Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо, а также перечень вопросов в приложении к нему и в рамках компетенции сообщает.
Положения Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации утверждена приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2020 г., регистрационный N 59986 и вступил в силу 5 октября 2020 года) (далее — Приказ, Методика соответственно) применяются при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещении в многоквартирном доме, и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Урок 11 Выпуск сводного сметного расчета
Сведения о Методике включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее — ФРСН) 29 сентября 2020 г. под регистрационным номером 348.
Поскольку Приказ не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие, его положения на проектную документацию, разработанную по договорам, заключенным до вступления в силу Приказа, и представленную застройщику до вступления в силу Приказа, не распространяются. При этом по инициативе застройщика такая проектная документация (сметная документация) может быть пересмотрена в соответствии с Методикой.
Следует отметить, что Методика определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.
Сводный сметный расчет (ССРСС) №421/пр на экспертизу. ПРИМЕР 2022.
В приложениях к Методике приведены рекомендованные образцы форм для оформления сметной документации. Форма создана для унификации вида того или иного документа. В соответствии с пунктом 26 Методики сметные расчеты разрабатываются по рекомендуемым образцам, приведенным в приложениях N 2 — 7 к Методике.
Принимая во внимание положения пункта 48 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 23 апреля 2020 г. N 105, применение рекомендованных образцов форм, являющихся приложением к Методике, возможно по мере готовности застройщика использовать рекомендованные образцы форм, а также готовности органов экспертизы принимать документы по таким формам.
По мнению Департамента, возможность применения других форм представления сметных расчетов положениями Методики не ограничена.
При этом информация, которая будет отражена в сметных расчетах, выполненных по рекомендуемому образцу, приведенному в Приложении N 2 к Методике для базисно-индексного метода с применением единого индекса пересчета стоимости строительно-монтажных работ, соответствует информации, включаемой в формы локального сметного расчета, используемые до вступления в силу Методики, отличие заключается лишь в форме отображения такой информации.
В соответствии с пунктом 56 Методики коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ, применяются одновременно с другими коэффициентами в порядке, установленном Методикой. При одновременном применении коэффициенты перемножаются, результат округляется до семи знаков после запятой.
В соответствии с пунктом 10 примечаний к Приложению N 2 к Методике округление по каждой строке производится до двух знаков после запятой (до копеек) по итогу произведенных вычислений.
Согласно пункту 28 Методики выполнение расчетов и оформление сметной документации производится с учетом требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Минстроя России от 12 мая 2017 г. N 783/пр.
Указанные правила округления приняты при разработке формата представления локальных сметных расчетов (смет), в электронном виде (на основе XML-формата).
В связи с этим порядок округления при перемножении коэффициентов устанавливает единые правила проведения расчетов преимущественно для разработчиков сметных программных комплексов, которые до настоящего времени отсутствовали, что приводило к различиям сметной стоимости одного объекта, рассчитанной с использованием различных сметных программных комплексов.
Такое округление будет осуществляться в автоматизированном режиме, следовательно, не повлияет на трудоемкость работы при составлении сметной документации.
В соответствии с пунктом 33.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) укрупненный норматив цены строительства (далее — НЦС) — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства. Одновременно НЦС могут применяться для иных целей, установленных законодательством Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 30 марта 2020 г N 175/пр (далее — Приказ N 175/пр) утверждены порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), методика составления сметы контракта, порядок изменения цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее — контракты «под ключ»), включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями (далее — Перечни объектов).
Указанный приказ разработан в целях реализации части 16.1 статьи 34, части 59 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и применяется только в отношении объектов капитального строительства, включенных в Перечни объектов.
Приказ N 175/пр регулирует порядок определения стоимости контрактов «под ключ». Преимущества контрактов «под ключ» — это снижение сроков закупочных процедур, повышение ответственности за конечный результат подрядчика, гибкость в формировании договорной цены в условиях волатильности экономики.
Порядок формирования НМЦК предусматривает особенности определения НМЦК в отсутствие проектно-сметной документации с использованием следующих инструментов:
— стоимостных показателей объектов-аналогов в целом (указанные показатели применяются в случае отсутствия НЦС);
— стоимостных показателей конструктивных решений-аналогов (указанные показатели применяются в случае отсутствия НЦС и стоимостных показателей объектов-аналогов).
НМЦК рассчитывается в уровне цен периода исполнения контракта с использованием индексов потребительских цен Росстата и прогнозных индексов-дефляторов Минэкономразвития России.
В случае, если в контракте предусмотрено обязательство по поставке оборудования, затраты на его поставку рассчитываются в уровне цен периода исполнения контракта, по номенклатуре оборудования, учтенного в сметной документации, объекта-аналога.
Стоимость оборудования по принятой номенклатуре определяется заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) на основании информации о рыночных ценах идентичного оборудования, планируемого к поставке, или при их отсутствии, на основании данных о стоимости аналогичного оборудования.
