Казалось бы, идея регламентации деятельности компании является очень логичной и должна повысить эффективность работы компании. Но почему-то на практике это мало кому удается сделать.
Мне известно очень большое количество попыток регламентировать деятельности компании, которые, по сути, ничем хорошим не закончились.
Почему же большинству компаний не удается создать эффективную машину по зарабатыванию денег за счет регламентации всех бизнес-процессов и проектов?
Безусловно, в каждом конкретном случае на разработку регламентов могут негативно влиять сразу несколько факторов. Тем не менее, на мой взгляд, есть одна причина, которая с вероятностью близкой к 100% хоронит идею регламентации.
Итак, одна из основных проблем, из-за которой регламенты в компании не работают, заключается в самой организации деятельности по их разработке.
Самый распространенный подход к разработке регламентов заключается в том, чтобы поручить данную работу одному (или нескольким, в зависимости от объема) человеку. Причем нередко этим занимается внешний специалист (например, консультант или группа консультантов).
Алгоритм разработки регламента [Как создать и внедрить профессиональный стандарт?]
В подавляющем большинстве случаев это приводит к возникновению огромного количества всевозможных регламентов (положений, инструкций и т.д.), которые на практике не используются.
Кстати, раньше все эти регламенты разрабатывались вручную, что, конечно же, занимало много времени, особенно если нужно было вносить какие-то изменения. Сейчас есть много специализированных компьютерных программ, с помощью которых можно разрабатывать регламенты.
При этом регламенты могут формироваться и в текстовом и в графическом виде. В общем, сейчас очень много различных «рисовалок», используя которые можно разрабатывать талмуды за сравнительно небольшое время. «Рисовалок» много, а толку мало.
Благодаря этим программам, разработка регламентов из сложной содержательной задачи превратилась в чисто техническую. Во многих компаниях считают, что им достаточно приобрести одну из таких программ, нанять сотрудника (или пригласить консультанта), который нарисует им все необходимые регламенты.
Кстати, в большинстве компаний так серьезно относятся к выбору названия должности такого сотрудника, как будто от этого что-то зависит.
Как их только не называют. Специалист по разработке регламентов, специалист по бизнес-инжинирингу, бизнес-аналитик и т.д.
Иногда создают целые отделы или группы. Например, отдел/группа корпоративной регламентации или отдел/группа бизнес-инжиниринга или бизнес-аналитиков.
На мой взгляд, подобная централизация, а затем и локализация функции регламентации и приводит к тому, что компания не получает желаемого результата и созданный для разработки регламентов отдел (группа или сотрудник) расформировывается.
Если в компании, скажем так, не очень следят за затратами и не думают о повышении эффективности работы, то такой отдел/группа может просуществовать не один год. Этот отдел и дальше будет продолжать поддерживать в «актуальном» состоянии все раннее разработанные регламенты, а также заниматься созданием новых, но все это не будет иметь никакого отношения к реальной практической деятельности предприятия.
Для чего нужен регламент // Как правильно составить регламент // Atis Group
Этот отдел будет, как говорится, вариться в собственном соку. Если в один день уволить всех сотрудников данного отдела, то этого никто и не заметит. Может быть кроме тех, с кем сотрудники этого отдела чаи гоняли на работе.
Противоположностью такого централизованного и локального подхода к разработке регламентов является децентрализованный подход, когда разработкой регламентов занимаются все подразделения. То есть каждое подразделение полностью автономно разрабатывает для себя регламенты.
Основные проблемы такой децентрализованной стратегии разработки регламентов заключаются в том, что нельзя будет нормально прописать взаимодействие подразделений при выполнении различных функций, а также в том, что каждое подразделение может использовать свои форматы описания регламентов.
Таким образом, действительно эффективным подходом к разработке регламентов является смешанный вариант.
Безусловно, должна быть какая-то координация и контроль разработки регламентов. Кроме того, нужно разработать и утвердить единые стандарты описания регламентируемых объектов компании.
Возникает вопрос: кто же должен заниматься разработкой единых стандартов, координацией и контролем разработки регламентов?
Если компания небольшая, то данные функции может выполнять сам директор (возможно, привлекая внешних консультантов). Если компания уже не маленькая, но еще не такая крупная чтобы позволить себе иметь в штате отдел (или дирекцию) развития, то опять-таки эти функции может выполнять директор компании, но в этом случае с большой вероятностью ему потребуется помощь со стороны внешних экспертов (возможно даже на постоянной основе).
Если же в компании уже есть отдел развития, то данными функциями может заниматься он при контроле со стороны директора.
Почему предлагаются именно такие варианты распределения рассматриваемого здесь функционала? Да потому, что разработка регламентов – это деятельность, связанная с развитием компании, конкретно с развитием системы управления.
А значит, для эффективной реализации такой деятельности нужно использовать технологию проектного управления. В данном случае речь идет именно о проектах развития.
То есть разработка и внедрение регламентов должна быть проектной деятельностью, которую курирует или сам директор или отдел развития (при контроле со стороны директора).
Таким образом, регламент должна создавать проектная группа, состав которой у каждого проекта может быть свой. При этом обязательно в состав группы должен входить сотрудник отдела развития.
Если у компании нет отдела развития, то в состав некоторых проектных групп может включаться внешний специалист (консультант). В таком случае контролировать работу проектных групп будет сам директор (возможно с помощью консультанта).
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме «Организационное проектирование. Реструктуризация предприятия и бизнес-процессов», который проводит автор данной статьи — Александр Карпов.
Источник: rik-company.ru
Регламенты компании: 3 правила внедрения
Как добиться, чтобы сотрудники читали инструкции и выполняли предписания. Советы эксперта по стратегическому планированию Александра Высоцкого.
Александр Высоцкий, эксперт по стратегическому планированию и разработке организующих схем, основатель консалтинговой компании «Visotsky Consulting» — об ошибках и незаменимых инструментах менеджмента.
Что, если в компании есть регламенты, но сотрудники их игнорируют? Мало того, ответственные подразделения их своевременно не актуализируют. Как быть? Согласитесь, в бизнесе такие ситуации нередки. В этом материале расскажу, как внедрять инструкции и регламенты так, чтобы они работали.
