1. Ключевые понятия, предмет, цели и задачи учебной дисциплины. Ключевыми в изучаемой дисциплине являются такие понятия, как техническое регулирование, стандартизация, метрология, подтверждение соответствия (определения последних двух терминов приводятся в соответствующих разделах).
Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления и применения обязательных требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [ 1J.
Согласно приведенному определению термина «техническое регулирование» этот вид правового регулирования состоит из трех частей (рис. 1).
Внутренняя дисциплина, самоконтроль и как не насиловать себе
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг [1J.
Предметом изучения общепрофессиональной дисциплины «Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия» являются шесть видов профессиональной деятельности: техническое регулирование, стандартизация, метрология, сертификация и декларирование соответствия, испытания и контроль качества.
Цели изучения дисциплины — овладение теоретическими знаниями в указанных областях профессиональной деятельности, а также приобретение умений и навыков применения теоретических знаний в практических ситуациях, формирование необходимых профессиональных компетенций.
Рис. 1. Структура технического регулирования
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- • овладеть основными понятиями, уметь их применять;
- • изучить составные элементы указанных видов профессиональной деятельности;
- • выяснить профессиональную значимость знаний;
- • овладеть умениями работы со стандартами, техническими условиями (ТУ) и другими нормативными документами;
- • знать и уметь применять единицы физических величин в системе СИ;
- • уметь проводить измерения и определять их достоверность;
- • знать и соблюдать порядок проведения сертификации и декларирования соответствия;
• уметь обеспечивать и контролировать качество продукции,
процессов и услуг.
2. Структура учебной дисциплины. Общее представление о структуре учебной дисциплины дает блок-схема, представленная на рис. 2.
Указанные в блок-схеме виды деятельности определяют деление дисциплины на разделы. Все эти виды профессиональной деятельности объединяет общность объектов, но субъекты, средства, принципы, методы, база и конечные результаты у них разные.
5 простых шагов, как стать ДИЗАЙНЕРОМ ИНТЕРЬЕРА с нуля
Общность и различия отдельных структурных элементов указанных выше видов профессиональной деятельности показаны в табл. 1.
Рис. 2. Структура учебной дисциплины
1 Объекты имеют характеристики, которые могут измеряться качественно и количественно. Например, область применения метрологии чаще всего связана с физическими величинами этих объектов.
Общность и различия отдельных видов профессиональной деятельности, являющихся предметом учебной дисциплины
Объекты: продукция, процессы, услуги, работы
Цели, задачи, принципы, субъекты, средства, методы, результаты деятельности
Сертификация и декларирование соответствия
Физические величины продукции, процессов, услуг, работ
3. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Изучаемая дисциплина связана с другими учебными дисциплинами предшествующими и последующими межпредметными связями (рис. 3).
Наиболее тесная связь у таких дисциплин, как физика и математика, с разделом метрологии, в котором применяются методы математической обработки результатов измерений. Объекты метрологии — физические величины, и единицы их измерения в физике служат показателями измерения физических тел и процессов. Одновременно эти объекты используются при оценке и контроле качества, измерениях количества товаров, учете выпущенной и реализованной продукции, ее потерь, продвижении на рынке, оценке эффективности маркетинговых мероприятий и проч. Вследствие этого стандартизация и метрология связана последующими межпредметными связями с целым рядом дисциплин общепрофессионального и специальных циклов, указанных на рис. 3.
Формы оценки подтверждения соответствия, постоянный контроль при управлении качеством являются важнейшими факторами обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. Стандар-
Рис. 3. Межпредметные связи учебной дисциплины
ты на продукцию, процессы, услуги и работы в настоящее время находят применение во многих областях деятельности (торговле, бухгалтерском учете, статистике и др.). В других областях используются такие документы, как общероссийские классификаторы, типовые положения, правила и рекомендации.
В результате виды деятельности, являющиеся предметом изучения настоящей учебной дисциплины, приобретают всеобщий характер. Именно этим определяется необходимость изучения «Стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия» до начала изучения или параллельно с изучением последующих дисциплин.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины студент должен:
• цели, принципы, сферы применения, объекты, субъекты, средства, методы, нормативно-правовую базу стандартизации, метрологии, деятельности по оценке и подтверждению соответствия.
- • применять техническое и метрологическое законодательство;
- • работать с нормативными документами;
- • распознать формы подтверждения соответствия;
- • различать международные и национальные единицы измерения.
• опытом работы с действующими федеральными законами, нормативными и техническими документами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности, в том числе по оценке и подтверждению соответствия обязательным требованиям.
Сформировать профессиональные компетенции:
• умение пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов (ПК-2).
Источник: studref.com