Эта статья публикуется накануне онлайн-форума «РосТИМ. Российские технологии информационного моделирования в строительстве», партнёром которого выступает ИД «Строительный эксперт». На форуме мы расскажем о том, как быстро освоить BIM-технологию и создавать цифровые информационные модели с учётом требований госэкспертизы, используя систему Renga. Смотрите прямой эфир 24 ноября.
За последний год наша компания приняла участие в двух пилотных проектах по прохождению госэкспертизы в виде цифровой информационной модели (ЦИМ). Первый, организованный ФАУ «ФЦС» Минстроя России, – это школа в Чкаловском районе Екатеринбурга. Проектная документация объекта на тот момент прошла экспертизу, в рамках эксперимента нужно было провести экспертизу повторно, но уже по BIM-модели. Мы выполнили модели по 7-ми разделам в исходном формате Renga с последующим экспортом в формат IFC. Эксперимент был признан успешным: в ФАУ «ФЦС» отметили, что российское программное обеспечение отвечает современным требованиям, предъявляемым к программным продуктам для формирования и ведения информационных моделей зданий и сооружений.
Управление строительными проектами
Информационная модель школы в Renga
Второй проект был инициирован Департаментом градостроительной политики г. Москвы, который предложил создать BIM-модель жилого дома из программы реновации. Здесь мы выступали в качестве консультантов и при необходимости подключались к проектированию.
На собственном опыте мы изучили детали процесса и погрузились в нюансы требований госэкспертизы. В этом статье представлены рекомендации, как подготовить модель к экспертизе и какие инструменты предлагает Renga для этой задачи.
Прохождение BIM-модели в госэкспертизе
Пока прохождение государственной экспертизы в формате ЦИМ является добровольным, за редким исключением из правил, когда заказчик сам включает это требование в договор (в случае больших и ответственных проектов и/или с привлечением государственного финансирования). В сентябре Правительство РФ утвердило правила формирования и ведения информационной модели объектов капитального строительства (Постановление №1431). Сделан первый шаг к формированию единых требований к информационной модели, но работа в этом направлении еще ведется самим ФАУ «ФЦС». Соответственно, на сегодняшний день требования к ЦИМ, проходящим государственную экспертизу, формируют сами органы госэкспертизы, с учетом специфики работы в своем регионе. Тут мы подходим к первой проблеме: требования различных экспертиз к составу ЦИМ различны. Но прежде, чем более детально посмотреть вглубь этих требований, отметим схожие моменты:
- Для прохождения государственной экспертизы в формате ЦИМ требуется предоставить модель в формате IFC (не ниже версии 4.0). Формат файлов IFC (Industry Foundation Classes) разработан компанией buildingSMART®. Это открытый международный стандарт (ISO 16739-1: 2018), позволяющий обмениваться данными между различными приложениями.
- Требования применяются только к моделям зданий социальной сферы, т.е. к зданиям следующего функционального назначения (по моделям зданий другого назначения госэкспертиза в формате ЦИМ не проводится):
a. Административно-деловые объекты
b. Многоквартирные дома
c. Амбулаторно-поликлинические объекты
d. Учебно-воспитательные объекты.
Для наглядности возьмем актуальные (на дату написания статьи) требования двух госэкспертиз ГАУ «Московская государственная экспертиза» и СПбГАУ «Центр государственной экспертизы» и посмотрим на небольшом примере, какие требования предъявляются к параметрам одного типа объектов – перекрытиям.
Требования к параметрам перекрытий различных госэкспертиз
Обе экспертизы довольно четко указывают требования к составу атрибутов, группировке атрибутов по соответствующим наборам свойств, именованию атрибутов, типам данных и заполнению значений атрибутов. Но, как видим, атрибутивный набор и наполнение элементов различное. Мы, как разработчики ПО, должны учитывать это при создании инструмента, чтобы он был гибким и отвечал требованиям как отдельных экспертиз, так и других случаев экспорта модели.
Ещё одним важным моментом в прохождении госэкспертизы является создание базовой модели, в которой должны быть смоделированы строительные объемы надземной и подземной части и размещены зоны для функционального зонирования и подсчета основных ТЭП (площади этажей, пожарные отсеки, общая площадь, площадь застройки и т.д.). Рассмотрим требование к параметрам базовой модели (п. 8.8 Общих требований к ЦИМ СПб ГАУ «ЦГЭ» (редакция 2.0) или п. 9.2 Общие требования к параметрам цифровых моделей ГАУ «МГЭ» (редакция 4.1)), которое обязывает проектировщиков наполнять ЦИМ (далее – модель) сущностями, которые не имеют физического представления:
Эти сущности должны быть наполнены данными о самом проекте:
- Общие данные.
- Основные характеристики.
- Требуемые показатели объекта капитального строительства.
- Проектные технико-экономические показатели.
- Климатические и геотехнические данные и т.д.
Каким образом выполнять это требование, мы объясним чуть позже, а пока рассмотрим последнее в этой части (но не последнее у госэкспертизы) очень важное требование – это отсутствие коллизий между элементами модели. Цитата из требований Мосгосэкспертизы (п. 8.3 Требование к отсутствию коллизий ГАУ «МГЭ» (редакция 4.1)):
«…не допускаются проектные ошибки (коллизии), превышающие 15 мм, вызванные геометрическими пересечениями элементов…»
Этот момент тоже был учтен при разработке функционала системы Renga по экспорту в IFC. И теперь самое время перейти к следующей части, в которой пойдет речь о том, как выполнить эти требования в Renga.