Чаще всего инициатором подготовки регламента или инструкции становится владелец бизнеса. К нему либо приходит идея, либо его настолько достает хаос в компании, что другого выхода, кроме написания пошагового руководства, он не видит. Но владельцу не стоит радостно сидеть в кресле и медитировать, думая, что благодаря новому документу компания начнет сразу же жить счастливо!
Моя ошибка
Лет 20 назад я был таким же руководителем. Помню одну из своих первых инструкций для отдела продаж. Я написал ее и терпеливо ждал, когда все изменится. Но счастливая жизнь не наступила мгновенно, как я того хотел.
«Нужно, чтобы подчиненные прочитали инструкцию, поняли и начали применять, только тогда будут видны результаты», — справедливо рассудил я. Ждал долго. И через какое-то время обнаружил, что мою инструкцию почти никто не прочитал. Некоторые прочитали и не поняли. А некоторые сотрудники подумали, что эти правила не обязательно выполнять.
Правила работы с регламентами
Если в вашей компании нет службы или сотрудника, который контролирует соблюдение регламентов, они не будут выполняться. Я это гарантирую. Возможно, вы сумеете вдохновить их в самом начале, они будут действовать по инструкции, но после перестанут выполнять ваши распоряжения.
Правило № 1. Должностные папки
Регламент — это инструмент менеджмента. Что нужно сделать, чтобы он работал? Для начала убедитесь, что регламент появился в должностных папках сотрудников, к которым он относится. Эти папки могут быть как физическими, так и электронными.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.
В «Visotsky Consulting» за эту область отвечает служба персонала. Также они занимаются коммуникациями, персоналом, бизнес-процессом, наймом и геймификацией. Условно его можно назвать департамент HR. Когда появляется новый регламент, служба персонала обязательно оповещает сотрудника. Они ответственны за то, чтобы регламенты были под рукой у сотрудников.
Правило № 2. Проверка знаний
Возможно, мои слова покажутся кому-то неприятными, но сотрудники никогда не будут читать и разбираться в ваших регламентах, если вы не будете проверять знания. Единственный способ мотивировать их — предупредить, что служба персонала проведет тестирование понимания регламента. Хороший вариант, который не займет много времени, — несколько контрольных вопросов в Google-форме. Тогда необходимость прочесть регламент и разобраться в нем станет для сотрудников очевидной. Но как добиться того, чтобы сотрудники выполняли регламент?
Правило № 3. Контроль выполнения
Служба персонала должна проверять, как на самом деле выполняются регламенты в компании. Понятно, что мы не можем тратить на это много времени и ресурсов, не стоит ежеминутно проверять каждый регламент. Здесь нужно здравомыслие: просто устраивайте проверки с определенной периодичностью.
Например, в «Visotsky Consulting» есть регламент по проведению общих собраний. Выполнить проверку его выполнения можно прямо во время собрания. Далее следует обратиться к руководителю, отвечающему за эту область. Если были какие-то отступления от регламента, то служба персонала должна непременно сообщить об этом.
Инициатива сотрудников
Сделайте так, чтобы каждый, кто сомневается в правильности регламента, мог написать просьбу о его отмене. Человек должен объяснить, с чем конкретно он не согласен, ведь иногда наши инструкции нуждаются в доработке. И это нормально! Сотрудник сообщит свою идею непосредственному руководителю, и если его начальник заинтересован в повышении эффективности, то обязательно рассмотрит возможность изменения регламента. Ведь все мы находимся в одной лодке, мы команда.
Запомнить
Чтобы правильно внедрить регламент, необходимо соблюдать три правила.
Регламент попал к сотрудникам, и вы в этом убедились.
Сотрудник его прочитал, понял и прошел проверку знаний.
Соблюдение регламента контролируется.
Это то, что обеспечивает его выполнение. Нет никакой магии! Обратите внимание, что чем меньше люди воодушевлены работой в компании, тем больше усилий вам необходимо к этому прикладывать. Если сотрудники осознанные, креативные и воодушевленные, то внедрять регламенты будет легко. Но от соблюдения этих трех правил вы все равно никуда не денетесь.
Я убежден, что без них все превращается в цирк.
Следите за нашими обновлениями:
Александр Высоцкий Эксперт по стратегическому планированию и разработке организующих схем, основатель консалтинговой компании «Visotsky Consulting»
Источник: uprav.ru
Строительный регламент. Техническое регулирование в строительстве
Цель работы: ознакомиться с техническим регулированием в строительном комплексе Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Получить представление об основных положениях технического регулирования, зафиксированных в законе “О техническом регулировании”.
Рассмотреть основополагающий технический регламент “О безопасности зданий и сооружений”.
Объектом исследования является техническое регулирование в строительстве. Предметом исследования стал Федеральный закон “O техническом регулировании”.
Методология исследования представляет собой изучение законодательства в области технического регулирования, статей в профильных журналах.
Структура реферата построена по принципу от общего к частному. В первой главе дается информация о новых принципах технического регулирования в Российской Федерации. Вторая глава посвящена изучению технического регламента “О безопасности зданий и сооружений”.
ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Федеральный закон «О техническом регулировании», вступивший в силу с 1 июля 2003 г., вносит принципиальные изменения в существующую систему технического регулирования в строительстве. Закон регулирует отношения, возникающие при:
разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
Закон предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются федеральными законами постановлениями Правительства РФ.
Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции (услуг) и сфера применения обязательных требований поэтому сводится к минимуму.
Предусматривается 7-летний переходный период к новым техническим регламентам. Новые технические регламенты принимаются только в целях обеспечения:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Согласно новому законодательству существуют два вида технических регламентов: общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Общий технический регламент строительства содержит требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов выпускаемой продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации и принимается по вопросам:
безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
безопасной эксплуатации зданий и сооружений;
Общий технический регламент может быть принят только федеральным законом.
Специальный технический регламент содержит требования, учитывающие технологические и иные особенности отдельных видов деятельности или продукции. Специальный ТРпринимается федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации. В случае принятия специального ТР федеральным законом, ранее принятый постановлением Правительства Российской Федерации технический регламент, устанавливающий обязательные требования к той же продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, утрачивает силу.
