Для многих бюджетных учреждений исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности в части расходов является обязательным условием успешного отчета перед учредителем. В связи с этим недостаточно аккуратное отношение к вопросам планирования капитального ремонта, особенно в новых реалиях, может создать значимые затруднения 1 .
И. И. АНТОШИНА, заместитель директора по экономике и развитию — главный бухгалтер ФГБУ «ФНЦТИО им. ак. В. И. Шумакова» Минздрава России
А. Э. ГУЛИЕВ, начальник отдела оценки показателей деятельности ФБГУ «ФНЦТИО им. ак. В. И. Шумакова» Минздрава России, кандидат экономических наук
Нововведениями, поменявшими в текущем году порядок осуществления капитального ремонта, стали изменения в постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427 (далее — Постановление № 427), внесенные постановлением Правительства РФ от 23 января 2017 г. № 51. Изменения касаются проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов. То есть капитального ремонта, проводимого федеральными бюджетными учреждениями в полном объеме вне зависимости от источников финансирования.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях для начинающих бухгалтеров
Новшества действуют с 3 февраля 2017 года и определяют следующие моменты:
- государственная экспертиза сметной документации по капитальному ремонту (осуществляемая ФАУ «Главгосэкспертиза России» и ее территориальными подразделениями, за исключением специальных, связанных с государственной тайной объектов) осуществляется в обязательном порядке, даже в случае, если экспертиза проектной документации не проводится;
- федеральным бюджетным учреждениям для представления документов на государственную экспертизу в обязательном порядке необходимо согласовать смету капитального ремонта с учредителем — утвердить предельную стоимость работ, название проектной документации, источники и порядок финансирования;
- в пункте 8(2) постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427 приведен перечень предоставляемых для экспертизы документов. В целях экспертизы сметной стоимости капитального ремонта он расширен;
- за исключением случаев, в которых представляемая для экспертизы документация является государственной тайной, она направляется в электронном виде на сайт ФАУ «Главгосэкспертиза России» (www.gge.ru).
Помимо указанных изменений в Постановление № 427 внесены и иные, менее значимые для рассматриваемой нами темы дополнения, но на перечисленных выше пунктах необходимо остановиться подробнее.
Действительно, с февраля 2017 года любой капитальный ремонт, осуществляемый бюджетными учреждениями вне зависимости от источников финансирования, должен проходить государственную экспертизу (осуществляемую в основном ФАУ «Главгосэкспертиза России» и его филиалами).
Бухгалтерский учет в бюджетных (муниципальных) учреждениях.
Согласно разъяснениям Главгосэкспертизы и требованиям пункта 3 статьи 48 Градостроительного кодекса России подготовки проектной документации не требуется только при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более трех, предназначенных для проживания одной семьи).
На основании пункта 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Экспертиза: необходимые документы
Для проведения экспертизы в соответствии с актуализированными требованиями необходимо подготовить и представить следующие документы:
Заявление о проведении проверки сметной стоимости
Пусть этот пункт и кажется малозначительным относительно содержания самого проекта, однако на нашей практике при приемке документов Главгосэкспертизой замечания к его оформлению возникают у всех и всегда. Официальных рекомендаций по этому поводу нет.
Однако необходимо точно указать название проекта, далее во всех разделах используя исключительно его, без каких-либо изменений и дополнений. Также нужно определить стоимость проекта, которая должна полностью соответствовать нормативному акту о выделении средств.
При заполнении заявки эксперты приемки рекомендуют исключать текст в скобках, оставляя лишь нужные, соответствующие проекту фразы. Идентификационные сведения о заказчике, объекте проектной организацией также заполняются в полном соответствии с формой. При этом лишняя информация исключается. Например, если автор проекта — юридическое лицо, фразы, касающиеся индивидуального предпринимателя, лучше убрать. Заявка оформляется на бланке учреждения с подписью руководителя застройщика (технического заказчика).
Для финансового контроля этого направления важно принять во внимание, что период приемки Главгосэкспертизой документов в связи с необходимостью приведения их в соответствие с требованиями эксперта-приемщика может занять более месяца. В зависимости от эксперта требования могут меняться. Такие сроки необходимо учитывать при формировании плана закупок и графика освоения доведенных средств.
Сводный сметный расчет стоимости
Имеется в виду согласованная руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении объектов федеральной собственности, главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в отношении объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации или главного распорядителя средств местного бюджета в отношении объектов муниципальной собственности проектная документация на объект капитального строительства. Эта документация на объекты капитального строительства юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, строительство которых осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласовывается с руководителем такого юридического лица.
Службе финансового контроля в учреждении необходимо понимать, что в случае подготовки проектной документации для капитального ремонта указанный документ приобретает скорее финансовый характер, чем строительный. Поэтому на этапе подготовки решения о капитальном ремонте необходимо внести соответствующие изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Учитывая, что выполнение ремонтных работ не является основным видом деятельности учреждений, созданных для оказания государственных услуг, решение о выделении указанных сумм принимается отдельно и оформляется учредителем в виде письма либо приказа. Кроме того, выделенные средства утверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
В таких условиях не только бюджетные средства, но и внебюджетные источники финансирования должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности по КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».
