реальные консультации по ведению бухгалтерского учета
Списание затрат на невостребованное незавершенное строительство
31.03.2020г.
Вопрос: Как списать затраты на невостребованное незавершенное строительство (проектно-изыскательские работы). Налоги и бухучет.
Ответ:
В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России
При формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов (п.6.3.4).
Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал (7.1).
Активами считаются хозяйственные средства,
- контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и
- которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (п. 7.2.).
Будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
б) обменен на другой актив;
в) использован для погашения обязательства;
г) распределен между собственниками организации (п. 7.2.1.).
При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (Письмо Минфина РФ от 02.11.2011 N 07-02-10/98).
Из вопроса Организации следует, что стоимость объекта незаверенного строительства состоит из затрат на проектно-изыскательские работы, которые никогда не будут использованы в интересах Организации.
Следовательно, указанное незавершенное строительство не соответствует понятию актива в бухгалтерском учете. Поскольку оно не принесет Организации будущие экономические выгоды.
Указанный объект подлежит списанию с баланса Организации.
В соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н прочими расходами являются расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции.
Таким образом, стоимость объекта незавершенного строительства, учтенного в качестве вложений во внеоборотные активы, включаются в состав прочих расходов
На основании п. п. 2, 16, 18 ПБУ 10/99 стоимость ликвидированного объекта незавершенного строительства признается расходом на дату его выбытия — дату составления акта о списании этого объекта.
В бухгалтерском учете делает проводка:
Дт. 91.02 – Кт. 08. – списана стоимость объекта незавершенного строительства.
Доходы от данной хозяйственной операции Организации не возникают.
Документальное оформление списания объекта незавершенного строительства.
Для списания объекта незавершенного строительства должен быть составлен приказ руководителя, в котором необходимо
- указать причину принятия такого решения;
- назначить комиссию для оформления документации.
Комиссия должна оформить акт о списании объекта незавершенного строительства. Акт составляется в произвольном виде с учетом требований для первичных документов (ст. 9 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Отмечаем, что форма акта должны быть утверждена приказом руководителя в составе приложений к учетной политике.
НДС
Отмечаем, неоднозначность вопроса о необходимости восстановления НДС при списании объекта незавершенного строительства.
По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 07.02.2008г. № 03-03-06/1/86, ликвидируемый объект незавершенного строительства не используется в деятельности, облагаемой НДС. В связи с этим НДС, принятый к вычету при приобретении объекта незавершенного строительства, должен быть восстановлен в том налоговом периоде, когда производится ликвидация.
Однако суды не разделяют данную позицию, полагая, что перечень оснований для восстановления НДС, указанный в п. 3 ст. 170 НК РФ является закрытым и не содержит такого основания, как ликвидация объекта незавершенного строительства. (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018г. № 19АП-7783/2017 по делу № А14-2518/2017, постановления ФАС МО от 01.04.2014г. № Ф05-2300/2014, Северо-Кавказского округа от 23.04.2013г. по делу № А32-7901/2012). Одновременно обращаем внимание Организации на наличие и противоположной судебной практики (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017г. по делу № А10-3305/2016).
Таким образом, ситуация с восстановлением НДС является спорной и зависит от конкретных обстоятельства дела.
Налоговые риски – могут быть существенными.
Налог на прибыль
В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества).
На основании указанной нормы Минфин РФ полагает, что стоимость непосредственно незавершенного строительства при его ликвидации не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. (Письмо Минфина России от 14.03.2019 N 03-03-06/2/16615).
Отмечаем, что судебная практика по данному вопросу является неоднозначной.
Из Определения ВАС РФ от 10.01.2012г. № ВАС-16900/11 по делу № А56-60650/2010 следует, что ВАС РФ поддержал налоговый орган, исключивший из расчета налоговой базы по налогу на прибыль, расходы на создание ликвидируемого объекта незавершенного капитального строительства.
