Какие бывают привязки в строительстве

Унификация и типизация невозможны без соблюдения единых правил привязки конструктивных элементов к модульным координационным осям здания.
Под привязкой понимают расстояние от модульной координационной оси до грани или геометрической оси сечения конструктивного элемента.
Конструкции покрытия и перекрытия всегда имеют нулевую привязку.

Привязка колонн крайних продольных рядов здания.

Колонны крайние могут иметь привязки: «0» (нулевая привязка), «250» и «500».
Нулевая привязка – наружная грань колонны совпадает с координационной осью (рис. 1). Устраивают такую привязку в следующих случаях:
— в зданиях со сборным железобетонным или смешанным каркасом без мостовых кранов и подстропильных конструкций;
— в зданиях со сборным железобетонным или смешанным каркасом с мостовыми кранами при следующих параметрах: а = 6 м; Н ≤ 14,4 м; Q ≤ 200 кН;
— в бескрановых зданиях с металлическим каркасом высотой Н ≤ 8,4 м.

Привязки «250» и «500» — колонны выдвигаются относительно модульной координационной оси на 250 или 500 мм, соответственно, наружу здания (Рис.2).

1. Координационные оси

Привязку «250» осуществляют:
— в зданиях, имеющих подстропильные конструкции;
— при нарушении условий нулевой привязки.
Привязку «500» устраивают:
— в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью ≥ 750 кН;
— в зданиях с мостовыми кранами тяжелого и особо тяжелого режимов работы.

Привязка колонн средних рядов здания.

Средние колонны, за исключением колонн, расположенных в местах деформационных швов, имеют осевую привязку – их геометрические оси совмещают с модульными координационными осями здания.

Привязка крайних колонн к поперечным (торцевым) модульным координационным осям.
Привязка торцевых колонн выполняется смещением геометрической оси колонны по отношению к координационной оси на 500 мм внутрь здания (рис.3). Такое смещение колонн в торце здания обеспечивает необходимый зазор между стеной и пристенной несущей конструкцией покрытия для размещения верхней части колонн торцевого фахверка.

Привязка колонн в местах устройства деформационных швов

Швы, как правило, устраивают на двух колоннах (со вставкой и без нее). В металлическом каркасе допустимо выполнять шов на одной колонне между параллельными пролетами одной высоты при условии, что в здании нет мостовых кранов, а примыкающие пролеты имеют высоту Н ≤ 7,2 м и ширину L ≤ 18 м. В этом случае колонна имеет осевую привязку, а в одном из пролетов устраивают подвижное опирание ферм покрытия.

Продольные швы между параллельными пролетами одной высоты и швы в местах перепада высот как параллельных, так и взаимно перпендикулярных пролетов выполняются на двух колоннах со вставкой между модульными координационными осями. Размеры вставок (с) определяются в зависимости от вида каркаса и, привязок его элементов к координационным осям, требуемых температурных зазоров, а в местах перепада высот еще учитывают и толщину стен.

Координационные оси

Поперечный температурно-деформационный шов (ТДШ)
Поперечный ТДШ устраивают:
— при длине температурного блока А

Продольный температурно-деформационный шов (ТДШ) без перепада высот между смежными параллельными пролетами. Такие ТДШ устраивают на двух осях со вставкой (с), а колонны привязывают по правилам привязки крайних колонн.

ТДШ в перепадах высот параллельных (рис. 5а) и взаимно перпендикулярных (рис.5б) пролетов. Эти швы выполняются на двух колоннах со вставкой между координационными осями.

Колонны торцового фахверка имеют нулевую привязку – координационная ось совпадает с наружной гранью колонны. Привязка колонн продольного фахверка назначается такой же как основных колонн данного ряда.

Привязки колонн многоэтажных зданий

Промышленные многоэтажные здания проектируют в основном из унифицированных железобетонных конструкций серий ИИ 20/70 (под полезную нагрузку на перекрытие до 25 кН/м2) и 1.020-1, созданной на базе серии ИИ-04 (под полезную нагрузку на перекрытие до 10 кН/м2).
Привязка колонн серии ИИ 20/70

Колонны средних рядов имеют осевую привязку, а крайних продольных рядов – нулевую – их наружная грань совпадает с координационной осью.

