Как провести аудит в строительстве

Содержание

Этапы аудита на любых предприятиях имеют много общего, так как любая аудиторская организация в своей деятельности должна придерживаться утвержденных стандартов. Однако, этапы аудита, а особенно этапы аудита затрат, для каждой организации индивидуальны и зависят от отраслевой принадлежности и специфики деятельности организации.

Рассматриваемое в работе предприятие носит название ООО «Строительная организация», является юридическим лицом (обществом с ограниченной ответственностью) и не имеет в собственности обособленного имущества, учитываемого на самостоятельном балансе. Основным видом деятельности Общества является производство строительно-монтажных работ.

Аудиторскую проверку затрат в условиях данного строительного предприятия можно условно разделить на 4 этапа:

1 этап — подготовительный. На этом этапе производится изучение потребностей клиента, подготавливается информация о нем, составляются документы, определяющие цели и задачи аудиторской фирмы, а также перечень оказываемых аудиторских услуг. Завершается этап заключением договора.

Как самостоятельно провести аудит работы склада и повысить его эффективность

На данном этапе производится изучение организационных и технологических особенностей «Строительной организации», а именно анализ учредительных документов, планов и сметной документации, визуальный осмотр строительных объектов.

Изучается учетная политика организаций, занимающихся капиталь­ным строительством, регла­ментирующая порядок организации бухгалтерского учета, систему внутреннего контроля. На подготовительном этапе аудитор начинает сбор общих сведений о про­веряемой организации: ее месте на региональном рынке строительст­ва, организационной структуре, хозяйственных связях организации.

Подготовительный этап частично затрагивает стадию предварительного планирования аудита. Для получения информации об организации для обеспечения дальнейшего планирования можно использовать следующую систему тестирования строительной организации:

Тесты проверки состояния финансово-хозяйственной деятельности строительной организации

Варианты ответа

Каким образом можно охарактеризовать степень выполнения фирмой договорных обязательств перед заказчиками и инвесторами?

1. Работы выполняются в срок в соответствии с договорными обязательствами.

2. Выполнение работ связано с определенными трудностями.

3. Работы выполняются с на­рушением договорных обяза­тельств.

Какова обеспеченность про-

грамм работ утвержденной

Каким образом можно охарактеризовать степень выполнения договорных обязательств субподрядными организациями?

1. Работы выполняются в срок в соответствии с договорными обязательствами.

2. Выполнение работ связано с определенными трудностями.

3. Работы не могут быть вы­полнены по каким-либо при­чинам.

В какой степени используются

Какова система технического

контроля качества выполнения

1. Высокий уровень контроля.

2. Средний уровень контроля.

3. Низкий уровень контроля.

Порядок и методы проведения аудиторских проверок

На основе информации анкетных листов теста (табл. 1) аудитору следует изучить особенности финансово-хозяйственной дея­тельности строительной организации по следующим направлениям: степень выполнения договорных обязательств; уровень использования имеющихся производственных мощностей; состояние строи­тельного задела; уровень ритмичности производства; качество вы­полняемых строительных работ.

Количественный критерий вариантов ответов: 5—7 — низкий уровень аудиторского риска; 7—10 — средний уровень аудиторского риска; 10—15 — высокий уровень аудиторского риска.

Для ответов на вопросы тестов используются следующие источники информации: утвержденная проектно-сметная документация; заключенные договоры подряда и субподряда; паспорт организа­ции; журналы производства работ на объектах строительства (ф. КС-6); нормы продолжительности и задела в строительстве; акты приемки-сдачи выполненных работ (ф. КС-2); акты инвентаризации незавершенного строительного производства (ф. КС-7); справка об остатках незавершенного строительного производства (ф. 3); акты и дефектные ведомости по некачественно выполненным работам, бухгалтерская отчетность.

2 этап — планирование аудита. В соответствии со стандартами аудита необходимо определить уровни существенности, аудиторские риски, а также рассчитать величину выборки. Кроме того, формируется общий план и сводная программа аудита.

Согласно федеральному правилу (стандарту) № 3 планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудита осуществляется поэтапно:

1) предварительное планирование;

2) сбор общих сведений об экономическом субъекте;

3) оценка существенности и аудиторского риска;

4) разработка общего плана и программы аудита.

В результате планирования аудита рассматриваемого участка учета должны быть составлены:

— общий план аудита затрат с определением объемов, графика и срока проверки того или иного объекта;

— аудиторская программа аудита затрат «Строительной организации» с установленными объемами, видами и алгоритмом проведения аудиторских процедур.

Сложность данного этапа заключается в том, что необходимо учитывать отраслевую принадлежность и особенности функционирования данной организации.

3 этап — проведение аудита. Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится классификация выбранных разделов аудита. Для каждого из разделов аудита составлена программа работ, представляющая собой перечень всех необходимых аудиторских процедур.

Аудит затрат в «Строительной организации» решено проводить в разрезе следующих направлений:

— проверка использования материальных ресурсов в строительстве;

— проверка операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;

— проверка расходов на оплату труда;

— проверка накладных расходов;

— проверка расчетов с субподрядчиками;

— проверка классификации, группировки и распределения затрат;

— проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ.

