Появление новых композитных материалов – это потребность времени. Они считаются перспективными практически во всех отраслях экономики: от судостроения и энергетики до городской транспортной инфраструктуры и ЖКХ. Особенно активно это направление развивается в Петербурге.
Без современных материалов сейчас не обойтись даже хоккеистам. / ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС
Утраченные возможности
По данным композитного кластера Петербурга, озвученным на XIV Петербургском международном инновационном форуме в ноябре, сегодня в России объем рынка композитных материалов составляет более 80 млрд рублей и за последние два года он вырос на 23,8%. При этом мировой рынок ежегодно растет в среднем на 6,8%, и при таких темпах к 2027 году его объем составит 112 млрд долларов.
Участники отечественного рынка уверены, что российские предприятия имеют хорошие перспективы не только на внутреннем рынке, но и для экспорта. Это неудивительно, ведь в свое время Советский Союз занимал третье место по освоению композитов. Один из самых известных композитов, созданных в СССР, – древесный слоистый пластик ДСП-10.
Новые строительные материалы
Сегодня до третьего места нам после потерь в 1990-е годы далеко, однако есть и положительные тенденции. С начала XXI века идет постепенно возвращение в число значимых игроков, хотя развитие происходит медленнее, чем могло бы. Основное препятствие – высокая себестоимость производства, обусловленная в том числе сложностью технологического процесса. Мешают также нехватка российского сырья и необходимого оборудования. Сдерживает развитие отрасли и длительный процесс сертификации отечественных разработок (три года и более), а также дефицит нормативной документации применения композитных материалов в ряде отраслей экономики.
От самана к полимерам
В принципе ничего революционного в этих технологиях нет. Композит – это материал, созданный из двух и более компонентов, отличных друг от друга. Полученный материал обладает свойствами, которых не имеют его компоненты, взятые по отдельности. И первое известное использование этого метода относится к 1500 году до нашей эры, когда в Египте и Месопотамии применяли глину и солому для строения зданий из «саманных» кирпичей. А древние монголы из древесины, костей и клея животного происхождения создали первый «композитный» лук.
Но сегодня востребованы в основном полимеры. Это уже не солома в кирпичах, а сложные в производстве материалы, иногда предполагающие изменения на наноуровне. В целом же композитные материалы состоят из матрицы (связующего компонента) и армирующего элемента (наполнителя). Матрица обеспечивает совместную работу армирующих элементов, а также защиту от механических повреждений и агрессивной химической среды, наполнитель же отвечает за прочность и жесткость. Например, стеклопластик – это композитный пластик, армированный стеклянными волокнами.
По сравнению с традиционными материалами композиты обладают рядом преимуществ. Прежде всего это легкий вес, но с сохранением жесткости и прочности. Они обладают высокими антикоррозионными свойствами и долговечностью.
Новые технологии . Изготовлению строительных материалов.
Трубы базальтовой прочности
Сегодня композиты востребованы в самых разных отраслях. В строительстве, автопроме, транспортной инфраструктуре, ЖКХ, медицине (особенно в стоматологии). А использование полимерных композиционных материалов при производстве авиационной и космической техники позволяет снизить вес летательного аппарата до 50%. Композитные материалы отлично подходят для использования в промышленности и строительстве, в том числе в сложных климатических условиях.
На XIV Петербургском международном инновационном форуме ведущий специалист центра по ресурсному обеспечению инжиниринга компании «Газпромнефть – НТЦ» Евгений Койнов рассказал о разработке и внедрении композитных строительных конструкций при обустройстве месторождений. Так, при строительстве резервуаров, технологических трубопроводов, мачт связи, освещения и прочих объектов планируют использовать стеклопластик. Для удаленных станций в труднодоступных местах специалисты центра предлагают использовать аддитивные технологии, печатая на 3D-принтере конструкции из полимерных материалов на строительной площадке.