Для торцовых колонн здания допускают три решения:

а) колонны располагают центрально на поперечной координационной оси, а стены — с привязкой 530 мм (рис. 6а);
б) колонны сдвинуты относительно своей геометрической оси на 500 мм от модульной координационной оси (рис. 6б);
в) колонны имеют осевую привязку (рис.6в).

Температурно-деформационные швы устраивают:
— со вставкой (с=1000 мм), а колонны имеют осевую привязку (рис. 7а);
— без вставки, а геометрические оси колонн отстоят от координационной оси на 500 мм (рис.7б).

Привязка колонн серии 1.020 -1

Все колонны этой серии имеют осевую привязку: их геометрические оси совпадают с модульными координационными осями. Деформационные швы решены на парных колоннах со вставкой величина, которой определяется сечением колонн и толщиной стеновых панелей (рис 8).

Источник: blogokamne.ru

Привязка здания на местности и по строительной сетке

Разбивку здания и сооружения выполняют по разбивочному чертежу, на котором указаны размеры и конфигурация сооружения, а также расстояния и углы разбиваемых точек относительно геодезических пунктов или опорной строительной сетки.

При возведении на отведенной под застройку территории нескольких объектов для упрощения привязки их на местности пользуются опорной строительной сеткой. Она проектируется в виде квадратов со сторонами 50, 100 или 200 м. Направления линий сетки принимают так, чтобы они были параллельны основным осям зданий. Пункты строительной сетки закрепляют на местности деревянными столбами, рельсовыми или другими стальными знаками с накернеиной точкой для центрирования теодолита и установки нивелирных реек. В этом случае на разбивочном чертеже указывают координаты точек зданий и сооружений относительно осей координат строительной сетки.

Перенесенная в натуру строительная сетка служит основой для разбивки зданий или сооружений на местности. Работа по разбивке осей здания при этом сводится к простым измерениям лентой от сторон оси квадратов сетки и производится так же, как показано на примере разбивки от красной линии.

После переноса главных осей и характерных точек здания на местность приступают к устройству обноски. Обноска служит для закрепления главных и геометрических осей фундаментов, стен, колонн и других элементов здания. В зависимости от размера и сложности разбиваемых зданий обноска бывает сплошная и в виде отдельных скамеек, устанавливаемых по углам здания. Последний тип обноски применяют при разбивке небольших по размерам и простых по форме в плане зданий.

Читайте также:  Как работает сметчик на строительстве

Для устройства обноски параллельно внешнему контуру здания на расстоянии 2—3 м от его сторон провешивают линии. В створе этих линий устанавливают столбы диаметром 12—15 см на расстоянии один от другого 3—3,5 м и зарывают их в землю на глубину до 1 м. Наружные боковые поверхности столбов должны находиться в одной вертикальной плоскости. К столбам с внешней стороны прибивают на ребро доски толщиной 40—50 мм, верх которых должен лежать в одной горизонтальной плоскости. Вместо деревянной применяют также инвентарную металлическую обноску, из труб, скрепляемых муфтами и передвижными фиксирующими устройствами.

Чтобы закрепить главные оси на обноске, теодолит устанавливают над какой-нибудь точкой, расположенной в створе оси, и на линии визирования вбивают в обноску гвозди. Возле вбитых гвоздей на боковой стороне доски обноски пишут краской номера осей. Закрепив главные оси, наносят осевые линии фундаментов, стен и колонн, измеренные рулеткой по верхней кромке доски обноски от исходных главных осей. Разбивку осей на обноске тщательно проверяют, откладывая размеры в обратном направлении.