Представленные ниже инструкции адресованы прежде всего BIM-менеджерам и инженерам отделов САПР, кто по роду своей деятельности будет готовить модели к экспорту. Все технические решения отработаны нами на практике в пилотных проектах, во взаимодействии с Мосгосэкспертизой и Санкт-Петербургской госэкспертизой. Чтобы вся информация была понятна, взгляните на схему работы с моделью. Мы пойдём последовательно – от первого пункта к последнему
Схема работы с моделью для экспорта в IFC4 по правилам госэкспертизы
I. Подготовка модели к экспорту
1. Информация о проекте
Как мы выяснили, модель должна содержать данные по проекту. Для этого в Renga были добавлены следующие сущности (в скобках обозначены соответствующие классы IFC):
Доступ к ним можно получить через реорганизованное меню «Управление стилями».
Информация о проекте включает в себя информацию о Проекте, Участке и Здании
Параметры разделены по трём вкладкам – отдельно для проекта, участка и здания. Кроме этого, у пользователей есть возможность расширять эти сущности произвольным количеством пользовательских свойств, внося тем самым всю информацию о проекте, требуемую госэкспертизой.
2-3. Работа с пользовательскими свойствами
В идеале мы стремимся к тому, чтобы экспертиза проекта проходила в автоматизированном режиме. Чтобы правильно интерпретировать данные модели, все атрибуты модели должны иметь определённый тип данных. Эти типы описаны в IFC, и их требует экспертиза. Создавая новое пользовательское свойство, мы должны назначить ему нужный тип данных.
С учетом вышесказанного, в Renga был расширен список типов данных, которые пользователь может использовать. К существующим ранее типам «строка» и «действительное число» добавились:
- Целое число
- Длина
- Площадь
- Объем
- Угол
- Масса
- Булевый (принимает только два значения: «Да» или «Нет»)
- Логический (три значения: «Да», «Нет», «Не определено»)
- Перечисление (список заранее определённых значений).
С таким набором типов под рукой у пользователя не возникнут проблемы с интерпретацией данных его модели при экспорте в сторонние программы. Работа с пользовательскими свойствами ведётся в меню «Свойства объектов».
Создание нового свойства в меню «Свойства объектов»
Свойства можно назначать как на экземпляры объектов (уникальные для отдельно взятого объекта, например, «Сопротивление теплопроводности»), так и на стили объектов (общие для объектов данного стиля, например, «Класс взломостойкости»). Добавив в проект свойства и назначив их на соответствующие типы объектов, переходим к заполнению этих свойств у каждого объекта. Это кропотливая работа, но в Renga есть достаточно функционала, чтобы максимально ускорить процесс. Выбор объектов одинаковых по марке, по типу, по стилю производится через контекстное меню и спецификацию. Через спецификацию можно выбирать по любым схожим пользовательским свойствам.
4. Переопределение типов объектов при экспорте
Поскольку экспертиза ИМ проходит в формате IFC, то все объекты модели должны быть экспортированы по соответствующим классам, описанным в IFC. Стандартное модельное представление Reference View 1.2 (IFC4 RV-1.2), в соответствии с которым сформированы требования госэкспертизы, описывает 16 классов архитектурных элементов здания, 12 классов конструктивных, 65 классов элементов внутренних инженерных систем, в совокупности по основным специальностям (водоснабжение/водоотведение, отопление, вентиляция, электрика, автоматизация) и ещё дополнительно 18 классов элементов, к которым относятся, например, помещения (IfcSpace) или уже рассмотренный нами класс – здание (IfcBulding).
Итого более 100 классов! Возникает резонный вопрос — как всё это многообразие замоделировать имеющимися инструментами? Ответ простой – моделируйте так, как вам более удобно. Мы переопределим класс объекта при экспорте!
Вот пример, как мы можем это сделать с архитектурными элементами. Согласно требованиям, напольное покрытие (полы) должно быть выгружено в IFC под классом IfcCovering, а, например, наружный навесной вентилируемый фасад – под классом IfcCurtainWall. Таких кнопок в Renga пока нет, но они и не нужны (для задачи прохождения госэкспертизы). Можно смоделировать полы отдельным перекрытием (даже нужно), а наружный фасад – второй стеной со своими слоями конструкции.
Следующий шаг – на объекты модели, класс которых мы хотим переопределить, мы должны добавить следующие пользовательские свойства (тип данных — строка):
- IfcEntityType – свойство, необходимое для переопределения типа объекта.
- IfcObjectType – свойство задаётся только в том случае, если пользователь задал предопределённый тип USERDEFINED в свойствах экземпляра объекта.
- IfcElementType – свойство задаётся только в том случае, если пользователь задал предопределённый тип USERDEFINED в свойствах стиля объекта.
Эти три свойства в IFC описывают класс элемента и уточняют его тип (в соответствии с описанием класса). Эти свойства обязательны при переопределении, и если им будут присвоены значения, то объекты экспортируются под новым классом и типом.
Свойствам IfcEntityType, IfcObjectType и IfcName заданы нужные значения, поэтому при экспорте у этих объектов будет переопределен Класс, Тип и Имя
Кроме них, в Renga можно переопределять следующие параметры IFC:
- IfcTag – соответствует параметру объекта Марка
- IfcName – используется для указания короткого имени или номера
- IfcLongName – используется для указания полного имени объекта
- IfcDescription– описание объекта.
Это очень мощный инструмент. Единственное, что от вас требуется – разобраться в описании классов IFC. Тут понадобится справочник IFC.
