Как составить бюджет проекта по строительству

Содержание

Бюджет проекта должен быть составлен так, чтобы эксперт сразу понял суть проекта.

К числу типовых причин, вследствие которых заявки на участие в конкурсе получили невысокий рейтинг, можно отнести:

  • отсутствие софинансирования либо нереалистичное или совсем незначительное софинансирование (отсутствие софинансирование могло рассматриваться экспертами в том числе как свидетельство недостаточной актуальности и востребованности проекта на территории; был ряд примеров, когда на реализацию проекта организации с опытом запрашивали более 3 млн рублей без какого-либо собственного вклада, что отрицательно воспринималось экспертами;
  • представление, по сути, коммерческого проекта как социальной инициативы некоммерческой организации (например, проект предусматривал закупку оборудования, которое могло использоваться с целью ведения малого бизнеса, или фактическое оказание платных услуг целевой группе за счет президентского гранта);
  • несоответствие бюджета календарному плану проекта (например, в бюджете были предусмотрены расходы в расчете на количество участников мероприятий, не соответствующее календарному плану, или расходы на аренду помещения и оплату труда персонала проекта по периодам частично не совпадали со сроками проведения мероприятий по календарному плану);

Какие средства можно включать в бюджет как софинансирование?

Бюджет проекта на президентский грант

Вебинар «Как составить бюджет проекта»

В качестве собственного вклада можно заявлять в бюджет как привлекаемые денежные средства, так и стоимостную оценку (денежных эквивалент) труда добровольцев, пользования помещениями, оборудованием. Например, если в команде проекте будет безвозмездно работать юрист, можно взять среднюю заработную плату в сфере юридических услуг в регионе и умножить ее на процент занятости юриста в проекте – от 40 рабочих часов в неделю. Если у организации есть собственное помещение или право безвозмездного пользования им, можно рассчитать, сколько бы стоила аренда части такого помещения, необходимой для реализации проекта. То же самое и с оборудованием – во что бы обошлась его аренда, исходя из загрузки по проекту.

Денежные средства могут быть поступать от бизнеса, от граждан. Лучше подтверждать намерение сделать пожертвование или уже его фактическое получение документами – договорами, соглашениями, платежными поручениями, письмами поддержки.

В качестве софинансирования можно включить в бюджет субсидии и гранты, источниками которых являются другие бюджеты бюджетной системы страны, за исключением федерального бюджета. Средства федерального бюджета в качестве собственного вклада указывать недопустимо. Поскольку получалось бы, что организация из одного источника получает финансирование. При этом рассчитывает на дополнительные баллы за якобы софинансирование. А, на самом деле, за ранее полученные средства из этого же источника.

2.3.1.2 Планирование проекта. Модуль «Составление бюджета»

В качестве образца приведен бюджет проекта «Современные технологии здоровья для пожилых». Представлен практически оптимальный бюджет проекта

Бюджет

1. Оплата труда

1.1. Оплата труда штатных работников
Должность Заработная плата в месяц (в рублях, включая НДФЛ) Количество месяцев (не более 18 месяцев) Общая стоимость Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Руководитель проекта, бухгалтер 19 250,00 9 173 250,00 0,00 173 250,00
Комментарий: Поездки в регионы для проведения стартовых семинаров, бухгалтерское сопровождение проекта (выплата заработной платы, налогов, ведение табелей, ведение отчетности по проекту, взаимодействие со СМИ, отражение деятельности по проекту, участие в жюри конкурса). Оплата труда из расчета 38500,00 руб в месяц (занятость в проекте составляет 50% рабочего времени, что соответствует заработной плате 19250,00 руб. в месяц ).
Куратор проекта от региона (Тула) 9 000,00 3 27 000,00 0,00 27 000,00
Комментарий: Оплата труда из расчета 18 000,00 руб в месяц (занятость в проекте составляет 50% рабочего времени, что соответствует заработной плате 9000,00 руб. в месяц 3 месяцев). Заключается срочный трудовой договор по совместительству на время проведения проекта. Функционал: формирование учебной группы, формирование команд здоровья, взаимодействие с региональными участниками, командами и НКО, выстраивание информационной и консультационной поддержки участников, выстраивание горизонтальных связей участников проекта в регионе, организация занятий.
Куратор проекта от региона (Волгоград) 9 000,00 3 27 000,00 0,00 27 000,00
Комментарий: Оплата труда из расчета 18 000,00 руб в месяц (занятость в проекте составляет 50% рабочего времени, что соответствует заработной плате 9000,00 руб. в месяц 3 месяцев). Заключается срочный трудовой договор по совместительству на время проведения проекта. Функционал: формирование учебной группы, формирование команд здоровья, взаимодействие с региональными участниками, командами и НКО, выстраивание информационной и консультационной поддержки участников, выстраивание горизонтальных связей участников проекта в регионе.
Ведущий вебинаров 15 000,00 9 135 000,00 0,00 135 000,00
Комментарий: Оплата труда из расчета 30 000,00 руб в месяц (занятость в проекте составляет 50% рабочего времени, что соответствует заработной плате 15000,00 руб. в месяц 9 месяцев). Заключается срочный трудовой договор по совместительству на время проведения проекта.Функционал: подготовка и проведение вебинаров по ЭИ и психоэмоциональной устойчивости во всех регионах проекта. Подготовка и проверка творческих заданий. Оценка индивидуальных программ здоровья. Участие в жюри конкурса.
Координатор проекта 9 000,00 9 81 000,00 0,00 81 000,00
Комментарий: Оплата труда из расчета 18 000,00 руб в месяц (занятость в проекте составляет 50% рабочего времени, что соответствует заработной плате 9000,00 руб. в месяц 9 месяцев). Заключается срочный трудовой договор по совместительству на время проведения проекта.Функционал: организация командировок по регионам проекта, организация вебинаров в регионах проекта. Работа с кураторами проекта в регионах. Обслуживание сайта проекта.
Итого по статье: 443 250,00 0,00 443 250,00
1.2 Выплаты физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) за оказание ими услуг (выполнение работ) по гражданско-правовым договорам
1.3 Страховые взносы
Общая сумма (в рублях) Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Страховые взносы с выплат штатным работникам 133 861,50 0,00 133 861,50
Комментарий: ставка — 30,2% (ПФР — 22%, ФСС травматизм — 0,2%, ФФОМС — 5,1%, ФСС — 2,9%)
Страховые взносы с выплат физическим лицам по гражданско-правовым договорам 0,00 0,00 0,00
Итого по статье: 133 861,50 0,00 133 861,50