Чтобы иметь возможность восстановить утраченные направления осевых линий, если повреждена обноска во время строительных работ, нужно наиболее важные оси закреплять на местности. Для этого в створе основных осей на расстоянии 5-—10 м от будущего здания устанавливают контрольные штыри или колья с забитыми в них гвоздями. Называют их выносками, так как с их помощью разбивка осей выносится за пределы зоны работы землеройных и других машин. Выноски служат также для контроля разбивки осей при производстве работ. Наиболее удобно закреплять выноски на имеющихся вблизи сооружениях

Вертикальная разбивка зданий имеет такое же важное значение, как и разбивка в плане. Для выполнения вертикальной разбивки на строительной площадке недалеко от строящегося здания устанавливают рабочий репер. Он должен размещаться в таком месте, в котором гарантировалась бы неизменность его отметки. Отметку рабочего репера определяют от ближайших реперов государственной нивелирной сети.

При вертикальной разбивке частей здания часто пользуются нулевыми точками. Обычно за нулевую точку принимают уровень пола первого этажа. Нулевая точка по проекту должна иметь абсолютную отметку (т. е. от уровня моря).

При вертикальной разбивке зданий от нулевой точки ведут все отсчеты вниз и вверх. Отметки больше условного уровня принимают со знаком плюс, меньше нуля — со знаком минус. Например, пол второго этажа жилого дома будет находиться на отметке +3,00, а отметка входа в дом на —0,85.

Имел закрепленную условную нулевую Точку, можно легко произвести вертикальную разбивку дна котлована, обреза фундамента, оконных и дверных проемов, междуэтажных перекрытий, карнизов. Для этога пользуются проектными отметками, указанными на чертежах вертикальных разрезов здания. Измерения производят, как показано на 265, б.

Привязка конструктивных элементов к модульным координационным осям

Унификация и типизация невозможны без соблюдения единых правил привязки конструктивных элементов к модульным координационным осям здания.

Под привязкой понимают расстояние от модульной координационной оси до грани или геометрической оси сечения конструктивного элемента.

Конструкции покрытия и перекрытия всегда имеют нулевую привязку.

Привязка колонн крайних продольных рядов здания.

Колонны крайние могут иметь привязки: «0» (нулевая привязка), «250» и «500».

Нулевая привязка – наружная грань колонны совпадает с координационной осью (рис. 1). Устраивают такую привязку в следующих случаях:

— в зданиях со сборным железобетонным или смешанным каркасом без мостовых кранов и подстропильных конструкций;

— в зданиях со сборным железобетонным или смешанным каркасом с мостовыми кранами при следующих параметрах: а = 6 м; Н ≤ 14,4 м; Q ≤ 200 кН;

— в бескрановых зданиях с металлическим каркасом высотой Н ≤ 8,4 м.

Рис.1. Нулевая привязка Рис.2. Привязки «250» и «500»

Привязки «250» и «500» — колонны выдвигаются относительно модульной координационной оси на 250 или 500 мм, соответственно, наружу здания (Рис.2).

Привязку «250» осуществляют:

— в зданиях, имеющих подстропильные конструкции;

— при нарушении условий нулевой привязки.

Привязку «500» устраивают:

— в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью ≥ 750 кН;

— в зданиях с мостовыми кранами тяжелого и особо тяжелого режимов работы.

Привязка колонн средних рядов здания.

Средние колонны, за исключением колонн, расположенных в местах деформационных швов, имеют осевую привязку – их геометрические оси совмещают с модульными координационными осями здания.

Привязка крайних колонн к поперечным (торцевым) модульным координационным осям.

Привязка торцевых колонн выполняется смещением геометрической оси колонны по отношению к координационной оси на 500 мм внутрь здания (рис.3). Такое смещение колонн в торце здания обеспечивает необходимый зазор между стеной и пристенной несущей конструкцией покрытия для размещения верхней части колонн торцевого фахверка

Рис. 3. Привязка колонн в торце здания

Привязка колонн в местах устройства деформационных швов

Швы, как правило, устраивают на двух колоннах (со вставкой и без нее). В металлическом каркасе допустимо выполнять шов на одной колонне между параллельными пролетами одной высоты при условии, что в здании нет мостовых кранов, а примыкающие пролеты имеют высоту Н ≤ 7,2 м и ширину L ≤ 18 м. В этом случае колонна имеет осевую привязку, а в одном из пролетов устраивают подвижное опирание ферм покрытия.

