Московскому метрострою исполнилось 90 лет. С довоенных времен сотрудники легендарной строительной компании проложили под столицей целую сеть тоннелей для поездов. Благодаря метро москвичи получили возможность быстро путешествовать из одного конца города в другой. А в годы Великой Отечественной подземка служила бомбоубежищем, командным пунктом и даже роддомом.
За заслуги перед пассажирами Метрострою вручены четыре ордена, не считая многочисленных премий в области архитектуры. Как Мосметрострой работал десятки лет и чем может похвастаться сегодня?
История Мосметростроя
Проекты московского метро разрабатывались еще в Российской империи. Претворить их в жизнь помешала Первая мировая война и революция. Управление «Метрострой» было учреждено 2 октября 1931 года и помещалось в здании бывшей гостиницы «Лоскутная». Спустя год структуру преобразовали в Московский метрострой.
Строительству подземки присвоили статус ударной стройки, а его планы утверждались Советом Труда и Обороны. Открытие первой линии состоялось 15 мая 1935 года. Сегодня Мосметрострой – акционерное общество и основной подрядчик строительства метрополитена.
Галилео. Метрострой
За 90 лет Метрострой обеспечил ввод 193 станций из 241 существующей – это примерно 80 процентов всей столичной подземки. Протяженность перегонных тоннелей превысила 600 километров. Сегодня предприятие включает более 20 строительно-монтажных управлений как общего типа, так и специализированных.
Оборудование для строительства
Метро строят двумя способами: закрытым, без выхода на поверхность, и открытым, когда рабочие трудятся в разрытых траншеях и котлованах. Огромную важность имеют тоннельно-проходческие комплексы – гигантские автоматизированные конструкции с устройством для отъема грунта на наконечнике. Против грунтов, пропитанных водой, применяют специальную заморозку или струйное цементирование. Не обошлось и без нанотехнологий. В наши дни специалисты пользуются такими инструментами, как алмазные сверла, фрезы и жала.
Чем занимается Московский метрострой
Сотрудники Мосметростроя сооружают станции и тоннели, прокладывают инженерные сети, осуществляют пусконаладочные работы, монтируют эскалаторы и проводят архитектурную отделку. Кроме того, компания занимается реконструкцией объектов метрополитена и участвует в прокладке дорог.
Реализуемые проекты Метростроя
К реализуемым в настоящее время проектам относится Большая кольцевая линия. Речь идет о самом крупном кольце подземки в мире. Его протяженность составит 70 километров. С 31 станции пассажиры смогут пересесть на радиальные линии метро, Московское центральное кольцо (МЦК), Московские центральные диаметры (МЦД) и железнодорожные станции.
БКЛ призвана соединить действующие и перспективные линии, разгрузив центр Москвы. Замкнуть новое кольцо планируется в 2022–2023 годах.
Как строится метро
Архитектура станций московского метро
Московское метро традиционно считается одним из самых красивых и разнообразных в мире. Подходы к строительству корректировались со сменой эпох. По истории подземки вполне можно изучать историю страны.
Старые станции метро
Первые станции на Сокольнической линии совмещали торжественность с функциональностью. Подлинные шедевры искусства появились к концу 1930-х. В эффектном зале «Маяковской», например, прослеживаются черты ар-деко, а «Площадь Революции» восхищает детализированными скульптурами.
Ходит легенда, что на станции «Новокузнецкая», открытой в 1943-м, стоят мраморные скамьи из Храма Христа Спасителя. Эра сталинского ампира завершилась в 1950-х годах, оставив пассажирам роскошно декорированную станцию «Комсомольская» на Кольцевой линии. С хрущевской эпохи в оформлении метро господствовал неброский утилитаризм.
Новые станции метро
На рубеже веков архитектурный облик метро начал обогащаться новыми оригинальными решениями. Одной из первых ласточек оказалась станция «Римская» 1995 года, где работает единственный фонтан подземки. К художественным решениям приложили руку итальянские специалисты. В 2007-м открылся «Сретенский бульвар», украшенный 24 стальными панно с травлеными изображениями окрестностей.
Сплавом функциональности и яркости отметились 2010-е. Рисунки «Достоевской» могли бы попасть на страницы «Преступления и наказания», станция «Румянцево» удивляет пестротой абстракций, а посреди «Саларьева» возвышаются «деревья» с осветительными приборами.
