На рисунке изображены: компьютер, автоматическая стиральная машина, книги, молоток, ножницы, кисти, краски.
Кости, краски, молоток, появились в глубокой древности, самые древние ножницы, найденные археологами на современной территории Древнего Рима, имеют возраст 3-4 тысяч лет и были предназначены для стрижки овец. В 1949 году в США появилась первая автоматическая стиральная машина.
В Корее времён династии Корё в 1377 году с помощью подвижного шрифта из металла была напечатана книга, до этого времени книги были рукописными. В Европе первая печатная на станке книга появились в1453-54году. В 1943фирма IBM произвела первый компьютер под названием «Марк I».
2. Вопрос:
Какими были первые жилища человека?
Самое древнее жилище первобытного человека – это пещера. И в самом деле, ведь ничего делать не нужно. Всё уже есть: стены, потолок, вход, правда без двери. Да и не умели в древности люди строить жилища. Приспосабливали естественные объекты для жизни.
Вход в пещеру занавешивали шкурами животных или растительными циновками, для согревания разводили огонь и поддерживали его в течении всего времени, потому что добывать огонь было очень многотрудным занятием.
Особенности природных условий в городе | Классные часы и ОБЖ #36 | Инфоурок
Со временем человек начал осваивать новые территории, на которых не всегда была возможность найти пещеру, и древние люди стали делать небольшие строения типа шалашей: из веток, травы, глины, или шкур животных. Некоторые примитивные строения сохранились и используются и в наши дни (чумы оленеводов, типи (вигвамы) индейцев, юрты у степных народов). Эти постройки легко разбираются и собираются.
3. Вопрос:
Как при строительстве жилища учитываются природные условия?
При постройке жилища люди всегда учитывали природные условия. В жарком и влажном климате, строили жилища из легких и быстро просыхаемых материалов. Крыши жилищ были из веток или листьев пальмы, стены из тростниковых «матов», хижина должна была хорошо проветриваться чтобы не загнивала во влажном климате. При необходимости жилища возводили на сваях и платформах.
В холодном, ветреном, морозном климате жилища строили из камня или бревен, в таких домах имелась или закрытая печь или открытый очаг, или камин. Жилище обязательно обогревалось в холодное время.
Жилища строились у источника воды, на берегах рек и озер, при этом для построек искали высокие места, чтобы при разливах рек и озер жилища не затапливало водой. Если в месте поселения были сильные ветра, то окна закрывали специальными заслонками – ставнями, вокруг строения ставили высокие ограждения, которые защищали от ветра, хищных животных, от нападения врагов.
4. Вопрос:
Расскажите, чем, на ваш взгляд, отличается жизнь человека в современном городе от жизни в древнем городе (поселке)?
Жизнь человека в современном городе кардинально отличается от жизни в древнем городе. Современные города это комфортные условия для проживания людей: высотные благоустроенные дома с электричеством, централизованным водоснабжением (холодная и горячая вода), канализацией, отоплением.
ПЗЗ (правила землепользования и застройки), что ВАЖНО ЗНАТЬ собственнику земельного участка
Улицы с дорогами и тротуарами имеют асфальтовое покрытие, что препятствует образованию рытвин и колей на дорогах, обеспечивает определенную чистоту улиц, комфорт для пешеходов. Города имеют транспортную сеть, позволяющую довольно быстро добраться до нужного места. Большое количество магазинов с широким выбором товаров – бытовая техника, одежда, мебель, продукты – обеспечивают комфортный быт, оставляя человеку больше времени на собственно труд и отдых.
Исходя из вышеизложенного можно констатировать что жизнь современного и древнего города совершенно несравнима.
Подготовьте рассказ о своем городе, селе:
а) укажите его географическое положение;
б) расскажите, что вы знаете о его истории и происхождении его названия
в) где вы любите гулять
г) есть ли в вашем населенном пункте старинные постройки, как их охраняют?
