Ростехнадзор разъясняет: Капитальный ремонт (на ОПО и не только)
Письмо Минстроя России от 28.10.2020 N 43518-ИФ/09 «О проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства при проведении государственной экспертизы проектной документации»
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 28 октября 2020 г. N 43518-ИФ/09
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с изменениями порядка расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) капитального ремонта объектов капитального строительства сообщает следующее.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (далее — дефектный акт).
Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
Согласно части 2 статьи 8.3 Кодекса при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства если сметная стоимость капитального ремонта, фиксируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость подлежит проверке сметной стоимости в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145).
Текущий и капитальный ремонт скважин
Пунктом 27(3) Положения N 145 установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и в дефектный акт по состоянию на дату обследования.
Пунктом 16(4) Положения N 145 предусмотрено, что для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае, если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «г» пункта 13) а также дефектный акт по состоянию на дату обследования.
При представлении для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства проектной документации на объект капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 51(1) Положения N 145.
В случае если для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах) представляется одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства дефектный акт, то для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 57(2) Положения N 145.
За проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, в соответствии с пунктами 57 и 57(3) Положения N 145 взимается плата в размере 24 тыс. рублей, в т.ч. НДС.
Вместо с тем, отдельно следует рассматривать вопрос о порядке расчета стоимости проверки сметной стоимости капитального ремонта автомобильных дорог.
Учитывая, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, для определения размера платы за проведение такой проверки применяется и положение пункта 57(1) Положения N 145.
В целях однозначного толкования Положения N 145 в настоящее время Минстрой России подготавливает соответствующие уточнения.
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН
Вопрос:
- Какими нормативно-правовыми актами регулируется порядок организации капитального ремонта ОПО на примере ремонта металлических емкостей для хранения ГСМ объемом 400м3 расположенных на территории нефтехранилища.
- Требуется ли при организации данного ремонта разработка проектной или рабочей документации с прохождением ЭПБ.
Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления Ростехнадзора, отдел горнотехнического, металлургического надзора и надзора за взрывопожароопасными и химически опасными производственными объектами по надзору за проектированием опасных производственных объектов и изготовлением оборудования.
В соответствии с ч. 1 ст. 116-ФЗ капитальный ремонт опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленным настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
ИсточникКапитальный ремонт: что в него входит и его порядок
Общий (капитальный) ремонт многоквартирного дома подразумевает проведение работ по улучшению функционирования здания, включающий реконструкцию или полную замену наиболее аварийных участков строения. При этом охватываются не только элементы строительных конструкций, но и инженерные коммуникации.
В качестве поддержки был принят закон, посвященный проблеме КР. Согласно его положениям, собственники обязуются формировать денежный фонд за счет регулярных взносов, а ресурсные организации — предоставлять необходимые средства для проведения полного комплекса работ. Принятый закон требует от регионалных властей предоставления:
- документов, которые регламентируют проведение капитального ремонта;
- полного списка операторов, имеющих право выступать в качестве держателя фонда;
- перечня надзорных органов, которые будут следить за соблюдением нормативов при осуществлении ремонтных работ.
Законодательная база формируется из:
- Градостроительного кодекса РФ. В нём указываются обязательные виды работ при минимальной сумме взносов.
- Жилищного кодекса РФ.
- Правил эксплуатации жилого фонда. В них отражены действующие нормативы, которые определяют регулярность проведения восстановительных работ для различных типов конструкций.
Типы капитальных ремонтных работ
Базовый комплекс КР включает проведение работ по улучшению функциональности:
- несущих частей здания,
- технических коммуникаций,
- других элементов конструкции (фасада, фундамента, кровли и вентиляции).
Фактически осуществляется модернизация дома с учетом современных нормативов, которые позволяют сделать проживание более комфортным. При этом капитальный ремонт может быть двух видов:
- Комплексный — работы ведутся по всем основным категориям.