Устойчивый спрос на композиционные материалы демонстрирует и судостроение. Начальник опытного производства Средне-Невского судостроительного завода Михаил Алексеев напомнил, что именно на этом заводе впервые в мире был построен корабль из композитных материалов. Сегодня предприятие выполняет заказ на пассажирские катамараны. Только что на воду был спущен сделанный из углеродных материалов катамаран, на котором впервые в России будут отрабатывать технологии безэкипажного вождения. Кроме того, на заводе успешно производят композитные лопасти для ветряных электростанций.
Осенью в Петербурге начали испытывать инновационные трубы из стеклопластика и стеклопластика с базальтом. По данным ГУП «ТЭК СПб», десятиметровые участки композитных труб диаметром 100 мм установили в подвале одного из домов на Новочеркасском проспекте. Экспериментальные материалы легче стали, при этом их прочность в 20 раз выше обычных.
Зато теплопроводность базальтовых труб, по данным производителей, в 150 раз меньше стали, и потери тепла сократятся на 50%. Тестируемые образцы изготовили пермская компания «Торговый дом «Базальтовые трубы» и красноярская компания «Синтез». Пробные участки сетей будут находиться под наблюдением теплоэнергетиков ТЭКа в течение всего отопительного сезона.
А специалисты петербургской «Лаборатории карбона» в рамках социального проекта сконструировали суперлегкое инвалидное кресло из углепластика. Образцы, которыми пользуются инвалиды, весят около 20 кг, облегченные варианты с алюминиевым основанием – порядка 15 кг.
Спасибо санкциям
Стоит подчеркнуть, что для развития отрасли в нашей стране много сделали петербургские предприятия. Так, в 2016 году инжиниринговая компания «ЛАР Технологии» в тандеме с Московским авиационным институтом (МАИ) произвела экспериментальную установку «квазинепрерывного прессования термопластичных текстолитов и профильных изделий». Таким образом, в России впервые появилась полностью контролируемая техника получения композитных материалов. Осенью 2019 года специалистами предприятия совместно с сотрудниками МАИ была изготовлена опытная роботизированная линия производства листовых и профильных изделий из композиционных материалов с новыми термопластичными полимерными матрицами.
По иронии судьбы, важную роль в развитии отечественной композитной индустрии сыграли санкционные ограничения на поставки подобных материалов из-за рубежа. К примеру, с 2019 года удалось полностью заместить импорт компонентов для российского пассажирского самолета МС-21-300, крыло которого целиком выполнено из композитных материалов. Используются российские композиты при производстве современных истребителей и БПЛА для нужд ВКС.
В начале 2021 года в Научно-исследовательском институте космических и авиационных материалов в Переславле-Залесском Ярославской области был создан композит нового поколения «аристар». Пластина шириной 5 мм весом 2 г выдерживает груз массой более 500 кг. Американский аналог такого материала появился раньше российского, но значительно уступает ему по свойствам.
Цифровое материаловедение
«К отрасли композитов у нас особый подход, мы видим в ней огромные перспективы для развития высокотехнологичных направлений промышленности, – отметил заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов. – До 2030 года ожидается существенный рост потребления композитов на формируемом российском рынке ветроэнергетики и транспорта на газомоторном топливе. В этой связи я высоко оцениваю перспективы роста отечественной композитной отрасли, объем которой к 2024 году должен достигнуть 100 млрд рублей». В целом Минпромторг прогнозирует увеличение доли российского рынка композитов в мировом объеме с 1,2 (2020 год) до 3% (к 2030 году).
Говоря об общемировых тенденциях развития отрасли, стоит добавить, что сегодня специалисты всего мира работают над экологичностью композитных материалов. Особое внимание уделяется и информатике материалов, позволяющей прогнозировать появление материалов будущего. Причем разработку новых материалов уже сейчас начали поручать искусственному интеллекту.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7067) от 08.12.2021 под заголовком «Возвращение композитов».
