Для того чтобы определиться, какие расходы при УСН доходы минус расходы (перечень 2018 с расшифровкой в таблице ниже) можно учесть, следует обратиться к положениям ст. 346.16 НК РФ. В данной статье приведен непосредственно перечень расходов, а также сформулированы правила, по которым их нужно учитывать. Ниже вы можете ознакомиться как с перечнем этих расходов, так и с положениями ст. 346.16 НК РФ, а также других, связанных с ней статей.
Перечень расходов при УСН в 2018 году
Перечень расходов при УСН доходы минус расходы , приведенный в НК РФ является закрытым. Поэтому, учесть для целей налогообложения можно лишь те расходы, которые подпадают под указанные ниже виды расходов. Так, в разъяснениях Минфина в частности указывалось на то, что нельзя относить к расходам при УСН:
- Затраты на приобретения ЭЦП для участия в закупках;
- Затраты на спецоценку условия труда;
- Затраты на покупку питьевой воды для офиса;
- Затраты на оплату страхования арендуемых помещений.
Обратите внимание, что при учете расходов нужно соблюсти определенные правила:
как заполнить книгу доходов и расходов за 2021 год
Источник: russia-in-law.ru
Особенности принятия расходов в УСН: вывоз отходов производства и потребления
В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющий «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе уменьшить полученные доходы на расходы по вывозу ТБО. Если вы обслуживаете домовладение, то вопросов по учету расходов обычно не возникает. А вот с вывозом мусора и отходов производства не все так однозначно.
В статье рассматриваются нормы налогового законодательства и приводится комментарий заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможеннотарифной политики Минфина России Юрия Подпорина.
В данной статье мы рассмотрим порядок принятия в учете индивидуальными предпринимателями, применяющими «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», затрат, связанных с вывозом отходов производства и потребления.
Виды отходов
Отходы – это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Такое определение дано в п. 3.1 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами.
Термины и определения», введенном постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001).
Различают отходы производства и отходы потребления.
Отходы производства – это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве (п. 3.11 ГОСТа 30772-2001).
Отходы потребления – это остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа (п. 3.12 ГОСТа 30772-2001). Речь идет в основном о твердых, порошкообразных и пастообразных отходах (мусоре, стеклобое, ломе, макулатуре, пищевых отходах, тряпье и др.), образующихся в результате жизнедеятельности людей. Кстати, в последние годы к отходам потребления относят не только отходы от домовладений (их еще называют твердыми бытовыми отходами – ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов часто используется термин «муниципальные отходы».
В свою очередь отходы производства и потребления делят на используемые и неиспользуемые.
Используемые отходы – отходы, которые используют в качестве сырья (полуфабриката) или добавки к ним для выработки вторичной продукции или топлива (п. 3.13 ГОСТа 30772-2001). В состав указанных отходов входят возвратные отходы, которые потребляются повторно без дополнительной обработки как сырье при производстве той же продукции.
Неиспользуемые отходы – отходы, которые в настоящее время не могут быть использованы либо их использование экономически, экологически и социально нецелесообразно (п. 3.14 ГОСТа 30772-2001).
Все отходы в зависимости от общих признаков делят на следующие виды: бытовые, пищевые, биологические, безопасные/опасные, химические, токсичные и т.п.
Отходы производства и отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством (п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Обращение с отходами
Процессы обращения с отходами включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичную обработку (сортировку, дегидрацию, нейтрализацию, прессование, тарирование и др.), транспортировку, вторичную переработку (обезвреживание, модификацию, утилизацию, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание. На это указано в п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее – СанПиН 2.1.7.1322-03).
Временное хранение
Допускается временное складирование отходов производства и потребления, которые не могут быть утилизированы на предприятиях (п. 2.4 СанПиН 2.1.7.1322-03).
Хранение отходов на производственной территории предназначается для их селективного сбора либо для использования в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания, частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах (п. 3.3 СанПиН 2.1.7.1322-03).
При временном размещении отходов следует соблюдать требования, прописанные в СанПиН 2.1.7.1322-03. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходы хранят (п. 3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03):
- в производственных или вспомогательных помещениях;
- в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
- в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
- в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
- на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Транспортировка и утилизация
Транспортирование отходов – это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Данное определение содержится в абз. 17 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Транспортирование отходов, их сбор, накопление, использование, обезвреживание и размещение рассматриваются как деятельность по обращению с отходами (абз. 3 ст. 1 Закона № 89-ФЗ).
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяют на 5 классов опасности (ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ). Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786. При этом деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию (подп. 30 п. 1 ст.
12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03).
Несанкционированные свалки
В настоящее время повсеместно встречаются несанкционированные свалки. Данный факт – результат неправомерных действий лиц, осуществляющих деятельность по сбору и транспортировке отходов в место их утилизации. В связи с этим были разработаны Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (далее – Рекомендации). Указанные рекомендации размещены на официальном сайте Росприроднадзора ( http://rpn.gov.ru) в подразделе «Методические документы» раздела «Документы». Вопрос сбора и удаления твердых бытовых отходов также остается нерешенным, поскольку сбор отходов в сельских населенных пунктах практически не организован, вследствие чего вокруг них продолжают образовываться новые несанкционированные свалки.
Нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении ТБО, возможно квалифицировать по следующим составам правонарушений: ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.12, ч. 1 ст. 8.13, ст. 8.19, ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31, ст. 8.39 или ч. 1 ст.
8.42 КоАП РФ. На это указано в п. 3 Приложения к Рекомендациям. Материалы по факту выявленных нарушений могут быть переданы в Россельхознадзор, в органы государственного лесного надзора либо в прокуратуру. Если в процессе рейдовых мероприятий обнаружены факты хранения, захоронения или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с несоблюдением установленных правил и эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то это уже уголовно наказуемое преступление. Данный вывод следует из п. 5 Приложения к Рекомендациям.
Порядок принятия расходов к учету
В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе уменьшить полученные доходы на расходы по вывозу твердых бытовых отходов. Указанный подпункт, судя по определению ТБО, предусмотренному ГОСТом 30772-2001, касается только расходов на вывоз отходов потребления, возникающих от домовладений. Так что учесть расходы на транспортировку ТБО вправе лица, обслуживающие домовладения.
Здесь не лишним будет напомнить, что согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Если же говорить о вывозе мусора и отходов производства, то тут не все так однозначно.
Уже давно (еще до введения в 2008 году подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) чиновники утверждают, что расходы по оплате услуг организаций по вывозу мусора и услуг по уборке территории не могут быть учтены при налогообложении. Такой вывод содержится в следующих письмах Минфина России: от 09.04.2007 № 03-11-04/2/95, от 10.01.2006 № 03-11-04/2/1 и от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49.
По нашему мнению, здесь есть некоторая нелогичность. К примеру, в том же письме финансистов от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49 сказано, что согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы по оплате услуг городского центра дезинфекции относятся к расходам по техническому обслуживанию основных средств. Поэтому такие затраты на основании подп. 5 п. 1 и п. 2 ст.
346.16 НК РФ могут быть учтены в составе материальных расходов. Обычному человеку, далекому от разъяснений Минфина, понять, чем в налоговом учете при УСН различаются услуги дезинфекции от услуг транспортировки мусора, практически невозможно.
Тем не менее не все так безнадежно. Дело в том, что арбитры не раз подтверждали правомерность учета затрат на вывоз мусора и твердых бытовых отходов, объясняя это тем, что указанные расходы связаны с производственной деятельностью. Ведь обязательный сбор и вывоз отходов производства и потребления предусмотрены п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).
