В марте 2023 года поселку, задуманному как город-сад, исполнится 100 лет. За последние тридцать лет он сильно изменился, но сохранил и деревянные заборы, и сады, и особую атмосферу. Хотя тишины уже нет и здесь — мегаполис все ближе подступает к дачному оазису в сердце Москвы. Мы собрали интересные факты о поселке художников и приглашаем прогуляться по его улочкам
1. «Отцом» поселка Сокол был Ленин
Все, конечно, помнят, что москвичей сильно испортил квартирный вопрос. В начале двадцатых годов прошлого века он был очень острым: строить жилье новой власти было не на что. Собственно, как и все остальное: фабрики, заводы, театры и детские сады. Голод, разруха, крестьянские восстания заставили «отца нэпа» Владимира Ленина 15 марта 1921 года выступить с предложением заменить продразверстку на вдвое меньший продналог. Это решение стало первым шагом в переходе от военного коммунизма к новой экономической политике, за ним последовали и другие.
8 августа 1921 года Ленин подписывает декрет о кооперативном жилищном строительстве. Суть его в том, что граждане Страны Советов, у которых есть средства, могут строить себе жилье сами. В течение следующих двух лет Моссовет подвел под этот декрет нормативно-правовую базу, и в 1923 году в Москве появилось первое кооперативное товарищество — «Сокол».
ПОС — проект организации строительства
2. «Сокол» не просто поселок, а город-сад
Москву новой власти надо было превратить из города с сонными улицами золотыми куполами церквей в столицу первого в мире социалистического государства. Соответственно этой задаче разрабатывался Генеральный план развития Москвы, над которым работала специальная комиссия под руководством архитекторов Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. План «Новая Москва» представлял столицу полицентричной и вводил понятие города-сада.
Автор этой популярной в начале двадцатого века градостроительной концепции — британский социолог-утопист Эбенизер Говард, считавший, что современный город себя изжил, он подавляет все лучшее в человеке и провоцирует худшее. В 1898 году он опубликовал книгу «Города-сады будущего», в которой предложил свою альтернативу урбанизму — небольшие поселки с невысокими домами и приусадебными участками, которые будут строиться на бросовых землях. Хозяевами такого города-сада должны были стать его жители.
Идеи Говарда в начале двадцатого века были популярны во многих странах мира, включая Россию. Утопическую мечту начали воплощать еще до революции — прогрессивные купцы строили при фабриках образцовые поселки с клумбами, теннисными кортами и площадками для крикета. В двадцатые годы была сделана еще одна попытка построить рай на земле. На окраинах Москвы было заложено около двадцати поселков-садов — каждый со своими парками, библиотеками, спортивными и детскими площадками. Но до наших дней дошел только поселок «Сокол».
3. Поселок строился не для художников
Почему поселок получил название «Сокол», до сих пор неизвестно. Есть три версии. Первая — строить его сначала собирались в Сокольниках, но там что-то оказалось не так с местом, а эмблема кооператива — сокол, который держит в когтях домик — уже была готова, и менять ее не стали. По второй версии, «Сокол» — от названия строительного инструмента «сокол штукатурный». Третья утверждает, что поселок назвали по фамилии известного в те годы агронома и животновода А. Сокола, который жил по соседству и разводил в своем дворе породистых свиней.
Любая из трех версий может оказаться единственно верной, как верно и то, что «Сокол» изначально не был поселком художников. В товарищество входили сотрудники различных наркоматов, экономисты, учителя, агрономы, техническая интеллигенция. И художники. Первым председателем правления кооператива стал председатель профсоюза «Всекохудожник» Василий Сахаров. Кооператив получил в аренду участок площадью 49 десятин на окраине старинного села Всехсвятского с обязательством застроить его через 7 лет двумя сотнями домов.
Пайщик кооперативного поселка должен был заплатить 10 с половиной золотых червонцев за вступление, 30 — при выделении участка и 20 — при начале строительства. Полная стоимость коттеджа составляла 600 червонцев. Зарплата рабочего в 1923–1924 годах составляла от 40 до 100 рублей в месяц, поэтому членство в жилищном кооперативе далеко не всем было по карману.