Специальные технические регламенты в области использования атомной энергиипринимаются постановлениями Правительства Российской Федерации.
Технический регламент содержит требования к характеристикам продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, а не к конструкции и исполнению, за исключением случаев, при которых не обеспечивается достижение целей разработки ТР. Он также устанавливает применимую к объекту технического регулирования форму оценки соответствия, особенности идентификации для целей обязательного подтверждения соответствия, отбора образцов, проведения испытаний, проведения контроля органа по сертификации за объектом сертификации (если это предусмотрено схемой подтверждения соответствия) и других процедур, необходимых для достижения целей технического регламента.
Международные и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, когда использование международных и (или) национальных стандартов не в полной мере обеспечивает достижение целей принятия регламента.
Глава 2. Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»
Технический регламент “ О безопасности зданий и сооружений” вступил в силу с июля текущего года. ТР “О безопасности зданий и сооружений” заменяет действующий ТР“ О безопасной эксплуатации зданий и сооружений”. Изменения были инициированы Министерством регионального развития РФ.
По мнению Перелыгина А.И., это вызвано тем, что эксплуатация зданий, строений и сооружений является лишь промежуточным звеном жизненного периода зданий, строений и сооружений, который включает такие этапы, как: предварительные инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация, снос и рекультивация территорий. Все составляющие жизненного периода влияют на жизнь и здоровье граждан, защиту имущества, охрану окружающей среды. При этом основы безопасной эксплуатации закладываются на этапах инженерных изысканий, проектирования и выполнения строительно-монтажных работ. http://allformgsu.ru
Таким образом, формулировка «безопасная эксплуатация», закрепленная в Федеральном законе «О техническом регулировании», не соответствует устоявшейся российской и мировой терминологии и не охватывает весь жизненный период зданий, строений, сооружений.
В качестве основы для разработки проекта технического регламента использовалась Директива 89/106 ЕСС – основной нормативный акт Европейского союза в отношении строительной продукции. В проекте технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования является объект капитального строительства.
Идентификация объекта технического регулирования проведена по трем признакам:
по назначению (жилые, общественные, производственные здания и т. д.);
по уровню ответственности (повышенный, нормальный, пониженный – от уровня ответственности зависят коэффициенты запаса, закладываемые в расчетные формулы при выполнении проектных работ);
применительно к формам оценки соответствия – объекты разделены на три группы:
объекты с обязательной государственной экспертизой и надзором;
объекты без государственной экспертизы и надзора;
объекты индивидуального жилищного строительства.
Список объектов с обязательной и не обязательной экспертизой представлен в Градостроительном Кодексе. К объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, а также гаражи, бани и другие здания и сооружения вспомогательного использования. http://allformgsu.ru
Структура технического регламента соответствует требованиям федерального закона «О техническом регулировании». Она включает в себя три основные части:
требования к безопасности зданий и сооружений;
требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла строительной продукции (на стадии проектной документации, строительства, эксплуатации, сноса);
формы оценки соответствия.
Технический регламент устанавливает шесть видов безопасности строительной продукции:
безопасность в сложных природных и техногенных условиях;
требования безопасных условий проживания (биологическая, химическая, радиационная безопасность);
требования безопасности пользования (электробезопасность, термобезопасность).
требования безопасного воздействия на окружающую среду.
Выполнение указанных требований безопасности применительно к конкретному зданию, сооружению позволит обеспечить его безопасность в целом.
Формы оценки соответствия подразделяются на две большие группы: государственные и негосударственные. К государственным формам оценки соответствия относятся государственная экспертиза, государственный строительный надзор, приемка в эксплуатацию объектов, государственный эксплуатационный контроль, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию.
Таким образом, государство обеспечивает безопасность в строительстве введением соответствующих технических регламентов. Остальные требования к строительной продукции (работам, услугам) не регламентируется. Предполагается, что такое ограничение государственного регламентирования снимет административные и бюрократические барьеры, будет способствовать повышению ответственности и конкурентоспособности структур строительного комплекса.
Цель исследования была достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании».- КонсультантПлюс.- www.consultant.ru/popular/techreg/ . И http://allformgsu.ru/
Проект Федерального закона «О техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений».- Российская газета.-www.rg.ru/2008/07/30/reglament-zakonoproekt.
Перелыгин А.И. – О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О техническом регулировании”//Строительная безопасность.- №2, 2006.
Статья «Стандартный раскол».- «Российская газета» — Федеральный выпуск №5239 (160) от 22 июля 2010 г.http://allformgsu.ru/
«Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ», СНиПIII-4-90 «Техника безопасности в строительстве. Правила по охране труда вдорожном хозяйстве», ТР 103-00 «Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применениемасфальтобетона».
2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
Основные параметры процесса
Инструменты, приспособления, средства механизации
Ограждение зоны производства работ и установка сигнальных знаков. Освещение рабочей зоны
Установка стандартных щитов ограждения поперек дороги с обеих сторон и вдоль дороги.
Устанавливаются знаки, определяющие разрешенное направление движения транспорта.
В темное время суток зона освещается сигнальными лампами красного цвета или мигалками, освещается площадка зоны
Поперечное ограждение устанавливается на расстоянии 2 м от зоны при полном прекращении движения или на расстоянии 5-10 м при работах на половине дороги с пропуском транспорта по 2-ой половине дороги.
Сигнальные знаки устанавливаются перед ограждением на расстоянии 15 м от границы зоны навстречу движению.