Очевидно, что каждый главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет порядок согласования этого документа и может направить соответствующие методические рекомендации своим подведомственным учреждениям.
Отметим, что все документы, утверждаемые учредителем, должны быть подписаны либо руководителем учредителя, либо лицом, действующим на основании доверенности или приказа. Указанные документы необходимо приложить к заявке.
Ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах. Дефектная ведомость
Такие документы являются исключительно строительными, в общих чертах не имеющими никакой связи с финансовой деятельностью. Тем не менее необходимо понимать, что на этапе экспертизы проекта все заявленные в них работы должны быть отражены в проектно-сметной документации и в денежном выражении не должны превышать доведенных лимитов.
При подготовке такой документации необходимо учитывать, что работы должны быть профильными для заявленного вида капитального ремонта. Например, при ремонте системы вентиляции необходимо в достаточном объеме отремонтировать систему электроснабжения, но замена покрытия пола в рамках ремонта вентиляции вряд ли будет утверждена, что приведет к сокращению сметной стоимости проекта и неполному освоению доведенных средств, а в крайнем случае — и к отрицательному заключению экспертизы. Такие документы утверждает директор учреждения.
Задание на проектирование
Оно должно удовлетворять приведенным выше доводам.
Кроме того, необходимо представить документы, которые подтверждают полномочия заявителя действовать от имени застройщика — для учреждений обычно это документы на право владения и оперативного управления соответствующей недвижимостью.
Решение по объекту капитального строительства
В отношении федеральных объектов — нормативный правовой акт Правительства РФ либо решение главного распорядителя средств федерального бюджета о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства, нормативный правовой акт Правительства РФ об утверждении федеральной целевой программы; в отношении объектов государственной собственности субъектов РФ и (или) муниципальной собственности, в том числе объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, — решение по объекту капитального строительства (решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты соответственно государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, принятое в установленном порядке), а в случае полного финансирования из федерального бюджета — решение по объекту капитального строительства (решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты соответственно государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, принятое в установленном порядке).
Этот пункт, по нашему мнению, — самое значимое и принципиально важное нововведение для служб, осуществляющих взаимодействие с финансовыми подразделениями учредителя. Основываясь на устных разъяснениях экспертов Главгосэкспертизы, можно сделать вывод, что для приемки документов Главгосэкспертизе требуется нормативный акт (видимо, ведомственный приказ) учредителя, подписанный руководителем учредителя и содержащий точно соответствующее проектной документации название проекта, информацию об утверждении сводного сметного расчета с его конкретной стоимостью, а также конкретную информацию об источниках финансирования. В силу новизны такой практики, возможно, требования будут изменены.
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Это в полной мере справедливо и для проверки достоверности сметной стоимости капитального ремонта.
При наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации такая документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком. При этом отрицательное заключение государственной экспертизы может оспариваться застройщиком или заказчиком в судебном порядке, а также застройщик или заказчик вправе направить повторно (два и более раз) проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, можно устранить без возврата этих документов и заявитель не настаивает на их возврате, организация по проведению государственной экспертизы устанавливает срок для устранения таких недостатков. После доработки заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.
Проведение иных государственных экспертиз проектной документации не требуется.
Тендеры и конкурсы
При закупках, осуществляемых для государственных нужд, отбор подрядчиков путем проведения тендеров является обязательным.
Благодаря конкуренции участников друг с другом государственные заказчики получают возможность найти подрядчика на самых выгодных условиях. Отбор путем проведения тендера позволяет заказчику:
- сэкономить бюджетные средства; построить объект в минимальные сроки — медлительные и неорганизованные подрядчики просто не выдержат конкуренции;
- получить необходимое качество строительства, выбрав по результатам тендера профессионального подрядчика с положительным опытом аналогичного строительства.
- Процедура конкурса представляет собой три условных этапа:
- подготовительный;
- публикация извещения и сбор коммерческих предложений;
- подведение итогов.
Подготовительный этап является наиболее сложным. От него во многом зависит качество выполненных работ, их своевременность и эффективность.
Начальным шагом в проведении конкурсных процедур при определении подрядчика по капитальному ремонту является внесение соответствующей закупки в план-график закупок, размещаемый на официальном сайте zakupki.gov.ru и соответствующий утвержденному учредителем плану финансово-хозяйственной деятельности. То есть по соответствующей статье расходов должно быть предусмотрено выполнение конкретных ремонтных работ.
На основании проектной документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы, необходимо сформировать извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию. В этой ситуации наличие проектной документации является большим достоинством — в проекте обычно прописаны полный, соответствующий действующим регламентам перечень выполняемых работ, их общая стоимость, требования к используемым материалам, отчасти — требования к исполнителям работ.