Продольные швы между параллельными пролетами одной высоты и швы в местах перепада высот как параллельных, так и взаимно перпендикулярных пролетов выполняются на двух колоннах со вставкой между модульными координационными осями. Размеры вставок (с) определяются в зависимости от вида каркаса и, привязок его элементов к координационным осям, требуемых температурных зазоров, а в местах перепада высот еще учитывают и толщину стен.

Поперечный температурно-деформационный шов (ТДШ)

Поперечный ТДШ устраивают:

— при длине температурного блока А ≥ 144 м – на двух колоннах со вставкой (на двух осях) с = 100 мм, а геометрические оси колонн располагают на расстоянии 500 мм от каждой координационной оси внутрь блока (рис.4б).

Рис. 4. Привязка колонн в поперечном ТДШ: а) при длине

температурного блока менее 144 м; б) при длине

температурного блока 144 м и более

Читайте также:  Фап что такое в строительстве

Продольный температурно-деформационный шов (ТДШ) без перепада высот между смежными параллельными пролетами. Такие ТДШ устраивают на двух осях со вставкой (с), а колонны привязывают по правилам привязки крайних колонн.

ТДШ в перепадах высот параллельных (рис. 5а) и взаимно перпендикулярных (рис.5б) пролетов. Эти швы выполняются на двух колоннах со вставкой между координационными осями.

а) б)

Рис. 5. Устройство ТДШ в местах перепада высот:

а) параллельных пролетов;

б) взаимно-перпендикулярных пролетов

Колонны торцового фахверка имеют нулевую привязку – координационная ось совпадает с наружной гранью колонны. Привязка колонн продольного фахверка назначается такой же как основных колонн данного ряда.

Привязки колонн многоэтажных зданий

Промышленные многоэтажные здания проектируют в основном из унифицированных железобетонных конструкций серий ИИ 20/70 (под полезную нагрузку на перекрытие до 25 кН/м2) и 1.020-1, созданной на базе серии ИИ-04 (под полезную нагрузку на перекрытие до 10 кН/м2).

Привязка колонн серии ИИ 20/70

Колонны средних рядов имеют осевую привязку, а крайних продольных рядов – нулевую – их наружная грань совпадает с координационной осью.

Для торцовых колонн здания допускают три решения:

а) колонны располагают центрально на поперечной координационной оси, а стены — с привязкой 530 мм (рис. 6а);

б) колонны сдвинуты относительно своей геометрической оси на 500 мм от модульной координационной оси (рис. 6б);

в) колонны имеют осевую привязку (рис.6в).

Рис. 6. Привязка торцовых колонн

Температурно-деформационные швы устраивают:

— со вставкой (с=1000 мм), а колонны имеют осевую привязку (рис. 7а);

— без вставки, а геометрические оси колонн отстоят от координационной оси на 500 мм (рис.7б).

Рис. 7. Привязка колонн в местах устройства ТДШ

Привязка колонн серии 1.020 -1

Все колонны этой серии имеют осевую привязку: их геометрические оси совпадают с модульными координационными осями. Деформационные швы решены на парных колоннах со вставкой величина, которой определяется сечением колонн и толщиной стеновых панелей (рис 8).

Связи промзданий

Связи. Различают вертикальные и горизонтальные. Выполняют следующую роль:

1. для обеспечения геометрической неизменяемости здания в целом и отдельных его элементов;

2. для восприятия ветровых нагрузок;

3. для восприятия крановых нагрузок;

4. для удобства монтажа;

5. перераспределения нагрузок.