2. Командировочные расходы

Цель поездки и место назначения (если оно определено) Расходы на одного работника (в рублях) Количество работников Общая стоимость Софинансирование (по всем командируемым, в рублях) Запрашиваемая сумма
Проведение стартового семинара Тула 3 413,60 1 3 413,60 0,00 3 413,60
Комментарий: Оплата проезда (билеты туда и обратно — 1213,60 руб.) г. Тула — проведения стартового двухдневного семинара, суточные 700 руб., 1500 руб. проживание
Заключительная стратегическая сессия г.Тула 1 213,60 1 1 213,60 0,00 1 213,60
Комментарий: Оплата проезда (туда и обратно — 1213,60 руб.) в г. Тула для проведения заключительной стратегической сессии в регионе.
Проведение стартового семинара г. Волгоград 9 950,00 1 9 950,00 0,00 9 950,00
Комментарий: Оплата проезда (туда и обратно — 7050 руб.) и суточные (из расчета 700 руб в сутки — 1400 руб.) в г. Волгоград для проведения стартового семинара. 1500 руб. — проживание в гостинице.
Заключительная стратегическая сессия г. Волгоград 7 750,00 1 7 750,00 0,00 7 750,00
Комментарий: Оплата проезда (туда и обратно — 7050 руб.) и суточные (из расчета 700 руб в сутки) в г. Волгоград для проведения заключительной 1-дневной стратегической сессии
Итого по статье: 22 327,20 0,00 22 327,20

3. Офисные расходы (аренда нежилого помещения, коммунальные услуги, услуги связи, услуги банков, электронный документооборот, почтовые услуги, компьютерное оборудование и программное обеспечение (включая справочные информационные системы, бухгалтерское программное обеспечение), канцтовары и расходные материалы)

Наименование расходов Стоимость единицы (в рублях) Кол-во единиц Общая стоимость Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Оплата интернета 5 310,00 1 5 310,00 0,00 5 310,00
Комментарий: Оплата 9 месяцев интернета для проведения вебинаров по проекту, поддержка связи с кураторами в регионах (590 руб. в месяц).
Оплата телефона 4 050,00 1 4 050,00 0,00 4 050,00
Комментарий: Услуги телефонной связи (за 9 месяцев — 450,00 руб. в месяц) необходимы для связи с кураторами в регионах.
Аренда помещения 36 000,00 1 36 000,00 36 000,00 0,00
Комментарий: Офисное помещение сроком на 9 месяцев (стоимость аренды 8000,00 руб. в месяц из расчета использования 50 % времени = 4000 руб. в месяц) необходимо для проведения вебинаров, размещения руководителя и координатора проекта, ведение отчетности по проекту.
Итого по статье 45 360,00 36 000,00 9 360,00

4. Приобретение, аренда специализированного оборудования, инвентаря исопутствующие расходы

Наименование расходов Стоимость единицы (в рублях) Кол-во единиц Общая стоимость Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Прибор РОФЭС 12000,00 3 36 000,00 0,00 36 000,00
Комментарий: Для работы с группами в регионах. Тестирование и мониторинг показателей здоровья
Прибор ВедаПульс Домашний 14 760,00 3 44 280,00 44 280,00 0,00
Комментарий: Для работы с группами в регионах. Тестирование и мониторинг показателей здоровья по пульсу.
Ноутбук Asus 17 060,00 1 17 060,00 17 060,00 0,00
Комментарий: Для презентаций на стартовых семинарах, стратегических сессиях и проведения вебинаров
Прибор РОФЭС 9 500,00 1 9 500,00 9 500,00 0,00
Комментарий: Для работы с группами в регионах. Тестирование и мониторинг показателей здоровья
Итого по статье: 106 840,00 70 840,00 36 000,00

5. Разработка и поддержка сайтов, информационных систем и иные аналогичные расходы

Наименование расходов Стоимость единицы (в рублях) Кол-во единиц Общая стоимость Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Оплата вебинарной комнаты 19 800,00 1 19 800,00 0,00 19 800,00
Комментарий: Вебинарная комната необходима для проведения вебинаров по проекту. Из расчета 6840,00 руб. за 3 месяца, и 12960,00 руб.на 6 месяцев на платформе pruffme.com
Итого по статье: 19 800,00 0,00 19 800,00

6. Оплата юридических, информационных, консультационных услуг и иные аналогичные расходы

Наименование расходов Стоимость единицы (в рублях) Кол-во единиц Общая стоимость Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Итого по статье: 0,00 0,00 0,00

7. Расходы на проведение мероприятий

Наименование расходов Стоимость единицы (в рублях) Кол-во единиц Общая стоимость Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Денежный эвивалент безвозмездного труда добровольцев 43 200,00 1 43 200,00 43 200,00 0,00
Комментарий: Доброволец pro bone — работа на сайте, составление и проверка творческих заданий, оценка работ участников проекта, член жюри конкурса. Консультирование руководителей команд (12 часов в месяц на 9 месяцев и на 400,00 руб. в час = 43200, 00 руб.)
Денежный эвивалент безвозмездного труда добровольцев 54 000,00 3 54 000,00 54 000,00 0,00
Комментарий: Проведение занятий ЗОЖ, мониторинг показателей здоровья, акции по выявлению отклонений добровольцами из расчета: 9 человек * 8 часов в месяц* 3 месяца =216 часов * 250 руб. в час = 54000 руб. * 3 региона = 162000 руб.
Итого по статье: 205 200,00 205 200,00 0,00

8. Издательские, полиграфические и сопутствующие расходы

Наименование расходов Стоимость единицы (в рублях) Кол-во единиц Общая стоимость Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Итого по статье: 0,00 0,00 0,00

9. Прочие прямые расходы

Наименование расходов Стоимость единицы (в рублях) Кол-во единиц Общая стоимость Софинансирование (за весь период, в рублях) Запрашиваемая сумма
Итого по статье: 0,00 0,00 0,00
Итого: Общая сумма расходов на реализацию проекта Софинансирование Запрашиваемая сумма гранта
976 638,70 312 040,00 664 598,70

Для НКО, подающим заявки на гранты, предлагаем бесплатные услуги по подготовке заявки на грант. Услуги оказываются в рамках социального наставничества.

