Бурение нефтяных и газовых скважин оценивается следующими показателями, совокупность которых дает характеристику технико-экономического уровня его развития:
коммерческая скорость проходки;
цикловая скорость проходки;
техническая скорость проходки;
механическая скорость проходки;
рейсовая скорость проходки;
Станко-месяцы (бурения, испытания, цикла строительства скважины)
расход металла (обсадных труб)
стоимость скважины в целом.
1) Коммерческая скорость проходки Vком определяется как частное от деления пробуренного метража Нпр на общее время бурения скважины Т (в днях) с момента спуска первого долота в скважину до сдачи ее в эксплуатацию. В общие затраты времени tб включаются затраты на выполнение не только технически необходимых работ, но и работ по ликвидации аварий, не предусмотренных планом ремонтных работ, потери времени по организационным и другим причинам. Этот показатель дает характеристику уровня техники, технологии и организации работ не всего цикла строительства скважины, а лишь бурения и имеет исключительное значение для оценки работы буровых бригад и бурового предприятия в целом, т.е. является обобщающим показателем, характеризующим эффективность всего процесса буровых работ. Повышение коммерческой скорости бурения требует сокращения производительного времени бурения, а также сокращения и ликвидации непроизводительного времени.
Из чего складывается стоимость скважины?
Vком = =, м/ст. мес. Vком =м/ст. мес.
2) Рейсовая скорость Vр- отношение проходки по скважине в метрах к суммарным затратам времени на механическое бурение и спуско-подъёмным операциям. Характеризует эффективность бригады и оборудования.
3) Механическая скорость проходки определяется как частное от деления пробуренного метража Н на продолжительность работы долота на забое (в часах). Этот показатель характеризует интенсивность разрушения горных пород, которая зависит от типа, модели и размера долота, инструмента, оборудования, режима бурения.
4) Техническая скорость проходки определяется как частное от деления пробуренного метража Н на производительное время бурения скважины Т произ. (в днях), т. е. на время без аварий, простоев и ремонтов. Используется для сравнительной оценки технических возможностей бурения разными способами.
5) Цикловая скорость проходки определяется как частное деление от деления пробуренного метража (глубины законченной скважины) Н на время Т (в днях) с момента спуска первого долота до сдачи скважины.
Технология строительства многозабойных скважин
6) Проходка на долото — показатель характеризующий глубину бурения породы одним долотом при условии полной его отработки, в метрах. Средняя проходка на долото определяется делением суммарной проходки Н пробуренной группой долот на число отработанных долот п.
Hcp = H/n Среднюю проходку определяют по типам долот, интервалам бурения скважины. Hcp= 545/3 = 181,6м.
7) Расход обсадных труб на 1м. проходки характеризует отношение массы обсадных труб к проходке.
Снижение расхода металла на 1м. проходки труб достигается в результате облегчения и упрощения конструкции скважины, применения обсадных труб уменьшенных диаметров и тонкостенных высокопрочных труб, развития бурения скважин уменьшенного диаметра, предотвращения спуска колонн в непродуктивные разведочные скважины.
Источник studbooks.netТехнико экономические показатели и организация бурения
Рассмотрим основные показатели бурения и строительства скважин в целом.
Механическая скорость Vм :
где h — проходка, м; t — продолжительность механического разрушения горных пород на забое или время проходки интервалов, ч.
Таким образом, Vм — средняя скорость углубления забоя. Она может рассчитываться по отдельному долоту, отдельному интервалу, всей скважине и т.д.
Рейсовая скорость Vр:
где hд — проходка на долото, м; tб- продолжительность работы долота на забое, ч; tспо-продолжительность спуска и подъема долота, наращивания инструмента, ч.
Проходка на долото — очень важный показатель, определяющий расход долот на бурение скважины, потребность в них по площади УБР.
Техническая скорость Vт (м/ст.-мес.) отражает технические и технологические возможности буровых установок, способов, режимов бурения буровой бригады:
где L — глубина скважины, м; Тпр — производительное время работы буровой бригады (мес), оно включает все время механического бурения, спуско-подъемных операций, крепления, нормативное время на ремонт, вспомогательные работы и т.д.
Коммерческая (общая) скорость Vк (м/ст.-мес):
где Тк — календарное время от начала подготовительных работ к бурению до сдачи скважины в эксплуатацию (или бригадам по испытанию скважин), мес.
Коммерческая скорость определяет, сколько скважин, тысяч метров пробурено буровой бригадой за месяц, квартал, год, сколько бригад надо иметь, чтобы выполнить план и т.д.
Цикловая скорость Vц (м/ст.-мес):
где Тц — календарное время от начала строительно-монтажных работ до окончания демонтажа буровой установки, мес.
Цикловая скорость характеризует использование буровых установок, являющихся основными фондами. Она позволяет определить, сколько буровых установок необходимо иметь для выполнения планового объема работ.