В Постановлении от 17.09.2018г. № 13АП-21389/2018 по делу № А56-9767/2018 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, сославшись на указанное Определение ВАС РФ, также признал позицию налогового органа обоснованной.
Однако Арбитражный суд Северо-Западного округа Постановлением от 22.01.2019г. № Ф07-16106/2018 по делу № А56-9767/2018 отменил указанный судебный акт. А Определением от 16.05.2019 N 307-ЭС19-5807 Верховный Суд РФ его поддержал.
Из вышеизложенного следует, что стоимость объектов незавершенного строительства, по которым имеются документы, подтверждающие произведенные затраты на их строительство, могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, но с наличием налогового риска.
При налоговом споре исход дела будет зависеть от качества документов, подтверждающих затраты, а также от позиции суда по данному вопросу.
Подробнее о признании стоимости незавершенного строительства при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль можно прочесть в нашей статье: Ликвидация объекта незавершенного строительства. Риски по налогу на прибыль.
- Остались вопросы – пишите на наш адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Благодарим за сотрудничество!
- Будем благодарны за рекомендацию Вашим коллегам нашей
Онлайн школы «Стань Главбухом!» - Наша миссия — наставничество для начинающих бухгалтеров.
Комментарии
Друзья!
Нашли ли Вы в данной статье полезную информацию для Вас?
Мы очень благодарны за Ваши отзывы и комментарии!
Как списать объект строительства
от 23 июля 2019 года N 7/2212
Об утверждении Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства и Положения о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства
(с изменениями на 1 февраля 2022 года)
(в ред. Постановлений администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 08.10.2020 N 10/2417, от 01.02.2022 N 2/242)
1. Утвердить Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 1.
2. Утвердить Положение о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 2.
3. Утвердить состав комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» по списанию затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 3.
4. Рекомендовать администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» принять аналогичный нормативный правовой акт, регулирующий порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можегова А.А.
(п. 6 в ред. Постановления администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 08.10.2020 N 10/2417)
И.о. главы МО ГО «Сыктывкар» —
руководителя администрации
Н.ХОЗЯИНОВА
Приложение N 1
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 23 июля 2019 г. N 7/2212
ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ЗАТРАТ ПО ОБЪЕКТАМ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
(в ред. Постановления администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 01.02.2022 N 2/242)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом МО ГО «Сыктывкар».
1.2. Настоящий Порядок устанавливает процедуру принятия решения о списании затрат по объектам незавершенного строительства при осуществлении строительства (реконструкции, модернизации) (далее — строительство), произведенных отраслевыми (функциональными) органами администрации МО ГО «Сыктывкар», муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями МО ГО «Сыктывкар» (далее — Балансодержатели) за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
1.3. Под затратами по объектам незавершенного строительства понимаются затраты на выполненные строительно-монтажные работы, предпроектные работы, проектные, проектно-изыскательские работы, инженерно-изыскательские работы, технико-экономические обоснования (далее — ТЭО), оборудование, прочие работы и затраты, входящие в сметы на строительство, которые финансировались за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и учитываются на балансе Балансодержателя.
1.4. Решение о списании затрат по объекту незавершенного строительства принимается в отношении объекта незавершенного строительства, отвечающего хотя бы одному из следующих требований (критериев):
а) строительство объекта незавершенного строительства прекращено более 5 лет назад, и отсутствует целесообразность его дальнейшего использования;
б) объект незавершенного строительства не является предметом действующих договоров строительного подряда, и отсутствует экономическая целесообразность его дальнейшего строительства;
в) возведенные строительные конструкции и элементы конструкций объекта незавершенного строительства частично или полностью разрушены и непригодны для дальнейшего использования в результате длительного перерыва в строительстве, стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя, пожаров, аварий, хищений, документально подтвержденных органами внутренних дел, органом федерального государственного пожарного надзора, другими уполномоченными органами;
г) предпроектная, проектная, проектно-сметная (далее — проектная) документация объекта незавершенного строительства не соответствует установленным нормативным требованиям и техническим условиям, установленным действующим законодательством, и (или) истек срок действия проектной документации (5 лет и более с даты изготовления проектной документации по объекту незавершенного строительства, строительство которого не начато и не планируется). Объект незавершенного строительства должен отсутствовать в перечне инвестиционных программ на текущий год и плановый период.