Приказом N 175/пр установлено, что изменение цены контракта осуществляется заказчиком в случаях, если при исполнении контракта:
а) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации превышает цену контракта;
б) цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.
Изменение цены контракта осуществляется путем пересчета сметной стоимости, определенной по результатам государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, в уровень цен периода исполнения контракта с использованием прогнозных индексов-дефляторов Минэкономразвития России и коэффициента тендерного снижения начальной (максимальной) цены контракта. Изменение цены контракта оформляется дополнительным соглашением к контракту.
Составление сметы контракта и внесение в нее изменений осуществляется в соответствии с методикой составления сметы контракта, утвержденной Приказом 175/пр, без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов.
Согласно пункту 11 Методики при определении сметной стоимости базисно-индексным или ресурсно-индексным методами применяются индексы изменения сметной стоимости (далее — Индексы), сведения о которых включены в ФРСН.
Информация об Индексах, включаемых в ФРСН, согласно Порядку формирования и ведения ФРСН, утвержденному приказом Минстроя России от 24 октября 2017 г. N 1470/пр, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС) в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 (далее — Постановление N 1452).
Индексы рассчитываются в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 5 июня 2019 г. N 326/пр (далее — Методика N 326/пр).
Методикой предусмотрены правила применения любых видов Индексов, которые могут быть размещены в ФРСН, при определении сметной стоимости базисно-индексным или ресурсно-индексным методом. Положения по видам и применению Индексов приведены с учетом расширения системы Индексов.
Поэтапный переход к расчету и публикации Индексов к элементам прямых затрат (оплате труда, стоимости эксплуатации машин и механизмов, а также к сметной стоимости материалов, изделий и конструкций), предусмотренный начиная с 2020 года, приведет к повышению точности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.
Публикация Индексов к элементам прямых затрат возможна только для тех субъектов Российской Федерации, которые предоставили полный комплект документов в соответствии с Методикой N 326/пр для пересчета Индексов расчетным методом по всей номенклатуре ценообразующих материалов и по полной номенклатуре видов объектов капитального строительства.
Кроме того, применение Индексов к элементам прямых затрат целесообразно только в рамках переходного периода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, который позволит значительно повысить точность сметных расчетов. При этом необходимость в публикации Индексов по видам объектов капитального строительства и к элементам сметных прямых затрат отпадет, так как при ресурсно-индексной модели Индексы будут рассчитываться к группам однородных ресурсов и использоваться только для тех позиций, для которых в ФГИС ЦС будет отсутствовать информация о сметных ценах.
Согласно пункту 13 Методики при отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (далее — конъюнктурный анализ).
Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении N 1 к Методике, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком. При этом наиболее экономичный вариант определяется как минимальная сметная цена (с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов) из трех (при наличии) ценовых предложений поставщиков по результатам конъюнктурного анализа.
Однако Методикой не установлено требование по выбору трех минимальных цен-предложений от всех поставщиков, осуществляющих поставку и реализацию конкретного строительного ресурса. Мониторинг цен строительных ресурсов согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления N 1452 осуществляется государственным учреждением, подведомственным Минстрою России и уполномоченным на создание и эксплуатацию информационной системы и предусматривает предоставление производителями/поставщиками государственному учреждению отпускной цены (цены реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных на территории Российской Федерации, предусмотренной договорами купли-продажи (поставки) таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, заключенными между покупателями и лицами, осуществившими их производство на территории Российской Федерации, средневзвешенной по объему и цене их реализации за отчетный период.
При этом для определения сметной стоимости объектов не могут использоваться средневзвешенные отпускные цены строительных ресурсов, так как для их определения необходимы данные по суммарному объему реализации строительной продукции (по фактически совершенным сделкам) с учетом объема производства за определенный период времени, которые не могут быть получены по результатам конъюнктурного анализа рынка строительной продукции на основании коммерческих предложений поставщиков/производителей.
В рамках реализации Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 10 декабря 2020 г. за N 11789п-п16, планируется обеспечить поэтапный переход на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства с учетом имеющегося информационного наполнения ФГИС ЦС с одновременным использованием информации о текущих ценах строительных ресурсов, размещенных в ФГИС ЦС, и Индексов к отдельным строительным ресурсам и Индексов к группам строительных ресурсов, информация о стоимости которых отсутствует в ФГИС ЦС (ресурсно-индексный метод), начиная уже с 2022 года.
В свою очередь, ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства предусматривает формирование сметных цен строительных ресурсов для размещения в ФГИС ЦС на основании данных об отпускных ценах (ценах реализации) строительных ресурсов, средневзвешенных по объемам и цене их реализации, представляемых производителями и импортерами строительной продукции, а также данных о ценах строительных ресурсов, определяемых на основании информации, представляемой в ФГИС ЦС оптовыми поставщиками строительной продукции.
Учитывая изложенное, использование средних значений стоимостей ценообразующих строительных ресурсов для определения сметной стоимости строительства представляется возможным при осуществлении перехода на использование ресурсно-индексной модели определения сметной стоимости строительства.