II. Настраиваемый экспорт в IFC4
Мы подготовили модель к экспорту и подошли к моменту, когда нужно нажать кнопку «Экспорт в IFC», но не торопитесь! Далее нам предстоит совершить ещё один очень важный шаг – указать Renga, по каким наборам свойств/параметров/расчётных характеристик будут выгружаться данные по тому или иному типу объектов.
5-6. Сопоставление параметров при экспорте (Маппирование)
Помните иллюстрацию в начале, где мы сравнивали требования к перекрытиям от двух экспертиз? Мы должны не просто выгрузить заполненные свойства, но и указать, в каком наборе они должны находиться и под каким именем. Именно это и выполняет функциональность под названием маппирование (mapping), т.е. сопоставление параметров, пользовательских свойств и расчётных характеристик моделей Renga и IFC.
Схема маппинга параметров перекрытия из модели Renga в модель IFC
Каким же образом в Renga происходит маппирование? Все правила описываются в файле сопоставления параметров. При экспорте модели в IFC4 Renga обращается к нему и выполняет экспорт по описанным правилам. Путь к этому файлу указывается в настройках программы в меню «Экспорт».
Параметры настройки экспорта в IFC4
Мы остаемся приверженцами идеи, чтобы программа оставалась для проектировщиков, поэтому не стали нагружать интерфейс техническим функционалом. Описание правил происходит в файле формата JSON. В комплекте с дистрибутивом Renga идёт подготовленный нами файл маппинга – «export_attr_qto_pset.json». Он используется при экспорте по умолчанию и формирует модель IFC по нашим правилам.
Файл подойдёт для общих случаев экспорта данных в формат IFC4, но в случае подготовки модели на госэкспертизу необходимо подготовить собственный файл маппинга (по правилам госэкспертизы). Формат JSON широко распространен, поэтому в создании такого файла не возникнет трудностей – существует много редакторов. BIM-менеджер может выбрать на своё усмотрение.
Описание классов IFC выполняется следующим образом:
Схема описания классов IFC
В наборах описываются параметры по правилу «ключ: значение». «Ключ» – это наименование атрибута модели IFC, в который будет экспортирован атрибут Renga. «Значение» – это наименование атрибута модели Renga, который будет экспортирован в IFC.
Рассмотрим на примере описания объектов «Стена» (IfcWall). Ниже представлена иллюстрация части файла маппинга, созданного по правилам Мосгосэскпертизы, сопоставленная со списком свойств объектов «Стена» модели Renga.
Фрагмент файла маппинга и свойства стен в Renga (цветом выделены группы и относящиеся к ним параметры)
Класс IfcWall имеет три группы атрибутов: «attributes» (параметры), «psets» (наборы пользовательских свойств) и «qsets» (наборы расчётных характеристик). В «attributes» определены нами два параметра: «Имя», которое принимает при экспорте в IFC наименование «Name», и «Марка», которое принимает при экспорте в IFC наименование «Tag».
Параметры определены по правилу «Ключ: значение», т.е. «Tag: Марка». Далее можно расширить список параметров по вашему усмотрению. В группе «psets» определены два набора пользовательских свойств: «Pset_WallCommon» и «ExpCheck_Wall», каждый из которых имеет набор атрибутов. Откуда они появились? Из требований Мосгосэкспертизы (п.
5.4.4.1 Требования к параметрам стен и перегородок, Требования к ЦИМ архитектурных решений зданий, ГАУ «МГЭ» (редакция 4.1)). По той же причине в группе «qsets» определен набор расчётных характеристик «Qto_WallBaseQuantities».
На рисунке не случайно приведен список свойств модели Renga. При переопределении параметров вы должны брать название такое, какое он имеет в Renga.
Так мы и подошли к непосредственному экспорту модели. По созданному вами файлу маппинга можно выполнить экспорт вашей модели (не забыв указать его в настройках программы). И чтобы быть уверенным в правильности полученного результата, мы сделали ещё одну функциональность, которая поможет вам в этом.
III. Проверка на ошибки
7. Журнал ошибок
В процессе экспорта модели IFC создаётся журнал (лог), в который записываются возникающие ошибки. Обязательно загляните в него. Он создаётся в той же папке экспорта и имеет то же имя, что и модель. Журнал без ошибок будет содержать только дату создания, а с ошибками будет имеет следующую структуру:
Журнал ошибок экспортированной модели
В первой колонке указывается уникальный идентификатор объекта GUID (это обращение к конкретному экземпляру, в котором произошла ошибка при экспорте). Во второй колонке указывается имя объекта Renga. В третьей колонке указывается класс IFC экспортируемого объекта. В четвёртой – причина возникшей ошибки.
Если в вашем журнале есть ошибки – это причина заглянуть ещё раз в файл сопоставления параметров. Возможно, вы просто разместили набор пользовательских свойств не в той группе атрибутов. И проверить в модели Renga объекты, попавшие в журнал. По GUID вы сможете точно его идентифицировать и проверить, все ли атрибуты правильно наименованы, создав, например, по нему фильтр или найдя объект по GUID через спецификацию.
Заключение
В заключении покажу ещё одну функциональность Renga, которая решает проблему коллизий и работает автоматически при экспорте модели в IFC. Теперь все объекты модели экспортируются с учётом подрезок, возникающих от взаимодействия с другими объектами в Renga. Я говорю о взаимодействиях между конструктивными элементами (стена – перекрытие, перекрытие – колонна, колонна – балка и т.д.). Эта логика существует в Renga довольно давно, она определяет приоритет конструкций во взаимодействиях с другими элементами, например, перекрытие вырезает объём у стены, если мы заведём его внутрь, смоделировав таким образом опирание, или крыша обрезает верх любых объектов, которые находятся под ней и пересекают её и т.д.
