Инженерные изыскания при строительстве дорог это

1).инженерно-геологические изыскания в период нового строительства, реконструкции, консервации объектов, в состав которых входит изучение состава и свойств пород, неблагоприятных процессов, отрицательно влияющих на проектируемое строительстство (подтопление территории, карстовые, склоновые процессы и т.д.)изучение возможности изменения геологической среды в процессе строительства и эксплуатации сооружений (мониторинг);сбор и обработка материалов изысканий и исследований прошлых лет;дешифрирование аэро — и космоматериалов;рекогносцировочное обследование, включая аэровизуальные и маршрутные наблюдения;проходка горных выработок;полевые исследования грунтов; гидрогеологические исследования;геофизические исследования;лабораторные исследования грунтов, подземных и поверхностных вод;стационарные наблюдения (локальный мониторинг компонентов геологической среды);обследование грунтов оснований фундаментов существующих зданий и сооружений;составление прогноза изменений инженерно-геологических условий;камеральная обработка материалов и составление технического отчета (заключения).

Я — дорожник | Как проводят геодезические изыскания

2).инженерно-экологические изыскания:эколого-гидрогеологические исследования,почвенные исследования,почвенно-мелиоративные изыскания,геоэкологическое опробировани и оценка загрязненности атмосферного воздуха,почв,грунтов, поверхностных и подземных вод,исследование и оценка радиационной обстановки,газогеохимические исследования,исследования и оценка физических воздействий,дендрологические изыскания;

3).инженерно-геодезические изыскания для обоснования проектной подготовки строительства, включая градостроительную документацию, а также инженерно-геодезические изыскания, выполняемые в период строительства, эксплуатации и ликвидации объектов;Топографо-геодезические изыскания на застроенных и незастроенных территориях;Инженерно-геодезическое сопровождение строительно-монтажных работ;Исполнительные съёмки;Топосъёмки стройплощадок;Топографические съёмки для проектных и ландшафтных работ;

4).гидрологические изыскания: расчет основных гидрологических характеристик;определение профилей предельного размыва (в естественных условиях);расчеты деформаций русла в створах подводных переходов, с учетом возможного барражного эффекта (в проектных условиях);расчеты заносимости подводных траншей;оценка параметров шлейфов загрязнения акватории в строительный период;обоснование и нанесение на планы внешних границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

5).инженерные изыскания для строительства магистральных трубопроводов;

6).изыскания месторождений строительных материалов;

22. Современные геоинформационные технологии применяемые в дорожном строительстве.

Одной из важнейших для экономики промышленно развитой страны является дорожная отрасль. Недаром а/д играют огромную соц.-экономич. роль в жизни общества и называются «кровеносной системой» любого гос.ва. Специфическая особенность дорожной отрасли экономики в том, что ее основные сооружения являются сложными инженерными сооружениями с ярко выраженной географической природой.

Инженерные изыскания

Соответственно основная техническая документация по а/д должна представляться графически на картографической основе или в виде условных схем и чертежей. Это предопределяет вид компьютерных технологий, используемых для управления а/д на различных, логически и функционально обусловленных этапах их жизненного цикла.Среди множества различных видов программных технологий, работающих с графической информацией, в дорожной отрасли наиболее востребованы программные технологии ГИС (геоинформационных систем) и САПР (систем автоматизированного проектирования).

Кроме того, для работы с атрибутивной информацией используются технологии баз данных (БД).ГИС предназначены для управления большим количеством разномасштабной картографической информации, анализа взаимосвязей объектов в пространстве, управления атрибутными хар-ми объектов. На этапах проектирования и планирования развития сети дорог ГИС помогают проанализировать различные варианты прохождения трасс, выступая, как средство отображения тематических карт и как инструмент пространственного анализа. На этапе эксплуатации дорог ГИС, по сути, являются подробным справочником о структуре и состоянии дорог.В большинстве западных стран электронные карты и привязанная к этим картам информация из БД стала повседневным явлением. В России же применение ГИС в дорожной отрасли пока еще носит эпизодический характер в отдельных территориальных управлениях дорог.Основным целями создания ГИС а/д являются:

1. Сбор и хранение всей технической и эксплуатационной информации по сети а/д и искусственных сооружений, в том числе данные паспортизации, мониторинга и диагностики, текущей эксплуатации. ГИС содержит проекты стр-ва, реконструкции, ремонтов дорог и искусственных сооружений, а также данные авторского и технического надзора.

2. Устранение дублирования при сборе и хранении информации, получаемой по результатам разных работ.

3. Принятие управленческих решений на основе анализа всей сети дорог, а не отдельных титулов или участков. ГИС имеют специальные средства так называемого «сетевого анализа», позволяющие рассматривать сеть а/д как сложную графовую структуру и определять, как деньги, вложенные в ремонт, реконструкцию или стр-во локального участка, отразятся на эффективности функционирования всей дорожной сети.Экономический эффект от комплексного внедрения ГИС в дорожном хозяйстве м.б. огромным. В частности, устранение дублирования при сборе информации может привести к снижению стоимости отдельных видов работ на 20-50%.

ГИС автомобильных дорог состоит из 4 базовых компонентов:

1. Базовые пространственные данные. По сути, это картографическая и геодезическая основа, к которой координатно привязываются объекты а/д. К базовым пространственным данным обычно относятся: каталог геодезических пунктов, административные границы, населенные пункты, гидрография, растительность.

2. Дорожные пространственные данные. Сюда входит геометрическая (координаты объектов) и топологическая (какие дороги соединены на перекрестке) информация о дорогах:1).осевые линии дорог с разрешенными направлениями движения на перекрестках и участках;2).координаты границ землеотвода, элементов дороги и природных объектов в полосе отвода;3).подробные проектные решения.

