Деятельность органов государственного строительного надзора (ГСН) регламентируется как с точки зрения их основной деятельности, так и с точки зрения ведения отчётности. В рамках Реформы контрольно-надзорной деятельности контрольно-надзорные органы с целью автоматизации массово используют государственную систему ТОР КНД (государственная информационная система «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности»).
При этом указанная система обеспечивает поддержку функций, общих для всех видов надзора, и почти не учитывает специфику строительного надзора. Для автоматизации деятельности собственно ГСН мы предлагаем информационную систему КСК.Стройнадзор. Для облегчения сравнения предлагаемого нами решения с ТОР КНД и требованиями нормативно-правовых актов нами подготовлен следующий обзор.
1. Сравнение АИС КСК.Стройнадзор с ТОР КНД
Назначение АИС КСК.Стройнадзор — автоматизация деятельности контрольно-надзорного органа с целью:
- организации рабочего пространства для инспекторского состава;
- создания единого хранилища всей документации по делам надзора;
- взаимодействия с застройщиком в процессе строительства;
- соблюдения требований реформы контрольно-надзорной деятельности, в т.ч.:
- внедрение Системы управления рисками,
- автоматический расчёт значений показателей результативности и эффективности
Назначение ТОР КНД (в конце 2019 года запущено создание новой версии ТОР КНД):
Инспекции с помощью БПЛА| Строительство. Энергетика. С/Х| Актуальные модели промышленных дронов.
- минимальная автоматизация деятельности контрольно-надзорных органов;
- акцент на внедрении Системы управления рисками;
- организации ручного сбора и обработки значений показателей результативности и эффективности.
То есть ТОР КНД работает в интересах контроля над органами строительного надзора и другими надзорными органами, а не для автоматизации их деятельности.
Таблица 1. Сравнение функционала систем
Исполнение процессов надзора в электронном виде с поддержкой назначения задач сотрудникам, установки сроков исполнения, согласования документов в процессе исполнения, настройки маршрутов исполнения процессов.
- Ведение дела поднадзорного объекта
- Формирование и корректировка программы проведения проверок;
- Автоматизация процесса проведения проверок — проверок по программе и внеплановых проверок
- Ведение дел административной практики
- Формирование и выдача заключения о соответствии (ЗОС),
- Исполнение задач сотрудниками КНО в рамках проверок, ведения дела надзора, административной практики (с возможностью изменения статусов задач и настройки сроков исполнения)
- Прием обращений от граждан, проведение проверок на основе внешних обращений
- Подписание электронных документов электронной подписью;
- Календарь, график проверок, планирование загрузки инспекторов по объектам;
- Учет нарушений, контроль устранения нарушений;
- Запись на прием в орган надзора.
Ручное создание карточек проверок.
20 Самых Лютых Запретов Северной Кореи
Нет ведения дел надзора.
Нет ведения дел об административных правонарушениях.
Нет процессов исполнения — никаких. Нет задач и отслеживания сроков их исполнения.
Предназначен для накопления сведений о выданных заключениях, об организациях участниках строительства, об объектах строительного надзора. Внутренние реестры обеспечивают структурированное представление данных, возможность выгрузки сведений во внешние системы. Частичная публикация реестров позволяет предоставить данные для всех заинтересованных лиц, снижая количество обращений в орган государственного строительного надзора.
- Ведение реестра участников строительства (поднадзорных субъектов);
- Ведение реестра поднадзорных объектов;
- Ведение реестра заключений ЗОС;
- Ведение карты поднадзорных объектов.
Реестр поднадзорных субъектов.
Реестр поднадзорных объектов – отсутствуют ключевые данные объекта капитального строительства.
Нет Реестра заключений о соответствии.
Обеспечивает структурирование размещение и хранение документов строительного надзора в электронном виде. Модуль включает функции создания документов по преднастроенным шаблонам, согласование документов, регистрацию и подписание в электронном виде, ведение журналов документов.
- Автоматическое создание, регистрация и учет документов в рамках надзорной деятельности (извещения, предписания, акты проверок и т.д.);
- Автозаполнение шаблонов документов на основе данных дела;
- Подписание электронных документов электронной подписью;
- Автоматическое ведение журналов регистрации документов надзора;
- Загрузка и обновление проектной документации в структурированном виде, сравнение версий документов
Обеспечивает мониторинг исполнения функции надзора в различных разрезах представления данных, а также построение аналитической отчетности по заданным параметрам. Включает формирование сводных отчетов по основным показателям надзорной деятельности: аналитику по проверкам, делам надзора, контроль деятельности инспекторского состава и пр.