Первоначально улицы поселка носили очень простые имена, связанные с их расположением, — Центральная, Уютная, Парковая, Телеграфная. Потом, по предложению художника Павлинова, их переименовали в честь русских художников и музыкантов. Так как поселок так и не был достроен (удалось возвести только 104 коттеджа из 200), имена композиторов со временем исчезли.
4. Поселок стал площадкой для архитектурно-пространственных экспериментов
Многократно перестроенный, поселок до сих пор производит магическое впечатление — вполне возможно, из-за тех решений, которые были заложены в двадцатые годы. В основе его планировки — теория восприятия пространства, разработанная русским философом Павлом Флоренским. Здесь есть и ломаная улица, которая кажется бесконечной, и «лестница Микеланджело» — сужающаяся улица, заканчивающаяся садом. Улица словно растворяется в зелени сада. Все эти приемы преследовали одну цель — сделать небольшой по площади поселок более масштабным и величественным.
Коттеджи строились по индивидуальным проектам. Большую часть из них спроектировал Николай Марковников, в 1914–1919 годах главный архитектор Московского Кремля. Среди авторов проектов были Алексей Щусев и братья Веснины, которые создали несколько домов, ставших символами поселка «Сокол». К сожалению, до наших дней дожили только два из них.
Художник Павел Павлинов вспоминал, что дом Весниных казался ему сказочным: «… Рубленый терем с резными, раскрашенными желтым и голубым колоночками у крыльца на открытой веранде. Даже деревянный кровельный желоб, выдолбленный из цельного ствола, был украшен разноцветной резьбой. Позже я узнал, что Веснины специально изучали архитектуру русского Севера — это и отразилось в их Сокольских проектах».
5. В поселке строили прекрасное будущее
В области социальных экспериментов поселок тоже не отставал от своей эпохи. До войны здесь был теннисный корт, отличные волейбольная, баскетбольная, футбольная и легкоатлетическая площадки и площадки для игры в городки, крокет и лапту. А на углу улиц Сурикова и Брюллова находился детский сад нового типа, в котором работала только одна профессиональная воспитательница. Помогали ей мамы детей, дежурившие в детском саду по очереди. До 1930 года при детском саде действовала и группа изучения немецкого языка: педагоги Сицилия Францевна и Надежда Петровна ежедневно гуляли с детьми по незастроенным тогда окрестностям, следя за тем, чтобы они говорили друг с другом только по-немецки.
6. Среди известных «соколян» сталинский художник Александр Герасимов и шестидесятник Юрий Визбор
На улице Левитана сохранился дом, построенный в 1937 году для художника Александра Герасимова, лауреата четырех Сталинских премий и первого президента Академии художеств СССР. Место для него «выбил» Климент Ворошилов, после того как его портрет, написанный Герасимовым, был отправлен в Париж на Всемирную выставку (и получил там Гран-при).
Герасимов родился на Тамбовщине, был сыном прасола (торговца скотом), закончил церковно-приходскую школу, но, к огорчению отца, не продолжил семейное дело, а поехал в Петербург учиться живописи. После окончания Училища живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были Серов, Коровин, Архипов и Пастернак, его призывают в армию (шел 1915 год). После демобилизации художник возвращается на родину, и только в 1925 году решается на переезд в Москву. Здесь он какое-то время бедствует, но после Гран-при Парижской выставки его карьера идет вверх. Правда, победившую картину, если верить легенде, ему приходится прятать под ковром в мастерской своего дома на Соколе, потому что часть изображенных на ней людей уже объявлены врагами народа и расстреляны.
Многофигурное полотно «Заседание Совета при наркоме тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе» добавило художнику переживаний. «К моему глубокому сожалению, портретируемые мною личности один за другим уходили в небытие, и, естественно, я вынужден был снимать их с полотна. Иногда на одном месте картины приходилось менять фигуры до четырех раз. Только портретных этюдов было уничтожено более ста. Душевное волнение не только мешало работе, но и наводило на мрачные мысли, что не сегодня-завтра сам можешь оказаться там же».
Здесь же, на Соколе, были созданы совсем другие работы, полные радости существования: «Песня скворца», «Полдень. Летний дождь», а также знаменитая герасимовская «Деревенская баня». Как говорят, чтобы ее написать, художник пригласил в свою баню, построенную на участке, полдюжины натурщиц. Баня, кстати, сохранилась, хотя и порядком обветшала.
