Как выбирают место для строительства аэс

Содержание

Выбор площадки — это процесс выбора подходящей площадки для сооружения ядерной установки, включающий подготовку необходимых обоснований и определение соответствующих проектных основ. Выбор площадки, как правило, предполагает обследование площадки, собственно выбор и оценку площадки и завершается основополагающим этапом — выдачей лицензии на размещение ядерной установки.

  • Обследование площадки — это процесс выявления площадок-кандидатов для размещения ядерной установки по итогам проведения инженерных изысканий в пределах большого района и отсеивания неподходящих площадок.
  • Выбор площадки — это процесс изучения площадок, выявленных после отсеивания прочих вариантов, и сравнения их исходя из установленных критериев безопасности и пригодности с целью выбора одной или нескольких предпочтительных площадок-кандидатов.
  • Оценка площадки предусматривает анализ факторов, которые могут влиять на безопасность ядерной установки или деятельности на определенной площадке.

Процессы выбора и оценки площадки, подходящей для размещения ядерной установки, имеют первостепенное значение: они могут существенно повлиять на сроки строительства, затраты, получение согласия общественности и обеспечение безопасности установки на протяжении всего периода эксплуатации.

Что мешает строительству АЭС в Узбекистане. Подкаст

При выборе площадки, как правило, учитываются все виды опасностей и взаимодействий между установкой и окружающей средой: природные события, такие как землетрясения, геотехнические явления, вулканическая активность, наводнения, метеорологические явления; антропогенные события (как случайного, так злоумышленного характера); рассеивание радиоактивности и осуществимость планов действий в чрезвычайных ситуациях. Их также называют относящимися к безопасности характеристиками площадки. В интересах рационального и надлежащего выбора площадок для ядерных установок необходимо также учитывать факторы, не связанные с безопасностью, такие как физическая безопасность станции, технология станции, экономические аспекты, наличие охлаждающей воды, наличие транспорта и доступ к электросети, нерадиологическое воздействие станции на окружающую среду и социально-экономические последствия.

Изучение характеристик площадки с целью обеспечения безопасности

Безопасность ядерной установки с учетом характеристик площадки основывается на проведении всесторонних инженерных изысканий и уточненной оценке опасных факторов. С самого начала отсеивания различных вариантов площадок необходимо располагать информацией об их характеристиках, на основании которой можно выбрать наиболее подходящую площадку. Инженерные изыскания на площадке должны быть начаты задолго до срока принятия окончательного решения.

После выбора площадки необходимо проведение более тщательных инженерных изысканий, которые будут лежать в основе этапа оценки площадки (см. подробнее об инженерных изысканиях на площадке). На этом этапе работ может быть подтверждена пригодность площадки и определены проектные основы станции. Применительно к каждому внешнему воздействующему фактору параметры площадки выбираются таким образом, чтобы они могли быть использованы при проектировании ядерной установки и обосновании ее безопасности.

Бенгальцы избивают работника РОССЭМ на площадке строительства АЭС Руппур

Услуги МАГАТЭ по подготовке кадров и рассмотрению в помощь государствам-членам

МАГАТЭ оказывает своим государствам-членам помощь в применении касающихся выбора площадки норм безопасности Агентства, предоставляя услуги по рассмотрению вопросов безопасности, консультативные услуги и организуя мероприятия по подготовке кадров и семинары-практикумы. Оно предоставляет услуги по рассмотрению вопросов проектирования площадки с учетом внешних событий (СЕЕД), в ходе которых экспертная группа, состоящая из сотрудников МАГАТЭ и внешних экспертов, посещает место нахождения планируемой площадки и вырабатывает рекомендации и предложения с учетом норм безопасности Агентства.

Кроме того, МАГАТЭ проводит совместно с государствами-членами национальные и региональные практикумы с целью решения вопросов или проблем в государствах-членах и нахождения практических решений в части выбора площадки, оценки площадки, проектирования с учетом внешний событий и обоснования безопасности. Эти семинары-практикумы СЕЕД по созданию потенциала особенно рекомендуются для государств-членов, впервые приступающих к осуществлению ядерно-энергетической программы.

