Как происходило строительство пирамиды в египте

Кадр из х/ф

Кадр из х/ф «Астерикс и Обеликс. Миссия Клеопатра»

Тема Древнего Египта привлекала и продолжает привлекать внимание, как ученых различных научных направлений, так и просто любителей древностей, мифов, легенд и загадок. Безусловно, первой и очевидной ассоциацией с Египтом являются египетские пирамиды. В интернете и в лженаучных изданиях, к сожалению, до сих пор встречаются мнения о том, что их строили инопланетяне, что раньше существовали какие-то забытые могущественные цивилизации, что ученые всё врут и скрывают и никаких свидетельств о том, как и кто строили пирамиды, у них нет.

Вид на пирамиды в Гизе. Слева направо: пирамиды Микерина, Хефрена и Хеопса. Три небольшие пирамиды на переднем плане — это пирамиды-спутницы пирамиды Микерина.

Нам Врали 5000 Лет — Как Были Построены Египетские Пирамиды на Самом Деле

Вид на пирамиды в Гизе. Слева направо: пирамиды Микерина, Хефрена и Хеопса. Три небольшие пирамиды на переднем плане — это пирамиды-спутницы пирамиды Микерина.

Конечно, с момента строительства египетских пирамид прошло уже более 4500 тысяч лет и до наших дней дошло не так много источников. Но, несмотря на это, сегодня ученые располагают надписями в рудниках и каменоломнях, где упоминаются имена и титулы тех людей, которые добывали необходимые для строительства пирамид материалы, известны и имена чиновников, которые были ответственные за строительство пирамиды в Гизе, строительные отметки (названии строительных бригад, даты и т.д), есть также изображения того, как перетаскивались пирамидионы (камни пирамидальной формы, обычно устанавливавшиеся на вершине египетской пирамиды), как транспортировали большие гранитные колонны для храмов, известны также, где располагались поселения и бараки, где проживали рабочие (рядом с тремя пирамидами в Гизе археологи нашли поселок для строителей — с 60-х годов XX века там ведутся раскопки), где располагались их некрополи (к слову, большинство усопших с огромным количеством травм и повреждений, о чем свидетельствуют антропологические исследования).

Пирамида Джосера.

Пирамида Джосера.

Прежде, чем переходить к раскрытию главного вопроса – технологии построения пирамид, уделим внимание экономическому вопросу. Ведь один из мифов – это то, что у египтян не было ни средств, ни материалов, ни ресурсов, чтобы соорудить подобное архитектурное сооружение. Не вызывает сомнений, что строительство первых пирамид требовало создания и поддержания функционирования сложной и обширной инфраструктуры, куда входили отдалённые рудники и каменоломни, торговые пути, якорные стоянки, всевозможные мастерские, пастбища для скота и т.д. Собранные в результате налогообложения ресурсы.

Теория строительства пирамиды Хеопса

И безусловно впечатляет, сколько людей принимало участие в строительстве пирамид. Так, некоторые исследователи выдвигали оценки трудоёмкости постройки пирамиды Хеопса. Например, К. Менделссон посчитал необходимую работу не более 50 тыс. человек, когда Л. Борчардт и Л. Крон оценили в 36 тыс., М. Вернер — в 30 тыс. человек.

Однако тезис о том, что строительство пирамид требовало колоссальных ресурсов – это, конечно, чисто умозрительная конструкция. Да, в XIX веке многие египтологи считали, что крупные государственные строительные проекты подрывали экономику Древнего царства и в итоге привели к кризису и гибели первого централизованного государства. Но в работах современных историков и экономистов, которые опираются на анализ собственно египетских источников, Вы не найдёте от этого и следа.

Абидосские иероглифы (храм Осириса, город Абидос). Рисунки «вертолёта», «подводной лодки» и «планера» в древней пещере взбудоражили общественность в 1997 году, а сторонники палеоконтакта получили «неопровержимые» доказательства посещения Земли развитой цивилизацией в древности. Однако научный анализ иероглифов показал, что это частично разрушенные имена и титулы фараона, завершившего строительство храма.

Абидосские иероглифы (храм Осириса, город Абидос). Рисунки «вертолёта», «подводной лодки» и «планера» в древней пещере взбудоражили общественность в 1997 году, а сторонники палеоконтакта получили «неопровержимые» доказательства посещения Земли развитой цивилизацией в древности. Однако научный анализ иероглифов показал, что это частично разрушенные имена и титулы фараона, завершившего строительство храма.