Юрий Визбор провел детство не в коттедже, а в одном из двух- и трехэтажных домов, предшественников «хрущевок», которыми в начале тридцатых застроили четную сторону улицы Врубеля. Часть территории, отведенной поселку «Сокол», отобрало НКВД для своих сотрудников. По-видимому, отец Юрия Визбора, латыш Юозас Визбор, в то время оперуполномоченный ОБХСС, получил здесь комнату, но его семья прожила здесь недолго — в 1938 году Юозас Визбор был расстрелян на Бутовском полигоне. Его жена избежала лагеря жен изменников родины только потому, что они с Юозасом не были расписаны. Но из комнаты на Соколе ее с сыном немедленно выселили, так что Юрий Визбор был «соколянином» только четыре года.
Среди других известных обитателей поселка — кинорежиссер Ролан Быков, революционер Иван Бибиков, летчик и Герой Советского Союза Юрий Зыков, советские художники Павел Кирпичев, Павел Павлинов, Николай Пономарев, актриса Елена Санаева, скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский и др.
7. В 1935 году на поселок упал самолет «Максим Горький», прозванный «летающим Титаником»
В 1935 году на «Сокол» рухнула гигантская агитка — агитсамолет, созданный по предложению группы советских писателей и журналистов. Идея построить такой летательный аппарат и назвать его именем Максима Горького возникла в 1932 году, а уже в 1933-м эскизный проект самолета АНТ-20 был готов.
Хотя этот гигант (длина корпуса 33 метра) создавался для агитационных целей, он мог использоваться как пассажирский и транспортный, а также служить передвижным штабом высшего руководства — внутри были не только удобные кресла, но спальные каюты, умывальники и буфет с горячими закусками.
Первые полеты на «Максиме Горьком» выполнил летчик-испытатель Михаил Громов, а за день до катастрофы за штурвал предложили сесть французскому летчику Антуану де Сент-Экзюпери, посетившему Советский Союз в качестве журналиста.
18 мая 1935 года самолету-гиганту предстояло совершить еще один демонстрационный полет над Центральным аэродромом столицы, который находился на Ходынском поле, а после приземления его должны были передать из ЦАГИ в агитационную эскадрилью. В кабине находились представители обоих ведомств: летчик ЦАГИ Журов передавал управление авиатору агитэскадрильи Михееву. Полет был несложный, поэтому в самолете разрешили прокатиться создателям самолета вместе с семьями: помимо 11 членов экипажа внутри находилось 37 человек, в том числе 6 детей. «Летающую крепость» сопровождали двухместный самолет и истребитель; по сравнению с ними «Максим Горький» должен был выглядеть особенно внушительно.
Из-за одного из этих двух «малышей» и произошла катастрофа: летчик на истребителе начал совершать фигуры высшего пилотажа в опасной близости от АНТ-20. В верхней точке «мертвой петли» самолет завис и, потеряв скорость, рухнул на медленно проплывавшего под ним гиганта. Через несколько секунд прогремел взрыв, и «Максим Горький» упал на поселок Сокол. Все, кто был внутри, погибли, но жители поселка каким-то чудом уцелели, хотя несколько домов, на которые упали осколки, были разрушены.
Источник: www.elledecoration.ru
Все про припой ПОС
Приветствую дорогих сердцу читателей! В этом материале я постарался собрать все данные про припой ПОС. Этот Припой Оловянно-Свинцовый является самым популярным припоем для монтажа радиодеталей и чаще остальных применяется в радиотехнике. Постараюсь объяснить почему это так и расскажу про разновидности и технические характеристики припоев серии ПОС.
А еще открою страшную тайну по поводу припоев ПОС-60 и ПОС-62. Поехали!
Виды припоев ПОС
Когда мы говорим про плавление смеси олова и свинца, нужно помнить про определения солидуса и ликвидуса. При нагревании любой смеси двух и более металлов происходит сначала расплавление (преобразование из твердой в жидкую фазу) самых легкоплавных частиц. Эта температурная отметка называется солидусом сплава.
При дальнейшем росте температуры начинают плавиться более тугоплавкие компоненты. Как только они расплавятся, наступает точка ликвидуса. Теперь припой ПОС полностью расплавлен. Подробнее этот процесс поясняет картинка, выдранная из презентации на тему сплавов.
