Правила безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе (ПБ 08-623-03). Серия 08. Выпуск 9 / Колл.авт. — М.: Государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2003.
Правила безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе разработаны для реализации федеральных законов от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».
Требования Правил обязательны при проектировании, строительстве, изготовлении, монтаже, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте, испытании, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации морских стационарных и плавучих сооружений и объектов работ на нефть и газ.
В разработке и подготовке Правил принимали участие специалисты российских нефтяных и газовых компаний и Госгортехнадзора России.
Что нужно знать о буровых работах в инженерной геологии?
В связи с введением в действие настоящих Правил после их официального опубликования считаются утратившими силу Правила безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе ( ПБ 08-353-00) (постановление Госгортехнадзора России от 31.07.03 № 106).
1. Общие положения . 3
1.1. Сфера действия и область распространения Правил . 3
1.2. Общие требования . 3
1.3. Требования безопасности к персоналу . 5
1.4. Требования безопасности при доставке персонала на МНГС .. 7
1.5. Требования безопасности при эвакуации персонала . 8
1.6. Спасательные средства на МНГС .. 9
1.7. Связь и сигнализация. Автоматизированные системы безопасности, контроля и оповещения на МНГС .. 10
1.8. Требования безопасности к охране окружающей среды на МНГС .. 11
1.9. Требования к энергетическим установкам . 12
1.10. Требования к электроустановкам . 13
1.11. Молниезащита и защита от статического электричества . 14
1.12. Зануление и защитное заземление . 14
1.13. Взрывобезопасность . 15
1.14. Ответственность за нарушение Правил . 17
2. Проектирование и строительство МНГС .. 18
2.1. Изыскательские работы .. 18
2.2. Требования к разработке проектов МНГС .. 18
2.3. Требования безопасности при строительстве МНГС .. 20
3. Требования безопасности при проектировании и эксплуатации ледостойких МНГС .. 20
4. Прокладка, эксплуатация и ремонт трубопроводов . 21
4.1. Общие требования . 21
4.2. Подготовка трассы .. 22
4.3. Испытание трубопроводов . 22
4.4. Ремонт трубопроводов . 22
5. Требования к плавсредствам, обслуживающим морские объекты .. 23
6. Требования безопасности к строительству нефтяных и газовых скважин с МНГС .. 26
6.1. Общие требования . 26
6.2. Требования к оборудованию .. 26
6.3. Требования к противовыбросовому оборудованию (ПВО) 26
Как применить нормы о континентальном шельфе в суде РФ
6.4. Бурение скважин . 27
6.5. Ремонт скважин . 27
6.6. Спускоподъемные операции . 28
6.7. Буровые растворы .. 28
6.8. Крепление скважин . 29
6.9. Одновременное бурение, добыча и ремонт скважин с МНГС .. 29
6.10. Бурение скважин с плавучих буровых установок (ПБУ) 30
6.11. Испытание и освоение скважин . 34
7. Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений . 35
7.1. Общие требования . 35
7.2. Добыча нефти и газа . 35
7.3. Сбор, хранение и транспортировка нефти и газа . 36
8. Требования безопасности при промыслово-геофизических работах . 38
8.1. Общие требования . 38
8.2. Прострелочно-взрывные работы (ПВР) 39
9. Предупреждение и ликвидация открытых газовых и нефтяных фонтанов . 40
10. Ликвидация и консервация скважин . 41
10.1. Общие требования . 41
10.2. Ликвидация скважин . 42
10.3. Консервация скважин . 43
России от 05.06.03 № 58,
Российской Федерации 20.06.03 г.,
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАЗВЕДКЕ И РАЗРАБОТКЕ
НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ*
* Печатаются по «Российской газете» от 21 июня 2003 г., № 120/1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сфера действия и область распространения Правил
1.1.1. Настоящие Правила безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе (далее — Правила) являются обязательными для всех предприятий, организаций, научно-исследовательских, проектно-изыскательских и других подразделений, деятельность которых связана с разведкой и разработкой таких месторождений на континентальном шельфе, а также с разработкой проектов, технологий, оборудования и инструмента для выполнения этих работ, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
Правила также обязательны для исполнения при осуществлении деятельности по разведке и разработке нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений вне пределов континентального шельфа Российской Федерации в тех случаях, когда это следует из международного права или из соглашения с иностранным государством.
1.1.2. Настоящие Правила распространяются на стационарные сооружения и плавучие объекты, включая буровые суда (БС), предназначенные для разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе России.
1.1.3. Находящиеся в стадии строительства объекты должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящих Правил в сроки, согласованные с Госгортехнадзором России.
На нефтегазодобывающих объектах, построенных и принятых в эксплуатацию до вступления в действие настоящих Правил, разрабатываются (при необходимости) компенсационные меры безопасности, которые должны быть согласованы с соответствующим территориальным органом Госгортехнадзора России (по месту, нахождения объекта надзора).
1.1.4. Требования настоящих Правил с момента введения их в действие распространяются на оборудование и технические средства при их создании в стране и закупке за рубежом.
1.1.5. Проекты, представляемые на согласование и утверждение в соответствующие учреждения после ввода в действие настоящих Правил, должны соответствовать их требованиям.
1.1.6. Изменения и дополнения настоящих Правил могут быть произведены только с разрешения организаций, согласовавших и утвердивших Правила.
1.2. Общие требования
1.2.1. Для выполнения работ по разведке и разработке нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений на континентальном шельфе предприятие, организация, совместное предприятие, фирма, проектная организация должны получить соответствующие лицензии Госгортехнадзора России на осуществление определенного вида деятельности.
1.2.2. Проекты на разведку, разработку и обустройство морских нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений на континентальном шельфе, на строительство скважин должны быть согласованы с органами государственного надзора. Степень риска на стадии проекта должна быть в пределах утвержденной Госгортехнадзором России величины.
1.2.3. С введением в действие настоящих Правил должны быть приведены в соответствие с их требованиями инструкции по безопасности труда по видам работ, руководства по безопасной эксплуатации оборудования в сроки, согласованные с территориальными органами Госгортехнадзора России.
1.2.4. На морском нефтегазовом сооружении (МНГС) для бурения, добычи и хранения нефти должны быть инструкции по безопасности труда по видам работ, руководства по эксплуатации отдельных агрегатов и установок, правила внутреннего распорядка и расписание по тревогам.
1.2.5. МНГС должны быть оборудованы аварийной и светозвуковой сигнализацией. Действия персонала по сигналам тревоги должны быть определены в Расписании по тревогам и инструкции на случай аварии.
1.2.6. Персонал, работающий на МНГС, должен проходить ежегодные медицинские осмотры с заключением об отсутствии противопоказаний для дальнейшей работы на МНГС.
1.2.7. Предельные значения температуры наружного воздуха, скорости ветра, волнения моря, состояния ледовой обстановки в данном климатическом регионе, при которых следует прекратить работы на открытом воздухе или организовывать перерывы для обогрева работающих, устанавливаются администрацией предприятия по согласованию с местной администрацией.
1.2.8. Лицам, не связанным с работой на данном объекте, запрещается находиться на рабочих местах без разрешения руководителя объекта и руководителя (ответственного исполнителя) работ.
1.2.9. Запрещаются выполнение гидротехнических работ, постановка судов на якоря в охранной зоне линий электропередачи, кабелей связи и других объектов без письменного согласования с эксплуатационными организациями или владельцами этих объектов.