Суды установили, что затраты на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов были обоснованно включены в расходы по УСН. Ведь обязательный сбор и вывоз мусора и бытовых отходов предусмотрен Законом № 52-ФЗ. При этом согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями.
Данный вывод содержится в следующих постановлениях ФАС: Уральского округа от 02.06.2009 № Ф09-3456/09-С2, СевероКавказского округа от 10.11.2008 № Ф08-6700/2008, Поволжского округа от 17.10.2006 по делу № А65-2926/2006-СА2-9, ВосточноСибирского округа от 15.01.2007 № А19-14377/06-40-Ф02-7162/06-С1.
Кстати, кроме твердых отходов, могут образоваться еще жидкие производственные отходы. По нашему мнению, транспортировку жидких отходов также можно отнести к услугам производственного характера, которые отражают в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как материальные расходы.
Ведь обязанность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению производственных отходов всех видов предусмотрена в ст. 22 Закона № 52-ФЗ. Сразу скажем, что налоговикам данный вид расходов вряд ли понравится.
Исходя из абз. 3 ст. 1 Закона № 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Между тем, согласно подп. 5 п. 2 ст.
346.26 НК РФ, на ЕНВД переводится, в частности, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Поэтому если индивидуальный предприниматель оказывает услуги по вывозу ТБО в рамках отдельно заключенных договоров на оказание транспортных услуг и при этом никакой иной деятельности в сфере обращения с отходами не осуществляет, то указанная деятельность может быть переведена на ЕНВД. Данный вывод прозвучал в письмах Минфина РФ от 29.12.2011 № 03-11-06/2/187 и от 31.03.2011 № 03-11-11/78. В свою очередь если предпринимательская деятельность по транспортировке ТБО является составной частью деятельности в сфере обращения с отходами, то налогообложение производится в соответствии с УСН или ОСН (письма Минфина РФ от 12.08.2011 № 03-11-11/206 и от 17.09.2010 № 03-11-11/245).
Обращаем ваше внимание, что ранее чиновники утверждали: вывоз отходов в места утилизации относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к оказанию услуг по перевозке грузов. На это указано в письмах Минфина РФ от 16.06.2009 № 03-11-06/3/166, от 11.02.2009 № 03-11-11/19 и от 10.02.2009 № 03-11-09/43.
Также смотрите статью «ЕНВД: автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» на стр. 30 журнала № 8’ 2010
Источник: delo-press.ru
Что можно отнести к расходам на УСН «доходы минус расходы»
УСН — доходы минус расходы — позволяет учитывать не все расходы, а только входящие в закрытый перечень расходов при УСН. Какие затраты учтем в полном размере? Какие расходы отнесем к нормируемым и учтем частично? Тонкости признания расходов при УСН описаны в нашем материале.
Выбираем объект налогообложения на упрощенке
Упрощенной системе налогообложения посвящена гл. 26.2 НК РФ. Существуют две разновидности УСН с разными объектами налогообложения:
С 2021 года вступают изменения, касающиеся лимитов и ставок по УСН. Теперь хозяйствующие субъекты смогут превышать два показателя на установленный размер, при этом сохраняя право на применение спецрежима. Ценой данного послабления будут служить повышенные ставки.
В статье рассматривается объект налогообложения при УСН — доходы минус расходы — как для ИП, так и для организаций. Выбирать объект налогообложения разумно на основе расчета и прогнозирования будущих поступлений и затрат, а также имея в виду следующие факторы:
- При УСН — доходы минус расходы — в расходы можно включить далеко не все произведенные затраты, а только ограниченный список.
- При максимальной ставке налога 15% применение «доходно-расходной» УСН будет оправданно, если учитываемые расходы составляют 60% и более от полученных доходов.
- Выбирая, учитывать только доходы или доходы и расходы, ИП на УСН должны принимать во внимание, что при «доходном» варианте они могут уменьшить налог на 100 или 50% от суммы уплаченных страховых взносов в зависимости от наличия наемного персонала. Таким образом, критерий в 60%, указанный в предыдущем пункте, в данном случае не актуален.
Рассмотрим, как при УСН — доходы минус расходы — учитываются расходы и уменьшают доход.
Принимаемые расходы
В 2020 году были утверждены изменения в УСН, но списка принимаемых в 2021 году расходов на УСН они коснулись совсем немного.
Нововведения в затратный список обусловлены сложившейся ситуацией в связи с эпидемиологической остановкой в стране.
Обратимся к ст. 346.16 НК РФ, где приведен перечень расходов, которые можно учесть при УСН. Он закрытый, значит, расходы, не упомянутые в нем, для уменьшения дохода учтены быть не могут. Итак, в перечень входят:
- затраты, связанные с основными средствами и нематериальными активами;
- подготовка и освоение новых цехов, агрегатов и производств;
- материальные расходы;
- траты, связанные с работниками;
- суммы, взимаемые в связи с применением законодательства РФ;
- Рекламные расходы на товар или продукцию;
- суммы, потраченные на товар: его стоимость, затраты на хранение, обслуживание, транспортировку, расходы на его приобретение и реализацию;
- затраты на гарантийный ремонт и обслуживание;
- расходы на все виды обязательного страхования имущества и ответственности;
- подготовка и публикация необходимой документации;
- проценты, уплачиваемые за предоставление кредитов и займов;
- расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и по договорам поручения;
- оплата услуг, необходимых для ведения хозяйственной деятельности предприятия;
- расходы на независимую оценку квалификации, подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика на договорной основе.
Детализация некоторых расходов
Некоторые расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ, применяются также при исчислении налога на прибыль организаций, поэтому их детализация дана в гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Увеличим наш список принимаемых расходов, расширив некоторые формулировки, приведенные в ст. 346.16 НК РФ.
К расходам, требующим более полного раскрытия, относятся материальные расходы и расходы на оплату труда. Понятие материальных расходов описывается в ст. 254 НК РФ. Полный список выплат, связанных с оплатой труда, приведен в ст. 255 НК РФ. Список с уточняющими категориями расходов, взятыми из главы о налоге на прибыль организаций, но также принимаемыми при УСН «доходы минус расходы», приведен в таблице:
Перечень нормируемых расходов
Даже если расходы можно принять при исчислении упрощенного налога, это не всегда означает, что их принимают в полном объеме. Существуют так называемые нормируемые расходы. То есть те, что уменьшают доходы не на всю свою сумму, а только на некоторый процент.
Рассмотрим перечень расходов при УСН — доходы минус расходы, относящихся к нормируемым.
Разберем каждый случай подробнее:
- Расходы на рекламу.
Обратимся к нормам Налогового кодекса, посвященным налогу на прибыль, а именно к п. 4 ст. 264 НК РФ.
Ненормируемые расходы можно полностью принять к расходам. Все прочие виды рекламы, не представленные на схеме, необходимо отнести к нормируемым и уменьшать доход на сумму рекламных расходов, не превышающую 1% выручки от реализации. - Расходы на нотариуса.
Такие расходы принимаются в пределах тарифов, установленных ст. 333.24 НК РФ. - Расходы на добровольное страхование.