Включает модуль межведомственного взаимодействия и интеграционную шину (КСК.Шлюз СМЭВ 3). Предназначен для обеспечения процессов межведомственного электронного взаимодействия, для связи с порталами госуслуг (ЕПГУ/РПГУ), для получения и передачи данных из систем ФГИС «Единый реестр проверок», информационных систем ФНС, ГАСУ, ГИС ГМП.
Включает возможности подачи документов в рамках строительного надзора, отслеживания исполнения функции надзора по объектам Застройщика, просмотр графика проверок объектов Застройщика, ознакомление с документами строительного надзора, подписание их в электронной форме.
Вывод. Строительный надзор является специфическим видом надзора. ТОР КНД не удовлетворяет требования предметной области. ТОР КНД не обеспечивает экономии времени сотрудников надзора.
2. Сравнение функционала КСК.Стройнадзор со Стандартом автоматизации КНД
Есть. Отчет по результативности и эффективности КНД. (Модифицируется под заказчика, так как не стандартизирован)
Вывод. По состоянию на конец 2019 года КСК.Стройнадзор в целом удовлетворяет или превышает базовые требования Стандарта автоматизации КНД в отличии от ТОР КНД.
Источник: www.kck.ru
Как работают реформы контрольно-надзорной деятельности
Реформа КНД состоит из нескольких блоков. Это обязательные требования, процедура и форма контроля их соблюдения и возможность обжалования решения надзорного органа.
Регуляторная гильотина
В соответствии с поручением Президента (февраль 2019 г.) был реализован механизм, который получил название «регуляторная гильотина».
В начале прошлого года был пересмотрен весь комплекс обязательных требований к бизнесу. Было проанализировано более 318 тыс. требований, из них более 143 тыс. отменено.
Работа проводилась совместно с бизнесом. Для реализации реформы сформированы 43 отраслевые рабочие группы, состоящие преимущественно из представителей предпринимательского сообщества.
По оценкам этих групп, в результате опроса Аналитического центра при Правительстве общая экономия предпринимательского сообщества от отмененных требований составила порядка 200 млрд рублей в год в ценах 2021 года.
Законодательно были введены нормы, которые не позволяют количеству правил для бизнеса разрастаться. Все требования должны пересматриваться раз в 6 лет, новые вводятся всего два раза в год, а не бесконтрольно как раньше.
По этой причине отраслевые рабочие группы продолжают работу на постоянной основе. То есть сам бизнес непосредственно контролирует поддержание нормативной базы по обязательным требованиям в актуальном состоянии.
Риск-ориентированный подход к проверкам
Правительство усовершенствовало процедуру проведения контрольных мероприятий. Введен риск-ориентированный подход, то есть система управления рисками. Организации с высокой степенью риска проверяются чаще, с низкой – не проверяются.
Сместился акцент от проверок к профилактике нарушений. Это снижает затраты как государства, так и бизнеса.
Таким образом, создана система, при которой бизнесу выгоднее не нарушать, потому что он знает, что к нему придут проверять.
По итогам 2021 года, в сравнении с 2019 годом, количество проверок снизилось более чем в 2 раза (с 1,5 млн до более 740 тыс.).
Для малого и среднего бизнеса внедрение риск-ориентированного подхода в середине 2021 года обернулось четырехкратным сокращением проверок к концу года – с 243 тыс. в первом полугодии до 62 тыс. во втором.
Досудебное обжалование решений
На стыке интересов государства и бизнеса зачастую возникают спорные ситуации. Правительство поставило перед собой задачу сделать способ разрешения таких споров простым и удобным для бизнеса. Для этого была введена процедура обязательного досудебного обжалования решений контрольных органов.
Как раньше выглядело оспаривание? Через суд. А это юристы, денежные и временные затраты. И в лучшем случае решение можно ожидать через полгода. А в современном мире самый главный ресурс – временной и человеческий.
Система досудебного обжалования позволяет все это значительно экономить.
Жалобу можно подать через портал госуслуг буквально в три клика – для этого создан сервис «Жалоба на решение контролирующих органов». После этого можно в режиме реального времени отслеживать, какие решения по жалобе принимаются. Нормативный срок рассмотрения жалобы составляет до 20 дней, действительности в среднем жалобы рассматриваются в течение 12 дней.
