Не секрет, что Венеция стоит на деревянных сваях, вбитых в зыбкую почву островов Венецианской лагуны. Как это выглядит можно посмотреть, например, здесь – изображения весьма показательные, правда, текст на итальянском. Вместе с тем, на многих сайтах рунета можно встретить утверждение, будто бы эти сваи привезены из России – не то из-под Перми, не то из Сибири, не то из Карелии. История о том, что Венеция покоится на сваях из российской лиственницы, проникла даже в эфир телеканала «Моя Планета» (крутили там одно время такой ролик).
Версия сама по себе красивая, но все-таки выглядит она довольно странно. Рядом ведь Альпы, Далмация, да и берега Адриатического моря в районе Венеции, судя по всему, когда-то были сплошь покрыты лесами. Зачем везти лес из-за тридевять земель, если его под боком завались?
Не сомневаюсь, что какое-то разумное обоснование этому найти можно. Однако для начала хотелось бы разобраться вот с чем.
Винтовые Сваи Против Забивные Сваи!Какие Выбрать?Какая Цена Фундамента Сегодня?Какой Самый Надежный?
На чем, вообще, основана версия о российской лиственнице? Похоже, что ни на чем. Все следы ведут к книге Л.В. Баньковского и М.Н. Ожигановой «Соль пермской земли», в которой написано следующее (самой книги я, честно говоря, не нашел, поэтому цитирую по вторичным источникам):
В 12-томной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Христофором Тентори в XVIII веке, есть такие строчки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах – пермскими карагаями». 400 тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор несут на себе тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города. Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, то есть земель Перми Великой, иначе бы деревья не называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой».
Звучит интригующе, но не слишком убедительно. Почему?
- Двенадцатитомная история Венеции Христофора Тентори. Вероятно, имеется в виду «Saggio sulla storia civile, politica, ecclesiastica e sulla corografia e topografia degli stati della repubblica di Venezia : ad usu della nobile e civile gioventù». Полный текст этого многотомника можно без труда найти на сайте archive.org (вот ссылка). Таким образом, проверить, действительно ли Cristoforo Tentori говорит о пермских карагаях в основании «города на островах», довольно легко. Только вот хотелось бы знать, где именно это написано, или хотя бы, как «пермский карагай» пишется по-итальянски. Не перелопачивать же все двенадцать томов ради одной цитаты!
- Количество свай – «400 тысяч». Во-первых, непонятно, откуда взялись эти данные. Во-вторых, 400 тысяч свай – это до неприличия мало. Для сравнения, в «Истории Венецианской Республики» Джона Норвича можно найти следующее: « собор Санта Мария делла Салюте покоится исключительно на таких сваях. Судя по источникам, их забито 1 156 627 штук» (Джон Норвич. История Византии. История Венецианской республики – 2011 г. ISBN 978-5-17-074111-3, 978-5-271-37819-5. С. 436). Более миллиона свай под одной церковью! (Хотя и в это как-то не очень верится. Истина, наверное, где-то посередине.) Еще кое-какие цифры можно найти здесь – интересное видео о фундаментах венецианских домов (на итальянском) с кратким пересказом (на русском).
- Авторы признают, что «сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп», но почему-то у них «нет сомнения», что в Венецию лиственницу везли из пермских земель.
- И вообще, почему свет клином сошелся на лиственнице? Под Венецией ведь сваи из разных пород деревьев: из вяза, дуба и т.д.
Короче говоря, с таким же успехом можно написать, что Венеция покоится на фундаменте из тульских пряников, сославшись на цитату из того же Тентори без указания тома и страницы.
Какие хвойные растения растут быстро, а какие медленно
По-моему, дальше обсуждать нечего, по крайней мере, пока, не имея оригинальной цитаты. Вдруг Тентори и вправду обнаружил в венецианских архивах документы, упоминающие о «пермских карагаях»?
Источник: maximdankov.ru
Удивительно! Венеция построена на окаменелых лиственничных сваях!
Начиная с V и заканчивая IX столетием строился город Венеция. Большинство домов и прочих сооружений в нем было поставлено на сваи – сваи из лиственницы. Удивительным является то, что при обследовании укреплений в 1827 году (более чем через 1300 лет после начала строительства), было выявлено, что лиственничные сваи, расположенные под водой, окаменели. И стали настолько твердыми, что разрушить их теперь не получается ни топором, ни пилой. Безусловно, на изготовление свай шли не саженцы лиственницы, а вполне окрепшие деревья, которым было лет по 400, ибо именно к этому возрасту древесина лиственницы набирает необходимой прочности.