Между этими двумя точками находится состояние повышенной пластичности припоя. В этом состоянии припой можно тянуть и деформировать без потери целостности.
Существуют эвтектические сплавы — припои, у которых точка солидуса и ликвидуса совпадает. Это очень удобно при пайке и говорит о высоком качестве припоя.
Про состав припоя
Название припоя оловянно-свинцовой группы говорит о содержании в нем олова. Например ПОС-40 содержит 40 % олова, а ПОС-61 — почти 61 % олова. Остальная часть состоит из свинца и дополнительных примесей. По внешнему виду можно на глаз прикинуть состав припоя . Если припой ПОС более матовый и темный, то он больше содержит свинца. Если более светлый и блестящий — то больше олова.
Лучше всего это познается в сравнении. Как выглядит лист олова и лист свинца смотрите на фото.
Прочность припоя зависит не только от легирования сплава, но и от паяемого металла. Например, для пайки меди или цинка в припой ПОС добавляют несколько процентов меди или цинка соответственно. Это снижает химическую эрозию металла и увеличивает поверхностную прочность соединения.
Легирование припоя
Для улучшения эксплуатационных характеристик применяют легирование припоя следующими веществами:
- Адгезию припоя улучшает добавка из меди, кадмия, сурьмы, алюминия, серебра и цинка;
- Пластичность припоя и стойкость к термоциклированию улучшается добавкой индия, серебра, марганца, висмута, лития;
- Прочность припоям добавляют никель, кобальт, цинк, кремний, бор, железо;
- Коррозионную стойкость припоя увеличивает никель и медь;
- Жаропрочность повышает кремний, цирконий, вольфрам, ванадий, кобальт, ниобий, гафний.
Технические характеристики припоев ПОС и ПОССу
Чтобы не расписывать все технические характеристики припоев оловянно-свинцовой группы, просто приведу таблицу параметров. По ней можно определить температуру плавления, плотность, удельное электросопротивление, теплопроводность, временное сопротивление разрыву, относительное удлинение, ударную вязкость и твердость по Бринеллю припоев.
Анализ таблицы показывает, что самым легкоплавким среди списка является кадмиевый припой ПОСК 50-18 с характеристикой по температуре плавления 145 градусов Цельсия. Самым прочным является припой для пайки ПОССу 4-6 с временным сопротивлением разрыву 6,5 кгс/кв. мм.
Технические характеристики припоя ПОС-10
Припой ПОС 10 имеет отличительный химический состав. Он содержит 9-10 % олова, около 89 % свинца, 0,2 % висмута, 0,1 % сурьмы и остальные примеси в незначительных количествах. Припой ПОС-10 применяется для пайки и лужения контактных поверхностей электроники. Например им паяют реле и заливают контрольные пробки в корпусах радиоэлектроники.
Температура пайки ПОС-10 составляет 299 градусов Цельсия. Точка солидуса равна 268 градусов.
- высокая температура плавления полезна при пайке корпусов аппаратуры.
Технические характеристики припоя ПОС-30
Припой для пайки марки ПОС 30 является промежуточным звеном между ПОС 10 и ПОС 40. Состав припоя ПОС 30 следующий: 30 % олова и 69,5 % свинца. Остальное — это примеси и легирование. Припой ПОС 30 может быть легко заменен на ПОС 40, о котором рассказано ниже. Температура плавления (ликвидус) равна 238 градусов, а температура пластичности (солидус) равна 183 градуса Цельсия.
Согласно техническим характеристикам, припой ПОС 30 чаще применяется для пайки и лужения листового цинка и радиаторов.
- хорошая адгезия;
- высокая прочность.
Технические характеристики припоя ПОС-40
По химическому составу припой ПОС 40 состоит на 39-41 % из олова, на 59 % из свинца. Остальные примеси в таком же соотношении, как и у ПОС-10. Припой для пайки ПОС-40 часто применяется для пайки и лужения корпусов радиоаппаратуры из оцинкованного железа с оцинкованными швами.
Температура пайки припоя ПОС-40 равна 238 градусов Цельсия, а солидус — 183 градуса.
- хорошее соотношение пластичности и температуры плавления;
- из-за этого лучше переносит термоцикличность, чем ПОС-61.
