Какую поэму евтушенко посвятил строительству

Содержание

Настоящая фамилия поэта – Гангнус. Он уроженец Иркутской области. Именно сибирская земля дала будущему поэту силу, твердость и умение стойко переносить все невзгоды. Евгений появился на свет в жаркий летний день 1932 года в небольшом городке с неласковым названием Зима. Позже его метрику перепишут, заменив год рождения на 1933, чтобы оформить документы для эвакуации.

Мальчик рос в атмосфере творчества. Мама Зинаида Ермолаевна, заслуженный деятель культуры, актриса, с малых лет читала ему стихи и прозу, воспитывала его на лучших образцах мировой художественной литературы. Отец Александр Рудольфович занимался написанием стихов, всегда старался заниматься с сыном литературой серьезно, водил его на литературные встречи в МГУ. Мальчик слушал голоса Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Александра Твардовского. Многие талантливые поэты, писатели и артисты того времени бывали и в доме Гангнусов.

Женя начал читать в 6 лет. Его первые книги были совсем не детскими: Мопассан, Дюма, Флобер, Сервантес. Его юношеские мечты уносили его во времена рыцарей, отважных героев, защитников простых людей. Примером для мальчика был и его отец.

Вечер в Концертной студии Останкино с поэтом Евгением Евтушенко (1979)

Позже Евтушенко напишет: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском… Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Бокаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире и не замечал никого и ничего вокруг…»

Мальчишка мечтал жить, как герои романов, яркой, насыщенной подвигами жизнью. Действительность оказалась намного сложнее и прозаичнее. Спустя короткое время из семьи ушел отец будущего поэта Евтушенко, Александр, в биографии его, тем не менее, оставив заметный след. Женя остался с матерью. Впереди была Великая Отечественная война, годы эвакуации и новая взрослая жизнь.

Военное и послевоенное время

Тревожные военные годы Евгений с матерью провели в эвакуации в Сибири. Для выправки необходимых бумаг пришлось переписать метрику. Дело в том, что детям до 12 лет не нужно было оформлять пропуск. Мать приняла решение исправить год рождения сына с 1932-го на 1933-й. Так, по документам будущий поэт помолодел на один год.

В 1944 году, когда угроза взятия столицы миновала, сын и мать Евтушенко вернулись в Москву. Евгений пошел в среднюю школу. Учеба не вызывала у мальчика большого восторга, особых успехов он тоже не имел.

Неподдельный интерес юный Евтушенко испытывал к занятиям в поэтической студии при местном Доме пионеров. Здесь он мог часами общаться с единомышленниками, слушать рассказы преподавателей, спорить о жизни и искусстве.

Вскоре в школе, где он обучался, произошел пожар, сгорели журналы с оценками. Вину возложили на нерадивого ученика Евтушенко. Это было несправедливо, и Женя тяжело переживал случившееся. Из школы он был исключен. Принял решение уехать с геологами в Казахстан, затем на Алтай.

Живая история. «Евгений Евтушенко. Поэт, который угадал эпоху»

Первые шаги в литературе

Сочинять Евгений начал рано. Его первые опусы были несовершенны. Но он старательно оттачивал каждую строчку, работал над рифмой. В 1949 году газета «Советский спорт» опубликовала его первые поэтические строки. Окрыленный успехом, юноша решает связать свою судьбу с писательским творчеством и поступает в Литературный институт имени Максима Горького.

Студент Евтушенко разительно отличался от однокурсников. Он смело выражал свою точку зрения на вещи, которые многие в те годы старались не обсуждать публично. Не стеснялся в выражениях, критиковал несовершенство политики государства. Учеба в вузе не задалась. Он был отчислен с официальной формулировкой «за пропуски».

Истинные причины остались за кадром.

Стихи

В такой творческой атмосфере юный Женя был развит не по годам и старался подражать взрослым,также сочиняя стихи. В 1949 году в одном из номеров газеты «Советский спорт» впервые опубликовали стихотворение Евтушенко.

В 1951 году Евгений поступил в Литературный институт имени Горького и вскоре был отчислен за непосещение лекций, но истинная причина крылась в публичных высказываниях, неприемлемых для того времени. К слову, диплом о высшем образовании Евтушенко получил только в 2001 году.

Евгений Евтушенко на сцене

Евгений Евтушенко на сцене

Отсутствие высшего образования не мешало молодому дарованию добиваться успехов в творчестве. В 1952 году издается первый сборник «Разведчики будущего», состоящий из восхваляющих стихов и пафосных лозунгов. А старт серьезной карьере поэта дали стихи «Перед встречей» и «Вагон». В этом же году Евтушенко принимают в Союз писателей СССР, и двадцатилетний паренек становится самым молодым участником организации.

Настоящую известность юному поэту приносят такие работы, как «Третий снег», «Стихи разных лет» и «Яблоко». Всего за несколько лет Евгений Евтушенко добивается такого признания, что его зовут выступать на поэтических вечерах. Свои стихи молодой поэт читал вместе с такими легендами, как Булат Окуджава, Роберт Рождественский и Белла Ахмадулина.

Кроме стихов, из-под его пера вышла полюбившаяся читателям проза. Первое произведение «Четвертая Мещанская» было опубликовано в 1959 году в журнале «Юность», позже в свет вышел второй рассказ «Куриный бог». Свой первый роман «Ягодные места» Евтушенко выпустил в 1982 году, а следующий, «Не умирай прежде смерти», через одиннадцать лет.

В начале девяностых писатель переехал в Соединенные Штаты, но и там не прекратил творческую деятельность: читал курсы русской поэзии в местных университетах и даже выпустил несколько произведений. Евгений Евтушенко издает свои сборники до сих пор. Так, в 2012 году выходит «Счастья и расплаты» и еще через год — «Не умею прощаться».

За время его творческой жизни было издано более ста тридцати книг, а его произведения читают на 70 языках мира.

Евгений Евтушенко на сцене

Евгений Евтушенко на сцене

Евгений Александрович не только получил признание среди читателей, но и заслужил бессчетное количество наград. Так, Евтушенко был лауреатом Нобелевской Премии по литературе, Государственной премии СССР и премии «Тэфи». Поэт награжден «Знаком Почета» и медалью «За заслуги перед Отечеством» — и это лишь малая часть наград. Именем писателя названа малая планета Солнечной системы, которая носит название 4234 Evtushenko. Также Евгений Александрович является почетным профессором Королевского колледжа в Квинсе, университета Санто-Доминго, университета новой школы в Нью-Йорке «Нonoris Causa» и в Питсбургском университете.

Формирование поэтического наследия

1952 год в биографии Евгения Евтушенко ознаменовался появлением первой печатной книги стихов «Разведчики грядущего». Это был сборник ранних произведений поэта. Сам автор считал его незрелым и наивным. Тем не менее благодаря этому изданию его высоко оценили коллеги по писательскому цеху.

Позже он признается: «Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».

Евгений Евтушенко стал самым молодым членом писательской организации Советского Союза. Благодаря своему возрасту он занял в ней пост секретаря комсомольской организации.

Евтушенко читает стихи

В шестидесятые годы XX столетия на литературную арену выходит целая плеяда молодых талантливых авторов: Ахмадулина, Вознесенский, Окуджава, Рождественский. Они буквально ошеломили читателей независимостью суждений, смелостью мыслей и нестандартностью подачи материала. В этом ряду свое почетное место занял и Евгений Евтушенко. Биографией поэта Евтушенко заинтересовалась широкая читающая аудитория.

Вместе с коллегами и единомышленниками поэт собирает на свои выступления целые стадионы, декламирует на площадях и улицах. В этот период традиционными стали литературные вечера, проводимые в одном из помещений Политехнического музея.

Евтушенко, Окуджава, Вознесенский, Рождественский

Один за другим в свет выходят поэтические сборники «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко», «Нежность», «Взмах руки». Его сочинения отличает разнообразие настроений и широта жанров и образов. Автор уверен, что поэт имеет право на большее, чем обычный человек. Он видит дальше, чувствует жизнь острее, способен судить о жизни свободнее и правдивее. Он утверждает: «Поэт в России больше, чем поэт».

Строки его опусов просты и близки людям. Лирические стихи, антивоенные призывы и даже незамысловатая ода пиву – все находит отклик в душе советского читателя и слушателя. Его стихи созвучны времени оттепели, наступившей в стране.