(в ред. Постановления администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 01.02.2022 N 2/242)
1.5. В целях осуществления списания затрат по объектам незавершенного строительства Балансодержателем создается инвентаризационная комиссия (далее — Инвентаризационная комиссия), наделенная следующими полномочиями:
— осмотр и фотофиксация объекта незавершенного строительства;
— сбор документации по объекту незавершенного строительства, указанной в пункте 2.1 настоящего Порядка, и ее проверка на соответствие нормам действующего законодательства;
— установление непригодности (пригодности) возведенных строительных конструкций, элементов конструкций и оборудования к восстановлению и дальнейшему использованию;
— установление причин непригодности строительных конструкций, элементов конструкций и оборудования;
— составление по результатам работы Инвентаризационной комиссии акта списания затрат по объекту незавершенного строительства;
— выдача заключения о необходимости обследования конструкций объекта незавершенного строительства специализированной (строительно-технической) организацией на наличие (отсутствие) способности объекта незавершенного строительства сохранять свои прочностные, физические и другие свойства, устанавливаемые при проектировании и обеспечивающие его нормальную эксплуатацию в течение расчетного срока службы;
— в случае отсутствия документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до 2010 года, составление акта затрат по объекту незавершенного строительства;
(в ред. Постановления администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 01.02.2022 N 2/242)
— в случаях, когда объект незавершенного строительства частично или полностью разрушен и непригоден для дальнейшего использования в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя, пожаров, аварий, хищений, сбор документов органов внутренних дел, органов федерального государственного пожарного надзора, других уполномоченных органов, подтверждающих факт стихийных и иных бедствий, а также действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя;
— подготовка ходатайства о списании затрат по объекту незавершенного строительства с приложением всех необходимых документов и материалов.
1.6. В целях подготовки и принятия решения о списании затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в администрации МО ГО «Сыктывкар» создается постоянно действующая комиссия администрации МО ГО «Сыктывкар» по списанию затрат по объектам незавершенного строительства (далее — Комиссия).
2. Порядок списания затрат по объекту незавершенного строительства
2.1. Балансодержатель направляет в Комиссию ходатайство о списании затрат по объекту незавершенного строительства с приложением следующих документов:
— копия проектной документации объекта незавершенного строительства (при наличии);
— копия акта о приостановлении строительства, составленного Балансодержателем объекта незавершенного строительства с участием подрядной организации, по форме КС-17, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 (при наличии);
— копия акта технического обследования объекта незавершенного строительства, составленного Балансодержателем в произвольной форме (составляется в случаях, указанных в подпункте в) пункта 1.4 настоящего Порядка);
— копия разрешения на строительство объекта незавершенного строительства (при наличии);
— копии документов о предоставлении земельного участка для строительства (при наличии);
— копия акта о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству, составленного Балансодержателем с участием проектной организации, по форме КС-18, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 (при наличии);
— фотографии объекта незавершенного строительства (предоставляются в случаях, указанных в подпункте в) пункта 1.4 настоящего Порядка);
— ведомость списания затрат по объекту незавершенного строительства, финансирование которого осуществлялось за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему Порядку);
— пояснительная записка к ходатайству о списании затрат по объекту незавершенного строительства (приложение N 2 к настоящему Порядку);
— акт списания затрат по объекту незавершенного строительства (приложение N 3 к настоящему Порядку);
— копии документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
— копии справок о выполненных работах и затратах по объекту незавершенного строительства;
— акт Инвентаризационной комиссии затрат по объекту незавершенного строительства (предоставляется в случае отсутствия документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до 2010 года);
(в ред. Постановления администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 01.02.2022 N 2/242)
— копии документов органов внутренних дел, органов федерального государственного пожарного надзора, других уполномоченных органов, подтверждающие факт стихийных и иных бедствий, пожаров, аварий, хищений, а также действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя (предоставляются в случаях, когда объект незавершенного строительства частично или полностью разрушен и непригоден для дальнейшего использования в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя объекта незавершенного строительства).