МАГАТЭ публикует различные технические документы, учебные материалы, а также руководства, касающиеся рассмотрения вопросов безопасности в рамках СЕЕД. Последние используются для предоставления информации о том, как запрашивать и получать услуги по рассмотрению и подготовке кадров в рамках миссий СЕЕД. Агентство также поддерживает портал EESS — веб-платформу для совместной работы, которая защищена паролем и позволяет зарегистрированным пользователям сотрудничать и обмениваться информацией о деятельности, связанной с выбором площадки и обеспечением защиты ядерных установок от внешних опасностей.

Читайте также:  Менеджер по строительству это кто

Источник: www.iaea.org

Подходы к выбору площадки под размещение АЭС российского проекта за рубежом

Российская АЭС «Куданкулам» в Индии, штат Тамил Наду

Подходы к регулированию работ по проектированию, выбору площадки, строительству и эксплуатации АС в разных странах отличаются. Наиболее распространенным является подход, предусматривающий наличие сертификатов и лицензий на деятельность проектных, конструкторских, строительных и эксплуатирующих организаций, а так же организаций поставщиков оборудования и услуг. Существующие различия в процессе выбора площадки под размещение АС в разных странах обусловлены историческими, социальными, культурными и законодательными традициями каждой страны. Общественные слушания, проводимые до принятия решения о строительстве объекта, позволяют учесть интересы всех вовлеченных сторон и социальных групп и являются неотъемлемой частью процесса лицензирования. Тем не менее, процедуры по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), проводимые в Европейских государствах и Российской Федерации имеют некоторые отличия.

Введение. Одной из основных задачей стоящих на сегодняшний день перед Госкорпорацией «Росатом» является повышение конкурентоспособности российских проектов АС на международных ядерно-энергетических рынках, а также увеличение доли предоставляемых услуг в области ядерных энерготехнологий.

В настоящее время сооружаются АС российского проекта в Турции, Финляндии, Венгрии, Вьетнаме, Китае, Индии, Иране, Белоруссии и планируется сооружение АС на площадках других стран. Международные соглашения по сооружению энергоблоков АС, содержат требование о соответствии проектной документации международным нормам и правилам.

Наши проектные институты достаточно хорошо знают постоянно меняющуюся российскую нормативную базу и успешно защищают свои проектные решения в государственных надзорных органах России. Сложнее обстоит дело на зарубежных площадках. Недостаточное знание международных норм и правил может создать трудности для проектировщиков при защите проектных решений в надзорных органах стран, где планируется сооружение АС [1]. Еще больше вопросов возникает в странах, приступающих к развитию национальной ядерно-энергетической программы, в которых отсутствует законодательная база в области использования атомной энергии.

За основу исследований были взяты нормативные документы РФ, ЕС и США, применимые на этапе выбора площадки под размещение АС. Основная задача исследования нормативных документов — продемонстрировать, что проекты российских АС, отвечают всем современным нормам и требованиям и способствуют повышению привлекательности для зарубежных заказчиков в ходе проведения международных тендеров, а также, что российская законодательно-нормативная база в области использования атомной энергии может стать основой для формирования законодательства в области использования атомной энергии в странах-новичках. Успешная реализация этих задач может стать частью комплексного предложения Госкорпорации «Росатом» по проектированию и строительству АС российского проекта за рубежом, в том числе в странах-реципиентах.

Анализ и основные результаты.

Сравнение требований стандартов МАГАТЭ, требований российских норм и правил и требований регулирующих документов США, применимых на этапе выбора площадки [2] показало, что в российских нормативных документах и регулирующих документах США содержатся вполне сравнимые и сопоставимые по сути требования. Существующие незначительные различия в основном определяются отдельными формулировками требований и используемой в них терминологией.

Многие страны, заинтересованные в развитии ядерной энергетики, внедряют в свою нормативную и законодательную базу отдельные элементы нормативной и законодательной базы США. В некоторых случаях это происходит явно и проработано, с указанием ссылок и связей с другими документами, в некоторых случаях неявно, без указания ссылок и с внесением правок в американский текст. В обоих случаях Российский поставщик стакивается с трудностями при изучении процесса лицензирования и требований к составу проектной и лицензионной документации, связанными с отличиями структуры документов от структуры, применяемой в отечественной практике.