По нашему мнению, при размещении заявки необходимо руководствоваться именно проектной документацией. Какие-либо корректировки потребуют лишних обоснований. Также при разборе нарушений по закупке (или поступивших жалоб) ФАС России скорее примет во внимание документ, проверенный ФАУ «Главгосэкспертиза России», чем доводы учреждения.
Внимание!
Поэтому при отсутствии такой службы целесообразно опираться именно на проектную документацию, получившую положительное заключение. Это исключит максимальное число финансовых и административных рисков в строительстве.
Сроки проведения конкурсных процедур определяются соответствующими положениями статей Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в большинстве случаев составляют календарных дней, в зависимости от объема и стоимости работ, количества участников, наличия жалоб.
Зачастую, учитывая сложность объекта закупки, жалоб со стороны участников закупки либо сторонних наблюдателей избежать не удастся. Это необходимо учитывать при формировании плана расходов учреждения.
Конечно, для снижения рисков неисполнения подрядчиком своих обязательств при оценке поданных коммерческих предложений наряду с ценой важно принимать в расчет опыт выполнения аналогичных работ, наличие специализированной техники и специалистов, необходимых для выполнения работ, а также использовать иные критерии исходя из специфики строительного проекта. Подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулирующей организации (СРО).
На заключительном этапе производится подведение итогов конкурса, в ходе которого члены конкурсной комиссии оценивают заявки участников на соответствие единым требованиям. На данном этапе отсеиваются компании, которые не соответствуют даже минимальным требованиям, к примеру, не имеют необходимых лицензий или допусков, имеют недостаточную выручку за выполненные работы в прошлых отчетных периодах или не обладают должной материально-технической базой для выполнения работ.
Особенности заключения договора
Логическим завершением процедур по заключению договора строительного подряда, а также установленных законом этапов подготовки, согласования проектной документации является непосредственное осуществление капитального ремонта объекта капитального строительства. Основные права и обязанности заказчика и подрядчика, как правило, определяются договором строительного подряда. Однако в силу специфики указанных видов строительных работ порядок осуществления как реконструкции, так и капитального ремонта детально регламентируется еще целым рядом различных норм, правил, государственных стандартов, рассмотрение которых не относится к целям текущей статьи.
Для финансового контроля самой важной частью заключенного договора является порядок оплаты оказанных услуг и график выполнения работ и платежей. Порядок оплаты должен предусматривать оплату работ (поэтапно либо полностью) исключительно на основании документа о приемке (в случае капитального ремонта приемку по большей части осуществляет эксплуатационная служба учреждения), а график выполнения работ должен определять временные этапы исполнения договора, перечень работ, выполняемых на каждом этапе, а также стоимость этапа.
Каждый этап целесообразно принимать и оплачивать в соответствии с указанным графиком (утверждаемым как часть договора). Также необходимо разместить график и сведения об оплате на официальном интернет-портале zakupki.gov.ru.
В договоре следует отдельно оговорить условия окончательной приемки работ: учреждение может привлечь сторонних специалистов, потребовать дополнительных экспертиз, создать расширенную комиссию и т. п.
После фактического окончания капитального ремонта объекта капитального строительства, устранения всех допущенных нарушений, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также с применением строительных материалов (изделий), осуществляется сдача-приемка отремонтированного объекта капитального строительства. Она оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма данного акта № ОС-3 утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7). Для подготовки указанного акта, по нашему мнению, целесообразно утвердить комиссию учреждения, а также привлечь сторонних специалистов строительного профиля — например, авторов проекта, предусмотрев дополнительные средства на такие услуги.
Эффективное планирование
Отдельным непростым вопросом является планирование капитального ремонта на среднесрочную перспективу — Такое планирование позволит эффективно решить накопившиеся проблемы в обслуживании недвижимого имущества, а также снизит затраты на выполнение работ. В случае равномерного и предсказуемого финансирования считаем применение выборочного, «аварийного» подхода крайне нецелесообразным.
В подготовке такого плана специалистам инженерной или строительной службы учреждения помогут:
- Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения;
- Ведомственные строительные нормы ВСН (р), утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 и (для применения по аналогии) Инструкция о порядке разработки перспективных и годовых планов капитального ремонта жилищного фонда.
При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей имущества, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации. В рамках выполнения общегосударственной программы по повышению энергоэффективности следует предусмотреть установку приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и провести мероприятия, обеспечивающие оптимизацию энергопотребления.
Финансово-экономическая служба должна оформить план капитального ремонта, содержащий информацию о сути, сроках и ориентировочной стоимости таких работ, по возможности подкрепленный соответствующими сметами и расчетами, и представить учредителю.
Источник: www.b-uchet.ru
Особенности осуществления и учета капитальных вложений (Марова О.)