Критерии учета добровольного страхования в целях налогообложения прописаны в п. 16 ст. 255 НК РФ. Необходимые условия для принятия таких расходов к учету отражены в таблице:
Порядок признания расходов при УСН 15%
Важно знать не только, что можно отнести к расходам, но и как правильно это сделать. Порядок признания расходов при УСН 15% в 2020-2021 годах изменений не претерпел, так что рассмотренные нами расходы для возможности уменьшения доходов все так же должны обладать следующими свойствами:
- расход должен быть обоснованным, то есть совершенным с определенной целью, которая в дальнейшем прямо или косвенно приведет к получению прибыли;
- расход должен быть документально подтвержден, то есть у налогоплательщика должен быть полный комплект документов по расходной сделке от контрагента, предусмотренный законодательством РФ;
- расход может быть признан только после его фактической оплаты, то есть налоговый учет при УСН ведется кассовым методом.
Это обязательные для выполнения условия признания расходов на упрощенке — доходы минус расходы и для ИП, и для организаций.
Для определенных видов расходов предусмотрен особый порядок их признания. Остановимся на некоторых из них подробнее.
Основные средства и НМА
Расход можно учесть только по тем ОС, которые используются для предпринимательской деятельности.
Если у компании появились расходы на ОС или НМА в момент применения УСН:
- расходы на ОС (приобретение, сооружение, достройку, реконструкцию и так далее) принимаются с момента ввода ОС в эксплуатацию;
- расходы на НМА (приобретение, создание собственными силами) принимаются с момента постановки НМА на бухгалтерский учет;
- расходом на ОС и НМА является первоначальная стоимость этого имущества, определяемая таким же образом, что и для целей бухучета.
Если расходы на ОС или НМА компания понесла до перехода на УСН, то стоимость ОС или НМА включается в расход:
В налоговом периоде расход распределяется равномерно, то есть равными долями в каждом отчетном периоде.
Важно! В расходы можно принимать только фактически оплаченную сумму.
Стоимость ОС и НМА, оплаченных до перехода на УСН, при переходе на УСН определяется в зависимости от того, какая система налогообложения применялась до перехода:
Датой признания расходов на ОС и НМА является последнее число отчетного периода.
Данные правила актуальны для учета расходов на УСН — доходы минус расходы — и ИП, и организациями.
Если ОС или НМА будут реализованы раньше, чем пройдут 3 года с момента учета расходов на их приобретение, необходимо будет пересчитать налоговую базу за весь период пользования этими ОС или НМА и, как следствие, доплатить налог и пени в бюджет.
Товары и налоги
Также существует особый порядок признания расходов на приобретенный товар. Списывать его стоимость можно при соблюдении нескольких условий одновременно:
- товар принят к бухгалтерскому учету у налогоплательщика;
- товар оплачен поставщику;
- товар реализован покупателю.
Списывать стоимость товара можно любым способом:
- по ФИФО;
- средней себестоимости;
- стоимости единицы товара.
При этом дополнительные расходы, связанные с транспортировкой, хранением и реализацией товаров, учитываются в общем порядке, то есть после их фактической оплаты.
Суммы налогов, сборов и взносов учитываются в фактически уплаченном размере в момент уплаты. Если же налоги, сборы, взносы были оплачены третьим лицом, то расходы учитываются в момент погашения задолженности перед третьим лицом в сумме фактически оплаченной задолженности.
Упрощенная система налогообложения привлекательна простотой учета и отчетности, а также небольшими ставками налога. Основной минус упрощенной системы налогообложения «доходы минус расходы» — закрытый список произведенных расходов, на которые можно уменьшить полученный доход. В общем случае расходы можно признать после их фактической оплаты, но для определенных видов расходов, таких как расходы на товары, ОС и НМА, существует особый порядок признания.
Источник: nsovetnik.ru
Субподряд при усн — матрасходы — все о налогах
Упрощенная система налогообложения в строительстве: особенности в исчислении НДС
В настоящее время многие строительные организации (как подрядчики, так и субподрядчики) применяют специальный режим налогообложения в виде УСН.
При реализации подрядчиками строительных работ (включая проектные работы), выполненных с участием субподрядчиков, налоговую базу при исчислении НДС подрядчик определяет как стоимость работ, выполненных собственными силами (п. 17 ст. 98 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
Выполнение подрядчиком строительных работ (включая проектные работы) предусматривает выделение заказчику сумм НДС, исчисленных субподрядчиками, по работам, не включаемым у подрядчика в налоговую базу в соответствии с п. 17 ст. 98 НК, при указании субподрядчиком этих сумм налога подрядчику в первичных учетных документах (п. 7 ст. 105 НК).
Заказчику также следует выделять суммы НДС, исчисленные подрядчиком по предъявляемым заказчику работам, выполненным субподрядчиками и включаемым в налоговую базу у подрядчиков согласно ст. 92 НК.
Для того чтобы избежать отдельных ошибок при исчислении НДС при применении специального налогового режима, рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация 1
Белорусская организация (подрядчик) применяет УСН без уплаты НДС. Субподрядчик, выполняющий для этой организации проектные работы, является плательщиком НДС, в связи с чем он выделяет в актах выполненных работ сумму исчисленного налога.
Имеет ли право подрядчик выделить НДС (исчисленный субподрядчиком) при реализации работ заказчику и не будет ли он признаваться плательщиком НДС?
При выделении заказчику в актах выполненных работ отдельной строкой стоимости работ, выполненных субподрядчиком, с исчисленной суммой НДС белорусская организация (подрядчик) не будет признаваться плательщиком НДС (п. 7 ст. 105 НК).
Ситуация 2
Организация (подрядчик) – резидент РБ применяет УСН с уплатой НДС. Для выполнения проектных работ заключен договор с субподрядной организацией, которая является плательщиком НДС.
Имеет ли право подрядчик выделить НДС при реализации работ заказчику, включая НДС, выделенный в актах выполненных работ субподрядной организацией? Будет ли организация (подрядчик) признаваться плательщиком НДС со всей стоимости работ?
Организация (подрядчик) будет исчислять и уплачивать НДС со стоимости работ, выполненных собственными силами, при условии выделения заказчику в актах выполненных работ отдельной строкой стоимости работ, выполненных субподрядчиком, с исчисленной суммой НДС (п. 17 ст. 98 НК).
Ситуация 3
Белорусская организация (подрядчик) применяет УСН с уплатой НДС. Субподрядчик, выполняющий для этой организации проектные работы, является плательщиком НДС, в связи с чем выделяет в актах выполненных работ суммы исчисленного налога. Подрядчик выделяет НДС при реализации работ заказчику со всей стоимости работ.
Что будет являться у подрядчика объектом для исчисления НДС?
Вся стоимость работ, предъявленная заказчику, будет являться объектом исчисления НДС, но подрядчик имеет право принять к вычету сумму НДС, предъявленную субподрядчиком.
Справочно: не подлежат к вычету суммы НДС, предъявленные подрядчику при приобретении строительных работ (включая проектные работы), выполненных субподрядчиками, стоимость которых не включается в налоговую базу у подрядчика в соответствии с п. 17 ст. 98 НК (подп. 19.10 п. 19 ст. 107 НК).
Ситуация 4
Организация (подрядчик), применяющая УСН с уплатой НДС, заключила договор с субподрядной организацией на выполнение проектных работ. Субподрядная организация применяет УСН без уплаты НДС, в связи с чем не выделяет в актах выполненных работ суммы исчисленного налога. Подрядчик при реализации работ заказчику включает стоимость работ, выполненных субподрядчиком, в общий объем работ.
Что будет являться у подрядчика объектом для исчисления НДС?
Вся стоимость работ, предъявленная заказчику, будет являться у подрядчика объектом для исчисления НДС.