Поэзия и проза

Становление литератора

В 1952 году, после опыта геологической экспедиции на Алтае, участия во Втором Всесоюзном совещании молодых писателей, выхода первого поэтического сборника «Разведчики грядущего» и даже первых атак со стороны литературных критиков, Евтушенко поступил в Литературный институт имени Максима Горького. Здесь он экспериментировал с переводами с осетинского языка и сдружился с Робертом Рождественским. Евтушенко много путешествовал по Грузии и был пленён этой прекрасной страной.

Евгений Евтушенко в молодости

Евгений Евтушенко в молодости

В начале 50-х в стране начался поэтический бум. Свои стихи со сцены регулярно читали молодые таланты: Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина (его будущая жена), Булат Окуджава и Роберт Рождественский. Знаменитый Политех замирал, когда поэты выходили на сцену. Тогда же свои стихи читал и Евтушенко. В 1955 году он стал самым молодым членом Союза писателей СССР.

Самый молодой и самый старый (Николай Телешов) члены Союза писателей

Самый молодой и самый старый (Николай Телешов) члены Союза писателей

На последнем курсе Евгений был исключен из института с пометкой о «дисциплинарных взысканиях» и за признание романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева, критикующего советскую бюрократическую систему.

Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский

Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский

В это же время у Евгения вышло несколько новых сборников, которые расхватывались в книжных магазинах, как только туда попадали. В их числе «Третий снег» (1955) и «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959) и «Яблоко» (1960).

Евгений Евтушенко в 50-х

Евгений Евтушенко в 50-х

В 1957 году, Евтушенко написал главное стихотворение того периода под названием «Лучшим из поколения» — оно было посвящено шестидесятникам. Тогда же судьба близко свела его с Булатом Окуджавой – Евтушенко помогал ему с публикацией сборника стихов.

Все больше внимания Евтушенко уделял переводам стихов поэтом Грузии и Азербайджана. Летом 1957 он сыграл свадьбу с Беллой Ахмадулиной.

60-е годы: лучшие работы и травля

В начале 60-х Евгений начал печататься в оппозиционных журналах “Новый мир”, “Знамя” и “Юность”, в редколлегию которого входил и он сам. Евтушенко поддерживал Бродского, Солженицына и Даниэля, подвергавшихся в то время политическим гонениям. Однако, несмотря на политичность и оппозиционность творчества, стихами Евгения уже зачитывались все вокруг.

Реакцию его творчество вызвало довольно противоречивую — поэта критиковали, хвалили и ругали одновременно. Так или иначе, палитра настроений, скрытая в стихах Евтушенко, не оставляла равнодушным никого. Евгений Евтушенко читает стих «Мне нравится, когда мне кто-то нравится» (1962) Он много путешествовал по зарубежным странам (США, страны Европы и Африки), особенно после расставания с Ахмадулиной, а поездка на Украину вдохновила его на создание трагичной поэмы «Бабий яр» (1961), которая была раскритикована многими партийными фигурами, включая лично Никиту Хрущёва, зато положила начало дискуссии об антисемитизме в советском обществе. Евгений Евтушенко: «Бабий Яр» В том же году в соавторстве с Марком Бернесом и Эдуардом Колмановским была написана песня «Хотят ли русские войны». Слова Евгений написал после визита в США: самым частым вопросом о СССР и русских был именно тот, что звучит в названии песни.

Евгений Евтушенко и американский классик Роберт Фрост (1962)

Евгений Евтушенко и американский классик Роберт Фрост (1962)

В начале 60-х он как корреспондент газеты «Правда» побывал на Кубе: познакомился с лидерами кубинской революции Фиделем Кастро и Че Геварой, начал сотрудничать с кубинскими коллегами и первым перевел их стихотворения на русский язык.

Евгений Евтушенко на обложке журнала Time, 1962 год

Евгений Евтушенко на обложке журнала Time, 1962 год

Творчество Евгения Евтушенко получило новый виток — именно тогда были написаны его знаменитые произведения-манифесты, вызвавшие бурную реакцию общества: «Наследники Сталина» (1962), «Братская ГЭС», «Баллада о браконьерстве» и другие. Именно в «Братской ГЭС» впервые прозвучал лозунг, ставший визитной карточкой Евгения: «Поэт в России – больше, чем поэт!».

Рабочий кабинет поэта

Рабочий кабинет поэта

В марте 1963 года по «разнарядке» Хрущёва в обществе начинается травля ряда литераторов, в числе которых оказался и Евтушенко. На его книгу «Преждевременная автобиография» были написаны около тысячи заказных негативных рецензий и массивная книга «Куда ведет хлестаковщина?» от критиков Оганина и Панкина. Евгений Евтушенко: «Пока убийцы ходят по земле» (1965) Ответом на гонения стало путешествие Евтушенко в Сибирь. Он написал серию «печорских» стихотворений, воочию увидел строительство Братской ГЭС (и начал писать об этом поэму), побывал на станции Зима, где провел военные годы.

Молодой Евгений Евтушенко. Фото в цвете

Молодой Евгений Евтушенко. Фото в цвете

В апреле 1964 года Юрий Гагарин, лично знакомый с Евтушенко, пригласил поэта на вечер в честь 12 апреля в Звездный городок, прочитать что-нибудь из своего творчества. В присутствии Евтушенко сидящий рядом с Гагариным генерал возмутился и потребовал отменить выступление опального поэта. Заступничество Гагарина не помогло. Униженный, Евтушенко выбежал из здания, в ливень. Нашли его в Центральном Доме Литераторов: Евгений сидел, сжимал листки со стихами, глушил водку и плакал навзрыд.

Евтушенко был знаком с Гагариным

Евтушенко был знаком с Гагариным

В 1968 году, после ввода советских танков в Прагу, Евтушенко создает стихотворение «Танки идут по Праге». В ответ 12 его коллег пишут обращение Леониду Брежневу и требуют лишить Евтушенко гражданства СССР. Из-за этого его лишили главной роли в фильме Эльдара Рязанова «Сирано де Бержерак», а производство фильма было остановлено. Евтушенко отправился в путешествие по Южной Америке, по возвращении едет на Байкал, затем – во Вьетнам.

Несмотря на гонения, имя Евтушенко наравне с именами Рождественского, Ахмадулиной, Окуджавы, стало символом Оттепели.

В начале 70-х Евтушенко едет в США, где пишет и издает сборник «Краденые яблоки», пишет поэму «Под кожей статуи Свободы», которая легла в основу одноименного спектакля Юрия Любимова, ставившегося в театре на Таганке. Поплуярность поэта в США не уступала известности в СССР. С ним с удовольстием встерчались первые лица страны и деятели искусства.

Встреча с Ричардом Никсоном (1972)

Встреча с Ричардом Никсоном (1972)

Произведения Евтушенко печатаются, на 40-летие его награждают Знаком Почета, однако авторский вечер, который должны были показать на Центральном телевидении, все-таки был отменен.

В это время он знакомится с переводчицей Джен Батлер, ирландкой, будущей женой. Впоследствии он много времени проводил в Британии, в Лондоне на свет появились их сыновья Александр и Антон.

В 70-х Евтушенко всерьез увлекся фотографией

В 70-х Евтушенко всерьез увлекся фотографией

Первым роман им был выпущен в 1981 году, назывался он «Ягодные места» и был посвящен русской жизни и поиску места человека в истории.

Перестройка

Когда грянула Перестройка, Евтушенко поддержал перемены, вошел в общество поддерживавших Перестройку литераторов «Апрель», активно печатался, в 1986 выступал на антиядерном форуме. Он стал секретарем правления Союза писателей и народным депутатом СССР, продолжая писать стихи.

Выступление на съезде народных депутатов в 1989 году

Выступление на съезде народных депутатов в 1989 году

Начинают выходить стихотворения поэта, ранее не опубликованные из-за цензуры. Он пропагандировал девиз «Политика – привилегия всех» (в 1990 под этим названием выйдет его автобиография), предлагал воздвигнуть мемориал людям, пострадавшим от советской традиции культа личности.

Евгений Евтушенко на митинге в Москве (4.02.1990)

Евгений Евтушенко на митинге в Москве (4.02.1990)

В 1990 году за поддержку Перестройки Евгений Евтушенко был удостоен звания сопредседателя Всесоюзной ассоциации писателей “Апрель”. В этот же период им были написаны стихи “Дай бог”, “Потеря” и “Нет лет”.

Новое время

В 1991 году поэт заключил контракт с американским университетом в Оклахоме и уехал в США вместе с семьей, чтобы преподавать.