Как монетизировать письмо об информационной поддержке

Предоставляем письма на информационную поддержку.

С НКО, особенно с теми, кто реализует гранты, мы можем заключить соглашение. В этом соглашении мы оцениваем стоимость предоставляемых бесплатно услуг. Эту стоимость Вы можете включить в бюджет своего проекта, как привлеченные средства партнера. Это повышает Ваш собственный вклад в проект. Точно также, как Вы включаете труд добровольцев.

Если Ваша организация планирует участвовать в конкурсе Фонда Президентских грантов или уже участвует в нем, то мы готовы сделать для Вас прогноз оценок по баллам совершенно бесплатно. Экспертиза производится сертифицированными специалистами по социальному проектированию.

Читайте также:  Доказательства права собственности на незавершенное строительство

Источник: edu-biz.org

Тема 7 Финансирование, смету и бюджет проекта

Проектное финансирование — один из видов долгового финансирования, широко применяемый в США и Западной Европе. Отделы проектного финансирования есть во многих банковских учреждениях. В США этот тип финансирования предполагает, что проект является единственным (или основным) способом обслуживания долговых обязательств, который исключает привлечения дополнительных финансовых источников. В Европе его используют для описания целого набора способов предоставления средств для финансирования проектов. Впрочем, все определения сводятся к одному: проектное финансирование — это особый способ, что действительно обеспечивает получения запланированного потока реальных денег (cash flow).

Финансирование проекта должно обеспечить решение двух основных задач:

— обеспечить такую динамику инвестиций, которая бы сделала возможным выполнение проекта согласно временных и финансовых (денежных) ограничений;

— уменьшить расходы финансовых ресурсов и проектные риски за счет оптимизации структуры инвестиций и максимизации налоговых льгот.

Для любого инвестиционного проекта необходимо согласовывать потоки средств во времени, то есть в каждый временной период (месяц, квартал, год) в распоряжение предприятия должно поступать больше средств, чем ему нужно платить (для возврата инвестиций, уплаты процентов по ним, уплаты налогов и тому подобное). Если в каждый временной период сальдо положительное, то финансовая стабильность инвестиционного проекта обеспечена.

Финансирование проекта предусматривает четыре этапа: предварительное изучение жизнеспособности проекта; разработка плана его реализации; организация финансирования; контроль над выполнением плана и соблюдением условий финансирования.

Предварительный анализ жизнеспособности проекта осуществляют для того, чтобы определить, достоин ли проект затрат времени и ресурсов, связанные с ним, и будет потока ресурсов достаточно для покрытия всех издержек и получения средней прибыли.

Планирования реализации проекта охватывает процесс от момента предварительного изучения его жизнеспособности до организации финансирования. На этом этапе оценивают все показатели и риски проекта, анализируя возможные варианты развития экономической, политической и других ситуаций; прогнозируют влияние на жизнеспособность проекта таких факторов, как процентные ставки по кредитам, темпы инфляции, валютные риски.

После завершения первых двух этапов разрабатывают предложения по организации схемы финансирования проекта, а на стадии его реализации осуществляют контроль за выполнением плана и условий финансирования.

Средства и источники финансирования проекта. Различают такие средства финансирования проекта: акционерные инвестиции (взносы средств, оборудования, технологий); финансирование из государственных источников (непосредственно за счет инвестиционных программ через прямое субсидирование на платных или безвозмездных условиях); лизинговое финансирование (на основе долгосрочной аренды имущества с сохранением права собственности за арендодателем); ипотека (залог недвижимого имущества с целью получения денежной ссуды); долговое финансирование (за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических или физических лиц). Каждая из этих форм имеет определенные преимущества и недостатки. поэтому правильно оценить последствия использования различных способов финансирования можно только после сравнения альтернативных вариантов.

Существуют такие источники финансирования проектов:

— собственные финансовые средства (прибыль, амортизационные отчисления, средства, которые выплачивают страховые органы как возмещение), а также другие виды активов (основные фонды, земельные участки и тому подобное) и привлеченных средств (средства от продажи акций, благотворительные или иные взносы, средства, которые выделяют вышестоящие холдинговые или акционерные компании, промышленно-финансовые группы на безвозмездной или льготной основе);

— ассигнования из государственного, региональных и местных бюджетов, фонда поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

— иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых денежных взносов международных организаций и финансовых учреждений, государств, предприятий и организаций различных форм собственности;

— различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе; кредиты иностранных инвесторов; облигационные займы; кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов; векселя и тому подобное.

Отдельные банки предоставляют специальную услугу (merchant banking) анализируют предлагаемый проект, доводят его до уровня, что дает возможность успешно организовать его финансирование, проводят переговоры с целью выявления возможных кредиторов и передают заказчику сформированный вариант проекта с конкретными рекомендациями. В этом случае кредиторы имеют дополнительную гарантию жизнеспособности проекта.

Бюджетное финансирование. Централизованные инвестиции, финансируемые из государственного, регионального и местного бюджетов, концентрируются на приоритетных направлениях развития экономики. Перечень инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных инвестиций, формируют в строгом соответствии целей и приоритетов инвестиционной политики. Централизованные инвестиции из бюджета в производственную сферу выделяются, как правило, на платной и возвратной основе в порядке, который определяет правительство. Долгосрочные кредиты, в том числе и льготные, предоставляемых предприятиям для реализации инвестиционных проектов, должны быть возвращены в установленном порядке.

Акционерное финансирование. Одной из самых распространенных форм финансирования проектов является получение финансовых ресурсов через выпуск акций и облигаций. Акционерный капитал, основанный на эмиссии акций, может иметь форму денежных вкладов, техники и технологии, а также услуг документации, имущественных прав, прав использования ресурсов и тому подобное.