3. Базы данных по участкам дорог и инженерным сооружениям.

4. Прикладные программы для текущей работы и принятия управленческих решений. Это огромный пласт инструментов, решающих самые разные задачи по планированию развития сети дорог, планированию ее ремонта и содержания, автоматизации инженерного документооборота, в том числе между заказчиком и подрядчиками.. К России это пока не совсем применимо, так как мы только сейчас переходим на западные показатели.

Источник: studfile.net

Инженерно-геологические изыскания

Глава 14.Инженерно-геологические изыскания при дорожном строительстве

14.1. Этапы планирования и проектирования
дорожного строительства и этапы
инженерно-геологических изысканий

Схема развития и размещения отраслей хозяйства включает раздел о развитии транспортных коммуникаций, развитии и реконструкции сети железных и автомобильных дорог. Однако степень детальности проработок схемы не позволяет обосновать в технико-экономическом отношении конкретную трассу дороги. Для выбора варианта трассы дороги, выполняемого в рамках схемы развития и реконструкции дорожной сети, проводят инженерно-геологические изыскания. Проектирование дороги на выбранном варианте трассы проводят в одну (рабочий проект) или две (проект и рабочая документация) стадии. В одну стадию проектирование дороги проводят в том случае, если строительство осуществляют по типовым и повторно используемым проектам.

14.2. Инженерно-геологические изыскания
при планировании дорожного строительства

Цель планирования дорожного строительства при реализации схемы развития и реконструкции дорожной сети заключается в выборе на основании вариантных проработок технико-экономического характера варианта трассы дороги и в размещении на нем мостовых переходов, тоннелей, площадок станционных узлов, базовых карьеров строительных материалов и других узловых дорожных комплексов. Инженерно-геологические изыскания при этом проводятся преимущественно в камеральных условиях.

По содержанию они отвечают этапам I и IIа. В процессе изысканий собирают, систематизируют и обрабатывают фондовые и архивные материалы — геологические и инженерно-геологические карты (масштабы государственного картирования), аэрокосмофотоматериалы, материалы инженерно-геологических изысканий прошлых лет для обоснования проектов различных сооружений, особенно линейных.

Собирают сведения о почвах, геологическом и геоморфологическом строении, рельефе; гидрогеологических условиях; экзогенных геологических процессах; дорожных строительных материалах. В ходе обработки материалов большое внимание уделяется дешифрированию аэрофотоматериалов и составлению специальной (для дорожного строительства) карты инженерно-геологических условий масштаба 1 : 50 000 — 1 : 25 000. Во многих случаях изыскания, заключающиеся в работе с накопленной информацией, оказываются достаточными для решения инженерной задачи. Итогом этих работ является карта инженерно-геологических условий специального назначения с разрезами по трассе и с пояснительной запиской.

При планировании дорожного строительства в неосвоенных районах и районах со сложными природными условиями анализ накопленной инженерно-геологической информации не позволяет дать ответ на все вопросы инженерной задачи. Решение некоторых вопросов требует дополнительной информации. Для ее получения проводят инженерно-геологическую рекогносцировку.

Рекогносцировку выполняют в пределах: 1) барьерных для дороги участков (лавино-, селе-, оползнеопасные склоны, осыпи, участки развития современного соляного и гипсового карста, глубокие болота, подземные льды и др.); 2) узловых комплексов; 3) ключевых участков, намеченных по карте инженерно-геологических условий. В состав рекогносцировки входят маршрутное обследование участков, геофизические и горно-буровые работы. Результаты инженерно-геологической рекогносцировки представляют в виде схематических инженерно-геологических карт участков крупного масштаба, геологических разрезов, данных геофизических работ.

14.3. Инженерно-геологические изыскания
для обоснования проекта

Изыскания для проекта начинают после получения технического задания, к которому должны прилагаться: план трассы масштаба 1 : 5000 — 1 : 10 000, с изогипсами, шириной 0,5–1 км. На плане показаны узловые комплексы со всеми инженерными сооружениями (станции, мосты, трубы, выемки, насыпи и т. д.); продольный профиль трассы дороги с проектными линиями и красными отметками; планы участков долин, намеченных для переходов трассы через реки, овраги.

На выбранной трассе выполняют инженерно-геологическую съемку масштаба 1 : 5000 — 1 : 10 000 полосы шириной 0,2–0,3 км в обе стороны от оси. Если трасса проходит в очень сложных условиях, то на отдельных участках масштаб съемки может быть укрупнен до 1 : 2000. В районе интенсивного развития экзогенных геологических процессов допускается расширение полосы съемки с охватом области с неустойчивой структурой или проведение съемки масштаба 1 : 5000 — 1 : 25 000 на территории, шириной отвечающей сечению всей долины.

При одностадийном проектировании съемка сопровождается проведением детальной инженерно-геологической разведки. Выработки располагают на местах размещения (в пределах предполагаемой сферы взаимодействия) каждого отдельно проектируемого дорожного сооружения (этап III). Глубина выработок определяется глубиной сферы взаимодействия.

На участках выемок скважины должны быть заглублены ниже проектной отметки выемки до нижней границы активной зоны. Наряду с горно-буровыми работами в ходе детальной разведки проводят опытные инженерно-геологические работы с целью получения показателей деформационных и прочностных свойств грунтов основания проектируемых сооружений. В состав опытных работ входят: статические нагрузки на штампы, сдвиги целиков, обрушения, выпирания, раздавливания призм, вращательный и круговой срез и др. Перечисленные работы проводят на участках высоких (> 12 м) насыпей (нагрузки на штампы, прессиометрия); на участках дорожных выемок (полевое определение прочностных свойств грунтов, в особенности в скважинах); в пределах областей с неустойчивой структурой, на которых ведут наблюдения за ЭГП.

