Транспортирование конструкций к строящему объекту в зависимости от выбранных методов их монтажа, массы и габаритов, а также дальности транспортирования осуществляется автомобильным, железнодорожным, тракторным, водным и в редких случаях — воздушным транспортом.
При транспортировании конструкций необходимо соблюдать следующие требования:
- 1) способы транспортирования элементов должны исключать возможность повреждения конструкций, для чего балки и фермы следует перевозить в вертикальном положении, панели стен и перегородок — в вертикальном или слегка наклонном, прочие элементы — в горизонтальном;
- 2) прочность бетона сборных железобетонных конструкций должна быть не менее 70 % проектной;
- 3) конструкции из легких бетонов во время транспортирования должны быть защищены от увлажнения;
- 4) во время транспортирования конструкции должны быть надежно закреплены.
Автомобильный транспорт широко применяют для транспортирования конструкций с заводов-изготовителей на строительную площадку или центральный склад. Транспортирование конструкций автотранспортом экономически целесообразно на расстояния до 200 км.
Организация грузовых перевозок
В зависимости от массы и геометрических размеров конструкций их перевозят:
- ? на автотранспорте общего назначения (бортовые автомобили, бортовые автомобили с одно- или двухосными прицепами, транспортные средства, составленные из автотягачей с полуприцепами);
- ? специализированных платформах (панеле-, балко-, фермо-, плитовозы и др.). Наибольшее распространение получили автомобильные специализированные транспортные средства, составленные из автотягачей и полуприцепов различного назначения.
- 13
Длина конструкций, перевозимых средствами автомобильного транспорта, если обеспечивается возможность разворота автопоезда на поворотах дорог и безопасность движения, может достигать 45 м. Благодаря возможности перевозки длинномерных конструкций ускоряется их монтаж и упрощается его организация.
В строительстве применяют две основные схемы автотранспортных перевозок — маятниковую и челночную.
При маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями. При этом тягачи простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств.
При работе по маятниковой схеме время цикла (оборота) автопоезда или одиночного автомобиля определяется по следующему выражению:
где — продолжительность соответственно: погрузки
автопоезда с учетом времени маневрирования при установке под погрузку; нахождения в пути груженого транспортного средства; разгрузки с учетом времени на маневрирование при установке под разгрузку; нахождения в пути порожнего транспортного средства.
Маятниковая схема автотранспортных перевозок эффективна при наличии приобъектных складов, а также при монтаже «с колес» при условии, что специализированным автотранспортом доставлена одна конструкция.
47/62 Организация грузовых перевозок
При челночной схеме автотранспортных перевозок один седельный тягач работает последовательно с двумя полуприцепами и более. Их число зависит от расстояния между предприятиями строительной индустрии и строящимися зданиями. Наибольшее распространение получила схема работы седельного тягача с тремя полуприцепами, когда один полуприцеп находится под погрузкой (например, на заводе сборного железобетона), другой — под разгрузкой на строительной площадке, а третий — в пути.
При работе по челночной схеме время цикла тягача
где Т — время на маневрирование, отцепку свободного и приемку груженого полуприцепа на заводе или складе; Тф — время нахождения в пути груженого транспортного средства; Т2 — время на маневрирование, отцепку груженого и приемку свободного полуприцепа на приобъектном складе или в зоне монтажа; Гпор — время нахождения в пути порожнего транспортного средства.
Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключены, а потери времени (не более 5. 7 мин) на прицепку и отцепку полуприцепов незначительны.
При выборе транспортных средств необходимо стремиться к тому, чтобы коэффициент использования по грузоподъемности Кг находился в пределах 0,9. 1,05.
При монтаже конструкций «со склада» (с предварительной раскладкой) требуемое количество транспортных средств определяется по выражению
где Qj — суммарный объем перевозимых конструкций i-го типа, т; Tj — продолжительность транспортирования г-го типа конструкций, дней; Птрг — эксплуатационная сменная производительность транспортного средства, т/см; т — количество смен в дне.
При монтаже конструкций с транспортных средств требуемое количество транспортных средств
где Гц — время цикла тягача, мин; ?монт — время монтажа п элементов, перевозимых транспортом за один рейс, мин.