Преимущество акционерной формы финансирования проекта заключается в том, что основной объем необходимых ресурсов (финансовых и проч.) поступает в начале или во время реализации проекта. Эта форма дает возможность перенести расчеты с инвесторами на более поздние сроки, когда повышается способность проекта генерировать доходы. В то же время проекты финансируются через выпуск акций и долговых обязательств.

Долговое финансирование. Источниками долгового финансирования проектов являются долгосрочные кредиты в коммерческих банках, кредиты в государственных структурах, ипотечные ссуды, частное размещение долговых обязательств, а также эмиссия облигаций и долговых обязательств, в частности в случае осуществления проектов на действующих предприятиях.

Варианты финансирования проекта надо выбирать с учетом возможности погашения кредита и выплаты процентной ставки. На успешность реализации проекта влияет правильный выбор источников кредитования, которыми могут быть международные финансовые организации, специализированные кредитные агентства, коммерческие банки, финансовые, инвестиционные и лизинговые компании, сберегательные банки, богатые частные лица.

Лизинговое финансирование. Если предприятие не имеет свободных средств, чтобы купить оборудования, оно может обратиться к лизинговой компании. Вместо заимствования финансовых средств, предприятие может взять оборудование или другие производственные активы в аренду. Такое финансирование называют лизинговым.

В соответствии с заключенным договором лизинговая компания полностью выплачивает производителю (или владельцу) стоимость оборудования и сдает его в аренду с правом выкупа в конце аренды. Таким образом, предприятие получает долгосрочную ссуду от лизинговой фирмы, которая постепенно платит в результате отнесения платежей по лизингу на себестоимость продукции.

Лизинг позволяет предприятию получить оборудование и начать его эксплуатацию, не отвлекая средства из оборота. В рыночной экономике использование лизинга составляет 25-30 % общей суммы заемных средств. Если арендодатель и арендатор подпадают под одни правила налогообложения и финансирования, то накопленные лизинговые расходы не будут отличаться от расходов на приобретение этих самых активов в кредит. Если же арендодатель имеет определенные преимущества на рынках средств производства или финансовых рынках (т. е. условия налогообложения и кредитования разные), лизинговые расходы могут быть ниже, чем совокупные расходы на покупку оборудования.

Ипотека — это ссуда под залог недвижимости. Ипотека является одним из важнейших источников финансирования проектов в странах с рыночной экономикой. Объектом залога могут быть здания, сооружения, дома, земля и другие виды недвижимости, находящиеся в собственности предприятий и физических лиц.

Для финансирования проектов применяют следующие формы ипотечных ссуд: стандартные —уплата долга и выплата процентов равными частями; с ростом платежей — на начальном этапе увеличение взносов с определенным постоянным темпом, а далее выплата их постоянными суммами; с переменной суммой выплаты — выплата в льготный период только процентов без увеличения основной суммы долга; с залоговым счетом — открытие специального счета, на который должник вносит определенные денежные средства для подстраховки выплаты взносов на этапе реализации проекта.

В последние годы развитые страны мира широко применяют проектное финансирование — один из видов долгового. Такое финансирование заключается в том, что банк-кредитор анализирует предлагаемый инвестиционный проект, доводит его до уровня, что дает возможность организовать его успешное финансирования, ведет переговоры с кредиторами, передает на коммерческих условиях заказчику сформированный вариант с конкретными выводами и предложениями. В этом случае инвесторы имеют существенную гарантию жизнеспособности и эффективности проекта. Отделы проектного финансирования входят в состав многих ведущих банковских учреждений.

В проектном финансировании получения запланированного потока реальных денег достигается выявлением и распределением комплекса связанных с проектом рисков между всеми его участниками — подрядными организациями, финансовыми учреждениями, государственными органами, поставщиками сырья и полуфабрикатов, потребителями конечной продукции. Организация финансирования по типу проектного позволяет на начальной стадии реализации проекта оценить возможности его учредителей, определить потребность проекта в заемных финансовых ресурсах, прибыли после сдачи предприятия в эксплуатацию, распределить риски создания и функционирования предприятия между всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами. В зависимости от доли риска, которую принимает на себя кредитор, различают следующие формы проектного финансирования: с полным регрессом на заемщика; без регресса на заемщика; с ограниченным регрессом на заемщика.

Финансирование с полным регрессом на заемщика — наиболее распространенная форма проектного финансирования. Предпочтение ей отдают за скорость и простоту получения средств, необходимых для финансирования проекта. Кроме того, стоимость этой формы ниже, чем двух других. Набирают эту форму в следующих случаях:

— для финансирования малоприбыльных или некоммерческих проектов, заказчики которых имеют возможность погасить кредиты за счет других доходов заемщика;

— когда средства предоставляются в форме экспортного кредита;

— для проектов с недостаточно надежными гарантиями, даже если они и покрывают все риски;

— для небольших проектов, весьма чувствительных даже к незначительному увеличению расходов.

В случае финансирования без регресса на заемщика кредитор не имеет от него никаких гарантий и принимает на себя почти все риски, связанные с реализацией проекта. Такая форма финансирования имеет высокую стоимость для заемщика, так как кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Без регресса на заемщика финансируются высокоприбыльные проекты, дающие в результате реализации конкурентоспособную продукцию, например связанные с добычей и реализацией полезных ископаемых. Для того чтобы кредиторы рискнули вложить средства в такой проект, необходимы следующие условия:

— применение хорошо отработанной технологии, позволяющей выпускать конкурентоспособную продукцию;

— возможность оценки рисков строительства, выхода на проектную мощность, а также связанных с функционированием проекта;

— возможность оценки рынка продукции, которая должна быть реализована, чтобы заранее определить ценовые риски;

— надежные договоренности с поставщиками сырья, комплектующих деталей, энергоносителей и определены цены на эти ресурсы.