Для эффективного развития российского образования и обеспечения его качества и доступности в Российской Федерации реализуются мероприятия по укреплению и обновлению материально-технической базы образовательных организаций. В рамках этих мероприятий осуществляются строительство новых и реконструкция старых объектов образовательной инфраструктуры. Возведение новых детских садов, школ и корпусов вузов организуется в основном за счет средств бюджетов различных уровней. В статье рассмотрим правила осуществления капитальных вложений и особенности их учета.
Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты (ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ).
Бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).
Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ за счет средств федерального бюджета утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13 (далее — Правила N 13).
С 2014 г. финансовое обеспечение осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимости с бюджетных инвестиций изменилось на субсидии на капвложения и передачу полномочий государственного заказчика бюджетным и автономным учреждениям.
Правила N 13 устанавливают порядок передачи полномочий государственного заказчика и предоставления указанных субсидий.
При этом полномочия передаются в соответствии со ст. 79 БК РФ, а субсидии предоставляются по ст. 78.2 БК РФ.
Передача полномочий государственного заказчика
В соответствии с п. 4 ст. 79 БК РФ органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы выполняют функции и полномочия учредителей.
Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий устанавливаются:
— в отношении объектов государственной собственности РФ — Правительством РФ;
— в отношении государственной собственности субъектов РФ — высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;
— в отношении муниципальной собственности — местными администрациями муниципальных образований.
Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать:
— цель осуществления бюджетных инвестиций;
— объем бюджетных инвестиций с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимости с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, в том числе объема бюджетных ассигнований, предусмотренного данному органу как получателю бюджетных средств, соответствующих решениям, обозначенным в п. п. 2 и 3 ст. 79 БК РФ. В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;
— положения, устанавливающие права и обязанности бюджетного или автономного учреждения по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов;
— ответственность бюджетного или автономного учреждения за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных ему полномочий;
— положения, устанавливающие право органа, передающего полномочия государственного (муниципального) заказчика, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением условий, закрепленных в соглашении о передаче полномочий;
— положения об обязанности бюджетного или автономного учреждения по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу, передавшему полномочия государственного заказчика, как получателя бюджетных средств.
Соглашения о передаче полномочий являются основанием для открытия учреждениям в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов РФ и финансовых органах муниципальных образований) лицевых счетов получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. На них ведется учет операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств. Согласно п. 15 Правил N 13 учреждение в течение пяти рабочих дней со дня получения подписанного соглашения о передаче полномочий представляет в ОФК необходимые для открытия лицевого счета документы.
Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность за счет такого финансирования, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих учреждений, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями (п. 5 ст. 79 БК РФ).
Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в упомянутые объекты (п. 6 ст. 79 БК РФ).
Предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений
Как мы уже сказали, предоставление субсидий на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность происходит в соответствии со ст. 78.2 БК РФ.
Такие субсидии предусматриваются в бюджетах бюджетной системы РФ и направляются бюджетным и автономным учреждениям.
Субсидии предоставляются организациям в размере средств, определенных актом (решением), в пределах бюджетных средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке получателю средств федерального бюджета на цели предоставления субсидий (п. 16 Правил N 13).
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между федеральными органами государственной власти (государственными органами) как получателями средств федерального бюджета, предоставляющими субсидию организациям, и организацией на срок, не превышающий срок действия утвержденных получателю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидию, лимитов бюджетных обязательств на субсидии. По решению Правительства РФ, принятому в соответствии с п. 4 ст. 78.2 БК РФ, получателю средств федерального бюджета может быть предоставлено право заключать соглашения о предоставлении субсидии на срок, превышающий срок действия утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств (п. 17 Правил N 13).
Соглашение о предоставлении субсидии может быть заключено в отношении нескольких объектов. Оно должно содержать:
а) цель предоставления субсидии и ее объем с распределением по годам в отношении каждого объекта и указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения объекта, рассчитанной в ценах соответствующих лет стоимости объекта (сметной или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства государственной собственности РФ либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества в государственную собственность), соответствующих акту (решению), а также общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема субсидии, определенного актом (решением). Объем предоставляемой субсидии должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;
б) положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации данного соглашения;
в) условие о соблюдении организацией при использовании субсидии норм законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
г) положения, устанавливающие обязанность федерального государственного автономного учреждения по открытию в ОФК лицевого счета для получения и использования субсидий;
д) обязательство федерального государственного бюджетного или автономного учреждения осуществлять расходы, связанные с проведением необходимых мероприятий, без использования субсидии, если ее предоставление на эти цели не предусмотрено актом (решением):
— о разработке проектной документации;
— о проведении инженерных изыскании для подготовки такой документации;
— о проведении технологического и ценового аудита инвестиционных проектов;
— о проведении госэкспертизы проектной документации и инженерных изысканий;
— о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства;
е) обязательство федерального государственного бюджетного или автономного учреждения осуществлять эксплуатационные расходы, необходимые для содержания объекта после ввода его в эксплуатацию (приобретения), за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета, в объеме, не превышающем размер соответствующих нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);
ж) сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет для получения и использования субсидий, открытый в ОФК;
з) положения о праве получателя средств федерального бюджета, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения организацией условий, зафиксированных в соглашении о предоставлении субсидии;
и) порядок возврата организацией средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии, перечисленной ей в предшествующем финансовом году, в случае отсутствия решения получателя средств федерального бюджета, предоставляющего субсидию, о направлении этих средств на цели предоставления субсидии на капитальные вложения, указанного в п. 24 Правил N 13;
к) порядок возврата сумм, использованных организацией, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения целей и условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии;
л) положения, предусматривающие приостановление предоставления субсидии либо сокращение ее объема в связи с нарушением организацией условия о софинансировании капитальных вложений в объекты за счет иных источников финансирования, если актом (решением) предусмотрено такое условие;
м) порядок и сроки представления организацией отчетности об использовании субсидии;
н) случаи и порядок внесения изменений в соглашение о предоставлении субсидии, в том числе при уменьшении в соответствии с БК РФ получателю средств федерального бюджета ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, а также случаи и порядок досрочного прекращения соглашения о предоставлении субсидии.
