Уровень запаса материала на складе может колебаться от нуля (при монтаже конструкции «с колес») до полной потребности в материалах и конструкциях (при доставке материала в навигационный период).
Запас материала должен быть минимальным, но достаточным для обеспечения непрерывности выполнения работ на строительной площадке.
Следует различать следующие виды производственных запасов: текущий, подготовительный, страховой и сезонный.
Текущийзапас создается на время его транспортировки до строительной площадки и определяется по формуле
где p – интенсивность потребления материала в единицу времени; tт – время между двумя смежными поставками.
Подготовительный запас (Зп) создается на время выгрузки материала, сортировки и подготовки к использованию и определяется по формуле
где tп – время разгрузки материала и подготовки его к использованию.
Подготовительный запас не предусматривается при монтаже конструкций «с колес».
Страховой (гарантийный) запас предусматривают на случай доставки некачественных материалов или случайных задержек транспорта в пути.
Общие принципы расчета элементов конструкций
Его величина зависит от грузоподъемности транспортной единицы, сезонных условий работы транспорта и определяется по формуле
Страховойзапас не предусматривают при сезонном запасе, доставке материала с длительными перерывами (1 раз в квартал), доставке материала со складов местных сбытовых организаций.
Сезонный запас (Зс) организуют в случае, если доставка материала осуществляется с длительными перерывами, вызванными сезонными условиями (распутица, навигация) и определяется по формуле
где tc – время временного перерыва в доставке материала, вызванного распутицей или навигацией.
В общем случае запас материала (Зоб) определяется по формуле
Если доставка материала носит сезонный характер, то:
При разработке проекта организации строительства (ПОС) запас материала на строительной площадке рассчитывают по формуле
,
где Зоб – запас материала на строительной площадке. Он определяется по «расчетным показателям» для составления ПОС [5]; v – объем материала, необходимый для выполнения плана строительства на расчетный период; Т – продолжительность расчетного периода; П – норма запаса материала, дни (табл. 6.1); К1 – коэффициент неравномерности поступления материала на склад (К1 = 1,1); К2 – коэффициент неравномерности производственного потребления материала (К2 = 1,3).
Норма запаса основных материалов и изделий
на складах строительной площадки
Материалы и изделия | Норма запаса, дн., при перевозке | ||
по железной дороге | автотранспортом на расстояние, км | ||
свыше 50 | до 50 | ||
Сталь прокатная, арматурная, кровельная; трубы чугунные и стальные; лес круглый и пиленый; нефтебитум; санитарно-технические и электротехнические материалы; цветные металлы; химико-москательные товары | 25–30 | 15–20 | |
Цемент, известь, стекло, рулонные и асбестоцементные материалы; переплеты оконные, полотна дверные и ворота; металлоконструкции | 20–25 | 10–15 | 8–12 |
Учет материалов в строительстве. Способы управления материально-производственными запасами.
Окончание табл. 6.1
Материалы и изделия | Норма запаса, дн., при перевозке | ||
по железной дороге | автотранспортом на расстояние, км | ||
свыше 50 | до 50 | ||
Кирпич, камень бутовый и булыжный; щебень (гравий), песок, шлак; сборные железобетонные конструкции, трубы железобетонные, блоки кирпичные и бетонные, шлакобетонные камни, утеплитель плитный, перегородки | 15–20 | 7–20 | 5–10 |
При разработке проекта производства работ (ППР) запас материалов рассчитывается по формуле
,
где v – объем материала в физическом измерении, необходимый для выполнения данной работы; N – количество выделенных конструктивно-технологических частей здания (захватка, участок, ярус).
В промышленном строительстве в качестве участка принимается пролет, его часть, ограниченная деформационным швом.
В жилищно-гражданском строительстве за участок принимают одну или несколько блок – секций (в жилищном строительстве) или выделенный блок (школы, детские сады).
За ярус принимают один или несколько этажей, обусловленных особенностью основных конструктивных решений.
Все расчеты по определению запаса материала заносим в табл. 6.2.