Освещение площадки рабочей зоны производится из расчета 300 вт на 1000 м 2 , при работе в ночное время могут использоваться переносные светильники и прожектора
Стандартные решетчатые или сплошные щиты, пластмассовые конуса и др. Стандартные дорожные знаки: «Движение запрещено», «Въезд запрещен», «Движение направо, налево», «Направление объезда препятствия». Стандартные светильники с защитными колпаками
Передвижная электростанция (ПЭС), автопогрузчик, ломы, лопаты, инструмент для электромонтажных работ
Основание очищается от грязи, снега и льда
Для очистки можно использовать песчано-солевую смесь для ускорения таяния
Автогрейдер или механические щетки. Лопаты, скребки, метлы
Влажные места должны быть просушены непосредственно перед укладкой асфальтобетонной смеси
Разогреватели с инфракрасным излучением. Компрессор со шлангами для продувки. Механические щетки. Лопаты, скребки, щетки
Основные работы
Доставка асфальтобетонной смеси
Доставка смеси к месту укладки осуществляется автомобилями большой грузоподъемности. Для уменьшения теплопотерь при перевозках следует применять автомобили с утепленными или обогреваемыми кузовами. Смесь при перевозке следует укрывать ватными матами, брезентом и т.п. Доставка смеси осуществляется интенсивно и ритмично, непрерывно. Простои автомашин исключаются
Смеси горячие асфальтобетонные для плотного асфальтобетона. Температура смеси перед выгрузкой в бункер укладчика не ниже 150 °С
Автомобили-самосвалы с фронтальной разгрузкой.
Укладка асфальтобетон ной смеси
Укладка смеси производится асфальтоукладчиками. До начала укладки выглаживающую плиту следует прогреть форсункой. Автомобиль-самосвал подходит к асфальтоукладчику со стороны противоположной направлению его движения и, меняя угол наклона кузова, постепенно выгружает смесь в приемный бункер.
Укладка смеси начинается сразу за выгрузкой и ведется непрерывно до полной выработки смеси в бункере. В зоне рабочих органов асфальтоукладчика оставляется небольшое количество горячей смеси для сохранения их температуры при небольших остановках.
Для предотвращения образования продольных швов укладку смеси желательно вести сразу на всю ширину проезжей части несколькими асфальтоукладчиками. При работе одним укладчиком для хорошего сопряжения смежных полос укладки длину захватки снижают настолько, чтобы вновь укладываемая полоса примыкала к теплой кромке уложенной полосы. При температуре воздуха около 0 °С и ниже длина захватки снижается до 20-25 м. При распределении смеси трамбующий брус асфальтоукладчика постоянно работает. Если после прохода асфальтоукладчика на поверхности покрытия обнаруживаются раковины, их надо до начала уплотнения исправить подсыпкой горячей смеси. Скорость асфальтоукладчика выбирается из условия, что порция асфальтобетонной смеси 6 т вырабатывается не более чем за 10 мин
— // —
Асфальтоукладчики на колесном или гусеничном ходу. Ручные трамбовки, лопаты, грабли, скребки, метлы, движки.
Уплотнение уложенного слоя асфальтобетонной смеси
Уплотнение асфальтобетонной смеси начинается сразу за ее укладкой. Уплотнение начинают сразу тяжелыми катками (10-18 т) за 15-20 проходов по одному следу. Скорость катков в начале уплотнения не более 2 км/час (первые 5-6 проходов). Укатка смеси ведется сразу на всю ширину уложенной полосы.
Число катков в звене должно быть увеличено в 1,5-2 раза в сравнении с их количеством при работе в обычных условиях. Движение катков целесообразно организовать в шахматном порядке. Желательно применение катков вибрационного действия и катков на пневмошинах. Особое внимание уделяется укатке в местах сопряжения полос укладки.
Принимаются меры к обогреву вальцев катков, гладкие вальцы катков статического действия желательно заполнять горячей водой. Прилипание смеси к вальцам предотвращают их смачиванием соленой водой. Образующиеся при укатке дефекты на покрытии немедленно устранятся горячей смесью
Горячая вода, соленая вода (соль к воде в соотношении 1:10)
Катки тяжелые, гладковальцовые, двух- и трехосные статического действия. Катки комбинированного (статического и вибрационного) действия, катки на пневмошинах. Линейки-разогреватели с элементами инфракрасного излучения. Ручной инструмент, используемый при укладке смеси.
3.СДАТОЧНО-ПРИЕМОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Асфальтобетонные покрытияулиц и дорог следует принимать к сдаче через 10 суток после открытия движения понему автотранспорта. При сдаче-приемке исполнитель представляет:
Акт приемки основания;
Акты по заделке возможныхразрытий;
Журнал производства работпо устройству покрытия;
Паспорта на применявшиеся видыи типы асфальтобетонных смесей;
Результаты выборочныхиспытаний смесей.
Производится инструментальнаяоценка качества покрытия на выполнение требований по ровности, сплошности,поперечному и продольному профилю и др. Выполняется визуальная оценка состоянияпокрытия по признакам, не поддающимся измерениям и количественной оценке.
4.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
К работам по устройствуасфальтобетонных покрытий допускаются лица, достигшие совершеннолетия,прошедшие медицинский осмотр, вводный инструктаж по технике безопасности.Проведение инструктажа оформляется документально. За соблюдение техникибезопасности отвечают главный инженер строительного подразделения (фирмы) ипроизводитель работ.
Рабочие и НТР должны бытьобеспечены теплыми спецодеждой и спецобувью установленного образца и сигнальнымжилетом. Ручной инструмент должен быть исправным.
Во время разгрузки смесей изавтомобиля-самосвала в бункер асфальтоукладчика запрещается нахождение рабочиху бункера. Движение автомобиля, особенно задним ходом, корректируется сигналамиспециально выделенного рабочего.
В зоне работы катковнахождение людей категорически запрещено. Все работающие в темное время сутокмеханизмы должны оборудоваться сигнальным освещением и иметь звуковой сигнал.
Отдых людей разрешаетсятолько в теплом бытовом помещении, оборудованном устройствами для нагрева водыи подогрева пищи.
В бытовом помещении должныбыть аптечка с медикаментами и перевязочным материалом.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
12. Технологический регламент строительства дорог из асфальтобетона
Дата введения 2001-05-30
РАЗРАБОТАН ГУП «НИИМосстрой»:
— Белоусов Е.Д., д.т.н., проф., директор;
— Белавин Ф.С., к.т.н., зам. директора по научной работе.
Лабораторией дорожного строительства:
— Городецкий Л.В., к.т.н., зав. лабораторией;
— Кононов В.Н.. д.т.н., проф., зав. сектором;
— Клейман М.И., ст. научный сотрудник.
СОГЛАСОВАН с АОХК «Главмосстрой», ОАО «Мосинжстрой».