К ходатайству о списании затрат по объекту незавершенного строительства могут быть приложены иные документы, относящиеся к данному объекту.
ИсточникОтвет недели: списание объектов незавершенного строительства
Планируются к списанию объекты незавершенного строительства по причине: объекты не эксплуатируются и находятся в аварийном состоянии, возможность их дальнейшего восстановления и использования отсутствует, в налоговом учете стоимость от списания не учитывается для налогообложения по налогу на прибыль, возможно ли в этом случае затраты на ликвидацию объектов учесть в налоговом учете в соответствии с пп.8 п.1 ст. 265 НК РФ?
Сообщаю Вам следующее:
Согласно разъяснениям Минфина, а также принимая во внимание, что подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Кодекса позволяет включить в состав внереализационных расходов только расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства, стоимость незавершенного строительства при его ликвидации не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИКВИДИРУЕТ ОБЪЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В главе 25 НК РФ расходы, связанные с объектом незавершенного строительства, упоминаются в пп. 8 п. 1 ст. 265. В нем говорится, что в состав внереализационных расходов включаются:
— расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, в том числе суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации;
— расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.
Вправе ли организация учесть в составе внереализационных расходов стоимость самого ликвидируемого объекта незавершенного строительства? Контролирующие органы считают, что в расходах учитываются только затраты на ликвидацию. В арбитражной практике можно найти примеры, где дается как положительный, так и отрицательный ответ на этот вопрос.
Мнение 1: стоимость ликвидируемой «незавершенки»
в налоговых расходах не учитывается
Минфин неоднократно высказывал мнение о том, что затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства подлежат включению в состав внереализационных расходов (в том налоговом периоде, в котором фактически была проведена ликвидация), а вот сама стоимость «незавершенки» не уменьшает базу по налогу на прибыль (см. Письма от 20.01.2017 N 03-03-06/1/2486, от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58471, от 23.11.2011 N 03-03-06/1/772, от 03.12.2010 N 03-03-06/1/757, от 07.05.2007 N 03-03-06/1/261).
Понесенные на первоначальном этапе строительства расходы — инженерные изыскания, экспертное заключение, измерение фона, рабочая документация — также не уменьшают налогооблагаемую прибыль при ликвидации «незавершенки» (в том числе при условии, если строительство не начато вообще). Дело в том, что указанные затраты участвуют в формировании первоначальной стоимости объекта и не учитываются при определении базы по налогу на прибыль в отчетном (налоговом) периоде их осуществления (п. 5 ст. 270, п. 1 ст. 256, абз. 1, 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Аналогичное мнение высказано столичными налоговиками в Письме от 16.02.2007 N 20-12/014641.
Иными словами, если, к примеру, на создание объекта было потрачено миллион рублей, объект не был введен в эксплуатацию, половина объекта ликвидируется, а вторая половина участвует в создании нового объекта, то первые полмиллиона признать в расходах нельзя, а остальные полмиллиона можно учесть в первоначальной стоимости нового объекта.