Операции с субсидиями, поступающими организациям, учитываются на отдельных лицевых счетах, открываемых организациям в ОФК в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Санкционирование расходов организаций, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе остатки субсидий, не использованные на начало очередного финансового года, осуществляется в соответствии с Порядком, установленным Приказом Минфина России от 31.12.2013 N 144н.
Не использованные на начало очередного финансового года остатки субсидий подлежат перечислению организациями в установленном порядке в федеральный бюджет.
По решению федерального органа государственной власти (государственного органа) или федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего в соответствии с БК РФ полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, не использованные на начало очередного финансового года остатки субсидии могут быть израсходованы в очередном финансовом году.
В указанное решение может быть включено несколько объектов. Оно подлежит представлению в Минэкономразвития на согласование вместе с пояснительной запиской, содержащей обоснование такого решения.
Согласно п. 5 ст. 78.2 БК РФ в договоры, заключенные в целях строительства объектов государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, подлежащие оплате за счет рассматриваемой субсидии, включается условие о возможности изменения размера и (или) сроков оплаты и (или) объема работ в случае уменьшения в соответствии с БК РФ получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
Сторона договора, предусмотренного настоящим пунктом, вправе потребовать от бюджетного или автономного учреждения возмещения понесенного реального ущерба, непосредственно обусловленного изменениями условий указанного договора.
Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление названных в ст. 78.2 БК РФ субсидий в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности (п. 7 ст. 78.2 БК РФ).
При осуществлении капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и выборе при этом поставщика (подрядчика, исполнителя) следует соблюдать положения Закона о контрактной системе . Приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на капвложения в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, может осуществляться у единственного поставщика (пп. 31 п. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Бухгалтерский учет капитальных вложений
Особенности учета капитальных вложений будут зависеть от способа их осуществления.
Учет переданных полномочий. Согласно п. 6 Инструкции N 157н бюджетные и автономные учреждения, выполняющие на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, формируя учетную политику, предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий в соответствии с положениями Инструкции N 157н как получатели бюджетных средств. То есть такие учреждения должны вести учет переданных полномочий на основании Инструкции N 162н . На это также указывает п. 11.1.1 Письма Минфина России N 02-02-005/58618, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Операции с бюджетными инвестициями, осуществляемыми бюджетными и автономными учреждениями в рамках передачи полномочий, отражаются на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытом в органе Федерального казначейства в установленном порядке (п. 8.1 Письма Минфина России N 02-02-005/58618, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013).
При отражении операций по переданным полномочиям также следует руководствоваться разъяснениями названного выше Письма и положениями Инструкции N 162н.
В учете бюджетных и автономных учреждений, которым переданы полномочия получателей бюджетных средств, должны быть сделаны следующие записи:
В бюджетном учете от имени органа власти
Приняты бюджетные обязательства на сумму государственного контракта на текущий финансовый год
Приняты денежные обязательства в сумме авансового платежа согласно государственному контракту
Перечислен авансовый платеж по государственному контракту
Сформированы вложения в объекты строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации) или приобретение объекта недвижимости
Сформированы вложения в нефинансовые активы в части технического перевооружения
Отражен зачет ранее перечисленного аванса
Переданы объемы сформированных вложений по завершенным объектам (этапам) строительства или приобретенным объектам недвижимости
Переданы объемы сформированных вложений по завершении технического перевооружения объекта
В бухгалтерском учете автономного (бюджетного) учреждения
Отражены объемы сформированных вложений в объекты строительства или приобретение объектов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления
4 106 11 000 (310)
Приняты к учету объекты основных средств на основании регистрации права собственности
4 101 10 000 (310)
4 106 11 000 (310)
Приняты к учету сформированные вложения по техническому перевооружению объектов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления
4 106 21 000 (310)
Приняты к учету основные средства по результатам технического перевооружения
4 101 20 000 (310)
4 106 21 000 (310)
Сформирован показатель расчетов с учредителем в объеме его прав по распоряжению особо ценным движимым имуществом и недвижимостью
4 210 06 000 (660)
По соответствующим кодам КОСГУ.