1.2.10. Запрещается загромождение проходов, палуб, рабочих площадок на МНГС.
1.2.11. На МНГС с круглосуточным нахождением на них людей необходимо иметь неснижаемый запас (НЗ) продуктов питания и питьевой воды. Объем НЗ определяется в зависимости от автономности и места нахождения МНГС с учетом возможностей доставки и должен обеспечивать не менее 15-дневного запаса.
1.2.12. Место для сооружения МНГС должно быть согласовано с Гидрографической службой флота, территориальным комитетом по экологии и другими компетентными организациями на стадии предпроектных работ.
1.2.13. Предприятие, эксплуатирующее МНГС, обязано иметь все карты подводных и надводных коммуникаций в районе ведения работ. Один экземпляр каждой карты высылается в Гидрографическую службу флота.
1.2.14. Предприятие, эксплуатирующее МНГС, должно заключать с территориальными службами по гидрометеорологии и контролю окружающей среды соглашения по обслуживанию, в которых следует предусмотреть виды и объемы передаваемой информации, сроки и способы ее передачи.
1.2.15. Гидрометеорологическая информация, получаемая по каналам связи, должна регистрироваться на МНГС в журнале прогнозов погоды установленной формы.
1.2.16. Во взрывоопасных зонах на объектах морской нефтегазодобычи следует осуществлять постоянный контроль состояния воздушной среды.
1.2.17. Ответственные за исправность и сохранность средств защиты, средств аварийной и пожарной сигнализации, средств контроля загазованности в помещениях, спасательных средств на МНГС должны быть назначены приказом с обязательной записью функций в их должностных инструкциях.
1.2.18. На МНГС должен вестись ежедневный учет людей, находящихся на борту, всех прибывших и убывающих лиц независимо от сроков их пребывания на платформе. Запрещается нахождение на МНГС лиц без разрешения начальника МНГС.
1.2.19. Руководитель службы безопасности МНГС или лицо, его заменяющее, обязаны ознакомить (под роспись в специальном журнале) лиц, прибывших на МНГС для проведения работ, с правилами внутреннего распорядка, сигналами тревог, обязанностями по конкретным тревогам; указать номер каюты и спасательной шлюпки. Лицам, впервые прибывшим на объект и не знакомым с расположением помещений, запрещается перемещаться по объекту без сопровождающих и без предварительного инструктажа по безопасности. Запрещается купание в море.
1.2.20. Персонал (экипаж) и лица, командированные на МНГС, вне жилого блока должны быть экипированы в соответствии с выполняемой ими работой.
1.2.21. При несчастных случаях пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно извещает руководителя (ответственного исполнителя) работ, который должен сохранить без изменения обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создает угрозы для работающих и не приведет к аварии.
Пострадавшему следует оказать доврачебную помощь, при необходимости вызвать транспорт (скорую медицинскую помощь) для отправки его на берег. Расследование несчастного случая, происшедшего на производстве, проводится в установленном порядке.
1.2.22. Каждая авария, происшедшая на МНГС, расследуется в соответствии с Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 № 40, зарегистрированным Минюстом России 02.07.99 г., регистрационный № 1819.
1.2.23. Каждое МНГС должно быть зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с требованиями Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 № 1371, и Положения о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра ( РД 03-294-99), утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.06.99 № 39, зарегистрированным Минюстом России 05.07.99 г., регистрационный № 1822.
В соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540, технические устройства, применяемые на МНГС, должны быть сертифицированы.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» на проектную документацию МНГС необходимо проводить экспертизу промышленной безопасности на всех этапах жизненного цикла, также экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на МНГС, здания и сооружения на МНГС, декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией МНГС; при необходимости на МНГС должна быть разработана декларация промышленной безопасности; организация, эксплуатирующая МНГС, должна застраховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
1.3. Требования безопасности к персоналу
1.3.1. Организация и порядок обучения, проведения инструктажей, проверки знаний и допуска персонала МНГС к самостоятельной работе должны соответствовать Положению о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России ( РД 04-265-99), утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 11.01.99 № 2, зарегистрированным Минюстом России 12.02.99 г., регистрационный № 1706.
1.3.2. Запрещается прием на работу на объекты, находящиеся в море, лиц моложе 18 лет.
1.3.3. Лица, связанные с нахождением на объектах в море, должны быть обучены следующим правилам безопасности на море:
приемам оказания помощи на воде;
правилам пользования коллективными и индивидуальными спасательными средствами;
практическим действиям по сигналам тревоги;
методам и приемам оказания первой доврачебной помощи на море.
Необученный персонал может посетить платформу при условии, что с ним проведен инструктаж, включая определение его обязанностей в аварийных ситуациях, в сопровождении специалиста, выделенного руководителем платформы.
1.3.4. Специалисты и рабочие, осуществляющие бурение, освоение, эксплуатацию и ремонт скважин, а также лица, связанные с обслуживанием МНГС, впервые направляемые на работу на МНГС, а также с МНГС одного типа на другой, должны быть дополнительно обучены особенностям работ на них и пройти инструктаж по правилам безопасности при ведении работ и стажировку под руководством ответственного лица в течение недели.
1.3.5. Все лица после перерыва в работе на МНГС более 60 дней должны пройти внеочередной вводный инструктаж в полном объеме.
1.3.6. К работам по управлению грузоподъемными устройствами МНГС должны допускаться лица, прошедшие обучение, сдавшие экзамен по программе, утвержденной в установленном порядке, с получением соответствующего удостоверения.
1.3.7. Персонал МНГС, привлекаемый к погрузочно-разгрузочным работам, должен пройти обучение по программе для стропальщиков и аттестацию квалификационной комиссии организации, эксплуатирующей МНГС, в установленном порядке с получением удостоверения.
1.3.8. На каждом МНГС должны быть правила внутреннего распорядка и инструкции по предотвращению и ликвидации пожаров, газонефтеводопроявлений, открытых фонтанов и других аварий, а также план эвакуации с МНГС. Указанные нормативные документы должны быть изучены персоналом.
Кроме того, должны быть в наличии инструкции по безопасному ведению работ и руководства по безопасной эксплуатации оборудования в соответствии с утвержденным перечнем.
1.3.9. На МНГС должны иметься расписания по тревогам, например: «Пожар», «Выброс», «Человек за бортом», «Аврал-борьба с затоплением», «Всем покинуть МНГС». Расписания по тревогам должны утверждаться начальником МНГС.
В расписании должны быть указаны сигналы соответствующих тревог и места сбора персонала (экипажа).
Расписания по тревогам должны быть вывешены на видных местах, общедоступных персоналу (экипажу).
1.3.10. Проверка знаний по видам тревог должна проводиться во время учебных и тренировочных занятий на МНГС не реже одного раза в заезд с каждой сменой по графику, утвержденному техническим руководителем организации.
1.3.11. В составе персонала МНГС должны быть специально обученные лица для работы в дыхательных аппаратах.
1.3.12. Камбузные работники должны иметь санитарные книжки с отметкой о прохождении осмотра в установленные сроки.
1.3.13. Весь персонал МНГС должен пройти обучение и проверку знаний по электробезопасности.
1.4. Требования безопасности при доставке персонала на МНГС
1.4.1. Доставка персонала на МНГС должна осуществляться вертолетами и судами, оборудованными для перевозки людей.
