Дорожное строительство предполагает возведение объекта, который будет служить очень долго, причем, в суровых условиях. Поэтому важно использовать долговечные материалы, которые со временем сохраняют свои свойства. И даже если коррозия и другие природные процессы влияют на покрытие или конструкцию, они не должны терять свою прочность и надежность.
Строя дорогу, службы могут использовать строительные материалы, полученные централизовано (допустим, привезенные из другой части страны) либо те, которые получены из вторичных материалов — отходов производства на заводе. Это может быть шлак, другие промышленные отходы, а также материалы, которые добываются в этом же регионе. Выбор последних очень удачен с точки зрения экономики, ведь нет серьезных трат на транспорт. Но все же приходится покупать и материалы, которые доступны не везде — это битум, цемент и т. д.
Щебень: устройство основания | Виды щебня | Применения щебня при строительстве дорог
Выбор щебня для дорожного покрытия
Дорожное полотно делают, используя бетон и щебень средней и крупной фракции. Ежегодно производится около 3 миллиардов кубометров щебня, при этом половина идет на строительство дорог. Он должен быть качественным, прочным, устойчивым к колоссальным механическим нагрузкам, ведь по нему будут ездить тонны машин, да и погода всегда будет разной. Но если для жилых домов нужно приобретать гранитный щебень, который соответствует нормам по радиоактивности, то для дорог этого не нужно.
Виды щебня для дорожного строительства
- Щебень, добытый из скалы. Это может быть гранит, доломит, известняк и другие породы. Такой материал завозят на строительство дороги для создания ее основания.
- Щебень из магматических или метаморфических пород. Его применяют для нижнего слоя дороги. При этом используется либо гранитный, либо габбровый щебень.
Особенно востребован для строительства дорог кубовидный гранитный щебень. Он идеально укладывается на дорожное покрытие, поэтому более стойкий и практически не образует трещин. За счет подобных свойств этого материала дороги из него имеют вдвое больший срок эксплуатации. Кроме того, за счет применения кубовидного щебня не нужно столь много добавлять в асфальт битума и цемента. Поэтому такой материал стоит использовать чаще, ведь он значительно упрощает процесс укладки асфальта.
Почему стоит выбирать гранитный щебень?
Гранитный щебень применяется в строительстве дорог чаще всего, и это вполне объяснимо. Во-первых, сложно найти наполняющий материал, который бы лучше него соответствовал всем требованиям по дорожному покрытию. Именно из гранита делают бетон, из которого возводят мосты, железнодорожные конструкции, элементы трамвайных путей.
Гранит идеален еще и тем, что содержится в большом количестве в природе. Его можно найти в любых магматических породах. Этот камень очень крепкий и прочный. Щебень из гранита делят на несколько фракций, в зависимости от размера зерна. Самая маленькая фракция — гранитная пыль, самая же большая — очень крупная фракция.
Какую фракцию щебня выбрать?
Для дорожного строительства идеально подходит фракция 20-40 и 40-70. А вот известняк уже значительно реже применяют, ведь он очень уступает граниту по прочности, склонен к выветриванию. Эту породу используют только там, где нужен материал, стойкий к перепадам температуры.
Источник xn--80aadcqb5a2abjxm9g0b.xn--p1aiЩебень в строительстве дорог
Строительство и ремонт дорог осуществляются во всех регионах Российской Федерации с использованием различных строительных материалов, среди которых важную роль занимает щебень различных фракций, получаемый в процессе обработки горного сырья, а также из отходов металлургического производства.
Характеристика щебня
Щебень– это сыпучий материал, состоящий из зерен размером более 5 мм вырабатываемый путем дробления различного исходного сырья.
Щебень имеет классификацию с использованием основных параметров:
- по плотности фракций;
- по размеру зерен;
- по содержанию лещадных зерен;
- морозостойкости;
- по прочности;
экологической безопасности (наличия радиоактивного фона).
Для осуществления строительства дорог в пределах населенного пункта разрешается использовать материал 2-го класса с показателем не более 740 Бк/кг.
Классификация щебня по исходному материалу
Для производства щебня используются различные исходные материалы, что позволяет классифицировать по данному признаку:
- гранитный;
- гравийный;
- известковый; ;
- шлаковый,
которые используются при проведении различных работ и изготовления железобетонных изделий.
Щебень гранитный
Щебень гранитный вырабатывается путем дробления гранитных пород и является наиболее распространенным материалом, используемым в строительстве.
Данный вид щебня подразделяется на фракции с размером зерна:
0 – 0.5 см (отсев) используется для производства дорожного покрытия (асфальтобетона);
0 – 1 см (отсев);
0.5 – 1 см используется в качестве добавки при выработке различных видов бетона и изготовлении железобетонных конструкций;
0.5 – 2 см используется для заливки фундаментов, производства ЖБИ и бетона;
2 – 4 см используется для отсыпки полотна автомобильных и железных дорог, изготовления конструкций, бетона;
2.5 – 6 см используется для отсыпки железнодорожного полотна;
2 – 7, 4 – 7 см применяется для заливки конструкций жилых зданий, промышленных объектов, при строительстве автомобильных дорог;
7 – 12 см, 12 – 15, 15 – 30 см камень бутовый служит материалом для кладки заборов, откосов, бассейнов.
