от 16 ноября 2012 года N 402
(с изменениями на 12 августа 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 25 ноября 2014 года N 322 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.04.2015, N 0001201504230008);
приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 479 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.01.2018, N 0001201801250022);
приказом Минтранса России от 13 ноября 2018 года N 406 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.12.2018, N 0001201812120012);
приказом Минтранса России от 12 августа 2020 года N 303 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2020, N 0001202012040013).
— Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5553; 2008, N 20, ст.2251; N 30 (ч.1), ст.3597; N 30 (ч.2), ст.3616; N 49, ст.5744; 2009, N 29, ст.3582; N 39, ст.4532; N 52 (ч.1), ст.6427; 2010, N 45, ст.5753; N 51 (ч.3), ст.6810; 2011, N 7, ст.901; N 15, ст.2041; N 17, ст.2310; N 29, ст.4284; N 30 (ч.1), ст.4590, 4591; N 49 (ч.1), ст.7015; 2012, N 26, ст.3447) и пунктом 5.2.53.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612; N 24, ст.2601; N 52 (ч.3), ст.5587; 2008, N 8, ст.740; N 11 (ч.1), ст.1029; N 17, ст.1883; N 18, ст.2060; N 22, ст.2576; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 4, ст.506; N 6, ст.738; N 13, ст.1558; N 18 (ч.2), ст.2249; N 32, ст.4046; N 33, ст.4088; N 36, ст.4361; N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650; N 6, ст.652; N 11, ст.1222; N 12, ст.1348; N 13, ст.1502; N 15, ст.1805; N 25, ст.3172; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935; N 26, ст.3801, ст.3804; N 32, ст.4832; N 38, ст.5389; N 46, ст.6526; N 47, ст.6660; N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686; N 14, ст.1630; N 19, ст.2439),
Классификация технологий для увеличения сроков службы автомобильных дорог
2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 мая 2013 года,
регистрационный N 28505
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 16 ноября 2012 года N 402
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог
(с изменениями на 12 августа 2020 года)
I. Общие положения
1. Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее — Классификация) распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации (далее — автомобильные дороги).
Классификация автомобильных дорог, основные элементы дорог
2. Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее — дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
2.1. При проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений могут выполняться отдельные работы по ремонту и содержанию элементов автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений, состояние которых не требует капитального ремонта, если указанные работы необходимы для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние.
(Подпункт дополнительно включен с 5 февраля 2018 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 479)
2.2. Работы по ремонту дорожных покрытий на искусственных дорожных сооружениях могут выполняться одновременно с работами по ремонту дорожных покрытий на прилегающих участках автомобильных дорог.
(Подпункт дополнительно включен с 5 февраля 2018 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 479)
II. Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог
3. При капитальном ремонте проводятся следующие работы:
1) по земляному полотну и системе водоотвода:
а) устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам и другим объектам);
б) замена изношенных звеньев прикромочных и телескопических лотков, дренажей, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, элементов подводящих и отводящих русел у водопропускных труб, элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам и другим объектам);
2) по дорожным одеждам:
а) ликвидация колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона;
б) восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам);
в) перемощение отдельных участков мостовых с полной заменой песчаного основания;
3) по искусственным и защитным дорожным сооружениям:
а) замена балок (более 25%) в пролетных строениях;
б) восстановление или замена подпорных стен, противолавинных галерей, навесов, устройство укрепительных и регуляционных сооружений, сооружений для защиты от наледей, оползней и др.;
в) восстановление берегозащитных и противоэрозионных сооружений;
г) восстановление тоннелей, включая замену части (до 50%) обделки;
д) замена пролетных строений, в том числе с изменением продольной схемы (с возможным изменением длины моста до 15%) с временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), и отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов, а также замена пролетных строений малых мостов на водопропускные трубы с возможным временным отводом земельных участков, необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2020 года приказом Минтранса России от 12 августа 2020 года N 303. — См. предыдущую редакцию)
е) устройство, удлинение водопропускных труб, а также замена их звеньев и оголовков с возможным временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 февраля 2018 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 479. — См. предыдущую редакцию)
ж) замена опор, в том числе с изменением существующей продольной схемы моста (с возможным изменением длины моста до 15%) с временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2020 года приказом Минтранса России от 12 августа 2020 года N 303. — См. предыдущую редакцию)
з) замена ограждений, перил и тротуаров;
4) по элементам обустройства автомобильных дорог:
а) замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений;
б) замена средств организации и регулирования дорожного движения на пересечениях автомобильных дорог с автомобильными дорогами и железными дорогами;
в) нанесение и удаление временной разметки на период капитального ремонта;
г) нанесение постоянной разметки после капитального ремонта;
д) замена элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств;
5) прочие работы по капитальному ремонту:
а) изыскание и освоение резервов грунта и месторождений каменных материалов в объемах, необходимых для производства работ на участках капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений, устройство и ликвидация временных объездов и искусственных сооружений на участках капитального ремонта;
б) устройство и восстановление очистных сооружений, рекультивация временной полосы отвода, рекультивация земельных участков, ранее занятых под карьерами, резервами, объездными дорогами, неиспользуемыми участками автомобильных дорог, дорожными сооружениями, производственными объектами и др.;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 февраля 2018 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 479. — См. предыдущую редакцию)
в) проведение инженерных изысканий, обследований и разработка проектной документации на капитальный ремонт, экспертиза проектной документации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 февраля 2018 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 479. — См. предыдущую редакцию)
г) обследование и испытание искусственных сооружений после капитального ремонта с составлением технического паспорта, диагностика автомобильных дорог и искусственных сооружений после проведения капитального ремонта;
д) строительный контроль и авторский надзор;
е) капитальный ремонт производственных объектов, в том числе баз, являющихся технологической частью автомобильных дорог и используемых при их капитальном ремонте, ремонте и содержании.
