Определение категории сложности здания
Для определения базовой цены на выполнение обмерных работ по зданию или сооружению в целом важно не только знать общий строительный объем (площадь объекта, его периметр, высоту), но и категорию сложности здания/сооружения.
Как определить эту категорию сложности здания или сооружения?
Ответ на этот вопрос дан в «СПРАВОЧНИК БАЗОВЫХ ЦЕН НА ОБМЕРНЫЕ РАБОТЫ И ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ».
Существует 3 категории сложности здания, отдельно для одноэтажных и многоэтажных зданий.
Для одноэтажных зданий и сооружений.
1 категория
К этой категории относятся однопролетные и двухпролетные бескаркасные, бескрановые здания или сооружения высотой до 5 метров.
2 категория
Все здания и сооружения, не вошедшие в 1 и 3 категории сложности.
3 категория
Здания каркасной конструкции с двухъярусным расположением мостовых (или консольных) кранов, либо здания, состоящие в плане из нескольких прямоугольников (более 3), или криволинейных очертаний, или с большим количеством разнотипных помещений.
Для многоэтажных зданий.
1 категория
Здания прямоугольной формы в плане, с однотипными помещениями в пределах этажа.
2 категория
Здания, состоящие в плане из 2-3 прямоугольников, с разнотипными помещениями в пределах этажа.
3 категория
Здания, состоящие в плане из нескольких прямоугольников (более 3) или криволинейных очертаний, с разнотипными помещениями в пределах этажа.
Необходимо отметить, что выше было приведено описание определения сложности зданий, исходя из их очертаний (геометрических параметров зданий), но без учета насыщенности фасадов различными элементами / декором (например, здания имеющие абсолютно «пустые» стены никак не могут быть оценены одинаково со зданиями, фасады которых насыщены лепниной). Поэтому следует отдавать себе отчет в том, что определенная базовая цена (согласно категориям сложности, указанным в справочнике), так же будет увеличена и на «коэффициент сложности фасада» (если при выполнении обмерных работ на объекте подразумевается детальный обмер фасадов, а не только поэтажные планы и разрезы).
ИсточникКатегория сложности здания и работ по обследованию: разница
Категория сложности зданий и сооружений — это характеристика, которая определяется на основании физических особенностей постройки и других данных. Является одним из базовых факторов, влияющих на процесс введения объекта в эксплуатацию. Чем она выше, тем сложнее архитектура. Если, например, в проектной документации заявлено, что постройка имеет более высокую категорию, чем есть по факту, она на законных основаниях может быть не введена в эксплуатацию.
Категория сложности работ по обследованию зданий — это понятие, которое определяется составом проводимых работ. Чем она выше, тем более детальной и основательной является сама процедура. К примеру, есть категория сложности, предусматривающая только лишь визуальное обследование. Если же в процессе используются специальные инструменты, то обследование будет более детализированным, так как его категория сложности выше и дороже по себестоимости.
Категории сложности зданий
Для определения категории сложности здания применяется норматив МРР 3.2.18.03.02-05 «Рекомендации по определению стоимости разработки проекта архитектурной колористики фасадов зданий и сооружений». В этом документе также представлен классификатор категорий в виде наглядных таблиц.
В целом, на этот параметр влияют следующие особенности постройки:
- количество этажей;
- сложность планировки;
- наличие подвального, чердачного, мансардного помещений;
- факт наличия осуществлённых изменений;
- проведённые усиления грунтовых оснований;
- назначение.
Классификация осуществляется отдельно для одноэтажных объектов и многоэтажных. В каждом из случаев выделяется всего по три категории.
Для одноэтажных:
- К этой категории относятся построенные объекты без каркаса, с одним или двумя пролётами, высотой до пяти метров.
- Любые объекты, которые не подпадают под первую или третью категории.
- Здания с несущим силовым каркасом, с большим количеством отличающихся по функциональности помещений, по форме очертаний имеющие не менее трёх прямоугольников, либо с криволинейными очертаниями фасада.
Для многоэтажных:
- Постройки с прямоугольным профилем, планировкой которых предусмотрены однотипные (в пределах одного уровня) помещения.
- Объекты, состоящие из двух или трёх прямоугольников по фасаду, а также с разнотипными по функционалу помещениями в рамках одного и того же уровня.
- Постройки, состоящие из трёх и более прямоугольников, либо имеющие криволинейную форму одной или нескольких сторон фасада, а также с допуском разнотипных по функциональности помещений в пределах одного уровня.
На основании категории сложности объекта определяется стоимость выполнения работ по его обследованию. Изменение категории возможно только в случае капитального ремонта с реконструкцией и модернизацией.
