В книжном магазине «Гиперион» историк инженерии и автор блога «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов прочитал очередную лекцию об архитектуре «Что нам стоит храм поставить».
На примере Успенского собора Кремля, Собора Василия Блаженного и колокольни Ивана Великого Айрат Багаутдинов рассказал слушателям о том, как в столице возводятся храмы. От историка инженерии гости узнали, где добыть белый камень и как изготовить кирпич. Конспект лекции читайте ниже.
-
О первом Успенском соборе
- Первый Успенский собор, выполненный в камне появляется совсем не таким, каким мы привыкли его видеть сегодня. Он был построен при Иване Калите. В 1326 году митрополит Петр закладывает Успенский собор. Как он выглядел, мы не знаем.
О том, как Кривцов да Мышкин ездили мерить Владимирский храм - Призвали мастеров-каменотесов, послали их во град Владимир видеть ту церковь и меру снять с нее. Разумеется, примером был выдающийся памятник владимирского зодчества – Успенский собор. И вот наши зодчие отправляются во Владимир на конях. Они проводят обмеры существующего памятника, копию которого собираются строить в Москве: «Видели храм Пречистой, удивились весьма красоте, величеству, измерили широту и высоту ее». После чего возвращаются в Москву и начинают подготовку строительной площадки.
1475 год. Первое, что Фиораванти делает – велит разобрать существующий собор, точнее, остатки собора Кривцова и Мышкина, чтобы строить на его месте новый. Ту же церковь разбил таким образом: три дерева поставя (это похоже больше всего на треногу, с помощью которой вы иногда в походе разогреваете воду в чане), и концы их верхние совокупив воедино, и брус дубов обвесив на ужищи посреди их поперек, и конец его обручем железным сковал, и раскачивающее разбил. То есть это был просто таран на треноге, которым он и разбивал стены.
Строительство Храма Софии в Годеново
Иные стены с испода подобрал, и, поленье подставляя, все на поленье поставил. По мере разбивания, разрушения одного слоя облицовочной кладки, он подставлял сюда деревянные поленья, которые продолжали нести нагрузку от этой стены. Когда эти поленья были поставлены по всему периметру, они их единомоментно зажгли. И когда все поленья одновременно обрушились, стена сразу потеряла опору по всему периметру и рухнула.
И наконец он принимается за строительство. «Рвы же изнова копать повелел и колие дубовое бить». То есть он забивает сначала в землю сваи и потом поверх свай уже устраивает белокаменный фундамент.
Церковь построена палатным образом. Традиционные для Руси, заимствованные из Византии крестово-купольные храмы в плане имели практически квадратную форму. И обычно центральный неф был несколько шире, для того чтобы над ним поместился главенствующий центральный барабан. Меньшие барабаны устанавливались по углам, как это было в Успенском соборе, либо их вообще не было, как в этом храме
Еще один распространенный, достаточно привычный нам свод – крестовый: два пересеченных полуцилиндра. И свод сомкнутый – это тоже два пересеченных цилиндра на самом деле, просто у них отрезано все лишнее, а сегменты двух цилиндров образуют те самые четыре лепестка, смыкающиеся в одной точке.
Строю храмы. Как построить храм? С чего начать строительство церкви. Для чего строят церковь
Там, где находится Владимир, Суздаль, известняк залегает достаточно глубоко – 400 метров. Конечно, по тем временам невозможно было докопаться до такой глубины, поэтому его добывали там, где это было сделать проще, где идет горизонтальная полоска. В этом месте известняк выходит на поверхность. Это как раз Подмосковье: Пахра, Мячково, Подольск, Звенигород, Волоколамск.
Для нас важно вот такое замечание: «А прежде сего на тех же местах бывае церкви надо рвом». То есть храм построен не сразу таким, а сначала он построен как однопрестольный храм Покрова Божией Матери, то есть не девять церквей, а один деревянный маленький храм. Рядом с ним стояли еще церкви, а как вы, наверное, знаете, если вы сносите церковь, то тогда на место, где находился ее освященный престол, надо ставить либо крест, как часто видим, когда едем по окраинам России, либо ставить другую церковь.
