Какие есть проекты строительства школ

Через несколько лет в Иркутске построят невероятную школу: за проект сражаются три архитектурных бюро с мировым именем. Пользуясь случаем, «Афиша» выбирает самые невероятные школы мира последних 10 лет — и подробно рассказывает об «Умной школе».

«Умная школа» — это учебный комплекс, где дети из полных семей будут учиться вместе с детьми-сиротами. Дело будет происходить в Иркутске, на берегу Ангары, а строительством займутся архитекторы с мировым именем. Звучит это все совершенно фантастически и на самом деле таковым и является. Как сообщает пресс-релиз «Апостола» (среди клиентов — концерн «Калашников», Рамзан Кадыров и правительство Татарстана), идею придумала Тина Канделаки — сейчас не сразу вспомнишь, однако медийно-политический демиург, совладелица «Апостола», почти 10 лет вела на СТС программу «Самый умный». Руководит проектом Марк Сартан, который много лет работал в издательских домах «Первое сентября» (журналы «Школьный психолог», «Классное руководство», «Биология», и проч.) и «Вокруг света», а также является отцом основательницы Trends Brands Насти Сартан.

Лучшая ШКОЛА в России — большой обзор

Строить собираются целый поселок, где кроме школьных зданий разместятся коттеджи для приемных семей и культурно-развлекательная инфраструктура, а с детьми будут работать не только учителя, но и психологи, дефектологи, логопеды. Учиться в «Умной школе» будут чуть больше тысячи человек: около 15% (150 детей) составят дети, оставшиеся без попечения родителей.

Кроме гуманитарной миссии у «Умной школы» есть более важная стратегия: попробовать понять, какими будут школы будущего. А строить их будет необходимо: несмотря на то что в Москве школы объединяются, демографические данные говорят о том, что к 2020 году школьных мощностей в России не будет хватать. Кроме того, несколько лет назад правительством были приняты законы, подразумевающие, что в ближайшие несколько лет все школы в России будут работать в первую смену. В итоге в ближайшие 15–20 лет по стране нужно будет создать 25 миллионов новых учебных мест — а значит, строить полностью новые здания.

Почему для «Умной школы» так важна архитектура

Как проходил конкурс

Закрытый архитектурный конкурс «Умной школы» курировали эксперты из КБ «Стрелка». Откликнулось несколько сотен бюро и компаний, выбрали 50 участников из 26 стран. Специалисты из «Стрелки» рассмотрели конкурсные заявки и оценили каждую из них по 100-балльной шкале, проанализировав статус организаций, опыт и квалификацию команды в схожих с «Умной школой» проектах из портфолио участников. В итоге техническое задание получили 6 архитектурных бюро. При этом денежных рамок организаторы не ставили, зато жесткие требования предъявили к принципам, которые необходимо учесть при организации школы. «Здание школы должно подразумевать свободу перемещения и изучения пространства, иметь дружелюбный дизайн, разнообразие форм и текстур», — объяснил Марк Сартан.

Проекты типовых школ на 1100, 825, 550 и 400 человек

Примерный план территории

В состав комплекса войдут 37 зданий: начальная и старшая школы, детский сад, поселок для приемных семей, культурно-досуговый центр, администрация, спортивный центр и учебные мастерские

В состав комплекса войдут 37 зданий: начальная и старшая школы, детский сад, поселок для приемных семей, культурно-досуговый центр, администрация, спортивный центр и учебные мастерские

В жюри помимо Тины Канделаки и Марка Сартана вошли директор британской общественной организации Sustainability and Environmental Education (SEEd) Энн Финлейсон, норвежский архитектор, глава архитектурной компании Kristin Jarmund Arkitekter AS Кристин Ярмунд, архитектурный критик Григорий Ревзин, министр образования Иркутской области Елена Осипова и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Летом команды-финалисты посетят Иркутск, чтобы познакомиться с площадкой и доработать свой проект, — окончательный победитель будет определен к сентябрю. Начать строительство планируется в начале 2016 года, пока же можно посмотреть, чем эти архитекторы вообще известны.