Важно обратить внимание на то, что техника строительства египетских пирамид изменялась от пирамиды к пирамиде, от эпохи к эпохе. Существует множество гипотез относительно этого процесса, причем наука располагает определённой информацией о местоположении некоторых карьеров, о некоторых из инструментов, использовавшихся при разработке камня, о транспортировке камня к стройке, о выравнивании фундамента и последующих уровней возводимых сооружений. Большая часть гипотез исходит из того, что известняковые блоки вырубались в карьерах с помощью зубил или кирок, изготавливаемых из меди и бронзы. В Гизе экспедиция Марка Ленера показала, что каменоломни располагались не дальше 300 метров от стройки.

Читайте также:  Образец информационной таблички для строительства объекта

Интерпретация сведений Геродота о строительстве Великой пирамиды. Иллюстрация из книги Э.-И. Гогута

Интерпретация сведений Геродота о строительстве Великой пирамиды. Иллюстрация из книги Э.-И. Гогута «Происхождение законов, искусств и наук» (1820)

Далее добытый материал доставляли к месту строительства. Основная масса камней, из которых были сложены пирамиды, не превышала 1,5—2,5 тонны, что делало их пригодными для транспортировки. В 2013 году при раскопках на объекте Вали-Эль-Джарф на побережье Красного моря группа французских и египетских исследователей обнаружила архив папирусов, относящийся ко времени конца царствования Хеопса. Большинство документов представляли собой счета на доставлявшуюся работникам провизию и журналы регистрации их деятельности.

Два документа являлись посуточным описанием действий, выполнявшихся бригадой (филой) из 40 рабочих под руководством человека по имени Мерер, вероятно, автора этих документов, в течение 3—5 месяцев. В текстах раскрывалась одна из техник перевозки известняковых блоков из каменоломни Тура к пирамиде Хеопса, находящейся ниже по Нилу в 12 км от Туры. Команда использовала парусную деревянную лодку и перемещала на них несколько десятков блоков за один рейс через систему каналов от Нила почти до самой пирамиды; оценочно одна команда перевозила около 1000 блоков за сезон (в течение ежегодного разлива Нила), делая один полный рейс с погрузкой, разгрузкой и ночёвками в среднем за 5 дней

Прорисовка фрески Джехутихотепа II с изображением метода передвижения колосса

Прорисовка фрески Джехутихотепа II с изображением метода передвижения колосса

Известна также фреска времён XII династии в некрополе Дейр-эль-Берше, на которой изображены 172 человека, тянущих на санях-волокушах алебастровую статую номарха XV нома Джехутихотепа II. Песок по пути следования работник поливает водой, отчего скольжение облегчается. Экспериментальным путём нидерландские физики из Амстердамского университета подтвердили данную теорию в 2014 году. Египтяне также знали способ перекатывания по двум параллельным желобам, заполненным шарами, по мощёным кирпичом дорогам. Подобный способ использовался в России для перемещения Гром-камня массой 1500 т. Остатки выложенных кирпичом дорог найдены возле каменоломен и некоторых пирамид. Однако широкого применения такой способ транспортировки, по-видимому, не имел

Перемещение блока с помощью специальной дороги (3D-моделирование)

Перемещение блока с помощью специальной дороги (3D-моделирование)

У «отца истории» Герадота есть также описание еще одного метода. Речь идет о перемещение блока с помощью специальной дороги. Если сделать дорогу из помостов — секций четверти круга, то по ней даже один работник легко сможет катить блок квадратного сечения, имеющего тот же периметр, что и круг; центр тяжести блока в такой конструкции всё время остаётся на одном уровне, при этом сила трения незначительна: теоретически, достаточно только толкнуть блок, он будет катиться сам, тем более с горы, где находились каменоломни. Таким образом можно было перемещать и поднимать блоки гигантских размеров; например, для перемещения обелиска достаточно поставить в ряд несколько помостов — расширить дорогу.

Подъём можно было осуществлять с помощью верёвочной петли (нескольких петель) непосредственно по склону пирамиды или очень крутому пандусу — блок самоцентрировался под действием собственной силы тяжести, а петля снижала усилие в два раза. При этом работникам не был необходимости подниматься самим — достаточно было тянуть веревку, не сходя с места.