Экспорт в IFC с учётом подрезки объектов
Экспорт в IFC с учётом подрезки объектов поможет избежать коллизий, вызванных взаимопересечением конструктивных элементов здания. Но он не заменит проверку модели в специализированном ПО (например, РусБИМЭксперт, Solibri Model Checker, Navisworksи т.п.). Ряд экспертиз (например, Санкт-Петербургская госэкспертиза) вместе с предоставляемой моделью требуют отчёт о коллизиях из вышеперечисленного ПО. Это доказательство того, что информационная модель никогда не создаётся с помощью одного инструмента. По-настоящему эффективная работа предполагает использование набора специализированного ПО.
Источник: ardexpert.ru
Как написать творческий проект правильно
Творческий проект — самостоятельная работа творческого характера, которая составляется студентами на основе пройденной темы или курса. Проект сопровождается пояснительной запиской. В статье рассказываем, как успешно составить и защитить творческий проект.
Что такое творческий проект и и как он выглядит
Творческий проект — форма отчетной самостоятельной работы, которая демонстрирует знания и навыки студента на основе пройденного курса. Также творческие проекты создают для участия в научно-исследовательских конкурсах и конференциях.
Проект состоит из самой работы, пояснительной записки и презентации, речи, раздаточного материала (если нужно) для защиты.
Творческие проекты могут быть представлены в различных формах, все зависит от конкретного вуза и дисциплины:
- фотографии;
- эссе;
- эскизы;
- разработка технологического процесса создания какой-либо модели;
- музыкальные произведения;
- видеоролик;
- танец;
- рисунки;
- Web-сайты;
- блоги/видеоблоги;
- сообщества в социальных сетях.
Важно! В отличии от научных работ к творческим проектам предъявляются другие критерии, среди них — эстетичность.
Форма оформления работы регламентируется преподавателем или организатором конкурса или конференции. Строгих требования наличия титульного листа, содержания и других элементов научных работ нет.
В зависимости от формы отчетности, проект можно оформлять как в письменном, так и в полностью электронном виде (например, если он создается под конкурс с дистанционной формой проведения).
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Этапы работы над творческим проектом
Все этапы подробно описываются в пояснительной записке. Приветствуется использование графиков, таблиц, изображений.
Организационный этап
Здесь нужно выбрать тему проекта, описать цель и задачи.
Пример 1
Цель: Просветительская деятельность в сфере помогающих профессия (психотерапия, коучинг) при помощи блога.
Задачи: изучить и выбрать площадку (соцсети, СМИ, блог на независимой площадке, телеграм-каналы), продумать контент-план, дизайн и название блога или канала, изучить методы продвижения.
Пример 2
Цель: Создать видео ко дню 75-летия Победы.
Задачи: Продумать основную идею видео, написать сценарий, найти необходимое оборудование, подобрать места съемки, провести съемку, смонтировать видео.
Пример 3
Цель: Написать статью об эпидемии ВИЧ в современной России.
Задачи: изучить тему, продумать структуру статьи, найти материал, подтвержденные исследования, статистику, прогнозы.
Пример 4
Цель: Разработать и собрать модель-копию электромобиля Tesla Cybertruck на электротяге с применением современных технологий.
Задача: изучить литературу по автомобильному моделированию, найти в интернете чертежи Tesla Cybertruck, подобрать материалы, собрать модель, протестировать ее.
Расскажите об актуальности — почему вы выбрали именно эту тему, почему она важна именно для вас. Обоснуйте выбор формы проекта, материалов, экономическую ценность. Расскажите, кому он полезен.
Пример актуальности
В качестве творческого проекта я выбрала создание блога в соцсетях про психотерапию. В современной России рынок психотерапевтических услуг растет, увеличивается и спрос на подобные услуги, однако до сих пор в обществе существуют множество мифов и стигматизация клиентов психологов и психотерапевтов.
Кроме того, отсутствует законодательная база, которая могла бы регулировать деятельность психологов и психотерапевтов. Так как у меня нет профильного образования, я решила завести блог просветительского характера, в котором рассказывают о ситуации с психотерапией сейчас, о проблемах, с которыми сталкиваются клиенты психологов….
Форма блога в соцсетях показалась мне наиболее удобной, так как информация через него распространяется очень быстро. А также всегда можно получить обратную связь от читателей.
Технологический этап
Здесь описывается процесс работы над проектом: какие ресурсы были использованы, как автор организовал свое рабочее место, какую технику безопасности соблюдает.
У творческих проектов нет требований по использованию строгого научного стиля, поэтому его можно писать в свободной форме, но без сленга и жаргонизмов
Тут же приводится и технологическая карта. Это таблица, в которой описывается строгая последовательность действий, технические устройства, материалы, оборудование.
Завершающий этап
На этом этапе проводится анализ проделанной работы, рассказывается, удалось ли добиться поставленных цели и задач, указываются преимущества и недостатки проекта.
Автор оценивает свою работу. Дает оценку ее экономической, культурной и социальной значимости. Описывает перспективы дальнейшего применения своего изделия. Тут же приводится список использованной литературы, если таковой есть.
Пример оценки своей работы автором
Я считаю свою работу оригинальной, потому что таких нет в магазинах, на рынках. Моя модель является эксклюзивной. В процессе работы у меня появились идеи для создания ряда новых изделий подобного типа.
Наиболее интересным для меня разделом «Технологии» является раздел «Творческие проекты».
Это и способствовало созданию этого изделия. А такой раздел, как «Предпринимательство» поможет выполнить бизнес-план и появится перспектива выхода на рынок с подобными изделиями.