История становления Челябинска уходит своими корнями в XVIII век. Он был основан 13 сентября 1736 г. на реке Миасс как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. История происхождения названия города Челябинска – загадка и по сей день. Одной из наиболее старых является версия, выводящая название Челябинск из названия стоявшей будто бы на этом месте татарской деревни Челябы.
Есть свои сторонники и у версии, связывающей название нашего города с именем собственным (Селебей, Цилябей, Челебей – хозяин земли на которой стояла деревня). Наиболее же распространенной на сегодняшний день является версия профессора Г.А. Турбина. Когда крепости не существовало, на месте будущего Челябинска располагался бор, нанесенный на ландкарту в 1735 г. геодезистом И. Шишковым. Этот бор имел местное башкирское название Селеби-карагай, которое и было, по мнению ученого, использовано при наименовании крепости.
В 1743 г. Челябинск стал центром крупной Исетской провинции. В крепости находились Исетская провинциальная канцелярия, управление исетскими казаками (с 1799 г. входили в состав Оренбургского казачьего войска), духовное правление, гостиный двор.
В 1781 г. Челябинск получил статус уездного города.
В первой половине ХIХ века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка, которой будет суждено превратить его в крупный торгово-промышленный центр. Уже к середине XIX столетия Челябинск занял прочное место в ярмарочной торговле Урала.
Известность Челябинск приобрел в 1892 г. с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В 1896 г. была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири.
В считанные годы он превратился в один из крупнейших торговых центров России и занял ведущие позиции по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. За несколько лет население города значительно выросло (1897 – ок. 20 тыс. человек, 1910 – более 60 тыс., 1917 – ок. 70 тыс.), а территория увеличилась на треть. Вокруг железнодорожной станции появилось много поселков.
Стремительно начали развиваться промышленность и образование. Открылись духовное училище (1830, в 1873-78 построено новое здание), женская прогимназия (1870), реальное училище (1902, с 1905 в собственном здании), торговая школа. Были построены Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. Челябинск быстро входил во всероссийский и мировой рынок.
В городе действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже машин и оборудования.
Важнейшую роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население выросло с 270 до 650 тысяч человек. На базе эвакуированных предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии – ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя – Танкоград.
После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями – ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным – вся эта громада переключилась на выпуск танков. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы давали фронту танки Т-34, ставшие впоследствии известными всему миру. А на заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 – знаменитых «Катюш».
В послевоенное время Челябинск также имел огромное значение для страны. Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР.
Город стремительно развивался, строился, учился. 13 октября 1976 г. в Челябинске родился миллионный житель.
Накануне 260-летия Челябинска состоялось открытие зоопарка, а к 2004 г. улица им. Кирова стала пешеходной. «Кировка», стала любимым местом прогулок челябинцев и гостей города.
В Челябинске есть старинные здания хорошо сохранившиеся, и размещающие различные учреждения, примером такого охраняемого здания может служить Дом Хованова (ул. Васенко, 25). Кирпичное здание из красного кирпича выглядит очень изысканно. В архивах о его хозяине пишут, что он был владельцем складов лесных материалов. Не купец вовсе, а отставной военный, открывший в себе жилку предпринимательства.
Строительство дома в 25 комнат началось в 1908 году. Но пожить ему в нем не довелось. Упал со строительных лесов и насмерть расшибся.
В настоящее время в этом здании расположено управление ФСБ.
5. Вопрос:
Какие опасности подстерегают вас в современном городе? Как их избежать?
Безопасность на улице.
Довольно часто так случается, что проживание в многомиллионном городе оказывается опаснее, чем в глухой деревне. Все потому, что люди в городах живут изолированно друг от друга, никому нет дела до чужих проблем. Даже проходя мимо человека, нуждающегося в помощи, не каждый подойдет и предложит помочь. Чтобы как-то себя обезопасить, необходимо соблюдать правила безопасного поведения на улице. Они могут включать следующие рекомендации:
Отправляясь в школу, на тренировку, в кино, или возвращаясь домой, особенно в вечернее время, надо тщательно продумать свой маршрут, обязательно сообщить родителям, куда вы отправляетесь и когда вернетесь. Это не ограничение свободы, а элементарные правила безопасности. Не стоит распивать любые напитки с незнакомыми людьми, иначе можно оказаться жертвой мошенников.