Еще в 90-е годы археолог Марк Ленер и инженер Роджер Хопкинс экспериментальным путём определили, что двухтонные блоки можно перемещать наверх, используя деревянные полозья, скользящие по настилу (тоже из дерева). Для транспортировки такого блока потребуется 12-20 человек. Совмещая разные нехитрые приспособления, древние рабочие поднимали блоки всё выше и выше. Тут нужно учесть, что верхние элементы конструкции пирамиды меньше и легче нижних: кстати, возможно, именно поэтому усыпальницы и строили в виде пирамид.

Еще в 90-е годы археолог Марк Ленер и инженер Роджер Хопкинс экспериментальным путём определили, что двухтонные блоки можно перемещать наверх, используя деревянные полозья, скользящие по настилу (тоже из дерева). Для транспортировки такого блока потребуется 12-20 человек. Совмещая разные нехитрые приспособления, древние рабочие поднимали блоки всё выше и выше. Тут нужно учесть, что верхние элементы конструкции пирамиды меньше и легче нижних: кстати, возможно, именно поэтому усыпальницы и строили в виде пирамид.

Читайте также:  Доп соглашение о переносе сроков строительства

Завершающий этап строительства заключался в установлении пирамидиона. В настоящее время наиболее реальной моделью, предложенной египтологами, является возведение лесов в виде «шалаша», внутри которых сам пирамидион подвешивался на канате. Закручиванием каната можно было немного приподнять камень и подставив под него подставку, ослабить канат и поднять леса чуть выше. Не исключено, что пирамидион, таким образом, находился на строительной площадке (слоях) пирамиды бо́льшую часть времени ее возведения, вплоть до самого конца строительства, поднимаясь все выше и выше.

Следует учитывать, что в разные эпохи технология строительства пирамид существенно менялась: первые пирамиды II династии строились кладкой из кирпича-сырца подобно Мастабам; наибольший расцвет в эпоху III династии пришёлся на кладку т. н. «Великих» пирамид всплошную из известняка с применением гранита; в эпоху упадка пирамидостроительства стройка велась засыпным способом, когда из камня делались только погребальная камера и послойно внешние стены пирамиды, а внутреннее пространство засыпалось песком и обломками камней.

Карьеры Туры. Фото из книги Р.Лепсиуса

Карьеры Туры. Фото из книги Р.Лепсиуса «Мемфис: в тени пирамид» (1930)

Конечно, добыча и обработка таких материалов, как камень, металл и дерево, транспортировка, а также сам процесс строительства, были связаны с затратой большой физической силы и требовали от людей выносливости и большого терпения. Но народная мысль «Сила есть – ума не надо» к древним египтянам не относилась. Ключ к пониманию многих проблем древнеегипетской техники, в том числе и строительной, лежит в определенных приемах, которыми пользовались древние мастера по камню, металлу и дереву. И несмотря на то, что не всегда есть возможность восстановить все те способы работы, которые были в ходу у древних мастеров, поскольку последующие поколения, совершенствуя свою технику, переставали пользоваться ими и постепенно утратили многие приемы, можно не сомневаться в том, что этих приемов у них было немало.

Источник: evshishka.livejournal.com

Как строились египетские пирамиды

Ученые долгое время работают над тем, чтобы раскрыть секреты строительства египетских пирамид. Этот вопрос интересует историков, археологов и архитекторов. За последнее десятилетие были сделаны некоторые важные открытия, проливающие свет на способы строительства пирамид.

Загадки пирамид

Эти невероятные сооружения появились в Древнем Египте примерно в 25-м веке до нашей эры. Спустя четыре с половиной тысячелетия они сохранились в своей первоначальной форме.

Строительство пирамид происходило до изобретения колеса и блока, предназначенного для подъема тяжелых камней. В те времена люди еще не пользовались железными инструментами, поэтому процесс обтачивания глыб и придания им практически идеальной формы был очень сложным и трудоемким. Каждое сооружение ориентируется на определенную сторону света.

Первоначальная высота крупнейшей египетской пирамиды Хеопса составляла 146 метров. По своему размеру это современное здание из 50 этажей. Строили ее примерно два десятилетия и завершили работы приблизительно в 2540 году до нашей эры. Создателем этого величественного сооружения называют архитектора Хемиона, дядей которого был фараон Хеопс.

Основание пирамиды обладает размером в 230 метров, а в высоту она сейчас достигает почти 139 метров. Каменные блоки имеют средний вес 2,5 т.

Ученые долго не могли выяснить, в каких местах происходила добыча строительного материала, как осуществлялась перевозка тяжелых глыб по пустынной местности и чем поднимались гигантские «кирпичи». Были выдвинуты многочисленные гипотезы, вплоть до того, что пирамиды — дело рук внеземной цивилизации. Однако дать ответы на некоторые важные вопросы ученые смогли лишь недавно.