Ныне быстро распространяется проектное финансирование с ограниченным регрессом на заемщика. В этом случае при финансировании проекта оценивают все связанные с его реализацией риски, которые распределяются между участниками проекта так, чтобы каждый мог брать на себя риски, которые зависят от него. Например, заемщик несет ответственность за риски, связанные с эксплуатацией объекта, подрядчик — риск завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию, поставщики оборудования —риск, связанный с комплектностью, качеством и своевременностью поставок.

К преимуществам рассматриваемой формы проектного финансирования относятся его умеренная цена и максимальное распределение рисков по проекту для заемщика. При этом заинтересованные в реализации проекта стороны принимают на себя конкретные коммерческие обязательства.

Контроль над соблюдением условий финансирования осуществляют, как правило, на основе регулярных ревизий за такими аспектами: фактические затраты; поток реальных денег; финансовое состояние проекта и компании, которая реализует этот проект; отчетность; управление

финансами; ложные расходы. Эффективность работы руководителя проекта оценивают преимущественно за тем, как успешно он организует работу по контролю над расходами на проект.

Для управления процессом финансирования проекта в развитых странах применяют специальный план управления финансовыми ресурсами, разрабатывают при подготовке контрактов и постоянно актуализируют. Этот план предусматривает, какие расходы подлежат контролю (расходы компании; стоимость оборудования, материалов и рабочей силы; накладные расходы); с помощью каких показателей будут оцениваться расходы (необходимо, чтобы они совпадали с принятой в проекте или компании системой отчетности); как будет организован контроль (участники, расходы, процедуры передачи информации). Необходимо учитывать, что эффективность контроля над финансами снижается на поздних этапах реализации проекта.

Читайте также:  Кем проект организации строительства пос разрабатывается

Разработка сметы проекта

Смета — комплекс расчетов для определения размера затрат на проект. С другой стороны, это инструмент управления, который используется менеджером в процессе реализации проекта. Учитывая это, он является документом, определяющим стоимость проекта, а также инструментом контроля и анализа расхода денежных средств на проект.

Назначение смет. На основе сметы определяется объем капитальных вложений, включающих затраты на:

— приобретение технологического, энергетического, подъемно-транспортного и другого оборудования, приспособлений, инструмента и производственного инвентаря, необходимого для функционирования предприятия;

— работы по монтажу этого оборудования (монтажные работы);

— освоение строительной площадки;

— осуществление технического и авторского надзора;

— разработку проектной документации и др.

Очень важно правильно определить сметную стоимость проекта. От того, насколько точно смета отражает уровень необходимых затрат, зависит точность оценки экономичности проекта, а отсюда и четкость планирования капитальных вложений и финансирования. Смета будет настолько точной, насколько точно определены комплекс работ и правильность выдвинутых предположений. Сметы составляют в процессе проектирования предприятий, зданий и сооружений на основании графических материалов, спецификаций к ним и пояснительных записок. По данным сметы, определяющие размер затрат, связанных со строительством, реконструкцией или расширением зданий, сооружений, предприятий и их комплексов.

Сметную стоимость строительно-монтажных работ используют для определения договорной цены и заключения контрактов (договоров) между заказчиками и подрядчиками, между генеральным подрядчиком и субподрядчиками, а также для расчетов между ними.

Показатели сметной стоимости применяют при оценке вариантов проектных решений по строительству и реконструкции производственных и непроизводственных объектов, выбора экономически целесообразного из них. Кроме того, сметная стоимость используется для сравнения вариантов организации строительства и производства работ, для выбора конструктивных и объему — планировочных решений.

На основе сметы и календарного плана составляют бюджет проекта и осуществляется учет, отчетность и оценка деятельности заказчика и подрядчика. Поэтому сметная стоимость должна не только покрывать расходы, но и обеспечивать получение определенной прибыли. В результате сопоставления сметной стоимости работ и фактических затрат выявляют источники прибыли и причины убыточной работы. Но в любом случае смета только прогнозирует конечную стоимость проекта, — окончательная его стоимость станет известна после завершения, когда финансирование проекта будет закончено.

Методы определения сметной стоимости

Для определения сметной стоимости применяются три метода: базисно-компенсационный, ресурсный, ресурсно-индексный.

Базисно-компенсационный метод определения стоимости строительства представляет собой составление сметной документации с использованием имеющихся сметных норм. Стоимость строительства, согласно этому методу, формируется на основе фактических расходов и окончательно может быть определена только после завершения строительства.

Ресурсный метод определения стоимости строительства заключается в калькуляции в текущих (прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта. Калькуляция себестоимости (предстоящих издержек производства) ведется на основе данных о потребности в материалах, изделиях и конструкциях, о способах их доставки на строительную площадку, расстояния, а также потребности в энергоносителях, о времени эксплуатации строительных машин и их составе, о затратах труда рабочих.

Для определения потребности в ресурсах используют:

— сведения о потребности материалов (составляются при проектировании объектов);

— данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в проектной документации, раздел «Организация строительства»);

— производственные нормы расхода материалов;

— сборники ресурсных сметных норм.

Вычисление ресурсов, на основе которых определяется стоимость соответствующих работ, сводится к форме суммарного итога относительно сооружения в целом или отдельной ее части. Оценке подлежат суммарные ресурсные показатели, для расчета которых следует предварительно.

Типы смет. Предварительный расчет стоимости строительства осуществляют на допроектной стадии по увеличенным нормативам при разработке технико-экономического обоснования. Если речь идет об объектах производственного назначения, можно использовать укрупненные показатели базисной стоимости строительства (ЗПБВ), полученные на основе технологических моделей отраслей и подотраслей экономики. Для определения стоимости объектов жилищно-социального назначения в текущих и прогнозируемых ценах на ранней стадии проектирования, а также для расчетов капитальных вложений как для городов в целом, так и для комплексной застройки жилых кварталов (микрорайонов) следует использовать укрупненные показатели базисной стоимости (ЗПБВ), разработанные на основе объектов-представителей, характеризующих тип жилых зданий массовой застройки.

Сметная стоимость предприятий, сооружений, проектируемых объектов, а также их частей и видов работ определяется при проектировании в составе проектов (эскизных проектов) и рабочей документации. Для этого составляются сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметы, локальные ресурсные сметные расчеты, сметы на проектные и розыскные работы.