На данном этапе особое внимание уделяется контролю применяемых методов учета затрат, документальной обоснованности, законности и экономической целесообразности отдельных видов затрат, арифметическому контролю расчетов по формированию себестоимости и проверке взаимно корреспондирующих счетов.

4 этап — заключительный этап. Это этап включает формирование пакета рабочих документов, составление аудиторского заключения. Совместно с рабочей документацией его представляют руководителю проверки. Типичными ошибками (в обобщенном виде), выявляемыми в ходе аудита затрат, являются:

— несвоевременное включение в себестоимость отдельных видов затрат;

— несоответствие применяемого метода учета затрат методу, указанному в учетной политике организации;

— неправильная оценка остатков незавершенного производства строительных работ;

— необоснованное (без документального оформления) включение расходов в состав себестоимости.

Источник: studfile.net

Строительный аудит, проведение строительного аудита

Необходимость строительного аудита возникает во многих случаях. Его осуществляют фирмы, оказывающие услуги независимой экспертизы, которые проверяют качество выполненных работ, реальные объёмы строительства и стоимость. Но в услуги строительного аудита могут входить и другие задачи, например может быть проведена оценка инвестиционного вида здания по стадиям его строительства.

Этапы проверки

  • Первым этапом идёт анализ всех документов, которые предоставляет застройщик. Выясняется то, на каком основании начато строительство, есть ли все разрешительные документы и проектная документация.
  • Следующий этап включает в себя определение стоимости работ и материалов строящегося объекта. Может быть проведена экспертиза всех смет, корректно ли определили все цены, не завышена ли стоимость. Проверяющие смотрят на объём тех работ, которые уже были сделаны и сравнивают их с тем планом, который изначально предполагался.
  • Третьим этапом возможна проверка правильности проведения строительных и монтажных работ на соответствие нормам и техническим стандартам, определению технического состояния конструкций. Поскольку наблюдается очень много случаев некачественного использования материалов, вкупе со значительным их сметным перерасходом.

Что происходит дальше с полученной информацией

Строительный аудит проводят часто в случаях, когда решается судьба строительного объекта, имеет ли смысл продолжение строительства с учётом уже вложенных затрат и планируемых в дальнейшем инвестиций. Если продаётся незавершенное строительство, то покупателю обязательно надо иметь представление о реальной картине того, что происходило с этим объектом ранее.

Когда формируется последующий бюджет для продолжения строительства, то аудит помогает в осуществлении таких расчётов. Проверка очень помогает последующему анализу недостатков или положительных моментов, которые влияют на сроки и эффективность строительства.

Фирмы, которые осуществляют строительный аудит, могут вести своих клиентов на всех этапах — от проектирования объекта, проверки работ по сметам, до надзора при конечной сдаче объекта.

Для клиента предоставляются различные документы в виде отчётов. Это сметы, экспертизы, технические отчеты и анализ различных данных. Возможно проведение ревизий на всех этапах строительства, с составлением соответствующих отчётов.

Если проводится только обследование качества выполненных работ, клиенту выдаётся экспертное заключение с полным анализом всей осуществленной проверки и выводами, которые позволяют оценить реальное состояние объекта и его дальнейшие перспективы.

Источник: sklerometr.ru

Как провести аудит в строительстве

Приступая к аудиторской проверке учета затрат строительно-монтажной организации, следует осуществить аудит учредительных документов организации, проверить наличие всех необходимых для функционирования предприятия документов. При этом следует проверить:

— на основании, какого документа организация осуществляет свою деятельность;

— наличие и формы учредительных документов;

— внесена ли организация в единый государственный реестр юридических лиц;

— проверить постановку организации на налоговый учет;

— прописано ли в основных видах деятельности строительно-монтажные работы.

На начальном этапе осуществления аудиторской проверки контролю и изучению подлежит учетная политика предприятия, в которой отражен порядок документирования хозяйственных операций и порядок хранения документации. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформляются оправдательными документами, служащими первичными учетными документами для ведения бухгалтерского учета. Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету для оформления (документирования) каждой хозяйственной операции, если они составлены по типовым формам. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет генеральный директор организации, ответственность за обеспечение сохранности таких документов в период работы и передачу их в архив несет главный бухгалтер предприятия. На основании данного положения аудиторами проверяется наличие и оформление первичных документов, касающиеся учета затрат на выполнение СМР.

При проведении аудита затрат на производство строительно-монтажных работ используют следующие методы и приемы получения аудиторских доказательств:

— Инспектирование (проверка записей, документов). Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения операции;

— Пересчет. Заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов. Как правило, пересчет осуществляется выборочно. При проведении аудиторской выборки аудитор обязан следовать установленным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка» требованиям.

— Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций [5, с. 205].

1. Как было отмечено выше в структуре себестоимости работ строительно-монтажных организаций значительный удельный вес составляют материальные затраты.

