Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ)), вступающей в силу с 01.01.2020, определено, что объектами налогообложения по налогу на имущество организаций будут являться:
- недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как среднегодовая стоимость;
- недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
При этом в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в редакции Закона № 325-ФЗ следовало исчислять налог исходя из кадастровой стоимости по:
Банкротство физических лиц
«иным объектам недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренных в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта.»
Таким образом, из поправок, внесенных Законом № 325-ФЗ в статью 378.2 НК РФ (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и подп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ), следовало, что с 1 января 2020 года вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне, если кадастровая стоимость имущества установлена, то подлежит уплате налог на имущество организаций, исчисленный по этой кадастровой стоимости.
То есть данные изменения влекли обязанность налогоплательщиков с 01.01.2020 исчислять налог на имущество по кадастровой стоимости фактически по всем объектам недвижимости, по которым определена кадастровая стоимость. При этом не имело значения, содержится ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.
В связи с резонансом, вызванным предстоящим порядком исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости по всей недвижимости (который многократно увеличивал налоговую нагрузку на налогоплательщиков), были внесены изменения в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Так, 28 ноября 2019 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. ЗЗЗ.33 и 378.2 части II НК РФ» (далее — Закон № 379-ФЗ), уточняющий перечень недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.
Налог на имущество физических лиц
Такими объектами согласно новой («последней») редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ считаются:
«жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства».
При этом приходится признать, что и в этот раз не обошлось без неясностей.
Так, в данной формулировке остается не вполне понятным смысловое назначение союза «а также», который разделяет перечисляемые объекты налогообложения и с точки зрения правил русского языка позволяет толковать новую формулировку подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ одним из двух вариантов.
Вариант 1: союз «а также» не имеет самостоятельной смысловой функции и использован исключительно для интонационного «разбавления» текста из 8-ми однородных членов предложения (жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения). Таким образом, в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится ко всем перечисленным объектам.
Вариант 2: союз «а также» является смысловым разделителем перечисленных объектов на две самостоятельные части:
1) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства,
2) а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения, расположенные на земельных участках.
То есть в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится только ко второй части объектов, перечисленных после союза «а также». Таким образом, первая часть объектов – жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства – облагаются по кадастровой стоимости независимо от назначения земельного участка, на котором они расположены, то есть в любом случае при наличии у них кадастровой стоимости.
Вместе с тем, по нашему мнению, законодатель всё же имел в виду первый вариант формулировки подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, то есть предполагал кадастровое налогообложение по отношению ко всем перечисленным в данной норме объектам исключительно в зависимости от вида земельного участка; если же объект, в том числе жилье, гараж, машино-место, НЗС находится на ином земельном участке, то он облагается по среднегодовой стоимости (и только если относится к основным средствам организации).
Так, например, в Толковом словаре Ефремовой[1] приведено следующее толкование союза «а также»:
«Употребляется при соединении однородных членов предложения или предложений в составе сложносочиненного предложения, указывая на их тождественность или близость по значению; соответствует по значению словам: в равной мере, равным образом, тоже, вместе с».
В защиту данной позиции можем сослаться также на имеющийся в нашем распоряжении текст письма Минфина РФ от 10.10.2019 № 03-05-05-01/77851 за подписью И. В. Трунина, в котором Минфин, еще до Закона № 379-ФЗ, предпринял попытку «успокоить» налогоплательщиков по вопросу «тотального» кадастрового налогообложения всех иных объектов недвижимости:
«…
Вместе с тем, поскольку включение новых объектов налогообложения налогом на имущество организаций реализовано через ссылку на положения главы 32 Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц», при применении новых норм исходя из системного толкования положений Налогового Кодекса следует исходить из того, что речь идет лишь о тех объектах имущества, которые могут находиться в собственности физических лиц — налогоплательщиков налогом на имущество физических лиц и в отношении которых налог на имущество физических лиц должен уплачиваться исходя из кадастровой стоимости таких объектов
Таким образом, руководствуясь положениями главы 32 Налоговою кодекса, полагаем, что в качестве иных объектов недвижимою имущества, подлежащих налогообложению налогом но имущество организаций по кадастровой стоимости, выступают принадлежащие организациям жилые помещения, садовые дома, жилые строения, гаражи и машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках, т.е. ограниченный перечень имущества.
Вместе с тем нельзя исключать и иное – по Варианту 2 – толкование последней редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, которое может быть основано на том, что роль союза «а также» заключается в противопоставлении двух групп перечисленных объектов по критерию их нахождения или ненахождения на определенном земельном участке.