Тракторный транспорт используют при перемещении конструкций на небольшие расстояния на прицепах, трейлерах, в особых случаях — на салазках и посредством катков.
Железнодорожный транспорт нормальной (1524 мм) и узкой (750 мм) колеи используется для транспортирования конструкций, допускающих укрупнение непосредственно на заводе до габаритных размеров и массы, определяющих транспортабельность строительных грузов.
Для транспортирования конструкций по железной дороге используют в основном платформы, а для транспортирования особо тяжелых, крупногабаритных и длинномерных конструкций — специальные большегрузные транспортеры грузоподъемностью до 120 т.
Водный транспорт — наиболее дешевый вид транспорта, особенно при перевозках на значительные расстояния, обслуживающий до 5 % перевозок грузов на строительные площадки. Один из главных недостатков — сезонность использования. Этот вид транспорта наиболее эффективен для транспортирования крупнообъемных и тяжеловесных строительных конструкций и технологического оборудования.
Воздушный транспорт ввиду большой стоимости, как правило, используют одновременно для транспортирования и монтажа высотных инженерных сооружений, выполненных в металлических конструкциях (опоры линий электропередач, дымовые трубы, радио- и телевизионные антенны, радиорелейные мачты и т.д.). К основным транспортным средствам данного вида, используемым при монтаже конструкций, относят вертолеты и специальные дирижабли.
Для доставки строительных конструкций на труднодоступные строительные площадки используют специальные виды транспорта. Наиболее распространенные среди них — подвесные канатные дороги.
Источник: studref.com
Транспортирование, погрузка-разгрузка и складирование строительных грузов
Строительные материалы, полуфабрикаты и изделия необходимо доставить от мест изготовления к местам пользования. Доставка материальных элементов является комплексным процессом, включающим погрузку, транспортировку, разгрузку и складирование. Затраты на этот процесс составляют около 25% стоимости, а трудоёмкость может доходить до 40% общей трудоёмкости строительства. Доставляемые материальные элементы именуют строительными грузами. Строительные грузы классифицируют по их физическим характеристикам на девять видов: сыпучие – песок, щебень, гравий, грунты; порошкообразные – цемент, известь, гипс, мел; тестообразные — бетонная смесь, раствор, известковое тесто; жидкие – бензин, керосин, смазочные масла; мелкоштучные – кирпич, мелкие блоки, бутовый камень, асфальт в плитках, бидоны с краской; штучные – оконные и дверные блоки, железобетонные панели и плиты; длинномерные – железобетонные и стальные колонны, фермы, трубы, лесоматериалы; крупнообъёмные – санитарно-технические кабины, блок-комнаты, блоки лифтовых шахт, крупногабаритные контейнеры; тяжеловестные – железобетонные элементы значительной массы, технологическое оборудование, строительные машины.
Транспортирование строительных грузов
1. Виды и назначение транспорта. Грузы в строительстве перемещают горизонтальным и вертикальным транспортом. По отношению к строительной площадке и строительным объектам различают внешний, внутрипостроечный и объектный горизонтальный транспорт. В ряде случаев совмещают транспортные процессы с технологическими (транспортные средства технологического назначения).
К таким средствам относятся, автобетоносмесители, бетононасосы и др.
Внешние горизонтальные перевозки осуществляют безрельсовым, рельсовым, водным и воздушными видами транспорта. Безрельсовый — автомобильный 80% всех перевозок.
2. Автомобильный транспорт. Достоинства – небольшая доля капитальных вложений, незначительные расходы на разгрузочно-погрузочные работы и соблюдением определённой очерёдности поставки материалов по номенклатуре и объёму.
Автодороги – подъездные пути и внутрипостроечные дороги (прокладывают до начала возведения основных объектов). Подъёздные пути выполняют постоянными, а внутрипостроечные дороги – временными. Дороги могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площадки, а в средней части – разъезды (при необходимости). Ширина дорожного покрытия при однополосном движении не менее 3,5 м, при двухполосном – 6,0 м. При использовании тяжёлых машин (25-30 т) – ширина проезжей части – 8 м. Минимальный радиус закругления – 12 м и при этом увеличивают ширину проезжей части на закруглении (при ширине 3,5 м до 5,0 м). Расчётная видимость по направлению движения однополосных дорог должна быть не менее 50 м, а боковая (на пересечении) – 35 м.
Автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для обеспечения поперечного отвода поверхностных вод на прямых участках пути дороге придаётся двухскатный уклон, а на криволинейных – односкатный (с уклоном внутрь закругления). Дорожная одежда — подстилающий песчаный слой, основание и покрытие. Иногда покрытие устраивают из двух слоёв: несущего и слоя износа.
Средства автомобильного транспорта в зависимости от вида доставляемого груза подразделяют на универсальные и специализированные. Универсальные имеют кузов общего назначения. Специализированные имеют кузов, предназначенный для перевозки только определённого вида строительных грузов.
Применяют две основные схемы автотранспортных перевозок: маятниковую и челночную. При маятниковой схеме используют автомобили с неотцепными звеньями. При этом тягачи неизбежно простаивают у места загрузки и разгрузки транспортных средств.
При работе по маятниковой схеме время цикла (оборота) автомобиля:
где Тп , Тгр, Тр , Тпор – продолжительность погрузки, пробега с грузом, разгрузки, холостого пробега.
При монтаже конструкций с транспортных средств время выгрузки несколько увеличивается:
где Тм — продолжительность монтажа конструкций; n – число перевозимых изделий на транспортном средстве.
Маятниковая схема автотранспортных перевозок эффективна при наличии приобъектных складов или при массовом строительстве сооружений, состоящих из одинаковых конструктивных элементов.
При челночной схеме автотранспортных перевозок один седельный тягач работает последовательно с двумя и более полуприцепами. Их число зависит от расстояния между предприятиями стройиндустрии и стройкой. Наибольшее распространение получила схема работы седельного тягача с тремя полуприцепами, когда один полуприцеп находится под погрузкой, другой – под разгрузкой, третий – в пути. Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени.
При работе по челночной схеме время цикла тягача:
где Т1 – время на отцепку свободного и приёмку гружёного прицепа на складе; Т2 – время на отцепку гружёного и приёмку свободного полуприцепа в зоне монтажа.
Эффективность автомобильных перевозок предопределяется выбором оптимальных маршрутов и правильным подбором транспортных средств. Оптимальный маршрут перевозок строительных грузов должен предусматривать такое движение автотранспортных средств, при котором обеспечивалось бы выполнение заданного объёма перевозок и минимальное время. При этом каждый автомобиль должен быть рационально использован, что характеризуется коэффициентом его грузоподъёмности:
где m – фактическая масса перевезённого за смену груза, т; Qa — грузоподъёмность автомобиля, т; n – расчётное число рейсов автомобиля за смену; m1 , m2 , … mn – масса перевезённого груза за первый, второй рейсы и т.д. (в течении смены), т.
Рацианальное использование автомобильного транспорта будет при kгр = 1, или kгр = 100%.
3. Железнодорожный транспорт. Сравнительно низкая стоимость перевозок, вожможность использовать небольшое число транспортных средств для доставки значительных количеств грузов. Данные преимущества наиболее полно реализуются при перевозках на расстояния, превышающие 200 км.
В ином случае среднесуточный пробег транспорта оказывается чрезвычайно низким, нахождение в пути вагонов с грузом составляет только 4-5% времени полного цикла. Эти обстоятельства приводят к значительному увеличению себестоимости перевозки грузов.
Количество грузов (т), которое может быть провезено по дороге в единицу времени, называют провозной способностью. Она зависит от пропускной способности дороги и количества груза, перевозимого одним поездом, что определяется максимальной массой состава и коэффициентом тары. Пропускной способностью называют максимальное число поездов, которое может быть пропущено по данному участку в единицу времени (час, смену, сутки).
Погрузка-разгрузка строительных грузов
В настоящее время операции погрузки-разгрузки почти полностью механизированы. Для этого используются общестроительные и специальные машины и механизмы. По принципу работы все машины подразделяют на работающие независимо от транспортных средств и являющиеся частью конструкции транспортных средств. В первую группу входят специальные погрузо-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй группе относят автомобили-самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами и автономными средствами разгрузки, средства для саморазгрузки и др.