Сводный сметный расчет является основным документом, определяющим стоимость

строительства предприятий, зданий и сооружений. Составляется он на основе объектных и локальных смет, а также сметных расчетов на дополнительные затраты, не учтенные в объектных и локальных сметах.

Объектные сметы (объектные сметные расчеты) разрабатываются на строительство каждого отдельного здания и сооружения. За основу принимаются локальные сметы на отдельные конструктивные элементы и виды работ. В объектные сметы включаются затраты на выполнение строительных, санитарно-технических, монтажных и других видов работ. В них отражаются затраты на временные здания и сооружения, часть прочих расходов определенного объекта, а также часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются по рабочим чертежам на каждый вид работ. Они определяют сметную стоимость конструктивных элементов работ и их видов. Данные относительно объемов строительных и монтажных работ принимаются из ведомостей объемов работ или определяются в соответствии с рабочими чертежами. Исчисление объемов работ производится по схемам, позволяющим легко проследить ход расчетов и последовательность их выполнения.

Структура сметной стоимости

Сметная стоимость строительства представляет собой общую сумму капитальных вложений. Все затраты в ней группируются в соответствии с технологической структуры капитальных вложений:

К = К зд + К монт + Коб + К пр + К п, (7.1)

где К — сметная стоимость строительства;

К зд — затраты на строительные работы;

К монт — затраты на работы по монтажу оборудования;

Коб — затраты на приобретение оборудования, инструмента и инвентаря;

Син — прочие капитальные затраты;

Снэп — резерв на непредвиденные работы и затраты.

Сметная стоимость строительных и монтажных работ состоит из суммы прямых и накладных расходов и сметной прибыли.

Прямые затраты связаны непосредственно с выполнением строительно-монтажных работ.

Сметная стоимость материалов, конструкций, деталей и полуфабрикатов включает расходы на приобретение материалов по отпускным ценам промышленности, расходы на упаковки, реквизит, доставку до приобьектному составу стройки, а также заготовительно-складские расходы.

Расходы на эксплуатацию машин и механизмов включают: затраты на доставку машин на строительную площадку, перемещение с объекта на объект, на монтаж и демонтаж; амортизационные отчисления; расходы на капитальный и текущий ремонт и техническое обслуживание машин; заработную плату машинистов, мотористов и другого обслуживающего персонала; стоимость горюче-смазочных и обтирочных материалов, сменных приспособлений и деталей.

Накладные расходы, предназначенные для организации, управления и обслуживания строительного производства, в отличие от прямых затрат не связаны непосредственно с выполнением строительно-монтажных работ и отражают затраты на создание необходимых условий для нормального функционирования процесса строительного производства.

Сметная прибыль — это сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительной организации, их относят на себестоимость работ. Сметная прибыль включает расходы на уплату налога с прибыли, затраты на развитие производства, на материальное стимулирование работников и развитие социальной сферы.

Расходы на приобретение оборудования, приспособлений, инструмента и производственного инвентаря предусматривают также затраты на покупку, пакетирование и доставку на строительную площадку предусмотренного проектом технологического, подъемно-транспортного, энергетического и другого оборудования (включая транспортные средства: автомашины, тракторы, электровозы, вагоны и т. др.); на покупку или изготовление приспособлений, инструмента и инвентаря, предназначенных для эксплуатации строящегося объекта.

Прочие капитальные затраты, входящие в сметную стоимость строительства, — это расходы на выполнение проектно-розыскных работ, на освоение площадки (плата за отвод земельных участков, возмещение стоимости отчуждаемых под строительство земель, переселение в связи со строительством и др.), расходы на подготовку эксплуатационных кадров для будущего предприятия; различные компенсации и доплаты работникам.

Резерв на непредвиденные работы и затраты, учитываемые в сметной стоимости, предназначен для компенсации стоимости тех работ и затрат, которые не всегда можно предусмотреть в процессе проектирования, но которые могут возникнуть при детальной проработке проектных решений, а также в ходе выполнения строительно-монтажных работ. Размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты исчисляется в процентах от общей сметной стоимости и зависит от объекта и отрасли. Резерв на непредвиденные расходы должен быть таким, чтобы мог обеспечить выполнение проекта без дополнительной денежной помощи.

На основе сметной стоимости определяется договорная цена, что е основой для подрядных торгов и при окончательном ее согласовании основой для заключения контракта.

Разработка бюджета проекта

При планировании расходов следует предусмотреть их способность удовлетворять потребности в финансовых ресурсах в течение всего времени осуществления проекта. С этой целью составляют бюджет проекта.

Бюджет проекта — это план, представленный количественными показателями. В него включены расходы, необходимые для достижения поставленной цели, представлены оценочные результаты откорректированного календарного плана и стратегии осуществления проекта Сведений только об общем объеме инвестиций в проект недостаточно, чтобы спланировать расходы.

Необходимо также знать ежегодную потребность в финансировании, а для первого года — поквартальную и помесячную. Итак, процесс составления бюджета проекта представляет собой распределение сметной стоимости во времени на основе календарного плана. Как и календарный план, он разрабатывается проектной командой.

В общем бюджете проекта указано, как должны расходоваться средства (год за годом) в течение всего периода его осуществления. Бюджет первого года (с поквартальной и помесячной разбивкой) должен быть особенно четким, а бюджеты будущих лет — меняться с изменением экономических условий. На общем бюджете проекта основываются планы отдельных его исполнителей. Бюджет проекта, как и смета, имеет двойное значение. Во-первых, это план действий, во-вторых — инструмент для руководства и контроля. Правильно составленный бюджет проекта направлен на решение двух основных задач:

— обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнить проект в соответствующих временных и финансовых рамках

— снижение объема затрат и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.

Порядок планирования расходов

Исходной информацией для планирования затрат на проект являются:

— сметная документация по проекту;

— календарный план проекта.

Планированию затрат предшествует осуществление трех этапов работ:

1) на основе календарного плана формируется список работ, которые должны быть выполнены в каждый временной период (год, квартал, месяц);

2) на основании сметной документации (локальных сметных расчетов) определяется стоимость указанных работ;

3) рассчитывается себестоимость работ по статьям затрат (сырье и материалы, оборудование, заработная плата и накладные расходы).