Так, например, можно встретить и такой анализ правил применения союза «а также»[2]:
«Союз а также объединяет предыдущее множество объектов в одну семантическую группу и добавляет к ним выделенный объект. Это может быть сделано либо с целью противопоставления, либо просто с целью присоединения к упомянутому множеству объекта другой природы…».
Официальные комментарии по данному вопросу пока отсутствуют.
Таким образом, по нашему мнению, с 2020 года по кадастровой стоимости организации следует облагать следующие объекты:
- коммерческую торгово-офисную недвижимость, включенную в региональный перечень (подп. 1-3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ)
- жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (если по данным объектам определена кадастровая стоимость).
По остальным объектам, учитываемым на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть как среднегодовая стоимость.
Мнение «Налоги и финансовое право» может не совпадать с мнением редакции «Клерка». Хотите высказаться сами?
Источник: www.klerk.ru
Статья 396. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу
1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ.
3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
4. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка.
7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
7.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.
7.2. В отношении земельного участка, сведения о котором представлены в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится по налоговой ставке, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 настоящего Кодекса, начиная со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 18 настоящей статьи, либо со дня обнаружения таких нарушений в случае отсутствия у органа, осуществляющего федеральный государственный земельный контроль (надзор), указанного в пункте 18 настоящей статьи, информации о дне совершения таких нарушений и до 1-го числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения таких нарушений.
8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству, налог исчисляется начиная со дня открытия наследства.
9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории «Сириус») при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
Формы заявлений налогоплательщиков — организаций и физических лиц о предоставлении налоговых льгот, порядок их заполнения, форматы представления таких заявлений в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
11 — 13. Утратили силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
14. Утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
15. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
16. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
17. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 7.1, 7.2, 15 и 16 настоящей статьи.
18. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее — органы, осуществляющие государственный земельный надзор), обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту Российской Федерации:
1) о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 настоящего Кодекса);
2) о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности;
3) о фактах устранения указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене предписания об устранении указанных нарушений.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный земельный надзор, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются такие сведения.
Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органами, осуществляющими государственный земельный надзор, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.
19. Уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящееся в его ведении учреждение, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.
Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или находящимся в его ведении учреждением, которые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации осуществляют функции в сфере социальной защиты населения, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.
20. Орган или иное лицо, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования указанным федеральным органам и находящимся в их ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.
Форма представления сведений, предусмотренных настоящим пунктом, порядок ее заполнения, формат и порядок представления таких сведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются также органом или иным лицом, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, в налоговый орган по субъекту Российской Федерации по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются в налоговые органы бесплатно.
Положения настоящего пункта не распространяются на органы федеральной службы безопасности и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Статья 395. Налоговые льготы
- Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
Комментарий к ст. 396 НК РФ
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют суммы налогов и авансовых платежей самостоятельно. А вот за граждан эти суммы исчисляют налоговые органы. Причем представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливая налог, вправе предусмотреть для граждан уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей.
Если для граждан устанавливается один авансовый платеж, то их суммы исчисляются как произведение соответствующей налоговой базы и установленной доли налоговой ставки, в размере, не превышающем одной второй ставки, установленной статьей 394 Кодекса. Если же установлены два авансовых платежа, — в размере одной третьей налоговой ставки.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммами налога и подлежащими уплате авансовыми платежами.
Земельный налог исчисляется исходя из числа полных месяцев, в течение которых земельный участок принадлежал налогоплательщику на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения).
Так, в случае возникновения или прекращения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок или его долю суммы налога и авансовых платежей исчисляются с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом если возникновение или прекращение указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если же после 15-го числа, то полным месяцем признается месяц прекращения указанных прав.
Свои права на налоговые льготы налогоплательщики должны подтверждать, представляя в налоговые органы по месту нахождения земли соответствующие документы.
Возможна ситуация, когда в течение налогового (отчетного) периода у налогоплательщика могут как возникнуть, так и прекратиться права на налоговые льготы. В этом случае суммы налога и авансовых платежей исчисляются с учетом коэффициента использования налоговой льготы (К1). Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периодах. Обратите внимание, что при этом месяцы возникновения и прекращения указанного права принимаются за полный месяц.
Формула для расчета налоговой базы выглядит так:
Налоговая база = КСТ — Дплощ x (1 — К1), где
КСТ — кадастровая стоимость земельного участка;
Дплощ — доля необлагаемой площади земельного участка;
К1 — коэффициент использования налоговой льготы.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования. Результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Территориальные органы Роснедвижимости и органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны информировать налоговые органы о земельных участках, расположенных на подведомственной им территории.