УТВЕРЖДЕН Начальником Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли А.И.Ворониным
Настоящий технологический регламент является дополнением к ранее изданному в 2000 году — ТР 95-99 — по 11 видам производства строительно-монтажных работ и состоит из шести видов работ, каждый из которых издан отдельным томом:
1. Технологический регламент строительства дорог из асфальтобетона (ТР 95.12-01);
2. Технологический регламент монтажа инженерных систем (ТР 95.13-01) ;
3. Технологический регламент возведения фундаментов (ТР 95.14-01) ;
4. Технологический регламент гидроизоляции подземных сооружений (ТР 95.15-01) ;
5. Технологический регламент устройства подвесных потолков и перегородок (ТР 95.16-01) ;
6. Технологический регламент герметизации стыков ограждающих конструкций в зимнее время (ТР 95.17-01)
12.1. УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ ГОРЯЧИХ СМЕСЕЙ
12.1. УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ ГОРЯЧИХ СМЕСЕЙ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий регламент распространяется на устройство дорожных асфальтобетонных покрытий из горячих смесей, приготовляемых в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 9128-97 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон».
1.2. Регламент определяет последовательность технологических операций, необходимые материалы, инструменты и средства механизации для производства работ при положительных температурах наружного воздуха (не ниже +5 °С — весной и +10 °С — осенью).
1.3. Регламент составлен на основе СНиП 3.01.01-85 * «Организация строительного производства», СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ», СНиП III-4-90 «Техника безопасности в строительстве. Правила по охране труда в дорожном хозяйстве», ТР 103-00 «Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона».
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
Наиме-
нование техноло-
гического процесса
Основные параметры процесса
Удаление с поверхности основания пыли и грязи, воздействуя на него механическими средствами, водой, сжатым воздухом
Основание перед укладкой асфальтобетонной смеси должно быть чистым и сухим
Распределяется эмульсия при расходе 0,4-0,7 л/м покрытия; время выдерживания — до полного распада эмульсии, но не менее 6 часов до укладки асфальтобетонной смеси
Автогудрометор* с гребенкой для равномерного распределения эмульсии
Горячая асфальтобетонная смесь для контрольных маяков
Ручная трамбовка, нивелир, визирки, шнур, совковая лопата
Устройство нижнего слоя асфальто-
бетонного покрытия
Доставка горячей асфальтобетонной смеси
Рекомендуемый пробег автотранспорта со смесью не более 30 км. Температура смеси перед выгрузкой в асфальтоукладчик — не ниже 120 °С. Подача смеси ритмичная, разгрузка в бункер асфальтоукладчика выполняется постепенно за счет изменения наклона кузова. Подъезд к укладчику со стороны, противоположной направлению его движения
Горячие асфальтобетонные смеси для нижнего слоя асфальтобетонного покрытия
Автомобили-
самосвалы с фронтальной разгрузкой
Укладка асфальтобетонной смеси
Асфальтобетонная горячая смесь для нижних слоев дорожных покрытий, тип и вид которой заложены в проекте
Асфальтоукладчики на гусеничном или колесном ходу и желательно с автоматической системой слежения за профилем и ровностью покрытия. Компрессор с перфоратором и набором наконечников. Ручной инструмент: лопаты, метлы, грабли, металлические движки
Уплотнение смеси осуществляется звеном из 3-4 катков (1-2 легких катка 6-8 т и 2 тяжелых 10-18 т). Смеси нижнего слоя уплотняются при температуре 120-130 °С. Сначала работают легкие гладковальцовые катки (4-6 проходов по одному следу), затем 8-12 проходов катка на пневматических шинах и окончательное уплотнение тяжелым гладковальцовым катком (2-4 прохода по одному следу). В начале работы скорость катков 1,5-2 км/ч, а затем увеличивается до 3-5 км/ч для гладковальцовых катков, 5-8 км/ч для катков на пневмошинах. Рекомендуется использование виброкатков вместо тяжелых гладковальцовых статического действия (2-3 прохода с выключенным вибратором и 3-4 прохода с работающим вибратором). При температуре смеси ниже 70 °С дальнейшее уплотнение не эффективно
Смесь воды (1:1) с керосином или 1% раствор в воде отходов соапстока для орошения вальцев
Катки моторные легкие гладковальцовые, тяжелый на пневматических шинах, каток тяжелый гладко-вальцовый или виброкаток. Ручные трамбовки, утюги, линейки — разогреватели с инфракрасным излучением
Устройство верхнего слоя асфальто-
бетонного покрытия
Доставка и укладка асфальтобетонной смеси
Доставка и укладка смеси осуществляется по технологической схеме, рассмотренной в разделе «Устройство нижнего слоя. «. Укладку смеси верхнего слоя можно начинать вслед за устройством нижнего слоя с отставанием на одну сменную захватку. Заезд автомобилей-самосвалов со смесью производится по готовому нижнему слою. При длительной эксплуатации нижнего слоя его обрабатывают битумной эмульсией перед укладкой верхнего слоя. Усиленное внимание — отделке поверхности покрытия, особенно сопряжениям смежных полос укладки, исправлению раковистых мест
Асфальтобетонная смесь для верхних слоев дорожных покрытий, заложенная в проектно-сметной документации; 50% битумная эмульсия из расчета 0,3-0,4 л/м покрытия
Асфальтоукладчики на гусеничном или колесном ходу, ручной инструмент: лопаты, грабли, метлы, металлические движки, утюги; компрессор с перфоратором и набором наконечников
Уплотнение уложенного слоя асфальтобетонной смеси
Уплотнение смеси осуществляется по технологической схеме, принятой для нижнего слоя. Окончательная отделка поверхности производится тяжелыми гладковальцовыми катками статического действия. Запрещается стоянка катков на уложенном слое покрытия, заправка топливом, резкое торможение и изменение направления движения
Жидкость для орошения вальцев катков — смесь воды с керосином (1:1) или 1% раствор отходов соапстока в воде
Катки гладковальцовые легкие и тяжелые, катки на пневматических шинах. Катки тяжелые вибрационного действия. Линейки — разогреватели с элементами инфракрасного излучения. Ручные трамбовки
3. СДАТОЧНО-ПРИЕМОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Асфальтобетонные покрытия улиц и дорог следует принимать к сдаче через 10 суток после открытия движения по нему автотранспорта. При сдаче-приемке исполнитель представляет:
— акт приемки основания;
— акты по заделке возможных разрытий;
— журнал производства работ по устройству покрытия;
— паспорта на применявшиеся виды и типы асфальтобетонных смесей;
— результаты выборочных испытаний смесей.