Конъюнктурный анализ заполняется согласно Приложению N 1 к Методике необходимой информацией (при ее наличии), исключение граф не рекомендуется, при отсутствии информации по какой-либо из граф в ней ставится прочерк с учетом примечаний к Приложению N 1 к Методике.
Согласно пункту 13 Методики при отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании конъюнктурного анализа. Проведение конъюнктурного анализа возможно на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также на отдельные виды прочих работ и затрат.
В приложении N 9 к Методике N приведен рекомендуемый перечень прочих работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (далее — ССР), а также порядок определения и обоснования стоимости таких работ и затрат.
При этом в случае отсутствия в ФРСН необходимых сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, или если технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных действующими государственными элементными сметными нормами, разработка и утверждение новых (актуализация действующих) сметных нормативов осуществляется в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13 января 2020 г. N 2/пр, в инициативном порядке.
По мнению Департамента, описание усложняющих факторов и условий производства работ не должно ограничиваться разделом проектной документации «Проект организации строительства».
В соответствии с пунктом 52 Методики при разработке локальных сметных расчетов (смет) для учета усложняющих факторов и условий производства работ, указанных в проектной и (или) иной технической документации, используются коэффициенты к сметным нормам (единичным расценкам), в том числе их отдельным составляющим, приведенные в Приложении N 10 к Методике.
Согласно пункту 56 Методики коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ, применяются одновременно с другими коэффициентами в порядке, установленном Методикой.
При этом сравнение размера коэффициентов для ГЭСН (ФЕР, ТЕР) и ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр) для различных условий производства работ некорректно (например, указанные в обращении коэффициенты при производстве работ на территории действующего предприятия и производстве ремонтно-строительных работ в помещениях эксплуатируемого объекта капитального строительства).
ГЭСН (ФЕР, ТЕР) предусматривают условия работ при осуществлении нового строительства, а ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр) учитывают условия производства работ в эксплуатируемых объектах капитального строительства, поэтому одни и те же усложняющие условия, но коэффициенты разные.
В рамках совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли Российской Федерации Минстроем России проводится работа по актуализации Методических рекомендаций по применению сметных норм, утвержденных приказом Минстроя России от 4 сентября 2019 г. N 507/пр, и Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденных приказом Минстроя России от 4 сентября 2019 г. N 519/пр (далее — методические документы).
Одновременно сообщаем, что положения методических документов носят рекомендательный характер и применяются в части не противоречащей действующим нормативным правовым актам.
Кроме того, положения Методики содержат коэффициенты, учитывающие условия производства работ в горной местности с наличием вредных условий труда, определенными в составе научно-исследовательской работы.
В приложении N 9 к Методике приведен рекомендуемый перечень прочих работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 ССР, а также порядок определения и обоснования стоимости таких работ и затрат.
В соответствии с пунктом 2.22 приложения N 9 к Методике затраты заказчика по вводу объектов в эксплуатацию (затраты на кадастровые работы, выполнение контрольно-исполнительных геодезических съемок подземных инженерных коммуникаций в границах участка, на выполнение исполнительной топографической съемки при сдаче объекта в эксплуатацию, на подготовку технических планов зданий и сооружений, оформление технических паспортов объектов, обследования, испытания, диагностика зданий и сооружений), а также другие затраты определяются локальными сметными расчетами (сметами) и (или) расчетами, разработанными в порядке, установленном Методикой, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
При отсутствии сметных нормативов определяются расчетом согласно нормативам, ценам, тарифам, утверждаемым органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда законодательством не установлено государственное регулирование — согласно ценам и тарифам специализированных организаций в соответствии с положениями пункта 13 Методики.
Согласно пункту 63 Методики при соответствующем обосновании проектной и (или) иной технической документацией в локальных сметных расчетах (сметах) для материальных ресурсов и оборудования учитываются затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным или иным видом транспорта на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами и Индексами.
Указанные затраты приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельной строкой с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся затраты на перевозку.
При этом согласно пункту 92 Методики при перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров, учтенных ФССЦ (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства), заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.
В соответствии с пунктом 64 Методики в локальных сметных расчетах (сметах) дополнительно учитывается сметная стоимость перебазировки машин с базы механизации на строительную площадку и обратно со строительной площадки на базу механизации, для машин, по которым данные затраты не включены в сметную цену эксплуатации машин и механизмов, но обоснованы проектной и (или) иной технической документацией.
Указанные затраты определяются на основании расчета, выполненного в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.
Федеральные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, утвержденные приказом Минстроя России от 26 декабря 2019 г. N 876/пр (ФСЭМ 81-01-2001), разработаны в соответствии с требованиями методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99), утвержденных постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. N 81, и учитывают затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), установленные на основе среднегодовых статистических данных о работе машин при определении нормативного показателя годового режима их работы.
Перечень машин, затраты на перебазирование которых не учтены в стоимости 1 машино-часа эксплуатации машин и учитываются в сметной документации отдельной строкой, приведен в приложении 6 МДС 81-3.99.