Источник: spbvedomosti.ru
BF Tech: новые возможности рынка стройматериалов
В октябре Группа компаний BF Tech, один из лидеров рынка фиброцементной продукции, представила сразу два новых строительных материала – сайдинг и гладкий волновой шифер. Теперь ассортимент бренда включает 8 наименований для обустройства кровли, фасадов, водопроводных и оградительных систем.
«В условиях импортозамещения мы делаем акцент на производстве новых продуктов, которые станут альтернативным решением взамен подорожавшим импортным стройматериалам», — прокомментировал Яков Яланский, директор департамента фиброцементной продукции BF Tech.
Фиброцементный сайдинг – это надежный, долговечный и экологически безопасный материал, который используется для облицовки зданий, строительства заборов или внутреннего декорирования в домах и квартирах. На данный момент он представлен в сером цвете с фактурой натурального дерева. Сайдинг устойчив к экстремальным температурам от -70С° до +70С° при этом бережет дом от теплопотерь, а летом спасает от нагревания помещения. Продукт уже производят и отгружают в размере 1750х200х8мм на Стерлитамакском фиброцементном заводе, который входит в холдинг BF Tech и является ведущим производителем фиброцементной продукции на Южном Урале.
Гладкий волновой шифер – это новое поколение волнового шифера. Продукт стал прочнее на 20% за счет отсутствия рифленых насечек и обновленной рецептуры. Кроме того, гладкая поверхность выглядит эстетичнее, ее удобнее грунтовать и красить. Новый продукт выпускается в классическом сером цвете и уже есть в наличии на складах производителя, а также дистрибьюторов. На данный момент гладкий шифер производят на Черноморском фиброцементном заводе в г. Крымск, в ближайшее время другие заводы холдинга BF Tech также приступят к выпуску обновленного, более прочного гладкого шифера.
Похожие публикации
Рейтинг 2022: популярные цвета кровли загородных домов
Группа компаний BF TECH направила очередную партию гуманитарной помощи на Донбасс
Компания BF Tech приняла участие в выставке на ежегодном весеннем форуме ЖКХ
Группа «Самолет» планирует инвестировать около 8 млрд в развитие IT-экосистемы Development Tech
На WorldSkills Hi-Tech впервые будут соревноваться представители всех возрастных категорий
Где и каким в промзоне ЗИЛа в Москве откроют детский «Кванториум»
В рамках реализации КРТ в России планируют построить 112 млн кв. м жилья
Минстрой России подчеркнул важность сохранения темпов проектного финансирования
В Минпромторге России заявили, что отечественный рынок обеспечен стройматериалами до 2024 года
Компания «Полипласт» стала победителем Всероссийского конкурса «Экспортер года»
Бизнес-клуб Игоря Рыбакова «Эквиум» направил в правительство РФ предложение с призывом поддержать российских предпринимателей
Жилье на стали: иллюзия или прорыв?
Итоги детского творческого конкурса «Cпасибо, доктор!»
«Город будущего»: «Киевская площадь» подвела итоги конкурса детских рисунков
«Киевская площадь» объявляет конкурс детских рисунков
ООО «Строймедиа». Электронное сетевое издание «Строительство.RU», свидетельство о регистрации средства массовой информации: ЭЛ № ФС 77-72535 от 20 марта 2018 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Авторское право на материалы,
опубликованные на сайте «Строительство.RU», охраняется в соответствии с законодательством РФ.
Источник: rcmm.ru
Какие материалы будущего уже создали ученые? Описание, фото и видео
Интересно
Люди всегда искали возможность создания самых качественных и функциональных материалов. Некоторые современные разработки способны совершить революцию в приборостроении в ближайшие 5-10 лет. Автор научно-популярного блога Science https://kipmu.ru/kakie-materialy-budushhego-uzhe-sozdali-uchenye/» target=»_blank»]kipmu.ru[/mask_link]
Новая реальность: проясняем перспективы мебельной отрасли в 2022 году
Российскому бизнесу, в том числе и мебельному, всегда было довольно непросто, особенно с начала 1990-х. Первое время не хватало уровня, чтобы конкурировать с импортными производителями.