Ситуация 5
Белорусская организация (подрядчик) применяет УСН с уплатой НДС. Субподрядная организация, выполняющая для этой организации проектные работы, применяет УСН без уплаты НДС, в связи с чем в актах выполненных работ суммы исчисленного налога не выделяет.
Имеет ли право подрядчик отдельной строкой выделить при реализации работ заказчику стоимость работ, выполненных субподрядчиком, и будет ли он признаваться плательщиком НДС со всей стоимости выполненных работ?
При выделении подрядчиком в актах выполненных работ заказчику отдельной строкой стоимости работ, выполненных субподрядчиком, белорусская организация (подрядчик) не будет признаваться плательщиком НДС со всей стоимости выполненных работ. В этой ситуации у подрядчика НДС следует исчислять и уплачивать со стоимости работ, выполненных собственными силами (п. 17 ст. 98 НК).
Расходы при УСН 15%: порядок признания 2017
Актуально на: 11 сентября 2018 г.
О порядке учета расходов при УСН 6% (точнее об уменьшении налога на определенные суммы) мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале расскажем о том, что считается расходами при УСН 15%.
Расходы при УСН 15%: порядок признания 2017-2018
Доходы, уменьшенные на величину расходов, на УСН 15% — это объект налогообложения.
И если с доходами обычно вопросов не возникает (на УСН учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы), то с расходами все не так просто.
Ведь расходы на доходно-расходной упрощенке можно учесть не все, а лишь входящие в ограниченный перечень. Для расходов на УСН 15% их перечень приведен в ст. 346.16 НК РФ.
Что является расходом при УСН 15%? Приведем некоторые из них:
- расходы на приобретение ОС и НМА;
- расходы на ремонт ОС;
- расходы на аренду;
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда и обязательное страхование работников;
- суммы НДС по оплаченным товарам, работам и услугам;
- проценты по кредитам и займам;
- расходы на командировки;
- расходы на канцелярские товары;
- расходы на почтовые, телефонные и другие услуги связи;
- расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (без учета НДС по ним).
И доходы, и расходы в целях УСН признаются после их фактической оплаты или погашения задолженности иным способом. При этом если доходы учитываются по факту получения денежных средств или иного имущества, для признания расходов одного факта оплаты не всегда достаточно.
К примеру, для признания в расходах стоимости товаров такие товары должны быть не только оплачены, но и реализованы (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А признание в расходах затрат на приобретение ОС зависит от того, приобретены эти объекты до перехода на УСН или в период применения спецрежима (п. 3 ст.
346.16 НК РФ).
А, например, расходы на возмещение ущерба при УСН 15% не учитываются вовсе, поскольку такие затраты не поименованы в перечне расходов, указанных в ст. 346.16 НК РФ.
Порядок признания иных расходов на УСН «доходы минус расходы» (15 процентов) установлен ст. 346.17 НК РФ.
При этом необходимо учитывать, что расходы на УСН обычно принимаются в порядке, предусмотренном для расчета налога на прибыль (п. 3 ст. 346.5 НК РФ). К примеру, это относится к расходам на оплату труда (идет отсылка к ст. 255 НК РФ). А какие ограничения действуют для признания в расходах начисленных процентов, указано в ст.
269 НК РФ.
Усн 15: доходы минус расходы (минимальный налог)
Конечно, если на УСН 15% нет доходов, а есть расходы, налог платить не придется. Если нет ни расходов, ни доходов – тем более.
А вот если доходы у упрощенца есть, но сформировался убыток, поскольку расходы превышают доходы, налог надо будет заплатить. Речь идет о минимальном налоге.
Платится минимальный налог в размере 1% от доходов упрощенца в том случае, когда рассчитанный в обычном порядке упрощенный налог меньше минимального (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
Подробнее о минимальном налоге, уплачиваемом упрощенцем с доходов, уменьшенных на величину расходов (УСН 15%), мы рассказывали в нашем отдельном материале.
Пример расчета УСН 15% «доходы минус расходы», а также образец заполнения налоговой декларации года мы также рассматривали в нашей консультации.
Также читайте:
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен
Как условия договора подряда влияют на единый налог, Комментарий, разъяснение, статья от 20 ноября 2006 года
Упрощенка, N 11, 2006 год
В.В.Данилин, юрисконсульт ООО «Сервисная компания Борец»
Предприятия, выполняющие работы на условиях договоров подряда и применяющие УСН, всегда должны помнить о том, что «упрощенка» применительно к подряду имеет свою специфику, которая может негативно сказаться на налогообложении доходов исполнителя и характере налоговых обязательств заказчика. Чтобы избежать проблемных ситуаций, задумываться о налоговых последствиях следует еще на стадии разработки договоров с контрагентами.
Самым важным является цена договора и факторы, влияющие на нее. К примеру, включаются ли в стоимость работ затраты на приобретение материалов? И вообще кому и за чей счет выгоднее приобретать материалы?
Рассмотрим возможные варианты и возникающие налоговые последствия.
Итак, представим, что договор подряда между исполнителем, применяющим упрощенную систему налогообложения, и заказчиком, использующим общую систему, заключен.
Условия договора таковы:
— стоимость работ по договору является окончательной и изменению не подлежит;
— в нее включаются все расходы подрядчика по выполнению работ, в том числе расходы на приобретение материалов.
Иначе говоря, работы производятся иждивением подрядчика
Включите в смету иные расходы
Порядок ценообразования и возможность менять стоимость работ также должны быть определены условиями договора. Здесь у договора подряда есть свои нюансы. Пунктом 4 статьи 709 ГК РФ предусмотрено, что цена работ (смета) может быть твердой или приблизительной.
Если в договоре не сказано, что цена является приблизительной, то по умолчанию она является твердой, то есть не может быть изменена без согласия сторон.
Сочетание двух условий — выполнение работ иждивением исполнителя и четко определенная цена договора — ставит исполнителя в невыгодное положение, так как в этом случае ему нужно быть крайне внимательным при составлении сметы и в определении цены работ. Если подрядчик не учтет какие-либо затраты в смете, то понесет их за собственный счет.
Следовательно, если из условий договора вытекает, что подрядчик самостоятельно приобретает материалы для выполнения работ, то целесообразно устанавливать приблизительную стоимость работ. При этом нужно четко прописать, какие именно затраты исполнителя влияют на увеличение договорной цены.
Также советуем добавить фразу, благодаря которой можно будет учесть те затраты, которые подрядчик в смете не предусмотрел: «а также иные расходы, возникающие у подрядчика в связи с выполнением работ».
Еще раз отметим: если этого положения в договоре не будет, расходы, не предусмотренные в смете, исполнитель понесет за свой счет
Прежде чем перейти к описанию особенностей налогообложения по данной сделке для исполнителя, вспомним о положениях Гражданского кодекса.
Так, в пункте 1 статьи 704 ГК РФ сказано: если в договоре подряда не оговорено, за чей счет приобретаются материалы для выполнения работ, то по умолчанию считается — за счет подрядчика. Это очень важный момент. Потому как если в смету, согласованную сторонами и формирующую цену работ подрядчика, не включены затраты на материалы, возникнут проблемы.
Например, заказчик может отказаться компенсировать подрядчику расходы на закупку материалов со ссылкой на пункт 1 статьи 704 ГК РФ (тем более если цена работ в соответствии с условиями договора изменению не подлежит).