Территориальные органы Роснедвижимости и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, должны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признанных объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков по результатам проведения государственной кадастровой оценки, не позднее 1 марта этого года.
В отношении земельных участков, приобретенных в собственность гражданами и организациями для проведения на них жилищного строительства, суммы земельного налога и авансовых платежей исчисляются с учетом коэффициента 2 в течение 3-х лет проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации. И с учетом коэффициента 4 — если проектирование и строительство длятся более 3-х лет.
Если строительство и государственная регистрация были завершены до истечения 3-х лет, то налог, уплаченный в течение этого периода сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и возвращается налогоплательщику.
Что касается граждан, приобретших землю для индивидуального жилищного строительства, то они исчисляют указанные суммы с учетом коэффициента в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Судебная практика по статье 396 НК РФ
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 53, 387 — 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспоренного ненормативного акта в части, утвержденной решением вышестоящего налогового органа.
Учитывая невозможность ретроспективного перерасчета кадастровой стоимости, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 388, 389, 390, 391, 393, 396, 397, 398 Налогового кодекса, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что новая кадастровая стоимость спорных земельных участков в данном случае подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента вступления в силу решения суда по делу N А76-27404/2013 (22.07.2014); до указанного момента общество должно было исчислять земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной ранее постановлением Правительства N 284-П.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 387, 394, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о неправомерности выводов налогового органа о необходимости применения к спорным земельным участкам, приобретенным и используемым для комплексного освоения в целях жилищного строительства, налоговой ставки 1,5%, в связи с чем признали оспариваемое решение налогового органа незаконным.
Исходя из приведенных конституционных положений законодатель в Федеральном законе от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрел норму, согласно которой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу только после даты его официального опубликования (положение части первой статьи 24.17). Аналогичное положение содержит Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (часть 4 статьи 15). Кроме того, в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего необходимость предоставления налогоплательщикам сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установлен порядок ее доведения до сведения налогоплательщиков (постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N 52), согласно которому налогоплательщик может обратиться с письменным заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в органы кадастрового учета (пункт 1) либо воспользоваться сведениями о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети «Интернет» (пункт 2).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 75, 111, 122, 387 — 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о недействительности решения инспекции, которым земельный налог в отношении спорного земельного участка доначислен без учета установленной в судебном порядке кадастровой стоимости за период с момента ее внесения в государственный кадастр по 31.08.2014 включительно.
Как следует из судебных актов, по результатам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок деклараций по земельному налогу за 2010-2013 годы, представленных правопредшественником общества (обществом с ограниченной ответственностью «Природные ресурсы», далее — ООО «Природные ресурсы»), инспекцией приняты обжалуемые решения от 26.01.2015 N 21332 (по 2010 году), N 21331 (по 2011 году), N 21324 (по 2012 году), N 21312 (по 2013 году). Основанием для доначислений стал вывод налогового органа о том, что общество должно было уплачивать земельный налог с 338 земельных участков, образованных в 2010 году, с учетом повышающего коэффициента, установленного в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
Частично отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались положениями статей 387, 390, 391, 394, 396 Налогового кодекса, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 03.07.2014 N 1555-О, Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее — Закон N 135-ФЗ) и исходили из того, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости либо на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Признавая доначисление земельного налога правомерным, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 389, 390, 391, 393, 396 Налогового кодекса, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание Правила проведения кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, исходили из того, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением суда по делу N А47-6594/2014, подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента вступления судебного акта в законную силу, до указанного момента общество должно исчислять земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной ранее постановлением Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1009-П.
Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В этой связи, установив, что в представленной декларации по земельному налогу за 2014 год общество исчислило налог исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением N 610, тогда как вид разрешенного использования спорного земельного участка в установленном законом порядке не изменен, и сведения об измененном виде разрешенного использования отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления обществу спорного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента 4.
Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В этой связи, установив, что в представленной декларации по земельному налогу за 2014 год общество исчислило налог исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением N 610, тогда как вид разрешенного использования спорных земельных участков в установленном законом порядке не изменен, и сведения об измененном виде разрешенного использования отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о неправомерном доначислении обществу спорного налога.
Источник: nkrfkod.ru
Земельный налог: обязательность использования коэффициента 2
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов РФ, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что на основании пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В соответствии со статьей 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
При этом отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из данных норм Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Поэтому если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода для целей налогообложения кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Учитывая изложенное, повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Кодекса, при изменении вида разрешенного использования земельного участка может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода.