Щебень гранитный отвечает самым высоким требования к материалу:
прочный М 800 – 1200, высокопрочный М 1400 – 1600;
воздействие перепада температур М 300 – 400;
лещадность 5 – 23%;
радиоактивный фон менее 370 Бк/кг.
Известковый щебень
Щебень известковый вырабатывается путем обработки известняка. Применяется для отсыпки дорог и изготовления ЖБИ.
Вторичный щебень
Материал, получаемый обработкой вторичного сырья (железобетонных конструкций, битого кирпича, асфальта). Используется для укрепления грунта, изготовления бетона, отсыпки дорог.
Шлаковый щебень
Щебень шлаковый производится из отходов металлургической промышленности путем дробления. Используется для изготовления бетона, отсыпки дорожного полотна.
Щебень гравийный
Щебень гравийный вырабатывается из гравия в процессе дробления сырья на фракции 0.3 – 1 см, 0.5 – 2 см, 0.5 – 4 см, 2 – 4 см. Гравий – это камни, не имеющие сколов округлой формы, добываемые по берегам рек или на морском побережье.
По своим характеристикам незначительно уступает гранитному щебню:
- Обладает экологической безопасностью (низким уровнем радиоактивного фона), что позволяет использовать материалы с использованием гравийного щебня в жилых кварталах и местах общественного пользования.
- Гравийный щебень является более распространенным и доступным материалом по более низкой цене, что значительно расширяет сферу его применения.
- Добыча гравийного щебня осуществляется более дешевым способом, что позволяет его использовать в промышленном и гражданском строительстве и для осуществления различных работ в садоводческих товариществах.
Применение щебня различных фракций
Щебень различных фракций имеет различное применение:
- 0 – 0.5 см – мелкий щебень (отсев) в основном используется для производства дорожного покрытия асфальтобетона, отдельных видов бетона и для отсыпки дренажного слоя при строительстве объектов.
- 0.5 – 2 см – щебень данной фракции является наиболее востребованным материалом используемым:
— для производства бетона;
— для отсыпки дорожного полотна;
— для изготовления покрытия взлетных полос аэродромов. - 2 – 4 см – применяется для отсыпки дорог, производства бетона используемого для заливки фундаментов производственных объектов, а также отсыпки полотна для трамваев и железнодорожного транспорта.
- 2 – 7 см – используется для производства бетона применяемого для заливки больших объемов различных конструкций (плотин, гидроэлектростанций);
- 7 – 30 см используется для отделки бассейнов, водоемов, ограждений, откосов.
Использование щебня при дорожном строительстве
Характеристики щебня необходимого для отсыпки дорожного полотна и изготовления конструкций регламентируются ГОСТ 3344-83.
Основными критериями выбора материала являются:
- доступность (местное производство);
- минимальные издержки на транспортировку к месту проведения работ;
- качественные характеристики (прочность, морозостойкость, экологическая безопасность);
- стоимость.
Проведение строительных работ
Специализированные строительные компании осуществляют различные виды работ по строительству и ремонту дорог различного назначения. Работы производятся с применением высокопроизводительной техники и опытного профессионального персонала на основании заключенных договоров с предоставлением гарантии качества.
Смотрите также:
Виды строительного песка
Газогенератор на дровах
Фундамент из бутового камня
Искусственный пруд на даче
Источник stroyshheben.ruВыбираем строительный щебень для дороги
Щебень — универсальный строительный материал, который получил широкое распространение в сфере строительства. Его получают путем дробления более крупных кусков разных пород — гранита, известняка, мрамора и других. Поскольку щебнем называется много материалов с разными составами, о его применении есть много информации. Например, его используют в следующих сферах:
- производство бетонов;
- укрепление слабого грунта;
- создание фундамента;
- ландшафтный дизайн.
Сказать, какой щебень лучше — крупный или мелкий — можно только с учетом того, для чего он будет использоваться. Например, очень активно применяют этот материал в строительстве дорог. Об этом и расскажем более подробно.
Виды щебня для работ в дорожном строительстве
По происхождению выделяют такие варианты щебня:
-
; ; ;
- шлаковый;
- сланцевый; .
Но если мы говорим о том, как выбрать щебень для стройки дорожного полотна, нужно по отдельности разбираться в типах конструкций. У каждой есть свои особенности, технологические требования.
Грунтовые дороги
Это дороги с небольшим трафиком, поэтому они относятся к 4-5 категориям. Лучше всего для этих объектов подходит щебень с фракциями 20-70 и 20-80. Выбор материала зависит от того, какая нагрузка будет оказана на дорогу. Если она высокая, выбирают серпентинит, амфиболит, диорит, габбро, гранит. Для подъездов к частному дому, если по ним будут передвигаться только легковые автомобили, достаточно таких решений, как мрамор или известняк.