1.4.2. На МНГС должна быть взлетно-посадочная площадка для вертолетов, оборудованная в соответствии с общими авиационными требованиями к средствам обеспечения вертолетов на судах и приподнятых над водой платформах, а на стационарных платформах должны быть также причальные и посадочные площадки для судов в межледовый период.
1.4.3. Прием и отправка персонала на МНГС или с МНГС должны производиться по списку и под наблюдением ответственных лиц.
1.4.4. Меры безопасности при доставке персонала на МНГС вертолетом должны регламентироваться инструкцией по производству полетов вертолетов на платформу данного типа.
1.4.5. Посадка и высадка людей с судов при волнении моря осуществляются по решению капитана МНГС.
1.4.6. Запрещается проведение погрузочно-разгрузочных работ одновременно с посадкой и высадкой людей на платформу с судна.
1.4.7. Пересадка людей с судна на МНГС и с МНГС на судно должна производиться только при помощи специально предназначенной для этих целей люльки.
1.4.8. При швартовке судна к МНГС прием и крепление швартовых концов должны проводиться специально выделенными и обученными лицами из числа обслуживающего персонала МНГС.
При швартовке судна на причальной площадке должно находиться только лицо, принимающее швартовый конец.
1.4.9. На судне и МНГС в районе посадки-высадки людей у трапов или сходней, установленных в рабочее положение, должны находиться спасательные круги со светящимися буйками, а также круги с линями длиной не менее двойной высоты от места размещения круга до минимального уровня моря.
1.4.10. Люлька для пересадки людей должна обладать плавучестью и быть снабжена табличками, где должны быть указаны допустимое количество людей, грузоподъемность люльки и сроки испытания.
Расчет тросов и их отбраковка должны проводиться в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
1.4.11. Специальные люльки должны ежегодно испытываться статической нагрузкой, превышающей расчетную в 2 раза, и динамической — равномерным подъемом и опусканием с грузом, превышающим на 10 % расчетную рабочую нагрузку. Испытания должны проводиться комиссией, назначенной начальником МНГС. Результаты испытаний должны заноситься в журнал учета и осмотров.
1.4.12. Посадочные средства для людей (люльки) должны осматриваться не реже одного раза в три месяца ответственным лицом, назначенным начальником МНГС. Результаты осмотра и проверки должны быть занесены в журнал. Перед каждой посадкой-высадкой состояние люльки визуально осматривается ответственным за эту операцию лицом.
1.4.13. Пассажиры, совершающие посадку в люльку, должны быть в спасательных жилетах.
1.4.14. Запрещается одновременный перенос людей и грузов в люльке (кроме личных вещей пассажиров).
1.4.15. Места посадки люльки на палубе судна или МНГС должны быть свободны от посторонних предметов и обозначены хорошо видимыми контурами.
1.4.16. При посадке людей с судна на МНГС необходимо поднять люльку на высоту, большую максимальной амплитуды вертикальной качки судна, отвести ее от палубы судна в сторону моря и поднять на МНГС.
1.4.17. При высадке людей с МНГС на судно необходимо спустить люльку с МНГС над морем и после достижения высоты, несколько выше положения судна на гребне волны, поворотом стрелы крана установить люльку над палубой судна и опустить на нее.
1.4.18. Направлять люльку на место посадки следует при помощи закрепленных на ней линей.
1.5. Требования безопасности при эвакуации персонала
1.5.1. Морское стационарное сооружение должно быть оборудовано временным убежищем как местом сбора персонала в период чрезвычайной ситуации на платформе. Временное убежище должно быть построено или расположено таким образом, чтобы персонал находился в безопасности до окончания эвакуации с сооружения. Во временном убежище должны быть установлены необходимые средства связи и жизнеобеспечения.
1.5.2. Рабочие площадки и помещения на МНГС должны иметь не менее двух эвакуационных выходов (основной и запасный). В производственных помещениях МНГС должны быть предусмотрены выходы с противоположных сторон с открывающимися наружу дверями, не имеющими запоров.
1.5.3. Выходы из помещений и сооружений не должны располагаться в сторону установок, из которых возможно выделение токсичных или взрывоопасных газов.
1.5.4. Пути эвакуации должны быть указаны стрелками, наносимыми светящейся краской.
1.5.5. Трапы, ведущие к шлюпочной (посадочной) площадке, должны выполняться с условием обеспечения посадки персонала в коллективные спасательные средства с обеих сторон площадки. Проходы, ведущие к каждой посадочной (шлюпочной) площадке, должны отвечать требованиям Российского Морского регистра судоходства и быть шириной не менее 1,4 м. В исходных данных проекта необходимо указывать время всеобщей эвакуации.
1.5.6. Персонал МНГС должен быть расписан по коллективным спасательным средствам. При одновременной работе на объекте двух или более предприятий персонал должен быть расписан по спасательным средствам единым расписанием.
1.5.7. Каждый работник МНГС должен знать свое место и обязанности по сигналу оставления МНГС на коллективных спасательных средствах.
1.5.8. Эвакуационные пути общей (аварийной) эвакуации, места размещения коллективных спасательных средств, включая устрой ства для спуска на воду, а также поверхность моря в месте спуска должны быть обеспечены основным и аварийным освещением в темное время суток. Аварийное освещение должно иметь освещенность не менее 10 % установленных норм для данного помещения (рабочей площадки).
1.5.9. Способ эвакуации с МНГС определяется в зависимости от обстановки (судами, вертолетами, коллективными спасательными средствами). Эвакуация должна проводиться в соответствии с расписанием.
1.5.10. Эвакуация персонала с МНГС при помощи коллективных спасательных средств должна осуществляться по специальной команде (сигналу). Сигнал должен дублироваться голосом по громкоговорящей связи.
1.5.11. Команду об эвакуации персонала должен подавать начальник МНГС (капитан) или лицо, его заменяющее, назначенное приказом. Он же ставит в известность дежурные суда и вертолеты, а при необходимости подает международный сигнал бедствия.
1.5.12. За каждой спасательной шлюпкой приказом начальника МНГС должны быть закреплены командир шлюпки и его заместитель.
1.5.13. Начальник МНГС или другое ответственное лицо, назначенное приказом, радист и спасательные группы эвакуируются последними, убедившись, что никто не остался на объекте.
1.6. Спасательные средства на МНГС
1.6.1. МНГС должно обеспечиваться коллективными и индивидуальными спасательными средствами в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море. Количество коллективных спасательных средств должно определяться исходя из 200 % обеспеченности максимально возможного числа работающих на МНГС. В качестве коллективных спасательных средств должны быть герметичные сбрасываемые шлюпки исходя из 100 % обеспеченности, расположенные в зоне жилого блока.
1.6.2. Проектом МНГС должны быть предусмотрены меры и средства по эвакуации и спасению персонала при ледовых условиях, а также в период наличия льда и открытой воды.
1.6.3. Спасательные средства и устройства, а также оборудование спасательных средств и устройств должны быть надежны в использовании при экстремальных условиях эксплуатации платформы.
1.6.4. Ответственность за исправное состояние, порядок хранения и сроки предъявления к техническому осмотру спасательных средств на МНГС оговариваются служебными инструкциями.