Планирование затрат при составлении бюджета проекта ведется по принципу от общего к частному, и распределение денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в соответствии с трех уровней.

На первом уровне последовательно суммируется сметная стоимость всех работ календарного плана и строится интегральная кривая освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта. При этом рассматриваются альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ; при поздних сроках начала работ; усредненный, наиболее вероятный вариант распределения затрат во времени. Пример интегральных кривых стоимости проекта иллюстрирует рис.7.1.

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы

lektsia.com 2007 — 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.) Главная | Обратная связь

Источник: lektsia.com

Сметное планирование (бюджетирование)

Актуальной задачей российских организаций в настоящее время является внедрение современных управленческих технологий. Динамичное развитие, множество бизнес-направлений, приобретение новых предприятий, выход на новые рынки, привлечение инвестиций и инвестирование в новые проекты — вся эта деятельность требует качественной системы управления. Руководство различных организаций осознало необходимость применения новейших технологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальной является бюджетирование.

Бюджетирование позволяет в режиме реального времени (ежедневно) получать показатели рентабельности каждого товара, подразделения и потребителя (каждой сделки). Оперативный управленческий учет помогает быстро адаптироваться к изменениям рынка, а также видеть экономические проблемы в момент их возникновения и устранять их до того, как они нанесли ощутимый материальный ущерб.

Читайте также:  Бланк график производства работ в строительстве образец

Современные методы бюджетирования базируются на информационных технологиях управления, и ядром такой системы является финансово-экономическая модель, в рамках которой на уровне значений показателей происходит увязка хозяйственных и финансовых процессов. Планы перестают быть разрозненными, возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи — корректировки планов для достижения приемлемого общего результата. С использованием автоматизированной системы бюджетирования данная экономическая задача в крупной организации может быть решена в течение 1 часа и, соответственно, время на принятие решения сокращается от традиционных 2-3 дней до нескольких часов.

Существует разные подходы к автоматизации бюджетирования в организациях: ведется разработка собственных решений на основе MS Excel-Acsess, специализированные системы бюджетирования и др. Анализ возможностей специализированных программ, представленных на российском рынке, показал, что многие программные комплексы отвечают требованиям, предъявляемым руководством организаций. Ожидают возможность гибко моделировать все бизнес-процессы на предстоящий плановый период с учетом внешних и внутренних факторов, позволяют автоматически рассчитывать экономически обоснованные показатели деятельности организации.

Внедрение системы бюджетирования — сложный организационный процесс, трансформирующий функции многих подразделений и документооборот организации. Первичный учет в организациях ведется для составления бухгалтерской и налоговой отчетности, и этой информации не достаточно для принятия управленческих решений. Система бюджетирования должна обеспечивать трансформацию данных бухгалтерского учета в данные управленческого учета, и это позволит избежать ведения двойного учета (бухгалтерского и управленческого) и минимизировать затраты на ввод данных о фактическом исполнении бюджетов.

Важно в самом начале планирования установить цели составления бюджета, определить, составление каких документов будет наилучшим образом отвечать этим целям, распределить обязанности между сотрудниками, выбрать свою философию планирования. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности организации.

Процесс внедрения бюджетирования на организации включает следующие этапы:

  • — изучение внутренней и внешней документации организации, ее структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;
  • — поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды организации в процесс бюджетирования;
  • — разработка плана внедрения бюджетирования;
  • — пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;
  • — разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети организации;
  • — создание информационной компьютерной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности организации;
  • — создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;
  • — обучение персонала.

Бюджетирование (сметное планирование) — это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов. Бюджетирование предполагает создание технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов.

Бюджет это план деятельности организации за определенный период, выраженный в денежной форме, который выполняет ряд важных функций:

  • 1) бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического плана, и процесс разработки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов;
  • 2) бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности организации. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль;
  • 3) бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации товара, инвестиционной деятельности и т.д.;
  • 4) бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на предстоящий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования.

К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

  • — обеспечение текущего планирования;
  • — обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений организации;
  • — обоснование затрат организации;
  • — создание базы для оценки и контроля планов организации;
  • — исполнение требований законов и контрактов.

При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности. Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

Процесс бюджетирования имеет порядок, в котором можно выделить определенные этапы.

  • 1. Определение главного фактора бюджетирования то есть фактора, который ограничивает деятельность организации в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности организации, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строиться с учетом выбранного главного фактора.
  • 2. Разработка ключевого бюджета, т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам товаров.
  • 3. Разработка функциональных, или операционных бюджетов т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовых товаров, который организация поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой.

Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного).

На основе бюджета производства разрабатываются:

  • 1) бюджет трудовых затрат в количественном (человеко-часы) и стоимостном выражении;
  • 2) бюджет расходования материалов — в количественном выражении.

Далее строится бюджет закупки материалов с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.

После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом:

  • 3) производственные — на основе данных об объеме производства;
  • 4) коммерческие — на основе данных об объеме продаж.

Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.

Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность организации в краткосрочном финансировании.

  • 4. Построение генерального бюджета который включает:
  • 5) планируемый отчет о прибылях и убытках;
  • 6) планируемый баланс;
  • 7) планируемый отчет о движении денежных средств.

Для построения планируемого отчета о прибылях и убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.

Таким образом, формирование бюджета — это процесс формирования финансовых показателей деятельности организации, оформленных в основные операционные и бюджетные документы, который условно можно разделить на две составные части: подготовка операционного бюджета и подготовка основных бюджетных документов.

Разберем несколько примеров бюджетирования:

Пример бюджетирования №1. При реализации консалтингового проекта по постановке системы бюджетирования в крупном инвестиционно-строительном холдинге финансовая структура была определена следующим образом:

К Центрам прибыли (ЦП) были отнесены компании, отвечающие за формирование прибыли холдинга (организации, занимающиеся подрядными, проектными работами, производственная база, организации управления недвижимостью и т.п.).