Тем же исследователем была обнаружена еще одна летопись, пискаревский так называемый летописец, где уже несколько иная формулировка встречается: «А мастер был Бармас товарищи». Никакой Постник уже здесь не упоминается. Это внесло еще большую сумятицу в дело о разгадывании авторства храма Покрова на рву.
Столпы соединены кирпичной галереей. Где-то кирпичная галерея накрыта просто коробовым сводом, а где-то – инженерным чудом – плоским перекрытием.
Источник: www.m24.ru
Как ведется строительство храма
Специальность «Реставрация памятников архитектуры» преподается только в архитектурном институте, а также в Институте искусства реставрации, причем курс крайне краток, и основные знания будущие реставраторы получают на практике под руководством специалистов, имеющих многолетний опыт. Тем не менее, существуют общие правила, позволяющие, по крайней мере, не совершать ошибок, которые могут иметь губительные последствия для дальнейшего существования храма. Настоящая статья ни в коей мере не претендует на исчерпывающее освещение вопросов, встающих перед священником и приходом при проведении реставрационно-восстановительных работ, так как разнообразие храмов, связанное со временем их постройки, стилем, особенностями местной архитектурной школы, общим состоянием храма к моменту начала работ и т.д., требует определенного решения в каждом случае.
Считаю необходимым напомнить сказанное Святейшим Патриархом во время ежегодного Епархиального собрания духовенства Московской епархии 23 декабря 2009 года на тему «Эстетика современной церковной архитектуры»:
«Православная традиция включает в себя, в частности, практику благоукрашения и соразмерности в убранстве всего, что так или иначе связано с богослужением. Эстетическая составляющая чрезвычайно важна для воспитания и духовного возрастания человека. Поэтому на настоятелях лежит особая ответственность за убранство и чистоту в храмах.
В условиях постоянно ведущегося строительства новых храмов и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с особым вниманием следить за благообразием возводимых строений. За это отвечает Искусствоведческая комиссия при Епархиальном совете.
Московские власти, идя навстречу нашим просьбам, согласились выделить первые участки под строительство церквей, которые должны будут стать «храмами шаговой доступности». Предполагается, что эти здания будут возводиться по ускоренной схеме с использованием модульных конструкций. Искусствоведческая комиссия должна будет оказывать содействие в подготовке соответствующих проектных предложений.
В отчете Искусствоведческой комиссии прозвучала тревога по поводу того, что при производстве ремонтных работ в храмах нередко меняется внутренняя и внешняя окраска здания. При этом всё это делается «по вкусу» настоятеля. Известны случаи, когда с приходом нового настоятеля значительно изменялось внутреннее убранство храма, причем не в лучшую сторону. При воссоздании интерьеров порушенных церквей настоятелям необходимо согласовывать свои действия с Искусствоведческой комиссией при Епархиальном совете, которая и создана для того, чтобы помогать им и приходским советам в решении весьма непростых вопросов, связанных с эстетикой храмового пространства.
Тоже касается проектов храмов, часовен, колоколен, домов причта и даже церковных оград.
Осуществление таких проектов может быть только по благословению Патриарха, которое будет преподаваться на основе заключения Искусствоведческой комиссии.
В условиях масштабного церковного строительства важно не упустить возможности воплотить в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства»¹.
В начинающемся сегодня цикле публикаций мы также коснемся в общих чертах современного храмового строительства, в разделе о новом строительстве даны только самые общие рекомендации. Здесь же, во введении, я хотел бы посоветовать создать при приходе музей истории храма. Не обязательно для него выделять какое-то помещение – это может быть просто шкаф, в котором хранятся все интересные предметы или части убранства храма, найденные при реставрации или сохранённые местными жителями.
I. НАЧАЛО РАБОТ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТОРОН В ПРОЦЕССЕ РЕСТАВРАЦИИ
1. Настоятель и приход
Начнем с того, что нередко встречаются настоятели храмов – особенно если кому-либо удалось построить у себя на шести сотках дачный домик – твёрдо уверенные, что не имеют диплома о высшем архитектурном (причём реставрационном) образовании лишь по недоразумению.
К сожалению, уродование храмов, а также придание храму «православного» вида – явление весьма и весьма распространённое. Безусловно, во многих случаях приход не может позволить себе роскошь оплатить консультацию архитектора-реставратора, а тем более проект реставрации. Но весьма часто отсутствие проекта или, по крайней мере, консультаций специалиста связано с невероятной самоуверенностью.