В этой связи при аудите строительно-монтажных организаций особое внимание должно быть уделено вопросам использования материальных ресурсов. Аудит использования материальных ресурсов рекомендуется начинать с установления мест хранения материально-производственных запасов и определения круга материально ответственных лиц.

Подрядные строительно-монтажные организации учитывают основные строительные материалы, конструкции и детали согласно Плану счетов бухгалтерского учета на счете 10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы». Необходимо обратить внимание на то, что субсчет 8 «Строительные материалы» счета 10 используют предприятия-застройщики.

Читайте также:  Какие документы необходимы для строительства ограждения

При аудите проверяется полнота и своевременность оприходования строительных материалов и других материальных ценностей, а также правильность отнесения их на соответствующие счета бухгалтерского учета. Учетной политикой должен быть предусмотрен способ учета материальных затрат с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования. В процессе аудита следует проверить, соответствует ли состав фактических расходов по заготовлению и доставке материалов нормативному перечню, установленного ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Кроме того, следует также проверить, не относились ли расходы по заготовлению и приобретению материальных ценностей непосредственно по дебету счетов учета издержек производства (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы, 26 «Общехозяйственные расходы»), минуя счета учета МПЗ.

Также при аудите материальных расходов проверяется правильность определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, в зависимости от принятого организацией метода оценки.

В частности, при учете материалов по учетным ценам проверяется правильность составления расчета отклонений в стоимости материалов, списываемых на производство СМР.

Необходимо проверить наличие документов и правильность их заполнения, являющихся основанием для списания строительных материалов на производство, а именно наличие производственных норм расхода основных строительных материалов, разрабатываемые непосредственно строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем; локальных и объектных смет на строящиеся объекты, в которых предусмотрен сметный расход материалов по конструктивным элементам и видам работ; журнала учета выполненных работ по форме № КС-6а по каждому объекту строительства; материальных отчетов (форма № М-19) по материально ответственному лицу, формы № М-29 — ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам.

Следует проверить, не допускается ли расхождения между данными материального отчета и документами на списание материалов (формой № М-29 и актами на разовое списание материалов).

В случае экономии строительных материалов списание их на производство осуществляется по фактическому расходу. Перерасход материалов, подтвержденный соответствующими расчетами (при изменении технологии производства, замене материалов и т.д.), принимаются к списанию по разрешению руководителя строительной организации.

Необоснованный перерасход материалов на себестоимость СМР не относится, а подлежит возмещению за счет виновных лиц.

При аудите следует проверить, проводилась ли организацией годовая инвентаризация МПЗ, правильность оформления сличительных ведомостей в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также своевременность отражения ее результатов в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, и в годовом бухгалтерском отчете [38].

2. Расходы на оплату труда рабочих включают повременную оплату по тарифным ставкам и окладам, премиальные доплаты, оплату по сдельным расценкам в зависимости от количества выполненных работ, различные доплаты и надбавки (например, за работу в особых условиях отдаленности, с особыми климатическими условиями, во вредных или опасных условиях; при совмещении профессий и выполнении обязанностей отсутствующих работников, за сверхурочное время, за вахтовый метод работы, за работу в праздничные дни и в ночное время и др.).

При аудите проверяется полнота оформления табелей использования рабочего времени (формы № Т-12 и Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1). Табели составляются по строительным участкам или отдельным объектам.

При сдельной оплате труда подрядная организация оформляет первичные документы, подтверждающие выполненные объемы работ отдельным рабочим или бригадой. При аудите проверяется соответствие оплаченных рабочим объемам работ их количеству, включенному в акты о приемке работ форма № КС-2. При наличии премиальных доплат рабочим аудиторы устанавливают, имеется ли в организации положение о премировании, которое должно содержать показатели и условия выплат премий.

При аудите также проверяется порядок выплаты организацией различных доплат и надбавок к заработной плате, соответствие этого порядка положениям Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Размеры надбавки не должны быть ниже установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами.

В частности, подрядные организации, применяющие вахтовый метод строительства объектов, выплачивают работникам за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно вахтовую надбавку взамен суточных в размере и порядке, устанавливаемых самим работодателем. Такая норма применяется с 1 января 2005 г. согласно ст.302 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, надбавка за вахтовый метод работы с 1 января 2005 г. выплачивается на основании Постановления Правительства РФ от 03.02.2005 N 51 «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета». Надбавки указанным работникам выплачиваются в процентах от тарифной ставки (оклада):

— 75% — в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— 50% — в районах Сибири и Дальнего Востока;

— 30% — в остальных районах.

При аудите устанавливается наличие в организации локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе определения размера и порядка выплаты надбавки за вахтовый метод работы, ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год и др.

Как было отмечено выше строительная организация может использовать в своей работе как собственные строительные машины и механизмы, так и не находящиеся в ее собственности.

При аудите расходов по содержанию собственных строительных машин и механизмов в первую очередь проверяется правильность начисления амортизационных отчислений. При линейном способе начисление амортизации производится исходя из сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1). Указанная Классификация используется для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Следует также проверить правильность списания горюче-смазочных материалов (ГСМ) на работу механизмов. Расход ГСМ должен осуществляться по нормам, разработанным и утвержденным организацией на основании паспортных данных, или по централизованно утвержденным отраслевым нормам.