Евгений Евтушенко в окружении американских студентов

Евгений Евтушенко в окружении американских студентов

Поэт часто возвращался в Россию для общения с коллегами и презентации новых книг. В середине девяностых увидел свет второй – «Не умирай прежде смерти».

В 2005 году после терактов в Лондоне, на которые многие жители России отреагировали со злорадством, Евтушенко написал злободневное стихотворение “Так им и надо!”. Его главной темой стала радость чужим бедам, взращенная сталинизмом.

Евтушенко читает «Со мною вот что происходит» В феврале 2014 года Евтушенко выступил с обращением к народу Украины со стихотворением “Государство, будь человеком!”, написанным в разгар протестов. Евгений высказал свою позицию против политической вражды, о.

Творческие эксперименты

Популярности Евтушенко прибавляют скандальные публикации литературных критиков. Он специально выбирает актуальные политические темы и выражает свою позицию, часто отличную от официальной. Так появились в печати его «Наследники Сталина», «Братская ГЭС», «Баллада о браконьерстве». По большей части его ранние поэтические зарисовки отличаются повествовательностью, обилием деталей, но вместе с тем грешат чрезмерными длиннотами, излишней декламацией и отсутствием глубины проникновения в тему.

Читайте также:  Линейный итр в строительстве кто это

Его увлекают игра слов и звуковых сочетаний. Подобно Маяковскому, Евгений Евтушенко ломает привычные строки, рифмы, ритмы. Его честолюбивое стремление стать трибуном времени, поразить аудиторию вычурными фразами накладывает отпечаток на стихи: они теряют глубинный смысл.

Биография и творчество Евтушенко интересны широкой публике. В переполненных залах театров и домов культуры он читает со сцены стихи собственного сочинения и других авторов. Появляются диски и аудиокниги с записью голоса автора.

Евтушенко декламирует свои стихи

Помимо поэтических произведений в творческой биографии Евтушенко нашлось место и для прозы. Поначалу это были повести и рассказы. Среди любимых читателями – «Четвертая Мещанская» и «Куриный бог». Первым романом стал «Ягодные места», а через 11 лет после него известность автору добавил «Не умирай прежде смерти».

Кинематограф

В кинематографе Евтушенко известен как актёр, режиссёр-постановщик, автор-сценарист, а также как автор стихов к песням на музыку к кинофильмам.

1964 — «Я Куба», режиссёр Михаил Калатозов). Евтушенко — автор сценария.

1965 — «Застава Ильича», режиссёр Марлен Хуциев. Евтушенко появляется в документальной вставке о вечере поэзии в Политехническом музее

1970 — «Литературный концерт», режиссёр Александр Белинский, «Лентелефильм»), эпизод «Четвёртая Мещанская», по рассказу Евтушенко, — актёры Зоя Соколова и Александр Семёнов.

1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», режиссёр Эльдар Рязанов. Евтушенко — автор стихов песни М.Таривердиева на стихотворение «Со мною вот что происходит…» в исполнении Сергея Никитина.

1977 — «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов. Евтушенко автор слов к песне «Нас в набитых трамваях болтает…», музыка Андрея Петрова

1978 — «И это всё о нём». Евтушенко автор слов к песням, звучащим в фильме.

1979 — «Взлёт», режиссёр Савва Кулиш. Евтушенко — актёр. В этом фильме он сыграл главную роль, роль К. Э. Циолковского.

1983 — «Детский сад». В этом фильме Евтушенко — режиссёр и актёр.

1990 — «Похороны Сталина». Евтушенко — автор сценария, режиссёр, актёр.

Документалистика

1979 — Наш Пушкин, «Лентелефильм», реж. Владислав Виноградов

1984 — Мои современники, «Лентелефильм», реж. Владислав Виноградов

1990 — Пророки в своём отечестве, «Лентелефильм», реж. Олег Рябоконь, — хроника: Евтушенко читает стихи на похоронах А. Д. Сахарова.

Музыка и кино в жизни Евтушенко

В 60-е годы плодотворным было сотрудничество поэта с композиторами. Поэма «Бабий яр», написанная им в 1961 году, вдохновила Дмитрия Шостаковича на создание своей 13-й симфонии, получившей мировое признание. Песни на стихи Евгения Евтушенко исполняли звезды эстрады: Муслим Магомаев, София Ротару, Александр Градский, Алла Пугачева, Александр Малинин, Игорь Тальков и другие.

Он сотрудничал с композиторами-песенниками Саульским, Крылатовым, Колмановским. Известные рок-оперы «Казнь Степана Разина» и «Идут белые снеги» созданы на основе его стихотворных произведений. Стихи Евтушенко исполняли со сцены многие российские артисты.

В 1964 году Е. Евтушенко стал автором сценария к фильму «Я – Куба». Это был результат сотрудничества с Энрике Пинеда Барнет. Успешно пробовал сниматься сам. Его роль Циолковского в кинокартине «Взлет» сделала его звездой экрана. Были и эпизодические роли в лентах «Детский сад» и «Похороны Сталина».

Гражданская позиция

Политические оппоненты и беспристрастные наблюдатели отмечали, что поэт умел находить общий язык с властями при любом режиме.

В первый сборник стихов вошли такие задушевные строки о Сталине:

… В бессонной ночной тишине Он думает о стране, о мире, Он думает обо мне. Подходит к окну. Любуясь солнцем, Тепло улыбается он. А я засыпаю, и мне приснится Самый хороший сон.

Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100 летнему юбилею Ленина. По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и т. п.) — следствие влияния пропаганды.

В 1962 в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным, стихотворение «Наследники Сталина», приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения: «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. В 1969 был награждён орденом «Знак Почёта».

Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я — за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987.

В 1990 стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

Общественная деятельность Евтушенко

Желание непосредственно участвовать в общественной и политической жизни страны приводит поэта на депутатские выборы. Весной 1989 года он безоговорочно побеждает в голосовании и становится народным избранником от Харькова. Этот пост он не покинет до развала Союза.

Евтушенко на заседании

Биография Е. Евтушенко тесно связана и с деятельностью писательской организации. В это время он работает секретарем Правления Союза писателей СССР (с 1991 года – Содружества писательских союзов). Кроме того, Евгений Александрович – один из председателей ассоциации писателей «Апрель» и член общественной организации «Мемориал».

Жизнь и творчество в эмиграции

В начале 90-х в биографии Евтушенко происходят перемены. Он подписал контракт о сотрудничестве с Талсовским университетом штата Оклахома в США и уехал туда преподавать. Там он и остался жить со своей семьей, изредка навещая Родину.

Евгений Александрович читал курс лекций на тему поэзии и творчества. В это время он продолжал заниматься и своими произведениями. Появляются «Счастье и расплата», «Не умею прощаться».

Евгений Евтушенко в Америке

Биография Евтушенко. Личная жизнь

Евгений Александрович уважал и ценил прекрасный пол. Еще в ранних творениях он посвящал дамам лирические, полные восхищения и эротизма строки. Он не был ханжой и открыто писал о том, что было ему интересно. В юношестве – это любовь, секс, влечение к противоположному полу.

В его жизни было 4 любимых женщины. Первая жена – Белла Ахмадулина – была рядом всего 4 года. Слишком силен был дух соперничества двух талантливых художников слова.

Брак со второй супругой Галиной Сокол-Лукониной также был недолгим. Она всегда указывала на достоинства и недостатки произведений спутника жизни, критиковала его манеру письма, что нередко приводило к ссорам. Галина была бездетна, и пара приняла решение усыновить ребенка. Так у Евгения Александровича появился первый сын Петр.

С женой Галиной Сокол-Лукониной

Еще двух сыновей — Александра и Антона — родила Евтушенко третья жена — ирландка Джен Батлер. Она была горячей поклонницей его таланта, но стать верной спутницей по жизни не сумела.

Самым прочным стал брак писателя с Марией Новиковой. Она была далека от искусства, имела более земную профессию врача, была умной, спокойной и рассудительной женщиной. С ней Евтушенко прожил 26 лет. В браке родилось еще двое сыновей — Дмитрий и Евгений.

С Марией Новиковой, последней женой

Поэт признавался в интервью, что все его жены были достойными и прекрасными людьми, а в разводах был виноват только он.

Стиль автора

Манера Евгения Евтушенко всегда вызывала много споров и суждений. Его обвиняли в излишней пафосности и самолюбовании. Довольно негативно характеризовал стиль поэта Иосиф Бродский. Он писал: «Евтушенко? Вы знаете – это не так все просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он еще худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя.