Потом не хватало комплектующих, а когда решили и этот вопрос, начались первые проявления медленной санкционной политики. Однако нынешняя обстановка смогла напугать даже тех бывалых предпринимателей, что прошли через большинство последних кризисов в стране.
Генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов
Из-за чего люди поделились на несколько лагерей. Одни стали активно продавать остатки или под завязку заполнять склады недостающим, закупая товар у всех оставшихся поставщиков. Другие замерли, уповая на то, что ситуация, возможно, наладится. Некоторые оказались где-то посередине, продолжив вести деятельность как обычно, пытаясь разобраться, какова ситуация и чего стоит ждать.
Мы также постарались прояснить ряд самых актуальных вопросов. Что сегодня есть в распоряжении мебельной промышленности, а что придётся замещать? Как изменится экспорт и импорт? Что станет драйверами отрасли в нынешних условиях? И как следует действовать в ближайшем будущем?
Обо всём этом поговорили с генеральным директором Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России ТИМУРОМ ИРТУГАНОВЫМ.
Закупка сырья и материалов
— Многие отрасли отечественной промышленности зависимы от импортного оборудования и электроники, например, станкостроение и металлообработка. Насколько высока зависимость мебельной отрасли от зарубежных комплектующих?
— Если говорить о техническом состоянии отрасли в целом, пока что с этим проблем нет. Многие мебельщики начали переоснащать предприятия уже много лет назад, а некоторых подтолкнула к этому пандемия. То есть занимались этим вовремя, и сейчас их предусмотрительность окупится как никогда.
Тем не менее не будем отрицать тот факт, что большая часть оборудования для производства мебели зависит от импорта. В последние годы в этом вопросе выросла доля Китая, но поставщики из европейских стран всё ещё занимают одни из лидирующих позиций. И, к сожалению, даже те компании, которые были готовы продолжить отгрузку оборудования российским клиентам, столкнулись с возникшим логистическим и платёжным коллапсом.
В связи с этим в будущем, возможно, возникнут небольшие трудности из-за дефицита запчастей и расходных комплектующих для мебельного оборудования.
— Помимо оборудования обязательным является и первоначальное сырьё, а именно древесные плиты. Какие материалы и комплектующие производители мебели могут в полном объёме и в достаточном ассортименте найти на отечественном рынке?
— С древесными плитами у нас нет никаких проблем, производство различных их видов в России очень хорошо отлажено. Однако тут есть другая проблема — при изготовлении самых популярных для мебельной отрасли ЛДСП и МДФ необходим меламин. И именно в случае этого компонента отечественное предприятие не может обеспечить поставку даже 50% процентов от того, что реально требует внутренний рынок. Поэтому активно использовалось сырьё из-за границы. Однако значительные объёмы закупались мебельщиками именно из Китая, поэтому нет необходимости радикально менять импортные рынки.
— А есть ли компоненты, с которыми столь позитивный сценарий невозможен?
— Изоцианаты, которые используются для связующих, то есть смол для древесных плит, а также при изготовлении пенополиуретана, не производят в России вообще. Есть всего несколько крупных заводов в мире, специализирующихся на их изготовлении, и они находятся в Китае и в Западной Европе. Основная масса наших закупок шла из Германии, поэтому сейчас необходимо оперативно брать курс на азиатский рынок.
— Итак, мы выделили уже 2 типа продукции, вопрос с которыми можно решить с минимальным ущербом. Какие ещё ранее импортируемые продукты мы можем заместить на других направлениях?
— Итак, мы увидели, что рынок химии у нас еще недостаточно развит. Если же говорить о фурнитуре, то здесь дела обстоят хуже. По разным оценкам, у нас производилось порядка 7% от того, что потребляет рынок. В благоприятном режиме предприятия могут увеличить объём, но не ассортимент. Значительный объём закупок приходился на Италию, Германию, Австрию.