Учет работы строительных машин (механизмов) должен осуществляться в журнале типовой межотраслевой формы N ЭСМ-6, включенной в Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте

По данным журнала устанавливается, на каких строительных объектах работали машины и механизмы, количество времени их работы (машино-часов, машино-дней), правильность начисления заработной платы рабочим; по актам о приемке выполненных работ (форма N КС-2) — виды работ и правомерность их выполнения с применением машин и механизмов.

При отсутствии на балансе собственных машин и механизмов строительно-монтажная организация может привлекать для работы специализированные организации по договорам на оказание услуг. В этих случаях работа привлеченных машин и механизмов должна оформляться специализированной организацией сменными рапортами и путевыми листами по типовым межотраслевым формам.

Выполнение работы строительной машиной (механизмом) подтверждается на сменном рапорте или путевом листе подписью и штампом строительно-монтажной организации.

Расчеты за выполненные специализированными организациями работы и оказанные услуги осуществляются по справке типовой межотраслевой формы N ЭСМ-7, которая выписывается отдельно на каждый рапорт (путевой лист).

При аудите проверяется оформление указанных выше справок, наличие всех необходимых подписей и печатей. Выполненные работы и оказанные услуги, включенные в справки, должны относиться к конкретным объектам строительно-монтажной организации.

Строительно-монтажные организации используют в технологическом процессе строительства автомобильный транспорт по договорам с привлеченными автотранспортными организациями.

При проверке таких договоров следует установить, имеются ли в них подтверждения о достижении сторонами соглашений по следующим существенным пунктам:

— условиям перевозки грузов;

— ответственности сторон по перевозкам (п.2 ст.784 ГК РФ);

— указанию пункта назначения.

Если в договорах не расшифрованы условия грузоперевозок, объемы и километраж перевозок, вид автотранспорта, то в соответствии с п.1 ст.432 ГК РФ такие договоры не могут считаться действительными.

К договорам на автотранспортные услуги должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у специализированной организации государственной лицензии на право осуществления транспортной деятельности.

Работа привлеченного автотранспорта оформляется путевыми листами грузовых автомобилей по типовым межотраслевым формам (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78):

— форма N 4-С — при оплате работы автотранспорта по сдельным расценкам;

— форма N 4-П — при оплате по повременному тарифу.

Формы путевых листов содержат отрывные талоны, которые заполняются строительно-монтажной организацией как заказчиком транспорта и служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику. Соответствующие отрывные талоны прилагаются к счету.

При аудите проверяется:

— наличие отрывных талонов и правильность их оформления;

— указание строительного объекта, на котором работал автотранспорт;

— наличие подписей и печатей ответственных работников строительно-монтажной организации.

На практике имеют место случаи, когда стоимость автотранспортных услуг оформляется актами произвольной формы без указания объемов перевезенных грузов, пунктов отправления и назначения, вида автотранспорта, затраченного на перевозку времени.

При ненадлежащем оформлении первичных документов, подтверждающих производственный характер полученных автотранспортных услуг, отнесение их на себестоимость для целей налогообложения неправомерно.

Накладные расходы как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.

Смета должна составляться по всем статьям накладных расходов, включенным в перечень статей затрат, в целях сопоставления сметной величины с фактическими расходами. По каждой статье затрат организация разрабатывает отдельные сметы (калькуляции), на основе которых определяются общая сумма и структура накладных расходов. Сопоставление сметных и фактических затрат позволяет соразмерить общественно необходимые и индивидуальные размеры затрат на организацию, управление и обслуживание строительного производства.

В учетной политике организации должны быть приняты ее элементов методы распределения накладных расходов. Накладные расходы основного производства в строительных организациях ежемесячно пропорционально прямым затратам относят к затратам по производству строительных работ, отражаемым на счете 20. дальнейшее распределение накладных расходов, списанных на счет 20 по объектам учета, происходит по методу, установленному в учетной политике, например пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда рабочих или с использованием иных баз распределения.

Если учетной политикой подрядной организации принято списывать общехозяйственные расходы в полном объеме за счет реализованной продукции, то они, минуя прямые затраты, относятся в дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж». Аудитор проверяет соответствие метода распределения накладных расходов методу определенному учетной политикой.

Накладные расходы — это комплексная статья затрат, на которую относятся различные расходы организации, такие как расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления и расходы по аренде основных средств, расходы на служебные командировки, канцелярские расходы и др. В связи с этим аудиторами при проверке используются приемы, применяемые при аудите соответствующих участков бухгалтерского учета согласно действующей группировке затрат по их элементам.

При аудите устанавливается производственный характер затрат, правильность оформления первичных документов: применение их типовых форм, заполнение всех необходимых реквизитов, наличие подписей и т.д. [40].