Вертикальные связи:

— Между колоннамипредставляют собой систему распорок из уголков, стержневой арматуры, швеллеров, полосовой стали и т.д. Различают крестовые (при шаге колонн 6 м). и портальные (при шаге колонн 12 и 18 м) связи. Устанавливаются в каждом продольном ряду в середине температурного блока, в пределах температурного блока должно быть не менее одного при высоте помещения в бескрановых здания более 10,8 м., крановых- при любой

Источник: infopedia.su

Привязка конструкции к разбивочным осям

В современном промышленном строительстве применяют типовые и унифицированные объемно-планировочные и конструктивные решения, основанные на модульной системе.

Для различных технологических процессов и для разных отраслей промышленности в целях единообразия производства конструкций и их монтажа для одноэтажных зданий установлены следующие унифицированные параметры, применение которых обязательно для всех отраслей современного промышленного производства:

1. В большинстве промышленных зданий отраслей металлургического и машиностроительного производства при пролетах более 18 м расстояния между разбивочными осями в поперечном направлении (пролеты) принимают кратными 6 м, т.е. 24, 30, 36 м.

2. Расстояния между разбивочными осями в продольном направлении (шаг колонн) принимают кратными 6 м. Для средних (внутренних) колонн наиболее рациональным расстоянием следует считать 12 м, а для крайних (пристенных) — 6 или 12 м.

3. Высота помещении от уровня пола до низа несущих конструкций покрытия принимается в пределах от 3,6до 4,8 м с переменной величиной 600 мм, в пределах от 4,8 до 10,8 м, равной удвоенному модулю 1200 мм, а при высоте больше 10,8 — утроенному модулю 1800 мм.

При строительстве промышленных зданий используется нулевая привязка, привязка 250, а в некоторых случаях и привязка 500.

При нулевой привязке (т.е. совпадении наружной грани колонн с разбивочной осью) или при привязке 250 и 500 от наружной грани колонн крайних рядов определяется положение конструкции, что зависит от грузоподъемности мостовых кранов, шага колонн и высоты здания. Привязка 500 применяется у торцовых стен, в местах деформационных швов при различии высот у взаимно перпендикулярных пролетов и т.д.

Геометрические оси торцовых колонн основного каркаса следует смещать с поперечных разбивочных внутрь здания на 500 мм, внутренние поверхности торцовых стен должны совпадать с поперечными разбивочными осями, т.е. иметь нулевую привязку. При таком решении отпадает необходимость в доборных элементах в несущей конструкции ограждающей части покрытия и достигается свободное размещение фахверка (или каркаса) торцовой стены. Указанные решения приведены на рис. (3).

Размещение разбивочных осей у продольных и торцовых стен 6

Рис. 3. Размещение разбивочных осей у продольных и торцовых стен 6: а, б — при привязке 0; в — при привязке 250; г — у торцовой стены «привязка 500»

Температурные (осадочные) швы следует устраивать на спаренных колоннах. Ось поперечного температурного (осадочного) шва должна совпадать с поперечной разбивочной осью, а геометрические оси колонн смещают от нее на 500 мм. Привязка колонн к разбивочным осям в местах температурных швов показана на рис. 4.

Привязка колонн к разбивочным осям в местах температурных швов

Рис. 4. Привязка колонн к разбивочным осям в местах температурных швов: а — поперечные и продольные швы при равных пролетах по высоте;, 6 — продольные и поперечные швы при условии перепада высот

Технико-экономические показатели объемно планировочных решений.

Промышленные здания и сооружения должны удовлетворять требованиям наиболее эффективного технологического процесса. Производственным процессом называют совокупность технологических, транспортных и складских операций, совершаемых в определенной последовательности над обрабатываемым материалом.

Основные требования, предъявляемые к промышленным зданиям технологическим процессом:

1) рациональная схема размещения оборудования;

2) достаточная прочность и долговечность элементов здания;

4) возможность осуществления строительства индустриальными методами;

5) создание благоприятных условий эксплуатации здания;

6) безопасные и комфортные условия работы людей;

7) высокое качество архитектурно-художественного решения.