Страшная тайна припоя ПОС-60
Вот и настало время страшной тайны припоя ПОС 60. Согласно ГОСТ 21930-76 под названием «Припои оловянно-свинцовые в чушках. Технические условия» и ГОСТ 21930-76 «Припои оловянно-свинцовые в изделиях. Технические условия», такого припоя, как ПОС-60 просто не существует. Сам ГОСТ 21930-76 можете скачать и посмотреть.
Вот полная таблица из этого ГОСТа.
Так что «ПОС-60» — это жаргонизм или народное обозначение «припоя, которым все паяют». Мне кажется, что это связано с путаницей в обозначении ПОС-61. Потому что при содержании олова в припое по ГОСТу от 59 до 61 % логичнее его называть ПОС-60, а не ПОС-61.
Та же история с припоем типа ПОС-62. Такого свинцового припоя по ГОСТу пока не придумали. Так что, если у меня спросят «а какая температура плавления припоя ПОС-62», я знаю, что ответ c цифрой 184 градуса Цельсия нужно искать с импортном каталоге припоев. Вот например, можно воспользоваться каталогом припоев компании Kester.
Технические характеристики припоя ПОС-61
Обозначение припоя марки ПОС-61 , как мы выяснили, довольно спорное, но против ГОСТа не попрешь. ПОС-61 применяют для пайки и лужения электронных компонентов и печатных плат точных приборов с высокогерметичными швами, для которых не допускается перегрев.
Состав припоя ПОС-61
Химический состав припоя ПОС-61 следующий:
- Олово 59 — 61 %;
- Сурьма — не более 0,1 %;
- Медь — не более 0,05 %;
- Висмут — не более 0,02 %;
- Мышьяк — не более 0,02 %;
- Железо — не более 0,02 %;
- Никель — не более 0,02 %;
- Сера — не более 0,02 %;
- Цинк — не более 0,002 %;
- Алюминий — не более 0,002 %;
- Свинец — все остальное — около 38,7 — 40,7 %.
Температура пайки припоя ПОС-61 составляет 220 градусов Цельсия. Солидус равен 183 градуса. Я даже снял видеоролик о плавлении этого припоя в замедленной съемке на свой Olympus Tough TG-860 с частотой 240 кадров в секунду.
Припой ПОС 61 ГОСТ 21931-76 имеет следующие технические характеристики:- Плотность определяет вес припоя ПОС-61 и равна 8,5 г/куб. см.;
- Удельное электрическое сопротивление равно 0,139 Ом х кв.мм./м;
- Теплопроводность равна 0,12 ккал/см х с х град;
- Временное сопротивление разрыву составляет 4,3 кгс/кв.мм.;
- Относительное удлинение равно 46 %.
- наилучшее соотношение температуры плавления и прочности;
- хорошая адгезия к поверхности металлов;
- универсальный припой для пайки и большинства радиомонтажных работ;
- доступность и распространенность;
- низкая стоимость;
- часто выпускается в виде проволоки, например припой ПОС 61 Т2А.
- универсальность снижает характеристики в частных случаях, например при пайке цинка;
- температура плавления подходит не для всех устройств;
- пары припоя (свинца в нем) вредны для здоровья.
Технические характеристики припоя ПОС-63
Припой ПОС 63 описан в ГОСТе и в отраслевом стандарте OCT 4Г 0.033.200. Под припоем ПОС-63 понимают такой сплав, который состоит на 63 % из олова и на 37 % из свинца. Это некая модернизация припоя ПОС-61, подогнанная под международный стандарт J-STD 006В. Большинство хороших китайских припоев также имеют маркировку Sn63Pb37. Это эвтектические сплавы с температурой плавления 183 градуса Цельсия.
Применяется ПОС-63 для пайки и лужения выводов микросхем и корпусированных радиокомпонентов, печатных плат, проводов и кабелей. В общем, из современных припоев — этот самый распространенный. Технические характеристики припоя ПОС 63 примерное такие же, как у ПОС-61. Но точных значений я пока не нашел.
- самый распространенный припой ПОС серии;
- сравнительно низкая температура плавления;
- совпадение точек солидуса и ликвидуса;
- низкая стоимость;
- поставляется в виде проволоки с заполнением флюсом.