Читайте также:  Кто такой файзуллин министр строительства

Таким образом, аудитор при проверке затрат в строительной организации должен учесть и выполнить все аудиторские процедуры, касающиеся этого раздела учета на предприятии. По окончании проверки учета расходов на предприятии аудитор формирует достоверное аудиторское мнение о проверяемом разделе учета, в ходе осуществляемых им аудиторских процедур.

Источник: studbooks.net

Аудит затрат в строительстве

Этапы и особенности аудита затрат в строительстве. Оценка аудиторского риска и уровня существенности. Проверка расчетов с субподрядчиками и использования материальных ресурсов. Аудит операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 14.02.2011
Размер файла 68,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Организационные основы аудита затрат в строительстве

1.1 Понятие аудита и особенности аудита затрат в строительстве

1.2 Цели и задачи аудита затрат строительной организации, нормативная база

2. Этапы аудита затрат в строительных организациях

3. Планирование аудита затрат ООО «Строительная организация»

3.1 Оценка аудиторского риска

3.2 Оценка уровня существенности

3.3 Разработка плана и программы аудита затрат ООО «Строительная организация»

4. Методика проведения аудита затрат ООО «Строительная организация»

4.1 Методика проведения аудита расчетов с субподрядчиками

4.2 Методика проведения аудита использования материальных ресурсов в строительстве

4.3 Методика проведения аудита расходов на оплату труда

4.4 Методика проведения аудита операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов

4.5 Методика проведения аудита накладных расходов

4.6 Методика проведения аудита учета остатков незавершенного производства

4.7 Методика проведения аудита классификации и группировки затрат, формирования себестоимости

5. Выводы и рекомендации

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Эффективная организация системы учета расходов становится в настоящее время насущной проблемой многих строительных предприятий, требующей оперативного решения. Необходимость планирования, четкого учета и контроля расходов на осуществление капитального строительства наряду с пониманием того, что деятельность строительных организаций должна быть прозрачной, обусловили повышение требований к системе, позволяющей получить оперативную и достоверную информацию для принятия соответствующих решений.

Особенно остро испытывают потребность в такой информации субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие финансирование капитального строительства, т.е. предприятия-инвесторы. Также многие строительные организации подпадают под экономический критерий деятельности предприятия, по которому отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке.

Востребованность контроля со стороны аудиторов за правильностью калькулирования расходов на капитальное строительство позволяет говорить об актуальности рассматриваемого вопроса и о целесообразности выделения данного раздела аудита в качестве самостоятельной услуги.

К настоящему времени в России сформировался рынок аудиторских услуг, создана и совершенствуется нормативная база аудита. В то же время существуют проблемы, связанные со структурой и функционированием этого сектора экономики. Одной из наиболее острых является отсутствие в арсенале российских аудиторов определенного набора методик планирования и проведения проверок, позволяющего снизить себестоимость и время проведения работ. Таким образом, существует необходимость разработки, совершенствования и детализации методики проведения аудита затрат на осуществление капитального строительства, что делает рассматриваемую в работе тему еще более интересной и актуальной.

В настоящей работе рассмотрен аудит затрат в строительстве на примере проведения всего спектра аудиторских процедур от организации проверки до составления аудиторского заключения на основе данных ООО «Строительная организация».

Объектом аудиторской проверки являются калькуляционные расчеты по определению себестоимости строительно-монтажных работ. Без налаженной калькуляционной работы, постоянного контроля за себестоимостью и рентабельностью продукции невозможно надолго обеспечить высокие доходы. Задача аудитора состоит в том, чтобы обратить внимание руководства ревизуемого предприятия на недостатки в учете затрат и калькулирования себестоимости, и внести соответствующие рекомендации по исправлению этих недостатков. В сферу деятельности аудитора по данному вопросу входит проверка правильности формирования себестоимости, состава затрат.

Целью данной работы является изучение нормативной и методической базы по аудиту затрат в строительстве для выражения объективного мнения о достоверности ведения учета и формирования отчетных показателей по данному участку ООО «Строительной организацией».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучение законодательных актов и отраслевых рекомендаций по аудиту затрат в строительстве;

— ознакомление с организационной структурой, ведением учета и системой документооборота аудируемого предприятия;

— оценка объемов предстоящей проверки;

— планирование аудита затрат в условиях ООО «Строительная организация»

— проведение аудиторских процедур в соответствии с разработанной методикой, составление аудиторского заключения.

1. Организационные основы аудита затрат в строительстве

1.1 Понятие аудита и особенности аудита затрат в строительстве

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 07.08.2001 аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения организации, осуществляемый компетентным независимым лицом. Он направлен на снижение информационного риска, то есть вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей. Аудит обеспечивает также разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности аудируемого лица.

Задачами аудитора в процессе проверки являются: оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты; оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа); предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг и касающимся организации бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа и пр.

Важнейшей функцией аудитора является засвидетельствование относительно удовлетворительного функционирования экономических субъектов. Выполнение этой функции основано на результатах проверки и способности аудитора к профессиональным суждениям. Аудитор определяет, правильно ли отражает учетная информация те экономические события, которые произошли за проверяемый период и важнейшие финансовые результаты которых отражены в бухгалтерской отчетности. А завершается выполнение этой функции выражением его мнения о соответствии деятельности проверяемых субъектов определенным критериям.