1.6.5. Коллективные спасательные средства должны устанавливаться в зоне жилого комплекса, временного убежища и по бортам платформы в местах, удобных для их использования. Сбрасываемые шлюпки устанавливаются в зоне жилого блока.
1.6.6. Снабжение спасательных шлюпок, размещенных на МНГС, должно осуществляться в соответствии с требованиями правил по оборудованию морских судов.
1.6.7. Снабжение спасательных шлюпок на МНГС и их техническое состояние должно проверяться ответственным лицом при каждой смене вахт. Обнаруженные неисправности должны быть немедленно устранены. Результаты проверок должны регистрироваться в специальном журнале.
1.6.8. Испытания коллективных спасательных средств на МНГС должны проводить специализированные организации, имеющие соответствующий сертификат, согласно требованиям правил по оборудованию морских судов.
1.6.9. Использование коллективных спасательных средств не по прямому назначению запрещено.
1.6.10. На МНГС должны быть предусмотрены спасательные жилеты в количестве, равном числу спальных мест в жилых помещениях платформы, и дополнительно нормативный запас на рабочих местах еще на одну вахту.
В период, когда температура воздуха ниже 10 °С, дополнительно к спасательным жилетам должны быть предусмотрены спасательные гидротермокостюмы.
1.6.11. Спасательные жилеты (гидрокостюмы) размещаются в каждой каюте для каждой койки. Не разрешается размещать спасательные жилеты в жилых помещениях в количестве, превышающем 20 шт. Там, где дополнительный запас спасательных жилетов (гидрокостюмов) располагается вблизи спасательных плавсредств и плотов, этот запас может превышать 20 шт.
1.6.12. При групповом хранении индивидуальных спасательных средств на МНГС в местах хранения должна быть сделана надпись светящейся краской «Спасательные средства» или подсветка при надписи обычной краской.
1.6.13. Спасательные круги должны размещаться на МНГС с учетом их равномерного распределения по обеим сторонам посадочно-причальных площадок, пешеходного моста (при его наличии), а также через каждые 20 м по периметру каждого яруса МНГС.
Не менее 50 % общего числа спасательных кругов должно быть с буйками с самозажигающимися огнями и не менее 25 % — с автоматически действующими дымовыми шашками.
1.6.14. Линь буйка с самозажигающимися огнями или дымовой шашкой спасательного круга должен быть закреплен на неподвижных частях МНГС вблизи спасательного круга.
1.6.15. Состояние индивидуальных спасательных средств должно проверяться через установленные сроки ответственным лицом, кроме того, спасательный жилет должен проверять его владелец перед каждым заступлением на вахту.
1.6.16. Индивидуальные спасательные средства должны использоваться в строгом соответствии с инструкцией. Во время учебных тревог руководитель учения должен проверять умение персонала пользоваться ими.
1.6.17. МНГС для подачи сигналов бедствия должны иметь сигнальные средства в установленном порядке.
1.6.18. На МНГС ответственное лицо должно осуществлять постоянный контроль за исправным состоянием и сроком годности сигнальных средств.
1.6.19. Запрещается запускать сигнальные ракеты в сторону скопления людей, судов, береговых сооружений и т.п.
1.6.20. Сигнальные ракеты следует хранить в специальных ящиках (шкафах), закрываемых на ключ.
Ящик (хранилище) с ракетами должен находиться на безопасном удалении от источника теплоты (выхлопные трубы, котлы, паровое или электрическое отопление и пр.) на высоко расположенных открытых местах.
На коллективных спасательных средствах ракеты следует хранить в водонепроницаемой упаковке.
1.6.21. При объявлении тревоги курение и применение открытого огня на платформе запрещено.
1.7. Связь и сигнализация. Автоматизированные системы безопасности, контроля и оповещения на МНГС
1.7.1. Связь и сигнализация на морских объектах выполняются в соответствии с требованиями нормативных документов в этой области, а также правил по оборудованию морских судов.
1.7.2. МНГС должны быть оборудованы:
1.7.2.1. Комплексом внешней радиосвязи, обеспечивающим:
устойчивую связь с береговыми, воздушными и морскими объектами;
связь с метеорологической службой и службой навигационных предупреждений;
связь при аварийных ситуациях.
1.7.2.2. Комплексом спутниковой связи и приема телевизионных программ, обеспечивающим:
организацию многоканальной телефонной и телефаксной связи;
прием и трансляцию абонентом программ радио и спутникового телевизионного вещания на объекте.
1.7.2.3. По согласованию со службами гражданской авиации комплексом управления полетами вертолетов и наблюдения за воз душным пространством и надводной обстановкой в районе МНГС обеспечивающим привод и посадку вертолетов на МНГС.
1.7.2.4. Системой телевизионного наблюдения, определяемой проектом.
1.7.2.5. Системой внутренней связи МНГС, обеспечивающей:
внутреннюю производственную и технологическую связь технических служб, руководства и прочих абонентов МНГС между собой, в том числе между абонентами и постами управления с использованием носимых радиостанций;
трансляцию командных и вещательных передач на МНГС;
двухстороннюю громкоговорящую связь между постами управления технологическими комплексами МНГС и местными постами управления оборудованием;
создание системы автоматической телефонной связи в бытовых помещениях и постах технических служб МНГС.
1.7.2.6. МНГС должны быть оборудованы системой внутренней аварийной связи, независимой от сетей электропитания объекта, обеспечивающей телефонную связь главного диспетчерского поста управления, радиорубки, вертолетного командного поста с основными технологическими постами и помещениями МНГС.
1.7.3. Командная и вещательная трансляция должна иметь систему «неотключаемого» вещания и обеспечивать передачу служебных распоряжений во все жилые и общественные помещения, а также на открытые палубы с такой слышимостью, чтобы минимальный уровень громкости воспроизведения на 6 дБ превышал уровень шума в этих местах.
1.7.4. Микрофонные посты командного трансляционного устройства должны быть расположены в главном посту управления, в радиорубке, пункте приема вертолетов, на буровой площадке и в других местах в связи с производственной необходимостью.
1.7.5. В аварийных ситуациях громкоговорящая связь в производственных помещениях должна сопровождаться световой сигнализацией.
1.7.6. Для передачи и приема сигналов тревоги и бедствия, а также при выходе из строя средств радиосвязи на МНГС должны быть предусмотрены резервные средства радиосвязи, в том числе морской аварийный радиобуй.
1.7.7. Система внешней технологической связи должна быть круглосуточной, устойчивой, бесперебойной, обеспечивающей передачу оперативно-производственной информации, а также передачу данных систем АСУ платформы.
1.7.8. Комплекс средств связи должен быть расположен в специальном помещении, находящемся вне взрывоопасной зоны. Каюта начальника радиосвязи должна находиться вблизи комплекса.
1.7.9. Для оповещения персонала МНГС об аварийных ситуациях на платформе должны быть предусмотрены следующие системы сигнализации:
авральная сигнализация об эвакуации;
сигнализация предупреждения о фонтане, пожаре, наличии сероводорода или углеводородов;
предупредительная сигнализация объемного химического и газового тушения пожара.
1.8. Требования безопасности к охране окружающей среды на МНГС
1.8.1. При разведке и разработке нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений на континентальном шельфе по вопросам охраны окружающей среды следует руководствоваться Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457), Федеральным законом от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».
1.8.2. Перед началом поисково-разведочных работ должны быть проведены исследования фонового состояния окружающей среды.