Защита творческого проекта
Если это конференция, то организаторы сразу же публикуют информацию о требованиях к допуску и критериях оценки проектов.
Если проект защищается в своем учебном заведении, то авторов заранее оповещают о дате защиты и регламенте: времени на выступление, порядке выступления авторов, критериях оценки.
Чек-лист адекватного выступления на защиту
- Емкие тезисы на каждом слайде презентации.
- Уникальные иллюстрации от автора работы — его собственные фото и видео проекта.
- Максимум конкретики, минимум воды в тексте выступления.
- Ко всем тезисам и выводы есть доказательства.
- Уверенная речь.
Вывод
Творческий проект — самостоятельная творческая работа со строгой структурой. Требования к оформлению зависят от преподавателя и правил конференции, на которую отправляется проект.
На защите творческих проектов учитывается актуальность выбранной темы, правильно сформулированные цели и задачи, эстетичность, форма.
Источник: nauchniestati.ru
Творческий проект: определение, цели, задачи, этапы
С понятием «творческий проект» школьники сталкиваются на уроках ИЗО и технологии еще в младших классах. Чем старше они становятся, тем разнообразнее тематика проектов. В этой статье мы разберем общие понятия о творческом проекте, в чем его суть, какова структура, цель и задачи, а также расскажем о его оформлении.
Что такое творческий проект
Творческий проект — это форма итоговой самостоятельной работы студента или школьника. Он призван продемонстрировать полученные знания и навыки учащегося в результате пройденного курса. Творческие проекты могут создаваться и для участия в научно-исследовательских конференциях. Кроме разработки самого проекта необходимо написать пояснительную записку, подготовить презентацию и речь для его защиты.
Существуют разные формы творческих проектов и зависят они от конкретного учебного заведения и дисциплины. Чаще всего это эссе, эскизы, конструирование какой-либо модели, разработка технологического процесса. В творческих направлениях — рисунки, фотографии, сочинение музыкальных произведений.
В современных проектах активно используются ресурсы интернета для создания сайта, блога, сообществ в соцсетях с целью просветительской деятельности.
Творческий проект предполагает создание нового продукта, отвечающего потребностям человека и имеющего спрос. Это может быть как готовое изделие, так и общественно-полезный результат, полученный в результате проекта.
Большинство современных проектов, связанных с разработкой технологических процессов, изготовлением новых изделий, направлены на улучшение экологической обстановки. В этом случае необходимо проанализировать, как повлияет производство на уровень загрязнения окружающей среды, возможно ли вторичное использование деталей изделия и отходов производства.
Какова цель творческого проекта
Каждый проект имеет тему, цель и задачи. Целью любого проекта являются положительные изменения в искусственной среде, окружающей человека. Необходимо создать нечто новое или улучшить уже имеющееся до весьма заметного эффекта. Новый продукт должен быть конкурентоспособен и отвечать современным запросам человека.
Работа над выполнением проекта способствует реализации творческих способностей учащихся, развитию логического и аналитического мышления, организационных навыков, закреплению технических знаний и умений. Это значит, что в процессе работы над проектом ученики и студенты отрабатывают навыки использования полученных теоретических знаний, практических умений и личностных качеств с целью изобрести, изготовить новый общественно-значимый продукт.
Каждый проект имеет свою индивидуальную цель. Её можно описать как идеальный планируемый результат (создание модели, итог, вывод), которого желает добиться учащийся в процессе творческой работы с применением определенных технологий. Формулировка цели должна быть грамотной и конкретной. Это поможет в дальнейшем на этапе постановки задач.
Вот простой алгоритм, описывающий структуру цели:
- Найти подходящий по смыслу глагол, описывающий, что надо сделать (создать, разработать, развить, испытать, изготовить, сконструировать, модернизировать, выполнить, усовершенствовать, исследовать, научиться, выяснить, нарисовать, сочинить и т.д.).
- Присоединить название изделия (предмета), над созданием которого проводится работа.
- Дополнить описание одной или несколькими из характеристик объекта:
- в чем его польза;
- где можно применить;
- для кого он предназначен;
- в честь какого события создан;
- из чего изготовлен;
- по какой технологии выполнен.
Задачи
После того, как учащийся определился с темой проекта и его целью, можно переходить к постановке задач. По сути, определение задач — это тщательное продумывание поэтапного плана работы над проектом. Сюда относится: сбор и анализ предварительной информации, подготовка рабочего места, материалов и инструментов (если нужно), пошаговая организация процесса работы над созданием продукта.
Для определения задач проекта следует задаться вопросом: «Что необходимо сделать для достижения цели?»
При оформлении проекта эти задачи описывают такими фразами:
- продумать;
- написать;
- найти;
- подобрать;
- провести;
- смонтировать;
- изучить;
- собрать;
- протестировать;
- ознакомиться;
- выбрать;
- определить;
- проанализировать и т.д.
Этапы
При работе над проектом выделяют четыре основных этапа: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный. Такое деление соответствует структуре рабочего процесса и помогает правильно его организовать.
Подготовительный
На подготовительном этапе необходимо:
- выбрать проблему, тему и название проекта, в рамках которых будет вестись работа;
- определить цель и задачи;
- привести обоснование актуальности темы — чем эта тема привлекательна, какую пользу принесет результат проекта, его практическое применение, какую экономическую и экологическую ценность он имеет;
- продумать оптимальный вариант решения поставленных задач;
- разработать подробный план их реализации.;
- рассчитать возможные материальные затраты.