Производится инструментальная оценка качества покрытия на выполнение требований по ровности, сплошности, поперечному и продольному профилю и др. Выполняется визуальная оценка состояния покрытия по признакам, не поддающимся измерениям и количественной оценке.
4. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
К работам по устройству асфальтобетонных покрытий допускаются лица, достигшие совершеннолетия, прошедшие медицинский осмотр, вводный инструктаж по технике безопасности. Проведение инструктажа оформляется документально. За соблюдение техники безопасности отвечают главный инженер строительного подразделения (фирмы) и производитель работ.
Категорически запрещается лицам, не имеющим специального удостоверения, управлять механизмами и ремонтировать их.
Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой установленного образца и специальным сигнальным жилетом. Ручной инструмент должен быть исправным.
Во время разгрузки смесей из автомобиля-самосвала в бункер асфальтоукладчика запрещается нахождение рабочих у бункера. Движение автомобиля, особенно задним ходом, корректируется сигналами специально выделенного рабочего.
В зоне работы катков нахождение людей категорически запрещено. Все работающие в ночное и вечернее время механизмы должны оборудоваться сигнальным освещением и иметь звуковой сигнал.
При перерывах в работе запрещается отдых людей на готовом покрытии. Отдых разрешается только в бытовом помещении или в стороне от зоны производства работ.
В бытовом помещении должна быть аптечка с медикаментами и перевязочным материалом.
12.2. УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ ЛИТЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий регламент распространяется на устройство дорожных асфальтобетонных покрытий, в верхнем слое которых используются литые асфальтобетонные смеси, приготовляемые в соответствии с техническими требованиями ТУ 400-24-158-89* «Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон».
2. Регламент определяет последовательность технологических операций, необходимые материалы, инструменты и средства механизации для производства работ с использованием литых смесей типов I и II при новом строительстве и капитальном ремонте и типа V при текущим ремонте.
3. Регламент составлен на основе СНиП 3.01.01-85 * «Организация строительного производства», СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ», СНиП III-4-90 «Техника безопасности в строительстве. Правила по охране труда в дорожном хозяйстве», ТУ 400-24-158-89* «Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон», ТР 103-00 «Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона»; ВСН 60-97* «Инструкция по устройству и ремонту дорожных покрытий с применением литого асфальтобетона».
________________
* Действует ТР 164-04 «Технические рекомендации по устройству и ремонту дорожных покрытий с применением литого асфальтобетона». — Примечание «КОДЕКС».
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
Наименование технологического процесса
Основные параметры процесса
Инструменты, приспособления, средства механизации
Ограждение зоны производства работ и установка сигнальных знаков. Освещение рабочей зоны
Установка стандартных щитов ограждения поперек дороги с обеих сторон и вдоль дороги. Устанавливаются знаки, определяющие разрешенное направление движения транспорта. В темное время суток зона освещается сигнальными лампами красного цвета или мигалками, освещается площадка зоны
Поперечное ограждение устанавливается на расстоянии 2 м от зоны при полном прекращении движения или на расстоянии 5-10 м при работах на половине дороги с пропуском транспорта по 2-й половине дороги. Сигнальные знаки устанавливаются перед ограждением на расстоянии 15 м от границы зоны навстречу движению. Освещение площадки рабочей зоны производится из расчета 300 вт на 1000 м, при работе в ночное время могут использоваться переносные светильники и прожектора
Стандартные решетчатые или сплошные щиты, пластмассовые конуса и др. Стандартные дорожные знаки «Движение запрещено», «Въезд запрещен», «Движение направо, налево», «Направление объезда препятствия». Стандартные светильники с защитными колпаками
Передвижная электростанция (ПЭС), автогрузчик, ломы, лопаты, инструмент для электромонтажных работ
Очистка основания при строительстве или старого покрытия при капитальном ремонте
Удаление пыли и грязи, механическими средствами, водой, сжатым воздухом
Основание (старое покрытие) перед укладкой асфальтобетонной смеси должно быть чистым и сухим
Горячий песок ТУ 400-24-161-89* для ускорения сушки основания
Поливомоечные машины, механические щетки, компрессор
Обработка основания при строительстве или старого покрытия при капитальном ремонте
Равномерное механическое распределение битумной эмульсии по поверхности покрытия
Распределяется эмульсия при расходе 0,4-0,7 л/м; время выдерживания — до полного распада эмульсии, но не менее 6 часов до укладки асфальтобетонной смеси
50% битумная дорожная эмульсия
Автогудроматор* с гребенкой для равномерного распределения эмульсии
________________
* Текст соответствует оригиналу. — Примечание «КОДЕКС».
Разбивочные работы при строительстве
Установка контрольных маяков и отбивка отметки поверхности устраиваемого слоя покрытия на бортовом камне
Высота контрольных маяков и положение отметки на бортовом камне должны соответствовать толщине укладываемого слоя в плотном теле
Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.
Строительство — отрасль повышенной опасности. Поэтому соблюдению технических нормативов должно уделяться особое внимание. В последнее время появилось несколько новых документов. Они помогут сориентироваться в предъявляемых требованиях.
Законодательная база
Основополагающим для рассматриваемого вопроса документом является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с ним разрабатываются технические регламенты. Но они устанавливают лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность, единство измерений и т. д., за исключением отдельных случаев, когда надо установить требования непосредственно «к исполнению продукции».
Именно таким исключением является сфера строительства. Поэтому для строителей дополнительно был принят специальный документ — Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Он действует с 30 июня 2010 года.
Регламент устанавливает обязательные требования к безопасности зданий и сооружений любого назначения (в том числе входящих в их состав инженерно-технических сетей), а также к связанным с ними процессам изыскания, проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
К ним относятся требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Они перечислены в пункте 6 статьи 3 закона № 384-ФЗ.