На основе общения с десятками приходов я заметил, по крайней мере, две закономерности:
Bо-первых, более осторожно к реставрации храма относятся священники, имеющие помимо семинарского высшее светское образование, особенно гуманитарное. Безусловно, сказывается общая культура данной категории духовенства.
Во-вторых, в больших провинциальных епархиях, где контроль со стороны правящего архиерея и благочинного ослаблен, священник нередко присваивает себе право некоей исключительности во всех вопросах – и в архитектурных, в частности.
Второе чувство, которым часто руководствуется приход – это возвращение к «русской православной архитектуре» (так как себе её представляют настоятель или прихожане) и отрицание любого архитектурного стиля, возникшего в послепетровское время. Под «русской православной архитектурой» чаще всего подразумевается смесь домонгольской архитектуры, новгородских, псковских образцов и раннемосковского зодчества без понимания особенностей каждого направления.
В результате сейчас очень часто в храме XVIII-XIX веков можно встретить вновь установленный тябловый иконостас в стиле XVI века, покрытый резьбой, характерной для поздней эклектики. Главы же обязательно красятся в голубой цвет (как оградки на кладбищах).
И в качестве заключения: настоятель одного из московских храмов заявил архитектору, что при коммунистах на храме была выполнена «бездуховная реставрация», а теперь будет настоящая (понимай, духовная). Я-то по простоте душевной думал, что бывает или профессиональная или непрофессиональная (некачественная) реставрация.
2. Подрядчик или прораб
К сожалению, это тоже достаточно распространенная беда: подрядчик или прораб, будучи прежде всего строителями, начинают вмешиваться в вопросы, не входящие в их компетенцию, а именно в архитектурные вопросы. Дело в том, что, поработав на трех-пяти храмах, подрядчик часто решает, что он уже освоил архитектурные и, что гораздо опаснее, инженерные тонкости.
Рекомендую с самого начала установить жёсткие рамки в отношениях между вами и исполнителями работ.
Необходимо отметить печальное явление, характерное для государственного финансирования реставрационных работ: система регулярных конкурсов на проектирование и производство реставрационных работ имеет явно выраженный коррупционный характер и привела к резкому падению качества того и другого. Система отчётности поражает своей бессмысленностью.
3. Благотворитель (спонсор)
Здесь проблема ещё сложнее. Иной раз спонсор хочет, прежде всего, позолотить купол независимо от того, в каком виде находится храм. Совершенно очевидно, что вопрос честолюбия стоит здесь не на последнем месте. Настоятелю требуется много такта, чтобы решить, как поступить в данном случае.
Настоятельно рекомендую заранее оговорить, в чём заключается участие спонсора: только ли в финансировании или в чём-то большем.
ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ
Первое, с чем сталкивается настоятель при реставрации (и новом строительстве), – это вопрос финансирования работ.
«Реставрация храма – основная расходная статья содержания храма. Стоимость профессиональных и качественных реставрационных работ принципиально превосходит обычные возможности прихода. Очевидна необходимость концентрации всех материальных возможностей, которыми располагает настоятель (с его авторитетом) и приход в целом.
Можно выделить два основных принципа организации финансирования реставрационных работ:
1. Бюджетное финансирование реставрационных работ памятников культуры имеет свои плюсы и минусы. В данном случае силами прихода выполняются только определенные бюрократические действия (сбор и правильное оформление документов, а также дальнейшее продвижение своей заявки).
Проект, смета и собственно реставрационные работы финансируются бюджетом в соответствии с принципами функционирования и взаимодействия соответствующих государственных органов и строительных организаций. Но необходимо помнить: «кто платит, тот и заказывает музыку». Отношение к храму и богослужениям во время реставрации могут быть, мягко говоря, нецерковными. Сами способы проведения бюджетной реставрации могут существенно помешать проведению богослужений или даже сделать их проведение невозможным на довольно продолжительное время.
2. Проведение реставрации за счет средств прихода; задача, которая в данном случае стоит перед настоятелем, существенно превосходит его возможности. В исторической ретроспективе здание храма всегда являлось самым дорогим зданием города и, тем более, деревни. И подход к его реставрации, в этом смысле, должен быть традиционным.