К Центрам затрат (ЦЗ) отнесены компании и подразделения Управляющей компании, отвечающие за затраты холдинга (охранное предприятие, обслуживающие объекты холдинга, административно-хозяйственные, финансовые службы, юридический отдел и т.п.).

К Центрам Доходов (ЦД) отнесен маркетинговый отдел Управляющей компании, отвечающий за продажу квартир и, соответственно, формирующий доходы холдинга.

Как видно из описания предложенной финансовой структуры, некоторые ЦФО совпадают с юридическими лицами, некоторые — с отделами (департаментами). При этом соблюдено условие самостоятельности каждого ЦФО при планировании показателей деятельности и фактической реализации бюджетов.

Отраслевая специфика ИСХ — длительность инвестиционного цикла (от поиска объекта вложений до получения конечного результата от инвестиционно-строительного проекта), сетевой график работ, календарное планирование с учетом наличия ресурсов — сказывается на системе бюджетного планирования. Эти особенности строительства влияют на бюджетную структуру (состав бюджетов) и подходы к процессу бюджетирования.

Следует отметить, что для строительства неприменимы модели бюджетирования производственных и торговых компаний.

Во-первых, при разработке системы бюджетирования необходимо обеспечить связь с проектно-сметным планированием (специфическим строительным бизнес-процессом) и заложить эту зависимость в бюджетные формы (что, естественно, повлияет на вид самих бюджетов, состав статей и методику их планирования).

Во-вторых, нельзя упускать из вида тот факт, что все центры финансовой ответственности (ЦФО) холдинга участвуют в реализации общих инвестиционно-строительных проектов, т.е. являются звеньями одной цепочки. Упрощенно эту цепочку можно представить так «Инвестор — Заказчик — Генподрядчик». То есть при планировании по конкретному проекту доходов и расходов ЦФО, выполняющих функции Инвестора (Заказчика, Генподрядчика), необходимо учитывать доходы и затраты других участников этого проекта.

Пример бюджетирования №2. Если считать цепочку замкнутой (то есть принять допущение, что в проекте принимают участие только компании, входящие в холдинг), то систему бюджетирования можно представить следующим образом:

  • 1) ЦФО «Генподрядчик» планирует свои затраты исходя из сметной стоимости проекта. Свои услуги ЦФО «Генподрядчик» реализует ЦФО «Заказчик», увеличивая при этом их стоимость на величину минимальной и достаточной маржи, призванной покрыть операционные расходы Генподрядной организации. Соответственно при планировании доходов ЦФО «Генподрядчик» и затрат ЦФО «Заказчик» необходимо учесть данную зависимость;
  • 2) в свою очередь ЦФО «Заказчик» планирует собственные затраты, связанные с реализацией данного проекта, и планирует доходы исходя из общей суммы запланированных затрат и маржи, направленной на покрытие операционных расходов;
  • 3) следующим звеном в цепочке является ЦФО «Инвестор», для которого затратами являются суммы, уплаченные Заказчику, собственные расходы по проекту и собственные операционные расходы. Доход ЦФО «Инвестор» получает от реализации построенных площадей покупателям вне границ холдинга. Таким образом, ЦФО «Инвестор» фактически отвечает за прибыль холдинга, которую направляет на реализацию инвестиционных программ и финансовые вложения холдинга в целом.

При реализации данной схемы бюджетирования необходимо обеспечить соблюдение требований российского налогового законодательства в области регулирования трансфертного ценообразования.

Рыночное окружение диктует ИСХ особый подход к методике бюджетирования: планирование производится не от предполагаемого объема продаж (как обычно происходит в торговле и производстве), а от намеченных объемов строительства (от затрат), поскольку крайне важным фактором является получение площадей под застройку (особенно в Москве) и утверждение исходно-разрешительной и сметной документации. Технологические особенности строительства на протяжении всего срока реализации инвестиционно-строительного проекта находят отражение в бюджетных формах и методах их составления.

Бюджетная структура (состав бюджетных форм и их взаимосвязь) индивидуальна для каждого конкретного ИСХ.

Примерный (минимальный) набор бюджетных форм выглядит так:

  • — бюджет строительства (затрат инвестиционно-строительных проектов)
  • — бюджет операционных расходов
  • — бюджет продаж
  • — инвестиционный бюджет
  • — бюджет финансовых вложений
  • — бюджет прибылей и убытков (БПУ)
  • — бюджет движения денежных средств (БДДС)
  • — прогнозный баланс (ПБ)
  • — Также составляются вспомогательные бюджеты:
  • — бюджет закупок
  • — бюджет запасов
  • — бюджет прочих доходов и расходов
  • — бюджеты прочих ЦФО (не принимающих непосредственного участия в реализации инвестиционно-строительного проекта)

Одни бюджеты составляются самими ЦФО, затем консолидируются и образуют бюджеты холдинга (например, БДДС — бюджет движения денежных средств);

другие составляются на уровне холдинга и данные, содержащиеся в них, находят отражение в бюджетах ЦФО (например, инвестиционный бюджет).

При разработке бюджетных форм для ЦФО необходимо обращать внимание на то, что бюджеты должны учитывать специфику деятельности ЦФО и одновременно обеспечивать возможность консолидации бюджетов без дополнительных затрат на адаптацию форм.

При автоматизации системы бюджетирования на базе специализированного программного продукта можно значительно облегчить процесс консолидации, обеспечить разграничение функций участников бюджетного процесса при составлении бюджетов, автоматизировать построение отчетов «План/факт», использовать возможности программы для составления трехмерных форматов бюджетов (в отличие от возможностей электронных таблиц) и многое другое.

Особенностью бюджетов ИСХ является то, что планирование необходимо производить не только по статьям бюджета, но и обязательно в привязке к конкретному проекту (поскольку у каждого инвестиционно-строительного проекта есть четкие графики строительства, сметы, которые нельзя нарушать). В большой степени бюджеты затрат на строительство аналогичны строительной смете проекта. Степень детализации статей бюджетов зависит от индивидуальных потребностей менеджеров ИСХ для принятия решений.

Методика формирования бюджетов и их взаимосвязь является одним из ключевых моментов построения системы бюджетирования.

Источник: vuzlit.com

Рейтинг
Загрузка ...