Источник: daily.afisha.ru

Как меняется архитектура школ в России

В проектировании школ, особенно нетиповых, за последние пять лет в России произошел огромный прорыв, что связано с изменением как системы образования, так и отношения застройщиков к социальным проектам: последние теперь воспринимаются не только как обременение, но и как способ повысить статус проекта. А также с более высокой степенью готовности проектировщиков к сложным задачам. Эти факторы сделали возможным появление школ нового формата не только в Москве, но и в регионах. Примеров по стране достаточно: московские «Летово» и «Хорошкола», проекты в Казани, Иркутске и других городах.

Читайте также:  Журнал строительство и безопасность

Само понимание того, как должна выглядеть школа, трансформировалось. Новые проекты позволяют выйти за рамки коридорной системы. Современная школа представляет собой некий социальный хаб, в котором ученики общаются с учителями и друг с другом. Это пространство, где традиционные классы сочетаются с зонами отдыха, кабинетами-практикумами, лекториями-амфитеатрами, зонами свободного творчества и активных игр.

В числе трендов в области проектирования школ многофункциональность, четкое зонирование и развитые связи между зонами и с окружающей средой, организация пространств-трансформеров, акцент на зонах рекреации и элементах благоустройства.

Стремление к комфорту и естественности

Во многих проектах современных школ реализован принцип интеграции объектов в исторический и природный контекст. Такой подход способствует созданию максимально комфортной и естественной среды в школе.

Архитекторы часто используют полупрозрачные и прозрачные оболочки, что обеспечивает взаимопроникновение интерьера и окружающего пространства, раздвижные стены и потолки, трансформируемую мебель. В качестве примера можно привести инженерный корпус школы № 548 на Каширском шоссе. Здание прозрачное, смежные окна позволяют видеть из одного помещения другое, что создает ощущение общности. Тренд на естественность и связь со средой обозначился еще в начале 2010-х гг. с появлением таких проектов, как «Хорошкола», фасадные панели которой сделаны из стеклофибробетона.

Многофункциональность и четкое зонирование

В регионах зачастую к задаче организовать пространство для учебного процесса и, в случае если школа специализированная (музыкальная, художественная, спортивная), оборудовать дополнительно помещения, добавляется еще необходимость создать места для проживания детей, поскольку в такие школы приезжают учиться со всего региона. Строительство интернатов при школах нового формата связано со стремлением предоставить уникальные возможности для детей из разных населенных пунктов области или края, а не только из региональных центров. В образовательный комплекс «Умной школы» в Иркутске вошло 37 зданий: начальная и старшая школы, детский сад, культурно-досуговый центр с административным блоком, спортивный центр и учебные мастерские, семейный поселок (коттеджи на территории поселка при школе).

Краевая музыкальная школа на 350 мест с концертно-репетиционным комплексом и интернатом для иногородних учащихся, г. Пермь. Строительство планируется завершить в 2023 г. / Гипрогорпроект

Краевая музыкальная школа для одаренных детей в Перми, строящаяся по нашему проекту, включает в себя учебный корпус, концертно-репетиционный комплекс и интернат для иногородних учащихся группы 12–17 лет. В составе новой полилингвальной школы на 1224 места в Казани также был предусмотрен интернат для иногородних детей.

Тренд на проектирование школ-гигантов до 2200 мест связан с тем, что застройщики по действующим стандартам обязаны обеспечить покупателей квартир в новых жилых комплексах (весьма масштабных) местами в школах и детских садах. Нестандартная школа с просторными зонами рекреации – конкурентное преимущество ЖК, поэтому девелоперы все чаще используют его в своих проектах.

В проектах с большим количеством разных функциональных зон пространство должно быть организовано таким образом, чтобы не было пересечений процессов – учебных, спортивных, музыкальных, самоподготовки, а также пересечений разных возрастных групп. Для этого в здании музыкальной школы в Перми, например, есть автономные входные группы для учеников средних и старших классов и для проживающих в интернате, предусмотрен отдельный вход в зону актового зала. В современных школах большое внимание уделяется комфорту перемещения всех групп людей, в том числе маломобильных, для этого оборудуют лифты, пандусы и т. д. Лифтовое сообщение, например, есть в одном из наших проектов в районе Щукино, на ул. Берзарина.