Конструкторский
Его ещё называют этапом планирования. Он предполагает следующую последовательность действий:
- собрать и проанализировать достаточное для реализации проекта количество информации;
- изучить технологию создания намеченного объекта, провести необходимые расчеты;
- если речь идет о создании физического объекта — подготовить технологическую карту, которая содержит в себе последовательность операций, технические условия, необходимое оборудование, перечень используемых материалов и инструментов, эскиз изделия и технику безопасности;
- выбрать способ демонстрации результатов (текстовый, графический, в виде презентации, видеозаписи и т.д.);
- продумать критерии оценки результата проекта.
Технологический
Это этап рабочего процесса. Что надо делать на этом этапе:
- действовать согласно составленной программе;
- при необходимости по ходу работы над творческим проектом вносить коррективы в план;
- соблюдать правила техники безопасности, описать их при составлении письменного отчета о проекте.
Заключительный
- На заключительном этапе желательно провести тестирование объекта, убедиться в том, что он полностью готов к сдаче.
- Написать экономическое обоснование проекта (насколько он выгоден или мало затратен, приносит ли прибыль).
- Доказать его экологичность (насколько безвреден для окружающей среды, способствует ли экономии природных ресурсов).
- Завершать проект следует выводом о соответствии проекта поставленным цели и задачам.
- Оформить проект в соответствии с требованиями.
- Подготовить наглядную презентацию результатов проекта.
- Принять участие в обсуждении и защите проекта.
- Критически оценить результаты проекта, при необходимости внести предложения по его доработке или предложить альтернативный способ решения проблемы.
Как написать творческий проект: образец
В качестве примера творческого проекта приводится творческая исследовательская работа за 2018 год ученицы 8 класса по предмету «История России». Посмотреть образец можно здесь.
Оформление творческого проекта
Общие требования к оформлению
Текст проекта распечатывается на листах формата А4. При этом соблюдаются стандартные размеры полей:
- левое — 20 мм;
- правое — 10 мм;
- верхнее и нижнее поля — 15 мм.
Рекомендованный шрифт — Times New Roman, размер — 14, межстрочный интервал — полуторный, тип выравнивания текста — по ширине.
При оформлении необходимо обратить внимание, чтобы текст был удобен для чтения. Старайтесь не перегружать текст сложно построенными фразами. Соблюдайте отступы между абзацами. Сами абзацы не должны быть длинными, два-четыре предложения вполне достаточно.
Заголовки и подзаголовки печатаются полужирным текстом путем выбора типа заголовка из списка в верхней строке редактора. Начинаются с заглавной буквы, точка в конце не ставится. Между заголовком и текстом соблюдается двойной интервал.
Каждая глава начинается с новой страницы и нумеруется арабской цифрой с точкой. Параграфы обозначаются двумя цифрами через точку, пункты параграфов — тремя цифрами через точку.
Сокращения, используемые в тексте, должны быть общепринятыми. Инициалы упоминаемых людей пишутся перед фамилией. При употреблении формул используемые символы подлежат расшифровке.
Все приложения к проекту (чертежи, графики, схемы, таблицы, рисунки и т.д.) располагаются после списка литературы, нумеруются и подписываются. Надпись «Приложение» и его номер располагаются в правой верхней части листа. Название и номер объекта — под картинкой по центру. В тексте самого проекта дается указание на соответствующее приложение.
Страницы нумеруются внизу по центру, начиная со второй. На первой странице (титульном листе) номер не ставится.
Оформление титульного листа
Оформление титульного листа творческого проекта соответствует общим правилам для любых видов отчетных работ (контрольной, курсовой, дипломной и т.д.) Требования к соблюдению полей и межстрочных интервалов — те же, что и для всего текста. Номер страницы не проставляется. Текст выравнивается по центру.
В верхней части листа указывается Министерство образования и науки, название учебного заведения, для студентов — факультет и кафедра (размер шрифта 16).
По центру полужирным шрифтом прописывается «Творческий проект» (шрифтом 24). Строчкой ниже указывается, по какой дисциплине. В следующей строчке — само название проекта (размер шрифта 28).
В правом нижнем углу указывают, кто выполнил проект (ФИО, курс, группа или класс). Под ним располагаются сведения о руководителе (ФИО, должность). Если есть консультанты, их фамилии прописывают строчкой ниже. Эти данные выравниваются по правому краю. Размер шрифта 14.
В самой нижней строке этим же шрифтом по центру указывается населенный пункт (город) и через запятую год.
Образец оформления титульного листа:
Если вам нужна помощь с учебой, написанием и оформлением проекта, рекомендуем воспользоваться помощью команды профессионалов Феникс.Хелп.
Источник: blog.fenix.help
Индивидуальный проект. Организация работы
Уже несколько лет “Гуманитарно-юридический лицей №86” города Ижевска работает в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования и мы можем подводить промежуточные итоги в плане выполнения сформулированных в них требований. С 2016 года организуем работу учащихся 9-х и 10-х классов над индивидуальным проектом, и за эти годы накопили определенный опыт, которым многие педагоги просят поделиться.
Для начала позволю себе длинную цитату из документа 1 (пункт 11)
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Итак, наши учащиеся работают над индивидуальным проектом дважды: в 9-м и 10-м классах. Приветствуется продолжение работы в 10-м над темой, выбранной в 9-м классе. Но это не обязательно. Обучающийся может работать над совершенно разными проектами в разных предметных областях или метапредметным проектом.
Сроки: на выполнение проекта отводится 4 месяца, с сентября по декабрь.
