Проектная документация для строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Проектная документация для капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Проектная документация для капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения.
Когда экологическая экспертиза необходима
Проектная документация для капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Проектная документация работ по сохранению объектов культурного наследия в случае, если при проведении таких работ не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов культурного наследия.
Проектная документация объектов капитального строительства, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, не требуется получение разрешение на строительство.
Источник: fnp-test.nadzor-info.ru
Какие проекты подлежат прохождению экспертизы?
Строительно-монтажные работы оформляются в исходно-разрешительной документации (ИРД) и согласно проекту, отражают юридически ответственных лиц за их исполнение. Связи с чем, возникает вопрос, какие проекты подлежат прохождению экспертизы, если контроль качества и факт выполненных работ входят в пакет приемо-сдаточной документации которая, в свою очередь, включена в разрешительную документацию на строительство, обязательную для организации строительного производства. Задавшись этим вопрос, мы решили еще раз обратиться к техническим указаниям по контролю качества СМР и ведению исполнительной документации.
Какие проекты подлежат прохождению экспертизы? С учетом того, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, все проекты проходят эту самую экспертизу. За исключением некоторых случаев, в которых не предусмотрено прохождение государственной экспертизы в отношении проектной документации.
Споры в области строительства. Судебная экспертиза по строительным спорам
То есть, группировать объекты капитального строительства, объясняя клиенту, какие проекты подлежат прохождению экспертизы, вовсе необязательно. Важней отразить объекты, которые интересны с позиции того, что для разработанной проектной документации экспертиза не понадобится. Вот эти объекты капитального строительства:
- Жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
- Многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования, и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
- Отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
- Отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.
Чтобы вникнуть, какие проекты подлежат прохождению экспертизы, надо разобраться с самим понятием «экспертиза». Есть много интересных мыслей и идей, которые используются в строительстве и производстве, они не ограничивают проведение экспертизы какими-то рамками. И все же, сам термин отражает, в основном, исследование, проверку качества специалистом, сведущим в той отрасли, в которой эта экспертиза проводится. Согласно Википедии:
- Строительная экспертиза — форма контроля строительной деятельности, основанная на инструментальном анализе и сопоставлении данных анализа существующей нормативной, проектной или правовой документации. Результатом данного анализа является экспертное заключение, в котором отображены выявленные дефекты и нарушения, и выдержки или ссылки на нормативную документацию, в которых отображены допустимые значения.
В ходе экспертизы проекта на предмет соответствия правилам и нормам, установленным в нормативных документациях, таких как СНиП или ГОСТ, или на соответствие проекту проверяются готовность объекта к вводу в эксплуатацию, контролируется качество строительных конструкций и материалов. Какие проекты подлежат прохождению экспертизы? Естественно те, которые находятся в исполнении у подрядчика или генподрядчика. В некоторых случаях, государственная экспертиза все же не проводится.
Это касается и случаев коммерческого строительства, реконструкции, капитального ремонта без получения разрешения на строительство, а также в случаях проведения экспертизы в отношении типовой проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, модификации типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. Во всех остальных случаях экспертиза проводится.
Более подробно узнать о том, какие проекты подлежат прохождению экспертизы, можно узнать у наших специалистов по телефону 209-09-40. Также вы можете проконсультироваться по вопросам приобретения типовой проектной документации для которой не требуется экспертиза. Обращайтесь!
Источник: stroy-trading.ru
Экспертиза документации в строительстве: когда, кем проводится и для чего нужна
Экспертиза документации на строительство включает в себя проверку проектной документации, результатов инженерных изысканий. Может проводиться как государственными специалистами, так и негосударственными компаниями. За исключением некоторых случаев всегда возможно проведение негосударственной экспертизы, имеющей ту же правовую силу.
Помимо проектов, также проводится проверка сметной документации. Из нашего материала вы узнаете, какие строительные объекты подлежат только государственной экспертизе, какова стоимость и сроки ее проведения.