В процессе проверки аудитор должен определить по каждому разделу аудита: полноту (не является ли завышенным или заниженным перечень объектов имущества и финансовых обязательств), точность (не было ли допущено ошибок в расчете суммы объектов имущества и обязательств), оценку (адекватны ли стоимость объектов и выбранный метод их оценки в реально сложившейся ситуации), наличие (все ли объекты реально находятся у экономического субъекта), временную определенность фактов хозяйственной жизни (отнесены ли операции по движению объектов именно к тем периодам, когда они реально произошли), принадлежность экономическому субъекту активов и пассивов (определение прав и обязанностей экономического субъекта, которых можно судить по состоянию данных статей баланса), пояснение к бухгалтерской отчетности и надлежащую классификацию (не противоречит ли установленным правилам применяемая корреспонденция счетов, представлены ли объяснения по спорным моментам).

Аудит строительных организаций (компаний), как и их деятельность в целом, характеризуется рядом отраслевых особенностей технологии производства, организационно-правовых основ деятельности, систем бухгалтерского учета и налогообложения.

Особенности аудита строительных организации обусловлены спецификой ценообразования в отрасли и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложной, обычно многоступенчатой, системой расчетов между участниками строительства объекта недвижимости.

Эффективная организация системы учета расходов — насущная проблема многих строительных организаций. Развитие аудита в строительстве вызвано необходимостью планирования, учета и контроля расходов на капитальное строительство. С учетом того, что деятельность строительных организаций должна быть прозрачной, возрастают требования к системе, которая должна обеспечивать получение оперативной и достоверной информации для принятия соответствующих решений. Особенно острую потребность в подобной информации испытывают субъекты, финансирующие капитальное строительство, т.е. инвесторы. Оказать помощь в решении этих проблем — задача аудита строительных организаций (компаний).

Актуальность контроля калькулирования расходов на капитальное строительство позволяет говорить о целесообразности выделения аудита в строительстве как самостоятельной услуги.

Аудит строительных организаций (компаний) проводится с учетом общих принципов, но, несомненно, имеет свою специфику. В зависимости от поставленных задач, выделяют следующие варианты проверки:

· проверка от имени инвестора деятельности заказчика или подрядчика;

· проверка от имени застройщика (инвестора и заказчика в одном лице) результатов деятельности подрядчика и расчетов с ним;

· проверка от имени головной компании строительной деятельности филиалов;

· комплексная проверка достоверности отчетности строительной организации в рамках обязательного аудита.

Аудит в строительстве требует повышенного внимания к определенным процедурам. При проведении аудита строительных организаций (компаний) специалисты делают акцент на следующих направлениях:

· оценка сохранности (возможно проведение инвентаризации) материальных ценностей с акцентом на дорогостоящие и легко реализуемые запасы;

· проверка правильности формирования стоимости материалов при их списании на производство строительных работ;

· проверка объемов выполненных строительно-монтажных работ, которая осуществляется при участии в инвентаризации строительных объектов аудитора путем сопоставления полученных результатов с актами на выполнение строительно-монтажных работ (форма № КС-2, форма № 26). В рамках данной процедуры по взаимному согласию сторон допускается привлечение эксперта.

1.2 Цели и задачи аудита затрат строительной организации, нормативная база

Специфическим вопросом при аудите подрядных строительных организаций является рассмотрение особенностей формирования себестоимости строительных работ. На любом предприятии вопрос учета затрат и формирования себестоимости является центральным и наиболее трудоемким, а для целей аудита в сфере строительства представляется наиболее интересным.

Целью проверки затрат в строительных организациях является:

1. Проверка законности отнесения затрат на производство строительных работ;

2. Правильности документального отражения затрат;

3. Неизменности выбранного на год метода учета затрат и калькулирования;

4. Распределения затрат между отдельными объектами строительства и незавершенным производством строительных работ;

5. Списания сумм накладных расходов и способов их распределения;

6. Включение в себестоимость различных видов расходов (на оплату командировок, рекламу, подготовку кадров представительских расходов).

Задачами проверки учета затрат являются:

* определению правильности включения в расходы отдельных составляющих элементов;

* определению права собственности на строительные материалы, машины и механизмы;

* оценке основных и оборотных средств, используемых на капитальное строительство;

* оценке достоверности исчисленной себестоимости строительства объектов;

* проверке правильности составленной корреспонденции счетов.

· оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

· подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;

· арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета.

При этом следует руководствоваться определенным набором нормативных документов, регламентирующих понятие, учет и оценку затрат в области строительства. Таким образом, нормативной базой для аудита затрат в строительных организациях является:

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 (Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.94 г., ред. от 10.01.03 г.); Часть 2 (Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.96 г., ред. от 26.03.03 г.).

Читайте также:  Строймир строительство деревянных домов и бань отзывы

2. Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон № 7-ФЗ от 30.12.01 г., ред. от 30.06.03 г.).