По репродукции самого себя… У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела».

Хорошо это или плохо, но в строках Евтушенко всегда определена гражданская позиция поэта и человека. Он не просто рифмует слова, он разговаривает с читателем по поводу, обсуждает, высказывает свое мнение. Это нравится не всем. Но то, что автор имеет свой неповторимый стиль, абсолютно бесспорно.

В биографии Евгения Евтушенко всегда находилось место и для восхищенных читателей, и для возмущенных критиков. Но своей манере в угоду толпе он не изменял.

Критика

Литературный стиль и манера Евтушенко давала обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, литературовед Николай Гладких писал о поэме «Фуку!»:

«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное — говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать»

— далее критик упрекает Евтушенко в скрытом подражании Маяковскому, который оказал, несомненно, глубокое влияние на творчество поэта.

Последние годы жизни

Биография Евтушенко завершилась на чужбине. В последние годы своей жизни поэт боролся с неизлечимой болезнью: у него был диагностирован рак. Операция по удалению почки дала временную ремиссию в течение 6 лет. Затем болезнь вернулась. В начале весны 2017 года Евгений Александрович почувствовал себя плохо и был доставлен в один из медицинских центров Талса.

До последнего дня жизни он пребывал в ясном сознании. Его окружали родственники, друзья и коллеги. Ушел он тихо во сне в первый день апреля.

10 апреля этого же года в храме поселка Переделкино состоялась церемония отпевания. На следующий день в Центральном доме литераторов России с Евгением Евтушенко прощались благодарные читатели и почитатели его таланта, коллеги и друзья.

Выполняя его последнюю волю, тело предали земле на кладбище в Переделкино, рядом с его единомышленниками Борисом Пастернаком и Виктором Боковым. Траур поддержали и жители малой родины поэта.

Смерть

1 апреля 2021 года на 85-м году жизни Евгений Евтушенко умер. Легендарный поэт скончался в клинике США, куда был госпитализирован 31 марта в тяжелом состоянии. Супруга писателя Мария Новикова сообщила, что врачи практически не давали шансов Евгению Александровичу на выздоровление, но боролись за его жизнь до последних минут.

Евгений Евтушенко умер во сне от остановки сердца в окружении родных и близких. Он также успел огласить свою последнюю волю — предсмертным желанием поэта была просьба похоронить его в подмосковном поселке Переделкино рядом с Борисом Пастернаком.

Награды

Биография Евтушенко может быть образцом преданности своему делу. За всю свою жизнь автор написал и опубликовал более 130 книг, которые разошлись по всему миру. Его произведения переведены на десятки языков.

В 1963 году Евгений Евтушенко был номинантом Нобелевской премии по литературе. Он имел звания почетного члена Российской академии художеств и почетного профессора нескольких университетов Америки. Его именем названа одна из малых планет Солнечной системы под номером 4234.

Среди высоких наград от государства — ордена «Знак Почета», «Трудового Красного знамени» и «Дружбы народов», медаль «Защитник свободной России».

Память о поэте

За все время своей творческой деятельности Евтушенко издал более ста тридцати своих книг на более чем 70 языках. Со дня смерти поэта, которого называли и гением и конъюнктурщиком, прошло уже несколько лет, однако люди продолжают помнить Евтушенко, читая его произведения и слушая песни по мотивам стихов.

Памятник Евгению Евтушенко в Зиме

Памятник Евгению Евтушенко в Зиме
Дворец детского творчества и библиотека в Иркутске носят его имя, а «Серебряные звоны», клуб поэтов из Змеиногорска, установил в память Евгения Александровича мемориальную доску. В городе Зима, где Евгений Евтушенко родился и рос, в 2021 году был установлен памятник в его честь.

Краткая биография Евгения Евтушенко в датах

  • 18 июля 1932 – дата рождения.
  • 1949 – публикация первых стихотворных сочинений.
  • 1952-1957 – студенческие годы в лит. институте.
  • 1952 – членство в Союзе писателей.
  • 1954 – бракосочетание с Беллой Ахмадулиной.
  • 1955 – стихотворный сборник «Третий снег».
  • 1956 – сборник «Шоссе энтузиастов».
  • 1957 – сборник «Обещание».
  • 1959 – сборник «Стихи разных лет».
  • 1960 – сборник «Яблоко».
  • 1961 – женитьба на Галине Сокол-Лукониной.
  • 1962 – сборники стихов «Нежность», «Взмах руки».
  • 1964 – демонстрация фильма «Я – Куба» (сценарий Евтушенко и Барнета).
  • 1978 – церемония бракосочетания с Джен Батлер.
  • 1979 – премьера фильма «Взлет» с Евтушенко в главной роли.
  • 1986-1991 – секретарь Правления Союза писателей СССР.
  • 1987 – женитьба на Марии Новиковой.
  • 1988 – членство в обществе «Мемориал».
  • 1989 – один из председателей общества «Апрель».
  • 1989-1991 – народный депутат СССР.
  • 1990 – премьера кинокартины «Похороны Сталина» (режиссерский дебют Евтушенко).
  • 1991-2017 – эмиграция в США.
  • 1 апреля 2021 года – ушел из жизни.

Биография Евтушенко, в краткой форме представленная в этой статье, безусловно, не может отразить величину таланта поэта, писателя, публициста и оратора, режиссера, сценариста и актера Евгения Александровича Евтушенко. Эта планета слишком далека от земных стандартов.

Источник: nkclinica.ru

1965 – Евгений Евтушенко — Братская ГЭС (04.02.2017)

Автор, конечно, не вкладывал в неё такого смысла, не взглядывал на историю с такой высоты. И вообще Евтушенко хотел сказать другое. А получился симптом. Получился знак эпохи.

Начнём с того (эта мысль довольно сложная, но тем не менее мы за 65 лекций привыкли друг к другу и легко говорим о сложных вещах), что поэма – это вообще жанр ретардации, жанр отступления, перестроения, паузы. Эта мысль впервые высказанная Львом Аннинским, мысль достаточно глубокая. Потому что лирика – это такие маленькие летучие отряды, работающие на передовых рубежах. Поэма – это в общем скорее жанр капитуляции, потому что лирическое усилие исчерпывается и начинается то, что стиху вредит – повествование.

Советская повествовательная поэзия, советский роман в стихах – это, братцы, конечно, кошмар… Страшно представить великого Антокольского, который сочинял свою натужную эпическую поэму «В переулке за Арбатом», которую он сам ненавидел.

Пастернак мучился с поэмой «Зарево», с попыткой написать роман в стихах о конце войны. И, кстати, первая глава у него получилась, но дальше дело не пошло.

Сколько было этих романов в стихах сейчас не вспомнишь. «Добровольцы» Долматовского. Даже у Анатолия Софронова был роман в стихах «В глубь времени», который невозможно вспомнить без судорог. В общем, повествовательный жанр – он поэзии сильно вредит. Для того, чтобы писать роман в стихах, как Пушкин писал «Онегина», нужно всё-таки иметь мысль или, по крайней мере, героя перед глазами. А советская поэзия занималась таким пережёвыванием, перекладыванием прозы в занудные соцреалистические суконные стихи.

И вот тут в шестидесятые годы появляется принципиально новая концепция поэмы. «Братская ГЭС» в известном смысле была такой попыткой возродить поэму двадцатых годов, поэму, ну, скажем, Маяковского «Хорошо».

Надо сказать, что «Хорошо» – это довольно серьёзный вклад Маяковского в жанровую специфику, в попытку выстроить новую поэму. Там нет сквозного сюжета. «Хорошо» – это в сущности цикл стихов, цикл личных воспоминаний автора о десятилетии семнадцать-двадцать семь. Попытка выцепить какие-то главные эпизоды первого советского десятилетия. Ретроспектива. Это не сюжетная поэма.

Это именно лирический цикл, в котором есть единое настроение. И настроение это – вовсе не «хорошо». Ведь «хорошо», как мы знаем из этой же поэмы, – это последние слова Блока, которые Маяковский от него слышал. И в этом «хорошо», – говорит он, – слилась и сожжённая библиотека, и эти костры перед Зимним.

То есть, это – благословение, но благословение умирающего.