В темное время суток лучше обходить стороной брошенные стройки, здания и нежилые объекты. Идя по тротуару и увидев группу нетрезвых молодых людей или неадекватных сверстников, лучше перейти на другую сторону. Не надо вступать в диалог с незнакомыми людьми, особенно когда те начинают задавать личные вопросы. Если вас пытаются затащить в чужую машину, подъезд, то надо громко кричать и всячески стараться привлечь к себе внимание. Переходить улицу только в положенном месте, на зеленый сигнал светофора или через оборудованный переход, в общественном транспорте не опираться на закрытые двери, не подходить к самому краю посадочных платформ.
Необходимо знать, что делать, если случаются бытовые аварии и пожары.
Если дома или в подъезде где ты живешь, почувствовался запах дыма или его визуально видно, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:
Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут вам вызвать пожарных.
Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться плотно закрыть все двери и окна, ничего не искать, если есть домашние питомцы забрать их с собой и покинуть квартиру.
Необходимо помнить: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.
При пожаре пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться и тогда шансов на спасение практически нет.
Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.
Если случаются коммунальные аварии: потекла батарея с водой или кран не закрывает воду, нужно позвонить родителям, или попросить соседей ( при условии что ты их хорошо знаешь) позвонить в аварийную службу, и закрыть краны на водоводах установленных в квартире. Родители тебе должны это показать.
Если чувствуешь запах газа, нужно позвонить родителям, в аварийную газовую службу, открыть окна и дверь балкона для проветривания, ни в коем случае не включать электроприборы и плиту. По возможности покинуть квартиру до приезда аварийной службы.
Расскажите по рисунку историю часов, которая насчитывает несколько тысяч лет.
Наши далекие предки, не знавшие солнечных часов, заметили что петух поет в одно и то же время с определенным интервалом по времени.
Утренних петухов распределяют следующим образом:
— первые петухи – поющие в первом часу ночи;
— вторые петухи – поющие во втором часу;
— третьи петухи – поющие в четыре часа утра.
Солнечные часы, самые древние, дошедшие до нас. Несмотря на кажущуюся простоту, их отличало большое разнообразие конструкций. В основу солнечных часов положено кажущееся движение Солнца на протяжении суток. Отсчет ведется по тени, отбрасываемой осью. Их использование возможно лишь в солнечный день, поэтому наибольшее распространении они получили в Египте.
Дальнейшее усовершенствование имело место в 1431 году. Заключалось оно в ориентировании теневой стрелки параллельно земной оси. Такая стрелка называлась полуосью. Теперь тень, вращаясь вокруг полуоси, двигалась равномерно, поворачиваясь за час на 15°. Подобная конструкция позволяла изготовить достаточно точные для своего времени солнечные часы.С 1445 года солнечные часы стали строить в виде полой полусферы, снабженной стрелкой, тень от которой падала на внутреннюю поверхность.
Огневые часы – эта группа появилась в начале 13 века. Первыми огневыми часами были тонкие свечи до 1 метра высотой с нанесенными на них метками. Иногда определенные деления оснащали металлическими штырьками, которые, падая на металлическую подставку при выгорании вокруг них воска, издавали отчетливый звук. Такие устройства послужили прообразом будильника.
Песочные часы. Когда они появились на свет, точно не известно. Можно с уверенностью утверждать лишь то, что они не могли появиться раньше изобретения стекла. Песочные часы представляют собой две прозрачные стеклянные колбы. Через соединительную горловину содержимое пересыпается из верхней колбы в нижнюю.
Один из недостатков песочных часов – довольно короткий отрезок времени, измеряемый без их переворачивания и недолгий срок службы по точности показываемого времени.