Итак, лиственница – хвойное дерево, произрастающее по всей территории России, но особыми качествами отличаются деревья Иркутской и Красноярской области. Лиственница живет примерно 700 лет. Хотя, в Братском районе есть отдельные экземпляры, возраст которых превышает 1000 и даже 1300 лет. Точнее – 1052, 1280 и 1348 лет.
Это дерево, в отличие от кедра, растет очень быстро, и считается в Сибири символом могущества и силы. Недаром его посадочный материал пользуется повышенным спросом.
Еще несколько слов о Венеции. Город возник на островах лагуны Адриатического моря. Песчаный грунт для строительства домов исключительно ненадежен, поэтому было принято строить дома на сваях. Лиственницу для изготовления свай привозили из России. Разрастаясь, Венеция выходила своими строениями прямо в море.
Сегодня Венеция – в опасности. С каждым годом дома опускаются примерно на 1 см, а уровень воды, соответственно, повышается. Все чаще происходят наводнения. Сейчас проблемой города занимается ЮНЕСКО.
Тысячелетние лиственничные сваи постепенно заменяются новыми, которые сегодня также привозят из Пермской области – оттуда же прибыла лиственница и в IX веке.
А вообще древесина лиственницы широко применяется в малом судостроении для изготовления шпал и пропсов, столярном производстве и строительстве, в качестве элементов строительных конструкций. Особенно востребована она на объектах повышенной влажности. Также можно говорить об отличных физико-механических свойствах этой древесины, устойчивости к гниению и небольшой сучковатости, что также способствует ее прочности.
Из лиственницы делают и пресловутые сваи, и прочие крупные узлы гидротехнических сооружений, срок службы которых может исчисляться столетиями. Так, лиственничные сваи Троянского моста через Дунай до его разрушения простояли 1800 лет.
Источник: www.linkstroy.ru
На каких сваях стоит Венеция, из чего они сделаны
Вся Венецианская лагуна состоит из грязи и ила. Здесь нет камня или даже почвы, на которой можно было бы строить. Поэтому, если вы хотите строить каменные дома и дворцы весом в тысячи тонн, вы должны следовать гениальной и продуманной стратегии. Так из чего же построили венецианские дома и из какого именно дерева сделаны сваи в Венеции?
Венецианские сваи сделали возможной эту красоту
Особенности технологии
Венеции всегда приходилось жить с водой, которая ее окружает, и с эрозией, которую вызывают природные условия, особенно на берегах. Вот почему последние защищены белым истрийским камнем. Что касается того, что Венеция стоит на сваях из лиственницы. Да, она была построена во-многом на основании из длинных заостренных деревянных шестов.
Однако основанием служили самые разные породы древесины, в том числе дуб, лиственница, а иногда даже пропитанная сосна, которые вбивались прямо в морское дно. Поверх всего этого были проложены слои камня, которые в последствии составили основу будущего города. Сама эта техника – достаточно древняя, и метод существовал еще во времена Римской империи. Венецианцы просто усовершенствовали и развили его.
Во многих случаях целые площади лагуны были засыпаны, чтобы увеличить зоны застройки.
Прежде чем приступить к строительству палаццо вдоль каналов, строители вбивали в землю деревянные сваи, чтобы сделать ее более прочной. В Atlante storico della Serenessima можно прочитать, что: «Фундаменты всех зданий сделаны из очень прочных дубовых свай, которые вечно стоят под водой… Они прочно вбиты в землю плотными группами, затем перекрыты большими перемычками и пространство между ними заполнено обломками камня и цемента, которые затвердевают в прочные, стабильные основания».
Опорные сваи в Венеции сделаны из очень прочных, долговечных, и, главное, длинных бревен. Здания должны были адаптироваться к неустойчивой местности, это одна из причин, почему многие строения в Венеции, если можно так сказать, довольно эластичные и, следовательно, способны адаптироваться к движениям грунта. Стены зданий, выходящие на каналы, в основном представляют собой конструкции по периметру. Фасады, по сути, вообще не являются несущими стенами, поэтому в них может быть так много декоративных отверстий, таких как характерные окна, которые пропускают свет в комнаты и залы исторических палаццо.
Прогуливаясь по маленьким переулкам города (надо понимать, что не все улицы там представляют собой каналы), можно заметить стены, которые выпирают наружу или наклоняются внутрь. Это происходит потому, что они построены таким образом, что стены как-бы адаптируются к сложным грунтовым условиям, будучи относительно гибкими и предотвращая возможное обрушение. Основание полов многих зданий также сделано из дерева, легкого и гибкого материала, и прикреплено к стенам металлическими связками, так что эти горизонтальные конструкции препятствуют обрушению элементов кладки наружу.