Вот «Братская ГЭС» – это набор картинок из русской жизни, из русской истории. Для Евтушенко вершиной этой истории в 1965 году является Братская ГЭС. Довольно натужна главная идея поэмы, которая, естественно, ко второй примерно её половине (а поэма огромная, страниц 150) начинает выдыхаться, перестаёт быть сколько-нибудь интересной, – это диалог Братской ГЭС и египетской пирамиды, вы не поверите…

Египетская пирамида – это масштабное сооружение древних, памятник древнему величию. Она на всё смотрит с крайним скепсисом, она устарела, она не верит в то, что может получиться коммунистический эксперимент. Братская ГЭС – это наш ответ египетской пирамиде, это наш бессмертный памятник – памятник именно братству, памятник свободе. И не случайно там как раз есть такая глава про учительницу Элькину – “учителку” – которая приехала учить селян. И потом она красноармейцев учит, пытается им что-то вдолбить. Один из них там и “выдохнул мучительно” перед смертью:

Читайте также:  Туалет от забора нормы строительства

Вот такой же памятник свободе – это Братская ГЭС.

Евтушенко – это первый живой автор, которого мы анализируем в этом цикле. И он уже, конечно, отчасти тоже сам памятник эпохе. И забавно было бы Евгения Александровича спросить как-нибудь на досуге, понимал ли он, насколько самоубийственна эта метафора? Насколько он, в общем, “опустил” Братскую ГЭС, сделав её такой своего рода “египетской пирамидой зрелого социализма”?

Ясно же совершенно, что Братская ГЭС – это столь же мёртвое железо-бетонное сооружение, как и египетская пирамида. И, в общем, – такой же памятник мёртвому режиму. Она, конечно, продолжает работать, продолжает давать ток. Но того братства, в честь которого она поставлена, больше нет. И города Братска в его прежнем виде больше нет.

А есть нищий далёкий сибирский город, где давно уже смеются над этой поэмой и над этой мифологией.

Но, тем не менее, этот диалог уходит потом как-то с первого плана, и на первый выступают те главные персонажи, которых Евтушенко видит в российской истории. Удивительно здесь то, что первая глава, зачин поэмы: За тридцать мне. Мне страшно по ночам. Здесь есть какая-то определённая искренность, определённая точность.

Я вообще Евтушенко очень люблю, должен я с горечью сказать. С горечью, потому что этот человек очень часто эту любовь обманывает и пишет вещи, которые этой любви совершенно недостойны. Но вот какая интересная вышла штука: когда “Таинственная страсть” по экранам прогремела, прокатилась, все стали читать стихи шестидесятых годов.

И оказалось, что бо´льшая часть этих стихов никуда не годится. Уцелел Вознесенский (мы о нём говорили только что), в огромной степени уцелел благодаря своей радости разрушения – очень русской радости при виде того, что что-нибудь горит или рушится, и начинается новое. И уцелел Евтушенко. Вот это – странное дело. Евтушенко, которого столько упрекали в пошлости, в отсутствии вкуса.

Но у него есть две вещи, которых нет больше ни у кого в такой степени: он абсолютно честен, он всё время говорит о себе, и говорит о себе правду – да, он кокетлив, иногда он кокетничает, конечно, да, он не говорит о себе последней, самой горькой правды, но он, по крайней мере, искренен и он умеет признаваться в поражении. «Как стыдно одному ходить в кинотеатры» – это фраза, которую не каждый про себя скажет.

Замечательный тоже символ одиночества и любовного поражения. У него много любовных стихов, продиктованных настоящей злобой, настоящей ревностью и абсолютной честностью. И вторая вещь, которая Евтушенко выделяет среди многих – он мыслит. Его поэзия – это поэзия ума. И такие стихи, как «Монолог голубого песца», которые я искренне считаю гениальными, невероятно точные.

Более сильного, более точного стихотворения о советской интеллигенции не на писал никто.

Кто меня кормит [— тем я буду предан.

Кто меня гладит] — тот меня убьет.

Это прекрасные слова о песце, который сбежал из клетки и не может без клетки. Это гениальные стихи. Как раз об этом ему Катаев сказал: “Женя, перестаньте писать стихи, радующие нашу либеральную интеллигенцию. Начните писать стихи, радующие начальство, или я не поручусь за вашу будущность”.

[«Я ему сказал: Женя, перестаньте писать стихи, радующие нашу интеллигенцию. На этом пути вы погибнете. Пишите то, чего от вас требует высшее руководство»]

И тем не менее Евтушенко, надо отдать ему должное, не пошёл по этому пути. Он продолжал писать стихи, радующие во многом всё-таки либеральную интеллигенцию. Потому что он говорил правду.

И вот эта мысль, опыт мысли и искренности – он, надо сказать, в «Братской ГЭС» есть.

Там есть несколько фрагментов удивительно точных.

Там есть попытка спасти ленинизм – это глава про ходоков “Идут ходоки к Ленину” – довольно, по-моему, наивная даже для этой вещи.

Там есть чрезвычайно наивные революционные главы – “Жарки”, например.

Там есть много попыток фальшивого умиления перед трудовым пафосом – описание свадьбы, среди которой вдруг на плотине тревога и все бегут срочно её исправлять.

Но самая фальшивая, с одной стороны, а с другой стороны – самая прорывная там глава – это, конечно “Нюрка” – глава про бетонщицу Нюрку. Конечно, сегодня она выглядит смешно:

чуть вибратор на миг положу —

ничего я как будто не вешу,

оттолкнусь от земли — полечу!

[лишь вибратор на миг положу —

ничего я на деле не вешу,

отделюсь от земли — полечу!]

Ну кто ж думал, что вибратор будет для постсоветского человека означать совсем не то. Тогда это такой прибор, с помощью которого строится бетонная конструкция.

Но дело не только в этих смешных и в общем не важных эпизодах. Дело в том, что Нюрка – это такой довольно точный психологический анализ. Там что происходит? Эта Нюрка забеременела. Её, естественно, обрюхатил инженер – интеллигентный человек, потому что все гадости совершаются интеллигентными людьми и секса хотят только они.

А потом он отказался признавать ребёнка. Он сказал:

«Я, конечно, был первым,

но ведь кто-то мог быть и вторым…»

Щемящим анапестом написана вещь.

И вот эта Нюрка решила броситься с плотины.

И когда она поднялась на эту плотину с намерением броситься оттуда, она увидела широкую панораму стройки. И эта панорама произвела на неё такое впечатление, что она передумала кончать с собой и решила вырастить советского гражданина.

Знаете, на самом деле не так это глупо. И я скажу – почему. Дело в том, что всё-таки в советской мифологии и в советской культуре был один очень важный посыл: если у тебя ничего не получается, как у человека (в личной жизни, в карьере, в любви, неважно), у тебя есть утешение – ты участвуешь в великом деле.

И в этом смысле “Нюрка” это прорывный текст, потому что огромное количество фильмов этого времени, начиная с “Иркутской истории” (экранизации арбузовской пьесы) и кончая комедиями вроде “Карьеры Димы Горина” или “Девчата”, несут очень простую мысль: если в личной жизни ты всегда неудачник (потому что любовь кончается, потому что все смертны, в конце концов), но у тебя есть Дело, масштабное, величественное Дело. И благодаря этому делу ты уже не просто “я простая бетонщица Нюрка”, а ты уже кирпич в огромной и величественной стене, ты участник великого проекта.

Это психологически срабатывает. Я понимаю, что это наивно, но это срабатывает. Возьмите чулюкинский (а Чулюкин – хороший режиссёр) фильм “Девчата” – удивительно откровенный, где есть вот эта недотёпа бедная, которую играет Надя Румянцева, и есть влюблённый в неё Рыбников. Девочка она глупая до чистоты – она не понимает, как люди целуются, им же носы должны мешать.

Но на фоне периодически возникающих сибирских пейзажей, гигантских просек, великих гор и снегов возникает ощущение причастности к великому. Не так всё плохо! Да мы, оказывается, строим тут будущее!

И поэтому в «Братской ГЭС» все эти эпизоды, посвящённые её строительству, конечно, звучат большим отступлением для крупного поэта-лирика, который вдруг начал воспевать социалистическое строительство. Но с другой стороны это же в известном смысле выход из всех лирических противоречий. Потому что… Что позволяет нам преодолеть частный страх смерти? Что позволяет нам преодолеть идиотизм нашего эгоизма, нашего страха, нашей оглядки на начальство, что нам позволяет перерасти себя? Только великое общее дело.

Это – толстовская мысль, кстати говоря, вполне работающая у Евтушенко. И поэтому «Братская ГЭС» это, с одной стороны, братская могила (как многие тогда шутили) – братская могила персонажей, культурных цитат, великих намерений самого Евтушенко, а с другой – это очень недурной символ Советского Союза, как такового.