Сведения Геродота

Историк Геродот побывал в Египте примерно в середине 5-го века до нашей эры. Греческие поселенцы и египетские жрецы рассказали ему о технологии строительства пирамид. По их словам, все египтяне работали на Хеопса. Одна группа занималась перетаскиванием огромных каменных глыб к берегу Нила. Аравийские горы превратились в каменоломни.

Читайте также:  Договор инвестирования строительства для чего

Перевозку строительного материала по реке осуществляли корабли. Другие люди тащили глыбы далее. Конечным пунктом их прибытия стали Ливийские горы. В этих работах были постоянно заняты 100 тыс. египтян, которых меняли раз в квартал.

Целое десятилетие измученный народ занимался строительством дороги для перетаскивания каменных глыб. Пирамиду Хеопса строили в два раза дольше. В качестве стройматериала использовали тесаные камни. Длина каждого из них составляла минимум 9 метров.

Перетаскивание глыб происходило следующим образом:

Лестничные уступы пирамиды (ступени, площадки) строили первыми.

Завершив закладку самых нижних камней, оставшиеся перетягивали до первой ступени. Для этого использовали помосты, основу которых составляли короткие балки.

Со второго помоста камни перетягивали до следующей ступени.

Подъемные приспособления были установлены по рядам, хотя есть версия, что одно такое устройство переносили между ступенями.

Геродот записал процесс создания пирамиды Хеопса через двадцать веков после того, как она была построена. Современные ученые хотели добиться получения наглядных доказательств, что в итоге и произошло в начале 21-го века.

Удивительные открытия

В Египет отправляли экспедиции для выяснения маршрута перевозки стройматериалов. Исследователи определили, что добыча гранита, из которого делали внутренние камеры пирамиды, осуществлялась на территории Асуана, расположенного почти в 860 километрах на юг от Гизы.

Доставка известняковых плит осуществлялась из населенного пункта Тур, расстояние от которого до места строительства пирамиды Хеопса составляет двенадцать километров.

Ученым хотелось разобраться в способе транспортировки стройматериала. В 2014 году голландские физики провели эксперимент, чтобы выяснить, как египтяне использовали сани, чтобы перевозить камни.

В захоронении периода Двенадцатой династии (XX—XVIII вв. до н. э.), обнаруженном на территории Дейр-эль-Берши, находится фреска, запечатлевшая такую транспортировку. На ней нарисованы 170 человек, перетягивающие сани со статуей номарха Джехутихотепа. Перед транспортным средством изображен разливающий воду по песку египтянин.

Голландские ученые создали похожие сани и намочили песок, чтобы сравнить способы транспортировки по влажному и сухому песку. В первом случае этот процесс существенно облегчался. Скольжение саней по мокрой дороге осуществлялось быстрее.

А египтологу Марку Лехнеру удалось обнаружить древний порт рядом с пирамидами Гизы. Он доказал, что в то время по этой территории проходило несколько притоков реки Нил, по которым осуществлялась перевозка массивных камней на лодках.

В древнем папирусе, найденном недавно французским археологом Пьером Талле, говорится о транспортировке строительных материалов для возведения пирамид Гизы. Текст составлен неким Мерером, который руководил бригадой из сорока человек.

В папирусе описано, как открывалась дамба для отведения воды из реки Нил, которая далее текла по искусственным каналам в сторону пирамид. Добыча известняка осуществлялась в Туре, а потом гигантские блоки привозили на кораблях в Гизу.

На территории Хатнуба есть карьер, в котором археологами была обнаружена древняя рамповая система для поднятия гигантских блоков. Ее возраст – 45 веков.

На наклонной поверхности оборудованы две боковые лестницы, а в земле обнаружены многочисленные отверстия. По мнению археологов, рабочие волокли блоки вверх, используя веревки, перекинутые через столбы из дерева.

У пирамиды Хеопса далеко не идеальная геометрическая форма. Когда ее начали строить, было допущено несколько ошибок, поэтому форма основания не квадратная. Восточная сторона по своей длине на четырнадцать сантиметров короче западной.

Для облицовки пирамид использовали белый известняк, поэтому вначале они имели белоснежный цвет. До сих пор ученые не могут понять назначение загадочных пустот. Так что некоторые загадки древних пирамид еще предстоит разгадать.

Источник: www.votpusk.ru

Рейтинг
Загрузка ...