Учет субсидий на осуществление капитальных вложений. В бухгалтерском учете доходы автономного (бюджетного) учреждения, полученные в виде субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности, в соответствии с Указаниями N 65н отражаются по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ.
Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.
Такая субсидия подлежит отражению в бухгалтерском учете автономного (бюджетного) учреждения по КВФО 6 «субсидии на цели осуществления капитальных вложений» (п. 21 Инструкции N 157н).
Расходы учреждения по оплате договора на строительство (реконструкцию, приобретение) объекта относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Следовательно, учет расчетов со строительной (подрядной) организацией (поставщиком) ведется на счете 6 302 31 000 «Расчеты по приобретению основных средств».
Построенные (приобретенные, реконструированные) за счет субсидии на осуществление капитальных вложений объекты нефинансовых активов принимаются к учету по КВФО 4.
В бухгалтерском учете учреждений, осуществляющих капитальные вложения за счет соответствующей субсидии, с учетом положений Инструкций N N 174н и 183н и упомянутого выше Письма формируются следующие бухгалтерские записи:
Получены субсидии на осуществление капитальных вложений
6 201 11 000 (510)
6 205 80 000 (660)
Сформированы вложения в объекты капитального строительства либо приобретение объектов недвижимости
6 106 11 000 (310)
6 302 31 000 (730)
Сформированы вложения по техническому перевооружению объектов
6 106 21 000 (310)
6 302 31 000 (730)
Перечислен с лицевого счета аванс по договору
6 206 00 000 (560)
6 201 11 000 (610)
Перечислены с лицевого счета денежные средства в оплату обязательств по договору
6 302 31 000 (830)
6 201 11 000 (610)
Отражен зачет ранее перечисленного аванса
6 302 31 000 (830)
6 206 00 000 (660)
Начислены доходы от полученной субсидии на основании отчета о ее целевом использовании, утвержденного учредителем
6 205 80 000 (560)
Перенесены сформированные вложения с КВФО 6 на КВФО 4
6 304 06 000 (830)
4 106 01 000 (310)
6 106 01 000 (310)
4 304 06 000 (730)
Приняты к учету объекты нефинансовых активов в составе основных средств
4 101 01 000 (310)
4 106 01 000 (310)
Сформирован показатель расчетов с учредителем в объеме его прав по распоряжению недвижимостью и ОЦДИ
4 210 06 000 (660)
Строительство (реконструкция) и приобретение объектов основных средств, предполагающие крупные расходы, финансируются за счет бюджетных инвестиций, которые могут быть осуществлены путем передачи полномочий получателя бюджетных средств бюджетным и автономным учреждениям либо предоставления им субсидий на капитальные вложения. В зависимости от способа финансирования учреждение выбирает, как вести учет полученных и израсходованных средств, что должно быть закреплено в его учетной политике.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
- Вся Россия
+7 800 6007951
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.
В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.
Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.
Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве. » норму о сроке условного депонирования.
Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.
Источник: lexandbusiness.ru
Вопрос-ответ
Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.
Порядок отражения в бюджетном учете
Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете заказчика временных зданий и сооружений, построенных подрядчиком в результате строительно-монтажных работ объектов капитального строительства.
Ответил пользователь, Т.А. Фетисова, методолог
Согласно нормам Бюджетного кодекса, Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), информация в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, а также об операциях, их изменяющих, подлежит отражению в бюджетном (бухгалтерском) учете.
В соответствии с пунктом 130 Инструкции № 157н операции по формированию (выбытию) фактических вложений в объекты нефинансовых активов, в том числе связанных с новым строительством, отражаются на счете 1 106 01 000 «Вложения в основные средства», с учетом сумм затрат на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства.
При этом балансовый учет временных зданий и сооружений, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов, осуществляется до завершения строительства, если иное не предусмотрено условиями контракта, у подрядчика.
В то же время в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, созданного в соответствии с условиями контракта и оплаченного заказчиком, по нашему мнению, целесообразно заказчику обеспечить отражение в период осуществления строительства в регистрах аналитического учета или на забалансовых счетах, предусмотренных в рамках формирования учетной политики для указанных целей, информации о вышеуказанных временных зданиях и сооружениях.
По окончании строительства — при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства — временные здания и сооружения, оплаченные заказчиком в соответствии с условиями контракта, либо передаются подрядчику как возвратные материалы (в случаях, предусмотренных контрактом) на условиях уменьшения при этом суммы выполненных строительно-монтажных работ, либо принимаются заказчиком к учету в составе нефинансовых активов.