Действующие регламенты, в принципе, позволяют реализовать на практике большинство идей архитекторов, было бы время, желание и бюджет.

Гибкие пространства

С появлением новых форм обучения уходит в прошлое традиционное разделение на классы. В школе Wunderpark International School (Истринский р-н Московской обл.) занятия проходят в классах-трансформерах – в течение дня парты перемещаются по классу в зависимости от задач урока, что позволяет ученикам работать парами, мини-группами или индивидуально. В инженерном корпусе школы № 548 на Каширском шоссе мебель также можно переставлять, приспосабливая пространство под любые задачи, а в коридорах есть рабочие зоны разных форматов. В строящейся в составе ЖК «Переделкино Ближнее» (ТиНАО) школе-гиганте на 2100 мест предусмотрена возможность деления пространства учебных кабинетов на несколько зон.

Дизайну и цветовым решениям интерьеров также стало уделяться больше внимания, они разрабатываются с учетом влияния на психоэмоциональное состояние детей.

Акцент на зонах рекреации и благоустройстве

Крайне важным элементом современной школы являются зоны отдыха и рекреации. В первых проектах школ нового формата («Летово», «Хорошкола») ядром рекреации стал атриум с естественным освещением. Эта тенденция была продолжена, например, в школе на 2100 учеников в Троицке (бюро Asadov). В Коммунарке (проект концерна «Крост» на 1100 учеников) рекреационные площадки занимают 30% пространства.

Особое внимание уделяется благоустройству территории – дворам, ландшафту, спортивным площадкам и т. д. Показательным примером в этом плане является проект образовательного комплекса в Нур-Султане (Казахстан), разработанный мастерской Atrium. Его корпуса размещены вокруг большого внутреннего двора, который задуман как главное общественное пространство. Внутри комплекса предусмотрены самые разнообразные маршруты движения по территории. В российских проектах архитекторы тоже тщательно продумывают варианты благоустройства с учетом общей концепции – например, в пермской музыкальной школе будет необычный внутренний двор в форме рояля со стеклянным куполом, предназначенный для отдыха, школьных мероприятий и концертов.

Читайте также:  Строительство профессии какой предмет

Большие перспективы в России, на наш взгляд, имеют форматы образовательных кампусов средней школы. В них совмещаются функции обучения (в том числе по специальным дисциплинам), досуга, проживания, научно-исследовательской и научно-практической деятельности. Состоятельность таких проектов подтверждена зарубежной практикой.

Источник: re.vedomosti.ru

Образовательная архитектура: 6 самых оригинальных школ России

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Узкие коридоры, ряды парт в классах, расставленные так, чтобы ученикам было хорошо видно учителя, небольшой актовый и спортивный залы — так устроено большинство российских школ. Но есть в России учебные заведения, непохожие на другие. Их демонстрируют туристам, ими гордятся учителя и ученики. Делимся подборкой шести самых оригинальных школ в нашей стране.

Лицей № 384, г. Санкт-Петербург (школа имени 10-летия Октября)

Источник: Викимедия

Здание лицея построено в 1927 году в Ленинграде в форме серпа и молота — по индивидуальному проекту архитекторов А. С. Никольского и А. В. Крестина. В 1920-е годы еще не успели унифицировать все школьное образование, тогда было время экспериментов.

Школа имени 10-летия Октября создавалась с учетом лабораторно-бригадного метода обучения: класс делили на малые группы, и ученики в командах выполняли проектные работы. Поощрялась активность и самостоятельность детей, учитель был лишь наставником. В школе были оборудованы лаборатории, мастерские для практических занятий и даже обсерватория. Старшие и младшие классы учились в отдельных корпусах, а в самом высоком корпусе разместили столовую, актовый и читальный залы.