Альтернатива Европе — Турция и Китай. В Турции есть два авторитетных производителя, которые и ранее поставляли в Россию комплектующие, а уже в ближайшее время готовы расширить поставки.
Что касается Китая, то структура поставок фурнитуры в последние года последовательно менялась в его пользу. Очевидно, что в ситуации, когда нет выбора, предприятия будут перестраиваться, в том числе в ассортименте.
Экспорт и импорт
— Продолжают уходить крупные импортные мебельные ретейлеры. При таком раскладе по какому пути может пойти отрасль: эти бренды полностью исчезнут, и их долю будут закрывать отечественные производители, или более вероятен сценарий национализации?
— Должен поправить. Компании не ушли, а только временно приостановили свою работу. Мы надеемся, что они вернутся, и что до крайних мер всё-таки не дойдёт. Потому что национализация — как раз такой случай, когда возникают непреодолимые форс-мажорные обстоятельства. Поэтому я всё же считаю, что вариант с полным уходом компаний маловероятен.
А пауза в работе иностранных мебельщиков действительно может освободить место для отечественного производителя.
— А как же быть с импортом иностранной мебели? Европейская продукция продолжит поступать по более сложным путям и вырастет в цене, или всё же основной процент продукции будет поступать из стран, что не ввели санкции? Какие изменения уже можно наблюдать?
— В настоящий момент рынок европейской импортной мебели попросту замер, рано делать выводы. Иностранные компании, которые были заинтересованы в сотрудничестве и поставках, сейчас ждут более стабильного положения и ясности. Ведь велика вероятность, что их инвестиции могут не оправдаться, поскольку компании в любой момент могут вернуться.
Тем не менее действительно возможен сценарий, что на российском рынке возрастёт количество мебели из стран, что не ввели санкции. Вариант же с доставкой европейской мебели окольными путями считаю скорее маловероятным.
Фото: prostooleh — ru.freepik.com
— Аналогичный вопрос по экспорту. Ассоциация давно изучает возможность освоения новых рынков, включая, например, рынок Индии. Однако были сложности вхождения из-за особых требований к продукции. Так ли это? Как сейчас будет происходить проработка этого вопроса?
— Экспорт стал гораздо привлекательнее из-за ослабления рубля.
Что касается Индии, то сложности были связаны не с самой продукцией российского ЛПК, а с особыми требованиями к её ввозу. Например, в Индии отечественная продукция столкнулась с высокими пошлинами по причине того, что между Россией и Индией нет соответствующих торговых договоров. Из-за чего сбор был максимальным — практически 30%, что весьма нерентабельно и затрудняет вход на индийский рынок.
Сложности были только с этим. По качеству же российская продукция не только не уступает, а даже опережает многих представленных на индийском рынке производителей. Мы надеемся, что будут заключены соглашения, которые исправят ситуацию, снизив пошлину. Вопрос в том, будет ли найден компромисс.
— Какие ещё направления для экспорта российской мебели (помимо стран СНГ и Китая) сейчас наиболее вероятны?
— Если говорить про новые экспортные рынки, кроме стран СНГ можно взять курс на страны Ближнего Востока. С фанерой дела обстоят сложнее, поскольку основной объем экспорта шёл в Европу и США. Сейчас, возможно, поставки будут переориентировать. Возможные направления — Ближний Восток, Южная Америка.
Цены на товары и потребительский спрос
— Сейчас наблюдается рекордный спрос на мебельную продукцию — потребители закупаются, чтобы успеть до предполагаемого резкого скачка цен. На ваш взгляд, как долго это продлится?
— Этот спрос связан с желанием потребителей приобрести продукцию по нынешним, так называемым «старым» ценам. Прогнозировать дальнейшее развитие событий довольно сложно, поскольку это зависит от множества факторов, как экономических, так и политических.
— Что бы позволило удержать цены на приемлемом уровне и тем самым компенсировать снижение покупательской способности?
— Для того чтобы удержать цены на саму мебель, необходимо стабилизировать цены на комплектующие, материалы и сырьё, которые производятся в России. Это химия, которая частично производится отечественными предприятиями, металл.