Ведь Советский Союз строили люди в основном с неудавшейся, с трагической личной жизнью. Можно понять, почему Лариса Рейснер, любовница Гумилёва и возлюбленная Троцкого, с таким отчаянием бросается в коммунистические проекты. Эта девушка русского декаданса. Потому что весь декаданс построен на мысли о недостаточности частной жизни. И поэтому «Братская ГЭС» это довольно достойный венец вечного спора о смысле, который египетская пирамида и ведёт.

Пирамида говорит: “Всё бессмысленно. Все смертны”.

“Нет! Ничего подобного!” – и «Братская ГЭС» со свои идиотским пафосом общего труда как ни странно какую-то свежесть взгляда несёт.

Там есть неплохие исторические главы, там есть очень приличные личные зарисовки. Там нет финала, потому что его и не может быть. Там есть такой уход в общий фальшивый пафос. Но, вот удивительное дело, из всех поэм шестидесятых годов «Братская ГЭС» жива. Живы две больших поэмы Евтушенко – «Братская ГЭС» и «Казанский университет», потому что дальше, как он сам писал, “как в Братской ГЭС Россия мне открылась [раскрылась] в тебе, Казанский университет”. И вот сейчас эпилог «Казанского университета» звучит очень величественно:

Люблю тебя, Отечество мое,

не только за частушки и природу –

за пушкинскую тайную свободу,

за сокровенных рыцарей её,

за вечный пугачевский дух в народе,

за пушкинский свободный вечный стих,

[за доблестный гражданский русский стих,]

за твоего Ульянова Володю,

за будущих Ульяновых твоих.

В 70-м году сказать “за будущих Ульяновых твоих”, да ещё и написать главу [Первый арест] “да стена-то ткни гнилая, ткни развалится она” [“Перед вами же стена…”,//а в ответ звучит: “Гнилая…//Ткни — развалится она”.] – вот эти слова и заставили Каверина на лыжной прогулке спросить у Евтушенко: “Женечка, у нас власть поменялась?”

Вот как он, действительно, умудрился это написать? Ведь в 1965 году воспеть русскую революцию в «Братской ГЭС», а в 1970 воспеть Володю Ульянова, как разрушителя гнилых стен, – значит довольно точно чувствовать эпоху.

Остальные поэмы шестидесятых («Письмо в тридцатый век» Рождественского, поэмы большинства молодых авторов, которые подражали этим) были, как правило, категорически неудачными. Даже «Оза» Вознесенского довольно неровная вещь. А вот «Братская ГЭС» при всех своих шероховатостях, пошлостях и глупостях, сохранила важную мысль – важную веру в то, что общее дело может искупить личную драму.

Поэтому, когда я сегодня перечитываю эту вещь, я думаю: многому и здесь суждено возвращение, когда мы опять будем пытаться в России что-то строить, а не только эксплуатировать построенное, свежий и чистый пафос этого сочинения может нас многому научить.

Источник: student-servis.ru

Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…»

Евгений Евтушенко — один их самых известных поэтов современной русской литературы, поэт-шестидесятник, вошедший в ее историю. Стихотворение «Идут белые снеги…» написано в начале творческого пути (1965), но его отличает глубина содержания, философское осмысление человеческой жизни и неразрывной связи человека с Родиной.
Молодой по возрасту, но зрелый по отношению к жизни, Евтушенко пишет в стихотворение о так называемых «вечных темах»: Родина и человек, их неразрывное единство. Поэт размышляет о сущности и цели жизни на земле, с чем человек пришел, кто питал его силы и с чем он уходит в иной мир. В стихотворении ясно выражен оценочный пафос, читатель чувствует настроение поэта, понимающего краткосрочность человеческой жизни, когда итоги жизни подводить рано, но одно не вызывает сомнений: своим поэтическим трудом он помог Родине.

По своему жанру стихотворение можно отнести к размышлениям. Евгений Евтушенко думает о жизни, его взгляд скользит по белым снегам и поэт задается извечным вопросом о скоротечности человеческой жизни, среди которых главный: почему нельзя жить вечно.

Лирический герой стихотворения очень близок своими мыслями автору, это его двойник, его настроение от несколько печального в начале стихотворения переходит к жизнеутверждающему в его конце.

Идея стихотворения о быстротечности жизни и о нерасторжимой связи творчества с Родиной, которая питает его своими живительными соками, прослеживается в композиции. Оно начинается с поэтического описания идущего белого снега, которое наводит на мысли о Родине, она становится основной темой. В заключение поэт оптимистично высказывает мысль о том, что если будет Россия, то будем и все мы.

Стихотворение состоит из тринадцати четверостиший. Первые пять – это философские размышления поэта, в шестой их продолжение, но в связи с Россией. Мастерски поэт использует прием психологического параллелизмы, умело сопоставляя состояние природы и состояние человека. Картина снегопада, тихого, когда снег скользит как по нитке, переходит в размышления поэта о своем месте в этой жизни и связи с Россией.

Поэт использует богатый арсенал изобразительных средств языка, среди которых сравнение, например, души ушедших и белые снеги, эпитеты, повтор, особенно сочетания «белые снеги», метафоры и эпитеты. Написано оно ямбом, используется перекрестная рифма. Особую прелесть стихотворению придает его звукопись: гласные звуки великолепно передают шорох падающего снега.

Стихотворение давно привлекло внимание читателей, его любят уже несколько поколений читателей. Интересна интерпретация темы бессмертия человека и Родины, которая обеспечивает это бессмертие.

Рассуждение 2

Евгений Евтушенко – советский писатель, для творчества которого было характерно написание произведений, в которых воспет коммунистический строй. Не смотря на трудности в жизни, он был поистине патриотом родной земли. Это доказывает стихотворение «Идут белые снеги», написанное в 1965 году.

В этом произведении Евтушенко анализирует свою жизнь, подводит итог своему творчеству и жизни в целом, показывая своим читателям, что жизнь его прошла не зря. В начале автор рассуждает о жизни и смерти. Он понимает, что он не будет жить вечно, настанет и его день ухода из жизни, понимает и осознает, что люди смертны. У каждого наступит его время.

И больше его волнует вопрос, как он прожил свои годы, чего достиг, что оставит после себя своим потомкам, не зря ли прошли его годы. Это время было тяжелое для поэта. Его произведения не воспринимались, подвергались критике. Евтушенко в произведении стремится показать, что он человек, любящий родину, ценящий ее наследие, людей, русские деревни, природу, верящий в то, что его творчество будет способствовать развитию и процветанию родной земли.

Автор не сравнивает себя с великими классиками литературы. Но он выделяет, что каждый поэт смертен. Были великие гении и умы, которые оставили после себя яркий след. Он размышляет о том, что белые снеги накрыли следы великих поэтов, их жизнь закончилась. И он будет среди них. Среди тех, кто уйдет в мир иной.

Главное место среди поэтов Евтушенко отводит Александру Сергеевичу Пушкину. Он понимает, что придет и его день смерти. И надеется на то, что его имя будут помнить всегда. Главное в его жизни – это Россия, та страна, которая его вырастила и воспитала, взрастила на своих крыльях. Не просто родина, а именно т о место, где он вырос и жил.

Мысль произведения в том, что Россия — не просто родная земля, а нечто большее. Люди умирают, оставляя свой след в памяти народа, но Россия – могучая держава, которая всегда будет символизировать могущество, силу своего народа.

В строках стихотворения красной нитью проходит тема любви к Родине. Пройдут годы, а может целые столетия, но люди всегда будут помнить и чтить имена своих поэтов. Именно об этом и пишет Евтушенко, надеясь на вечную память в сердцах и мыслях русского народа.

В целом стихотворение «Идут белые снеги» — душевное произведение, своеобразная исповедь поэта, внутренний голос, идущий из самых потаенных уголков души. Перед нами лирический герой, живущий для родины, мечтающий о ее светлом будущем. Он мечтает о том, чтобы его народ сохранил в себе свою неповторимость, национальные черты, индивидуальность. Мы видим гордость за свою Родину. И понимаем, что главное- достичь чего – то, чтобы твой народ тебя помнил и не забывал никогда.

Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…»

Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение «Идут белые снеги…», написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает надежду на то, что прожил жизнь не зря.