В состав изысканий включают электропрофилирование трассы или сейсморазведку. В процессе опробования выработок разрез должен быть расчленен на МГТ-2 (а при одностадийном проектировании — на МГТ-3). Доверительную вероятность оценок средних значений при расчетах оснований по деформациям принимают равной 0,85, а для мостов и труб — 0,90 (0,98 при расчетах по несущей способности).

Гидрогеологические исследования, проводимые по трассе, должны осветить гидрогеологические условия и выявить связь с подземными водами экзогенных геологических процессов. Для этого в процессе съемки полосы трассы и разведки проводят гидрогеологические наблюдения и гидрогеологическое опробование. На участках узловых комплексов ведут опытно-фильтрационные работы с целью проектирования технического и питьевого водоснабжения.

В ходе изысканий осуществляют разведку дорожных строительных материалов (песок, гравий, щебень, доменный и котельный шлаки, отходы горно-обогатительных предприятий). Оценка запасов должна быть проведена по категории В, а запасов крупных месторождений, которые будут обслуживать дорогу после строительства (базовые карьеры), — по категории А.

Читайте также:  Что означает незавершенное строительство частного дома

Проектировщику представляют карту инженерно-геологических условий трассы масштаба 1 : 5000 — 1 : 10 000, разрез по трассе, попикетное (через 100 м) описание инженерно-геологических условий, поперечники по косогорам и барьерным сечениям трассы масштаба 1 : 200 — 1 : 500, материалы опробования и полевых опытных работ, геофизических работ, гидрогеологических исследований и разведки месторождений стройматериалов. При двухстадийном проектировании на основании карты инженерно-геологических условий и других материалов изысканий на трассе выделяют участки типового и индивидуального проектирования.

14.4. Инженерно-геологические изыскания
для рабочей документации

Инженерная задача на стадии рабочей документации заключается в составлении проектов дорожных сооружений (в том числе защитных) на участках индивидуального проектирования и участках перетрассирования, проведения окончательных расчетов оснований, в составлении проекта производства строительных работ. Появление участков перетрассирования связано с тем, что при рассмотрении проекта дороги утверждающей инстанцией в него могут быть внесены коррективы, требующие перетрассирования отдельных участков.

На таких участках в ходе изысканий для РД (этап III) проводят горно-буровые работы с опробованием и попикетное описание. В результате работ составляют инженерно-геологические разрезы участков перетрассирования трассы и поперечники. На участках индивидуального проектирования ведут детальную разведку в пределах предполагаемой сферы взаимодействия отдельных сооружений.

Работы (горно-буровые, опытные инженерно-геологические, опробование) располагают в соответствии с конструктивными принципами по расчетным сечениям сферы взаимодействия, осям или контурам сооружений. Для областей с неустойчивой структурой на основании горно-буровых работ, опробования, специальных работ, дополненных элементами режимных наблюдений ЭГП, получают данные для расчета ЭГП (прогноза), используемые при обосновании проектов защитных мероприятий. Инженерно-геологическая информация, получаемая при изысканиях для обоснования РД, представляется по сооружениям. Она должна содержать инженерно-геологические разрезы предполагаемой сферы взаимодействия (с выделенными инженерно-геологическими элементами), оценками показателей, используемых в расчетах. Разрезы сопровождаются инженерно-геологическими за­ключениями.

Инженерно-геологические изыскания при реконструкции существующих дорог или проектировании второго пути по содержанию напоминают инженерно-геологическую рекогносцировку. При обследовании дороги отмечаются деформации земляного полотна, состояние покрытия, состояние дорожных сооружений. Изучаются места проявления инженерно-геологических процессов (пучения, наледей), проводятся опросы сотрудников службы эксплуатации. При необходимости осуществляются горно-буровые работы и опробование.

14.5. Инженерно-геологические изыскания
для переходов через реки

Инженерно-геологические изыскания для проектирования переходов через реки выполняют: в одну стадию (рабочий проект) для малых мостов и труб, строительство которых ведут по типовым и повторно используемым проектам; в две стадии (проект и рабочая документация) — для средних и больших мостов. Инженерно-геологические изыскания для проекта (рабочего проекта) включают инженерно-геологическую съемку участка перехода масштаба 1 : 5000 — 1 : 25 000.

Ширина полосы съемки — 0,2–0,5 км в обе стороны от оси трассы, длина — все сечение речной долины с участками подхода к мосту. Цель геофизических работ, проводимых методами ВЭЗ и электропрофилирования, — выявить погребенный рельеф коренных пород, установить наличие ЭГП (карста, суффозии, оползневого).

Помимо геофизических исследований в изыскания включают динамическое и статическое зондирование, пенетрационный каротаж, вращательный срез, искиметрию скважин. С их помощью устанавливают геологическое строение трассы перехода с детальностью до МГТ-2 (не в пределах русла реки) и определяют показатели свойств грунтов, в том числе для установления их несущей способности.

Горные и буровые работы располагают по трассе перехода. При одностадийном проектировании выработки располагают на местах размещения сооружений — опор моста, береговых устоев. Глубину скважин задают с таким расчетом, чтобы был вскрыт разрез грунтов сферы взаимодействия. В пойменной части долины скважины размещают на участках озер и стариц, чтобы вскрыть слабые по прочности и сильно сжимаемые старичные и озерные отложения.