Расчет затрат на перебазировку осуществляется в соответствии с пунктом 4.8 МДС 81-3.99.
Дополнительно сообщается, что согласно пункту 2.15 Приложения N 9 Методики, затраты, связанные с перебазированием подрядных организаций и их подразделений на объект строительства и обратно, когда подрядная организация определена в качестве единственного поставщика (исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются расчетом на основании данных проектной документации, выполненным в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.
В Методике предусматривается возможность корректировки стоимости ресурсов, например, для учета надбавок к бетону по морозостойкости или водонепроницаемости.
При этом необходимо отметить, что Методика определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.
Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Директор
Департамента ценообразования
и градостроительного зонирования
И.В.ТЮТЬМИНА
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Сводный сметный расчет стоимости строительства
Документ, в котором указывается сумма средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом, называется «Сводный сметный расчет стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей».
В сводный сметный расчет стоимости строительства согласно п. 4.72 МДС 81-35.2004 включаются отдельными строками итоги по всем объектным сметным расчетам (сметам) без сумм на покрытие лимитированных затрат, а также сметным расчетам на отдельные виды затрат.
Сметная стоимость каждого объекта, предусмотренного проектом, распределяется по графам, обозначающим сметную стоимость «строительных работ», «монтажных работ», «оборудования, мебели и инвентаря», «прочих затрат» и «общая сметная стоимость» (графы 1—8 объектных сметных расчетов), с указанием ссылки на номер указанных сметных документов.
Сводный сметный расчет на строительство составляется в текущем уровне цен, а также может быть использован базисный уровень цен 2001 г. согласованием с заказчиком в задании на проектирование.
В случае отсутствия объектов, работ и затрат, предусматриваемых соответствующей главой сводного сметного расчета, эта глава пропускается без изменения номеров последующих глав.
Сводный сметный расчет составляется в целом на строительство независимо от числа генеральных подрядных строительно-монтажных организаций, участвующих в нем.
Сметная стоимость работ и затрат, подлежащих осуществлению каждой генеральной подрядной организацией, оформляется в отдельную ведомость, составляемую применительно к форме сводного сметного расчета.
В сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства рекомендуется распределять по следующим главам 1 :
- 1. Подготовка территории строительства;
- 2. Основные объекты строительства;
- 3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения;
- 4. Объекты энергетического хозяйства;
- 5. Объекты транспортного хозяйства и связи;
- 6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения;
- 7. Благоустройство и озеленение территории;
- 8. Временные здания и сооружения;
- 9. Прочие работы и затраты;
- 10. Содержание службы заказчика. Строительный контроль;
- 11. Подготовка эксплуатационных кадров;
- 12. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.
Для объектов капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально-культурного назначения в составе сводного сметного расчета средства рекомендуется распределять по следующим главам 1 :
- 1. Подготовка площадок (территории) капитального ремонта;
- 2. Основные объекты;
- 3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения;
- 4. Наружные сети и сооружения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения ит.п.);
- 5. Благоустройство и озеленение территории;
- 6. Временные здания и сооружения;
- 7. Прочие работы и затраты;
- 8. Технический надзор;
- 9. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.
Как известно, сводный сметный расчет стоимости строительства составляется в составе проекта.
К проекту составляется пояснительная записка, которая содержит следующие сведения 1 2 :
- 1) месторасположение строительства;
- 2) перечень каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство;
- 3) наименование генеральной подрядной организации (если она известна);
- 4) нормы накладных расходов (для конкретной подрядной организации или по видам строительства);
- 5) норматив сметной прибыли;
- 6) особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;
- 7) особенности определения сметной стоимости оборудования и его монтажа для данной стройки;
- 8) особенности определения для данной стройки средств по главам 8—12 сводного сметного расчета;
- 1 МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.
- 2 Там же.
- 9) расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений (для жилищно-гражданского строительства);
- 10) другие сведения о порядке определения стоимости, характерные для данной стройки, а также ссылки на соответствующие решения органов государственной власти по вопросам, связанным с ценообразованием и льготами для конкретного строительства.
В сводном сметном расчете стоимости строительства приводятся (в графах 4—8) следующие итоги: по каждой главе (при наличии в главе разделов —по каждому разделу), по сумме глав 1—7,1—8,1—9,1—12, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты — «Всего по сводному сметному расчету».
В сводном сметном расчете капитального ремонта приводятся итоговые данные по каждой главе, по сумме глав 1—5, 1—6, 1—7, 1—9, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты — «Всего по сводному сметному расчету».
Сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4—8) под наименованием «Средства на покрытие затрат по уплате НДС».