Изобретение механических часов – эпохальное событие, которое произошло в Средние века, ведь они – самый сложный прибор, созданный в те годы. Создание механических часов стало возможным с изобретением шпиндельного спуска. Это устройство преобразовывало поступательное движение висящей на веревке гири в колебательное движение взад-вперед часового колеса. На этой основе были созданы механизмы для башенных часов. Куранты со шпиндельным регулятором вошли в обиход примерно с 1340 года и стали гордостью многих городов и соборов.
С течением времени механические часы совершенствовались, приобретали разный внешний вид.
Дальнейшее совершенствование приборов для измерения времени происходило лавинообразно. Развитие электроники и радиотехники подготовило почву для появления кварцевых часов которые появились в 1937 году. От классических механических вновь созданные кварцевые модели отличались поразительной точностью. Началась эра часов электронных, тех которые стали нам уже привычными: настенными, настольными и наручными.
Какую информацию вы получили, «читая» ленту времени?
На ленте времени отражена история развития кораблестроения, от простой парусной галерной лодки до современного корабля. Таким образом, по объектам, созданным человеком, можно проследить путь его развития.
Какие взаимосвязи были между древнейшим человеком и природой. Как они менялись по мере развития человеческого общества?
Природная среда непосредственно влияет на условия существования человека. Именно поэтому на всех этапах своего развития человечество зависело и будет зависеть от природной среды.
Древнейший человек был практически полностью зависим от природы, ведь он не знал причин природных явлений и не умел с ними справляться, именно в природе он добывал средства к существованию практически в готовом виде, пока не научился создавать орудия и не добыл огонь и не научился его поддерживать и добывать самостоятельно.
Однако характер зависимости непрерывно менялся. Это происходило и под влиянием изменений природы, и главным образом в связи с развитием человека как биологического и социального. Объясняется это тем, что человек – существо социальное. По мере совершенствования социального устройства общества непосредственное влияние природы ослаблялось.
Человек постепенно все больше и больше изолировал себя от влияния среды. «Средствами» изоляции служили орудия, огонь, одежда, жилища, коллективная охота, общественные отношения, умственное развитие, как следствие технический прогресс, понимание причин природных явлений и т. п. Именно это было главной причиной перехода человека из животного царства в царство социальное, сугубо человеческое. Это и обусловило возникновение принципиально иных взаимоотношений между природой и человеком, создав особую социальную среду обитания человека.
Современный человек хорошо адаптирован к природе, к окружающей природной среде, но он все равно не может влиять на природные процессы происходящие на Земле – землетрясения, цунами, ураганы, смерчи, ливни. Человек может минимизировать последствия природных катаклизмов, но предотвратить их он не в силах.
2. Вопрос:
Почему Юрий Олеша считал, что техника превратила Землю в новую планету?
Ю.К.Олеша так считал потому, что ему довелось жить в самый расцвет технического прогресса. Ему было с чем сравнивать от той жизни и бытовых приборов в начале 20 века и к его середине.
Когда он был маленький, электричество казалось чудом, потому что ушли в прошлое керосиновые лампы, чадящие и дурнопахнущие, чудо что появились автомобили, на которых можно ездить с большим комфортом в отличие от тряской кареты извозчика. Появились холодильники, стиральные машины, телевизоры, все эти плоды прогресса делали жизнь человека более удобной, благоприятной. Жизнь общества становилась новой. В обиход вошли новые слова – индустриализация, самолет, космос, то о чем люди только грезили в самых смелых мечтах, становилось реальностью жизни. Конечно, это была новая планета – планета техники.
3. Вопрос:
Какие из перечисленных ниже объектов относятся: 1) к неживой природе, 2) к живой природе, 3) к объектам, созданным человеком?
Река, корабль, рыба, воздух, дерево, дверь, земля, лягушка, компьютер, пещера, картина, камень. Назовите признаки живой природы.
1. К живой природе относятся: рыба, лягушка, дерево;
2. К неживой природе относятся: река, воздух, камень, пещера, земля;
3. К объектам, созданным человеком относятся: корабль, дверь, компьютер, картина.