Перспективное проектирование и строительство промышленных зданий должно основываться на прогрессивных направлениях, учитывающих все стороны, связанные с самим проектированием, возведением зданий и их технической эксплуатацией.

Основные направления по обеспечению эффективности промышленного строительства и снижения его стоимости следующие:

1. Группировка предприятий в промышленные узлы с использованием общих инженерных сетей, транспортных связей, вспомогательных, складских и обслуживающих зданий.

Читайте также:  Сколько кубометров древесины нужно на строительство дома

2. Блокировка в одних объемах производственных, вспомогательных и других цехов, т. е. уменьшение числа зданий данного предприятия.

3. Строительство преимущественно одноэтажных промышленных зданий с пролетами одного направления, одинаковой ширины и высоты.

4. Широкое применение универсальных типов зданий (павильонных, герметизированных, с межферменными этажами, бесфонарных, с плоскими кровлями, с подпольными техническими этажами).

5. Снижение массы зданий и сооружений, сокращение расхода строительных материалов и уменьшение массы конструкций.

6. Использование специализированного стального проката, бетона высоких марок, предварительно напряженных, тонкостенных и пространственных конструкций.

7. Вынос из зданий и размещение на открытых площадках крупногабаритного технологического оборудования.

8. Высокая степень благоустройства территорий промышленных производств, рациональное и удобное размещение бытовых помещений, применение новейшего санитарно-технического оборудования.

9. Широкое применение крупноразмерных сборных конструкций, переход к монтажу оборудования и зданий крупными узлами и блоками, обладающими большой степенью заводской готовности.

5. Фонари, их назначение и классификация, по расположению, характеру и материалу остекления. Габариты фонарей

Несущий стальной каркас и ограждающие элементы. Не задуваемые фонари. Зенитные и шедовые фонари.

Фонари на покрытиях промышленных зданий, предназначенные для освещения рабочих мест, удаленных от окон, называют световыми, а фонари, служащие для аэрации воздухообмена, называют аэрационными. В некоторых случаях устраивают комбинированные фонари (для освещения и аэрации одновременно).

По отношению к пролету фонари располагают продольно (наиболее часто) и поперечно. Поперечные фонари применяют редко, так как они сложны по своей конструкции и эксплуатации. Световые фонари по геометрическому очертанию бывают треугольные, прямоугольные, трапецеидальные и М-образные рис. 5.

Схемы -- типы световых (светоаэрационных) фонарей

Рис. 5. Схемы — типы световых (светоаэрационных) фонарей: а — прямоугольный, б, в — трапециевидные; г — треугольный; д — М-образный, е — шедовый; ж — к — зенитные

Наиболее широко распространены прямоугольные фонари, позволяющие ограничить проникание прямых солнечных лучей в помещение через остекление, располагаемое в вертикальной плоскости, и упростить конструкцию навески переплетов.

Фонари с наклонным остеклением (трапецеидальные и треугольные) дают большую освещенность помещений, однако попадание прямых солнечных лучей в летнее время через остекление вызывает сильное нагревание и быстрое загрязнение стекол.

Для многих производств попадание прямых соли пых лучей на рабочие места недопустимо (например, текстильные цехи, точное приборостроение и др.).

В таких случаях устраивают шедовые фонари (зубчатые) с односторонним вертикальным остеклением ориентированным на север.

Несущим элементом фонарной надстройки являются стальные рамы. К ограждениям фонаря относятся остекление, бортовая часть (борт), торцовые стены и покрытие. Конструктивные детали прямоугольных фонарей приведены на рис. 6.

Размеры конструкции и схемы фонарей унифицированы. Фонари шириной 6 м применяют для пролетов 12 и 18 м, а шириной 12 м — для пролетов 24, 30, 36 м.

Стальные фонари крепят к стальным или железобетонным несущим конструкциям покрытия сваркой. Для обеспечения пространственной жесткости между рамами фонаря ставят вертикальные связи. Бортовые панели опирают на опорные столики, приваренные к стойкам фонаря.