(Подпункт дополнительно включен с 5 февраля 2018 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 479)
4. К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2020 года приказом Минтранса России от 12 августа 2020 года N 303. — См. предыдущую редакцию)
1) по земляному полотну и водоотводу:
а) доведение геометрических параметров земляного полотна до норм, соответствующих категории ремонтируемого участка автомобильной дороги, включая уширение земляного полотна для устройства дополнительных полос движения и переходно-скоростных полос без дополнительного землеотвода;
(Сноска дополнительно включена с 15 декабря 2020 года приказом Минтранса России от 12 августа 2020 года N 303)
б) поднятие земляного полотна на подтопляемых и снегозаносимых участках, переустройство пучинистых, оползневых и обвальных участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 февраля 2018 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 479. — См. предыдущую редакцию)
в) полная замена земляного полотна, переустройство дефектных элементов земляного полотна и системы водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 февраля 2018 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 479. — См. предыдущую редакцию)
г) устройство земляного полотна и системы водоотвода на площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам;
Источник docs.cntd.ruКлассификация и особенности работ по строительству и ремонту дорог и дорожных сооружений.
По функциональному признаку все работы подразделяются на заготовительные, транспортные и строительно-монтажные.
Заготовительные работы представляют собой работы по добыче сырья, его необходимой переработке и изготовлению строительных материалов, конструкций, деталей, полуфабрикатов.
Заготовительные работы, выполняемые силами подрядных строительных организаций, относят к подсобным производствам, а изготовление материала силами промышленных строительных организаций для этой промышленности является строительным производством.
Транспортные работы обеспечивают доставку строительных материалов к месту потребления, т.е. к месту производства СМР (к месту укладки в дело).
СМР обеспечивают законченное строительство объектов, готовых к их эксплуатации.
СМР подразделяют на:
Линейные СМР – это работы, равномерно распределенные вдоль строящейся трассы и имеющие относительно небольшие отклонения от средних величин. Линейные работы могут быть непрерывными и периодическими.
Особенностями организации этих работ является:
1) практически неограниченный фронт работ
2) возможность широко варьировать методы организации работ и технологию их производства
3) создание необходимых предпосылок для поточной организации строительства.
Сосредоточенные работы выполняются на относительно коротких участках строящейся дороги и резко отличаются по объему и трудоемкости от средних значений.
Особенности организации работ по строительству и ремонту автомобильных дорог
1) Продукция неделима и неподвижна и эксплуатируется в местах сооружений.
2) Вследствие неподвижности элементы должны быть подвижны и перемещаться вдоль трассы.
3) Строительная продукция неделима, т.е. автомобильная дорога не может быть использована до ее полного возведения.
4) Огромное разнообразие продукции по техническому составу и назначению и, как следствие, невысокий удельный вес типового проектирования.
5) Высокая длительность производственного цикла.
6) Огромные единовременные затраты.
7) Многовариантность и сложность организации, планирования и управления производства при вероятностном характере влияния различных факторов.
Особенности городского дорожного строительства.
1) Сеть городских дорог является частью городской застройки жилых кварталов, поэтому дорожное строительство должно быть увязано со строительством подземных инженерных сооружений с учетом последующего благоустройства территории.
2) Повышенная потребность в автомобильных перевозках.
3) Стесненность условий производства работ.
4) Повышенные требования экологической безопасности и охраны труда.
5) Наличие постоянных предприятий не основного производства и возможность подключения к действующим сетям.
6) Относительная кадровая стабильность.
Особенности ремонта.
1) Необходимость решения вопросов организации движения в период производства работ.
2) Ограниченность во времени при производстве работ
3) Сезонный характер.
Своевременный и максимальный учет особенностей строительства является основой правильной организации строительного производства.
Основные принципы организации дорожного строительства.
1) Обеспечение условий перехода строительного комплекса к рынку
2) Обеспечение технического прогресса
3) Непрерывность и ритмичность производства
4) Рациональная концентрация и специализация производства
5) Стимулирование эффективной деятельности
6) Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
1 принцип: Переход к рыночным отношениям предполагает:
1) размещение на конкурсной основе заказов
2) договорная дисциплина
3) полная финансовая ответственность за результат производственно-хозяйственной деятельности
4) оптимальное использование инфраструктуры рынка, включая инженерно-консультационное сопровождение
5) постоянный поиск резервов повышение эффективности производства.