Теперь обратимся к налогообложению доходов подрядчика, применяющего УСН. Конечно, принципиальное значение имеет объект налогообложения, выбранный исполнителем работ: доходы или доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В первом случае все довольно просто: денежные средства, перечисляемые заказчиком, расцениваются как доход исполнителя и облагаются по ставке 6%, а затраты по выполнению работ на расчет налоговой базы по единому налогу при упрощенной системе налогообложения не влияют. Датой получения дохода признается день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу подрядчика (п.
1 ст.346.17 НК РФ).
Здесь нужно учесть следующее. Выполнение работы иждивением подрядчика означает, что он вынужден включить в стоимость своих работ не только планируемую прибыль, но и расходы на их выполнение, в том числе затраты на закупку материалов. Из этой суммы и складывается договорная цена, то есть размер денежных перечислений со стороны заказчика.
Соответственно вся стоимость работ (цена договора), а не только маржа исполнителя будет облагаться единым налогом при УСН.
Под маржой здесь и далее понимается валовый доход исполнителя, то есть разница между стоимостью работ (ценой договора) и себестоимостью потраченных материалов
По иному обстоят дела у налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 и пункту 2 статьи 346.
16 НК РФ, а также подпункту 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по единому налогу на сумму произведенных материальных расходов. Порядок признания подобных затрат прописан в подпункте 1 пункта 2 статьи 346.17 и пункте 5 статьи 254 НК РФ.
Он таков: приобретенные в собственность материалы списываются в расходы по мере их использования в процессе работ и при наличии оплаты. Материалы, не списанные в производство или не оплаченные подрядчиком, нельзя учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при УСН.
Пример 1
ООО «Смальта», применяющее УСН (с объектом налогообложения доходы за вычетом расходов), — исполнитель по договору строительного подряда. Цена работ по договору была установлена в твердой сумме и составляла 8 млн. руб. (без НДС). Эта сумма покрывала расходы подрядчика на закупку материалов.
Для строительства общество приобрело кирпичи за 4 720 000 руб. (в том числе НДС 720 000 руб.) и листовое железо за 2 360 000 руб. (в том числе НДС 360 000 руб.). К моменту сдачи работ кирпичи оплачены полностью, а железо — только в сумме 1 180 000 руб.
В процессе выполнения работ подрядчик использовал кирпичи на общую сумму 3 млн. руб.
(без учета НДС) и весь объем листового железа. После того как работы были выполнены и приняты, заказчик, как и обещал, перечислил подрядчику 8 млн. руб.
Определим, чему равен единый налог, который уплатит ООО «Смальта» с данной сделки.
Вначале рассчитаем налогооблагаемые доходы. Это стоимость работ по договору, оплаченная заказчиком, — 8 млн. руб.
Теперь о расходах. К ним отнесем часть стоимости материалов и часть «входного» НДС. Поясним.
Во-первых, расходами признаются только оплаченные затраты (
Упрощенная система налогообложения и твердая договорная цена
Доброго времени суток! Наше предприятие работает по УСН, принимает участие в аукционах, тендерах на строительные и ремонтно-строительные работы. При этом часто стоимость работ для выставления на торги рассчитывается заказчиком составлением сметы с НДС.
Выиграв аукцион, мы заключаем контракт с твердой договорной ценой, не подлежащей изменению. К контракту приложением идет сметный расчет — вот тут и начинается проблема.
При пересчете сметы с УСН стоимость работ падает, причем значительно (понижающие коэффициенты при УСН на накладные расходы и сметную прибыль, исключается НДС — возмещается только на материалы).
Отступать от сметного расчета, выставленного на аукцион, мы тоже не имеем права, ни в объемах работ, ни в ценах. Складывается тупиковая ситуация — ничего менять нельзя, но изменить нужно.
Как поступать в этом случае, подскажите, пожалуйста! Что в таком случае делать -применять в протоколе договорной цены дополнительный расчетный коэффициент, который бы приводил сметный расчет к твердой договорной цене? Или изменять смету в части цен? Или изменять в сторону умешьнения контрактную стоимость? Есть ли какие-нибудь нормативные документы, с помощью которых можно решить эту проблему?
На тендер нужно идти со сметой, составленной с учетом УСН в части накладных расходов и сметной прибылии с приложением расчета на компенсацию НДС , тогда и проблемы не будет! А у нас как правило цену на тендере «от фонаря » директор назначает, а сметчику потом мучаться, подгонять. В таком случае выход один-снижать цену контракта, иначе потом при проверке КРУ все равно снимет!
На основании чего цена должна быть снижена, если мы выиграли аукцион по выполнению работ за конкретную стоимость, что прописывается в протоколе аукциона? Кому надо идти? Подрядчику? Уже указывала, что Так что смета, рассчитанная мной по УСН, никакого «веса» не имеет в данном случае. Может быть есть нормативные документы, которые позволят мне ввести коэффциент, приводящий смету, пересчитанную по УСН, к сумме контракта?
В данном случае один выход. После выполнения работ, подписаваете КС на фактическую стоимость работ с учетом УСН ( т.е. меньше чем в договоре или контракте) и составляете доп. соглашение на изменение стоимости цены с учетом УСН. Другого выхода нет. Вы должны были это привидеть.
Кажется на этом же сайте нашла вот такое письмо
Доброго дня всем! Прошу помочь в следующей ситуации: наша организация работает по УСН., играем в электронных аукционах по монтажным работам (в ТСН) и техническому обслуживанию оборудования. На аукционы выставляются сметы с НДС (и только). Мы выиграли электронный аукцион на эти 2 вида работ (с НДС).
Сумма смет неизменна, менять объемы работ мы не имеем права. Работы выполнены.
А теперь вопрос: как правильно составить упрощенцу акт выполненных работ (КС2), по сумме равный результатам аукциона? В процессе монтажа выявились дополнительные работы, которые мы реально выполнили, и отразили в КС2, чем и «догнали» сумму до аукционной.
Заказчик не хочет подписывать КС2, утверждая, что мы должны сдать КС2, соответствующий смете аукционной. А если даже у нас не выявились бы доп. работы? И как изменить смету на обслуживание? Как же быть с НДС в конце данной сметы? Или мы, априори, не в «выигрыше»?
Спасибо.
ГуляГуля, Вот что говорит в подобной ситуации ФЦЦС : Вопрос: При размещении заказов на выполнение строительных и ремонтно-строительных работ для государственных и муниципальных нужд в документации об аукционе (информационная карта аукциона, проекты контрактов) указывается следующее: «В случае если Генеральный подрядчик работает по упрощенной схеме налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается (за исключением компенсации НДС на материалы и арендованные механизмы), при этом накладные расходы определяются в процентном отношении от ФОТ по видам работ с применением понижающего коэффициента 0,7. Сметная прибыль определяется в процентном отношении от ФОТ по видам работ с применением понижающего коэффициента 0,9.» В результате данного положения победитель аукциона, применяющий упрощенную систему налогообложения, заключает государственный (муниципальный) контракт по цене, указанной им на аукционе, а оплата фактически выполненных работ производится по инвесторской сметной документации с учетом положений документации об аукционе.
В итоге фактическая цена контракта оказывается гораздо ниже цены, предложенной победителем аукциона, что, по нашему мнению, противоречит Федеральному Закону № 94-ФЗ, где уменьшение цены предусмотрено только для физических лиц (пункт 3. статьи 38). Также, по нашему мнению, данное положение Документации об аукционе отменяет льготы, предоставленные малым предприятиям в части налогообложения, так как уменьшают налоговую базу.