Как мы уже говорили, для успешного решения этой задачи уместно создать реставрационный фонд прихода. (В этом случае пользователь вправе привлекать проектировщиков и подрядчиков, имеющих хорошую репутацию, что очень важно – прим. А.С. Тутунова).
Составляющие реставрационного фонда прихода
А. Собственные средства прихода – очень важная составляющая всего фонда. Как бы ни была мала сумма собственных накопленных средств прихода по сравнению с масштабом задачи, сам факт наличия таких средств дает моральную возможность обращаться за помощью. Очень важно глубоко и всесторонне понимать, что, обращаясь за помощью, мы просим помочь нам восстановить храм, а не сделать это за нас.
Б. Привлеченные средства. Поиск средств для реставрации храма должен стать, в определенном смысле, проповедью высоких нравственных христианских принципов. Решая тактическую задачу восстановления храма, всегда имеем стратегическую цель приобретения для Бога «храмов Духа Святого» (1Кор.3:16). В идеале благотворители могут стать прихожанами наших храмов.
Эти средства формируются из:
Целевых финансовых пожертвований юридических и физических лиц;
Нефинансовой благотворительной помощи (строительные материалы, строительная и специальная техника и приспособления, транспорт и т.д.);
Благотворительной помощи проектных и строительных организаций в проведении всего комплекса работ или какой-либо их части;
Помощи государственных, региональных и муниципальных властей в решении бюрократических вопросов и в привлечении возможных благотворителей. Нам представляется важной духовной задачей, стоящей перед настоятелем в данном случае: разбудить совесть конкретных представителей различных властей, раскрыв им нравственную ответственность государственной власти в целом за разрушение храмов и монастырей.
Расход средств на проведение реставрационных работ
Договариваясь с исполнителями тех или иных работ, нужно знать расценки на работы. Требование Договора об охране памятника культуры о выполнении восстановительных работ только лицензированной реставрационной организацией нам представляется в настоящее время трудно выполнимым, тем не менее, следует брать на реставрационные работы рабочих после получения достоверной рекомендательной информации о них.
Важное качество любого руководителя (в нашем случае настоятеля) как организатора и руководителя реставрационных работ – чувство баланса цена-качество. Необходим внимательный, заинтересованный, но не придирчивый по пустякам надзор за производством работ. Нужно максимально, но разумно воздерживаться от предоплат. Незаработанные деньги, особенно в церкви, развращают.
Настоятель, предоставляя работу, должен знать, в каких условиях будут жить работники, чем и как питаться; эти условия должны быть достойными. Необходимо добиваться, чтобы поведение работников, выполняющих те или иные работы в церкви, соответствовало, в свою очередь, нормам хотя бы естественного приличия.
Настоятель должен провести разъяснительную беседу с работниками о принципах поведения в храме и на территории храма. Работники должны быть прилично и опрятно одеты. Курить в заранее отведенном для этого месте. За недостойное поведение в храме и на его территории необходимо строго спрашивать.
Оплата за выполненные работы должна проводиться строго в оговоренный срок и в заранее установленном размере.
Все выполненные работы должны быть внимательно приняты. Окончательные расчеты с исполнителями работ должны проводиться только после устранения всех замечаний и подписания соответствующего Акта. Неоконченные стадии реставрации должны быть профессионально законсервированы. Уместно дать отчет в расходовании средств на реставрацию жертвователям и благотворителям в любой доступной настоятелю форме»².
«Проведение реставрации храма (храмового комплекса) имеет следующие этапы:
Историко-архивное исследование с рекомендациями по режиму строительства, выполненное лицом, имеющим соответствующую лицензию;
Эскизный проект реставрации в объеме, установленном правящим архиереем;
Благословение правящего архиерея на реставрацию;
Разработка рабочего проекта и согласование его с Министерством культуры;
Проведение реставрационных работ в строгом соответствии с проектом и под авторским и под настоятельским надзором;
Акт приемки реставрационных работ;
Рапорт правящему архиерею о завершении реставрации»³.