При заключении контракта на строительство АС российского проекта за рубежом и выборе площадки для размещения будущей АС необходимо как можно раньше определить формат реализации проекта:

1. Типовой проект (например, АС 2006);

2. Адаптированный типовой проект (например, АС 2006, с изменениями необходи-мыми для реализации местных норм и правил или учета условий, но не оказывающими су-щественное влияние на концепцию безопасности АС и режимы нормальной эксплуатации)

3. Индивидуальный проект, включающий ужесточение требований по безопасности, изменение технических решений по системам АС и изменение строительных, архитектурных и объемно-планировочных решений основных зданий и сооружений АС.

Выбор подхода к реализации проекта (Типовой, Адаптированный типовой, Индивидуальный) будет в дальнейшем определять логику и последовательность всех работ, и окажет существенное влияние на подход к выбору площадки, определению цены и сроков реализации проекта. При выборе подхода к реализации проекта можно использовать схему, представленную ниже (рис.).

Следует помнить, что будущая АС должна удовлетворять:

1. Требованиям местного законодательства (в случае, если АС строиться по российским нормам, должно быть Постановление местных органов, разрешающих такое использование и описывающее регламент использования).

2. Требованиям заказчика (требования тендера, будущие требования контракта).

3. Условиям площадки (для каждого сценария реализации проекта необходимо выбрать подходящую площадку из возможного спектра и показать, что проект может быть реализован на ней без изменений (Типовой) с незначительными изменениями (Адаптированный) или необходимо создавать Индивидуальный Проект АС, удовлетворяющий требованиям конкретной площадки.

Читайте также:  Нормы границ при строительстве дома с гаражом

Блок-схема выбора формата реализации проекта

Как видно из блок-схемы – на предконтрактной стадии необходимо провести детальное (1) изучение и анализ местной нормативной базы, (2) специфических требований заказчика и (3) условий площадки АС.

На всех этапах обсуждения и принятия решения существует вероятность невозможности удовлетворения требований (закона, заказчика или площадки), что приведет к необходимости изменения формата проекта (перехода из Типового в Индивидуальный) или же — невозможности его реализации.

Во всех случаях 1) Анализ местных НТД и 2) Анализ условий площадки должны быть проведены до начала обсуждения контракта.

С целью снижения сроков сооружения АС, исключения непредвиденных финансовых потерь, повышения качества выполняемых работ, а также снижения возможных рисков, возникающих при получении лицензии на размещение и сооружение АС с учетом выполненного сравнительного анализа нормативных документов (как российских, так и международных) следует рекомендовать следующее:

1. Организация генерального проектировщика перед началом работ на предпроектной и проектной стадии работ должна получить от заказчика необходимые для проектирования основополагающие разрешительные документы, согласования, разрешения, требования и технические условия, которые должны быть приложены к заданию на проектирование. Эти документы являются исходными данными для проектирования и должны быть получены на стадии «ОБИН» перед получением лицензии на размещение. Затраты связанные с получением разрешительных документов должны быть учтены при оценке стоимости строительства на этой стадии для принятия решения об экономической целесообразности инвестиционного проекта.

  • Получение технических условий, требований, согласований, разрешений, объём представляемой документации определены отраслевыми нормативными документами, документами соответствующих федеральных и региональных органов власти, а также международными руководящими документами и соглашениями.
  • С целью оптимизации процесса планирования подготовки исходно-разрешительной документации рекомендуется разработать регламентирующий документ по получению документов, согласований, разрешений, требований и технических условий, необходимых для предпроектной и проектной стадий сооружения АС.

2. В документе МАГАТЭ (NS-R-3, 2003 — SSR-1: «Оценка площадки для ядерных установок») отмечается, что одним из важнейших факторов проведения анализа безопасности, выполняемого в рамках процесса лицензирования, сертификации проектов АС является определение оптимального места размещения сооружаемой АС.

  • В связи с этим, целесообразно перед заключением международных соглашений и контрактов на проектирование и сооружение АС, заключать отдельный контракт, связанный с определением оптимального места для размещения АС.
  • Этот контракт позволил бы снизить сроки сооружения АС, исключить непредвиденные финансовые потери, повысить качество выполняемых работ, а также снизить возможные риски, возникающие при получении лицензии на размещение и сооружение АС.