Расчет запаса материалов и изделий
Наименование материала и конструкций | Объем работ | Норма расхода материала на ед. изм. (НР) | Потребность в материалах и конструкциях (П), ед. изм. | Количество участков (ярусов) | Запас материала |
Плиты перекрытия | – | 42,33 | |||
Сваи | – | ||||
Кирпич | 342,6 | 3,95 | 1353,27 | 451,09 | |
Оконные проемы | 119,9 | – | 0,4 | ||
Дверные проемы | 53,5 | – | 53,5 | 17,8 | |
Стекло | 119,9 | 1,46 | 175,04 | 58,3 | |
Перемычки | – | ||||
Лестничные марши | – | ||||
Фундаментные блоки | – |
Далее переходим к расчету складской площади.
Расчет площади складов
Площадь склада зависит от способа и объема материала, подлежащего хранению. Она включает в себя площадь, занятую расположением непосредственно материалами, приемочными и отпускными площадками, проходами и проездами между складируемыми материалами и конструкциями.
При разработке ПОС и ППР площадь склада для основных материалов конструкций (ж/бетон, кирпич, щебень, м/конструк-ции) определяется, исходя из расчетного запаса в физических измерителях. Расчет ведется в физических измерениях и определяется по формуле
где Fск – расчетная площадь склада на единицу измерителя; Зоб – запас материала, подлежащий складированию; q – норма складирования материалов и конструкций на 1 м 2 площади склада с учетом проходов и проездов (прил. 4).
Для прочих материалов (материалы для отделочных работ, столярные и плотничные изделия, кровельные материалы) расчет ведут по формуле
Fск = с × q × к,
где с – годовой объем строительно-монтажных работ в базовых ценах, (млн руб.); q – нормативная площадь склада на 1 млн руб. стоимости СМР (прил. 5); к – коэффициент, учитывающий территориальный район строительства.
Годовой объем СМР определяется по формуле
,
где Соб – общая сметная стоимость строительства объекта в базовых ценах, определяемая по объектной смете, млн руб.; Т – период строительства, годы (по календарному плану строительства объекта).
Расчет площади склада производится в табл. 6.3.
На открытых складских площадках размещаются все виды сборных железобетонных конструкций, кирпич, строительный щебень, песок, м/конструкции.
Под навесами располагают гипсовые перегородки, рубероид, столярные и плотничные изделия, производственно-техническое оборудование.
В закрытых складах размещают материалы для отделочных работ, цемент, гипс, известь, кровельные материалы, сантехническое и электромонтажное оборудование.
Открытые складские площадки располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект. Для разгрузки конструкций на дорогах предусматривают уширения до 6 м. В зоне действия крана необходимо также предусматривать площадки для разгрузки бетонной и растворной смеси.
Расчет площади складов
Наименование конструкций и материалов | Ед. изм. | Запас материала | Коэффициент использования площади | Расчетная площадь склада |
Плиты перекрытия | м 3 | 42,33 | 0,7 | 60,5 |
Сваи | шт | 0,7 | 57,1 | |
Кирпич | м 2 | 451,09 | 0,7 | 644,4 |
Оконные проемы | м 2 | 0,4 | ||
Дверные проемы | м 2 | 17,8 | 0,4 | 44,5 |
Стекло | м 2 | 58,3 | 0,7 | 83,3 |
Перемычки | шт | 0,7 | 285,7 | |
Лестничные марши | шт | 0,7 | 15,7 | |
Фундаментные блоки | шт | 0,7 | 107,1 |
Открытые площадки должны быть спланированными с общим уклоном 2–5° для стока поверхностных вод. Иногда производят поверхностное уплотнение. Раскладку конструкций производят по типам и маркам комплектно в разрезе выделенных участков. Это позволяет крану без дополнительного перемещения выполнить весь комплекс монтажных работ. Тяжелые конструкции располагают ближе к крану, легкие – в глубину складской площадки.
Привязку складов производят без дополнительных дорог. Для этих целей предусматривают уширения запроектированных дорог до 6 м. Одноименные конструкции располагают по захваткам или в нескольких местах. Раскладка конструкций должна соответствовать принятой схеме производства работ.
Блоки фундаментов и стен подвалов укладывают в штабеля несколькими рядами общей высотой менее 2,5 м, ригели и сваи располагают в 2–3 ряда. Стеновые панели хранятся в вертикальном положении или в кассетах. Для складирования сыпучих материалов предусматривают твердое покрытие.
Условные обозначения для проектирования указаны в прил. 20.
Схемы складирования строительных конструкций представлены на рис. 6.1.