В главу 1 «Подготовка территории строительства» включаются «средства на работы и затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории. К этим работам и затратам относятся:
- 1) отвод земельного участка, выдача архитектурно-планировочного задания и выделение красных линий застройки (определяются на основе расчета);
- 2) разбивка основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками;
- 3) освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений, лесонасаждений, промышленных отвалов и других мешающих предметов, переселение жильцов из сносимых домов, перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей и дорог, снятие и хранение плодородного слоя почвы и т.п.;
- 4) компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам;
- 5) осушение территории стройки, проведение на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства;
- 6) затраты на разминирование территории строительства в районах бывших боевых действий;
- 7) плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта;
- 8) приведение земельных участков, предоставленных во временное пользование на период строительства, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве или для других целей в соответствии с проектом восстановления (рекультивации) нарушенных земель;
- 9) плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства;
- 10) затраты, связанные с оплатой работ (услуг), выполняемых коммунальными и эксплуатационными организациями, по выдаче исходных данных на проектирование, технических условий и требований на присоединение проектируемых объектов к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования, а также по проведению необходимых согласований проектных решений;
- 11) затраты, связанные с выполнением по требованию органов местного самоуправления исполнительной контрольной съемки построенных инженерных сетей;
- 12) затраты, связанные с выполнением археологических раскопок в пределах строительной площадки;
- 13) возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» 1 .
Затраты, включаемые в главу 1, определяются на основе проектных объемов и действующих норм и расценок.
В главу 2 «Основные объекты строительства» включается «сметная стоимость зданий, сооружений и видов работ основного производственного назначения» 1 2 .
В главу 3 «Объекты подсобного и обслуживающего назначения» включается «сметная стоимость объектов подсобного и обслуживающего назначения:
• для промышленного строительства — здания ремонтно-технических мастерских, заводоуправлений, эстакады, галереи, складские
- • для жилищно-гражданского строительства — хозяйственные корпуса, проходные, теплицы в больничных и научных городках,
- 1 МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.
- 2 Там же.
мусоросборники и др., а также стоимость зданий и сооружений культурно-бытового назначения, предназначенных для обслуживания работающих (отдельно стоящие поликлиники, столовые, магазины, объекты бытового обслуживания населения, другие объекты), расположенные в пределах территории, отведенной для строительства предприятий.
В том случае, когда разрабатывается отдельный проект со сводным сметным расчетом стоимости строительства таких объектов, как котельная, линия электроснабжения, тепловые сети, благоустройство, дороги и другие, которые обычно указываются в главах 3—7 сводного сметного расчета к комплексному проекту, сметная стоимость этих объектов включается в главу 2 в качестве основных объектов» 1 .
В главу 4 «Объекты энергетического хозяйства» включаются «затраты на строительство электростанций, трансформаторных подстанций, линий электроснабжения» 1 2 .
В главу 5 «Объекты транспортного хозяйства и связи» включаются «затраты на строительство ж/д подъездных путей, автомобильных и внутренних дорог, строительство зданий и сооружений по обслуживанию транспорта (депо, гаражи, автостоянки), устройство всех видов связи» 3 .
В главу 6 «Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения» включаются «затраты на строительство насосных станций, плотин, напорных линий водоснабжения, наружной сети канализации со смотровыми колодцами, очистных сооружений, зданий котельных, тепловых сетей» 4 .
В главу 7 «Благоустройство и озеленение территории» включаются «затраты на осуществление вертикальной планировки территории, устройство дорожек, спортивных и игровых площадок, посадку деревьев, устройство газонов, наружное освещение» 5 .
В главу 8 «Временные здания и сооружения» включаются «средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства)» 6 . Перечень работ и затрат, которые относятся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении к ГСН 81-01 -05-01.
- 1 МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.
- 2 Там же.
- 3 Там же.
- 4 Там же.
- 5 Там же.
- 6 Там же.
В соответствии с п. 484. МДС 81-35.2004 размер средств для возведения титульных зданий и сооружений может определяться:
- • по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;
- • по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81 -05-01 -2001 и ГСНр 81-05-01-2001, в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1—7 (1—5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
Одновременное использование указанных способов не рекомендуется.
Определенная одним из вышеуказанных способов сумма средств включается в графы 4, 5 и 8. Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме — в соответствии с договорными условиями.
В главу 9(7) «Прочиеработы и затраты» сводного сметного расчета на строительство (ремонт) рекомендуется «включать средства на основные виды прочих работ и затрат в текущем уровне цен:
В главу 11 «Подготовка эксплуатационных кадров» включаются «(в графы 7 и 8) средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчетами исходя из:
- • количества и квалификационного состава рабочих, обучение которых намечается осуществить в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, технических школах, учебных полигонах, непосредственно на предприятиях с аналогичными производствами и т.д.;
- • сроков обучения;
- • расходов на теоретическое и производственное обучение рабочих кадров;
- • заработной платы (стипендии) обучающихся рабочих с начислениями к ней;
- • стоимости проезда обучаемых до места обучения (стажировки) и обратно;
- • прочих расходов, связанных с подготовкой указанных кадров» 1 2 . В главу 12 «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор»
включаются (в графы 7 и 8) средства:
- • на выполнение проектных работ, стоимость которых определяется на основе справочников базовых цен с использованием индексов изменения стоимости;
- • выполнение изыскательских работ, стоимость которых определи — ется на основе справочников базовых цен с использованием индексов изменения стоимости;
- • проведение авторского надзора проектных организаций за строительством, средства на проведение которого рекомендуется «опре 1 МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.