На стадии РД изыскания чаще всего сводятся к детальной разведке (этап III), но иногда по трассе перехода проводят инженерно-геологическую съемку масштаба 1 : 2000 — 1 : 5000. Ширина полосы съемки — 0,2 км в обе стороны от оси трассы. Детальную разведку ведут в местах расположения сооружений и их элементов (опор моста, береговых устоев, эстакад, насыпей, регуляционных сооружений).

На месте каждой опоры (моста, эстакады) закладывают не менее одной скважины на глубину активной зоны; на участках насыпей высотой более 8 м скважины проходят по оси насыпи через 0,1–0,2 км. На участках насыпей высотой более 12 м и участках распространения слабых грунтов выработки закладывают на поперечниках длиной 0,2–0,3 км. Для определения показателей сжимаемости грунтов на местах строительства опор мостов проводят опытные нагрузки на штампы в скважинах, опытные нагрузки на сваи (при проектировании опор на сваях).

На стадии РД для крупных и уникальных мостов иногда прибегают к строительству опытных опор. В ходе строительства ведут инженерно-геологические наблюдения с целью изучения процесса уплотнения основания (величина, режим); выявления условий производства строительных работ (водопонижения, технологии проходки выработки и др.). Опытно-строительные работы ведут по особой программе.

Источник: bookonlime.ru

Инженерно-геологические изыскания дорог

Основной целью инженерно-геологических изысканий дорог является обоснование выбора направления дороги, которая проектируется. Поэтому своевременное выполнение качественной геологии на участке необходимо не только при постройке домов, но и автомобильных, и ж/д полотен. Только после реализации предварительных исследований возможно составить качественный и грамотный проект, итогом которого станет возведение долговечного и надежного дорожного покрытия, которое долго не потребует ремонта.

В состав таких мероприятий входят:

доскональное изучение почвы, ее характеристик;

обследование грунтовых резервов для постройки дорожного полотна;

анализ месторождений (котлованов) стройматериалов для автомагистралей.

При этом, немаловажно выявить условия проектирования, постройки и последующей эксплуатации нового строения.

Какие мероприятия выполняются при сооружении железнодорожных магистралей?

Профессиональные инженерно-геологические изыскания железных дорог и иных линейных объектов имеют свои особенности. Это связано с большой протяженностью таких строений. Вследствие, требуется не только учесть геологию на данной местности (на всей протяженности), но и направленность трасс к водоемам − рекам, озерам и водохранилищам.

Инженерно-геологические изыскания железных дорог и автодорог производятся поэтапно. К данным работам можно отнести:

камеральное трассирование для подбора оптимального решения прокладки трассы;

оформление поперечного и продольного профиля пути (при учете пересечения различных коммуникационных сетей);

согласование элементов пути и «соседствующих» объектов.

Инженеры-геологи обязательно осуществляют расчет длины железнодорожных рельс, их размеров и расположения окружающих строений.

Этапы работ

Современные инженерно-геологические изыскания строительства дорог должны быть выполнены только специалистами с соответствующей квалификацией и наличием специальных допусков. Для выполнения обследований используется специальное оборудование и приборы.

Изначально выполняются буровые работы: проходка скважин требуется для проведения полевого этапа работ, взятия образцов подземных вод и почвы, которые в дальнейшем исследуются в лабораторных условиях. Чем сложнее условия стройплощадки − тем больше скважин потребуется бурить. Также значительно увеличивается количество скважин и их глубина в местах, где организовывается возведение мостов, эстакад и путепроводов. В результате получают данные о фильтрационных характеристиках водоносных горизонтов и несущей способности земли на участке.

Все подобные мониторинги для строительства любых магистралей, выполняются в полном соответствии с нормами и правилами, указанными в нормативных документах. Этот вид мониторинга требуется для предотвращения таких неблагоприятных последствий, как подтопление железной дороги. Если вы не уверены, какие нужны изыскания, вам непременно подскажут специалисты. Однако объем таких серьезных работ должен быть достаточным и полным для возможности определить оптимальный вариант трассы. Так, исследованию могут подлежать геостроение площадки, климат, грунт и гидрологические условия.

Геология участка - стоимость

Особенности проведения геологических изысканий для возведения автодорог

Перед тем, как выполнять проектную документацию, надлежит заказать инженерно-геологические изыскания автомобильных дорог для изучения природной обстановки местности. Основное внимание важно уделить болотистым и оползневым участкам на местности, где будут осуществляться стройработы.

Специфику инженерно-геологических изысканий под автомобильные дороги определяют следующие факторы:

вид дорожного покрытия;

высота дорожной выемки;

природные условия местности, где планируется сооружение объекта;

наличие грунтового стройматериала.

Инженерно-геологические изыскания под автомобильные дороги помогут установить дорожно-климатическую зону, геоморфологическое строение, тип местности (согласно особенностям увлажнения верхней толщи почвы), инженерные геоявления.

Фирма ООО «ГеоГИС» много лет специализируется на осуществлении геологических изысканий для строительства различных трасс. Опытные специалисты выполнят полный комплекс исследовательских работ и предоставят заказчику подробную, тщательно проверенную, информацию об участке, где планируется строительство дороги.

Источник: geotop.msk.ru

ГОСТ 32836-2014

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУП «РОСДОРНИИ»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 186-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32836-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к изысканиям автомобильных дорог общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.001-82* Система стандартов безопасности труда. Основные положения.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.0.001-2013.

ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортировка и хранение образцов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 геодезическая основа: Совокупность пунктов (точек) геодезических сетей на территории изысканий (районе, участке, трассе), закрепленных на местности специальными центрами, используемых при осуществлении строительной деятельности и включающих государственные, межевые, опорные, съемочные и специальные геодезические сети.