- часто подделывают, особенно китайцы;
- содержит свинец, что увеличивает стоимость утилизации электронной техники согласно современных норм безопасности.
Технические характеристики припоя ПОССу-61-0,5
- повышенна адгезия к поверхности металла за счет содержания сурьмы;
- технические характеристики практически совпадают с ПОС-61.
- трудно найти в продаже;
- повышенная стоимость.
Технические характеристики припоя ПОС-90
Припой марки ПОС-90 на 90 % состоит из олова и на 10 % из свинца. Еще в нем около 0,1 % сурьмы и 0,05 % меди. Применяется он в основном для пайки и лужения внутренних швов пищевой посуды и медицинской аппаратуры. Да, 10 % свинца и уже можно пихать в пищевые продукты — удивительно, но все по ГОСТу 1976 года. Согласно техническим характеристикам температура плавления припоя типа ПОС 90 равна 220 градусов.
- высокая стоимость (выше, чем пос-61);
- низкая пластичность.
Винтажный припой
Что такое винтажный припой хорошо знают любители Hi-End электроники. Чаще всего, это припой для пайки аудиотехники, произведенный в 30 — 50-хх годах прошлого века. Такие припои имеют высокую чистоту компонентов, что положительно сказывается на звуке наивысшего качества. Чтобы услышать эффект от такого припоя, нужны не только высококачественный источник звука, излучатель звука, но и прекрасный слух. Специалисты отслушивают припой и составляют свои сплавы для лучшей звукопередачи.
Одним из самых крутых для меломанов является американский припой фирмы Kester бородатых годов. Его продают по 10 баксов за метр. И с каждым годом его становится все меньше. По химическому составу близок к ПОС-90, но не совсем. Припой марки Kester содержит 85,9 % олова, 8,5 % свинца, 3,28 % серебра, 0,34 % меди, 0,79 % натрия, 0,55 % магния и 0,27 % ртути.
Вот уж гремучая смесь.
Те, кто не может достать винтажный припой, выкупают старую электронику послевоенного периода и сплавляют припой оттуда. Так получается очень приличный полуфабрикат.
Существуют также сплав, в которых припой для пайки содержит 50 % олова и 50 % свинца. Он так и называется Sn50Pb50.
Надеюсь, что теперь ты понимаешь больше в теории припоев. Например, чем отличается и в чем разница между припоями ПОС 60 и ПОС 61. Сможешь расшифровать состав припоя ПОС 18 и прикинуть его достоинства и недостатки. Легко ранжируешь припои марки ПОС по токсичности, зная их химические составы.
Хороший видеоролик с обзором импортных и отечественных припоев, в том числе ПОС 61 .
Материал собрал и подготовил Мастер Пайки. А какой твой любимый припой из оловянно-свинцовой группы?Источник: masterpaiki.ru
Чертеж котлована. Пример выполнения
Иногда конструктору приходится чертить план котлована, на самом деле это самый простой чертеж – с минимумом линий и обозначений. Сейчас разберем на примере, как начертить котлован.
Откосы котлована
Начнем с откосов. Вертикальные откосы нормами допускаются очень редко (при глубине котлована менее 1,5 м для отдельных типов грунтов). Для разных типов грунта нормируется разный уклон, который напрямую связан с углом внутреннего трения. Вообще что представляет собой угол внутреннего трения?
Если грубо, то кучка грунта, насыпанная конусом под углом внутреннего трения, не будет стремиться осыпаться – грунт держит сам себя. Если угол конуса попытаться сделать круче, то грунт «поедет», это чревато обрушением, а в случае котлована обрушение означает возможные человеческие жертвы.
Если вы не ограничены в плане габаритами участка, существующими сооружениями и коммуникациями, можете смело делать откосы котлована под углом 45 градусов – этот угол почти всегда допустим (кроме насыпных грунтов). Более пологие углы не рациональны – и места по площади много занимают, и работы для экскавации больше. Более крутые углы нужно проверять в литературе (допустимы ли они для данного типа грунта).
Ниже дана таблица из СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» (в России он заменен на более новый).
Отношение 1:1 – это и есть 45 градусов (когда ширина откоса в плане равна глубине котлована). Отношение 1:05 – более крутой откос под 60 градусов (когда глубина котлована в два раза больше, чем ширина откоса в плане), отношение 1:1,25 – более пологий (для насыпных неуплотненных грунтов при глубине котлована 5 м и более).