- 2 Там же.
делять расчетом в текущем (прогнозном) уровне цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1—9 сводного сметного расчета» 1 ;
- • проведение экспертизы предпроектной и проектной документации, размер средств за которую рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145;
- • испытание свай, проводимое подрядной строительно-монтажной организацией в период разработки проектной документации по техническому заданию заказчика строительства;
- • подготовку тендерной документации.
В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.
Согласно МДС 81-35.2004 резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1—12 (1—9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4—8 в зависимости от стадии проектирования.
Резерв средств может определяться «в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% — для объектов производственного назначения.
По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10%» 1 2 .
За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать возвратные суммы, учитывающие стоимость 3 :
Источник studref.comСводный сметный расчет стоимости строительства
Сводный сметный расчет стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей является документом, определяющим сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства. Сводные сметные расчеты стоимости строительства составляют и утверждают отдельно на производственное и непроизводственное строительство.
Сводный сметный расчет стоимости к проекту на строительство предприятия, здания, сооружения или его очереди составляют по форме 1 (см. приложение 6).
В него включают отдельными строками итоги по всем объектным сметным расчетам (сметам) без сумм на покрытие лимитированных затрат, а также сметным расчетам на отдельные виды затрат (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Схема составления сводного сметного расчета стоимости строительства
Сметная стоимость каждого объекта, предусмотренного в проекте, распределяется по графам, обозначающим сметную стоимость строительных работ, оборудования, мебели, инвентаря, прочих затрат и общую сметную стоимость.
Сводный сметный расчет на строительство составляется в текущем (базисном) уровне цен.
В сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищногражданского строительства средства распределяются по следующим главам:
Для отдельных отраслей народного хозяйства, промышленности и видов строительства на основании нормативных документов по проектированию, утверждаемых министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, наименование и номенклатура глав сводного сметного расчета могут быть изменены.
Для объектов капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально-культурного назначения в составе сводного сметного расчета средства рекомендуется распределять по следующим главам:
- 1) подготовка площадок (территории) капитального ремонта;
- 2) основные объекты;
- 3) объекты подсобного и обслуживающего назначения;
- 4) наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоотведения;
- 5) благоустройство и озеленение территории;
- 6) временные здания и сооружения;
- 7) прочие работы и затраты;
- 8) строительный контроль;
- 9) проектные и изыскательские работы.
В случае отсутствия объектов, работ и затрат, предусматриваемых соответствующей главой сводного сметного расчета, эту главу пропускают без изменения номеров следующих глав.
Сводный сметный расчет составляют в целом на строительство независимо от числа генеральных подрядных строительно-монтажных организаций, участвующих в нем.
Сметная стоимость работ и затрат, подлежащих осуществлению каждой генеральной подрядной организацией, оформляется в отдельную ведомость, составляемую применительно к форме ССО.
В ССР итоговые суммы из объектных смет расчетов (смет) показываются в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой.
К сводному сметному расчету, представляемому на утверждение в составе проекта, оформляют пояснительную записку.
В ССР стоимости строительства приводят (в графах А—8) следующие итоги: по каждой главе (при наличии в главе разделов — по каждому разделу), по сумме гл. 1—7, 1—8, 1—9, 1—12, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты — «Всего по сводному сметному расчету».
В гл. 1 «Подготовка территории строительства» включают средства на работы и затраты, связанные с оформлением земельного участка, раз- бивочными работами и освоением территории строительства. К этим работам и затратам относятся:
- • отвод земельного участка, выдача архитектурно-планировочного задания и выделения красных линий застройки;
- • разбивка основных осей зданий и сооружений;
- • освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений, лесонасаждений, промышленных отвалов, переселение жильцов из сносимых домов, перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей и дорог, снятие и хранение плодородного слоя почвы и т.п.;
- • компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих государственным, общественным организациям и физическим лицам;
- • осушение территории стройки, проведение на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования;
- • приведение земельных участков, предоставленных во временное пользование на период строительства, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве, или для других целей в соответствии с проектом восстановления (рекультивации) нарушенных земель;
- • плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства;
- • затраты, связанные с оплатой работ (услуг), выполняемых коммунальными и эксплуатационными организациями, находящимися на полном хозяйственном расчете (кроме находящихся на бюджетном финансировании), по выдаче исходных данных на проектирование, технических условий и требований на присоединение проектируемых объектов к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования;
- • затраты по разминированию территории строительства в районах бывших боевых действий;
- • затраты, связанные с выполнением археологических раскопок в пределах строительной площадки;
- • возмещение убытков, причиненных пользователям земли изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земли;
- • возмещение потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием или ограничением использования, ухудшением качества сельскохозяйственных угодий;
- • другие затраты, связанные с освоением застраиваемой территории и возмещением компенсаций, полагающихся по действующему законодательству.