3. Федеральный закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.96 г. «О бухгалтерском учете».

4. Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред. от 24.03.00 г.).

5. Указание по составлению сводной текущей отчетности по строительной и инвестиционной деятельности в 2003 г. Постановление Госкомстата РФ от 22.01.03 г. №МС-10-24/202.

6. Постановление Госстроя РФ от 26.04.99 г. № 31 «Об утверждении методических указаний по определению стоимости строительной продукции».

7. Постановление Госстроя РФ от 17.12.99 г. № 76 «Об утверждении методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-4.99 г.)».

8. Постановление Госстроя РФ от 17.12.99 г. № 81 «Об утверждении Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» (МДС 81-3.99 г.).

9. Постановление Госстроя РФ от 28.02.01 г. № 15 «Об утверждении Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81-25.01 г.).

10. Постановление Госстроя РФ от 23.07.01 г. № 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации. Безопасность груда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНИП 12-03-2001. Формы первичных учетных документов» (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.01 г. № 2862).

11. Постановление Госстроя РФ от 17.09.02 г. № 123 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНИП 12-04-02» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.10.02 г. № 3880).

12. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.97 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации».

13. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации (постановление Госкомстата России от 28.11.97 г. N 78)

14. Постановление Госкомстата РФ от 28.11.97 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ на автомобильном транспорте».

15. Постановление Госкомстата РФ от 11.11.99 г. № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ».

16. Приказ Минфина РФ от 20.12.94 г. № 167 «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94)».

17. Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.95 г. «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

18. Приказ Минфина РФ № 32н от 06.05.99 г. «Об утверждении положения но бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)».

19. Приказ Минфина РФ № ЗЗн от 06.05.99 г. «Об утверждении положения но бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99)» (ред. 30.03.01 г.).

20. Приказ Минфина РФ от 30.12.99 г. № 107н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98)».

21. Приказ Минфина РФ № 94-н от 31.10.00 г. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

22. Приказ Минфина РФ № 26н от 30.03.01 г. «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)».

23. Приказ Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)».

24. Приказ Минфина РФ № 119н от 28.12.01 г. «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».

25. Приказ Минстроя РФ от 04.12.95 г. № БЕ-11-260/7 «Об утверждении типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ».

26. Письмо Госстроя РФ от 09.11.01 г. № НМ-6128/7 «Об отмене Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ».

27. «Указания по составлению сводной текущей отчетности по строительной и инвестиционной деятельности в 2003 году» (утв. Госкомстатом РФ 22.01.03 г. № МС-10-24/202).

2. Этапы аудита затрат в строительных организациях

Этапы аудита на любых предприятиях имеют много общего, так как любая аудиторская организация в своей деятельности должна придерживаться утвержденных стандартов. Однако, этапы аудита, а особенно этапы аудита затрат, для каждой организации индивидуальны и зависят от отраслевой принадлежности и специфики деятельности организации.

Рассматриваемое в работе предприятие носит название ООО «Строительная организация», является юридическим лицом (обществом с ограниченной ответственностью) и не имеет в собственности обособленного имущества, учитываемого на самостоятельном балансе. Основным видом деятельности Общества является производство строительно-монтажных работ.

Аудиторскую проверку затрат в условиях данного строительного предприятия можно условно разделить на 4 этапа:

1 этап — подготовительный. На этом этапе производится изучение потребностей клиента, подготавливается информация о нем, составляются документы, определяющие цели и задачи аудиторской фирмы, а также перечень оказываемых аудиторских услуг. Завершается этап заключением договора.

На данном этапе производится изучение организационных и технологических особенностей «Строительной организации», а именно анализ учредительных документов, планов и сметной документации, визуальный осмотр строительных объектов.

Изучается учетная политика организаций, занимающихся капитальным строительством, регламентирующая порядок организации бухгалтерского учета, систему внутреннего контроля. На подготовительном этапе аудитор начинает сбор общих сведений о проверяемой организации: ее месте на региональном рынке строительства, организационной структуре, хозяйственных связях организации.

Подготовительный этап частично затрагивает стадию предварительного планирования аудита. Для получения информации об организации для обеспечения дальнейшего планирования можно использовать следующую систему тестирования строительной организации:

Таблица 1. Тесты проверки состояния финансово-хозяйственной деятельности строительной организации

Каким образом можно охарактеризовать степень выполнения фирмой договорных обязательств перед заказчиками и инвесторами?

1. Работы выполняются в срок в соответствии с договорными обязательствами.

2. Выполнение работ связано с определенными трудностями.

3. Работы выполняются с нарушением договорных обязательств.

Какова обеспеченность программ работ утвержденной проектно-сметной документацией?

Каким образом можно охарактеризовать степень выполнения договорных обязательств субподрядными организациями?

1. Работы выполняются в срок в соответствии с договорными обязательствами.

2. Выполнение работ связано с определенными трудностями.

3. Работы не могут быть выполнены по каким-либо причинам.

В какой степени используются

Какова система технического

контроля качества выполнения

1. Высокий уровень контроля.

2. Средний уровень контроля.