Первая часть стихотворения посвящена рассуждениям о жизни и смерти. Евтушенко отмечает, что ему хочется «жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя». Поэт подчеркивает, что он не ждет бессмертья и не надеется на чудо. Рано или поздно настанет и его черед уйти в мир иной, поэтому автора волнует мысль о том, что именно оставит он после себя.

Читайте также:  Сметчик по строительству как

В данном случае речь не идет о творческом наследии, так как в тот период, когда создавалось это произведение, стихи Евтушенко критиковали все, кому не лень, обвиняя поэта в лизоблюдстве. Поэтому автор заявляет, что его самым ценным достоянием является то, что он всю жизнь искренне и преданно любил Россию, ее деревянные избы, поля и леса, ее удивительных людей, преисполненных собственной гордости и силы духа. Поэт подчеркивает, что «пусть я прожил несладко, для России я жил». И надеется, что его жизнь не была напрасной, а его творчество помогло родной стране стать более сильной, успешной и процветающей.

Ещё по теме: Евгений Евтушенко ~ Боюсь не справиться с лицом..

Евтушенко не ставит себя в один ряд с классиками русской литературы, однако подчеркивает, что любой поэт смертен. И участь покинуть этот мир была уготована более знаменитым литераторам, нежели он. При этом «белые снеги» замели следы людей, которые сыграли знаковую роль в русской поэзии, и автор не станет исключением из огромного списка знаковых фигур, первое место в котором он отводит Пушкину.

Сам Евтушенко не верит в бессмертие в общепринятом смысле этого слова, он не считает себя выше и лучше других, чтобы быть удостоенным такой чести. Тем не менее, автор выражает надежду на то, что «если будет Россия, значит, буду и я». Этой фразой поэт подчеркивает, что не мыслит своего существования без страны, которая для него является не просто родиной. Россия – это ключевой образ в гражданской лирике Евтушенко, которую автор рассматривает не только через призму исторических событий. В понятии поэта Россия является тем-то вечным и непоколебимым: люди уходят из жизни, но великая держава остается, являясь символом могущества и власти славянских народов.

Евгений Евтушенко. Идут белые снеги. Лужники 1976

Вечер поэзии. Лужники, 1976

Творчество Евтушенко: основные темы, общая характеристика

Евгений Александрович Евтушенко (1933-2017) — русский поэт. Он родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области в семье геологов. Рос и учился в Москве, военные годы провёл в эвакуации в Сибири, на своей малой родине. Сочинять стихи Евтушенко начал в детстве, первые публикации были уже в шестнадцатилетнем возрасте. Евтушенко рано определил своё призвание: он учился в Литературном институте, в 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей и тогда же издал первый сборник стихотворений «Разведчики грядущего», проникнутый юношеским пафосом строительства нового общества.

В 1950-е годы Евтушенко издаёт четыре сборника стихотворений, пишет поэмы. В это время крепнет его мастерство как поэта, и в следующее десятилетие Евтушенко вступает настоящим поэтом-«шестидесятником». Особенностью поэзии Евтушенко была её актуальность. Он откликается на все значимые события, происходящие в стране и мире.

География стихов Евтушенко огромна: Сибирь, Крайний Север, Заполярье, Дальний Восток. Для поэтического описания современности он опирается на традиции русской классической поэзии. Например, во вступлении к поэме «Братская ГЭС», посвящённой строительству гидроэлектростанции на сибирской реке Ангаре, он обращается к поэтам прошлого — Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Маяковскому как источнику вдохновения:

Дай, Пушкин, мне твою певучесть,

Твою раскованную речь,

Твою пленительную участь —

Как бы шаля, глаголом жечь.

Творческая деятельность и активная гражданская позиция Евтушенко определяются поэтической декларацией, высказанной им самим в начале вступления к поэме:

Поэт в России — больше чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться.

Важное место в творчестве Евтушенко занимает тема памяти. Ей посвящена поэма «Бабий яр» (1961) об одном из самых трагических событий в истории человечества — массовом расстреле фашистами еврейских семей в 1941 году в Киеве.

Основные темы поэзии Евтушенко — гражданский долг, любовь, вечные философские вопросы. Бережно и любовно поэт относится к живой природе. Так, в «Балладе о нерпах» (1966) он с горечью пишет об этих животных, истребляемых из-за ценного, красивого меха:

Нерпы, нерпы, вы как дети,

Вам бы жить и жить на свете…

Гражданской лирике поэт остаётся верен всю жизнь. В любовной лирике сильны исповедальные интонации, лирический герой Евтушенко словно рассказывает о своих чувствах и своей душе. В философской лирике Евтушенко объединились мотивы родины, судьбы, личного выбора. Таково, к примеру, стихотворение «Идут белые снеги» (1965).

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Dmitry_Shvarts

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Уголок поэта «Е.А. Евтушенко»
Тема любви одна из главных в творчестве Евгения Александровича Евтушенко. В своих первых стихах о любви он проявляет робость и неуверенность в себе. Чувство еще неясно, оно все время наводит на мысли, что оно ненастоящее («Ты большая в любви…»).

И в тоже время обожание настолько глубоко и трепетно, что отношение к любимой носит очень сентиментальный характер («Не понимать друг друга страшно»). И тут же находится место и для первой любовной драмы — переживания от «разобщенности близких душ». Подобное состояние великолепно отражено в стихотворении «Со мною вот что происходит…».

Со временем любовная тема становится все более драматичной. Лирический герой чувствует потребность избавиться от оков житейской драмы, он стремится спрятаться от всех треволнений этого суетного мира. А жизнь продолжает взваливать на плечи нелегкую ношу любви. Образ любимой становится все более сложным («Ты начисто притворства лишена…»).

Пожалуй, одним из лучших любовных произведений Евгения Александровича является «Заклинание». В этом стихотворении чувство выражено очень достойно, благородно. Этот образ великолепно переплетается с напевной мелодичностью стиха, а также кольцевой рифмой. С каждой строчкой лирическое напряжение лишь нарастает, а напоследок взрывается последним вздохом кульминации.

Молю тебя — в тишайшей тишине, Или под дождь, шумящий в вышине, Или под снег, мерцающий в окне, Уже во сне и все же не во сне — Весенней ночью думай обо мне, И летней ночью думай обо мне, Осенней ночью думай обо мне И зимней ночью думай обо мне.

Лирическому герою требуется успокоение. Он ищет, где бы укрыться от жизненных неурядиц и находит спасение в спокойной женской любви («Всегда найдется женская рука…»). Он вступает в диалог с самим собой и это может напомнить читателю разговор с музой, объяснение в любви. Все это звучит искренне, без пафоса и театральных эффектов.

В цикле любовных стихотворений Евтушенко есть место и жесткости:

Я разлюбил тебя… Банальная развязка. Банальная, как жизнь, банальная, как смерть. Я оборву струну жестокого романса, гитару пополам — к чему ломать комедь!

Герою уже не присуща жалость ни к себе, ни к былой возлюбленной. Он лишь опасается, что вновь нужно будет спасать тонущую любовную лодку.

Все стихи Евтушенко, посвященные любовной тематике, обращены к любимой. Именно на пути к ней поэт находит ответы на многие вопросы, касающиеся его внутреннего мира, общего смысла жизни, поиска счастья. В каждом его стихотворении чувствуется обращение. Евтушенко не пренебрегает общением с читателем, пытаясь установить с ним духовную связь.

Любовная лирика поэта пользовалась огромным успехом не только на родине, но и в США, Италии и Англии.

Со мною вот что происходит Ко мне мой старый друг не ходит А ходят в праздной суете разнообразные не те И он не с теми ходит где-то И тоже понимает это И наш раздор необъясним Мы оба мучаемся с ним Со мною вот что происходит Совсем не та ко мне приходит Мне руки на плечи кладет и у другой меня крадет А той скажите бога ради Кому на плечи руки класть Та у которой я украден В отместку тоже станет красть Не сразу этим же ответит А будет жить с собой в борьбе И неосознанно наметит кого-то дальнего себе О сколько нервных и недужных связей Дружб ненужных во мне уже осатаненность О кто-нибудь приди нарушь Чужих людей соединенность И разобщенность близких душ Со мною вот что происходит Ко мне мой старый друг не ходит А ходят в праздной суете разнообразные не те Со мною вот что происходит Со мною вот что происходит Со мною вот что происходит

Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение «Идут белые снеги…», написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает надежду на то, что прожил жизнь не зря.