Категории сложности работ по обследованию зданий
В отличие от категории сложности здания, это понятие является прямой характеристикой объекта. Нормативным документом, определяющим это понятие, является Государственный сметный норматив «Справочник базовых цен на обмерные работы и обследование зданий и сооружений». Также следует понимать, что более высокая категория сложности работ означает и более детализированное обследование с большим объёмом информации по итогу. Стоимость мероприятия также зависит от этого.
По сложности работ обследование объектов делится на три категории, каждая из которых включает свой набор мероприятий:
- Первая категория — визуальное обследование.
- Вторая категория — инструментальное обследование.
- Третья категория — детальное инструментальное обследование.
Обследование первой категории сложности может включать выполнение таких работ, как:
- изучение документации на объект;
- обмер конструкций;
- выявление реальных размеров постройки;
- фотофиксация дефектов, следов износа;
- формирование технического заключения на основании полученных данных.
По итогу заказчик получает рекомендации относительно возможности дальнейшей эксплуатации постройки без каких-либо изменений, то есть в настоящем состоянии.
Обследование второй категории сложности может включать выполнение таких работ, как:
- работы и мероприятия, предусмотренные в списке выше;
- обмерные работы с применением высокоточных инструментов;
- составление общих чертежей и пространственных планов;
- исследование основания;
- определение состава и состояния несущих конструкций;
- оценка прочности строительных материалов;
- составление детальной карты дефектов;
- вычисление нагрузок на несущие конструкции.
По итогу заказчик получает не только точные и наглядные сведения относительно текущего состояния объекта, а и рекомендации по проведению ремонта или реконструкции.
Обследование третьей категории сложности может включать выполнение таких работ, как:
- работы и мероприятия, предусмотренные в предыдущих двух перечнях;
- выполнение обмерных и изыскательных работ с применением высокоточного геодезического оборудования;
- составление чертежей, в том числе, в электронной форме;
- отбор проб грунта и стройматериалов в несущих конструкциях;
- исследование взятых проб в лабораторных условиях;
- обследование силовых, ответственных несущих конструкций с применением инструментов и оборудования, позволяющего выполнить эти работы без частичного разрушения;
- тщательная разработка рекомендаций по устранению выявленных дефектов;
- при необходимости прорабатывается план проведения восстановительного ремонта, реконструкции или модернизации;
- составление рекомендаций относительно возможности усиления ответственных конструкций без проведения реконструкции объекта.
Представленные перечни для обследований всех категорий сложности не являются исчерпывающими. Те или иные пункты могут быть добавлены исполняющей компанией, если это необходимо для более точного анализа, а также самим заказчиком на его усмотрение. В любом случае от категории сложности и конкретного состава работ, а также от категории сложности самого здания — будет напрямую зависеть и меняться стоимость проведения обследования.
ИсточникКатегория сложности объекта строительства это
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ
ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗРАБОТАНЫ: Научно-исследовательским центром подрядных торгов и ценообразования в строительстве ЦНИИЭУС Госстроя России (В.М.Дидковский — научный руководитель работы, акад. МАИЭС, канд. техн. наук; Т.А.Рудакова);
Экспертно-консультативным центром при Госстрое России (В.П.Абрамов — заслуженный строитель России, Э.А.Качура, И.С.Быстрицкий);
Инженерно-консультационной фирмой «КО-ИНВЕСТ» (С.А.Табакова — член-корр. МАИЭС, канд. экон. наук; О.В.Кузьмичева, А.В.Евстегнеев);
Научно-техническим центром «Зодчий» (А.М.Коновалов);
Самарским центром ценообразования в строительстве (О.В.Дидковская)
при участии Г.К.Веретельникова и С.В.Никиточкина (Госстрой России).
ОДОБРЕНЫ: Секцией «Экономика, инвестиционная деятельность и лицензирование в строительстве» Научно-технического совета Госстроя России (протокол N 23-10.1 от 25.11.98);
Правлением Российской ассоциации организаторов подрядных торгов и стоимостного инжиниринга (протокол N 4 от 18.02.99).
УТВЕРЖДЕНЫ: Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России (протокол N 11 от 12.02.99).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов (далее — торгов) в Российской Федерации (далее — «Методические рекомендации») разработаны в соответствии с:
Основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утвержденными Госстроем России 06.05.1997 N БЕ-18-9 и согласованных Минэкономики России 06.05.1997 N АС-158;
Письмом Минстроя России от 19.02.96 N ВБ-29/12-61 (О средствах на организацию и проведение подрядных торгов).
1.2. Методические рекомендации разработаны по поручению Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Госстрое России от 19 декабря 1997 г. и предназначаются для использования при строительстве объектов за счет средств федерального, регионального, местного (муниципального) бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, а также зарубежных инвестиций, гарантом которых является Правительство Российской Федерации или администрация субъекта Российской Федерации. Рекомендации могут быть также использованы при проведении торгов на строительство, осуществляемое за счет других источников финансирования.