4. Вопрос:
До появления электричества человек использовал разные источники света: керосиновую лампу, лучину, масляные светильники, костер, свечи, газовые рожки, факелы. В каком порядке они входили в быт людей? Некоторые появлялись одновременно.
Костер – лучина – факел, масляные светильники – свечи – газовые рожки – керосиновая лампа.
Источник: resheba.me
Конспект по окружающему миру Условия современной жизни 4 класс
Цель: установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой.
Оборудование: лента времени; демонстрационные карточки со словами «человек», «природа», «мир, созданный человеком», «Толковый словарь» С. И. Ожегова.
I. Знакомство с учебником «Мы и окружающий мир».
— Мы продолжаем изучение окружающего нас мира. В этом нам помогут учебник и рабочая тетрадь.
— Кто автор тетради и учебника? (Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.)
— Это авторы предыдущих учебников, по которым мы с вами учились три года.
— А теперь на с. 2 познакомимся с условными знаками, которые помогут в работе с учебником. (Учащиеся рассматривают и комментируют.)
II. Изучение нового материала.
1. С о о б щ е н и е т е м ы урока, определение задач.
— Прочитайте тему урока. (Тема записана на доске.)
— Над чем сегодня будем работать? (Рассуждения детей.)
2. Р а б о т а с л е н т о й в р е м е н и.
— А сейчас посмотрим на ленту времени.
Средние века VI-XVI в.
Новое время XVII-XIX вв.
— Какие события происходили на каждом отрезке времени? (Древнейший мир — становление рода, Древний мир — создавались первые государства, Средние века, Новое время, Новейшее время — развитие государств, человечества.)
— Почему лента времени заканчивается стрелочкой? (Времяисчисление ёще не закончилось.)
— В третьем классе мы познакомились с событиями с древнейших времён до начала нового времени в России (конец XVII века).
— Покажите это на ленте времени.
3. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
а) Чтение текста, с. 5.
— Откройте с. 5 учебника, прочитаем текст. (Можно прочитать цепочкой или про себя самостоятельно.)
б) Практика под руководством учителя.
— Какими были первые жилища человека?
— Как при строительстве жилища учитываются природные условия? Приведите примеры.
— Как изменялось жилище человека с древности до нашего времени?
— Зачем человеку потребовались ножи, ложки, тарелки? Из чего они делались?
— Посмотрите рисунок на с. 8. Что на нём изображено? (История создания часов.)
— Я даю вам минутку-две времени для того, чтобы вы определили последовательность изобретения часов, начиная с самых первых. Работать будете в парах, совещаясь друг с другом.
П р о в е р к а.
в) Чтение текста, с. 8-9.
— Что вас удивило? (То, что многие современные предметы, оказывается, были изобретены давно, но потом о них забыли и пришлось изобретать заново.)
г) Работа с лентой времени на с. 10-11.
— Как распределяются периоды истории человечества, если время его существования условно представить в виде реки? (Самый большой период относится к периоду Человека прямоходящего, с каменными орудиями, а самый маленький отрезок времени — к современному миру, период цивилизации.)
— Почему? (У нас очень мало свидетельств о жизни человека в древнейшее время. Только поиски археологов, ученых, раскапывающих места поселений древнего человека, дают возможность по сохранившимся предметам воссоздать образ жизни древних людей. Помогают также сказания и мифы различных народов.)
— А как вы думаете, когда, в какое время было совершено самое большое количество открытий? (В период цивилизации.)
— А что же такое цивилизация?
д) Чтение текста, с. 10-11.
Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать текст на с. 10 и 11 учебника.
Дети самостоятельно читают текст учебника и находят определение цивилизации.
(Цивилизация — время ускоренного познания тайн природы и применения результатов открытий в повседневной человеческой жизни.)
— Вот определение из словаря С. И. Ожегова: «Цивилизация — определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры».
— Какое определение вам больше нравится? Какое понятнее? (Учащиеся высказывают своё мнение.)
— Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник». (Рабочая тетрадь.)
