Какое значение имело строительство турксиба

ТУРКСИ́Б (Тур­ке­ста­но-Си­бир­ская же­лез­ная до­ро­га), ж.-д. ма­ги­ст­раль в СССР (с 1991 свя­зы­ва­ет РФ и Рес­пуб­ли­ку Ка­зах­стан). Идея строи­тель­ст­ва до­ро­ги, со­еди­няю­щей Си­бирь с Юж. Ка­зах­ста­ном и Ср. Ази­ей, воз­ник­ла в кон.

19 в. В 1907 про­ве­де­ны пер­вые изы­ска­ния по трас­се пла­ни­руе­мой до­ро­ги Бар­на­ул – Се­ми­па­ла­тинск (ны­не Се­мей) – Вер­ный (ны­не Ал­ма-Ата) – Лу­го­вая – Арысь. Пер­вы­ми в экс­плуа­та­цию бы­ли вве­де­ны два круп­ных уча­ст­ка: Ал­тай­ская ж. д. [1915; Ново­ни­ко­ла­евск (ны­не Но­во­си­бирск) – Бар­на­ул – Се­ми­па­ла­тинск] и ли­ния Арысь – Аба­ил Се­ми­ре­чен­ской ж. д. (1916; в 1917 про­дле­на до ст.

Бур­ное). Позд­нее в строй вве­де­ны уча­ст­ки Бур­ное – Ау­лие-Ата (ны­не Та­раз) (1922) и Ау­лие-Ата – Пиш­пек (ны­не Биш­кек) (1924). Т. стал фи­наль­ным эта­пом строи­тель­ст­ва (од­на из круп­ней­ших стро­ек 1-й пя­ти­лет­ки), ко­то­рое ве­лось с 1927 на тер­ри­то­рии Ка­зак­ской АССР в со­ста­ве РСФСР с двух на­прав­ле­ний – от Се­ми­па­ла­тин­ска (на се­ве­ре) и от ст.

Turksib 1929 / Турксиб (Eng Sub)

Лу­го­вая (на юге). Т. про­хо­дил че­рез Ал­ма-Ату, где на­хо­ди­лось управ­ле­ние до­ро­ги. Тор­жеств. смыч­ка со­стоя­лась в апр. 1930, в по­сто­ян­ную экс­плуа­та­цию Т. всту­пил в 1931. Про­тя­жён­ность св. 1,4 тыс. км.

До­ро­га со­дей­ст­во­ва­ла раз­ви­тию эко­но­ми­ки и куль­ту­ры в при­мы­кав­ших к ней рай­онах, воз­ник­но­ве­нию пром. и с.-х. пред­при­ятий. В 1958–71 Т. в со­ста­ве Ка­зах­ской ж. д., в 1971–96 вновь са­мо­сто­ят. же­лез­ная до­ро­га (Ал­ма-Атин­ская), с 1996 в рес­пуб­ли­кан­ском гос. пред­при­ятии «Ка­зах­стан­ская же­лез­ная до­ро­га».

Источник: bigenc.ru

Серебряный костыль

Серебряный костыль - e-history.kz

Стройка железнодорожной линии являлась частью первой пятилетки, направленной на форсирование темпов развития торговой, сельской, промышленной инфраструктуры СССР.

В ходе строительства была проделана огромная агитационная работа – число добровольцев увеличивалось ежедневно, несмотря на суровые погодные и климатические условия. Работникам приходилось прокладывать пути по пустынным местностям, через горные массивы и близ выходящих из берегов рек.

Но сама идея создания магистрали, которая соединила бы Среднюю Азию и Сибирь появилась еще в позапрошлом веке – в 1886 году. 15 октября состоялось совещание городской думы в городе Алматы, на котором было решено созвать комиссию для анализа приобретения выгод от строительства дороги. Комиссия нашла ряд плюсов для проведения данной магистрали. В частности упрощение импорта и экспорта зерна и хлопка, а также военное присутствие России в регионе, граничащем с Китаем. Данная причина официально звучала как «предотвращение проникновения западноевропейского капитализма в Синцзян».

Строительство ТУРКСИБА

Строительство железной дороги берет свое начало 15 сентября 1927 года со станции Семипалатинск, с другого конца путь проводился со станции Луговая 19 ноября того же года. Начальником стройки Турксиба был Шатов Владимир Сергеевич, получивший уже к тому времени большой организаторский опыт. Он принимал активное участие в революционном движении, но после поражения первой русской революции эмигрировал в Америку, где прожил десять лет. В 1921-22 годах его назначили военным министром и министром путей и сообщений в Дальневосточной республике, что фактически являлось ссылкой. Но позднее в 1932-1933 он стал заместителем наркома путей и сообщения и начальником Главжелдорстроя.

Быстрая смена кадров происходила как среди работников, которые могли быстро подняться по карьерной лестнице, так и среди руководителей высшего звена.

За организацией строительства Турксиба следил Сергей Витальевич Мрачковский. Но в 1936 году он был обвинен в саботаже строительства линии. Мрачковский был приговорен к смертной казни и расстрелян.

С другой стороны, стройка дала Советскому Союзу новые имена. На месте была организована школа для рабочих-строителей, одним из ее выпускников был Мухтар Каптагаев. Каптагаев быстро осваивал любую работу. Вскоре простой, неграмотный когда-то парень стал машинистом, а позднее и депутатом Верховного Совета СССР. Мухтар Каптагаев был награжден Государственной (Сталинской) премией СССР.

Читайте также:  Задачи календарного планирования в строительстве

Во время строительства магистрали функционировал специально созданный Комитет содействия строительству Турксиба, которое возглавлял Турар Рыскулович Рыскулов. В работе Комитета участвовало более 50-ти крупных ученых и профессионалов в деле железнодорожного строительства. Турар Рыскулов был объявлен врагом народа, став, как и многие, жертвой репрессивной машины, которая набирала обороты в 1930-х годах.

Большую работу в качестве инженера и начальника части пути Туркестано-сибирской магистрали проделал Тынышпаев Мухамеджан Тынышпаевич, которого пригласил в Комитет Турар Рыскулов. Но в 1932 году он был арестован, а спустя пять лет Мухамеджан Тынышпаев был расстрелян.

Первый паровоз выехал со станции Луговая и торжественно проехал через арку, которую специально соорудили на рельсах – она символизировала юрту. На разных сторонах арки было выведено «Туркестан» и «Сибирь». Над паровозом развевался кумач с надписью «Даешь Сибирь!»

Строительство Турксиба имело большое стратегическое значение для всего СССР, оно широко освещалось в прессе и в других культурных источниках.

В 1929 году вышел документальный фильм Виктора Турина «Турксиб», который был высоко оценен зарубежными критиками.

Ильф и Петров сравнивали строителей Турксиба с Робинзоном Крузо, которого судьба выбросила на необитаемый остров. В начале стройки также не было жилых помещений, колодцев, полноценных дорог. Но можно сказать, что Робинзону было даже легче. У него была одна конкретная задача: спастись самому.

Советские же робинзоны должны были проделать более сложную работу: построить новую железную дорогу протяженностью в 1442 километра. Кроме того, внимательные читатели в романе «Золотой теленок» могут узнать в Восточной магистрали знаменитый Турксиб.

«Серебряный костыль», которым традиционно знаменуют строительство новой магистрали, был вбит в местности Айна-Булак в 1930 году. На создание Турксиба ушло 203,5 миллиона рублей, а по ценам 1930 года эта сумма составляет 141 тысячу рублей за километр.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». 8 (7172) 57 14 08 (вн — 1164)

Источник: e-history.kz

Рейтинг
Загрузка ...