3.2 геологическая среда: Верхняя часть литосферы, представляющая собой многокомпонентную динамическую систему (горные породы, подземные воды, газы, физические поля — тепловые, гравитационные, электромагнитные и др.), в пределах которой осуществляется инженерно-хозяйственная (в том числе инженерно-строительная) деятельность.

Читайте также:  Проект строительства станции метро коммунарка

3.3 геологический процесс: Изменение состояния компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных факторов.

3.4 геотехническая категория объекта строительства: Категория сложности строительства объекта, определяемая в зависимости от его уровня ответственности и сложности инженерно-геологических условий.

3.5 геотехнический мониторинг: Система наблюдений и контроля состояния и изменения грунтовых, природных и техногенных условий в процессе строительства и эксплуатации объекта.

3.6 инженерная цифровая модель местности, ИЦММ: Совокупность в векторно-топологическом представлении информации о пространственном положении, характеристиках объектов местности, связях между ними и топографической поверхности, представленные в форме, доступной для обработки на ЭВМ и обеспечивающая автоматизированное решение инженерных задач. Включает два основных компонента — цифровую модель рельефа (ЦМР) и цифровую модель ситуации.

3.7 инженерно-геологические условия; ИГУ: Совокупность характеристик компонентов геологической среды исследуемой территории (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, включая подземные воды, геологических и инженерно-геологических процессов и явлений), влияющих на условия проектирования и строительства, а также на эксплуатацию инженерных сооружений соответствующего назначения.

3.8 инженерные изыскания; ИИ: Процесс комплексного изучения природных и техногенных условий района проектирования автомобильной дороги, сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.

3.9 карта инженерно-геологических условий: Отображение на топографическом плане (карте) в цифровой, графической и иных формах компонентов геологической среды, оказывающих влияние на здания и сооружения.

3.10 карта инженерно-геологического районирования: Отображение на топографическом плане (карте) инженерно-геологических условий выделенных таксономических единиц (районов, подрайонов, участков и т.п.) с принятой (заданной) степенью однородности этих условий.

3.11 карта инженерно-экологическая: Графическое отображение на карте экологического состояния окружающей среды и/или прогноза ее изменения на заданный интервал времени или латерального распределения техногенных нагрузок и содержания поллютантов.

3.12 категории сложности инженерно-геологических условий: Условная классификация геологической среды по совокупности факторов инженерно-геологических условий, определяющих сложность изучения исследуемой территории, выполнение различного состава и объемов изыскательских работ.

3.13 лазерное сканирование: Метод сбора пространственной информации при топографической съемке с помощью лазерного сканера воздушного или наземного базирования.

3.14 материалы инженерных изысканий: Фактические данные, полученные в процессе выполнения инженерных изысканий, являющиеся основой для построений, обобщений, выводов и рекомендаций, входящих в результаты инженерных изысканий.

3.15 объект экологически опасный: Объект хозяйственной и иной деятельности, оказывающий вредное воздействие на окружающую среду и человека.

3.16 оценка воздействия на окружающую среду: Определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия.

3.17 план инженерно-топографический: Крупномасштабное (М 1:500~1:5000) знаковое изображение небольшого участка земли, построенное без учета ее кривизны и сохраняющее постоянный масштаб в любой точке и по всем направлениям, отображающее элементы ситуации и рельефа местности (в том числе дна водотоков, водоемов и акватории), ее планировки, пунктов (точек) геодезической основы, существующих зданий и сооружений (подземных, наземных и надземных) с их техническими характеристиками.

3.18 план подземных и/или надземных инженерных коммуникаций: Специальный план (в цифровой, графической и иных формах), на котором отображены подземные и/или надземные линейные сооружения, используемые для транспортировки жидкостей и газов, передачи энергии и информации с их техническими и пространственными характеристиками, как правило, с минимально необходимым отображением ситуации местности.

3.19 полоса варьирования трассы: Полоса местности, в пределах которой могут располагаться конкурирующие варианты трассы автомобильной дороги.

3.20 полоса отвода автомобильной дороги: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

3.21 придорожная полоса автомобильной дороги: Земельные участки, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим их использования в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

3.22 притрассовая полоса: Полоса местности под размещение автомобильной дороги, ширина которой складывается из ширины полосы отвода и ширины придорожных полос, расположенных с обеих сторон от полосы отвода.

3.23 прогноз изменения природных и техногенных условий: Качественная и/или количественная оценка изменения свойств и состояния природной среды во времени и в пространстве под влиянием естественных и техногенных факторов.

3.24 режим подземных вод: Характер изменений во времени и в пространстве уровней (напоров), температуры, химического, газового и бактериологического составов и других характеристик подземных вод.

3.25 риск экологический: Вероятность возникновения неблагоприятных для природной среды и человека последствий осуществления хозяйственной и иной деятельности (вероятностная мера экологической опасности).

3.26 ситуация экологическая: Сочетание условий, процессов и обстоятельств природного и техногенного характера, обуславливающих состояние природных или природно-технических систем.

3.27 скрытые работы (в инженерных изысканиях): Работы, выполнение которых не может быть проверено в натуре при приемке материалов инженерных изысканий.

3.28 стационарные наблюдения: Постоянные (непрерывные или периодические) наблюдения (измерения) за изменениями состояния отдельных факторов (компонентов) инженерно-геологических условий территории в заданных пунктах.

3.29 технический контроль: Система мероприятий и работ, с помощью которых контролируется выполнение технических требований к процессам выполнения инженерных изысканий.

3.30 техногенные воздействия: Воздействия на окружающую среду, обусловленные антропогенными факторами.