Бизнес получил возможность в комфортном цифровом режиме и в короткие сроки обжаловать надзорные решения. Государство же постепенно расстается с массой рутинных судебных процессов и значительными затратами на них. Очевидные плюсы для всех сторон.
Цифровизация
Вся модель жизнедеятельности усовершенствованной контрольно-надзорной системы полностью цифровая. Впервые все данные в рамках этой деятельности, начиная от плана проверок, заканчивая электронным обжалованием, собрана в единой информационной системе.
Информация представлена в самых разных разрезах – по видам надзора, по контролирующему органу, по территории. Видно количество проверок, обжалований, какие решения приняты, какие есть нарушения.
Система помогает менять сознание контрольных органов, потому что с одной стороны данные появляется в режиме онлайн и на них нельзя повлиять. Но в то же время появилась возможность оперативно принимать управленческие решения. В такой системе координат контролер может думать только в одном направлении – как улучшить работу, а не отчетность.
Сейчас главная задача – дальнейшая цифровизация процедур контроля. Это позволит быстро анализировать полученные данные и проводить тонкую донастройку системы, избавляя бизнес от оставшихся бюрократических преград, и при необходимости корректировать законодательство.
Мораторий на проверки
Ситуация в экономике заставила принимать экстренные меры. 10 марта был введён мораторий, который коснулся как плановых, так и внеплановых проверок по всей стране.
Впервые мораторий коснулся всех компаний – от малых до крупнейших – и всех проверок.
Исключение составили отдельные виды проверок социально значимых объектов (например, в школах и детских садах) по вопросам соблюдения санитарных и пожарных требований, а также опасных производственных объектов.
Наложен запрет на проверки для IT-компаний до 2025 года.
После введение моратория было отменено проведение более 218 тыс. проверок, из них плановых – более 158 тыс. и внеплановых – 60 тыс.
Как правило, в среднем проверка проходит за 8–9 рабочих дней, на нее отвлекается минимум 3 человека, плюс привлекается консалтинг. То есть мораторий сэкономил для бизнеса от 5 до 8 млн человекодней. В деньгах это от 60 до 80 млрд рублей.
Высвободившиеся контролеры переориентируются на профилактику – через нее обеспечивается безопасность. Инспектор приходит к предпринимателю, подсказывает, что нужно сделать, чтобы исправить или не допустить нарушения.
Если в прошлом году доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольных мероприятий составляла 38%, то в текущему году она превысила 77%.
При введении моратория Правительство исходило из необходимости обеспечить баланс между снижением нагрузки на бизнес в сегодняшних условиях и минимизацией рисков угрозы вреда жизни и здоровью граждан.
Правительство контролирует все проверки, которые остались для проведения в этом году.
Задача – избавить бизнес от необходимости лишний раз общаться с государством и дать ему возможность сосредоточиться на своей деятельности в максимально комфортных условиях.
Жалобы на проверки
Правительство усиливает контроль соблюдения ограничений на проведение проверок в текущем году. Для этого на портале госуслуг запущен специальный сервис, с помощью которого бизнесмены и граждане могут сообщить о нарушениях моратория на проверки. Жалоба рассматривается в течение 1 рабочего дня.
Сервис был создан максимально быстро – буквально за неделю – и заработал 15 апреля.
Согласно опросам представителей бизнеса, которые проводит Аналитический центр при Правительстве, мораторий на проверки является одной из наиболее востребованных и действенных мер, которые предприняло Правительство по поддержке экономики в связи с недружественными действиями ряда стран.
Источник: xn--90aifddrld7a.xn--p1ai
5. «Методические рекомендации (примерные) по организации и проведению проверок органами регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (утв. МЧС России 21.06.2016 N 2-4-71-36-19)
5. Формирование контрольно-наблюдательных дел на объекты надзора
5. Формирование контрольно-наблюдательных дел
на объекты надзора
5.1. Учет объектов, подлежащих региональному государственному надзору, осуществляется путем ведения журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям.
5.2. Объекты надзора ежегодно, в срок не позднее 31 декабря, закрепляются (уточняются) за должностными лицами надзорных органов распорядительным документом руководителя надзорного органа.
5.3. На объекты надзора формируются контрольно-наблюдательные дела (далее — КНД) для последующего их ведения.
5.4. КНД формируются и ведутся в надзорных органах. Для формирования, ведения и обновления сведений, содержащихся в КНД, руководителем надзорного органа может быть назначен один или несколько уполномоченных на то сотрудников.
