефенсона), 2-х км тоннель, галерея в горе протяженностью в 3 км, большая насыпь высотой около 3 м через так называемое кошачье болото. Для этой линии Стефенсон построил паровоз «Ракета». В 1829 г. на конкурсе локомотивов, вошедшем в историю как «Битва паровозов», паровоз «Ракета»,развивший скорость 56 км/ч, одержал победу. Линия Ливерпуль-Манчестер явилась первой железной дорогой с быстроходными поездами, предназначенной для общего пользования. Джордж Стефенсон вошел в историю как отец железных дорог.
В 1830 г. была открыта первая железнодорожная линия в США Чарльстон-Огеста, длинной 64 км. В 1831 г. в Филадельфии начал работать 1-й американский паровозостроительный завод Болдуина, который со временем стал крупнейшим в мире.
В Европе вслед за Англией были построены железные дороги в других странах:
1833 г. — Франция, линия Сен-Этьен-Лион, 58 км;
1835 г. – Бельгия, Брюссель-Мехельн, 21 км;
— Германия, Фюрт-Нюренберг, 7 км.
Россия стала пятой в Европе страной, где была построена железная дорога общественного пользования. В 1837г. была открыта железнодорожная линия Санкт-Петербург-Царское Село, протяженностью 26,7 км. Паровозы, вагоны и рельсы для дороги закупались за границей, в том числе на заводе Дж. Стефенсона.
В 1838 г. в Петербургском технологическом институте был создан для Царскосельской железной дороги паровоз «Проворный». Хотя первая в России железная дорога по своему протяжению и сравнительно невысокому экономическому значению являлась пригородной дорогой, но это была I-я в мире дорога, построенная в столь северных широтах. Значение Царскосельской железной дороги состояло в том, что на опыте ее строительства и эксплуатации была практически доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в суровых климатических условиях России.
В 1851 г. завершилось сооружение двухпутной магистрали — Петербург-Московской железной дороги, явившейся важной вехой в развитии научных идей в области железнодорожного транспорта и выработке государственного регулирования строительства и эксплуатации железных дорог в стране.
Всего в 1850 г. общая протяженность рельсовых путей превысила 38 тысяч км. Железные дороги как наиболее общий вид наземного грузового и пассажирского транспорта стали объективной реальностью. Спустя еще 10 лет железные дороги полностью «завоевали» весь мир, все континенты. В 1850-е г.г. первые железнодорожные линии появились в странах Азии (Индия –1853г.), Африки (Египет – 1854 г.), Южной Америки (Чили – 1852 г.), в Австралии (1854 г.).
В 1860 г. мировая железнодорожная сеть имела протяженность около 108 тыс. км, в т.ч. в США — 49 тыс.км, в Великобритании – 16,8 тыс., Германии – 11,6 тыс., Франции – 9,5 тыс., Австро-Венгрии — 4,5 тыс., в России – 1589 км.
Этап первоначального развития железных дорог – это период создания ряда важных технических средств, положивших начало железнодорожной технике, организации перевозочного процесса, решения вопросов управления железнодорожным транспортом.
Много новых технических решений было реализовано в паровозах. Паровоз стал надежной конструкцией и можно сказать символом научно-технического прогресса в те годы.
Технические достижения были сделаны в вагоностроении – созданы основные конструкции грузовых и пассажирских вагонов.
Разработаны тормозные устройства, в т.ч. механические системы тормозов, паровой тормоз Стефенсона. Создана винтовая сцепка.
Постепенно сформировалась типовая конструкция железнодорожного пути – широкоподошвенные рельсы и деревянные шпалы.
Развитие получило мостостроение, строительство виадуков, тоннелей.
Создавались средства управления движением поездов: изобретение семафора, системы блокировки, использование телеграфа.
Таким образом, на первом этапе развития железнодорожного транспорта сформировались основные технические средства железных дорог, а их строительство стало одним из важнейших направлений развития промышленного потенциала в мире.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 873 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net