Асфальтированные дороги
Многослойные конструкции тоже никак не обходятся без щебня. По технологии в данном случае допускается несколько разных пород, но на деле применяется в основном гранит. Габбро, амфиболит и серпентинит не уступают граниту по свойствам, но все же менее распространены из-за особенностей добычи, доставки и других моментов.
Щебень используют не только для строительства дороги, но и для производства самого асфальта. Для этих целей берут разные виды фракций — 5-10, 5-20, а также 20-40. Речь идет о граните или габбро (что реже).
Железные дороги
К щебню, который используется для строительства железных дорог, предъявляются особо строгие требования. Он подвергается сильному воздействию вибрации, должен выдерживать перепады температуры и много других негативных факторов. Обычно для этих целей покупают гранит с фракцией 25-60 или амфиболит с фракцией 40-120. Второй материал лучше всего подходит для насыпей.
Обустройство дорожек для частного дома
Из предыдущей информации уже ясно, что к обустройству дорожек, которые испытывают минимальные нагрузки, предъявляется не так много требований. В данном случае подходит не самый прочный щебень — например, известняковый.
Читайте подробнее на эту тему в нашей публикации: “Как выбрать щебень для дорожек на даче”
Характеристики строительного щебня
Есть много характеристик, которые нужно учесть. Нельзя просто сказать, какой щебень лучше для дороги — важно еще посмотреть все параметры материала. Из них наибольшее значение имеют следующие.
Прочность
Для дорог с большой нагрузкой — обычно это путепроводы, мосты и автомагистрали — используют марки М1200-М1400. Они наиболее прочные и не дробятся даже при серьезном воздействии. В основе сырья обычно лежат гранит, амфиболит.
Для дорог со средним трафиком подходят марки М800-М1000, а для грунтовых (и обочин) выбирают более доступное решение — М600-М1000. В последнем случае ставка часто делается на мрамор, известняк, диорит. Эти варианты активно используются и для обустройства временных дорог при строительстве. Но если пути нужны для подъезда тяжелой техники, этого решения будет недостаточно.
Истираемость
Для этого показателя используют такие обозначения, как И1, И2, И3. Первый вариант подходит для дорог с активным трафиком, а второй и третий — для дорог с небольшим количеством машин.
Определять эту характеристику важнее всего для щебня, который используется при изготовлении асфальта. То есть она сильнее всего влияет на долговечность верхнего покрытия, которое непосредственно контактирует с техникой.
Морозостойкость
Если уровень морозостойкости материала не соответствует технологии, в зимнее время замерзающая вода будет разрушать структуру покрытия. Хорошие показатели устойчивости к морозам начинаются от марки F100. Но если позволяют средства, лучше ориентироваться на F300-400. Числа в данном случае обозначают, сколько циклов замораживания и размораживания материал выдержит без изменений.
Чтобы применение щебня в строительстве дорожного полотна было максимально оправданным, выбирают наиболее качественный вариант из доступных. Если не экономить сначала, потом не придется тратить много денег на ремонт дороги и других объектов.
Лещадность (она же форма камней)
Форма щебня влияет на качество его уплотнения, количество промежутков между отдельными элементами. Когда материал прессуется максимально плотно, его долговечность и прочность становятся максимально высокими. По этой причине для дорог предпочтителен материал с кубовидными зернами, приблизительно одинакового размера. Допускается небольшое включение игловидных и плоских элементов. Чем их больше — тем выше лещадность щебня, что негативно сказывается на качестве дорожного полотна.
Процент слабых пород
Щебень не всегда однороден. Нередко в материале попадаются включения менее качественных пород или просто слишком слабые камни. Наиболее строгие правила относительно таких включений наблюдаются при выборе материала для дорог с высоким трафиком. Их объем по правилам не составляет более пяти процентов. Если речь о грунтовых дорогах, показатель допустимо увеличивать, но в пределах разумного.
Процент пылевидных, глинистых частиц
Особенности при выборе щебня
Выбирая щебень для бетона, изготовления асфальта, обустройства основания под дорожное полотно или других целей, смотрите не только на те характеристики, которыми описывается материал. К сожалению, в этой сфере не всегда указанные параметры определяют продукт на 100%. Не менее важной является репутация той компании, у которой покупается строительный материал. Хорошо, если поставщик занимается ограниченным количеством материалов, то есть он сконцентрирован на качестве конкретных товаров и не распыляется на внушительный каталог. Большим плюсом станут гибкие условия доставки, ведь на нее тоже тратится немало, если поставщик выбран неправильно.
Будьте внимательны с выбором — и тогда покупка щебня для строительства полностью оправдает себя качеством материала и его долговечностью.
Источник werton.ru