Мелкоштучные и штучные материалы перевозят с применением метода пакетирования. Пакетирование – формирование и скрепление в укрупнённую единицу грузов, обеспечивающих их целостность, сохранность и механизацию погрузочно-разгрузочных и складских работ. Метод реализуется применением специальных технических средств – пакетов и контейнеров.
Складирование материальных элементов
Материальные элементы складируются на приобъектных складах, предназначенных для их временного хранения – создания производственного запаса. Различают два основных вида производственного запаса: текущий и страховой. Текущий запас составляет материальный ресурс между двумя смежными поставками.
В идеальном случае текущий запас должен быть достаточен для обеспечения производства работ. Однако, учитывая возможные срывы в поставке материальных элементов, создают страховой запас. Страховой запас компенсирует неравномерность пополнения текущего запаса.
Уровень производственного запаса зависит от принятой организации работ (например, монтаж «с колёс» или со склада), отдалённости объекта от центральных баз обеспечения, виды транспорта и других факторов. Для ориентировочного определения уровня запаса действуют специальные нормативы.
Приобъектные склады устраивают закрытыми, полузакрытыми и открытыми. Для каждого материала, сборных и других изделий отводят зоны для промежуточного хранения. Зоны складирования отделяют одну от другой сквозными проходами шириной не менее 1 м. В каждой зоне материальные элементы складируют с соблюдением определённых правил.
На приобъектных складах перед подачей элементов на монтаж осуществляют устранение дефектов, восстановление и нанесение маркировок, подготавливают монтажные петли.
Источник: poisk-ru.ru
Транспортирование строительных грузов
1. Классификация
строительных грузов
Доставка материальных элементов
является комплексным процессом,
включающим
погрузку,
транспортировку,
разгрузку
складирование.
Затраты на этот процесс составляют около
25% стоимости, а трудоемкость может
доходить до 40% общей трудоемкости
строительства.
3. Строительными грузами называют материальные элементы доставляемые на строительный объект
Классифиция по физическим характеристикам:
сыпучие— песок, щебень, гравий, грунты;
порошкообразные — цемент, известь, гипс, мел;
тестообразные — бетонная смесь, раствор, известковое тесто;
жидкие—бензин, керосин, смазочные масла;
мелкоштучные—кирпич, мелкие блоки, бутовый камень, асфальт
в плитках, бидоны с краской;
штучные — оконные и дверные блоки, железобетонные панели и
плиты;
длинномерные — железобетонные и стальные колонны, фермы,
трубы, лесоматериалы;
крупнообъемные — санитарно-технические кабины, блоккомнаты, блоки лифтовых шахт, крупногабаритные контейнеры;
тяжеловесные — железобетонные элементы значительной
массы, технологическое оборудование, строительные машины,
доставляемые на строительную площадку на транспортных
средствах.
4. 2. Виды транспорта, применяемые в строительстве
Перемещение грузов
Горизонтальный
транспорт
внешний
внутрипостроечный
Вертикальный
транспорт
объектный
5. Виды транспорта в строительстве:
автомобильный (наиболее распространенный, около 80%
всех перевозок строительных грузов)
тракторный (используют для перемещения в основном
тяжелых грузов по плохим дорогам и в условиях
бездорожья)
железнодорожный (13. 18% общего количества
перевозок, при перевозке грузов на расстояния,
превышающие 200 км)
водный (наиболее дешевый вид транспорта, особенно при
перевозках на значительные расстояния, обслуживает до
5% перевозок)
воздушный (используют для доставки грузов в
труднодоступные места и монтажа отдельных конструкций и
сооружений)
специальные виды транспорта (трубопровод,
подвесные канатные дороги, ленточные конвейеры)
6. Железнодорожный транспорт
Рис. 2.1. Подвижной состав, применяемый в строительстве
а — четырехосная платформа нормальной колеи; б — полувагон-гондола;
в — вагон-самосвал; г — вагон для перевозки битума
7. Специальный транспорт
8. Специальный транспорт
9. Специальный транспорт
10. 3. Организация работы автотранспорта.