Московское метро во время войны
Работа метростроевцев спасла тысячи жизней в годы Великой Отечественной войны. Подземка служила надежным бомбоубежищем. От немецкой авиации на станциях и в тоннелях спасались сотни тысяч граждан. Во время авианалетов здесь родилось 217 детей. 15 октября 1941 года стало единственным днем, когда московское метро не работало.
Враг был у самых ворот города. «Подземную» жизнь москвичей облегчали магазины, парикмахерские и даже библиотека, устроенная на «Курской». Дети посещали уроки и трудовые занятия, а взрослые – концерты, кинопоказы и выставки. Под сводами метро проводились партийные мероприятия, на которых бывал сам Иосиф Сталин.
Как современное метро помогает жителям столицы
За годы работы метрополитен так вписался в инфраструктуру Москвы, что стал ее неотъемлемой частью, туристической достопримечательностью и визитной карточкой. С каждым годом подземка наращивает километраж, совершенствует свою работу и обслуживает все больше пассажиров. Метростроевцы помогли создать под мегаполисом настоящий подземный город. Полюбоваться им приезжают тысячи туристов, а сами москвичи получили один из самых развитых метрополитенов мира.
Источник: ren.tv
Метро доверили китайцам. Какие станции и тоннели построят гости из Поднебесной
В апреле китайские метростроители провели первый тоннель метро в Москве между станциями «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского» Большой кольцевой линии. Гости из Китая построят три станции БКЛ – «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского» и перегоны между ними. Читайте о том, как гости из Поднебесной строят метро, как оформят станции и какие имена дали щитам, роющим тоннели.
Фото: Москва 24/Михаил Сипко
Китайский тоннелепроходческий щит компании CRCC по имени «Полина» прошел полтора километра под землей под улицей Удальцова и парком 50-летия Октября. Машина диаметром 10 метров проложила правый тоннель за семь месяцев.
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, строительство левого тоннеля между этими станциями вышло на финишную прямую и завершится в ближайшее время.
Китайские специалисты обещают построить весь юго-западный отрезок Большого кольца длиной 4,6 километра в 2021 году.
Фото: stroi.mos.ru/проект станции «Мичуринский проспект»
Иероглифы и свадебный узор
Станцию «Мичуринский проспект» посвятят Китаю и оформят китайскими иероглифами, символизирующими российско-китайскую дружбу. Потолок платформы украсят декоративными балками красного цвета. На них прикрепят панели светло- и темно-серых тонов с цветочно-растительными узорами, повторяющие китайские свадебные орнаменты.
По периметру подвесных конструкций встроят светильники. Свет от них будет попадать на красные платформенные колонны. Стены вдоль путей оформят в темно-серых цветах.
В ноябре 2018 года архитектурную концепцию станции «Мичуринский проспект» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро Архсовет Москвы отправил на доработку.
Авторы проекта учли все замечания, и в конце февраля этого года он был принят. «Доработаны пешеходные маршруты, получено согласование от муниципальных депутатов и префектуры. Также проектировщики пригласили китайских художников, которые помогли доработать орнамент отделки станции. В итоге получился компромиссный вариант, который учитывает и авторскую позицию, и мнение жителей», – пояснил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Рядом со станцией «Мичуринский проспект» появится транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Здесь возведут малоэтажные дома и три башни высотой до 30 этажей. Кроме того, обустроят остановки общественного транспорта.
Фото: stroi.mos.ru/проект станции «Аминьевское шоссе»
Море внутри
На пересечении «Аминьевского шоссе» с Очаковским, вблизи железнодорожных путей Киевского направления МЖД, построят станцию «Аминьевское шоссе».
Она будет неглубокой, а длина платформы составит 163 метра. Три выхода выведут к жилым домам на улице Большая Очаковская и к железной дороге Киевского направления, а четвертый – к жилой застройке на Очаковском шоссе.
Для архитектурного оформления станции выбрали морскую тематику. Потолок, собранный из множества алюминиевых реек со встроенными лампочками, создаст иллюзию сверкающих на солнце волн. Путевые стены оформят в голубых, синих и серых тонах. Строгие колонны на платформе облицуют черным гранитом, а пол вымостят серым камнем.