Общий уровень организации буровых, строительно-монтажных работ четко проясняется при сравнении цикловой, коммерческой и технической скоростей бурения. Чем лучше организация строительно-монтажньк работ, тем ближе Vц и Vк; чем совершеннее технология бурения, меньше аварий, тем Vк ближе к Vт.
Передовые строительно-монтажные бригады перебазируют тяжелые буровые установки за несколько часов, а в год монтируют свыше 200 буровых.
Монтаж — демонтаж крупных блоков сводился к сборке и разборке коммуникаций между блоками. Транспортировка блоков в зависимости от расстояния предусматривалась либо вертолетами, либо наземным транспортом. Цикл строительства скважины включает:
- подготовительные к строительству буровой работы (строительство подъездных путей, линий электропередач, линий связи, трубопроводов, бурение скважины на воду, выравнивание и обваловка площадки или кустового основания и др.);
- строительно-монтажные работы (сборка буровой, монтаж на новой точке);
- подготовительные работы к бурению (осмотр и наладка оборудования, оснастка талевой системы, бурение и крепление шурфа и др.);
- проводку ствола и крепление;
- оборудование устья, испытание скважины на приток, сдачу скважины в эксплуатацию;
- демонтаж буровой установки и транспортировку на новое место;
- рекультивацию земель.
В геолого-технических нарядах, выдаваемых буровым и вышкомонтажным бригадам, выдаются наряды на выполнение этих работ, приводятся сведения о геологических условиях проходки, составе пород, зонах возможных осложнений, проектной глубине, цели и способе бурения, конструкции скважины, буровой установке, режиме бурения.
Для оценки фактического использования времени на отдельные виды работ составляют баланс времени строительства скважины, где отмечаются и простои при выполнении предусмотренных работ, и время на ликвидацию аварий, осложнений, и простои по организационным вопросам. Анализ баланса времени позволяет выявить резервы для снижения непроизводительных затрат времени, увидеть возможность изменения соотношения времени между спуско-подъемными операциями, креплениями, вспомогательными работами и др.
Источник www.urbnavodu.ruТехнико-экономические показатели и документация в бурении
В НОРМАТИВНОЙ КАРТЕ указывается время механического бурения; время, затрачиваемое на СПО, наращивание инструмента, смену и проверку турбобуров, подготовительно-заключительные работы к бурению скважины, ремонтные работы и др.
К качественным показателям, характеризующим эффективность использования материальных и трудовых ресурсов, относятся следующие показатели
МЕХАНИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ бурения характеризует проходку на долото в метрах за один час работы долота на забое.
РЕЙСОВАЯ СКОРОСТЬ бурения скважины – проходка в метрах за один час механического бурения, спускоподъемных работ и производимых наращивания инструмента.
ТЕХНИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ – проходка на один станко-месяц производительной работы при бурении скважины. Продолжительность одного станко-месяца равна 30 дн. × 24 ч = 720 часов. Производительное время проходки включает время механического бурения, СПО, наращивания и вспомогательных работ(смена каната; переоснастка; смена цепей, турбобуров, ключей, элеваторов; электрометрические работы; чистка желобов)
КОММЕРЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ (общая) бурения – средняя проходка на один станко-месяц. Этот показатель характеризует уровень организации работ лишь в период бурения.
ЦИКЛОВАЯ СКОРОСТЬ бурения скважины – средняя проходка на один станко- месяц цикла строительства скважины.
После бурения скважины проводят анализ баланса времени, т.е. учет затрат времени на буровые работы по каждому из этапов строительства скважины:
1. строительно-монтажные и демонтажные работы (время работы и время простоев)
2. подготовительные работы к бурения
3. бурение (производительное и непроизводительное время)
4. вызов притока (время работы и время простоев)
СЕБЕСТОИМОСТЬ строительства скважин выражает в денежной форме все затраты на строительство скважины (стоимость основных и вспомогательных материалов, топлива и энергии со стороны; заработная плата с начислениями; амортизационные отчисления; стоимость износа бурильных труб, ДВС, инструмента; стоимость услуг со стороны)
Сметная стоимость на строительство скважины – необходимые на строительство скважины затраты.
Сметная стоимость на строительство скважины включает сметную себестоимость и плановые накопления.
ПЛАНОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ строительства скважины учитывает конкретные условия строительства скважины.
Какой-нибудь из этих показателей, отнесенных к глубине скважины, дает соответствующую стоимость или себестоимостьодного метра проходки.
Вес бурильных и обсадных колонн, отнесенных к глубине скважины, выражает расход металлана 1 метр проходки.
Количество цемента, отнесенное к глубине скважины, представляет собой расход цементана 1 метр проходки.
Смета затрат на строительство скважины включает:
1. подготовительные работы к строительству
2. строительно-монтажные работы
3. бурение и крепление (включая затраты на подготовительные работы к бурению)
4. испытание скважины на продуктивность
Это основные разделы сметы. Кроме того, в смете отражены затраты на промыслово-геофизические, топографо-геодезические и лабораторные работы; затраты на работы в зимнее время; накладные расходы; плановые накопления; составление проектно-сметной документации; дополнительные затраты.