1.8.3. Все виды хозяйственной деятельности при разведке и разработке нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы о проектной документации.
1.8.4. На МНГС должны быть разработаны мероприятия по исключению вредного воздействия на окружающую природную среду утилизации сточных вод, твердых бытовых отходов, а также мероприятия по предотвращению аварийных выбросов и сбросов, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
1.8.5. Монтаж емкостей для сбора всех сточных вод, устанавливаемых под настилом МНГС, должен проводиться с учетом обеспечения свободного доступа для профилактического осмотра и ремонта.
1.8.6. На МНГС обязательно должны быть открытая и закрытая дренажные системы. Для сбора отработанного масла машин и механизмов должна быть предусмотрена специальная емкость.
1.8.7. Для сбора шлама при очистке бурового раствора должны быть установлены специальные контейнеры (шламосборники). На месте установки контейнеров должна быть предусмотрена установка поддонов со стоком жидкости в общую систему сбора сточных вод.
1.8.8. Поддоны и ванны, монтируемые на МНГС в районе устья бурящихся и эксплуатационных скважин, под техническим оборудованием и т.п., должны быть соединены с общей системой сточных вод, снабжены подходами и трапами.
1.8.9. Газ, выделяющийся при продувках и разрядках скважин, выкидных линий и сосудов, работающих под давлением, должен утилизироваться. При невозможности утилизации газ должен направляться на факел. При этом тепловое воздействие факела не должно превышать допустимых для обслуживающего персонала и технологического оборудования значений. Факельный стояк дол жен располагаться в противоположной стороне от жилого блока и с учетом преобладающего направления ветра.
1.8.10. На МНГС должно быть предусмотрено устройство для сжигания продукции опробования скважин. До начала поступления пластового флюида продукция опробования скважины должна направляться в специальные емкости.
1.9. Требования к энергетическим установкам
1.9.1. Энергоустановки на МНГС по своему функциональному назначению подразделяются на:
главную энергетическую установку, предназначенную для энергоснабжения потребителей при бурении, добыче, подготовке и транспортировке нефти и газа;
вспомогательную энергоустановку, предусмотренную при соответствующем обосновании дополнительно к главной, в том числе в качестве резерва;
аварийную энергоустановку, предназначенную для энергоснабжения потребителей, обеспечивающих борьбу за живучесть, спасение и эвакуацию персонала, а также для проведения проверок, подготовки и ввода в действие вспомогательной или главной энергоустановки после аварий.
1.9.2. Энергетические установки должны размещаться вне взрывоопасных помещений и зон.
1.9.3. В качестве аварийной энергоустановки, как правило, должен применяться дизель-генератор, оборудованный системами автоматического пуска дизеля.
Пуск аварийной энергоустановки должен обеспечиваться без потребления электроэнергии извне. Суммарное время пуска дизель-генератора и приема нагрузки генератором не должно превышать 45 с.
1.9.4. Аварийная энергоустановка должна размещаться в районе жилого блока в отдельном помещении в легкодоступном месте и как можно дальше от опасных зон.
1.9.5. Управление энергетическими установками должно осуществляться как с центрального пульта управления (ЦПР), так и с пультов, расположенных в помещениях каждой из них.
1.9.6. Не допускается применение двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и газотурбинных установок на МНГС без выполнения специальных требований к помещениям этих установок, исключающих доступ в них взрывоопасных смесей при загазованности МНГС.
1.9.7. Посты управления энергетическими установками должны быть оснащены мнемосхемами.
1.9.8. На входах в автоматизированные машинные отделения должны быть вывешены знаки безопасности с надписью «Внимание! Механизмы запускаются автоматически».
1.9.9. Выхлопные трубы энергетических установок должны выводиться из помещений наружу с учетом господствующего направления ветра и соблюдением правил пожарной безопасности и оборудоваться глушителями-искрогасителями.
1.9.10. Запрещается применение устройств, изменяющих противодавление на выхлопе и разряжение на входе двигателя энергетической установки, не согласованных с заводом-изготовителем двигателей.
1.9.11. Во избежание скопления в воздухопроводах энергетических установок паров топлива или масла следует очищать их от масляных наслоений не реже одного раза в шесть месяцев паром или допущенным к применению моющим средством с последующей продувкой сжатым воздухом.
1.10. Требования к электроустановкам
1.10.1. Требования настоящего раздела Правил распространяются на электрическое оборудование МНГС в дополнение к требованиям Правил устройства электроустановок ( ПУЭ-98, Главгосэнергонадзор России, 1998), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ, Госэнергонадзор Р оссии, 31.03.92) и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБЭ, Минэнерго России, 21.12.84).
1.10.2. Электрические сети на МНГС должны быть изолированными, в том числе сети трехфазного переменного тока напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью. Электрические сети напряжением свыше 1000 В допускается выполнять с заземлением нейтрали через высокоомный резистор. Не реже одного раза в шесть месяцев кабельные сети на МНГС необходимо тщательно осматривать, при этом должны проверяться:
качество крепления кабелей;
целостность защитной оболочки кабеля;
состояние заземления металлической оплетки кабеля;
оболочки освинцованного кабеля и трубы, в которой проложен кабель;
наличие маркировки на кабеле;
качество консервации резервных жил кабеля;
чистота мест прокладки кабеля (отсутствие масла, нефти и т.п.);
состояние противокоррозионного покрытия кабеля с металлической оплеткой.
Результаты осмотра заносятся в специальный журнал.
1.10.3. Запрещается лицам, осматривающим кабельные сети, выполнять работы, требующие прикосновения к кабелю, находящемуся под напряжением (например, перемещать кабель, убирать различные предметы с кабельной трассы и т.д.).
1.10.4. Запрещается прокол или резка кабеля без соответствующей подготовки рабочего места, где есть опасность падения в море человека, выполняющего эту работу.
1.10.5. На кабельном шкафу должны быть нанесены четкая надпись с указанием напряжения, номера кабеля и номеров распределительных устройств, к которым присоединен данный кабель, знаки безопасности. Для соединения кабеля напряжением свыше 1000 В применение кабельных ящиков запрещается.
1.10.6. Заземление передвижной лаборатории или отдельного аппарата следует проводить присоединением их корпусов к металлоконструкциям МНГС при помощи болтового соединения или заземляющей струбцины.
1.10.7. При осмотре, ремонтных работах или укладке кабеля после ремонта должна быть исключена случайная подача напряжения в укладываемый, осматриваемый или ремонтируемый кабель.
1.10.8. После окончания работы и получения письменного подтверждения руководителя работ ответственный дежурный по энергоснабжению должен лично убедиться в прекращении этих работ, сделать об этом запись в наряде-задании, после чего включить питание.
1.10.9. Запрещается одновременное проведение испытания и ремонтных работ различными бригадами в пределах одного присоединения.
1.10.10. До подъема поврежденного кабеля на борт кабелеукладочного судна, прежде чем приступить к его ремонту, кабель должен быть отключен с двух сторон и заземлен.
1.11. Молниезащита и защита от статического электричества
1.11.1. Молниезащита сооружений на МНГС должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
1.11.2. На металлической вышке, мачте и прочих возвышающихся над МНГС конструкциях допускается не устанавливать молниеотводное устройство, если конструктивно предусмотрен надежный электрический контакт вышки, мачты с металлоконструкцией МНГС или с местом заземления.