Первые поселенцы тех мест не использовали эту технику, потому что их дома были намного проще. Они были сделаны из дерева, тростника и глины и были легкими. Они были построены на существующих островах, на песке, то есть, на довольно прочном основании. По мере того, как Венеция увеличивала свое значение, ей требовалось больше места. Вот и пришлось строить там, где не было земли, по сути, прямо на воде.
Со временем дворцы становились все тяжелее, поэтому фундамент должен был быть крепче. Все это делало необходимыми применение свай и дренажа, чтобы здания не утонули прямо в грязи. Римляне тоже делали что-то подобное еще в древние времена, но в Венеции сваи должны были быть пригодны для экстремальных условий. Поэтому строители постепенно увеличивали длину и количество деревянных шестов, поэтому Венеция стоит на сваях из довольно длинных бревен.
Еще одна причина того, что дерево для свай было длинным заключается в том, что в нескольких метрах под мягкой илисто-грязевой поверхностью находится слой твердой глины, так называемый «каранто». Это очень мелкозернистый осадок, подвергшийся процессу чрезмерной консолидации в субаэральной среде. По сути, это своеобразная твердая грязь, и она выдерживает вес лучше, чем мягкая грязь, лежащая на поверхности. Итак, если вы можете добраться сваями до каранто, считайте, что конструкция уже весьма надежна.
Так откуда взялась вся эта древесина?
Этот вопрос интригует очень многих. Как упоминается в Atlante storico della Serenissima, дуб происходил из районов вокруг Тревизо, Фриули, а позже также из Истрии, а горная пихта и лиственница – из Вальсуганы, Бассано и Кадоре. Древесину перевозили по рекам: Адидже, Брента и Пьяве. Широко распространено мнение о том, что в Венеции сваи из лиственницы делались из дерева, привезенного из России.
Это не так, ведь перевозить такой объем дерева в то время было бы очень накладным, да и непростым с точки зрения транспортных технологий. Подвид этого дерева, европейская лиственница (лат. Larix decidua) по сей день широко распространен в Альпах, на севере Италии.
Так что, не было никакого смысла возить древесину за тридевять земель, когда она росла буквально «под боком».
Бревна связывали вместе в плоты (zattere) и сплавляли по течению вниз по реке, в Венецию. Здесь они достигли Fondamenta delle Zattere, где их затем сортировали. Некоторые бревна доставлялись в Арсенал Венеции, еще часть – в Сан-Бьяджо и Джудекку, где хранились дрова. Другие бревна двигались дальше и переправлялись туда, где они были нужны для строительства, в основном – для укрепления земли под основанием зданий.
Знаменитые венецианские «бриколи» – это также стволы деревьев, которые долго находились в лагуне и вносят свой вклад в уникальную и увлекательную идентичность города. После того, как эта древесина состарится и подвергнется эрозии, ее заменяют, а бриколь, достигший конца своего жизненного цикла, утилизируют и используют для создания предметов интерьера и сувениров. Каждый из этих артефактов хранит «кусочек Венеции» и путешествует по миру, чтобы рассказать вековую историю этого города, сокровищницы мирового искусства и культуры.
Интересные факты
Венеция стоит сваях из дерева, а не прямо на поверхности. Под островами находится более 100 тысяч деревянных свай, которые изначально служили фундаментом для домов рыбаков, основавших Венецию, а уже затем использовались для более основательных и роскошных строений. А вот некоторые другие интересные факты об этом уникальном городе:
- Венеция состоит из 124 островов, которые соединены более чем 400 мостами. Единственными мостами на Большом канале являются мост Скальци, мост Риальто и мост Академии.
- Постепенное затопление. Венеция погружается в воду со скоростью 1-2 миллиметра в год. Это связано как с антропогенными, так и с естественными причинами, такими, как повышение уровня моря.
- Первое публичное казино в мире. Casino di Venezia было открыто в 1638 году и считается старейшим казино в мире. Здание казино также является местом упокоения композитора Рихарда Вагнера.
- Венесуэла, страна в Южной Америке, названа в честь итальянского названия Венеции: Venezia. Венесуэла в переводе с испанского означает «маленькая Венеция».
Вот такой это интересный город, со своими особенностями строительства и нетривиальными для того времени инженерными решениями.
Источник: zagraninfo.com