Принятие к бюджетному учету указанных объектов осуществляется на соответствующих счетах бюджетного учета с учетом дальнейшего их использования по оценочной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.
Обратите внимание, что в случае реализации временных зданий и сооружений или материалов, образовавшихся в результате их демонтажа, денежные средства от реализации указанных материальных ценностей являются доходом федерального бюджета.
Источник: bujet.ru
Текущий и капитальный ремонт ОС в бюджетных, казенных и автономных учреждениях
• Разграничение текущего и капитального ремонта
• Документальное оформление ремонта ОС
• Создаем резерв на текущий или капитальный ремонт ОС
• Статьи КОСГУ и коды КВР на расходы на текущий и капитальный ремонт ОС
• Как в налоговом учете отразить расходы, если они понесены за счет средств субсидий или лимитов (ассигнований)
• Как отразить расходы, если они понесены за счет собственных доходов
• Расходы, понесенные за счет средств субсидий и собственных доходов одновременно
Ирина Пугачёва,
Главный бухгалтер группы компаний «Ваш Консультант»
Основные средства нужно периодически ремонтировать. Часто этот ремонт незначительный, но иногда нужно провести существенный ремонт, например, пристроить часть здания. В этой статье разберем, какой ремонт основных средств относить к текущему, какой — к капитальному, а также как их отразить в учете учреждения.
Отличия текущего и капитального ремонта
Текущий ремонт — это поддержание основного средства в рабочем состоянии, устранение неисправностей и замена отдельных изношенных деталей, узлов. По своей сути текущий ремонт является предупредительным.
Назовем некоторые работы, которые относят к текущему ремонту, по видам основных средств:
- здания, сооружения — работы по поддержанию параметров устойчивости, надежности, исправности строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, а также их элементов (ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ);
- оборудование (например, компьютеры, оргтехника) — работы по поддержанию в работоспособном состоянии, восстановлению или замене отдельных частей, деталей (кроме корпусных и базовых).
Капитальный ремонт — это проведение работ с объектом по замене и (или) восстановлению (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ):
- его строительных конструкций или элементов этих конструкций (кроме несущих);
- систем и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов;
- замена отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные, а также восстановление этих элементов.
К капитальному ремонту относят восстановление утраченных технических характеристик объекта в целом. При этом в отличие от реконструкции его основные технико-экономические показатели не меняются (Письмо Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08).
Приведем некоторые работы, которые относят к капитальному ремонту, по видам основных средств:
1) здания, сооружения (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ):
- замена или восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;
- замена или восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;
- замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или улучшающие, а также восстановление указанных элементов;
2) транспортные средства — работы по полной разборке автомобиля на агрегаты, а агрегатов — на детали, слесарно-механические, сварочные, медницкие, обойные, малярные и другие необходимые работы с заменой всех без исключения изношенных или поврежденных деталей новыми или отремонтированными;
3) оборудование (например, компьютеры, оргтехника) — работы по частичной разборке, ремонту базовых, корпусных деталей, узлов, замена старых деталей на новые, установка, сборка, регулировка и испытание.
После того, как мы определились с видом ремонта, нужно правильно оформить передачу объекта в ремонт и сам ремонт ОС.
Документальное оформление ремонта ОС
При передаче основного средства в ремонт рекомендуем оформить:
- акт приема-передачи по форме, разработанной учреждением самостоятельно и утвержденной им в своей учетной политике. Акт должен содержать все обязательные реквизиты, которые установлены п. 25 Федерального стандарта N 256н, — при передаче сторонней организации;
- накладную на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) — при передаче в структурное подразделение учреждения.
В общем случае при передаче основного средства в ремонт бухгалтерские записи по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 не оформляются (п. 27 Инструкции N 157н). Но если основное средство вы передаете в ремонт по накладной (ф. 0504102), то рекомендуем оформить такую передачу как внутреннее перемещение и отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете на счете 0 101 00 000.
Расходы на проведение текущего или капитального ремонта основных средств должны быть обоснованы и документально подтверждены (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 23 Федерального стандарта N 256н). Документы на проведение работ по текущему или капитальному ремонту оформляйте одинаково. Необходимость проведения текущего или капитального ремонта может быть подтверждена следующими документами:
- дефектной ведомостью;
- актом о выявленных дефектах оборудования;
- актом осмотра основных средств.
Эти документы не относятся к первичным учетным документам, но, по нашему мнению, их можно приложить к первичному учетному документу при необходимости. Например, если дефектная ведомость является частью документа, подтверждающего расходы по ремонту (объемы выполненных работ), вы вправе установить порядок ее составления и формирования в учетной политике (Письмо Минфина России от 14.01.2019 N 02-07-10/868). Считаем, что такой подход применим не только к дефектной ведомости, но и ко всем указанным видам актов.
Персональный информационный портал
Страница регистрации
Вам выслано письмо для подтверждения регистрации в системе. После выполнения этого действия вы можете продолжить работу в системе
Завершение ремонта оформите актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). Запись о проведенном ремонте основного средства внесите (п. 27 Инструкции N 157н, Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухучета):
- в инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031);
- в инвентарную карточку группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032).