е) Работа со схемами.
— Посмотрите на схемы на доске, обсудите в парах, какие взаимодействия были между древнейшим человеком и природой. Как они менялись по мере развития человеческого общества?
— Заслушивание ответов, мнений. (1-я схема — древнейший мир, где человек полностью зависел от сил природы, вторая схема — человек стал изучать природу, воздействовать на неё, делать открытия и изобретения.)
III. Независимая самостоятельная практика обучающихся.
1. Р а с п р е д е л е н и е о б ъ е к т о в на группы.
Н а д о с к е записаны слова: река, корабль, рыба, воздух, дерево, дверь, земля, лягушка, компьютер, цветок, картина.
— На какие группы можно разделить эти названия объектов? (Дети высказывают свои мнения, спорят, приходят к единому мнению, что таких групп 3: неживая природа, живая природа, «вторая природа», — и распределяют объекты по группам.)
2. Н а д о с к е записаны слова: керосиновая лампа, лучина, масляные светильники, костёр, свечи, газовые рожки, факел.
— Что общего в этих предметах? (Все они источники света.)
— Определите, в каком порядке они входили в быт человека? Посоветуйтесь друг с другом.
П р о в е р к а. (Если кто-то не согласен, дети возражают, спорят, доказывают.)
— А теперь закончите цепочку. (Электрическая лампочка или электрическое освещение.)
— Интересно, что слово электричество произошли от греческого слова elektron, что означает янтарь.
— Прочитайте материал на с. 12. (Обеспечение безопасности жизнедеятельности.)
— О каких правилах необходимо помнить, чтобы уберечь себя от поражения электрическим током? (Выслушиваются ответы детей.)
Источник: botana.biz
Каково влияние климата на жилища людей в разных частях света?
Каково влияние климата на традиционные жилища людей в разных уголках Земли?
С древних времен жизнь заставила человека строить жилища, чтобы обеспечить безопасные и комфортные условия проживания. Огромное разнообразие видов жилищ (от простого шалаша до добротного дома) в большей степени обусловлено влиянием климатических условий местности, в которой проживает человек.
На Земле принято выделять несколько основных климатических поясов: арктический и антарктический, умеренный, тропический, экваториальный.
Народы севера, где суровый и холодный климат, где нет леса, строят свои жилища из шкур животных или из снега и льда (чумы, яранги и иглу).
В умеренном климате, где холодную зиму сменяет теплое лето, и есть леса, для жилья строят небольшие дома из дерева, кирпича и камня. Деревянные дома хорошо держат тепло в зимнее время, и летом долго сохраняют прохладу.
В тропическом поясе климат отличается жарким летом и теплой или умеренной зимой. Для тропиков характерны большие перепады дневной и ночной температуры, часто сильные ветры и небольшое количество осадков. Здесь есть не только леса, но и полупустыни и даже пустыни. Чтобы защититься от жары, жилища строятся с толстыми стенами, из дерева, глины, камня, или просто вырубаются в скалах.
Климат экваториальной зоны влажный и знойный. При строительстве жилья здесь требуется защита от дождя, солнца и ядовитых змей и насекомых. Поэтому дома строят приподнятыми над землей, в виде навесов, шатров и шалашей, из глины, бамбука, пальмы. Крышу покрывают травой, ветками или листьями деревьев и кустарника.
Жилище необходимо человеку для защиты от неблагоприятных условий, которые определяются прежде всего климатом, а также сменой времен года и погодой. Поначалу первобытные люди жили в пещерах, но пещер на всех не могло хватить, тогда они начали строить себе жилища из тех материалов, которые были в наличии в местах для проживания. Прочность жилищ, защита в них от холода и дождя как раз и определялись климатом конкретной местности. Поэтому в настоящее время мы имеем очень большое разнообразие различных жилищ у народов мира в разных климатических зонах.
На фото ниже показаны разные типы жилищ из дерева, шкур животных и жердей, снежных блоков, войлока.