3.31 цифровая карта: Цифровая модель земной поверхности, сформированная с учетом законов картографической генерализации в принятых для карт проекции, разграфовке, системе координат и высот и служащая основой для изготовления обычных бумажных, компьютерных, электронных карт.

3.32 цифровая модель рельефа; ЦМР: Информация о рельефе местности, адекватная ее топографической реальности, представленная совокупностью точек с известными координатами и высотами, с возможностью аппроксимации рельефа в любой точке модели.

3.33 цифровая модель ситуации; ЦМС: Цифровое представление топографических объектов местности, включающее их геометрическое описание средствами векторной модели данных в виде набора точек и полилиний сплайновыми или пространственными координатами, определяющих их границы, отображение условными знаками и семантическое описание в виде набора характеристик определенных классификатором.

3.34 этап инженерных изысканий: Финансово-организационная форма процесса инженерных изысканий по выпуску промежуточной изыскательской продукции.

3.35 инженерно-геологические изыскания; ИГИ: Комплекс работ по определению инженерно-геологических условий района проектируемой автомобильной дороги, включая геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, структуру и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, а также составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий.

3.36 инженерно-геологическая модель; ИГМ: Совокупность информации о пространственном положении инженерно-геологических элементов в среде взаимодействия объекта и геологической среды.

3.37 инженерно-геологический элемент; ИГЭ: Основная грунтовая единица при инженерно-геологической схематизации грунтового объекта.

3.38 инженерно-гидрометеорологические изыскания; ИГМИ: Комплексное изучение гидрометеорологических условий в районе расположения проектируемой автомобильной дороги и прогнозирование возможных их изменений в процессе ее эксплуатации с целью получения необходимых и достаточных материалов для принятия обоснованных проектных решений.

3.39 инженерно-экологические изыскания; ИЭИ: Комплексные исследования компонентов окружающей среды, а также техногенных и социально-экономических условий в районе расположения проектируемой автомобильной дороги с целью экологического обоснования ее строительства и эксплуатации.

3.40 линии связи; ЛС: Совокупность технических устройств и физической среды, обеспечивающая передачу и распространение сигналов от передатчика к приемнику. Составная часть канала электросвязи. По физической природе передаваемых сигналов различают электрические (проводные и радио), акустические и оптические линии связи.

3.41 линии электропередач; ЛЭП: Сооружение, состоящее из проводов и вспомогательных устройств, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии.

3.42 многолетнемерзлые грунты; ММГ: Грунт, имеющий отрицательную или нулевую температуру и обладающий, как правило, помимо других криогенными структурными связями.

3.43 особо охраняемые природные территории; ООПТ: Участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, которые решением органов государственной власти полностью или частично изъяты из хозяйственного использования, и на которых располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, культурное, научное, эстетическое и оздоровительное значение.

3.44 проектно-изыскательские работы; ПИР: Комплекс работ по проведению инженерных изысканий, технико-экономическому обоснованию строительства, подготовке проектной и рабочей документации для осуществления строительства автомобильных дорог.

3.45 расчетный грунтовый элемент; РГЭ: Основная грунтовая единица, выделяемая с учетом применяемого расчетного или экспериментального метода, включающая часть одного или нескольких инженерно-геологических элементов.

3.46 топографо-геодезические изыскания; ТГИ: Комплекс исследований рельефа и ситуации на местности с получением топографической информации для подготовки проектной и рабочей документации, а также осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта и текущего ремонта автомобильных дорог.

4 Общие положения

4.1 Целью инженерных изысканий является комплексное изучение природных и техногенных условий района проектирования автомобильной дороги, сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.

Материалы топографо-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических, а при необходимости и других видов изыскательских работ должны содержать все необходимые данные о природных и техногенных условиях территории в целях:

— обоснования выбора трассы проектируемой автомобильной дороги;

— принятия основных технических решений по конструктивным элементам автомобильной дороги, обеспечивающих безопасность на этапах их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;

— проведения расчетов прочности и устойчивости земляного полотна, дорожной одежды и других конструктивных элементов, а также для разработки иных мероприятий, связанных с безопасностью автомобильной дороги на стадиях ее проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;

— разработки мероприятий по охране окружающей среды и проекта организации строительства;

— проектирования инженерных мероприятий по защите автомобильной дороги и потребителей транспортных услуг от воздействия опасных природных и техногенных факторов на стадиях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации дороги.

4.2 Изыскания следует выполнять на этапах подготовки предпроектной, проектной и рабочей документации строительства*; в процессе строительства; а также при выполнении ПИР для реконструкции, капитального ремонта и текущего ремонта автомобильных дорог.

* Стадийность проектирования в странах — участницах МГС может отличаться, например, подготовке предпроектной документации в Российской Федерации соответствует «подготовка документации по территориальному планированию и планировке территории», см. СП 47.13330.2012, в Республике Беларусь — «обоснование инвестирования», см.

ТКП 45-1.02-233-2011 (02250)**, в Республике Казахстан — «разработка предпроектной документации», см. СНиП РК 1.02-18-2004***; «подготовке проектной документации» в Республике Беларусь соответствует «архитектурный проект», см. СП 47.13330.2012, в Республике Казахстан — «проект», см. СНиП РК 1.02-18-2004***; «подготовке рабочей документации» в Республике Беларусь соответствует «строительный проект», см. ТКП 45-1.02-233-2011 (02250)**.

** Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

*** Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

4.3 Сооружения на автомобильных дорогах должны быть отнесены к одному из следующих уровней ответственности: повышенный; нормальный и пониженный.