Цель экспертизы документации в строительстве
В строительстве любые проектные решения непременно фиксируются в соответствующей технической документации. А далее проводится экспертиза разработанной проектной документации объекта капитального строительства. То есть выполняется ряд специальных мероприятий, цель которых — определить, насколько качественные были приняты решения и учтено ли в них следующее:
- требования технического задания;
- нормы безопасности;
- соответствие действующему нормативному законодательству;
- выполнение существующих стандартов (ГОСТ, СНиП);
- соблюдение предписаний, содержащихся в иной руководящей документации.
Эксперты в ходе проверок обращают внимание на следующие моменты:
- достаточно ли обоснованны предложенные в проекте решения касательно конструктивных и объемно-планировочных аспектов;
- каковы результаты экспертизы проектно-сметной документации строительства (плюс проводится оценка всех используемых в проекте данных);
- не нарушены ли действующие нормы безопасности (пожарные, санитарные, экологические, взрывные, а также правила техники безопасности);
- отвечает ли проект требованиям касательно функционального назначения выделенного под строительство участка, не идут ли предложенные решения вразрез с нормами градостроительства и распоряжениями контролирующих органов.
Вот перечень ошибок, которые вы рискуете допустить, если не проведете вовремя грамотную экспертизу документации в строительстве:
- неправильный расчет накладных расходов и себестоимости объекта;
- слишком большие издержки по транспорту и трудовым ресурсам;
- растянутые сроки на проведение строительных работ;
- просчеты в конструкционных решениях, которые сделают объект аварийно опасным.
По закону можно проводить негосударственную либо государственную экспертизу проектной документации для строительства. Это прописано в Градостроительном кодексе. Требования и выполняемые мероприятия в любом случае будут одинаковы (либо почти одинаковы).
При этом экспертиза (государственная она или негосударственная) не гарантирует, что все одобренные ею технические решения будут идеально верными (хотя многие заказчики именно так и полагают).
Задача экспертизы — выявить несоответствия действующим нормам. А вот отвечает ли проект требованиям технического задания, это забота проектировщика. Проверяет и отслеживает все сам заказчик либо привлекает себе в помощь грамотных экспертов.
Цели проведения экспертизы сметной документации в строительстве
Экспертиза проектно-сметной документации строительства необходима для того, чтобы дать объективную оценку заявленной стоимости объекта. То есть эксперты проверяют, учтены ли в представленной документации действующие технические, архитектурные и инженерные нормы, соблюден ли технический регламент. Плюс отслеживаются цены на выполнение строительно-монтажных работ, их соответствие средним значениям на рынке.
Это один из самых часто проводимых видов строительных экспертиз (имеется в виду по смете). Никто не заинтересован в лишних расходах, сбоях в оплатах и прочих неприятных нюансах. Своевременная грамотная экспертиза проектно-сметной документации строительства позволит сберечь финансы, не заплатить слишком высокую цену, сэкономить средства на случай, если придется по ходу дела исправлять какие-то ошибки. Вот что делают эксперты:
- высчитывают оптимальную сметную стоимость, чтобы не допустить перерасхода ресурсов;
- точно определяют необходимый объем работ;
- выполняют анализ математических моделей;
- проверяют ценообразование;
- сверяют, верно ли подобраны материалы для заявленных видов работ;
- по результатам экспертизы составляют итоговое техническое заключение.
Экспертиза документации в строительстве дает возможность обнаружить следующее:
- неверные цифры в смете (из-за случайных или намеренных ошибок в расчетах);
- завышенные цены;
- ошибки технического характера или отсутствие некоторых важных данных;
- навязанные услуги (необязательные, но добавленные с целью вытягивания из заказчика денег);
- разбежки между показателями в нормативных актах и проектных документах.
Законодательная база проведения экспертизы проектной документации строительства
Проектная документация — обязательная и неотъемлемая часть любого строительства, гарант его законности и безопасности. Когда по закону нужна экспертиза проектной документации на строительство? Тогда, когда от предложенных в проекте решений будут зависеть такие показатели, как безопасность, надежность, прочность постройки. Кроме того, если предполагается использование несущих конструкций.