— Некоторые строят предположения, что тяжелее всего придётся производителям, работающим в премиальном сегменте, и ниша может невероятно сократиться. Каково Ваше мнение? Как могут перераспределиться различные ценовые сегменты в отрасли?
— Вокруг этой темы сейчас строятся самые разные предположения. Кто-то считает, что сильнее всего пострадает сегмент «премиум», но я думаю, что это далеко не факт.
Даже раньше этот сегмент был востребован у более стабильного и ограниченного круга потребителей. Поэтому, скорее всего, он останется примерно на прежнем уровне. Тем более что у сегмента «премиум» в структуре себестоимости материалы занимают меньшее место, чем в сегменте «эконом-плюс». Здесь платят за особый дизайн, бренд.
На мой взгляд, куда более вероятен сценарий, что эта ценовая ниша пострадает меньше всего. Скорее, сегмент «эконом-плюс» может сдвинуться на «эконом», но я надеюсь, что этого всё же не произойдёт.
Драйверы рынка и господдержка
— Маркетплейсы ещё до последних событий открыли новые возможности для мебельщиков. На ваш взгляд, сегодня они могут стать новым драйвером развития мебельной отрасли?
— Маркетплейсы могут стать хорошим инструментом, который позволит поддержать стабильность отрасли, но никак не драйвером её развития. Правильнее будет сказать, что благодаря таким платформам есть все возможности сохранить приемлемые объёмы производства, поэтому они имеют потенциал стать некой точкой опоры.
— Можем ли мы ждать в скором времени увеличения нишевых мебельных маркетплейсов формата Hoff или площадки, что организовал Санкт-Петербургский ГК «Самолёт»? Как подобные точки могут помочь мебельному МСП?
— Быстро подобные вещи не организуются, хотя кризисные ситуации нередко способствуют разным прорывам. Но они касаются только тех, кто был хорошо подготовлен к осуществлению подобных проектов. Если уже есть необходимые наработки, планы и средства, можно удачно «выстрелить». Поэтому появления большого количества новых маркетплейсов не стоит ожидать.
— Как отмечали эксперты, на маркетплейсах было сложно продавать крупногабаритную мебель дороже 30 тысяч рублей, так как потребители остерегались совершать такую серьёзную покупку, не видя её вживую. На ваш взгляд, нынешняя ситуация может изменить эту тенденцию в обратную сторону?
— Думаю, что нет. По крайней мере, сильно изменить эту тенденцию будет сложно. Сейчас нет локдауна, покупатели снова привыкли к возможности изучить товар, не только посмотрев его на сайте, но потрогав, опробовав механизмы, все дверцы и ящички. Эта ситуация не изменилась.
Если только предположить, что у всех производителей вдруг возникнут проблемы с арендой торговых площадей, то кроме продаж в формате онлайн мало что останется. Но осуществление такого сценария крайне маловероятно.
— Какую поддержку отрасль может ожидать уже в ближайшее время?
— Чтобы поддержать мебельную отрасль, Министерство промышленности и торговли РФ оперативно занимается разработкой решений, ищет возможности для замены импортных товаров. Это касается всего: комплектующих, запчастей, химии.
В качестве меры поддержки мебельной промышленности Правительство Российской Федерации предложило увеличить объёмы сдачи построенного жилья уже с мебелью.
Также Минпромторг совместно с Минтрансом работают над решением логистических проблем.
Ассоциация участвует, продвигая предложения, поступившие от профсообщества, и внимательно следит за изменениями.
«Сейчас стоит занимать освободившиеся ниши, а ни в коем случае не замирать в ожидании худших сценариев. Необходимо заполнить освободившийся «вакуум».
Не опускайте рук и используйте все свои шансы — это наш основной посыл для российских мебельщиков.
С таким настроем и общими усилиями мы гораздо быстрее вернём все в привычное и комфортное русло».
Источник: industrymebel.ru