Здесь необходимо сделать некоторые уточнения: Эскизный проект определяется не правящим архиереем, а действующим законодательством. Ни один архиерей никогда не пойдет на нарушение государственных законов. По всей видимости, автор цитируемой статьи о. Сергий имел в виду, выпускается ли эскизный проект на весь храм или только на какую-либо его часть: например, только трапезную или только главы с крестами и т.д. Полный список проектно-сметной документации при необходимости можно получить в министерстве культуры.
Андрей ТУТУНОВ,
архитектор
Продолжение следует…
В следующей публикации будут рассмотрены основные вопросы, возникающие при реставрации храмов силами прихода. Речь пойдет, в частности, как о добровольных помощниках, так и о наемных рабочих.
_____
¹23 декабря 2009 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. (Эстетика современной церковной архитектуры).
²Статья опубликована на сайте Епархиального отдела по реставрации и строительству Московской епархии и в мартовском номере ЖМП за 2010 год. Протоиерей Сергий Шумилов – настоятель Никольской церкви с. Васютино Павлово-Посадского района Московской области, член Епархиального отдела по реставрации и строительству от Павлово-Посадского благочиния, член Консультативно-экспертного совета при Епархиальном отделе по реставрации и строительству.
До принятия священного сана отец Сергий окончил Московский инженерно-строительный институт по специальности «Экономика и организация строительства», работал в Моспроект-3 ГлавАПУ г. Москвы.
Источник: prichod.ru
КАК СТРОИЛИ ХРАМЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. часть 1
С крещения Руси начинается новый период в русской истории и строительстве. Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии.
Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого — прямоугольное помещение с четырьмя или более столбами в середине, членящими внутреннее пространство на девять частей. Центр храма — подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. К подкупольному пространству примыкают ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образующие крестообразную основу плана. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Все центральное пространство в плане образует крест.
Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). Киев. Первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая Владимиром Святославичем. Заложена в 996 году. (в 1240 году разрушена ханом Батыем)
[ Дальше. ]
Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Там же складывается система купола на парусах. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится помещение второго яруса — хоры.
Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом.
Однако, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии.
Таким образом,основным типом строительства православного храма на Руси был крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.
ЗАКЛАДКА И РАЗБИВКА ЗДАНИЯ
Процесс строительства монументального сооружения начинался с процедуры закладки и затем разбивки плана здания на строительной площадке. Поскольку памятники русского зодчества домонгольской поры — главным образом церкви (из 250 памятников русского зодчества этой поры, известных к настоящему времени, светский, некультовый, характер имеют менее 20, т.е. всего около 8 %), естественно, что закладка монументальной постройки — в первую очередь закладка храма. Это была торжественная церемония, на которой присутствовали высшие церковные иерархи и князья. Правда, летописные описания относятся в большинстве не к закладке, а к освящению храма, однако даже сам факт, что в упоминаниях о закладке обычно отмечали, при каком митрополите и каком князе она совершена, свидетельствует о торжественности ритуала. [1]
Прежде всего, по-видимому, подготавливалась ровная площадка для строительства. Следы подрезки грунта для выравнивания площадки неоднократно отмечались при археологических исследованиях памятников. Об этом же свидетельствуют и западные источники, восходящие к XII в.[2] Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Алтарь должен был быть ориентирован на восток, а восток понимали как восход солнца. Так делали на Руси, так же поступали и на Западе.[3]
Высказывались предположения, что день закладки храма должен был соответствовать дню его патрона. [4] Проверка дней закладки, выполненная на основании азимутов существующих памятников, данных предположений не подтвердила.[5] С днем патрона храма обычно совпадал не день закладки, а день освящения, что специально оговаривалось в церковных уставах.[6] День же закладки лишь изредка совпадал с днем патрона храма. Торжественная церемония закладки церкви происходила уже после освящения.
В русских летописях эта процедура засвидетельствована лишь для более позднего времени. Так, описывая закладку церкви в Москве в 1472 г. летописец.сообщал: «. преосвященный митрополит Филипп со всем освященным собором. поидоша на основание церкви. Прииде же тако и. великий князь Иван Васильевич. И тако совершившие молебная, и прежде всех своима рукама митрополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углам, и по сем мастеры начинают дело зданию».[7]
Замечательно, что с этим описанием, сделанным в XV в., почти полностью совпадает армянский текст «Основание святой церкви», относящийся к началу VI в.: «Затем устанавливают один камень в качестве основы церкви в центре алтаря, а остальные невыделенные камни — по четырем углам. Епископ читает сию молитву. и повелевает главе мастеров взять измерительный инструмент и расчертить местность по воле строителя». 8) Видимо, процедура закладки храма в восточно-христианской церкви была более или менее единообразной и традиционной.