В статьях 48 и 49 Градостроительного кодекса РФ изложен порядок выполнения проверки документов по проекту и инженерным изысканиям.
В экспертную организацию пакет документов подает сам застройщик. Это прописано в п. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса. Если по результатам выносится одобрительное решение, то документы утверждаются. В противном случае они не могут быть утверждены.
Существуют иные правовые акты, поддерживающие и поясняющие положения Градостроительного кодекса. Правила проведения негосударственной экспертизы изложены в постановлении Правительства РФ № 272, а государственные проверяющие организации действуют в соответствии с постановлением № 145. Плюс есть еще правительственное постановление № 87, в котором описано, какая документация подлежит экспертизе в строительстве и как она должна правильно оформляться.
Формат подачи документов на экспертизу — электронный. Исключение составляют данные, представляющие собой государственную тайну.
Что касается проверки результатов инженерных изысканий, то ее можно выполнить заранее либо вместе с экспертизой по проектным документам.
Объекты строительства, подлежащие проведению экспертизы проектной документации
На вопрос, когда нужна экспертиза проектной документации на строительство, дает ответ п. 2 статьи 49 Градостроительного кодекса. Здесь прописано, что проверка обязательна для всех капитальных и линейных строящихся комплексов. Исключение составляют:
- индивидуальные дома (предназначенные для проживания людей) высотой максимум в три этажа;
- блочные дома, предназначенные для проживания людей (некоторые варианты, к примеру, типа таунхаусов), высотой максимум в три этажа;
- многоквартирные жилые дома (некоторые варианты, не выше трех этажей);
- некоторые виды зданий либо сооружений, стоящих по отдельности (если их площадь не превышает 1500 м², а высота — два этажа, не более и если в этих постройках не будут проживать люди или размещаться какое-либо производство);
- стоящие по отдельности здания либо сооружения, отвечающие следующим условиям: площадь — до 1500 м²; высота — два этажа, не более; размещать производство в них планируется, но для этого не понадобится обозначение санитарно-защитных зон (либо зоны нужны, но они не будут выходить за пределы выделенного под строительство земельного участка);
- буровые скважины (большая часть существующих разновидностей);
- объекты, которые по закону можно возводить без специального разрешения.
Опять же если перечисленные объекты будут возводиться вблизи охранных зон трубопроводов или в них предполагается массовое присутствие людей, то проверка пакета проектных документов нужна.
Стоит указать, что застройщик может сам изъявить желание провести государственную либо негосударственную экспертизу документации (даже если по закону она необязательна).
Отличия государственной и негосударственной экспертизы документации на строительство
Итак, различают государственную и негосударственную экспертизу. Первый вариант по закону не обязателен абсолютно для всех возводимых объектов. И если имеет место как раз такой необязательный случай, то заказчик сам решает, какую именно проверку заказать.
Государственное исследование непременно предписано для опасных, редких (единственных в своем роде) либо сложных по техническому исполнению объектов. Все они перечислены полностью в ст. 48.1 Градостроительного кодекса.
Плюс еще в статье 49 (части 3-4) есть список объектов, для которых в обязательном порядке назначается именно государственная проверка. Это:
- объекты, возведение или реконструкция которых выполняется по проектам, используемым уже не в первый раз;
- объекты, строящиеся на государственные средства (целиком или частично);
- строящиеся или реконструируемые объекты, расположенные в пределах особых территорий (в отношении использования которых действуют нестандартные правила);
- объекты, представляющие собой культурное наследие;
- строящиеся либо реконструируемые объекты, расположенные в пределах охранных природных зон;
- буровые скважины (большая часть существующих видов);
- хранилища отходов I–V классов опасности и объекты по их обезвреживанию.