В корпусе-башне нужно быть аккуратнее в коридорах. Источник: ВКонтакте

После всеобщей реформы советского школьного образования в 1930-х годах с экспериментами было покончено. Школа имени 10-летия Октября стала обычной общеобразовательной школой. В 1995 году ее преобразовали в гимназию, а в 1998-м она получила статус лицея с углубленной подготовкой по техническим предметам.

Сейчас, судя по отзывам родителей и учеников, школа не может похвастаться инновациями и современными технологиями. В лицее используются традиционные методы обучения. Что до внутреннего убранства, то в 2017 году в здании был проведен капитальный ремонт, но двери в классах оставили «исторические».

Средняя образовательная школа № 10, г. Ногинск, Московская область

Источник: Викимапия

В 1908 году меценат Арсений Морозов пригласил архитектора А. М. Маркова построить училище для крестьянских детей. По задумке строителей, оно должно было поражать своей красотой, которую так мало видели в своей жизни дети из небогатых семей. Здание, в котором сегодня располагается школа № 10, построено в стиле модерн, имеет асимметричные фасады и большие окна.

Внутри — парадная лестница с коваными ограждениями, на стенах под высокими потолками — панно из обожженной глиняной плитки, расписанной учениками Виктора Васнецова. Источник: Риамо

На панно — сюжеты на тему образования разных эпох и государств: Древний Египет, Греция, Русь. Источник: Риамо

Сейчас школьное здание — памятник культуры. Оно все так же поражает своей красотой, его обязательно показывают туристам.

Необычные фасады, лепнина и картины на стенах и потолке — в этом состоит уникальность школы. В остальном она ничем не отличается от других учебных заведений: ряды парт в классах, учитель в центре внимания.

В кабинетах сделан современный ремонт, но окна остались прежними. Источник: Риамо

Родители и ученики гордятся своей школой и пытаются добиться капитального ремонта исторического здания.

Средняя общеобразовательная школа № 5 «Обыкновенное чудо», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Источник: Википедия

Эту школу называют «местным Хогвартсом». Она и правда похожа на сказочный замок. Ее основатели — муж и жена Сергей и Татьяна Мамаевы и педагог Галина Кислицына. Необычный дизайн для школы Мамаев придумал вместе с архитектором Анатолием Кривцовым.

Сначала в замке располагался детский сад, к которому затем достроили административно-спортивный блок и корпус для средней школы. Все корпуса соединены между собой галереями. В школе есть свои типография, фотостудия и школа конной выездки.

В школе проходят не только обычные занятия, но и мастер-классы для педагогов города. Источник: ВКонтакте

Большое внимание в школе уделяется психологическому развитию воспитанников. Для детей и родителей открыт психологический центр. В одном из кабинетов построили пещеру, в которой ребенок, если устал, может побыть один. В другом есть «сказкотерапия» и песочная терапия: дети на одной песочнице строят «страну чувств» и различные сюжеты.

Читайте также:  Разрешение на строительство дома в заказнике

«Школа будущего», пос. Большое Исаково, Калининградская область

Источник: Яндекс

В 2010 году на месте обычной сельской школы с туалетом на улице выросла «Школа будущего» и стала градообразующим «предприятием» поселка. За десять лет население поселка выросло в три раза.

Проект создавался усилиями учителей, родителей, учеников.

«Школу нужно строить не для детей, а вместе с детьми. Мы вовлекали всех в проектирование. Собрали общественные слушания: отдельно учеников, отдельно родителей, отдельно учителей, администраторов школ», — рассказывает директор сельской школы Алексей Голубицкий.

В итоге было построено здание со скалодромом, бассейном, с лабораториями робототехники, астрономии. Позже появилась гончарная мастерская, тренажерный зал. Учитывались и идеи учеников: велопарковка, свой шкафчик с электронным замком, скамейки вместо подоконников, одноместные парты, оборудование для рок-группы.

Уникальность школы еще и в том, что она стала первой в регионе, где создана безбарьерная среда для детей, которые передвигаются в коляске. Источник: Вконтакте

Занятия физкультурой проходят не только в гимнастическом зале, но и в бассейне.