Георгиевский собор Юрьева монастыря под Великим Новгородом. Заложен в 1119 году.
Разметку контура будущего храма выполняли при помощи шнура. На Западе и на Кавказе это зафиксировано как письменными источниками, так и миниатюрами. С помощью шнура лроизводили разбивку плана храма и на Руси. Свидетельством того является легенда о постройке Успенской церкви Киево-Печерского монастыря, изложенная в Печерском патерике. Согласно этой легенде, величину будущего храма определяли золотым поясом, подаренным монастырю принявшим христианство варяжским ярлом Шимоном.[10]
Вопрос о том, как производилась разбивка плана здания, а затем определялись его вертикальные размеры, давно уже интересует исследователей. Создавались самые разнообразные, часто очень сложные теории, с помощью которых пытались объяснить систему пропорционального построения древнерусских храмов. К сожалению, все теории, даже самые остроумные, могут помочь только при анализе памятников, но не служить тем рабочим методом, которым руководствовался древний зодчий, хотя некоторые из авторов таких теорий на это претендуют.[11]
Ближе всех подошли к решению задачи К.Н. Афанасьев и Е.Ф. Желоховцева.[12] Важнейший вывод Афанасьева сводится к тому, что основой построения являлся диаметр купола храма или, позже, сторона подкупольного квадрата.[13] Значение диаметра купола для построения всех основных размеров в зданиях центральнокупольного типа не подлежит сомнению.[14] Однако этот размер мог быть лишь промежуточным, переходным, дающим возможность перейти от плана к вертикальным построениям, т.е. к размерам разреза здания.
Таким размером мог оперировать зодчий, но не заказчик храма. Между тем основные размеры будущего храма как раз относились к компетенции заказчика — князя или епископа. Поэтому основными размерами, определявшими все построение храма, могли быть только его общие габариты — длина и ширина.
Кстати, именно так, согласно легенде, получили задание зодчие Успенского собора Киево-Печерского монастыря: они должны были построить храм, имевший в ширину 20 поясов (локтей), а в длину и высоту по 30. [15] Об этом же свидетельствует и процедура заложения храма, при которой прежде всего отмечались его четыре угла, т.е. общие габариты плана. Очевидно, что размеры здесь определялись по наружным стенам здания, а не по его интерьеру.[16]
Таким образом, несомненно, что при торжественной церемонии закладки храма намечались положение алтаря, направление продольной оси и четыре угла здания. Все последующие построения, т.е. разбивка членений плана, переход от общих габаритов здания к размеру подкупольного квадрата, а затем определение высот, относились уже к рабочему методу зодчего. Очевидно, что последний использовал при этом какие-то принятые на Руси единицы измерений.[17]
Относительно того, каковы были эти единицы, существуют различные точки зрения. Так, К.Н. Афанасьев пришел к выводу, что величина «пояса Шимона», которым определяли размеры Успенского собора Киево-Печерского монастыря, равнялась 1.18 м, т.е. 4 римским футам (29.5 см); в то же время подкупольные квадраты большинства древнерусских храмов, по его мнению, кратны не римскому, а греческому футу (30.8 см).[18]
Церковь Благове́щения в Аркажа́х (другое название — Церковь Благовещения на Мячине). Великий Новгород. Заложена в 1179г.