Для составления сметы на строительство скважины в первую очередь необходимо иметь технический проект на строительство скважины.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ И СМЕТА к нему являются документами, на основании которых строят скважины.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – технико-экономический документ, в котором на основании геологических данных о районе бурения скважины, организации строительства, принятых технических решений и нормативной продолжительности бурения устанавливаются технико- экономические показатели.
К техническому проекту прилагается геолого-технический наряд.
ГЕОЛОГО-ТЕХНИЧЕСКИЙ НАРЯД – это оперативный план работы, в котором B виде таблицы приводится геологическая характеристика намечаемой к бурении скважины и основные технические и технологические решения.
Особенности определения производительности труда на предприятиях нефтегазового комплекса.
В бурении производительность труда определяют по натуральной форме оценки исходя из проходки:
Кроме того, определяют объем проходки на буровую бригаду.
Если числитель и знаменатель разделить на количество станкомесяцев полного цикла строительства скважин (С) , то
Трудовой показатель в бурении
В геологоразведке стоимостной показатель производительности труда определяется по формуле и показывает, какая получается выработка в сметных ценах на одного работника.
Si — сметная стоимость единицы измерения по видам геологоразведочных работ в рублях.
А также трудовой показатель: определяемый выработкой на нормативы трудоемкости единицы объема к численности
Где ti – стабильные нормативы трудоемкости к единице объема.
В добыче нефти можно рассчитать любой показатель, но добыча нефти отличается неравномерностью отбора нефти из месторождения в течение его эксплуатации, поэтому стоимостной и натуральный показатели производительности труда будут падать и наиболее приемлемым является трудовой показатель производительности труда.
Используется трудоемкость обслуживания одной скважины действующего фонда, таким образом получится человек на скважину
Где Э – эксплуатационный фонд скважин , единиц. Этот показатель в зависимости от условий меняется от 0,9 до 1,5 человек/на скважину.
В нефтепереработке и нефтехимии очень сложно рассчитать натуральный показатель и поэтому он не рассчитывается. В нефтепереработке и нефтехимии применяются стоимостной и трудовой показатели производительности труда.
С – цена единицы продукции
∑ Q × С – трудовая или чистая продукция(ЧП).
Чистая продукция – это товарная продукция (ТП) за вычетом материальных затрат (МЗ) и амортизационных отчислений (АО) в виде формулы: ЧП= ТП-МЗ-АО
Где: ri – доля i –того компонента в составе товарного продукта
ti – трудоемкость i –того компонента продукции
tтехн. – (технологическое) – затраты труда на 1 тонну продукта технологической установки
tцех – затраты труда цехового персонала на 1 тонну продукта технологической установки
tj – затраты на единицу j – той услуги в цехах подсобно вспомогательного хозяйства на технологическую установку
nj – норма затраты j – той услуги в цехах подсобно вспомогательного хозяйства на технологическую установку
В системе транспорта и хранения газа и нефти наибольшее распространение получили натуральные измерители производительности труда.
Например, в транспорте и хранение газа измерителями производительности труда могут быть объем транспортируемого газа на 1 работника ( в млн. м. куб ) и объем транспортной работы на 1 работника (в млрд. м. куб . км)
На нефтепроводном транспорте аналогичные показатели измеряют в тоннах и тонно- километрах.
В нефтеснабжении основной измеритель производительности труда –это объем реализации нефтепродуктов в тоннах за ГД на 1 работника предприятия, занимающего сбытом нефтепродуктов.
Q – количество транспортировки нефти или газа ( в тоннах или в куб. м.) в год
Чср/год – среднегодовая численность персонала
L – протяженность участка нефтегазопровода, км
Q×L – транспортная работа или грузооборот тонны , км, 1000 куб м ×км
В стоимостном выражении производительность труда на транспорте и в хранении нефти и газа определяется следующим образом:
Показатели трудоемкости определяются при помощи показателей трудоемкости обслуживания 100 км линейной части нефтегазпровода или одной насосной (компрессорной) станции или на 1000 кВт установленной мощности.
Подведем итог особенностям определения производительности труда нефтегазовой отрасли. Рассмотрим основные факторы роста производительности труда в отрасли:
ü Увеличение среднего дебита скважины
ü Более полное использование продукции скважины
ü Лучшее использование фондов скважин
ü Ввод в эксплуатацию новых месторождений
ü Повышение скорости бурения и скорости строительства скважин
ü Снижение простоев и аварийности
ü Укрупнение технологических установок
ü Комбинирование технологических установок
В транспорте и хранение нефтегазопродуктов:
ü Уменьшение трудозатрат на планирование объема транспорта и хранения продукта
ü Внедрение новых технологий, техники, средств механизации и автоматизации
ü Увеличение пропускной способности и надежности систем транспортировки и хранения.
Источник infopedia.su