К примеру, по ОЗРЗ проведение государственной экспертизы обязательно для всех объектов, находящихся в пределах культурного центра Санкт-Петербурга и на его культурных окраинах. Равно как и для СЗЗ, охраняемых территорий зон культурного наследия, водоохранных зон и проч.
Обратите внимание, что государственная экспертиза проектной документации по строительству выполняется именно в том регионе, где располагается объект. Однако географическая привязка необязательна, если для объекта допустимо выполнение негосударственной проверки, а государственная была выбрана как альтернативный вариант.
При этом имейте в виду, что проведение экспертизы в другом регионе может стать причиной проблем, потому что везде есть свои градостроительные и законодательные нюансы, которые не всегда известны в полной мере экспертам из других районов. То есть вы можете получить по итогам и положительное решение, но начинать строительство вам все равно не разрешат. В отказе напишут что-то вроде «несоответствие представленной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка».
Как должна выполняться государственная экспертиза, изложено в постановлении Правительства РФ № 145 от 25.03.2007, а для негосударственной действует постановление № 272 от 31.03.2012.
Максимальный срок для выполнения государственной экспертизы проектной документации на строительство — 60 дней. Если объект довольно простой, экспертиза выполняется быстрее. Для некоторых случаев установленный максимум — 45 дней. Это касается неуникальных жилых зданий или сооружений, расположенных в особых экономических зонах. Допускается продление срока еще на 30 дней (не более), если заказчик обратится с соответствующим заявлением.
В случаях, когда документы отправляются на повторную экспертизу, а закон перед этим как-то изменился (и результаты экспертизы из-за этого могут уже оказаться другими), допускается новое одновременное проведение оценки и проектного пакета документов, и результатов инженерных изысканий.
Стоимость экспертизы проектной документации на строительство
Схема подсчета стоимости экспертной проверки четко изложена в законе, а именно в постановлении Правительства № 145 от 05.03.2007 (в части VIII). Однако государственные и частные специалисты нередко называют свои, отличающиеся расценки. Это связано с тем, что правовое регулирование деятельности отличных друг от друга структур может быть организовано по-разному.
Что касается проверок, проводимых государственными организациями, то здесь должен соблюдаться установленный административный регламент. А негосударственным коммерческим структурам разрешено работать с клиентами на договорной основе, а значит, более гибко подстраиваться под их интересы. Так что стоимость негосударственной проверки может быть выше либо ниже государственной.
На сегодняшний день расчеты стоимости государственных проверок производятся с учетом следующих данных:
- Для нежилых объектов цену на проведение экспертизы вычисляют, отталкиваясь от того, сколько заказчик заплатил за проектные работы (берется процент от этой цифры). Минимальное значение — 0,58 %, максимальное — 33,75 %. Плюс добавляется коэффициент инфляции. В постановлении Правительства № 145 есть готовая таблица процентных соотношений. Застройщик подает экспертам пакет обязательных документов, в том числе сметы, на основании которых и выполняются все расчеты.
- Для жилых построек предусмотрена своя схема. Здесь отталкиваются от площади и самого здания, и территории застройки. Стоимость проектных работ значения не имеет.
- В отношении типовых проектов тоже отдельный подход. Здесь плата взимается лишь за экспертизу той части документации, которая была видоизменена.
Если говорить о негосударственной экспертизе, то на ее стоимость могут влиять следующие факторы:
- тип исследования (то есть оно было первичным, повторным либо дополнительным);
- масштабность проекта и его индивидуальные особенности;
- необходимость быстрого проведения экспертизы.
Окончательная сумма зависит от целого ряда конкретных обстоятельств, поэтому необходимо уточнять цену. В разных экспертных организациях она, скорее всего, будет неодинакова.
В любом случае экспертиза проектно-сметной документации по строительству необходима и заказчику (либо инвестору), и исполнителю. Здесь одни приобретают возможность более рационально распределить имеющиеся финансы, а другие — получить за свою работу денежное вознаграждение.