Фонарные проемы заполняют стальными переплетами длиной 6000 мм, высотой 1250, 1500 и 1750 мм.

Рис. 6. Конструктивные детали прямоугольных световых фонарей а — при покрытии из стального профилированного настила; б — при покрытии железобетонных плит; 1 — кровельная оцинкованная сталь; 2 — швеллеры; профилированный настил; 4 — фонарная ферма; 5 — фонарная панель; переплет; 7 — деревянные бруски; 8 — асбестоцементные или стальные волнистые листы; 9 —противопожарная заглушка; 10 — железобетонная плита, 11 — асбестоцементная карнизная панель; 12 — крепежный анкер

Для цехов со значительными газо — и тепловыделениями применяют аэрационные фонари рис. 7.

Типы аэрационных фонарей

Рис. 7. Типы аэрационных фонарей: А — световой фонарь с ветрозащитными панелями; б — фонарь КТИС; в — фонарь ПСК-2;г — фонарь Гипромеза; д — фонарь Батурина; е, ж — карниз и нижняя часть фонаря КРИС; u — узел навески ветрозащитной панели фонаря КРИС; 1 — клапаны 2 — рама фонаря; 3 — ветрозащитная панель; 4 — оцинкованная сталь; 5-плита покрытия; 6 — подшипник из швеллера №5

Определение размеров и вида аэрационного фонаря производится по составляемой аэрационной схеме производственного здания. Схема состоит из системы размещения I приточных и вытяжных отверстий, допускающих регулирование количества поступающего и удаляемого воздуха.

Действие аэрации основывается на тепловом подпоре, I возникающем вследствие разности температур внутреннего и наружного воздуха. Практически теплый внутренний воздух поднимается вверх и выходит через вытяжные отверстия, а на смену ему через нижние (приточные) отверстия проникает в помещение более холодный наружный воздух, на высотном перепаде, т. е. на разности центров вытяжных и приточных отверстий.

Основное требование, предъявляемое к аэрационным фонарям — незадуваемость, т. е. возможность одновременного использования вытяжных отверстий с обеих сторон фонаря при любом направлении ветра.

Примеры размещения ветронезадуваемых фонарей для цехов металлургического производства приведены на рис. 8.

Схема размещения аэрационных фонарей над цехами металлургического производства

Рис. 8. Схема размещения аэрационных фонарей над цехами металлургического производства: а — цех изложниц; б — цех нагревательных колодцев

В настоящее время наиболее распространены (для целей освещения) зенитные фонари. Зенитные фонари собирают из стекложелезобетонных панелей, имеющих размеры, аналогичные панелям покрытия. Заполнение панели производится стеклоблоками. Стыки между панелями армируют, а кровельный ковер закрепляют с герметической заделкой швов.

Фонарь — иллюминатор представляет собой проем в плите покрытия. Обычно их делают круглыми.

Ограждение стеклянного или стеклопластикового иллюминатора делают в виде железобетонного бортика. Такие фонари обеспечивают достаточную освещенность рабочих мест и потому применяются в цехах с большим станочным или верстачным парком рис. 9.

Рис. 9. Конструктивное решение зенитных фонарей точечного типа; б — панельный; 1 — плита покрытия; 2 — герметик; 3 — стальной стакан; 4 — двухслойный купол из оргстекла; 5 — колпачок; 6 — опорная деревянная рама; 7 — оцинкованная кровельная сталь; 8 — накладка оргстекла.

В ряде случаев целесообразно устраивать светоаэрационные зенитные фонари. Такие фонари обычно бывают куполообразного очертания. Обработанный воздух, может быть удален через межкупольное пространство путем открывания купона, поднятием купола или через отверстия, устраиваемые в бортовом элементе.

В связи с тем, что фонари могут быть отнесены к труднодоступным конструкциям, часто расположенным на большой высоте, а также потому, что они и большую площадь открывающихся створок остекления, возникает необходимость устройства для обеспечения открывания и очистки.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
Загрузка ...