Сакли строили в горных районах, например у нас на Кавказе. Они хорошо защищали от непогоды и холода зимой, в них было прохладно в жару.
Такие, казалось бы легкие жилища строили народы крайнего севера из шкур разных животных, но они были вполне надежны даже при сильном ветре и морозе.
Это самый легкий вид жилища, часто их делали из бамбука и пальмовых листьев, годятся только для тропиков.
А на этом фото можно видеть землянку (подземное жилище) и шалаш из жердей и веток, а также современные виды жилищ. В них можно создать комфортные условия для проживания в любом регионе.
Климат бывает жаркий, средний и прохладный. Сухой и влажный.
Температура может всегда оставаться примерно одинаковой (как, например, на Гавайях), а может колебаться в довольно большом диапазоне в различные времена года. Для жилищ нежелательны сильные диапазоны колебания температур. При нагревании материалы жилища расширяются, а при охлаждении наоборот — сжимаются.
Если дом был построен зимой, то летом кое-где может треснуть цемент или штукатурка. Это оттого, что материал от температуры расширился, а расширяться ему некуда, вот он и вылезает в бока.
Например у меня летом дверь трётся о дверную коробку, так как она расширена от теплоты, а в другие времена года — нет.
Также влажность влияет на жильё. В регионах с повышенной влажностью желательно использовать влагостойкие отделочные материалы, иначе они могут быстро стать некрасивыми.
В сейсмоактивных регионах нужно либо строить лёгкие одно-двух этажные домики, либо использовать сложную архитектуру, с использованием которой дом будет шататься, но не разрушаться при этом.
В регионах с частыми наводнениями тоже нужно делать домики, приспособленные к затоплению. То же касается и регионов с сильными ураганами и торнадо, где предпочтительны домики погребного типа, либо какие-нибудь суперкрепкие.
Для того чтобы построить дом просто необходимо знать какой климат данной местности, какие вообще природные условия потому что например на севере они могут быть одни, на юге другие, а в горных районах третьи и т.д. Тип жилища напрямую зависит от климатических условий. Дом строится в соответствии с особенностями климата местности. Учитывается его форма, планировка, строй материалы и конструкция. Решающие факторы — сухо, тепло и уютно.
Наши предки славяне испокон веков строили из дерева избы. Климат у нас умеренный, то есть сменяются времена года. Наши современники, например финны строят коттеджи и тоже зачастую из дерева. В таком доме зимой тепло, а летом прохладно.
Казахи и монголы делают юрты, которые их защищает от резких перепадов температур и сильных ветров.
Чукчи на севере строят яранги из шестов и овечьих шкур.
Эскимосы в суровых условиях строят дома из снега, которые называются иглу. В таких домах тепло как это ни удивительно.
Современные дома так же строят с учетом погодных условий с целью сохранения тепла и энергосбережения.
Как правило, от того, какой климат, какая погода в данном регионе — такое и жилище в разных уголках планеты и будет. А еще люди строили свои жилища из того, что у них было под руками. Так у нас летом, можно просто построить шалашик из веток — вот и готово летнее жилище.
Ну а если поехать с юга на север или с востока на запад мира, то мы увидим самые разнообразные жилища:
Из истории мы помним, как выглядит жилище североамериканских индейцев , которое состоит из шестов, накрытых бизоньими шкурами с отверстием для очага. Оно теплое и легкое. Главное, что легко собирается и разбирается. И хорошо спасает от холода и жары.
Еще есть такое почти жилище, как чум, в них жили чуваши, калмыки и другие народы.
Интересно жилище эскимосов, которое называется иглу, сооруженное из снежных ледяных блоков. А вместо окон вставляют лед. Конечно, такое жилище на юге не построишь.
Далее на севере сохранились такие жилища, как яранги — тоже покрытые шкурами животных.
А вот, наоборот, народ баджао в Малайзии живет в лодках. Они не приемлят оседлый образ жизни. Нашей зимой студеной вряд ли они такое могли бы себе позволить. А у них тепло, поэтому в лодке жить вполне комфортно.