1.11.3. Соединения между молниеприемником, токоотводом и заземлителем должны выполняться сваркой или болтовыми зажимами из меди (медных сплавов) или из стали с защитным покрытием от коррозии.
1.11.4. При приеме (передаче) топлива и сыпучих материалов (электростатически активных) с судна на МНГС при помощи гибких специальных электропроводных шлангов должно быть обеспечено непрерывное электрическое соединение между трубопроводами судна и МНГС.
1.11.5. Для защиты от статического электричества металлическая арматура, резервуар, трубопровод, воздуховод, сливно-наливное устройство, расположенные внутри помещений МНГС и вне их, должны быть заземлены. Неэлектропроводные вставки должны быть шунтированы электропроводными перемычками и заземлены.
1.11.6. Одиночно установленное оборудование (емкость, аппарат, агрегат, резервуар и т.д.) должно иметь самостоятельные заземлители или присоединяться к общей заземляющей магистрали сооружения, расположенной вблизи оборудования, при помощи отдельного заземляющего провода.
Запрещается последовательное включение в заземляющую шину (провод) нескольких заземляющих объектов.
1.12. Зануление и защитное заземление
1.12.1. На МНГС допускается применение только электроустановок с изолированной нейтралью при напряжении до 1000 В и нейтралью, заземленной через высокоомный резистр при напряжении свыше 1000 В. При этом должен быть предусмотрен контроль изоляции с автоматической сигнализацией о понижении сопротивления изоляции сети.
1.12.2. Для обеспечения безопасности людей в соответствии с Правилами устройства электроустановок металлические части электроустановок, корпуса электрооборудования и приводимое этими двигателями оборудование должны быть заземлены — соединены заземляющими проводниками с заземлителем.
1.12.3. Металлические части электрического оборудования, металлические оплетки (оболочки) кабелей, металлические конструкции для крепления токоведущих частей и другие конструкции МНГС, которые не находятся под напряжением, но доступны для прикосновения в условиях эксплуатации, должны быть заземлены за исключением:
электрического оборудования, питаемого током безопасного напряжения;
корпусов специально изолированных подшипников;
цоколей патронов и крепежных элементов люминесцентных ламп, абажуров и отражателей;
кожухов, прикрепленных к патронам, изготовленным из изоляционного материала или ввинченным в такой материал;
крепежных элементов кабеля;
одиночных потребителей напряжением до 250 В, получающих питание от разделяющего трансформатора.
1.12.4. Присоединение заземляющих проводников к заземлителю и заземляемым конструкциям должно быть выполнено сваркой, а присоединение к корпусам электрооборудования — сваркой или болтовыми соединениями. Места присоединения заземляющих проводников должны быть доступны для осмотра.
1.12.5. Для определения технического состояния заземляющего устройства должны проводиться:
внешний осмотр видимой части заземляющего устройства;
осмотр с проверкой цепи между заземлителем и заземляемыми элементами (отсутствие обрывов и неудовлетворительных контактов в проводнике, соединяющем аппарат с заземляющим устройством), а также проверка пробивных предохранителей трансформаторов;
измерение сопротивления заземляющего устройства;
проверка цепи «фаза-ноль»;
проверка надежности соединений естественных заземлителей.
1.12.6. Запрещается применять для заземления корпуса стальные тросы и швартовы.
1.12.7. Переносное заземление должно предварительно присоединяться к металлоконструкции МНГС, а затем накладываться на токоведущие части и надежно крепиться к ним при помощи струбцин, зажимов и других приспособлений.
Запрещается пользоваться для заземления какими-либо проводниками, не предназначенными для этой цели, а также присоединять заземление их скруткой.
1.13. Взрывобезопасность
1.13.1. Требования по обеспечению взрывобезопасности МНГС распространяются на электрооборудование и другие возможные инициаторы взрыва, за исключением механического оборудовании буровой установки.
1.13.2. Монтаж, наладка, испытание и эксплуатация электрооборудования буровых и нефтепромысловых установок должны проводиться в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
1.13.3. Для эффективной защиты платформа должна быть разделена на взрывоопасные зоны. Зоны должны представлять собой участки, на которых размещено однотипное оборудование. Зоны платформы по опасности подразделяются на категории:
зона 0 — участок, на котором взрывоопасная смесь присутствует постоянно или в течение длительных периодов времени;
зона 1 — участок, на котором может присутствовать взрывоопасная смесь в нормальном рабочем режиме;
зона 2 — участок, на котором присутствие взрывоопасной смеси в нормальном рабочем режиме исключается на открытых площадках и в помещениях;
зона 3 — безопасный участок.
Согласно требованиям ПУЭ зоны 0 — 2 должны иметь оборудование соответственно во взрывобезопасном и взрывозащищенном исполнении. Все датчики, все сигнальные устройства должны быть пригодны к использованию на участках зоны 1.
1.13.4. Установка электрооборудования, не имеющего маркировки по взрывозащите электрооборудования, изготовленного неспециализированными предприятиями или отремонтированного с нарушением элементов взрывозащиты, если на него нет письменного разрешения контрольной организации по взрывозащите, во взрывоопасных зонах 0, 1 и 2 не допускается.
1.13.5. На импортное взрывозащищенное электрооборудование должно быть свидетельство организации, проводившей испытание на взрывозащиту о допустимости его эксплуатации во взрывоопасной зоне и среде, для которых оно предназначено. Кроме того, это оборудование должно быть сертифицировано и иметь разрешение Госгортехнадзора России на применение на территории России.
1.13.6. Эксплуатация электрооборудования при неисправных средствах взрывозащиты, блокировках, нарушениях схем управлении и защиты не допускается.
1.13.7. К взрывоопасным зонам относятся помещения и пространства МНГС согласно таблице.
Источник: gosthelp.ru
Обеспечение экологической безопасности строительства скважин на море
Актуальность проблемы. Потенциальные запасы нефти на шельфе морей России оцениваются в 13 млрд. т, газа — 52 трлн. м3. Мировая тенден-ция постепенного смещения добычи углеводородов с суши на море находит подтверждение и в нашей стране. Свидетельством тому является развитие работ на шельфе арктических и дальневосточных морей, в Каспийском и Черном морях.
При строительстве морских скважин основными видами воздействия на окружающую среду являются выбросы в атмосферу, сбросы в морскую среду, ее тепловое и шумовое загрязнения. Объем и интенсивность техногенного воздействия на окружающую среду зависит от реализуемой технологии строительства скважины. Выбросы в атмосферу и шумовое загрязнение можно существенно снизить за счет природоохранных мероприятий, а тепловое загрязнение и сброс веществ в морскую среду исключить (концепция «нулевого сброса»).
Технологические отходы бурения. Процесс бурения скважин сопровождается образованием производственных отходов, в основном технологических. К технологическим отходам бурения относятся буровой шлам, отработанные буровые технологические жидкости и буровые сточные воды. Они образуются в технологическом процессе промывки скважины.
Буровой шлам. В бурении различают два понятия — «выбуренная порода» и «буровой шлам». Экологи же такого различия, как показывает анализ природоохранного раздела проектов, не делают.
В процессе углубления скважины на забое образуется выбуренная порода. При гидротранспорте промывочной жидкостью с забоя скважины на поверхность порода под воздействием техногенных факторов превращается в буровой шлам. Поэтому на средствах очистки циркуляционной системы буровой установки из промывочной жидкости отделяют не выбуренную породу, а буровой шлам, отличающийся по объему и, что особенно важно с экологической точки зрения, по физико-химическим свойствам.