2 принцип:Технический прогресс в строительстве осуществляется по 2 принципам:
1) внедрение достижений науки и техники в производство
2) совершенствование методов организации строительного производства.
Технический прогресс базируется на механизации и индустриализации строительства.
3 принцип: Непрерывность и ритмичность строительства.
Ритмичность можно повысить за счет использования наиболее прогрессивных материалов и методов организации строительства
Ликвидация сезонности при прочих равных условиях ведет к увеличению объемов СМР и улучшению использования ОПФ, росту производительности труда и снижению себестоимости.
Ритмичность характеризуется коэффициентом ритмичности:
δi – отклонение фактически выполненных работ от идеальной ритмичности.
Непрерывность строительства обеспечивается:
1) прежде всего, портфелем заказов подрядной организации в увязке с ее фактической производственной мощностью
2) оптимальность внутрифирменного календарного расписания работ,
3) повышение коэффициента сборности.
4) прогрессивностью технологий и методов организации производства.
4 принцип: Концентрация и специализация производства.
Концентрация производства характеризуется объемом работ в стоимостном или натуральном измерении. Концентрация производства может быть:
Территориальная концентрация, как правило, зависит от инвестиционной политики государства и возможностей выделения средств.
Производственная концентрация характеризуется крупностью строительных организаций, а внутрипроизводственная – концентрация ресурсов (материально-технических и трудовых) на данной строительной площадке.
Специализация может быть:
Внутрипроизводственная характеризуется отношением объема СМР, выполняемая специализированными подразделениями к общему объему.
5 принцип: Стимулирование эффективной деятельности.
Реализация этого принципа достигается оптимальным сочетанием экономических рычагов и стимулов.
Реализация система принципов организации производства должна базироваться на эффективной системе управления.
Механизация строительства и ее значение в повышении эффективности производства
Механизация может быть:
автоматизация сфера деятельности человека
Частичная – механизация основных технических процессов, остальные выполняются вручную.
Комплексная механизация предусматривает механизацию основных технических процессов и сопутствующих работ. Эти работы должны быть механически сбалансированы.
Автоматизация сфера деятельности человека сводиться к регулированию средств механизации.
Механизация строительства характеризуется следующей системой показателей:
1) уровень механизации
2) механовооруженность труда
Где Сi – стоимость машин i-го вида (балансовая)
Ni – количество машин i-го вида
ti – время работы машин i-го вида на данном объекте
Tс – продолжительность строительного сезона для соответствующих машин
Np – количество работников, занятых в строительстве
V0 – объем работ в договорных ценах, выполненных с помощью строительной техники.
Кмвт может оправданно падать, только при перенасыщении механовооруженности.
t/T – если техника работает не год, а занята только частично. Показатель характеризует занятость.
Кмвт должна расти только до определенных пределов.
Ритмичность
Ритмичность можно повысить за счет использования наиболее прогрессивных материалов и методов организации строительства
Ликвидация сезонности при прочих равных условиях ведет к увеличению объемов СМР и улучшению использования ОПФ, росту производительности труда и снижению себестоимости.
Ритмичность характеризуется коэффициентом ритмичности:
δi – отклонение фактически выполненных работ от идеальной ритмичности.
Непрерывность строительства обеспечивается:
5) прежде всего, портфелем заказов подрядной организации в увязке с ее фактической производственной мощностью
Источник infopedia.suСостав дорожно-строительных работ
Все работы, связанные со строительством автомобильных дорог, можно разделить на три группы.
Строительно-монтажные – направлены на создание конечной продукции. При возведении земляного полотна к ним относят…
1. Подготовительные работы:
- восстановление и закрепление трассы;
- расчистка дорожной полосы от леса, кустарника, пней, камней и др.;
- разбивка земляного полотна;
- удаление растительного слоя;
- обеспечение водоотвода.
2. Основные работы:
- разрыхление грунта;
3. Отделочные работы:
Строительно-монтажные работы при возведении земляного полотна подразделяют на линейные и сосредоточенные. Линейными называют работы, объемы которых равномерно распределены по всей строящейся дороге и повторяются на каждом километре лишь с небольшим отклонением. Сосредоточенными называют работы, которые резко отличаются по объему, технологии выполнения от работ, выполняемых на смежных участках.
Заготовительными называют работы по заготовке дорожно-строительных материалов, приготовлению смесей, по производству плит, блоков и др. изделий. Эти работы выполняют на производственных предприятиях; они имеют некоторые преимущества в сравнении с строительно-монтажными работами, а именно:
Транспортными называют работы по перемещению грунтов, дорожно-строительных материалов.
кладские работы неразрывно связаны со всеми видами работ. Они включают прием, разгрузку, сортировку, хранение в пределах складской территории. Складские работы создают гарантию ритмичной работы строительной организации, но в то же время увеличивают накладные расходы.
Строительно-монтажные, заготовительные, транспортные и складские работы должны быть тесно связаны между собой.
Технологический процесс по устройству дорожной одежды включает:
Строители автомобильных дорог кроме земляного полотна и дорожной одежды сооружают водопропускные трубы, мосты, здания дорожно-эксплуатационной службы, производят обустройство автомобильных дорог.
Источник www.eurodor.ru