Данный документ предназначен для применения заказчиками (инвесторами), проектными организациями, инжиниринговыми фирмами — организаторами подрядных торгов при разработке сводного сметного расчета стоимости строительства в части статьи затрат «Организация и проведение подрядных торгов» в главе 9 «Прочие работы и затраты», а также при подготовке, организации и проведении подрядных торгов.
1.3. Методические рекомендации устанавливают единый подход к планированию затрат на организацию и проведение подрядных торгов, к установлению Заказчиком (Инвестором) и Организатором подрядных торгов (Исполнителем) договорных цен на комплексы работ по подготовке, организации и проведении подрядных торгов, а также при осуществлении расчетов за выполненные работы.
1.4. При подготовке Методических рекомендаций учтены требования указанных в п.1.1 документов по составу, порядку и срокам качественного исполнения всех процедур подготовки, организации и проведения подрядных торгов, а также практический опыт специализированных в этом виде деятельности инжиниринговых фирм и служб заказчика, других организаций, профессионально подготовленных к выполнению работ в качестве организатора подрядных торгов.
1.5. Методические рекомендации распространяются на проведение открытых и закрытых подрядных торгов при размещении подряда на строительство новых, расширение, реконструкцию и ремонт действующих объектов, в том числе на строительные, монтажные, ремонтно — строительные, пусконаладочные и другие виды работ, а также на комплексы указанных работ.
2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЗАТРАТ
НА ПРОВЕДЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ
2.1. Основой определения стоимости затрат на проведение подрядных торгов являются:
использование базового норматива стоимости затрат на проведение открытого торга, разработанного на примере объекта средней сложности и крупности, по которому на момент публикации объявления о торге имелись разработанные проектные материалы;
введение поправок к базовому нормативу, учитывающих специальные требования Заказчика и ограничения Заказчика по составу этапов работ и видов затрат, проведение закрытого торга;
учет степени сложности объектов с использованием категорий их сложности;
учет крупности объектов с использованием результатов предварительной оценки предполагаемой цены предмета торга;
учет наличия разработанных материалов, на базе которых проводится подготовка комплекта конкурсной документации;
учет разновидности торгов (с предварительным квалификационным отбором или без него, одноэтапные или двухэтапные торги).
2.2. Стоимость затрат на проведение торга (без учета налога на добавленную стоимость) определяется:
где: — базовый норматив стоимости затрат на проведение открытых торгов в процентах от предполагаемой цены подряда, который при обосновании договорной цены контракта на организацию и проведение подрядных торгов может быть скорректирован на различие по отдельным этапам работ и видам затрат вследствие:
ограничения круга работ и затрат по решению Заказчика торга;
учета реальных затрат на публикацию объявлений о торгах по счетам рекламных агентств, периодических изданий.
При обосновании величины прочих затрат по статье «Организация и проведение подрядных торгов» в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства корректива базового норматива на указанные выше отличия по отдельным этапам и видам затрат может не проводиться;
— коэффициент сложности объекта строительства;
— коэффициент крупности предмета торга;
— коэффициент разновидности торгов: с предварительным квалификационным отбором или без него, одноэтапных или двухэтапных торгов;
— предполагаемая стоимость договора (контракта) по предмету торга (без учета налога на добавленную стоимость) в уровне цен на дату публикации объявления о торгах.
2.3. Базовый норматив стоимости затрат на проведение открытых подрядных торгов установлен для третьей категории сложности объекта строительства с ориентировочной его сметной стоимостью 3 млн. рублей (в сметных ценах 1991 года) при наличии разработанной проектной документации. Базовый норматив рассчитан из условия полного учета всех традиционных процедур и затрат, которые необходимо осуществить при подготовке, организации и проведении одноэтапных торгов без предварительного квалификационного отбора и командировочных расходов Организаторов и Исполнителей торгов, определяемых по фактическим затратам. Структура базового норматива для определения стоимости затрат на проведение открытых подрядных торгов представлена в приложении 1.
2.4. В случае, если Организатору торгов не поручается осуществлять некоторые из перечисленных в Приложении 1 процедур и затрат, то при подготовке договора на организацию и проведение подрядных торгов из базового норматива исключаются соответствующие доли затрат. Затраты на публикацию объявлений о предквалификации и об открытых торгах рекомендуется, как правило, возмещать по счетам рекламных агентств и периодических изданий.
В случае, если используются возможности бесплатной публикации объявлений о торгах, из базового норматива исключаются соответствующие затраты. При проведении закрытого (в том числе двухэтапного) торга из базового норматива полностью исключаются затраты на рекламу и публикацию.
2.5. Коэффициент сложности объекта строительства () принимается в зависимости от категории сложности (табл.2.1).
Источник