- Выборочный — решение о частичной замене отдельных элементов, которые входят в состав здания, принимается в том случае, если проведение работ в полном объеме не представляется возможным. Чаще всего такие ситуации возникают при наличии значительных повреждений в системе, нецелесообразности по экономическим причинам, а также если при этом требуется полное или частичное прекращение ресурсоснабжения дома.
В зависимости от срочности ремонт бывает:
- Плановый — комплекс типовых работ включает: очистку труб и дымоходов, замену оконных стекол и рам в подъездах, ремонт лестниц и перил, косметический ремонт фасада и т. д. Плановый ремонт не относится к категории капитального и проводится в зависимости от появления эксплуатационных проблем.
- Внеплановый — причиной начала работ может стать обращение жильцов или возникновение аварийной ситуации. Например, к нештатным ситуациям, которые требуют срочного устранения, относятся прорывы труб водопровода или канализации. Инициировать ремонт можно также путем голосования на общем собрании собственников жилья. Итоговый протокол с требованиями передается в управляющую компанию, которая определяет целесообразность проведения КР совместно с жилищной инспекцией.
Особенности проведения текущего ремонта
Текущий ремонт представляет собой комплекс мероприятий, которые регулярно проводятся с целью предупреждения износа отдельных элементов зданий. На время их проведения здание не отключается от ресурсно-снабжающих организаций. Текущий ремонт отличается от капитального различными статьями расходов и общими фондами. При этом оба вида имеют сходство по разновидностям проводимых работ, к которым относятся:
- утепление и восстановление целостности фасадных элементов;
- полная или частичная замена покрытия на крыше в том случае, если оно стало негерметичным;
- внутриподъездный ремонт, включающий побелку и покраску;
- восстановление остекления на лестничных площадках.
Общий перечень работ может меняться в зависимости от особенностей каждого обращения.
Работы, проводящиеся в многоквартирном доме
- Фасадные — утепление стен, остекление балконов, проверка и ремонт системы водостока, восстановление функциональности пожарных лестниц или их установка, реставрация придомовых козырьков с укладкой нового кровельного покрытия.
- Кровельные и подвальные — антисептическая обработка, противопожарная проверка состояния подвалов и чердаков, заливка разошедшихся швов между панелями, проверка состояния вентиляционной системы и прочистка воздуховодов, нормализация температурного режима по действующим стандартам эксплуатационной безопасности.
- Коммуникационные — замена отдельных элементов или всей системы водоснабжения, проверка работы труб водоотведения и их ремонт при необходимости, ремонт внутридомовых приборов учета.
Внутриподъездные — установка осветительных приборов, проверка состояния электропроводки, реставрация лестничных площадок, ремонт лифтового хозяйства и мусоропроводов.
Порядок проведения
Очередность, по которой производится КР, определяется на уровне исполнительного законодательства. Основную роль при этом играет текущее состояние здания и опциональная срочность проведения работ по улучшению его технического состояния. Нормативный срок для КР составляет 30 лет.
Найти необходимую информацию по этому поводу можно в региональных программах развития. Они составляются на основании данных управляющей компании или ТСЖ, в ведомстве которого находится тот или иной дом, и включают информацию, которая касается:
- общего срока эксплуатации дома,
- даты проведения первичного капитального ремонта,
- общей суммы взносов и задолженностей по их уплате,
- степени износа строительных и инженерных конструкций.
На срочность проведения ремонта и объем работ влияют следующие факторы:
- Рыхлый и легкий грунт — становится причиной незапланированной усадки здания. При этом в первую очередь проводится осмотр и реконструкция фундамента в случае необходимости.
- Сейсмически опасный регион — требуется монтаж специального удерживающего каркаса, который препятствует обрушению отдельных элементов.
- Вечная мерзлота — осуществляются мероприятия по водоотведению и установке гидроизоляционных барьеров. За счет этого создаются все необходимые условия, предотвращающие попадание влаги в какие-либо части строения. Замена таких систем производится раз в 25 лет за исключением аварийных случаев, когда их выход из строя угрожает жизни и здоровью жильцов.