Сентябрь — учащиеся определяются с идеей и темой проекта (ограничений в тематике нет), выбирают научного руководителя (учителя-предметника). Выбор за учеником. Учителей, сопровождающих учеников в их проектной и исследовательской деятельности не очень много, поэтому количество обучающихся, прикрепленных к одному педагогу регулируется заместителем директор по науке.
Октябрь-ноябрь — основная работа над проектом.
Ноябрь (первая половина) — предзащита проекта.
Декабрь (вторая половина) — защита проекта.
Январь (вторая половина) — повторная защита для тех, кто не смог по уважительным причинам попасть на первую.
Исключения: если ученик аргументирует просьбу продления срока проекта (проект долгосрочный, требует длительной обработки информации), то администрация всегда идет на встречу и продлевает срок работы над проектом согласно объему работы ученика. Но не более 1 учебного года.
Учебным планом отводится 1 час в неделю на электив “Проектная деятельность”, на котором школьники знакомятся с этапами проектной деятельности или повторяют изученное ранее, и работают над проектом. Нужно отметить, что времени, отведенного учебным планом, конечно, не хватает, и значительную часть работы обучающиеся выполняют самостоятельно во внеурочное время.
После организационного собрания ученики выбирают направление работы, тему проекта и тьютора, который будет их сопровождать. Тьюторов может быть и несколько, если проект межпредметный.
В 2019 году одну исследовательскую работу по архитектурным особенностям г. Ижевска в 30-50-е годы сопровождали три тьютора: два учителя лицея (учитель искусства и методист, наставник проектов), а также учитель истории из сопредельного государства. Интересный опыт, который требует, возможно, отдельного поста.
В локальном акте лицея есть пункт о том, что тьютором может являться не только школьный учитель, но и педагог дополнительного образования, тренер, а также родители. Иногда ученик настаивает на самостоятельной работе над проектом, и это не запрещено. Мы стараемся давать школьникам как можно больше свободы выбора. Но справедливости ради нужно признать, что проекты, выполненные не под руководством педагога-профессионала, практически всегда слабые, а иногда и очень слабые, такие, что ученик вынужден приходить на повторную защиту несколько раз.
Выбор темы и тьютора сопровождается подписанием информационного документа , в котором прописаны сроки выполнения всех этапов проекта. Этот документ подписывают ученик, один из его родителей и тьютор(ы). Копия остается ученику, а оригинал передается заместителю по НМР для дальнейшей работы.
Дальше начинается самый непростой этап, когда кажется, что времени еще очень много и можно не торопиться. Тут решающим фактором является грамотное сопровождение тьютора, который включается в работу с учениками. Каждый учитель решает для себя самостоятельно, как ему работать со школьником: кто-то делает это только в очной форме после уроков, кто-то выносит общение в сеть. Самым удачным вариантом, на наш взгляд, является сопровождение проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения. Это значит, что основные теоретические знания и небольшую практическую часть ученик получает и выполняет на элективном курсе, а остальной объем работы — в сети.
Для сопровождения проектной и исследовательской деятельности создана виртуальная среда, основной частью которой является социальная сеть «ВКонтакте». В группе “Индивидуальный проект”, выложены все необходимые для ребят учебные и информационные материалы. Навигация в группе организована с помощью графического меню, поэтому что найти все документы достаточно легко.
Обсуждения текущих вопросов сейчас происходят в беседах. Например, для учащихся, работающих над проектами по физике или межпредметными проектами с тьютором — автором статьи, созданы сразу несколько бесед “ВКонтакте”. Сейчас это очень удобный инструмент, так как беседа позволяет сохранять и быстро находить все вложения, отправленные школьникам: ссылки на документы, фото, аудио и видео материалы.
Непосредственная работа над проектом ведется параллельно в нескольких направлениях: самостоятельная работа ученика (поиск и обработка информации, выполнение некоторой практической части работы), работа с тьютором в онлайн-документе и работа над практической частью в школьной лаборатории.
На этапе планирования работы: написания цели, задач проекта, выбора объекта и предмета исследования (тут у ребят всегда сложности), выбора методов исследования — ученик переходит к работе в гугл-документе с доступом по ссылке. Часто именно гугл-документ является основной площадкой для взаимодействия наставника с учеником вне учебного заведения. Здесь тьютор видит, что делает обучающийся, на каком этапе он находится, какие испытывает затруднения. Тьютор может оставлять комментарии, а может писать просто в самом документе свои соображения. Иногда достаточно полчаса совместной работы вечером, чтобы ученик понял, как выйти из затруднений и двигаться дальше. Шаблон такого документа можно увидеть по ссылке
Таким образом, в школьной лаборатории ученик делает только экспериментальную часть, если она необходима. Всю остальную работу — в сети.
Естественно, оформление результатов проекта также происходит в общем гугл-документе. Можно работать в синхронном или асинхронном режиме. Вся история правок сохраняется и можно вернуться к любой из версий в любой момент. В конце работы все комментарии убираются, документ оформляется согласно требованиям локального акта лицея, добавляется титульный лист и распечатывается.
Видео — рассказ об организации проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения:
За месяц до защиты проектов проводится предварительная защита. На нее обучающиеся приходят с теми материалами, которые уже есть на данный момент. За 3 мин они озвучивают название работы, цель, задачи и показывают уже выполненный объем. Учителя, слушающие ребят, дают советы, как улучшить работу, указывают на недостатки, помогают решить любые проблемы, возникшие в ходе работы.
К защите ученик должен подготовить:
- текстовую часть работы ( требования к работе );
- продукт (в исследовательских проектах продукта может не быть);
- презентацию к выступлению.