Просим Вас разъяснить, правы ли Государственные (муниципальные) заказчики, и как следует правильно заключать договора на выполнение строительных и строительно-ремонтных работ для государственных и муниципальных нужд по результатам аукционов (котировок) предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Ответ: Действующим законодательством не предусмотрено изменение стоимости государственного или муниципального контракта, определенной по результатам аукциона, в зависимости от режима налогообложения победителя.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) применение упрощенной системы налогообложения (УСНО) организациями предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, уплатой единою налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В связи с этим, организации, применяющие УСНО, осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм НДС.
Проект государственного контракта, являющийся составной частью конкурсной документации, подлежит доработке по результатам конкурса. В приведенной в обращении ситуации следует учесть режим налогообложения победителя аукциона, то есть указать в контракте, включая спецификацию, стоимостные показатели (расценки) без выделения НДС. Расчеты за выполненные работы рекомендуем производить по спецификации. Спасибо Вам! Будем разбираться!
Наша организация — Заказчики. Если торги выигрывают организации с упрощенкой, Составляется стоимостная ведомость на выигранную сумму. Двусторонне утверждается, далее КС закрываем по утвержденной стоимостной ведомости. Замечаний со стороны проверяющих органов не было.
Про спецификацию это сильно сказано… кому нужны эти сметы, если есть СПЕЦИФИКАЦИЯ
Письмо №20943 Минрегиона. Боюсь, что Заказчик будет требовать какую-нибудь писульку, расчитанную на Москву…
Перечень расходов по УСН на 2018 год
При применении системы налогообложения УСН-15% (Доходы — Расходы) необходимо помнить, что перечень расходов ограничен и строго прописан в статье 346.16 Налогового кодекса РФ, ко всему прочему расходы можно принять только после их оплаты! Если вы не нашли в списке тот расход, который вы искали, значит на него нельзя уменьшить ваш доход.
Согласно пункту 1 ст. 346.16 НК РФ выделяет следующие расходы при УСН «доходы минус расходы»:
1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Следует помнить, что с 01 января 2016 года основным средством является объект с первоначальной стоимостью от 100 000 руб.;
2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;
2.1) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
2.2) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
2.3) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы;
6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов;
9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика;
10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
13) расходы на командировки, в частности на:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие;
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи, и сборы;
14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
16) расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
17) расходы на канцелярские товары;
18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет;
23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;
24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;
28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;
29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
31) судебные расходы и арбитражные сборы;
32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
32.1) вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
33) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;
34) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;
35) расходы по вывозу твердых бытовых отходов.
Также читайте на сайте:
Ведение бухгалтерского учета
Выбор системы налогообложения
Порядок и сроки отчетности и уплаты налогов
Открытие расчетного счета
-
Все услуги компании БУХпрофиНаши цены
Компенсация НДС при УСН в смете
Упрощенцы не обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость. Если они не уплачивают данный налог, они не имеют права включать его в смету на свою деятельность. В связи с этим у упрощенцев возникает вопрос, как правильно произвести компенсацию НДС при УСН в смете. Статья поможет на него ответить.
Некоторые организации решают проблему примитивным способом: просто убирают из сметы строчку с НДС, то есть просто не начисляют данный налог. Но этот способ решения неправильный.
Если сделка, совершаемая между сторонами на договорных условиях, является довольно мелкой, исключение НДС из сметы еще возможно, но делать так неправильно. Если сделка крупная, исключать стоку НДС нельзя ни в коем случае, это действие может плохо сказаться в будущем.
Почему нельзя исключить НДС из сметы
Упрощенка является особым случаем практики налогообложения. Большинство организаций, особенно крупные и бюджетные, осуществляют свою деятельность на общей системе налогообложения.
Естественно, что услуги, получаемые организацией-упрощенцем от других организаций, должны облагаться НДС. Выплачивать налог упрощенцу все равно придется (несмотря на то, что они освобождены от его уплаты), относя его к расходам.
Получается, что сумма налога для упрощенца входит в общую стоимость продукции.
Также нельзя просто исключить НДС из сметы потому, что у клиента появится разница в сумме налога, и у него будет «висеть» неопределенная сумма. Специально для таких случаев есть строка «компенсация НДС при УСН».
Она нужна для того, чтобы избежать «повисших» сумм налога, которые компания-упрощенец не может компенсировать, а его партнер-общережимник не может вычесть.
В этой строке прописывают сумму налога по всей сделке. Любая смета предусматривает лимитированные затраты, и НДС входит в эти расходы.
Расчет суммы компенсации НДС при УСН
Сумму компенсации можно рассчитать двумя способами:
Коэффициент 0,1712 – это удельный вес ресурсов в накладных расходах. Для районов Крайнего Севера этот коэффициент составляет 0,182.
Коэффициент 0,1932 – это удельный вес ресурсов в накладных расходах, и удельный вес всех расходов, подлежащих налогообложению НДС.
Результаты расчета по этим формулам вносятся в смету в том месте, где в другом случае был бы указан НДС.
Коэффициенты к сметной прибыли и накладным расходам
Сметчики довольно часто задаются вопросом о том, какие понижающие индексы они должны применить по отношению к сметной прибыли и накладным расходам.
Сметчики, как правило, работают на постоянной основе в одной и той же компании, которая занимается определенной деятельностью. Если сметчику нужно сделать смету на другой вид деятельности, он может составить ее по привычному шаблону. Данный шаблон может отклоняться от норм и требований ценообразования в требуемой деятельности.
Организации, находящиеся на упрощенке, при формировании сметных документов должны использовать специальные понижающие индексы к расходам и сметной прибыли.
Выбор коэффициентов к сметной прибыли (СП) и к накладным расходам (НК) находится в прямой зависимости от способа индексирования стоимости в текущие цены.
Существует два способа индексации:
Индексация к СМР в основном используется тогда, когда необходимо выполнить инвестиционные расчеты. Реже данный метод применяется для расчетов между заказчиком и исполнителем. Данный способ расчета представляет собой использование одного и того же индекса к цене СМР (к прямым расходам в смете).
Индексация по статьям расходов используется, если необходимо произвести расчеты за работы между заказчиком и исполнителем.
Данный метод представляет собой использование разнообразных индексов на зарплату водителей, эксплуатацию машин, материалы.
Практически во всех случаях индексы на эксплуатацию техники на зарплату водителей являются одинаковыми. Это значит, что на фонд оплаты труда индекс является общим.
Если организация находится на упрощенке, она должна использовать все те же коэффициенты, что и организации-общережимники, однако в дополнение к общим индексам она должна использовать еще и специальные:
- По отношению к накладным расходам – 0,94;
- По отношению к сметной прибыли – 0,9.
Порядок применения УСН в строительстве
В последнее время все чаще небольшие строительные организации обращаются к упрощенной системе налогообложения.
ТАТЬЯНА ИВЧЕНКО, налоговый консультант, генеральный директор ООО «Аудит-Эксперт»
Рассмотрим применение «упрощенки» у заказчиков-застройщиков и генподрядчиков с подрядчиками а также варианты налогообложения в зависимости от выбранной базы налогообложения — «доходы» или «доходы минус расходы».
Общие вопросы применения УСН строителями
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете от 21.11.
96 №129-ФЗ, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, но должны вести учет основных средств и нематериальных активов согласно требованиям законодательства РФ о бухгалтерском учете.
При этом строительные организации обязаны вести бухгалтерский учет, если они совмещают УСН с ЕНВД или собираются выплачивать своим учредителям дивиденды.