3. Низкий уровень контроля.

На основе информации анкетных листов теста (табл. 1) аудитору следует изучить особенности финансово-хозяйственной деятельности строительной организации по следующим направлениям: степень выполнения договорных обязательств; уровень использования имеющихся производственных мощностей; состояние строительного задела; уровень ритмичности производства; качество выполняемых строительных работ.

Количественный критерий вариантов ответов: 5—7 — низкий уровень аудиторского риска; 7—10 — средний уровень аудиторского риска; 10—15 — высокий уровень аудиторского риска.

Для ответов на вопросы тестов используются следующие источники информации: утвержденная проектно-сметная документация; заключенные договоры подряда и субподряда; паспорт организации; журналы производства работ на объектах строительства (ф. КС-6); нормы продолжительности и задела в строительстве; акты приемки-сдачи выполненных работ (ф. КС-2); акты инвентаризации незавершенного строительного производства (ф. КС-7); справка об остатках незавершенного строительного производства (ф. 3); акты и дефектные ведомости по некачественно выполненным работам, бухгалтерская отчетность.

2 этап — планирование аудита. В соответствии со стандартами аудита необходимо определить уровни существенности, аудиторские риски, а также рассчитать величину выборки. Кроме того, формируется общий план и сводная программа аудита.

Согласно федеральному правилу (стандарту) № 3 планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудита осуществляется поэтапно:

1) предварительное планирование;

2) сбор общих сведений об экономическом субъекте;

3) оценка существенности и аудиторского риска;

4) разработка общего плана и программы аудита.

В результате планирования аудита рассматриваемого участка учета должны быть составлены:

— общий план аудита затрат с определением объемов, графика и срока проверки того или иного объекта;

— аудиторская программа аудита затрат «Строительной организации» с установленными объемами, видами и алгоритмом проведения аудиторских процедур.

Сложность данного этапа заключается в том, что необходимо учитывать отраслевую принадлежность и особенности функционирования данной организации.

3 этап — проведение аудита. Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится классификация выбранных разделов аудита. Для каждого из разделов аудита составлена программа работ, представляющая собой перечень всех необходимых аудиторских процедур.

Аудит затрат в «Строительной организации» решено проводить в разрезе следующих направлений:

— проверка использования материальных ресурсов в строительстве;

— проверка операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;

— проверка расходов на оплату труда;

— проверка накладных расходов;

— проверка расчетов с субподрядчиками;

— проверка классификации, группировки и распределения затрат;

— проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ.

На данном этапе особое внимание уделяется контролю применяемых методов учета затрат, документальной обоснованности, законности и экономической целесообразности отдельных видов затрат, арифметическому контролю расчетов по формированию себестоимости и проверке взаимно корреспондирующих счетов.

4 этап — заключительный этап. Это этап включает формирование пакета рабочих документов, составление аудиторского заключения. Совместно с рабочей документацией его представляют руководителю проверки. Типичными ошибками (в обобщенном виде), выявляемыми в ходе аудита затрат, являются:

— несвоевременное включение в себестоимость отдельных видов затрат;

— несоответствие применяемого метода учета затрат методу, указанному в учетной политике организации;

— неправильная оценка остатков незавершенного производства строительных работ;

— необоснованное (без документального оформления) включение расходов в состав себестоимости.

3. Планирование аудита затрат ООО «Строительная организация»

Планирование аудита — это процесс, позволяющий наиболее рационально выполнить аудит и одновременно уменьшить риск необнаружения существенных моментов.

3.1 Оценка аудиторского риска

аудит затрата строительство расчет

Одним из важных моментов этапа планирования аудита любого участка учета является оценка аудиторского риска. В контексте проверки организации, занимающейся капитальным строительством, общий аудиторский риск определяется как риск того, что аудитор на основании своих тестов сделает неправильный вывод о том, что интересующие его счета учета расходов на осуществление капитального строительства (счета учета: материальных ресурсов, расходов по оплате труда, расходов на эксплуатацию строительных машин и механизмов, себестоимости строительства объекта) представлены в финансовой отчетности без существенных искажений, и не сделает оговорок в аудиторском заключении, или наоборот, сделает оговорки, в которых не было необходимости.

Также при определении величины аудиторского риска следует учитывать действующую на предприятии форму управления. ООО «Строительная организация» присуща линейно-функциональная форма организации управления, преимуществом которой является квалифицированное решение вопросов, а недостатком — проблема эффективной координации функциональных служб руководителем-единоначальником. Данную форму организации управления следует охарактеризовать, как имеющую средний аудиторский риск. Вообще при аудите в области строительства следует более тщательно планировать проверку и использовать большее количество аудиторских процедур и доказательств.

Оценка аудиторского риска складывается из оценки риска средств контроля, оценки внутрихозяйственного риска и оценки риска необнаружения.

Для оценки риска средств контроля решено применить следующую систему тестов:

Таблица 2. Анкета тестов проверки системы внутреннего контроля ООО «Строительная организация»

Источник: otherreferats.allbest.ru

Рейтинг
Загрузка ...