3. Для исключения принятия субъективных решений и повышения качества предпроектной и проектной документации необходимо учесть положительный опыт, представленный в регулирующих документах США для чего:

  • детально проработать и выпустить нормативные документы определяющие типы и количество критериев для выбора площадки под размещение АС, разбиение этих критериев на смысловые группы, по важности и приоритетам;
  • разработать регламент создания и организации работы тематических экспертных групп по направлениям оценки каждого из критериев с привлечением высококвалифицированных специалистов на постоянной и мотивированной основе;
  • разработать методические указания по определению весовой ценности критериев и соответствующих им сервисным функциям.

4. С целью повышения привлекательности российских проектов АС за рубежом и возможности российским проектировщикам защищать проектные решения в надзорных органах стран, где сооружаются АС российского проекта, а также для повышения качества предпроектной и проектной документации, исключения непредвиденных финансовых потерь:

  • учитывая обширный перечень законодательной, нормативной, технической и отраслевой документации относительно предпроектной стадии, анализа и выбора района и площадки под размещение АС, целесообразно провести детальный анализ каждого направления оценки пригодности площадки (критериев выбора) по требованиям МАГАТЭ, РФ и США. Работа должна проводиться с привлечением специалистов-экспертов по отдельным направлениям (критериям выбора).

5. Наряду со своевременно полученными результатами инженерных изысканий, на качество проектной документации способны повлиять замечания, предложения и рекомендации, полученные по результатам проведенных процедур ОВОС в международном контексте. Поэтому в первую очередь, необходимо провести анализ процедур ОВОС по требованиям МАГАТЭ, РФ и США, взаимодействия с общественностью и другими заинтересованными сторонами в процессе выбора района/площадки под размещение АС и ее сооружения, сопоставление законодательных требований и процедур. Во-вторых, оценить необходимость и возможность внесения изменений в отчеты по ОВОС и проектную документацию по результату рассмотрения замечаний и предложений. Для этого рекомендуется указать в контакте на проектирование и сооружение АС непосредственное участие российской стороны, в частности проектировщика, в процедурах ОВОС и его роль на всех этапах их проведения. Следует отметить, что экологическое обоснование проектирования, строительства и эксплуатации АС в соответствии с международным подходом к ОВОС также будет актуально для АС, размещаемых на приграничных территориях, например, Балтийской АЭС [4,5,6].

6. При заключении межправительственных соглашений по сотрудничеству в области мирного использования ядерной энергии, предваряющих подготовку к заключению контракта на строительство АС российского проекта за рубежом, обязательным условием соглашения должна стать организация сотрудничества между надзорными органами двух стран. Цели такого сотрудничества:

  • Организация квалифицированного перевода российских нормативных документов на язык страны партнера.
  • Для адекватного технического и юридического перевода и последующего анализа местных НТД следует привлекать специалистов атомной отрасли, научных центров и представителей надзорных органов. Переведенные документы должны пройти одобрение в Российских надзорных органах и быть рекомендованы надзором для использования организациями, участвующими в проекте. Подобные работы возможно проводить на предконтрактной стадии в рамках двухсторонних межправительственных соглашений.
  • Подготовка презентационных и учебных материалов разъясняющих общие принципы организации и функционирования российской нормативной базы, и демонстрирующие что Российская правовая база (законы, рекомендации, руководства, стандарты) соответствуют рекомендациям МАГАТЭ и других авторитетных международных организаций. В будущем это позволит упростить обоснование использование норм РФ при проектировании АС, и создаст базу для понимания зарубежным заказчиком Российского проекта и подходов к выбору площадки, проектированию, строительству, эксплуатации и модернизации АС.
  • Подготовка презентационных и учебных материалов разъясняющих общие принципы организации и функционирования местной нормативной базы.
  • Обучение, при необходимости, специалистов стран-реципиентов.
  • Организация квалифицированного перевода местных нормативных документов на русский язык для изучения российскими участниками проекта, и использования при обсуждении условий будущего контракта и выбора площадки для размещения и строительства АС.
  • Подтверждения правильности перевода Российских и Местных законов, правовых норм, правил и руководящих документов, используемых при выборе площадки, проектировании и на всех последующих этапах жизненного цикла АС.
  • Анализ местной нормативной базы, на предмет ее полноты и совместимости с Российской нормативной базой, выработка решений по изменению и дополнению местной НТД (в случае необходимости) и (или) соглашений по использованию Российских НТД и их интеграции в местное правовое поле.
  • Выработка решений и рекомендаций Ростехнадзора по использованию иностранной НТД Российскими участниками проекта, при реализации проекта за рубежом.
  • Участие технических экспертов и специалистов в области права, представителей российских и местных надзорных органов на всех этапах выбора площадки, подготовки и реализации контракта на строительство АС.
Читайте также:  Обязанности прораба при строительстве частного дома