Исходя из требования п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Согласно подп. 3 п. 2 ст.
170 НК РФ суммы НДС, предъявленные субподрядчиками, организация не имеет права принять к вычету и включает в стоимость работ, выполненных субподрядчиками, что может отражаться в бухгалтерском учете записью Дт20 и Кт19.
Понятно, что подрядчик не обязан начислять НДС со стоимости выполненных работ.
Также подрядчику не придется выставлять своим заказчикам счета-фактуры, так как в соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ обязанность составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена только на плательщиков НДС.
Но, в соответствии с нормой подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, в случае, если организация, перешедшая на УСН, выпишет заказчику счет-фактуру и выделит в нем НДС, то ей придется представить декларацию по НДС за этот налоговый период.
Тогда, по данной декларации она должна уплатить в бюджет налог, выделенный в счете-фактуре. Эту позицию поддержал и ВАС РФ. НДС по материальным ресурсам, которые использованы при выполнении строительных работ, организация не сможет предъявить к вычету из бюджета, так как не является плательщиком налога.
Одновременно, как разъяснил Минфин РФ в своем Письме от 14.04.08 №03-11-02/46, ст. 249 и 251 НК РФ не предусмотрено уменьшение доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав на сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную в порядке, установленном подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.
В связи с этим при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики, выставляющие покупателя м товаров (работ, услуг) и имущественных прав счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, доходы от реализации должны учитывать с учетом сумм налога на добавленную стоимость, полученного от покупателей.
Налоговые проблемы у генподрядчика
Обычно генподрядчик берет на себя ответственность за своевременное и качественное выполнение всего комплекса строительных работ, порученных подрядчикам, их координацию (например, подготовку и оборудование стройплощадки, снабжение необходимым оборудованием, подсоединение к инженерным коммуникациям, контроль над технологическим процессом строительства и соблюдением техники безопасности на стройплощадке и многими другими процессами). Эти так называемые генуслуги являются возмездными, их должны оплатить субподрядчики.
Цена генуслуг может формироваться любым способом, но обычно она определяется в процентах от сметной стоимости. Таким образом, доходы у генподрядчика в основном поступают из двух источников: от субподрядчиков и от заказчика. Обычно стоимость генуслуг удерживают из вознаграждения субподрядчика и признают доход в день, когда подписывают акт о взаимозачете.
Часто у генподрядчиков на «упрощенке» возникает следующий вопрос (особенно при объекте налогообложения «доходы»): целиком ди включать в доходы денежные средства, полученные от заказчика, — ведь большая часть отдается субподрядчикам? В этой ситуации ответ однозначный — необходимо учесть весь доход. Этот вид договора ГК РФ не приравнивает к посредническому договору, при котором большая часть денежных средств является собственностью принципала (комитента, доверителя), а генподрядчик — не агент (комиссионер, поверенный). Эти же выводы содержатся в Письме Минфина РФ от 13.01.05 №03-03-02-04/1-5, с ними согласны и налоговые органы.
В ситуации, когда субподрядчик перешел на УСН, а подрядчик применяет общую систему налогообложения, необходимо обратить внимание на то, что в этом случае, принимая работы от субподрядчика, генподрядчик не может предъявить к вычету НДС из бюджета по данным работам, так как субподрядчик не должен выставлять ему счет-фактуру.
Генподрядчику необходимо начислить НДС на всю стоимость работ, выполненных для заказчика по договору. В случае, если подрядчик нанимает для выполнения каких-то работ субподрядчика, то во взаимоотношения заказчика с генподрядчиком субподрядчик, как правило, не вступает (п. 3 ст. 706 ГК РФ).
По договору подряда именно подрядчик несет полную ответственность за выполненные работы перед заказчиком, и неважно, что часть строительных работ была выполнена силами сторонних организаций, заказчик может об этом даже не знать, т. к. в соответствии с ст.
703 и 706 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.
Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, если подрядчик использует общую систему налогообложения, а субподрядчик применяет УСН, то налогообложение и оформление счетов-фактур будет производиться следующим образом.
Закончив определенный этап работ по договору, субподрядчик сдает их подрядчику. При этом субподрядчик не выставляет подрядчику счет-фактуру, т. к. не является плательщиком НДС. Подрядчик включает в состав расходов стоимость работ, выполненных субподрядчиком, которые учитываются у него на счете 20 «Основное производство».
Выполнив все работы по договору, подрядчик сдает их заказчику. При этом он выписывает заказчику счет-фактуру на всю сумму по выполненному договору, регистрирует его в книге продаж и отражает соответствующую сумму НДС в налоговой декларации для уплаты ее в бюджет.
Заказчик отражает стоимость выполненных работ на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Получив от подрядчика счет-фактуру и акт сдачи-приемки выполненных работ, заказчик примет сумму НДС к вычету (конечно, если он является плательщиком НДС).
Налоговая база, облагаемая по ставке 15%
Согласно п. 2 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ).
При этом, в соответствии с подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254, подп.
1 п. 2 ст. 346.
17 НК РФ, расходы на оплату работ, выполненных субподрядными организациями, признаются налогоплательщиком, применяющим УСН, на дату погашения задолженности перед субподрядчиками в составе материальных расходов. В том же порядке, на основании подп. 8 п. 1 ст. 346.
16 НК РФ, признаются в составе расходов и суммы НДС, предъявленные субподрядными организациями. Для «упрощенцев» есть еще одно условие: затраты должны быть указаны в ст. 346.16 НК РФ.
Генподрядчик вправе относить к материальным расходам и, следовательно, уменьшать базу по единому налогу на стоимость услуг субподрядных организаций (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Естественно, это важно лишь при объекте налогообложения «доходы минус расходы».
Атак как в доходы включается все полученное от заказчика, генподрядчику, который большую часть работ передает субподрядчикам, другой объект налогообложения, как правило, невыгоден.
В обычные затраты субподрядчика входит оплата генуслуг, и субподрядчику придется принимать решение включать или не включать их в налоговые расходы.
В связи с обязанностью генподрядчика контролировать ход строительства и отвечать за техническое обслуживание можно утверждать, что эти суммы вполне соответствуют материальным затратам на услуги сторонних организаций производственного характера, указанным в подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Но вопрос этот не прописан однозначно в главе 26.2 и может вызвать споры с налоговыми органами при проверке. Таких спорных вопросов при применении ставки 15% в строительстве немало.
Компенсация НДС при использовании УСН
Для того чтобы рассчитать сумму компенсации НДС при использовании упрощённой системы налогообложения необходимо в окне с параметрами сметы перейти на закладку Лимит.
затраты и там добавить статью затрат в главу с названием Налоги и обязательные платежи.
В том случае, если статья затрат добавляется вручную, пользователь должен сам указать нужное наименование статьи затрат, а в колонке Значение ввести следующую формулу:
(МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,18
где 0,1712 (17,12%) – удельный вес затрат на материалы в постатейной структуре накладных расходов согласно МДС 81-33.2004 (для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, требуется применять в формуле значение 0,182 согласно МДС 81-34.2004); 0,15 (15%) – удельный вес затрат на материалы в постатейной структуре сметной прибыли; 0,18 (18%) – ставка НДС.
Если нет необходимости в том, чтобы в документе отображалась такая громоздкая формула, достаточно включить внизу окна опцию Скрывать формулу в итогах.
Напомним, что значения идентификаторов МАТ, ЭМ, ЗПМ, НР и СП возвращаются в зависимости от того, какой способ расчёта задан в данный момент для локальной сметы – базисно-индексный или ресурсный.