Западные ворота
Над будущей станцией построят крупный транспортно-пересадочный узел. Он объединит пассажиропотоки метро, пригородных электричек, наземного общественного транспорта, междугородного автобусного сообщения. Сейчас рядом с «Аминьевским шоссе» железнодорожной станции нет, но ее планируют построить в ближайшие годы.
По словам главы столичного Стройкомплекса Марата Хуснуллина, новый ТПУ станет крупнейшими транспортными воротами на западе города.
Пересадочным узлом смогут пользоваться сто тысяч человек в день. Для пешеходов построят подземные переходы, здание автостанции с терминалами для пригородных и междугородних автобусных рейсов и подземную автостоянку.
А также возведут многофункциональный общественно-торговый центр площадью около 18 тысяч квадратных метров. Полностью ТПУ будет готов до конца 2023 года.
Фото: stroi.mos.ru/проект станции БКЛ «Проспект Вернадского»
В шахматном порядке
«Проспект Вернадского» – третья станция БКЛ, которую возводят китайцы на пересечении улицы Удальцова с проспектом Вернадского. Из подземки выведут три выхода:
один к остановкам общественного транспорта и парку 50-летия Октября, второй – к жилым домам и кинотеатру «Звездный», третий – к проектируемому проезду 6640. Станцию Большого кольца свяжут подземной пересадкой со станцией «Проспект Вернадского» Сокольнической линии.
В архитектурной отделке станции планируют применить стиль хай-тек. Черные гранитные колонны, похожие на те, которые сделают на «Аминьевском шоссе», будут выделяться на фоне оранжевых стен и светлого верха.
На потолке светло-серого цвета в шахматном порядке встроят светильники. Отражаясь на мраморном полу, они будут создавать на нем узор. В центре платформы установят лестницу с металлическими перилами, ведущую на пешеходную галерею над путями из прозрачных материалов.
Сейчас ежедневно на строительстве трех станций на юго-западе работает почти тысяча человек – около трехсот на каждой. «Строительство идет в непростых условиях – в зоне жилой застройки и действующей станции «Мичуринский проспект» Калининско-Солнцевской линии метро», – отметил глава «Мосинжпроекта» Марс Газизуллин.
Фото: Агентство Москва/Никеричев Андрей
Папины дочки
Специально из Китая для сооружения подземки от «Аминьевского шоссе» до «Проспекта Вернадского» доставили пять тоннелепроходческих комплексов. Китайские специалисты назвали их в честь героинь сериала «Папины дочки»: «Евгения», «Полина», «Дарья», «Галина» и «Мария».
Станции «Аминьевское шоссе» и «Мичуринский проспект» соединяют щиты: «Дарья» и «Евгения». Подземная трасса проходит под Киевским направлением Московской железной дороги, рекой Очаковкой и станцией «Мичуринский проспект» Калининско-Солнцевской линии метро.
«Дарья» прокладывает левый перегонный тоннель, а «Евгения» – правый. По словам Марса Газизуллина, щиты прошли 70 процентов полуторакилометровых участков. А четвертая дочка «Галина» строит левый тоннель между станциями «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского».
Тупики за станцией «Аминьевское шоссе» построит шестиметровый в диаметре щит «Мария». Путь пройдет в районе Очаково-Матвеевское под эстакадой на пересечении улицы Генерала Дорохова и Аминьевского шоссе. Больше половины запланированных работ «Мария» уже прокопала.
Фото: Агентство Москва/Зыков Кирилл
Что еще будут строить китайцы?
На Большом кольце метро китайцы в конце 2019 года начнут строить двухпутный тоннель между станциями «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар». Компания CRCC планирует использовать собственный щит. По словам Марата Хуснуллина, метростроевскую машину доставят в Москву из Китая во второй половине 2019 года, а после сборки она сразу приступит к подземным работам, закончит прокладывать перегон в начале 2021 года. Щиту предстоит пройти три километра.
China Railway Construction Corporation Limited (CRCC) – вторая крупнейшая государственная строительная компания в Китайской Народной Республике после China Railway Engineering Corporatio. Компания занимается строительством железнодорожной инфраструктуры в Китае, тоннелей, мостов, скоростных шоссе, аэропортов, портов и других объектов.
Источник: www.m24.ru