К сооружениям повышенного уровня ответственности следует относить сооружения, отнесенные к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Читайте также:  Сводный сметный расчет стоимости строительства образец

К сооружениям нормального уровня ответственности следует относить все сооружения, за исключением сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.

К сооружениям пониженного уровня ответственности следует относить сооружения временного (сезонного) назначения, а также сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции сооружения, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

4.4 Результаты ИИ должны быть обоснованы сотрудником, выполняющим ИИ, и должны содержать прогноз изменения их значений в процессе строительства и эксплуатации автомобильных дорог и сооружений на них.

4.5 Основанием для выполнения ИИ должен быть договор (контракт), заключенный между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому должно прилагаться техническое задание, календарный план, расчет стоимости изыскательских работ. Если договор (контракт) заключается на весь комплекс ПИР, то в техническом задании на них должен быть отдельный раздел, включающий задание на ИИ.

4.6 Техническое задание на выполнение ИИ должно содержать основные сведения об объекте изысканий, необходимые для подготовки программы ИИ. Техническое задание выдается как на весь комплекс ИИ, так и раздельно по видам ИИ и стадиям проектирования.

4.7 Ответственность за полноту и достоверность данных в техническом задании возлагается на заказчика (застройщика).

4.8 Техническое задание на выполнение ИИ для подготовки проектной документации должно содержать:

— наименование объекта проектирования;

— вид дорожно-строительных работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт);

— сведения об этапах дорожно-строительных работ, сроках проектирования, строительства и эксплуатации объекта;

— требование о составлении и представлении программы ИИ на согласование заказчику (застройщику);

— состав инженерных изысканий;

— данные о местоположении (начало и конец трассы), границах полосы отвода и придорожной территории;

— характеристика ожидаемых воздействий объектов дорожного строительства на природную среду с указанием пределов этих воздействий в пространстве и во времени;

— сведения и данные о проектируемом участке автомобильной дороги;

— выполняемые виды инженерных изысканий;

— перечень нормативных документов, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнить ИИ;

— сведения о ранее выполненных ИИ и исследованиях, данные о наблюдающихся в районе объекта строительства осложнений в процессе строительства и эксплуатации автомобильных дорог;

— требования к выполнению дополнительных видов ИИ;

— требования к точности, надежности, достоверности и обеспеченности данных и характеристик, получаемых при ИИ;

— требования к прогнозу изменений природных и техногенных условий, риску, оценке опасности риска от природных и техногенных процессов;

— требования к материалам и результатам ИИ (состав, сроки, порядок и форма представления изыскательской продукции, в том числе данные по формированию ИЦММ);

— наименование и местонахождение организации заказчика (застройщика), инициалы, фамилия и номер телефона (факса, электронной почты) ответственного его представителя.

4.9 К техническому заданию должны прилагаться графические и текстовые документы, необходимые для организации и проведения ИИ на соответствующей стадии (этапе) проектирования: копии инженерно-топографических планов (при необходимости); ситуационных планов (схем) с указанием границ участков и направлений трасс; с контурами проектируемых сооружений; картограммы; копии решений органов местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения площадок (трасс) и копии решения органа исполнительной власти или местного самоуправления о предоставлении земель для проведения изыскательских работ (если последнее не входит в состав договорных работ) и др.

4.10 Изменение видов изыскательских работ, размеров проектируемого участка автомобильной дороги, объемов и сроков выполнения работ должно оформляться в виде нового технического задания или дополнения к техническому заданию.

4.11 В техническом задании не должны указываться детализированный состав и объем изыскательских работ, методика и технология их выполнения.

4.12 Детализированный состав основных и специальных видов ИИ, объемы, методика и технология работ, необходимых и достаточных для принятия проектных решений должны определяться исполнителем в программе ИИ. Программа инженерных изысканий составляется исполнителем, утверждается руководителем организации исполнителя и согласовывается с заказчиком (застройщиком). Контроль полноты и соответствия, изложенных в программе ИИ видам проектных работ, требованиям технических регламентов возлагается на заказчика (застройщика).

4.13 Программа ИИ должна соответствовать техническому заданию заказчика (застройщика) и содержать следующие требования:

— цели и задачи инженерных изысканий;

— характеристику изученности природных условий территории строительства по материалам ранее выполненных ИИ;

— краткую характеристику природных и техногенных условий района, влияющих на организацию и производство ИИ;

— обоснование границ территории проведения ИИ, с учетом сферы взаимодействия проектируемых объектов с природной средой, категорией сложности природных и техногенных условий;

— обоснование состава, объемов, методов и технологии выполнения ИИ и отдельных видов изыскательских работ (исследований), местоположения пунктов их производства (точек наблюдений, горных выработок, полевых испытаний и др.) и последовательность их выполнения;

— обоснование применения современных не стандартизированных технологий (методов) и технических средств выполнения ИИ для строительства в различных природных и техногенных условиях (при необходимости);

— требования к организации и производству изыскательских работ (состав, объем, методы, технология, последовательность, место, время и продолжительность производства отдельных видов работ), контроль качества работ, необходимость проведения мониторинговых наблюдений, их продолжительность;

— перечень и состав отчетных материалов, сроки их представления;

— мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, охране здоровья, по санитарно-гигиеническому и энергоинформационному благополучию работающих с учетом природных и техногенных условий, а также характера выполняемых работ;

— мероприятия по охране окружающей среды, а также исключению ее загрязнения и предотвращению ущерба при выполнении ИИ;

— обоснование необходимости проведения научно-исследовательских работ при ИИ для проектирования объектов повышенного уровня ответственности или объектов, возводимых в сложных природных и техногенных условиях;

— принимаемая нормативно-методическая база для выполнения работ;

— сведения по метрологическому обеспечению.