Стоимость работ, включаемая в гл. 1, определяется на основе проектных объемов и действующих расценок. В размере средств необходимо учитывать также стоимость работ, необходимых для размещения на подготавливаемой территории временных зданий и сооружений.
В гл. 2 «Основные объекты строительства» дана сметная стоимость зданий, сооружений и видов работ основного производственного назначения.
В гл. 3 «Объекты подсобного и обслуживающего назначения» включается сметная стоимость следующих объектов:
- • для промышленного строительства — здания ремонтно-технических мастерских, заводоуправления, галереи, складские помещения и др.;
- • для жилищного — гражданского строительства — хозяйственные корпуса, проходные, теплицы в больничных и научных городках и др., а также стоимость зданий и сооружений культурно-бытового назначения для обслуживания работников (поликлиники, столовые, магазины и т.п.), расположенные в пределах территории, отведенной для строительства предприятия.
В гл. 3—7 приводится стоимость объектов, перечень которых соответствует наименованиям глав.
В гл. 8 «Временные здания и сооружения» даны средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений, к которым относятся специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства (см. «Лимитированные затраты»).
Размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, можно определять:
- • по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;
- • нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам гл. 1—7 сводного сметного расчета и дополнительным затратам, не учтенным сметными нормами.
Определенная одним из вышеуказанных способов сумма средств включается в графы 4, 5 и 8 формы 1.
В «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета на строительство (ремонт) включаются средства на основные виды прочих работ и затрат в текущем (базисном) уровне цен.
Для специфических условий строительства по согласованию с заказчиком и при соответствующем обосновании в главе 9 могут учитываться другие виды прочих затрат (приложение 10).
Порядок определения норм на дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время:
- 1) исходя из региона строительства по приложению № 1 ГСН 81-05-02- 2007 определяем температурную зону зимнего периода и коэффициент к сметным нормам (К„);
- 2) исходя их вида строительства и выбранной температурной зоны, определяем по таблице № 4 ГСН 81-05-02-2007 основной норматив (Нзу);
- 3) из технической части сборника норматива (ГСН 81-05-02-2007) находим коэффициент на застройку (К3);
- 4) определяем расчетную норму на зимнее удорожание (Нзу расч) в процентах:
Начисление нормы производится от сметной стоимости строительных и монтажных работ с учетом затрат на временные здания и сооружения.
Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, установлены в процентах от стоимости строительства в базисном уровне цен:
- • до 30 млн руб. — 2,14%;
- • от 30 до 50 млн руб. — 1,93%;
- • от 50 до 70 млн руб. — 1,81%;
- • от 70 до 90 млн руб. — 1,72%;
- • от 90 до 125 млн руб. — 1,61%;
- • от 125 до 150 млн руб. — 1,56%;
- • от 150 до 200 млн руб. — 1,47%;
- • от 200 до 300 млн руб. — 1,36%;
- • от 300 до 400 млн руб. — 1,28%;
- • от 400 до 500 млн руб. — 1,23%;
- • от 500 до 600 млн руб. — 1,18%;
- • от 600 до 750 млн руб. — 1,13%;
- • от 750 до 900 млн руб. — 1,09%.
В гл. 11 «Подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства» включаются (в графы 7 и 8) средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчетами исходя из количества и состава рабочих, обучение которых намечается осуществить в учебных центрах, технических школах, учебных полигонах, непосредственно на предприятиях с аналогичными производствами и т.д.
В состав гл. 12 «Публичный технологический и ценовой аудит, проектные и изыскательские работы» включены (графы 7 и 8) средства на (приложение 10):
- • выполнение проектно-изыскательских работ (услуг) — раздельно на проектные и изыскательские;
- • проведение экспертизы предпроектной и проектной документации;
- • авторский надзор;
- • испытание свай, проводимое подрядной строительно-монтажной организацией по техническому заданию заказчика строительства;
- • подготовку аукционной и конкурсной документации.
Стоимость проектных и изыскательских работ для строительства определяется на основе справочников базовых цен с использованием индексов изменения стоимости проектных и изыскательских работ и включается в графы 7 и 8.
Стоимость экспертизы предпроектной и проектной документации рассчитывают в установленном порядке (процент от итоговых сумм гл. 1—9) (п. 51—58 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145).