В Регламенте определено, что для обеспечения соблюдения установленных требований на обязательной основе должен применяться Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный Правительством РФ (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 42 закона № 384-ФЗ).
Обязательный перечень национальных стандартов
Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р указанный перечень (далее — Перечень № 1047-р) был утвержден и вступил в силу в тот же день. В связи с чем теперь ни одно здание и сооружение не может быть введено в эксплуатацию, если его технические характеристики не соответствуют нормативам национальных стандартов и сводов правил.
Отметим: документацию по всем недостроенным объектам (либо построенным ранее) приводить задним числом в соответствие с нормативами не нужно.
Дело в том, что требования, установленные законом № 384-ФЗ, не применяются (до реконструкции или капитального ремонта):
К зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
К зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
К зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований (п. 1 ст. 42 закона № 384 — ФЗ).
Источник: graf48.ru
Образец регламента взаимодействия между отделами, примеры
На каждом предприятии действуют локальные документы, регулирующие его деятельность. Одним из самых значимых считается регламент взаимодействия между отделами (образец документа будет описан далее). Для руководителя организации он является эффективным инструментом управления. Рассмотрим подробно о бразец регламента взаимодействия между отделами .
Требования
Каким должен быть регламент? Взаимодействие между отделами бухгалтерии и экономической службы, кадровиками и расчетно-плановым подразделением, другими структурными единицами предприятия неизбежно в процессе деятельности. При этом контакт сотрудников должен обеспечивать реализацию поставленных задач в максимально короткий срок. Образец регламента взаимодействия между отделами , в первую очередь, должен быть доступным для исполнителей. Если лицо, ответственное за его разработку, распишет все положения, но подчиненные ничего не смогут понять, смысла в документе не будет никакого. В этой связи, формируя образец регламента взаимодействия между отделами , следует принимать во внимание три ключевых принципа:
- Документ составляется на основании модели бизнес-процесса. Качество регламента будет прямо зависеть от тщательности проработки схемы.
- Структура документа определяется моделью процесса. Все пункты схемы должны присутствовать в регламенте.
- Изложение информации осуществляется официальным, сухим языком. В тексте документа рекомендуется использовать короткие простые предложения. Формулировать положения следует однозначно. Все аббревиатуры и термины необходимо расшифровывать.
О бразец регламента взаимодействия между отделами обеспечивает:
- Установление и поддержание порядка при оформлении документации, эффективный контакт между структурными единицами.
- Предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе. Если заранее будет определены схемы взаимодействия по работе, доля участия того или иного сотрудника в процессах, спорные ситуации не возникнут.
- Оперативное вхождение в коллектив новичков. Регламент помогает разобраться со структурой взаимодействий, указывает, какие документы будут использоваться работником, с какими службами он будет контактировать.
- Контроль дисциплины.
- Более быструю передачу дел другому сотруднику (при увольнении или выходе в отпуск).
- Предотвращение потерь финансовых, человеческих и временных ресурсов.
Структура
Какой регламент взаимодействия между отделами можно считать правильно составленным? Обычно документ включает в себя следующие разделы:
- Общие положения.
- Определения, термины и сокращения.
- Описания процессов.
- Ответственность.
- Контроль.
Источниками определений могут служить законодательные акты, ГОСТы и прочие документы. К последним, в частности, относят Приказы министерств, ведомств, правительственные постановления. При этом ссылки на нормативные документы, положения которых были использованы, должны включаться в регламент взаимодействия между отделами. Образец для ЛПУ , в частности, содержит указания на Приказы Минздравсоцразвития, Министерства здравоохранения региона.
Приложение
В нем, как правило, приводится графическая модель бизнес-процесса. Она изображается в виде схемы, состоящей из нескольких блоков. Графическое изображение можно создать с помощью программных продуктов ПК. Схемы отражают конкретный порядок действий для реализации тех или иных задач. Визуализация удобнее, чем текст.
На схеме четко отображается начало процесса и каждого этапа, связь между ними и конечный результат. Такую модель часто используют разработчики регламента взаимодействия между отделами компании по 223-ФЗ . В схеме выделяются такие ключевые параметры, как выходы и входы, участники и клиенты. Если новичок ознакомится с такой моделью, то он сразу же поймет специфику процесса и будет уже готов к реализации определенной задачи.
Инструкция
На первом этапе нужно определить предмет документа и ответственных лиц, т. е. кто составляет и какой регламент. Взаимодействие между отделами бухгалтерии, в частности, осуществляется по четкой схеме, закрепленной законодательством. В этой структурной единице всегда присутствует самый главный сотрудник, отвечающий за соблюдение требований в сфере отчетности.
Он и может стать лицом, ответственным за составление регламента взаимодействия между отделами. Образец документа должен обсуждаться всеми сотрудниками. Для этого организуется общее собрание. Если документ регламентирует процесс, в котором сталкиваются интересы более двух отделов, то важно привлечь к обсуждению ключевых сотрудников. Лицо, ответственное за разработку, должен объяснить коллегам важность внедрения правил.
Описание процессов
Его объем будет зависеть от сложности взаимодействия. Если процесс простой, а сотрудник, отвечающий за него, хорошо понимает все этапы реализации, то он может сам составить схему работы с другими структурными единицами. После этого ему следует обсудить документ с остальными участниками. Если бизнес-процесс сложный, то каждый сотрудник разрабатывает свою часть модели.
После этого все проекты компонуются и обсуждаются. В ходе ознакомления с базовым документом все заинтересованные сотрудники могут предложить те или иные корректировки и дополнения. После этого регламент взаимодействия между отделами компании передается руководителю.
Утверждение
Оно может осуществляться напрямую. В этом случае руководитель сам подписывает регламент взаимодействия между отделами компании. Образец документа может утверждаться и косвенно. В таком случае руководитель издает приказ. В гриф утверждения вносятся регистрационные данные распорядительного акта.
Специфика работы ответственного лица
В некоторых организациях в штате предусматривается должность менеджера по качеству. На практике выработаны определенные этапы подготовки документа. Их необходимо соблюдать менеджеру, составляющему регламент взаимодействия между отделами. Пример основных стадий:
- Определение процессов.