Объем выбуренной породы равен объему ствола скважины. При проектировании объем бурового шлама приближенно принимается больше объема выбуренной породы на 20% [1].
Можно выделить четыре фактора, обусловливающих увеличение объема бурового шлама по сравнению с выбуренной породой:
— разуплотнение частиц шлама в результате снижения действия на них внешнего давления;
— образование и расширение трещин;
— набухание глинистых частиц, слагающих шлам;
— адгезионное налипание на поверхность шлама частиц коллоидных размеров из промывочной жидкости.
Бурение скважин осуществляется большей частью в осадочных отложениях, в которых наиболее распространенными являются глинистые породы. Их доля составляет 65-80%. Выбуренные частицы глинистых или скрепленных глинистым цементом пород в процессе гидротранспорта с забоя скважины на поверхность пропитываются фильтратом промывочной жидкости и набухают.
Продолжительность нахождения частиц породы в промывочной жидкости с глубиной скважины возрастает и может достигать нескольких часов. Чем дольше они находятся в промывочной жидкости, тем больше их набухание. Происходит адгезионное присоединение к ней частиц твердой фазы преимущественно коллоидных размеров из промывочной жидкости.
На изменение физико-химических свойств частиц выбуренной породы при превращении их в буровой шлам влияет пропитка дисперсионной средой промывочной жидкости. Поры и трещины частиц породы заполняются дисперсионной средой промывочной жидкости, поверхность глинистых частиц модифицируется, на внешней и внутренней поверхности частиц выбуренной породы адсорбируются вещества различной природы из дисперсионной среды промывочной жидкости.
Минералогический состав бурового шлама определяется литологическим составом разбуриваемых пород и может существенно изменяться по мере углубления скважины. Химический состав бурового шлама зависит как от его минерального состава, так и свойств промывочной жидкости. Гранулометрический состав бурового шлама определяется типом и диаметром породоразрушающего инструмента, механическими свойствами породы, режимом бурения, свойствами промывочной жидкости и эффективностью ее очистки. В табл. 1 показаны фракционный состав бурового шлама и скорость его осаждения в водной среде при бурении скважин на северо-восточном шельфе Сахалина (Проект Сахалин-1) по данным [2].
Безусловно, приведенные результаты исследований важны для анализа последствий воздействия кислотных осадков при захоронении бурового шлама на суше. Однако предполагать полную инертность шлама, сброшенного на морское дно, без достаточного обоснования, по нашему мнению, не следует. Необходимо также учитывать, что буровой шлам может содержать радионуклиды.
Таким образом, буровой шлам является потенциально опасным для окружающей природной среды, поскольку содержит подвижные формы тяжелых металлов, которые при длительном воздействии на него морской воды могут вымываться, создавая концентрации токсикантов, превышающие ПДКр.х.
Правовые аспекты сброса технологических отходов бурения в морскую среду. Экологическое законодательство крайне противоречиво в отношении регулирования загрязнения морской среды. Его основные требования по охране качества водной среды, изложенные в Водном кодексе РФ, сводятся к запрещению сброса в водные объекты неочищенных в соответствии с установленными нормативами сточных вод, в том числе, содержащих вещества, для которых не установлены ПДК.
Федеральным Законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» запрещены захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ. Однако в нем содержится некорректная формулировка сброса вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества. Исключается из запрета выброс вредных веществ, происходящий вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.
Допускают сброс вредных веществ в море и нормативные документы, принятые до введения указанных федеральных законов.
Полный запрет на сброс даже очищенных сточных вод устанавливается в целях охраны от загрязнения и других негативных последствий хозяйственной деятельности морских акваторий, имеющих особую рыбохозяйственную ценность — нереста и зимовки ценных охраняемых видов рыб, а также места обитания занесенных в Красную книгу видов животных и растений.
Несмотря на это, Государственная экологическая экспертиза не считает сброс технологических отходов бурения нарушением законодательства.
Следует отметить, что в соответствии с федеральными законами «О континентальном шельфе Российской федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» любое преднамеренное удаление отходов и других материалов с судов и иных плавучих средств, установок и сооружений квалифицируется как захоронение. Вопрос с захоронением технологических отходов бурения однозначно решен лишь применительно к скважинам на континентальном шельфе. Согласно «Правилам безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе» выбуренная порода должна утилизироваться в соответствии с проектом на строительство скважины и требованиями охраны окружающей среды. Это представляется не вполне обоснованным, поскольку экологически оправданным и экономически целесообразным может быть и захоронение отходов (подземное или на суше) Вызывает также сомнение существование различных подходов к охране морской среды в территориальном море и на континентальном шельфе.
Вопрос правового регулирования загрязнения морской среды в настоящее время актуален в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании», в рамках которого предусмотрена разработка специальных технических регламентов, в том числе, по вопросам экологической безопасности. Технические аспекты сброса технологических отходов бурения в морскую среду. Для выполнения требований экологического законодательства циркуляция промывочной жидкости в процессе бурения должна быть организована по замкнутому циклу. В этом случае обращение промывочной жидкости и технологических отходов бурения ограничено циркуляционной системой буровой установки и системой размещения технологических отходов бурения. Для организации замкнутого цикла циркуляции на этапе бурения под направление на устье скважины устанавливают водоотделяющую колонну, например, забивную и бурение ведут с циркуляцией промывочной жидкости внутри водоотделяющей колонны.
Однако при бурении скважин на сахалинском шельфе и в Каспийском море применяется способ бурения под направление без создания замкнутой системы циркуляции. В этом случае отработанная промывочная жидкость и буровой шлам при бурении под направление (примерно 50-100 м) сбрасываются в морскую среду. В действительности же промывка скважины только морской водой не ограничивается.
Нефтяные и газовые скважины имеют сложную конструкцию с номинальным диаметром первого интервала ствола, как правило, 914,4 мм. Верхний интервал сложен неустойчивыми породами, которые при промывке скважины морской водой разрушаются с образованием каверн. Поэтому фактический диаметр ствола больше номинального примерно на 15-25 %. В стволе такого большого диаметра трудно создать условия для эффективного гидротранспорта бурового шлама на поверхность. Для этого нужно повышать скорость восходящего потока промывочной жидкости, либо увеличивать удерживающую способность промывочной жидкости, иначе говоря, загустить ее.
Применение первого способа ограничено максимальной производительностью буровых насосов. Как правило, скорость восходящего потока промывочной жидкости в открытом стволе не превышает 0,1 м/с. Применение второго способа означает отказ от промывки морской водой. Поскольку при отсутствии водоотделяющей колонны это невозможно, так как противоречит п. 4.2 ГОСТ 17.1.3.02 77, то в рабочем проекте на строительство скважины указывается, что промывка осуществляется морской водой, а периодически (как правило, через 10 м проходки) с целью очистки ствола скважины от шлама прокачивается порция (пачка) вязкой жидкости. Итак, для промывки скважины используется комбинированная промывочная жидкость, состоящая из последовательно закачиваемых в скважину порций морской воды и вязкой жидкости.