5.5. КНД формируется и хранится на каждый объект надзора, к нему приобщаются материалы по вопросам организации деятельности в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций на объекте надзора, полученные только в официальном порядке.
Формирование КНД на новый объект надзора осуществляется не позднее десяти дней с момента получения информации о новом объекте.
Порядок хранения КНД определяет руководитель надзорного органа, с учетом оперативного доступа к необходимым материалам.
5.6. КНД должно включать следующие разделы:
общие сведения об объекте надзора;
сведения о надзорных мероприятиях в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, проводившихся на объекте надзора за предыдущие 5 лет (при наличии таковых);
копии документов переписки с органами управления объекта надзора за предыдущие 5 лет по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
справочный и нормативный материал.
Кроме того, КНД должно иметь внутреннюю опись содержащихся в нем документов.
5.7. Особенности формирования и ведения КНД на органы местного самоуправления.
КНД должно включать:
в разделе «Общие сведения об объекте надзора»:
карту территории с обозначением наиболее важных с точки зрения надзора объектов;
краткую пояснительную записку с указанием социально-экономической и демографической характеристики территории;
органы власти (структура, с указанием должностей, Ф.И.О. руководителей);
перечень организаций, входящих в состав звеньев территориальных подсистем единой системы, (с указанием их юридического адреса, Ф.И.О. руководителей, сферы деятельности);
в разделе «Сведения о надзорных мероприятиях в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, проводившихся на объекте надзора» (за предыдущие 5 лет):
экземпляры актов проверок по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
предписания, выданные надзорными органами;
копии протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении должностных и юридического лиц;
копии вступивших в силу постановлений судебных органов по делам об административных правонарушениях и сведения об их исполнении;
документы, подтверждающие выполнение предписаний.
В разделе «Переписка с органами управления объекта надзора по вопросам регионального государственного надзора» (за предыдущие 5 лет):
копии исходящих писем, запросов, методических рекомендаций и т.п. по вопросам выполнения требований законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, направленных надзорным органом в адрес объекта надзора;
копии входящей корреспонденции от соответствующего объекта надзора, по вопросам связанным с выполнением требований законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В разделе «Справочный и нормативный материал»:
копии титульных листов (с реквизитами согласования и утверждения): паспорта безопасности муниципального образования, планирующих документов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
документы справочного и нормативного характера по данному объекту надзора;
сведения об оказанной методической помощи со стороны надзорного органа (когда и по каким вопросам оказывалась помощь, результат).
5.8. Особенности формирования и ведения КНД в отношении организаций, указанных в третьем и четвертом абзацах пункта 2.5 Методических рекомендаций.
КНД должно включать:
в разделе «Общие сведения об объекте надзора»;
полное наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, карточка организации;
должности, фамилии, имена и отчества должностных лиц организации: руководителя, главного инженера, председателя КЧС и ПБ организации, должностного лица — руководителя структурного подразделения, специально уполномоченного на решение вопросов в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
область производственной или иной деятельности организации;
сведения о вышестоящей в порядке подчиненности организации (если таковая имеется);
копии правоустанавливающих документов (Положения (уставы), решений учредителей, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о внесении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц, лицензия на право деятельности и т.п.).
В разделе «Сведения о надзорных мероприятиях в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, проводившихся на объекте надзора» (за предыдущие 5 лет):
экземпляры актов проверок по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
предписания, выданные надзорным органом в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций должностным лицам организации;
копии протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении должностных лиц и юридического лица;
копии вступивших в силу постановлений судебных органов по делам об административных правонарушениях и документы, подтверждающие их исполнение.
В разделе «Переписка с органами управления объекта надзора по вопросам регионального государственного надзора» (за предыдущие 5 лет):
копии исходящих писем, запросов, методических рекомендаций и т.п. по вопросам выполнения требований законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, направленных надзорным органом в адрес руководства организации;
копии входящей корреспонденции от организации по вопросам, связанным с выполнением требований законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В разделе «Справочный и нормативный материал»:
копии титульных листов (с реквизитами согласования и утверждения): планирующих документов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций и т.д.;
документы справочного и нормативного характера по данному объекту надзора;
сведения об оказанной организации методической помощи со стороны надзорного органа (когда и по каким вопросам оказывалась помощь, результат).
5.9. КНД подлежит учету по номенклатуре дел в соответствующем надзорном органе, а сведения, содержащиеся в КНД, подлежат уточнению не реже, чем один раз в год.
Источник: bazanpa.ru