В зависимости от вида доставляемого груза
подразделяют на
универсальные– бортовые автомашины и
самосвалы, а также автопоезда в составе
автомобиля-тягача и прицепа;
специализированные (имеют кузов,
предназначенный для перевозки только
определенного вида строительных грузов) –
автоцементовоз, балковоз, панелевоз.
1 — автомобиль-тягач; 2 — панелевоз-полуприцеп;
3 — стеновые панели; 4 — кассета; 5 — прижимной винт;
6 — панели перекрытий
13. В строительстве применяют две основные схемы автотранспортных перевозок:
маятниковую (автопоезд или группа
автопоездов перевозит изделия определенной
номенклатуры с последующей их разгрузкой по
частям у строящихся однотипных объектов)
челночную (один седельный тягач работает
последовательно с двумя полуприцепами и более)
14. Перемещение грузов средствами автомобильного транспорта осуществляется по автодорогам.
Автодорога строительства включает:
подъездные пути, соединяющие строительные
площадки с общей сетью автомобильных дорог
(постоянные),
внутрипостроечные дороги, по которым
перевозят грузы внутри строительной площадки
(временные).
Дороги на построечных площадках могут быть
тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых
должны быть разворотные площадки, а в средней
части — разъезды (при необходимости).
1—кольцевая дорога; 2—тупиковая дорога; 3 —разъезд;
4—разворот; 5—уширенный поворот кольцевой дороги.
16. 4. Погрузо-разгрузочные работы на стройплощадке
Транспортировка строительных грузов на объект
связана с необходимостью их погрузки на месте
отправления и разгрузки на месте прибытия.
Для этого используют:
Специальные погрузочно-разгрузочные и
обычные краны
Универсальные одноковшовые самоходные
погрузчики
Многоковшовые погрузчики
Автопогрузчики
17. Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны
Специальные погрузочноразгрузочные и обычные краны
кран-балки, мостовые краны, козловые,
башенные, стреловые, на пневмоколесном и
гусеничном ходу, автокраны и др. широко
используют на погрузке и разгрузке железобетонных и
металлических конструкций, оборудования,
материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и
др.
19. Универсальные одноковшовые самоходные погрузчики
оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих
и кусковых материалов, кроме того, вилочными
подхватами, челюстным захватом, бульдозерным
отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом
(обратная лопата) и др.. Грузоподъемность
одноковшовых погрузчиков 2; 3; 4; 6 и 10 т.
21. Многоковшовые погрузчики
(непрерывного действия) предназначены для
погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в
автосамосвалы и другие транспортные средства. К
этой группе погрузочно-разгрузочных машин
относят и передвижные ленточные конвейеры,
которые используют при погрузке сыпучих,
кусковых и мелкоштучных грузов
23. Автопогрузчики
в качестве рабочего органа имеют
телескопический подъемник с
вилочным захватом, а в качестве
сменного — ковш, зажимы для
штучных грузов, крановую стрелу и
другие захватные приспособления.
Рис. 2.6. Автопогрузчик с различным рабочим оборудованием
а — с балочной стрелой; б — с челюстным захватом;
в — с вилочным подхватом; г — с ковшом
25. Для перевозки мелкоштучных и штучных материалов и изделий
целесообразно использовать метод
пакетирования. Метод реализуется применением
специальных технических средств — пакетов и
контейнеров
Пакет — это уложенная на специальный поддон
партия груза.
Контейнер — это инвентарное многооборотное
объемное устройство или емкость.
27. Самостоятельная работа:
выполнить сравнительный анализ схем
организации работы транспорта
Соколов, Г.К. Технология и организация
строительства [Текст] -М.: Издательский
Центр «Академия», 2002. стр. 30-39
Технология и организация строительного
производства: Учеб. для техникумов/ Н.Н.
Данилов, С.Н. Булгаков, М.П. Зимин; Под
ред. Н.Н.Данилова. — М.: Стройиздат, 1988.
Источник: ppt-online.org