Источник: dorians.ru
О лицензировании экспертной деятельности
Самым частым вопросом, поступающим в адрес судебных экспертов и экспертных организаций, является вопрос о лицензировании и правовых основаниях осуществления судебно-экспертной деятельности. Может ли исследование проводится негосударственной организацией? А чем отличается эксперт или специалист?
Итак, давайте рассмотрим все эти вопросы.
Эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы и дачи заключения (ст. 57 УПК РФ, ст. 55 АПК РФ, ст. 49 КАС РФ.
Специалист – лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое для дачи пояснений, консультаций, разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию, и оказания иной непосредственной помощи (ст. 58 УПК РФ, ст. 55.1 АПК РФ, ст. 50 КАС РФ).
Как видно из указанных выше определений и эксперт и специалист являются лицами, обладающими специальными знаниями в какой-либо сфере, необходимыми для ответа на вопросы, имеющие значения для решения дела. Отличие заключается в функционале: эксперт дает заключение, а специалист – оказывает содействие, при этом консультация специалиста – разъяснения, консультации, профессиональное мнение лица, обладающего теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого спора, не требующие проведения специальных исследований (ст. 87.1 АПК РФ, ст. 188 ГПК РФ, ст. 169 КАС РФ)
и процессуальные кодексы, согласно которым (ст. 195 УПК, ст. 79 ГПК, ст. 82 АПК, ст. 77 КАС) проведение экспертиз возможно как государственными, так и негосударственными экспертами.
Согласно Постановлении Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» «Суд не может отказать в проведении экспертизы в негосударственной экспертной организации, а равно лицом, обладающим специальными знаниями, но не являющимся работником экспертного учреждения (организации), только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы может быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению».
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» экспертная деятельность в Российской Федерации не лицензируется, а согласно требованиям нормативно-правовых актов о сертификации работ и услуг (в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» сертификация экспертов и аккредитация экспертных организаций является добровольной, а единый орган их осуществляющий отсутствует.
Следует отметить, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 3214-р «Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями» существуют ограничения, касающиеся некоторых видов экспертиз в части решения определенных вопросов или наличия процессуальных условий:
судебные баллистическая, взрывотехническая, психологическая экспертизы и судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ по уголовным делам, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях;
судебные строительно-техническая и землеустроительная экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустроительства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости;
судебная пожарно-техническая экспертиза по уголовным делам, связанным с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, повлекшими гибель людей либо причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также в отношении действий, направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожара, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях, связанных с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, повлекшими гибель людей либо причинение тяжкою вреда здоровью человека, а также в отношении действий, направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожара.
Помимо указанных выше ограничений, цитируя решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2004 по делу ГКПИ04-738 , «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 195), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 79) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 25.9) связывают возможность привлечения лица в качестве эксперта для проведения экспертизы и дачи заключения с наличием у него специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, а не наличием лицензии».
Несмотря на то, что порядок оценки специальных знаний экспертов в настоящее время нормативно не закреплен, при выборе экспертной организации предлагаем обратить внимание на следующие детали:
наличие свидетельства о государственной регистрации юридического лица и о постановке на налоговый учет;
ЕГРЮЛ (Единый Государственный Реестр Юридических Лиц) должен содержать код и наименование вида деятельности экспертной организации (71.20.2 Судебно-экспертная деятельность);
эксперты и специалисты организации должны иметь документы об образовании, соответствующем виду (разновидности) проводимого исследования, и/или документы, подтверждающие стаж работы по экспертной специальности.
Обобщая вышеизложенное:
экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации;
эксперт и специалист являются лицами, обладающими специальными знаниями, при этом эксперт дает заключение, а специалист – оказывает содействие;
специальные знания являются определяющим фактором оценки способности лица выступать в качестве эксперта или специалиста;
экспертная деятельность в Российской Федерации не лицензируется и лицензий не существует;
сертификация экспертов и аккредитация экспертных организаций является необязательной.
Источник: sudexpcentr.ru