Заниматься можно даже на подоконниках — размеры позволяют. Источник: Вконтакте

Архитектурные решения работают и на педагогику: помогают учить школьников делать выбор. Например, уроки физкультуры проходят в секционном формате: дети могут выбирать, какие занятия они будут посещать — гимнастику, волейбол, плавание или скалолазание. На уроках технологии ребята сами решают, в какую мастерскую пойдут.

В мастерских есть современное оборудование для художественного творчества. Источник: Вконтакте

Наконец, каждый ученик может реализовать в школе свой проект: велопарковку, из подоконников сделать скамейки. На такие проекты уходит до 10 процентов бюджета школы.

Инженерный корпус школы № 548, поселок Совхоза им. Ленина, Московская область

Источник: Яндекс

Школа № 548 в поселке Совхоза имени Ленина открыта в сентябре 2017 года. В разработке проекта участвовали учителя школы, администрация, архитекторы, инвестор. Акцент здесь сделан на овладении инженерно-техническими специальностями, поэтому главная достопримечательность школы — мастерские: столярные, архитектурные, художественные, для изучения робототехники, телестудия и студия звукозаписи, естественно-научная лаборатория.

«При строительстве химической лаборатории мы консультировались с технологами одной из крупнейших в мире фармацевтических компаний. Аналогичный подход прослеживается во всем: 12-метровый скалодром прошел экспертизу специалистов Федерации скалолазания, телестудию проектировал тот же подрядчик, что и площадки Мосфильма», — рассказывает руководитель проекта и генеральный директор компании Martela Елена Аралова.

В кабинете технологии дети учатся готовить. Источник: Google

В школе два крыла: для младших классов и старшеклассников. В центральной части расположены библиотека, столовая, актовый зал, учительская и общие рекреации.

Стены в классах и в учительской прозрачные — так соблюдается принцип открытости. К тому же учебное пространство не ограничивается классом: можно выйти в коридор поработать в парах. При этом ученики видны учителю.

Для учебы задействован каждый метр: на лестницах, в коридорах, в столовой. Мебель в школе легко передвигается, и пространство можно трансформировать под разные виды деятельности: лекции, проектную, индивидуальную работу.

В младшем крыле много пространства для подвижных игр, со второго этажа на первый можно спуститься не по лестнице, а по турбогорке.

Школа «Точка будущего», г. Иркутск

Источник: МК

«Точка будущего» — это не просто школа, а целый поселок для приемных семей. Благотворительный фонд «Новый дом» реализовал этот проект для помощи детям-сиротам, нашедшим семьи и начинающим новую жизнь.

Образовательный комплекс начал работу в сентябре 2020 года. Он состоит из шести корпусов, расположенных по кругу и объединенных общей крышей. По сути, школа представляет собой кампус с несколькими корпусами, дворовой территорией и футбольным полем.

«Такое расположение корпусов, объединенных одной кровлей, символизирует общность, единство: мы разные, но мы вместе, и мы здесь ощущаем себя как люди, которые собрались вокруг костра», — объясняют концепцию школы создатели.

На переменах ученикам есть чем заняться на свежем воздухе. Источник: Эксперт

Корпуса — разные по форме, с асимметрично расположенными окнами — соединены теплыми переходами. Стены между классами и холлом прозрачные. В просторных холлах — модульная мебель, с помощью которой можно создавать необходимые пространства: для лекций или мозгового штурма, для отдыха на переменах. В школе множество окон разного размера — не только на фасадах, но и на крыше для естественного освещения.

Большое фойе, широкие лестницы — школа выдержит любой наплыв учеников. Источник: СИА

Важная задача школы — подготовить детей к реальной жизни. Для этого в ней функционируют вполне профессиональные мастерские: арт-блок с гончарным кругом и станками для создания гравюр, кулинарная мастерская, лабораторный блок, телестудия и пресс-центр, музыкальные и театральные классы.

Кабинет химии выглядит как лаборатория из фантастических фильмов. Источник: Бюро 247

Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Рейтинг
Загрузка ...