Первая часть стихотворения посвящена рассуждениям о жизни и смерти. Евтушенко отмечает, что ему хочется «жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя». Поэт подчеркивает, что он не ждет бессмертья и не надеется на чудо. Рано или поздно настанет и его черед уйти в мир иной, поэтому автора волнует мысль о том, что именно оставит он после себя.

В данном случае речь не идет о творческом наследии, так как в тот период, когда создавалось это произведение, стихи Евтушенко критиковали все, кому не лень, обвиняя поэта в лизоблюдстве. Поэтому автор заявляет, что его самым ценным достоянием является то, что он всю жизнь искренне и преданно любил Россию, ее деревянные избы, поля и леса, ее удивительных людей, преисполненных собственной гордости и силы духа. Поэт подчеркивает, что «пусть я прожил несладко, для России я жил». И надеется, что его жизнь не была напрасной, а его творчество помогло родной стране стать более сильной, успешной и процветающей.

Евтушенко не ставит себя в один ряд с классиками русской литературы, однако подчеркивает, что любой поэт смертен. И участь покинуть этот мир была уготована более знаменитым литераторам, нежели он. При этом «белые снеги» замели следы людей, которые сыграли знаковую роль в русской поэзии, и автор не станет исключением из огромного списка знаковых фигур, первое место в котором он отводит Пушкину.

Сам Евтушенко не верит в бессмертие в общепринятом смысле этого слова, он не считает себя выше и лучше других, чтобы быть удостоенным такой чести. Тем не менее, автор выражает надежду на то, что «если будет Россия, значит, буду и я». Этой фразой поэт подчеркивает, что не мыслит своего существования без страны, которая для него является не просто родиной. Россия – это ключевой образ в гражданской лирике Евтушенко, которую автор рассматривает не только через призму исторических событий. В понятии поэта Россия является тем-то вечным и непоколебимым: люди уходят из жизни, но великая держава остается, являясь символом могущества и власти славянских народов.

Источник: 5tz.ru

7 знаковых стихотворений Евгения Евтушенко

По случаю 90-летия со дня рождения Евгения Евтушенко вспоминаем семь знаковых стихотворений, привязанных к биографии поэта и истории страны, которые помогут понять, что он такое для литературы и для нас сейчас.

7 знаковых стихотворений Евгения Евтушенко

«Станция Зима»

В 1922 году поселению Зима в Иркутской области присвоен статус города. Берег Оки, Транссибирская железнодорожная магистраль, одноэтажные деревянные дома с резными наличниками — место рождения Евтушенко, его малая родина является важнейшей частью личного мифа поэта, его отправной точкой. Талантливый молодой человек из далекого сибирского города, поступивший в Москве в Литературный институт имени Горького благодаря тому, что советская власть дает каждому равные возможности и обещает светлое будущее, — образцовое начало советской литературной карьеры.

В настоящее время в городе существует музей Евтушенко в «почти точной копии дома», в котором он рос. На нем висит синяя табличка с белыми буквами «Дом-музей поэзии». Сибирская, «зимняя» тема прослеживается в десятках его произведений — «А снег идет», «Идут белые снеги». Самое известное — поэма «Станция Зима», написанная в 1955 году.

Я шел все дальше грустно и привольно,

и вот, последний одолев квартал,

поднялся я на солнечный пригорок

и долго на пригорке том стоял.

Я видел сверху здание вокзала,

сараи, сеновалы и дома.

Мне станция Зима тогда сказала.

Вот что сказала станция Зима:

«Живу я скромно, щелкаю орехи,

тихонько паровозами дымлю,

но тоже много думаю о веке,

люблю его и от него терплю.

Ты не один такой сейчас на свете

в своих исканьях, замыслах, борьбе.

Ты не горюй, сынок, что не ответил

на тот вопрос, что задан был тебе.

Ты потерпи, ты вглядывайся, слушай,

Пройди весь белый свет.

Да, правда хорошо,

а счастье лучше,

но все-таки без правды счастья нет.

Иди по свету с гордой головою,

чтоб все вперед —

и сердце и глаза,

хлестанье мокрой хвои,

и в людях разберешься.

у меня ты на виду.

ты ко мне вернешься.

Смотреть

Похороны Сталина

XX съезд КПСС, разоблачивший культ личности Иосифа Сталина, — центральное событие для творческой интеллигенции. Казалось, что ужас репрессий ушел навсегда, а «возвращение к ленинским заветам» вернет страну на путь построения лучшего, справедливого государства, общества свободы и равенства — наступила оттепель. Евтушенко стал одним символом новой поэзии, поэзии оттепели, наряду с другими молодыми поэтами-шестидесятниками, реабилитировавшими многие завоевания авангарда двадцатых, — не зря их главным героем был Владимир Маяковский.

Несмотря на то что тело Сталина вынесли из мавзолея, вскоре оттепель сменилась «заморозками» и началась медленная ресталинизация: те, кто считал, что Сталин все делал правильно, никуда не ушли. Размышлениям о фигуре Сталина и его эпохе посвящено много произведений Евтушенко, в 1990 году он даже снял фильм «Похороны Сталина». Тем не менее самым известным остается стихотворение «Наследники Сталина», из-за которого поэта обвиняли в антисоветской деятельности.

Безмолвствовал мрамор. Безмолвно мерцало стекло.
Безмолвно стоял караул, на ветру бронзовея.
А гроб чуть дымился. Дыханье из гроба текло,
когда выносили его из дверей мавзолея.

Гроб медленно плыл, задевая краями штыки.
Он тоже безмолвным был — тоже! — но грозно безмолвным.
Угрюмо сжимая набальзамированные кулаки,
в нем к щели глазами приник человек, притворившийся мертвым.

Хотел он запомнить всех тех, кто его выносил, —
рязанских и курских молоденьких новобранцев,
чтоб как-нибудь после набраться для вылазки сил,
и встать из земли, и до них, неразумных, добраться.

Он что-то задумал. Он лишь отдохнуть прикорнул.
И я обращаюсь к правительству нашему с просьбою:
удвоить, утроить у этой стены караул,
чтоб Сталин не встал и со Сталиным — прошлое.

Мы сеяли честно. Мы честно варили металл,
и честно шагали мы, строясь в солдатские цепи.
А он нас боялся. Он, веря в великую цель, не считал,
что средства должны быть достойны величия цели.

Он был дальновиден. В законах борьбы умудрен,
наследников многих на шаре земном он оставил.
Мне чудится, будто поставлен в гробу телефон.
Кому-то опять сообщает свои указания Сталин.

Куда еще тянется провод из гроба того?
Нет, Сталин не умер. Считает он смерть поправимостью.
Мы вынесли из мавзолея его.
Но как из наследников Сталина — Сталина вынести?

Иные наследники розы в отставке стригут,
но втайне считают, что временна эта отставка.
Иные и Сталина даже ругают с трибун,
а сами ночами тоскуют о времени старом.

Наследников Сталина, видно, сегодня не зря
хватают инфаркты. Им, бывшим когда-то опорами,
не нравится время, в котором пусты лагеря,
а залы, где слушают люди стихи, переполнены.

Велела не быть успокоенным Родина мне.
Пусть мне говорят: «Успокойся. » — спокойным я быть не сумею.
Покуда наследники Сталина живы еще на земле,
мне будет казаться, что Сталин — еще в мавзолее.

Застенчивый герой

Без стихотворений Евтушенко невозможно понять советскую сентиментальность. Его стихотворения стали основой для десятков песен, их читали друг другу влюбленные. Личный опыт лег в основу большинства из них, но самая лиричная и драматичная часть из них связана с Беллой Ахмадулиной.

Молодой поэт влюбляется в совсем юную девушку из литературной студии заочно — увидев ее рифмы внутри газетной подборки. Они говорят о революции, свободе, ХХ съезде, любви, Пастернаке, жарко спорят и страстно ссорятся, мирятся, быстро женятся, выступают на поэтических вечерах, путешествуют вместе, но вскоре охладевают друг к другу, становятся чужими и разводятся. Несмотря на то что оба потом вступали в брак и были счастливы, эхо этих отношений сопровождало некогда «самую блистательную пару Москвы» до самой смерти каждого из них и до сих пор слышно в их стихотворениях. Два из них позже использовал Эльдар Рязанов в фильме «Служебный роман», чтобы подчеркнуть одиночество своих героев: «Нас в битых трамваях болтает» Евтушенко, и «О, мой застенчивый герой» Ахмадулиной.

Источник: www.pravilamag.ru

Рейтинг
Загрузка ...