При комплексном проведении изыскательских работ программу инженерных изысканий следует увязывать с программами других видов изысканий во избежание дублирования отдельных видов работ.

4.14 Программа ИИ должна являться основным и обязательным организационно-руководящим и методическим документом при ИИ автомобильных дорог.

Для выполнения изыскательских работ в период строительства (реконструкции или капитального ремонта) автомобильных дорог или для подготовки проектной документации по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог по требованию заказчика (застройщика), если это оговорено в договоре на ИИ, вместо программы ИИ должно составляться предписание на выполнение комплексных ИИ или на выполнение конкретных видов изыскательских работ.

Предписание на производство инженерных изысканий должно содержать в краткой форме сведения, указанные в 4.13 и данные, необходимые и достаточные для качественного выполнения изыскательских работ. В предписании следует приводить состав, объем, методы, последовательность выполнения изыскательских работ.

4.15 Исполнители инженерных изысканий имеют право устанавливать (закладывать) геодезические пункты (центры), осуществлять проходку горных выработок (буровых скважин, шурфов и др.) с обустройством сети стационарных наблюдений, отбирать пробы грунта, воздуха, воды, стоков, выбросов, атмосферных осадков и промышленных отходов, выполнять подготовительные и сопутствующие работы (расчистку и планировку площадок, рубку визирок, строительство водоводов и водостоков, обустройство временных сооружений), необходимые для производства инженерных изысканий в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре (контракте) с заказчиком (застройщиком).

4.16 Изыскательская продукция для подготовки проектной документации строительства, реконструкции, капитального ремонта и текущего ремонта автомобильных дорог должна оформляться в виде комплексной отчетной документации. Комплексная отчетная документация должна быть представлена в виде отдельных книг (томов) по видам ИИ.

4.17 Отдельные тома (книги) должны состоять из текстовой и графической частей, а также приложений к ним. Текстовая часть технического отчета должна включать общую и техническую части.

4.18 В общей части должны быть представлены: основные сведения об объекте; исполнителе ИИ; сроках, составе и объеме выполненных работ; данные об изменениях и отступлениях от технического задания и программы ИИ, выявленные в процессе выполнения изыскательских работ; сведения об исходно-разрешительных документах.

4.19 Техническая часть должна содержать:

— характеристику природных и техногенных условий района изысканий;

— обобщение и анализ ранее выполненных результатов ИИ и других материалов;

— методы и технологию выполнения изыскательских работ;

— нормативные документы, используемые при проведении работ;

— сведения о метрологическом обеспечении средств измерений;

— сведения об используемом программном обеспечении;

— данные о системе качества и результатах контроля и приемки выполненных работ;

— материалы и результаты, выполненных ИИ, включая прогноз возможных изменений природных условий и рекомендаций по их учету для различных видов строительства;

— оценку рисков природных и техногенных процессов;

— анализ результатов, выводы и рекомендации.

4.20 Графическая часть технического отчета должна содержать (в зависимости от вида ИИ): карты, планы, визуализация цифровых моделей на характерных участках, разрезы, профили, графики, таблицы параметров (характеристик), каталоги полученных данных, основные результаты изысканий, графики и таблицы прогноза изменений природных и техногенных условий объекта строительства.

4.21 В состав приложений к техническому отчету должны входить копии технического задания, программа ИИ, исходно разрешительные и регистрационные документы на выполнение ИИ.

4.22 Технический отчет должен быть представлен в соответствии с требованиями межгосударственных и национальных стандартов, предъявляемым к документам ИИ, а также картографическим материалам.

4.23 Изыскательская продукция для подготовки проектной документации по текущему ремонту и содержанию, в процессе строительства (реконструкции) автомобильных дорог, а также отдельных видов работ в составе вышеуказанных изысканий может представляться по требованию заказчика (застройщика), если это оговорено в договоре на ИИ, в виде заключения (пояснительной записки), включающего полученные материалы, данные, выводы и рекомендации.

4.24 ИИ следует выполнять, как правило, в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.

4.25 Подготовительный этап ИИ включает:

— получение технического задания и подготовку договорной документации;

— сбор и обработку материалов ИИ прошлых лет на район (участок трассы, площадку) изысканий, получение высот и координат пунктов нивелирования и полигонометрии;

— подготовку программы (предписания) ИИ в соответствии с требованиями, приведенными в техническом задании заказчика (застройщика);

— осуществление в установленном порядке регистрации (получение разрешений) на производство ИИ;

— согласование плана обустройства места изыскательских работ предупреждающими дорожными знаками и ограждениями со службами, осуществляющими надзор и контроль за дорожным движением, а также — с эксплуатирующей организацией.

4.26 Полевой этап ИИ включает комплекс полевых работ в соответствии с программой ИИ и необходимый объем работ по предварительной обработке полученных материалов и данных для обеспечения контроля их качества, полноты и точности.

4.27 Камеральный этап ИИ включает:

— окончательную обработку материалов и данных полевого этапа изысканий, оценку точности полученных результатов с необходимой для проектирования и строительства информацией об объектах, ситуации и рельефе местности, о подземных и надземных сооружениях с указанием их технических характеристик, а также об опасных природных и техноприродных процессах;

— составление и передачу заказчику (застройщику) отчета об ИИ (пояснительной записки) с необходимыми приложениями по результатам выполненных ИИ;

— передачу в установленном национальным законодательством порядке отчетных материалов, выполненных ИИ местным органам архитектуры и строительства, в зоне деятельности которых выполнялись ИИ.

Источник: star-pro.ru

Рейтинг
Загрузка ...