При бурении скважин в Каспийском море используют глинистую суспензию, на шельфе Охотского моря — глинистую суспензию, загущенную полимером (примерно 75 кг/м3 глинопорошка и 3 кг/м3 полимера). В этом случае из скважины в морскую среду сбрасываются тонкодисперсные глинистые частицы и полимер. При строительстве скважин в Каспийском море объем пачки вязкой жидкости составляет 20 м3.
Следовательно, при бурении под направление длиной 50 м за четыре прокачки в море будет сброшено 80 м3 промывочной жидкости со шламом. Используемая промывочная жидкость состоит из бентонитового глинопорошка 70 кг/м3 (по ОСТ 39-202-86 может содержать свободной соды от 1,0 до 5,0 г/100 г и МgО от 2,5 до 8,0 %), соды каустической и кальцинированной по 1 кг/м3 и барита 113 кг/м3. Таким образом, в сброшенных в море 80 м3 промывочной жидкости, помимо шлама, содержатся 5600 кг тонкодисперсной глины, 160 кг каустической и кальцинированной соды и 9040 барита. Промывка осуществляется при суммарной производительности буровых насосов до 80 л/с.
Сброс технологических отходов бурения продолжается и на этапе крепления скважины направлением. Чтобы обеспечить спуск и последующее цементирование направления, ствол скважины заполняют промывочной жидкостью. Так, при строительстве скважин в Каспийском море ствол заполняют глинистой промывочной жидкостью, утяжеленной баритом до плотности 1160 кг/м3 (до утяжеления — 1080 кг/м3).
В процессе спуска направления промывочная жидкость вытесняется из скважины в незначительном объеме. При цементировании направления происходит замещение промывочной жидкости тампонажным раствором. Поступление промывочной жидкости в морскую среду равно объему закачиваемого тампонажного раствора — 40 м3.
Таким образом, сброс (захоронение) технологических отходов бурения имеет место на всех этапах бурения и крепления первого интервала скважины и его следует учитывать при оценке воздействия на окружающую среду строительства морских скважин.
Литература
1. Инструкция по охране окружающей среды при бурении скважин на нефть и газ на суше (РД 39-133-94). — М.: Роснефть, 1994.
2. Патин С.А. Нефть и экология континентального шельфа. — М.: ВНИРО, 2001.
3. Балаба В.И., Колесов А.И., Коновалов Е.А. Проблемы экологической безопасности использования веществ и материалов в бурении. — М.: ИРЦ Газпром, 2001.
4. Михайлова Л.В., Рыбина Г.Е., Акатьева Т. Г. Экологическая опасность отходов бурения в нефтедобывающих районах Тюменской области//Охрана водных биоресурсов в условиях интенсивного освоения нефтегазовых месторождений на шельфе и внутренних водных объектах Российской Федерации/Сборник материалов Международного семинара. — М.: Экономика и информатика, 2000.
Источник: neftegaz.ru
Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности: апгрейд — 2021
В наименовании статьи мы не случайно использовали термин «апгрейд» (upgrade).
За все время, что действуют правила безопасности для нефтяников и газовиков, наиболее масштабно они откорректированы именно в 2021 г. Основное изменение — новые ФНП № 534 объединили в себе требования четырех ФНП[2] (см. рис.1):
• Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности[3] (далее — ФНП № 101).
• Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов[4] (далее — ФНП № 515).
• Правила безопасности морских объектов нефтегазового комплекса[5] (далее — ФНП № 105).
• Правила промышленной безопасности при разработке нефтяных месторождений шахтным способом[6] (далее — ФНП № 501).
Разработчики ФНП № 534 постарались максимально сохранить логику построения документа и его структуру — это важно, так как мы, изучая обновленный документ, в силу привычки легче воспринимаем новые требования в знакомом формате.
В соответствии со структурой ФНП № 534 мы и будем рассматривать внесенные изменения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Обновлены две основные цели в области промышленной безопасности, на которые направлены ФНП № 534 (п. 2[7]):
1. Предупредить аварии и инциденты на ОПО нефтегазодобывающих производств;
2. Обеспечить готовность организаций, эксплуатирующих ОПО нефтегазодобывающих производств, локализовать и ликвидировать последствия аварий на ОПО.
В разделе отмечено, что ФНП № 534 применяются:
• при эксплуатации, проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации ОПО нефтегазодобывающих производств;
• изготовлении, монтаже, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО (п. 3).
ОРГАНИЗАЦИОННО–ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
В рамках ФНП № 534 исключено условие и необходимость разрабатывать планы по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (п. 6).
Уточнены работы, при выполнении которых может возникнуть повышенная производственная опасность, — это газоопасные, огневые и ремонтные работы. В рассматриваемом разделе нет требования, что нужно разрабатывать инструкции, определяющие безопасность выполнения работ повышенной опасности, когда выполняются работы без оформления нарядов-допусков (п. 8).
Большая часть требований п. 11–25 ФНП № 534 применима к ОПО МНГК.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТИРУЮЩИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Одно из важных изменений правил — не нужно проводить мероприятия по дистанционному контролю процессов на ОПО:
• регистрировать параметры, определяющие опасность технологических процессов;
• регистрировать срабатывание систем защиты с записью в журнале событий;
• передавать в Ростехнадзор эту информацию в электронном виде (п. 26).
В ФНП № 534 уточнены требования к месту видеорегистрации, когда производятся буровые работы, подземный и капитальный ремонт скважин, — это роторная площадка (см. рис. 2). Обновлять видеоархив нужно не чаще чем через 30 календарных дней. При видеорегистрации аварий и инцидентов видеоархив обновляется, когда окончено расследование их причин.
Снят запрет эксплуатировать ОПО без технологических регламентов технологических процессов, по неутвержденным технологическим регламентам либо по технологическим регламентам, срок действия которых истек (п. 32).
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Раздел ФНП № 534 представляет собой два пункта, в которых максимально грамотно изложено, что технический проект разработки месторождений необходим:
• для разработки самих месторождений;
• как основание для разработки проектной документации на ОПО обустройства месторождений (п. 34–35).
ТРЕБОВАНИЯ К ОБУСТРОЙСТВУ НЕФТЯНЫХ, ГАЗОВЫХ И ГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
В п. 36–71 ФНП № 534 включены новые требования, а отдельные требования п. 68 добавлены из разд. IV ФНП № 101.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОМЫСЛОВЫМ ТРУБОПРОВОДАМ
Раздел с требованиями к промысловым трубопроводам (см. рис. 3) выделен как один из основных, в отличие от ФНП № 101, где он был подразделом. Требования п. 72–79 включены в раздел из ФНП № 515.
[1] ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 (далее — ФНП № 534).
[2] С 1 января 2021 г. эти ФНП не действуют на основании Постановления Правительства РФ от 06.08.2020 № 1192 (в ред. от 30.12.2020).
[3] Утверждены Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101 (в ред. от 12.01.2015).
[4] Утверждены Приказом Ростехнадзора от 30.11.2017 № 515.
[5] Утверждены Приказом Ростехнадзора от 18.03.2014 № 105.
[6] Утверждены Приказом Ростехнадзора от 28.11.2016 № 501.
[7] Здесь и далее указаны пункты по ФНП № 534.
[8] Действие ФНП № 101 в ред. от 12.01.2015, которой введено данное требование.
Н. П. Толоконников, заместитель директора по охране труда, экологии, промышленной и пожарной безопасности ООО НК «Недра»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 3, 2021.
Источник: www.profiz.ru