Цели капитального ремонта здания
Проведение общих ремонтных работ позволяет своевременно выявить и устранить основные неполадки конструкции и в перспективе улучшить ее эксплуатационные характеристики. КР предотвращает возникновение аварийных ситуаций, а также минимизирует технологический и моральный износ здания.
Особенности формирования фонда капитального ремонта
Денежные средства для КР собираются за счет регулярных взносов жильцов дома, которые начисляются в фонд, созданный специально для этих целей. Размер платежей определяется исходя из средних показателей доходов, характерных для данного региона. Общий показатель взносов находитсяся в диапазоне от 6 до 8 рублей за квадратный метр.
Взносы могут не выплачивать следующие категории граждан:
- проживающие в домах, которые были признаны аварийными или подлежащими сносу;
- дом которых находится на участке, имеющем статус государственной собственности;
- проживающие в муниципальных квартирах.
По закону взносы на капремонт не имеют права вносить лица, не являющиеся собственниками жилья и имеющие на руках оформленный договор социального найма.
Неплательщики несут административную ответственность перед государством. Недостающая сумма из фонда взыскивается с них в судебном порядке с привлечением приставов и других представителей надзорных органов.
Согласование с жильцами
Аналогично тому, что собственники квартир дома формируют фонд капитального ремонта, они же и делают запрос на его проведение. Решение об этом принимается на общем собрании путем голосования. Согласие на проведение ремонта считается достигнутым, если «за» выскажутся ⅔ присутствующих. По регламенту, собрание считается действительным, если на него пришли более 50% всех собственников. Для наилучшей репрезентативности должен присутствовать минимум 1 человек от каждой семьи.
Собрать жильцов можно по инициативе:
- уполномоченного представителя районной управляющей компании;
- жильца, который исполняет роль старшего по дому;
- собственника одной из квартир.
Даты проведения и характер работ устанавливаются на региональном уровне. При необходимости они могут быть перенесены или дополнены по запросу регионального правительства. В случае принятия положительного решения за полгода до начала ремонта жильцы получают официальное извещение, в котором указываются:
- период, в рамках которого будет осуществляться КР здания;
- типы работ, необходимых к проведению;
- итоговая стоимость;
- общая сумма накопленных средств в фонде КР.
Нормы капитального ремонта
Далеко не все дома подлежат КР. По закону из фонда исключаются строения, в которых:
- несущие элементы конструкций и коммуникации изношены более чем на 70% от первоначального состояния;
- запрещено проживание из-за аварийного состояния жилищного хозяйства;
- планируется проведение реконструкционных работ.
Также КР не проводится в том случае, если сумма, которая нужна для ремонта 1 квадратного метра помещения, превышает предусмотренные для этого средства. В ограниченном порядке осуществляется ремонт сантехники и придомовых зон (детских и спортивных площадок, тротуаров и т. д.).
Заключение
Очередность проведения работ в том или ином здании определяется в соответствии с разработанной программой капремонта. Она составляется местными органами исполнительной власти и регулярно дополняется по обращению жителей или в соответствии с данными, полученными от районных УК. Полнотекстовый вариант такой программы находится в публичном доступе, чтобы любой желающий мог ознакомиться с интересующими положениями.
Получить более подробную информацию о сроках проведения КР в конкретном многоквартирном доме можно, перейдя на сайт, который посвящен содействию реформирования ЖКХ. Удобная навигация позволяет по актуальному адресу находить информацию о:
- количестве и характере запросов, сделанных в фонд за варьируемый временной интервал;
- перечне документов и заявлений, которые необходимы для оформления заявки, с правилами их заполнения;
- наименованиях банковских учреждений, в которых существует или может быть открыт фонд КР;
- видах ремонтно-восстановительных работ, их методиках, особенностях и используемых материалах.
В базе сайта сохранены наиболее полные данные, касающиеся более 800 тыс. объектов жилищного строительства. Информация собирается со всех регионов страны и постоянно актуализируется.
Источник