- Выстраивание диаграммы.
- Детальное описание.
- Составление текста.
Ответственный специалист изучает распорядок сотрудников в разных подразделениях. Это необходимо для составления описания стандартных ситуаций, включаемого в регламент взаимодействия между отделами. Пример : «Газовая станция осматривается с использованием таких технических средств, как… По завершении обследования составляется отчет».
Определение итоговой цели
Лицо, ответственное за составление регламента, должно иметь представление обо всех процессах, знать обязанности сотрудников, обладать соответствующей квалификацией и уровнем профессионализма. Цель, которую ставит документ, должна быть ясна работникам. В противном случае исполнение регламента окажется дополнительной нагрузкой на сотрудников.
Оптимизация и проектирование
Комплексное изучение процессов, происходящих на предприятии, позволяет выявить слабые места. Анализ ситуаций, результатов, операций дает возможность оптимизировать деятельность. Это, в свою очередь, позволяет сформировать несколько сценариев дальнейшего развития. Так, предприятие может оставить все как есть, создать новую модель работы или откорректировать старую.
Нюансы
Важно, чтобы каждый сотрудник четко представлял, что ему нужно делать и как достигнутые результаты отразятся на его заработке. Именно поэтому необходимо обсудить регламент перед его утверждением. Ключевая роль в составлении документа отводится, разумеется, руководителю рабочей группы (проекта). В задачи этого специалиста входит постановка острых вопросов.
Он должен уметь представить четкую модель процесса. Каждый участник видит картину своими глазами. Необходимо добиться единого понимания. Каждому участнику необходимо объяснить ответственность в создании регламента. В большинстве случаев коллективы скептически относятся к внедрению такого документа.
В зависимости от сложности процесса, введение регламента занимает 4-12 мес.
Особенности внедрения
Для введения нового регламента необходимо:
- Признать предыдущие документы утратившими силу.
- Внести новые локальные акты для активации регламента.
- Разработать документы, необходимые для применения утвержденных правил.
- Доработать или внедрить новые модули автоматизированных информационных баз.
- Изготовить бланки неунифицированных документов.
- Изменить или дополнить штатное расписание.
- Найти кандидатов на новые должности, назначить или перевести работников.
- Обучить исполнителей новым правилам.
- Провести разъяснительную работу с сотрудниками.
- Осуществить пробное внедрение регламента.
- Откорректировать текст по результатам опытного исполнения.
- Ввести в действе окончательный вариант документа.
- Определить процедуры по контролю качества регламента.
После того как определены мероприятия по внедрению документа, руководитель издает приказ. Следует отметить, что в связи с продолжительностью мероприятий дата утверждения и непосредственного введения регламента в действие будут отличаться. Рассмотрим далее основные ошибки, которые допускают сотрудники при составлении документа.
Несогласованность с практикой
Важно доверять создание регламента сотруднику, имеющему непосредственное отношение к рабочей деятельности на предприятии. Предположим, организация стала очень крупной. Руководство вполне может позволить себе сформировать специальную службу, в задачи которой будет входить решение вопросов о развитии. Соответственно, отдел поставит задачу описать все процессы предприятия.
Но цель этого мероприятия им неважна. Если регламент составляют люди, не привлеченные к реальной деятельности, то руководящий ею сотрудник исполнять схему не будет. Соответственно, документ работать не имеет смысла.
Отсутствие гибкости
Многие ответственные лица стремятся к максимальной детализации. Такая ситуация обуславливается незнанием отличий между составлением регламента и описанием реальных производственных процессов. Если стоит задача автоматизации операций, их детализация призвана помощь работникам. Потребность в регламенте возникает тогда, когда в производстве задействовано много людей.
Их действия часто дублируются, однако каждый человек трактует ту или иную операцию по-своему. Регламент направлен на снятие разногласий. Следует учитывать, что сотрудники организации должны обладать определенной свободой в действиях, позволяющей принять то или иное решение в зависимости от ситуации. К примеру, клиенту можно ответить незамедлительно, а не по истечении какого-то времени.
Большой объем и сложность текста
Взаимодействие отделов ИБ и ИТ
В настоящее время на многих предприятиях контакты этих служб весьма затруднены. Связаны сложности с внутренними конфликтами отделов ИТ и ИБ. Существует несколько вариантов обеспечения эффективного их сотрудничества.
В качестве первого и самого простого выступает наличие работников (одного или нескольких), специализирующихся на информационной безопасности внутри службы информтехнологии. Регламент взаимодействия между отделами ИТ и ИБ в этом случае отражает типичные подходы к сотрудничеству. Организация работы осуществляется на основании сложившихся стереотипа о том, что информационная безопасность является частью обеспечения информтехнологии. Если на предприятии не происходит конфликтов между этими службами, то руководитель может задуматься над тем, чтобы оформить службу ИБ в качестве отдельной структуры ИТ-отдела. Соответственно, придется выделить больше ресурсов, в том числе и финансовых, на обеспечение такой деятельности.
Типовой образец
В Общих положениях указываются:
- Назначение документа. Как правило, присутствует такая фраза: «Настоящим регламентом определяется порядок…».
- Сфера действия. Регламент может распространяться на работников или объекты.
- Нормативные документы, в соответствии с которыми разработан акт.
- Правила утверждения, корректировки, отмены регламента.
В разделе «Термины, сокращения, определения» приводятся понятия, используемые в документе. Все аббревиатуры должны быть расшифрованы. Термины следует приводить в алфавитном порядке. Каждое понятие указывается с новой строки в ед. ч. Определение термина приводится без слова «это», через тире. В разделе «Описание процесса» дается пошаговая характеристика.
Целесообразно ввести подпункты. Каждый из них будет соответствовать конкретному этапу. В этом же разделе указываются сотрудники, привлеченные к выполнению тех или иных операций. Описываются не только действия, но и их результат.
Ответственность и контроль
В регламенте должно присутствовать указание на возможность применения санкций к лицам, не исполняющим положения. Ответственность допускается в рамках законодательства. Она может быть уголовной, административной или дисциплинарной. В обязательном порядке указывается Ф. И. О. и должность сотрудника, осуществляющего контроль исполнения регламента.
Источник: fb.ru