В Письме также говорится, что данная позиция подтверждается Постановлением АС ВСО от 29.09.2017 N Ф02-5060/2017 по делу N А19-22028/2016. Суть дела, которое в нем рассматривалось, заключалась в следующем. Налогоплательщик при ликвидации нескольких единиц оборудования, которые числились у него как основные средства, единовременно списал их остаточную стоимость в состав внереализационных расходов. Однако инспекторы выяснили, что оборудование не было доведено до состояния готовности к эксплуатации и, соответственно, в производственной деятельности не участвовало. После перепрофилирования деятельности общества спорные объекты на следующий день после ввода в эксплуатацию были переведены на консервацию. Спорные объекты в эксплуатацию не были введены и фактически с момента их принятия к учету по назначению не использовались и использованы быть не могли (то есть не отвечали признакам ОС). В связи с тем что расходы, состоящие из стоимости выводимых из эксплуатации объектов, в ст. 265 НК РФ не указаны, заявленные обществом расходы не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, значит, не могут быть учтены для целей налогообложения.
Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС СЗО от 17.08.2011 по делу N А56-60650/2010: поскольку спорный объект на момент принятия решения о его ликвидации строительством не завершен, в эксплуатацию не введен и к учету в качестве объекта основных средств налогоплательщиком не был принят, нет оснований полагать, что понесенные затраты на создание этого объекта были произведены для осуществления какой-либо деятельности, направленной на получение дохода. Судьи отметили, что в составе расходов могла быть учтена не стоимость такого объекта, а расходы на его ликвидацию.
Мнение 2: стоимость ликвидируемой «незавершенки»
можно учесть в налоговых расходах
В арбитражной практике есть примеры, когда судьи, с учетом конкретной ситуации, излагают иную точку зрения, согласно которой стоимость ликвидируемой «незавершенки» можно учесть в налоговых расходах.
Так, в Постановлении АС ЗСО от 15.03.2016 N Ф04-284/2016 по делу N А67-8553/2014 говорится следующее. Исходя из анализа положений пп. 20 п. 1 и п. 2 ст. 265 НК РФ перечень внереализационных расходов, а также включаемых в состав данных расходов убытков (по основаниям их возникновения) носит открытый характер.
В связи с чем судьи сделали обоснованный вывод о том, что правомерным является не только списание расходов на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, но и учет стоимости объекта незавершенного строительства при его ликвидации в составе внереализационных расходов.
Примечание. Арбитры пришли к выводу, что запрет на отнесение налогоплательщиком стоимости объектов незавершенного строительства к расходам ставит его в неравное положение с лицом, которое ликвидирует ОС и имеет право на включение в расходы их остаточной стоимости в виде суммы недоначисленной амортизации.
Принимая решение, арбитры исходили из следующих соображений:
— организация, приобретая данные объекты, предполагала использовать их в производственной деятельности в соответствии с целевым назначением;
— ИФНС не представила доказательств того, что налогоплательщик не планировал использовать в производственной деятельности указанные объекты;
— отказ организации от реализации части проектов связан с экономическими факторами, необходимостью ликвидации объектов «незавершенки» в целях охраны труда, обеспечения жизни и здоровья сотрудников;
— ликвидация объектов позволила освободить земельные участки для строительства новых объектов и сдачи земельных участков в аренду, то есть использовать эти участки для деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Еще один пример — Постановление АС УО от 18.01.2018 N Ф09-8546/17 по делу N А60-15584/2017. Как следует из материалов дела, обществу в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству ТРЦ в соответствии с постановлением главы города был предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов.
В рамках договора инвестирования для строительства ТРЦ за период с 2006 года по 2014 год общество осуществило финансирование затрат на общую сумму порядка 202 млн руб., в том числе арендная плата за участок, консультационные услуги, топографическая съемка, подготовка схемы расположения земельного участка, предоставление справок из БТИ о сносе помещений. Основные расходы — это выкуп жилых помещений, расположенных на участке, и их снос.
Произведенные расходы документально подтверждены. Каких-либо замечаний по представленным документам у налогового органа не имеется.