Защита проектов происходит по секциям в несколько дней. Комиссия состоит из трех человек — учителей различных профилей. Регламент на защите выдерживается жестко: 5 мин — доклад, 3 мин — вопросы. На защиту приглашаем и родителей защищающихся лицеистов.
После слушаний выставляются баллы согласно критериям и ученик получает «зачет» (от 50-ти баллов). максимальный балл — 100. Если учащийся получил «незачет», то обязан доработать проект и прийти на повторную защиту через 1,5-2 недели. При этом, родители получают уведомление о неудовлетворительном результате ребенка.
На фото один из членов комиссии рассматривает продукт проекта — фотоальбом с фотографиями, выполненными различными фотоаппаратами — от пленочного до цифрового
Учащимся, чьи работы получили 90 баллов и выше, комиссия рекомендует принять участие в научно-практической конференции школьников “Шаг в науку”, которая проходит в лицее в конце февраля. Часто бывает, что из небольшой проектной работы вырастает глубокое исследование, которое позже ученик представляет на различных Всероссийских конференциях и конкурсах.
Ответы на часто задаваемые вопросы
- Откуда брать темы для проектов, исследования?
Лучше всего отталкиваться от интересов ребенка, поэтому сначала выясняем, что ему интересно, потом под этот интерес либо он сам выдвигает, либо учитель предлагает темы. Например, в начале этого года паренек подошел с полным непониманием, что ему делать.
На вопрос “что он любит?” ответил “играть в компьютерные игры” (как неожиданно!) Тут же предлагаю интерес перенести в проектную деятельность, изучить тему образовательных мобильных приложений. Найти в сети мобильные образовательные игры, поиграть в них немного, найти достоинства и недостатки, создать таблицу, классифицировать игры, проверить собственные знания и знания одноклассников, и дать совет геймера, стоит ли в них играть, чтобы повысить качество знаний. Чем не проект? И работа у мальчишки получилась.
Еще один вариант. Чтобы ребенок смог определиться с тем, что ему интересно (а он часто представляет себе только область интереса, но не конкретное направление), нужно показать ему спектр возможностей для изучения. Так что иногда я отправляю школьника на сайт http://obuchonok.ru , где собрана огромная подборка тем для исследования. НО! Это только отправная точка.
Если школьнику интересна тема звуковых колебаний, дальше нужно выбрать узкое направление для проекта или исследования. И тогда устраиваем мозговой штурм, куда можем пригласить несколько учащихся, родителей, интересующихся темой или еще одного учителя по смежной дисциплине, например, биолога. Штурм проводим или в общем документе или на стикерной доске http://linoit.com.
В результате таких штурмов рождаются межпредметные и очень интересные темы. Например, почему, подзывая кошку, мы говорим “кис-кис”? Это достаточно серьезное исследование ультразвукового диапазона, который содержится в шипящих и который слышат кошки.
2. А с гуманитарными предметами как быть? Там лишь рефераты получатся? Какие там методы исследования, только опрос?
Конечно же нет. Да и реферативные работы запрещены в нашем лицее (вполне возможно, что в других учебных заведениях такого запрета нет). Честно говоря, я иногда жалею, что не гуманитарий, потому что темы для гуманитарных проектов можно выбрать просто захватывающие! Думаю, читателям не надо напоминать, что проект — это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного продукта, результата.
Итак, какой может быть проблема при изучении русского или иностранного языка? Проблема чтения и понимания текста школьниками существует? Программы по литературе и истории не имеют точек соприкосновения — это проблема? Недостаток материалов с национальными особенностями — существует такая проблема?
Имея сформулированную проблему, можно нанизать целую “гирлянду” тем для проектов: историческая канва литературных произведений (изучи исторический период, который описывается в произведении, проведи параллели, найди причины, почему герои поступают именно так, возможно на них влияют конкретные исторические события, создай ленту времени, на которой отобрази исторический и литературный ряд, проанализируй полученный результат); виртуальные экскурсии по… (собери информацию, отсортируй, создай свой видеоряд, озвучь, сними, смонтируй фильм); русские сказки на английском (татарском, удмуртском…) языке (выбери любимые сказки первоклассников вашего лицея, переведи, запиши аудио файл, подбери видеоряд, возможно, из рисунков самих первоклассников, проведи занятие, используя полученный продукт). Этот ряд примеров можно продолжать бесконечно.
3. Что делать, если нет научности в проекте?
Давайте вернемся к цитате, приведенной мною в начале текста. Прочитайте этот текст внимательно еще раз. Где-нибудь упоминается термин “научный”? Нет, речь идет об учебных проектах. Обратите внимание на то, что должны отражать результаты выполнения индивидуального проекта, какие навыки.
И вы увидите, что речь идет о навыках, необходимых каждому человеку в любой сфере деятельности, чтобы быть успешным. А научностью пусть занимаются научные центры 😉
4. Как мотивировать учителей к тому, чтобы становиться наставниками в проектной деятельности?
Это очень сложный вопрос, потому что не каждому педагогу интересен данный вид деятельности, да и он требует временных затрат. Мы пошли по простому пути: стимулируем материально (премии за количество сопровождаемых учеников и за качество работ по итогам НПК и конкурсов). В каждом коллективе есть увлеченные исследованиями педагоги, на них и стоит опираться.
На этом останавливаюсь. Тема эта бесконечна, статья может превратиться в нечитаемую из-за ее размера.
Большое спасибо Татьяне Серовой за мотивацию к написанию этой статьи и за неубывающий интерес к теме проектной деятельности в школе.
Отвечу на любые вопросы, связанные с организацией проектной деятельности в школе, так как за пределами этой статьи их осталось много.
Источник: novator.team