При этом следует иметь в виду, что если в смете задан базисно-индексный расчёт ив параметрах сметы на закладке Индексы в группе Индивидуальные индексы для позиций сметы выбран способ применения индексов Применять индексы к СМР(либо установлен переключатель Не использовать индексы), то значения указанных идентификаторов рассчитываются в базисных ценах.
Предложенная формула реализует методику расчёта, описанную в письме Госстроя России № НЗ-6292/10 от 6 октября 2003 года. Данный документ есть в базе данных информационно-справочной системы «ГРАНД-СтройИнфо» в разделе Руководящие документы – Акты Минрегионразвития – Письма.
Обратите внимание! В примере расчёта, который приводится в данном документе, использованы некоторые устаревшие нормативы – например, там фигурирует ставка НДС в размере 20%. Но в предложенной выше формуле все нормативные показатели соответствуют современному состоянию.
Об отмене Письма Госстроя России № НЗ-6292/10 от 6 октября 2003 года и расчете затрат на уплату НДС
Смета при упрощенной системе налогообложения (УСН), Сметный, коэффициент аукционного снижения до или после ндс
Большое количество предприятий, в том числе в строительной отрасли, работают по упрощенной системе налогообложения (УСН). Прелесть работы по УСН в том, что предприятие или индивидуальный предприниматель может заменить несколько налогов одним.
Это делается, как следует из названия, для упрощения бухгалтерского и налогового учета малых предприятий.
При этом, в отличие от общей системы налогообложения (ОСНО ), предприятие или предприниматель, работающий по УСН относит НДС на приобретаемые им товары и услуги в графу «Расходы».
Сама УСН существует в двух вариантах, в которых величина налога определяется, соответственно как:
Проблема с НДС в смете
В числе налогов, которые не платятся по «упрощенке» находится и НДС. А если предприятие или предприниматель, работающие по «упрощенке» не являются плательщиками НДС, значит они не могут включать его в смету на свои работы. В таком случае, у участников строительного рынка могут возникнуть проблемы в правильности взаиморасчетов.
Некоторые решают их примитивным путем — убирают строку с НДС из сметы, т.е. просто не начисляют его. Такой путь не является правильным.
Если не крупная, сравнительно, сделка совершается между юридическими лицами на договорных условиях, устраивающих обе стороны, то простое исключение из сметы НДС допустимо, что не делает его правильным. При крупных сделках такой шаг может сослужить плохую службу, т.к. является ошибкой .
Краткое резюме:
При составлении смет организацией или предпринимателем, работающим по УСН, исключать НДС из сметы НЕЛЬЗЯ!
Почему нельзя исключать НДС из сметы?
Почему нельзя просто исключить НДС из сметы? В чем причина? Дело в том, что при своей распространенности, УСН является частным случаем практики налогообложения.
Самые крупные предприятия, бюджетные организации и поставщики основных ресурсов, работают по общей системе налогообложения (ОСНО ), многие предприятия торговли и сервиса также.
Разумно предполагать, что если существует юридическое лицо или предприниматель, использующий УСН, то услуги, которые он сам получает от других организаций, так или иначе, облагаются НДС. И выплачивать его по счетам все равно придется, относя к расходам. Выходит, что сумма НДС для такого предпринимателя включается в общую стоимость товара или услуги.
Приведем грубый пример: стоимость одного кирпича в торговой компании составляет 10 руб. ставка НДС составляет 18%, сумма НДС, соответственно 1,8 руб.
-
Для покупателя, работающего по ОСНО кирпич будет стоить 10 руб. НДС 1,8 руб. Итого с НДС 11,8 руб.
-
Для покупателя, работающего по УСН кирпич будет стоить 11,8 руб.. НДС не выделяется и не может подлежать возврату
Но в сметах НДС начисляется в итоге (в лимитированных затратах), а в позициях сметы стоимость материалов (МАТ) и эксплуатации машин (ЭМ) указывается без НДС. Значит подрядчик купит кирпич за 11,8 руб, в смету добавит кирпич за 10 руб. Не начислив НДС в итоге, он теряет 1,8 руб.
Но начислять НДС в итоге сметы ему нельзя, т.к. он не является его плательщиком.
В таком случае подрядчику необходимо компенсировать затраты на уплаченный им НДС. В лимитированных затратах в итоге сметы «НДС» заменяется на «Компенсация НДС при УСН» .
Компенсация НДС при УСН. Что написать вместо НДС
При использовании подрядчиком УСН в смете, вместо «НДС» прописывается «Компенсация НДС при УСН» .
Как определяется сумма для компенсации НДС при УСН?
На первый взгляд кроме материалов (МАТ ), чистой эксплуатации машин (ЭМ без заработной платы машинистов ЗПМ ) и оборудования (ОБ ) вам может ничего не придти на ум.
Но существует доля затрат на МАТ в составе накладных расходов (НР ) и сметной прибыли (СП ).
Эти доли определены и составляют для накладных расходов 17,12% и для сметной прибыли 15% .
Соответственно можно вывести корректную формулу для расчета затрат на компенсацию НДС при УСН:
(МАТ + (ЭМ-ЗПМ) + НР х 0,1712 + СП х 0,15 + ОБ) х 0,18
Результат расчета по данной формуле выводится в лимитированных затратах в итогах сметы в том месте, где в другом случае вы указывали бы НДС.
Если вы используете Гранд-Смету
Следует отметить, что приведенные выше обозначения статей затрат (МАТ, ЭМ, ЗПМ, НР, СП, ОБ ) являются стандартными встроенными переменными в программе Гранд-Смета. что позволит вам очень удобно воспользоваться данной формулой как она есть.
Просто откройте раздел Параметры сметы, перейдите в раздел лимитированных затрат. В разделе в новых сметах обычно по умолчанию стоит НДС 18%.
Взамен «НДС» в графе наименование введите «Затраты на компенсацию НДС при УСН» без кавычек, а в графе значение, вместо «18%» введите формулу: (МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,18
как есть. Отличие от варианта выше в том, что здесь нет пробелов и знаком умножения является не «х», а «*», именно так Гранд-Смета должна ее правильно прочитать.
Коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли при УСН
Предприятия и предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения, при разработке сметной документации должны применять дополнительные понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли.
С коэффициентами к накладным расходам и сметной прибыли, в том числе для предприятий, работающих по УСН вы можете ознакомиться на странице коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли .
Вас может заинтересовать:
Ребята, помогайте. Наверно у многих такие проблемы, на которые до сей поры нет внятного ответа. Организация на УСН. Расчет цены Государственного контракта с НДС 18%. Стоимость контракта твердая.
По формуле возмещения НДС выходит примерно 10% от стоимости контракта, в зависимости от видов работ.
Что делать с остальными деньгами, которые остаются неосвоенными? Снизить стоимость контракта Госзаказчик не имеет право без согласия подрядчика. Естественно подрядчику не интересно терять эту остаточную сумму.
Понятно, что подрядчик имеет 100% право забрать эту сумму себе, так как стоимость контракта твердая и Госзаказчик обязан ее оплатить, НО НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО. ПОМОГИТЕ.
Просто вводите повышающий коэффициент. Оснований каких-то специальных для этого нет, кроме цены контракта, предложенной вами, как подрядчиком и принятой вашим заказчиком.
Эту цену вы и должны показать в смете не изменяя ее состава. Поэтому, есть один способ — ввести повышающий коэффициент в итоге.
Источник: nalogmak.ru