Кажун — традиционное жилище в Хорватии — представляет собой цилиндрическую постройку, в которой нет окон, а сделана с помощью сухой кладки.
На Украине и на Дону еще встречаются мазанки — дома из глины и самана. Они хороши тем, что строительный материал рядом, в них прохладно летом и тепло зимой.
В России очень популярны бревенчатые дома. Благодаря климату, в регионе хорошо растут деревья и строительный материал вот он, под рукой. Такие дома теплые летом и прохладные зимой.
В Китае иногда встречается тип застройки, когда фасады располагаются внутрь и называется он сыхэюань — так в Китае строили раньше дворцы, монастыри. Когда климат ветреный, то в таких частях страны внешние стены делали более высокими, чем внутренние, чтобы ветер не задувал в жилой двор и было комфортно в таких домах жить.
Интересно, что в Японии, люди стали делать дома из бумаги. Японцы делают стены, натягивают их на тонкие рамы из бамбуков. Такая бумажная стенка легко сдвигается, как дверца в купе . Стало жарко — отодвинули стенку в сторону. Замерзли — поставили стенку обратно. Такие дома хорошо переносят землетрясения, которые в Японии случаются часто.
Жители жарких стран часто поселяются в домах на высоких сваях. Стены домов при этом связывают из бамбука, а крыши покрывают пальмовыми листьями. В таких домах людям не страшны наводнения и звери, а также дожди. Им не надо утеплять дома, так как у них тепло. А вот в европе строят прочные кирпичные дома, каменные дома, теплые.
Хотя сейчас много стандартных панельных домов, которые строить дешевле, чем одиночные.
Люди с давних пор используют жилища, чтобы укрыться от неблагоприятного воздействия погодных условий. Природные условия и климат везде разные, но люди, строя жилища, научились приспосабливаться к проживанию в самых различных климатических условиях. Климат оказывает в первую очередь огромное влияние на выбор строительного материала, из которого строится жилище. Из строительного материала для постройки жилищ в разных частях мира используют дерево, глину, камень, шкуры животных и даже снег.
В настоящее время в связи с усиленными темпами урбанизации все больше и больше жилья возводится в ранее необитаемых местах земли. Вопрос влияния климата на строительство жилищ в районах нового промышленного освоения широко исследуется учеными. Для изучения этого вопроса исследуются традиционные жилища людей и связь климата с их конструкционными особенностями. Между типом климата и способом возведения жилищ существует неразрывная связь: чем суровее климат, тем более надежным и теплым, энергосберегающим должно быть жилье.
Климат в каждой местности разный и имеет свои особенности. Приэкваториальная часть Земли отличается тем, что там стоит жаркая погода с обильными дождями. В нашей стране (средние широты) происходит смена времен года, летом бывает жарко, а зимой холодно. Это происходит из-за того, что солнце и атмосферные осадки неравномерно распределяются на земле. Выделяют тринадцать климатических поясов земли.
Климатическая карта Земли
При строительстве жилища строительные материалы, форма, теплозащита должны соответствовать особенностям климата местности. Решающими требованиями к жилищу остаются – тепло, уют, сухость. Поэтому в холодных регионах всегда строятся дома с маленькими окнами и толстыми стенами. В сухих климатических условиях, возводятся дома с массивными стенами, которые позволяют регулировать суточные колебания температуры, а порой и погруженные в землю и подземные жилища. В теплых и влажных климатических условиях жилища имеют возможность сквозного проветривания и носят форму павильонного типа.
На выбор строительного материала тоже влияют погодные факторы климата той или иной местности. Так, древесина очень хорошо держит тепло, и в деревянных домах зимой очень тепло и комфортно. Легкие, тонкие строительные материалы очень хорошо подходят для высоких температур круглый год.
Традиционные жилища человека находятся в прямой зависимости от климата. Если климат мягкий без резких колебаний температур, то жилища легкие, простые. В суровом климате людям приходится сооружать прочные, теплые дома.
Источник: www.bolshoyvopros.ru