Выводы

При выборе площадки и реализации проектов строительства АС за рубежом следует помнить, что схожие по смыслу и составу требования нормативных документов могут быть структурированы по-разному. Это приводит к отличию структуры проектно-конструкторской документации и набору поддерживающих расчетов (отчетов) от структуры документации в Российских проектах. Принципиально важно при этом согласовать схему разделения работ и информационных потоков между участниками проекта, разграничить ответственность сторон, оценить объемы работ и график их выполнения с учетом местных требований и логики реализации проекта. Поэтому после анализа нормативной документации и требований заказчика необходимо провести анализ процессов проектирования и сооружения АЭС, а также отражения местной специфики в структуре проектной и лицензионной документации.

В целом, по результатам сравнительного анализа можно сделать вывод, что, несмотря на имеющиеся отличия в нормативных документах по оценке выбора площадок для АС, нормативные документы РФ и США соответствуют требованиям по безопасности МАГАТЭ. Дальнейший детальный анализ и учет местных требований для каждого конкретного проекта (контракта) необходим для четкого разграничения ответственности сторон, планирования и организации работ, составления рабочих графиков и определения цены работ по проекту [7].

Список литературы:

  1. Лунева Е.В., Солдатов А.И. Анализ законодательства РФ, ЕС и США, применимого на этапе выбора площадки для строительства АС. / X Международная научно-техническая конференция «Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики». Тез. докл. Москва, 2016. С. 175-176.
  2. ОАО «Концерн Росэнергоатом». Сравнительный анализ российской и зарубежной нормативной базы по вопросам лицензирования, экспертизы, сертификации проектов и размещения АС. Москва, 2015. — 268с.
  3. Soldatov A.I. «The U.S. Nuclear Rules and Regulations 10.CFR.50 and 10.CFR.52 – Licenses and Certificates». Invited lecture for International Workshop «Nuclear Future: New Nuclear Power Plants, from Design to Generation». May 5-8, 2014, USA, Oregon, Corvallis.
  4. Каплан Е.М., Шварц А.А., Лунева Е.В., Макушенко М.Е., Румынин В.Г. Трансграничный аспект оценки воздействия строящихся АС на водные экосистемы (на примере Балтийской АС) // Геоэкология. Инженерная геология. Гидрогеология. Геокриология. 2015. №4. С. 291-304.
  5. Румынин В.Г., Каплан Е.М., Шварц А.А., Макушенко М.Е., Лунева Е.В.. Международные аспекты экологической оценки воздействия строящихся АС на водные ресурсы приграничных территорий / Международные аспекты водного законодательства. – М.: Издание Государственной Думы, 2015. С 6-14.
  6. Цупикова Н.А., Лунева Е.В. Сопоставление нормативных требований Российской Федерации и Европейского союза к вопросам охраны водных ресурсов при эксплуатации атомных станций на примере Балтийской АС. Труды первой научно-практической конференции с международным участием, посвященной 60-летию атомной энергетики «Экологическая безопасность АС». Изд-во «Аксиос», Калининград, 2014. С. 118-124.
  7. Лунева Е.В., Солдатов А.И. Подходы к выбору площадки под размещение АС российского проекта за рубежом // Труды третьей научно-практической конференции с международным участием «Экологическая безопасность АЭС». Калининград, 19–20 октября 2016 г. Изд-во «Аксиос», Калининград, 2016. С. 124-130.

Источник: www.atomic-energy.ru

Рейтинг
Загрузка ...