Помните, если участок, на котором вы проектируете фундамент, стесненный какими-то обстоятельствами, всегда перед началом проектирования нужно продумать процесс производства земляных работ, чтобы потом не оказалось, что дом вообще не могут построить.
Пример 1. Самый простой случай. Участок ровный, абсолютная отметка существующего грунта 51,30. За отметку 0,000 в проекте условно принята отметка 52,07. Отметка низа фундаментной плиты -3,000.
Под плитой предусмотрена подготовка из бетона толщиной 100 мм. Площадка строительства ничем не стеснена, грунт – суглинок.
Кстати, обратите внимание, абсолютные отметки обычно указываются с двумя знаками после запятой, а относительные – с тремя.
Определим абсолютную отметку низа фундаментной плиты: 52,07 – 3,0 = 49,07 м.
Определим абсолютную отметку дна котлована (низа подготовки): 49,07 – 0,1 = 48,97 м.
Глубина котлована: 51,30 – 48,97 = 2,33 м.
Принимаем наиболее удобный угол откоса котлована – 45 градусов.
Пошаговая инструкция к выполнению чертежа котлована:
1. Наносим сетку из крайних осей и контур фундамента котлована.
2. Отступаем от контура фундамента наружу 100 мм, получаем тем самым контур подготовки.
3. Отступаем от контура подготовки наружу 500 мм – допустимый минимум до начала откоса, оговоренный нормами (раньше он был 300 мм). Это будет линия контура дна котлована.
4. Отступаем от контура дна котлована 2,33 м (глубину котлована) – т.к. откосы под углом 45 градусов, то размер откосов в плане равен глубине котлована. Это будет линия верха откоса. Наносим по ней условное обозначение для откосов в виде чередующихся коротких и длинных черточек, перпендикулярных контуру.
5. Удаляем все лишние линии (фундамент, контур подготовки), наносим отметку дна котлована и отметку существующей земли.
6. Наносим недостающие размеры – привязку углов котлована к осям.
7. Добавляем примечание о соответствии относительных отметок абсолютным.
8. По желанию делаем разрез (обозначаем на нем отметки и уклоны откосов).
Считать объем вынимаемого грунта – это работа сметчиков. Спецификации на чертеже тоже никакой нет.
Въезд в котлован разрабатывать не нужно, это забота ПОС (проект организации строительства), т.е. отдельные деньги.
Пример 2. Тот же котлован, только грунт с уклоном в одном направлении (абсолютные отметки существующей земли показаны на рисунке ниже). За отметку 0,000 в проекте условно принята отметка 52,07. Отметка низа фундаментной плиты -3,000. Под плитой предусмотрена подготовка из бетона толщиной 100 мм.
Грунт – суглинок, откосы требуется сделать максимально крутыми.
Итак, у нас перепад грунта в одном направлении – от 53,50 до 51,70 м, при этом на съемке отметки указаны в конкретных точках на плане.
В такой ситуации проще начать с разреза котлована.
Переведем имеющиеся у нас абсолютные отметки в относительные.
Абсолютная отметка 53,50 м соответствует относительной 53,50 – 52,07 = 1,430 м.
Абсолютная отметка 51,70 м соответствует относительной 51,70 – 52,07 = -0,370 м.
Отметка дна котлована равна -3,100 м.
Проще всего посмотреть алгоритм построения котлована будет на видео.
Как видите, все не так уж сложно. А чертеж в итоге будет выглядеть вот так.
Супер,супер, Ирина! Не даром работали, супер! Просто, пошагово, очень понятно! Действительно не сложное это дело! Спасибо!
Мне кажется, в «Пошаговой инструкции. «, в п.2 «опечатка»,вмес то «от контура фундамента» Вы написали «от контура котлована».
Отдельное спасибо за видео — очень классная идейка, наглядненько! Даже захотелось брать и чертить котлован за Вами! Отлично всё! Спасибо!
О, спасибо, Оксаночка! Вы фея вдохновения. !! Опечаточку отловила, спасибо! С нетерпением жду новых вопросов — я прямо разбаловалась с ними, так легко пишется, когда знаешь, что кому-то это нужно. Спасибо!
Источник: svoydom.net.ua