Создаем резерв на текущий или капитальный ремонт ОС
В бухгалтерском (бюджетном) учете резерв на текущий, капитальный ремонт основных средств создают на основе оценочных значений. Порядок и методы формирования оценочного значения установите в своей учетной политике (Письмо Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998). Например, резерв можно формировать ежемесячно в размере 1/12 от сметной стоимости ремонтных работ за год. При сформированном резерве предстоящих расходов на ремонт основных средств расходы на ремонт производите за счет суммы созданного резерва (п. 302.1 Инструкции N 157н). Формирование резерва отразите следующими бухгалтерскими записями:
1 Применяются соответствующие код группы и код вида синтетического счета.
2 Применяется соответствующий код вида синтетического счета, если он утвержден в учетной политике.
В налоговом учете резерв вправе формировать учреждение, которое создано не менее трех лет назад (Письмо Минфина России от 17.01.2007 N 03-03-06/1/9). Вы можете создать резерв:
- на текущий ремонт;
- особо сложный и дорогой вид капитального ремонта.
Отчисления в резерв определите исходя из совокупной стоимости основных средств. Норматив отчислений утвердите самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения (п. 2 ст. 324 НК РФ). Определите предельную сумму отчислений в резерв исходя из периодичности проведения ремонта и его сметной стоимости.
Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года. Меньшая из сумм и будет являться основой для определения отчислений в резерв. Если по основным средствам будет проведен капитальный ремонт, определите сумму дополнительных отчислений в резерв. Эту сумму возьмите исходя из общей стоимости ремонта по таким объектам и разделите на количество лет, в течение которых происходит ремонт. Ее следует прибавить к сумме отчислений в резерв (Письмо Минфина России от 22.06.2011 N 03-03-06/1/369).
Статьи КОСГУ и коды КВР на расходы на текущий и капитальный ремонт ОС
Расходы на проведение текущего или капитального ремонта отнесите на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н, Письмо Минфина России от 28.05.2019 N 02-05-10/39353). Код вида расходов для отражения затрат выбирайте в зависимости от типа ремонта. Если проводите:
- текущий ремонт — то относите расходы на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н);
- капитальный ремонт — выбирайте код вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» (п. 48.2.4.3 Порядка N 85н, Письмо Минфина России от 28.05.2019 N 02-05-10/39353).
Разъяснения Минфина России даны в отношении применения Порядка N 132н, однако считаем их актуальными и для Порядка N 85н. Дополнительно обратите внимание, что казенные учреждения при проведении ремонта компьютерного оборудования в установленных случаях могут применять КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» или КВР 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» (п. п. 48.2.4.2, 48.2.4.6 Порядка N 85н).
Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить расходы
Расчеты по оплате контрактов (договоров) на выполнение работ и услуг по содержанию имущества учитывайте на счете 0 302 25 000. В стоимость основного средства, являющегося комплексом конструктивно-сочлененных предметов, в случаях, предусмотренных учетной политикой (в том числе при проведении капитального ремонта), включайте затраты по замене его составных частей.
Включайте их в стоимость только при условии, что составные части являются активом согласно критериям признания основных средств (п. п. 19, 27 Федерального стандарта N 257н). Стоимость отремонтированного объекта скорректируйте на стоимость заменяемых (выбывающих) частей.
При этом остаточную стоимость замененной (выбывшей) части основных средств отнесите на финансовый результат текущего периода вне зависимости от того, самортизирована эта часть отдельно или нет. Обязательное условие — нужно документально подтвердить стоимостную оценку части объекта, которая подлежит замене.
Если определить остаточную стоимость замененной части невозможно, такая величина может быть эквивалентна затратам на ее замену (п. п. 27, 50 Федерального стандарта N 257н). В случае когда определить стоимость замененной части невозможно или в результате замены не создан самостоятельный объект, удовлетворяющий критериям актива, корректировать стоимость ремонтируемого объекта не нужно (п.
27 Федерального стандарта N 257н, Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 257н, Письмо Минфина России от 25.05.2018 N 02-06-10/35540). Если при проведении ремонта создан самостоятельный актив, при условии соблюдения критериев признания основных средств примите его к учету в составе нефинансовых активов.
Затраты на создание такого актива признайте в стоимости основного средства. В этом случае учтенная ранее в стоимости сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении ремонта (модернизации, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) подлежит списанию в расходы текущего года с учетом накопленной амортизации (п. 28 Федерального стандарта N 257н, Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 257н). Не включайте в стоимость основного средства расходы на осуществление текущего (капитального) ремонта основных средств, в результате которых не создаются активы, например затраты по ремонту помещения: по покраске, побелке, замене окон, дверей, иных аналогичных работ. Относите такие затраты в расходы текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости основного средства (Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 257н).
Источник: vashkons.ru