Такому выводу противоречит тот факт, что в русских письменных источниках все измерения, как правило, указаны не в футах, а в саженях и локтях. Н.В. Холостенко и Б.А. Рыбаков определяли тот же «пояс Шимона» равным 1.08 м, т.е. 0.5 косой сажени. [19] Очень вероятно, что в разное время и в разных строительных центрах Руси использовали различные единицы мер, хотя, конечно, лишь одну меру в каждой постройке.[20]
При этом вовсе не обязательно, чтобы принятая мера в разных зданиях совпадала с большой точностью, поскольку эталонов не существовало. Приводимые обычно сведения о наличии эталона длины, о котором упоминается в «Уставе» князя Всеволода, свидетельствуют как раз об обратном: если имелся специальный «иваньский локоть», значит, могли существовать и другие варианты локтя. 21) В то же время внутри каждого возводимого сооружения все размеры должны были согласовываться с какой-то одной точной мерой.[22]
Поэтому зодчий сам определял эталон длины (независимо от того, был ли то фут, локоть или какая-либо иная мера), которым и руководствовался в процессе строительства. Эталон длины, видимо, представлял собой деревянный прут, т.е. своего рода масштабную линейку. Об этом можно судить хотя бы по тому, что деревянный прут является основным атрибутом архитектора на всех западноевропейских изображениях зодчих. [23] То, что так же обстояло дело и на Руси, подтверждает, например, древняя легенда о Соломоне и Китоврасе, где вызванный к Соломону строитель храма Китоврас «умеря прут четырех локот и вниде пред царя, и поклонися, и поверже прут пред царем. «.[24]
Следует отметить, что, не зная статических расчетов, древние зодчие должны были эмпирически учитывать также и конструктивную сторону здания: соотношение толщины стен и столбов с размерами пролетов и пр. Очевидно, что традиционная система построения плановых и высотных размеров храма, которую древнерусский зодчий использовал в качестве своего рабочего метода, должна была обеспечивать еще и прочность сооружения.[25]
Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский. Заложен в 1152 г.
Известно, что древнерусские зодчие не применяли чертежей. [26] Это относится не только к домонгольской поре, но и к значительно более позднему времени. 27) Высказалось предположение, что в качестве чертежа могли использовать модели. Но такое предположение абсолютно ничем не подтверждается. Наоборот, все сведения о моделях, встречающиеся в поздних источниках, говорят о том, что их изготовляли не в качестве проектного чертежа, а лишь как средство продемонстрировать заказчику облик будущего здания.[28]
Несомненно, что древнерусские зодчие должны были обладать какой-то эмпирически разработанной, а затем ставшей традиционной, четкой системой построений, которая позволяла им заранее определять основные размеры частей здания как в плане, так и по высоте. Система эта должна была быть гибкой, поскольку различия в пропорциональных построениях разных памятников домонгольского зодчества очень велики, что свидетельствует о широких возможностях мастера разнообразить принимаемые им решения.
В то же время система должна была быть достаточно точной. Так, изучение памятников владимиро-суздальского зодчества показало, что скульптурные рельефы в верхних частях здания высекались на отдельных камнях разного размера и затем уже в готовом виде использовались при кладке стен. Следовательно, архитектор имел возможность заранее задавать резчику размер камня, предназначенного для укладки даже в верхней части будущего здания.
С помощью размеров, полученных из плана, зодчий должен был иметь возможность определять основные конструктивные отметки высот сооружения, прежде всего арок и сводов.[29] Высказывались предположения, что в основе системы работы древнерусского зодчего лежали геометрические построения. Однако при отсутствии чертежей гораздо вероятнее, что определения размеров здания имели арифметический характер — в виде простых модульных отношений с мерами длины в качестве исходной единицы.[30]
В чем заключался рабочий метод древнерусского зодчего, мы пока не знаем, несмотря на многочисленные попытки исследователей разгадать его. Неясно также, был ли этот метод разработан византийцами, или же он имел более широкий ареал, включая зодчество Кавказа, а может быть, и романское. Очень важно будет в дальнейшем выяснить и то, насколько специфично применялся данный метод на Руси, что внесли в него древнерусские мастера.