а) ![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
е) ![]() |
ж) ![]() |
Рис. 6.1. Схемы складирования строительных конструкций:
а – лестничных площадок; б – стеновых панелей; в – железобетонных блоков; г – плит перекрытия; д – свай; е – лестничных маршей; ж – металлических листов в стеллажах.(арматурные сетки, кирпич, пиломатериал, перемычки)
7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ
И ПЛОЩАДОК
Общие положения
Для большинства строительных площадок доставка грузов осуществляется автомобильным транспортом. Существование удобных подъездов и внутрипостроечных дорог позволяет сократить сроки транспортирования и обеспечить бесперебойное снабжение материалов и конструкций независимо от периода строительства. Особое значение приобретает качество дорог в случае использования поточных методов или когда монтаж осуществляется «с колес».
Удовлетворение потребности в подъездных путях может быть обеспечено за счет строительства постоянных и временных дорог. Если трассировка и габариты постоянных и временных дорог совпадают, то предпочтительно в подготовительный период строить постоянные дороги. В дальнейшем в период сдачи объекта в эксплуатацию производят дорожный ремонт, укладывая верхний слой асфальтового покрытия.
Временные дороги – самая затратная часть временных сооружений. На их строительство отводится до 2 % общей сметной стоимости возводимого объекта. Там, где трассировка и габариты постоянных и временных дорог не совпадают, устраивают только временные подъезды одновременно с постоянными, образуя тем самым единую транспортную сеть.
Временные дороги устраивают после вертикальной планировки строительной площадки и прокладки инженерных сетей и коммуникаций. Они должны быть выполнены до начала создания надземной части здания. Строительство автомобильных временных дорог производится генподрядной строительной организацией за счет соответствующих частей сводного сметного расчета. Условия, обязанности и цена при строительстве автомобильных дорог фиксируются в договоре подряда между заказчиком и подрядчиком.
В городских условиях внутрипостроечные дороги укладывают из сборных ж/б плит длиной до 6 м по песчаной постели. Эти плиты обладают большим коэффициентом оборачиваемости до 10 раз и могут быть использованы на многих строительных объектах.
Источник: megalektsii.ru
Определение запасов основных строительных материалов
,
Где Т–продолжительность потребления материала, определяется по календарному плану, РОбщ – общее количество материала, необходимое для выполнения работы в период времени Т, N – норматив запаса материала на складе в днях потребления (таб. 6), L – коэффициент неравномерности поступления материалов и изделий на склады строительства, зависит от местных условий снабжения и может применяться для материалов, поставляемых автомобильным и железнодорожным транспортом равным 1,1, а поставляемых водным транспортом — 1,2, m – коэффициент неравномерности потребления материалов и изделий, принимаемый равным 1,3.
Общая потребность в основных конструкциях и материалах может быть определена по
· проектно-сметной документации на данный комплекс,
· нормативам (показателям) для определения объёмов работ и расхода конструкций, изделий, полуфабрикатов и основных строительных материалов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ (по отраслям строительства).
При этом необходимо учитывать следующее:
§ нормативы (показатели) разработаны на объекты-представители как объектно-отраслевые, и в них приняты укрупнённые стоимостные и физические измерители в сметных нормах и ценах,
§ объёмы работ и материально-технические ресурсы, необходимые для их выполнения, приняты, как правило, в пределах 1–7 глав сводного сметного расчёта,
§ нормативы (показатели) разработаны в сметных нормах и ценах, введённых в строительстве 1 января 1969 г. и приведены к стоимости строительства в I территориальном поясе с территориальным коэффициентом, равным 1. Для строительства в других территориальных поясах сметная стоимость строительно-монтажных работ должна быть приведена к сметной стоимости I территориального пояса путём применения соответствующих коэффициентов, а в случае их отсутствия — путём применения поясных территориальных коэффициентов
,
Где К— территориальный коэффициент, для приведения сметной стоимости строительно-монтажных работ к сметной стоимости строительства в районах с территориальным коэффициентом, равным единице (табл. 5), С— стоимость строительства в пределах 1–7 глав сводного сметного расчёта стоимости строительства, млн. руб. Рм — норматив потребности в материале на один млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ в районах первого территориального пояса.
Территориальные коэффициенты для приведения сметной стоимости строительно-монтажных работ к сметной стоимости строительства в районах с территориальным коэффициентом равным единице
Источник: naparah.com