Реализация инвестиционного проекта ТРЦ не была доведена до стадии проектирования, получения разрешения на строительство. В ходе проверки налогоплательщиком представлен приказ генерального директора «О прекращении осуществления инвестиционного проекта», согласно которому установлено следующее: в целях оптимизации затрат по инвестиционной деятельности прекратить осуществление инвестиционного проекта ТРЦ, списать фактически осуществленные по состоянию на 31.12.2014 расходы, связанные с реализацией инвестиционного проекта, в сумме порядка 202 млн руб.
Налоговый орган, не оспаривая наличие у общества расходов в указанной сумме, пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика правовых оснований для отнесения ее в состав внереализационных расходов, полагая, что к ним относятся только расходы на ликвидацию объекта.
Названные затраты связаны с производственной деятельностью общества, поэтому отсутствие у налогоплательщика положительного финансового результата от попыток создания объекта производственной деятельности не дает в то же время правовых оснований для признания экономически необоснованными расходов, связанных с созданием данного объекта.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае расходы налогоплательщика, понесенные в целях создания спорного объекта, отвечают критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Соответственно, общество было вправе списать не только расходы на ликвидацию объекта, но и иные расходы, понесенные по инвестиционному проекту, что корреспондирует с закрепленным в пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ положением.
Приведем еще несколько решений из судебной практики.
ФАС МО в Постановлении от 06.06.2013 по делу N А40-120176/12-140-734 отметил, что для целей признания в расходах стоимости объекта имущества, как завершенного, так и не завершенного строительством, имеет значение лишь то обстоятельство, насколько экономически обоснованны были затраты на его создание, были ли они связаны с производством и присутствовала ли цель извлечения дохода при осуществлении данного рода расходов. При этом причины дальнейшей ликвидации значения не имеют, поскольку речь идет не о затратах на ликвидацию, а о расходах на создание ликвидируемого объекта, которые и должны подвергаться оценке с точки зрения экономической оправданности.
В Постановлении ФАС ПО от 08.08.2013 по делу N А65-24102/2012 арбитры, сославшись на пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, указали: в данной норме прямо предусмотрено, что при ликвидации достроенного и введенного в эксплуатацию объекта можно списать расходы на его ликвидацию, включая суммы недоначисленной амортизации (то есть учесть все расходы на создание этого основного средства). Следовательно, организация, которая ликвидирует построенный объект, принятый к учету в качестве ОС, оказывается в лучшем положении, чем организация, которая в силу объективных причин вынуждена ликвидировать недострой. В такой ситуации нарушается принцип равенства налогообложения, установленный ст. 3 НК РФ, что недопустимо.
Кроме этого, по смыслу ст. 265 НК РФ перечень внереализационных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, является открытым. Поэтому, хотя расходы на создание ликвидируемого объекта незавершенного строительства прямо не значатся в пп. 8 п. 1 названной статьи, их можно учесть по пп. 20 того же пункта как другие обоснованные внереализационные расходы.
Определением ВАС РФ от 08.07.2014 N ВАС-9115/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль стоимости объекта незавершенного строительства при его ликвидации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 марта 2019 г. N 03-03-06/2/16615
См. похожие документы
Письмо Минфина России от 14.03.2019 N 03-07-11/16750 «Об учете в целях налога на прибыль расходов и применении вычета НДС при ликвидации объекта незавершенного строительства»
Письмо Минфина России от 20.01.2017 N 03-03-06/1/2486 «Об учете в целях налога на прибыль стоимости утилизированного имущества»
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 25.12.2018 и сообщает следующее.
Положениями статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.
В силу норм статей 256 и 257 Кодекса затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость основного средства и списываются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, путем начисления амортизации.
Объекты незавершенного капитального строительства не подлежат амортизации в соответствии с пунктом 2 статьи 256 Кодекса.
Кроме того, пунктом 5 статьи 270 Кодекса установлено, что расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание, что подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Кодекса позволяет включить в состав внереализационных расходов только расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства, а также суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации выводимых из эксплуатации основных средств, стоимость незавершенного строительства при его ликвидации не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Заместитель директора Департамента
Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс
Источник