Нормативы при расчете размера платы за проведение государственной экспертизы установлены в процентах от стоимости проектных работ следующие:
- • от 0 до 0,15 млн руб. — 33,75%;
- • от 0,15 до 0,25 млн руб. — 29,25%;
- • от 0,25 до 0,5 млн руб. — 27,3%;
- • от 0,5 до 0,75 млн руб. — 20,22%;
- • от 0,75 до 1 млн руб. — 16,65%;
- • от 1 до 1,5 млн руб. — 12,69%;
- • от 1,5 до 3 млн руб. — 11,88%;
- • от 3 до 4 млн руб. — 10,98%;
- • от 4 до 6 млн руб. — 8,77%;
- • от 6 до 8 млн руб. — 7,07%;
- • от 8 до 12 млн руб. — 6,15%;
- • от 12 до 18 млн руб. — 4,76%;
- • от 18 до 24 млн руб. — 4,13%;
- • от 24 до 30 млн руб. — 3,52%;
- • от 30 до 36 млн руб. — 3,06%;
- • от 36 до 45 млн руб. — 2,62%;
- • от 45 до 52,5 млн руб. — 2,33%;
- • от 52,5 до 60 млн руб. — 2,01%;
- • от 60 до 70 млн руб. — 1,68%;
- • от 70 до 80 млн руб. — 1,56%;
- • от 80 до 100 млн руб. — 1,22%;
- • от 100 до 120 млн руб. — 1,04%;
- • от 120 до 140 млн руб. — 0,9%;
- • от 140 до 160 млн руб. — 0,8%;
- • от 160 до 180 млн руб. — 0,73%;
- • от 180 до 200 млн руб. — 0,66%;
- • от 200 до 220 млн руб. — 0,61%;
- • более 220 млн руб. — 0,58%.
Средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством объектов определяется расчетом, но не более
0,2% от полной сметной стоимости по гл. 1—9. Необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком. Затраты включаются в гл. 12 и относятся к прочим затратам (графы 7, 8).
Средства, связанные с испытанием свай, проводимым подрядной строительно-монтажной организацией в период разработки проектной документации по техническому заданию заказчика строительства определяют на основании проектных данных и сборников сметных норм и расценок на строительные конструкции и работы с начислением накладных расходов и сметной прибыли.
Средства, связанные с разработкой аукционной и конкурсной документации, рассчитывают по согласованию с заказчиком и учитывают в графах 7 и 8 ССРСС.
В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренным в утвержденном порядке.
Резерв средств определяется от итога гл. 1—12 (при строительстве и реконструкции), гл. 1—9 (при капитальном ремонте) в размере не более 2% — для объектов социальной сферы, не более 3% — объектов производственного назначения, не более 10% — для уникальных объектов капитального строительства, а также объектов атомной энергетики, гидротехнических сооружений первого класса, объектов космической инфраструктуры, метрополитенов.
После определения сметной стоимости строительства с учетом затрат на непредвиденные работы и затраты производится пересчет стоимости в текущий уровень цен с использованием системы индексов.
Указанные средства показывают отдельной строкой с распределением по графам 4—8 в зависимости от стадии проектирования.
За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указывают возвратные суммы, учитывающие стоимость:
- • материалов и деталей, получаемых от разработки временных зданий и сооружений;
- • материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;
- • мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шефмонтаж оборудования;
- • материалов, получаемых в порядке попутной добычи.
Сумма средств по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) принимается в размере, устанавливаемом законодательством РФ (18%), от итоговых данных по сводному сметному расчету и показывается отдельной строкой (в графах 4—8) под наименованием «Средства на покрытие затрат по уплате НДС». При этом во избежание двойного счета не нужно учитывать начисление НДС на стоимость материалов и конструкций, оборудования, а также на транспортные и другие виды услуг в составляемых локальных и объектных сметных расчетах (сметах).
Когда по отдельным видам объектов строительства законодательством РФ установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включают только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры СМР.
Средства на выполнение работ, связанных с осуществлением архитектурно-художественных решений (произведений) в натуре силами строительных организаций, включаются в графу 4 объектного сметного расчета (сметы) и соответственно сводного сметного расчета стоимости строительства на основе отдельно составленного локального сметного расчета (сметы) на указанные работы.
В соответствии с письмом Минрегиона России от 13.04.2011 № ВТ-386/08 «Об отнесении затрат на выполнение пусконаладочных работ», затраты на проведение пусконаладочных работ при строительстве новых, реконструкции и техническом перевооружении действующих объектов жилищно-гражданского, социального и специального назначения, не связанных с выпуском продукции (получением дохода от ее реализации), необходимые для доведения объекта до состояния, пригодного для его использования, и выполняемые до ввода объекта в эксплуатацию и формирования первоначальной стоимости амортизируемого имущества (основных средств), включаются в гл. 9 «Прочие работы и затраты» (графы 7 и 8) без разделения на работы, выполняемые «вхолостую» и «под нагрузкой».
Затраты на проведение пусконаладочных работ при строительстве новых, реконструкции и техническом перевооружении действующих объектов производственного назначения относят на себестоимость продукции (услуг), которая будет производиться (оказываться) при эксплуатации построенных объектов, и в сметной документации на строительство, как правило, не предусматривают.
Сметная стоимость пусконаладочных работ учитывается отдельной строкой в сводной смете на ввод в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений и оплачивается за счет основной деятельности заказчика.
Источник studme.org