СРОКИ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ
Начало строительства храмов, если судить по данным летописей, обычно падает на весенние или летние месяцы. Так, собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве был заложен 11 июля 1108 г., церковь Георгия в Каневе — 9 июня 1144 г., Успенский собор во Владимире — 8 апреля или 8 мая 1158 г. (по разным спискам летописи), а ворота детинца — 4 июня 1194 г., собор Княгинина монастыря — 15 июля 1200 г., Успенский собор в Смоленске — 7 марта или, по другим источникам, 2 мая 1101 г., церковь Спаса в Старой Руссе — 21 мая 1198 г. В Новгороде церковь Федора Тирона заложена 28 апреля 1115 г., Петра и Павла 6 мая 1185 г., Благовещения на Мячине — 21 мая 1179 г., Спаса-Нередицы — 8 июля 1198 г., Кирилла — в апреле 1196 г., надвратная церковь в детинце — 4 мая 1195 г. О новгородской церкви Бориса и Глеба отмечено более обобщенно, что ее заложили «на весну».[31]
Таким образом, судя по летописям, закладка храмов производилась начиная с марта или апреля до середины июля. Однако есть сведения и о более поздней закладке. Так, осенью 1192 г. был заложен собор Рождественского монастыря во Владимире; правда, здесь в летописи раздельно отмечено, что князь Всеволод «заложи церковь», а потом «почата же бысть здати месяца августа в 22-й день». Очевидно, иногда строительство храмов начинали и в августе.
О времени закладки храмов можно судить не только по письменным источникам, но и по ориентации продольной оси самих храмов, поскольку при закладке продольную ось ориентировали на ту точку горизонта, где в день закладки всходило солнце.[32] Ориентация эта в настоящее время фиксируется с помощью магнитного компаса, т.е. представляет собой магнитный азимут. Зная магнитное склонение пунктов, где расположены памятники, легко определить истинный азимут продольной оси храмов.[33]
Спасо-Преображенский собор. Чернигов. Заложен около 1030—1034 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем.
По истинному азимуту можно с помощью таблиц найти угол склонения солнца, а по углу склонения определить день, в который солнце всходило соответственно данному азимуту, т.е в той точке горизонта, куда направлена продольная ось храма.[34] Естественно, что это будет не один, а два дня, поскольку в каждой такой точке горизонта солнце всходит дважды в году. Они будут соответствовать современному, т.е. григорианскому календарю, а не древнему, юлианскому. Разница между календарями в X-XI вв. составляла шесть дней, а в XII в. — семь, и, следовательно, довольно легко определить дни, в которые солнце всходило в данной точке горизонта при закладке храма.
С какой степенью точности можно определить название даты? Измерить ориентацию продольной оси церкви с точностью свыше 1-2° трудно, ибо этому обычно мешает некоторая неопределенность разбивки самих древнерусских памятников. Отклонение оси в 2° дает в итоге разницу примерно в три дня, а для летних месяцев — даже до 10 дней. Кроме того, расчеты производятся для геометрического горизонта, тогда как неровности рельефа часто делают реальный, видимый горизонт несколько суженным или расширенным.[35]
Поэтому определение дней закладки древнерусских храмов по ориентации их продольной оси можно совершать с точностью не большей, чем примерно в одну неделю. Однако и такая точность дает нам достаточно ценные сведения (см. таблицу).
Источник: prajt.livejournal.com
Первые каменные храмы на Руси : строительство, архитектура, внутренние элементы
После принятия христианства на Руси люди начали во всех городах строить православные храмы. Строили их, как правило, там, где раньше находились места для поклонения языческим богам (Перун, Дажьбог, Хорс). Потому что люди столетиями привыкали к данным святилищам. Когда хотели поклониться богам, шли к этим местам. Поэтому князь Владимир приказал уничтожить все места для поклонения языческим богам, а вместо них воздвигнуть христианские церкви.
Первые деревянные храмы Киевской Руси
Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом. Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева.
Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь. Эта церковь – первый православный храм на Руси .
Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм.
Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие. Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов. В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.
Шатровые храмы на Руси
Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней.
О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.
Позднее наши предки шатровую форму купола иногда использовали и при строительстве каменных церквей. Данная форма купола долгое время оставалась популярной в северных районах нашей страны. Вплоть до наших дней в северных районах страны сохранились памятники церковной архитектуры славян, с куполами подобной формы.Деревянные церкви Руси, фото которых пестрят в интернете, поражали своей красотой и убранством.
Первые каменные храмы на Руси
Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве. Его неофициальное название – Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь.
Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.
Официальное имя Десятинного храма, первой каменной церкви на Руси – церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый крестово-купольный храм Древней Руси . Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих.
Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.
Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:
- Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
- С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.
Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.
Первым каменным церквям на Руси основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа – это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен.
До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.
Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно. По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.
Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.
Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма – Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих.
Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.
Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.
Итоги
С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы.
Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.
Источник: perstni.com