Письмо
Министерства финансов РФ
от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104
Суммы земельного налога (авансовых платежей по нему) исчисляются налогоплательщиками (организациями, индивидуальными предпринимателями) с учетом коэффициента 2 в отношении определенных объектов налогообложения. А именно участков земли, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях ведения на них жилищного строительства. Исключение составляет индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое физическими лицами.
Такой коэффициент применяется в течение трехлетнего срока возведения зданий. Отсчет ведется с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Это указано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Разъяснения относительно момента, с которого используется упомянутый коэффициент, при изменении вида разрешенного использования земельного участка приведены в обоих опубликованных письмах. В том числе в письме Минфина России от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104 уточнено, может ли организация не применять данный повышающий множитель.
Момент применения
Рассмотрим следующую ситуацию. Организация приобрела земельные участки, которые на момент регистрации права собственности не были предназначены для строительства жилья. Например, на них находились здания промышленного назначения. В связи с этим организация занялась изменением целевого назначения земельных участков. В результате она получила:
- разрешение на строительство жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями;
- свидетельство о праве собственности с категорией «земли населенных пунктов, разрешенное использование: участки размещения многоквартирных жилых домов; участки смешанного размещения жилых объектов различного вида; участки смешанного размещения общественно-деловых и жилых объектов».
Также был снят запрет на проведение жилищного строительства.
С какого момента этой организации следует применить для целей исчисления земельного налога повышающий коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ?
Согласно разъяснениям Минфина России в представленных выше письмах при изменении вида разрешенного использования земельного участка коэффициент 2 может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода. Ведь налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Если правообладатель земельного участка в налоговом периоде остается прежним, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Аналогичные выводы приведены в письмах Минфина России от 12.02.2009 № 03-05-05-02/05, от 16.08.2007 № 03-05-07-02/81, от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120.
Не применять невозможно
Налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.
Предположим, земельный налог исчисляется в отношении участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования. Тогда применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного участка земли кадастровая стоимость.
По мнению Минфина России в письме от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104, если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов величина налоговой базы и размер налоговой ставки определены в соответствии с видом разрешенного использования для жилищного строительства, то земельный налог в отношении такого участка земли должен исчисляться с применением коэффициента 2. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 25.07.2012 № 03-05-04-02/69.
Таким образом, организация обязана применять коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Земельный налог: начало применения коэффициента 2
Суммы земельного налога (авансовых платежей по нему) исчисляются налогоплательщиками (организациями, индивидуальными предпринимателями) с учетом коэффициента 2 в отношении определенных объектов налогообложения. А именно участков земли, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях ведения на них жилищного строительства. Исключение составляет индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое физическими лицами.
Такой коэффициент применяется в течение трехлетнего срока возведения зданий. Отсчет ведется с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Это указано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Разъяснения относительно момента, с которого используется упомянутый коэффициент, при изменении вида разрешенного использования земельного участка приведены в обоих опубликованных письмах. В том числе в письме Минфина России от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104 уточнено, может ли организация не применять данный повышающий множитель.
Момент применения
Рассмотрим следующую ситуацию. Организация приобрела земельные участки, которые на момент регистрации права собственности не были предназначены для строительства жилья. Например, на них находились здания промышленного назначения. В связи с этим организация занялась изменением целевого назначения земельных участков. В результате она получила:
- разрешение на строительство жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями;
- свидетельство о праве собственности с категорией «земли населенных пунктов, разрешенное использование: участки размещения многоквартирных жилых домов; участки смешанного размещения жилых объектов различного вида; участки смешанного размещения общественно-деловых и жилых объектов».
Также был снят запрет на проведение жилищного строительства.
С какого момента этой организации следует применить для целей исчисления земельного налога повышающий коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ?
Согласно разъяснениям Минфина России в представленных выше письмах при изменении вида разрешенного использования земельного участка коэффициент 2 может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода. Ведь налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Если правообладатель земельного участка в налоговом периоде остается прежним, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Аналогичные выводы приведены в письмах Минфина России от 12.02.2009 № 03-05-05-02/05, от 16.08.2007 № 03-05-07-02/81, от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120.
Не применять невозможно
Налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.
Предположим, земельный налог исчисляется в отношении участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования. Тогда применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного участка земли кадастровая стоимость.
По мнению Минфина России в письме от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104, если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов величина налоговой базы и размер налоговой ставки определены в соответствии с видом разрешенного использования для жилищного строительства, то земельный налог в отношении такого участка земли должен исчисляться с применением коэффициента 2. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 25.07.2012 № 03-05-04-02/69.
Таким образом, организация обязана применять коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Источник: na.buhgalteria.ru