Столица России – одно из наиболее изученных различными исследователями мест на карте. Казалось бы, какие открытия могут сделать археологи в Москве? На самом деле, это едва ли не самый таинственный и засекреченный город мира. Уже несколько веков в тех или иных источниках появляются сведения о подземном городе, скрытом в недрах Первопрестольной. Там могут находиться несметные сокровища русских царей, раритетные произведения искусства и даже утерянная библиотека Ивана Грозного.
12 этажей вниз
Наибольший вклад в исследования подземной Москвы внес знаменитый историк Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878-1949 гг.), который был настоящим энтузиастом своего дела. Ученого называют основателем диггерского движения России, представители которого на собственный страх и риск спускаются в столичные подземелья.
Несмотря на многочисленные препятствия, которые чинят им власти, ссылаясь на требования безопасности, диггеры сумели установить, что подземная Москва уходит вниз, как минимум, на 12 уровней. А центр столицы изрыт многочисленными туннелями так, что напоминает головку сыра. Ели учесть, что уже к началу XIX века под Первопрестольной находилась целая система ходов и помещений, а впоследствии к ним добавились ветки метрополитена, то картина получается пугающая.
В какую недвижимость выгодно инвестировать в 2023 году? / Подборка самых ожидаемых новостроек Москвы
На опасность обрушения многих московских зданий указывал еще И. Я. Стеллецкий. Он писал в своей книге «Поиски библиотеки Ивана Грозного», что исследованные им туннели находятся в плачевном состоянии. Археолог предупреждал, что полуразрушенные пустоты угрожают обрушением Библиотеки имени В.И. Ленина, Большого театра, Исторического музея, гостиницы «Метрополь» и ряда других памятников архитектуры.
Исследованиям И. Я. Стеллецкого активно мешали органы госбезопасности СССР, которые опасались, что ученый раскроет и обнародует некие тайны, не подлежащие разглашению. Например, различные историки утверждают, что наряду с общеизвестными линиями московской подземки в столице было построено так называемое «Метро-2», представляющее собой целую сеть секретных транспортных путей и станций, которыми пользовались представители власти. Так что интересы ученого и сотрудников госбезопасности не совпадали.
Несмотря на то, что И. Я. Стеллецкий так и не смог найти утерянную библиотеку Ивана Грозного, поисками которой он занимался всю жизнь, исследователь собрал немало интересных материалов о подземной Москве. Он мечтал, что когда-нибудь на глубине в несколько десятков метров откроется музей, где будут представлены уникальные археологические находки, сделанные в недрах столицы.
Подземный город
Итак, под столицей находится огромное архитектурное сооружение, в состав которого входят: просторные каменные галереи, обширные залы, подземные коридоры, настоящие хранилища древностей, длинные лестницы, почти бездонные колодцы, тайники, горы обрушившихся камней, затопленные переходы, замурованные двери и многое другое. Большая часть этого тайного города была построена из белого камня и кирпичей.
Строительство Московского скоростного диаметра. Возведение уникального моста через Москву-реку.
Игнатий Стеллецкий представил собственный «План подземной Москвы» в 1912 году на заседании общества выпускников Археологического института. Он заявил, что практически все здания XVI-XVII веков, расположенные в центре столицы, соединены с Кремлем целой сетью подземных ходов, больше напоминающих лабиринт.
По мнению ученого, подземный город был построен в XV веке по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти (Ridolfo Aristotele Fioravanti). А дала ему такое указание великая княгиня Софья Палеолог (около 1455-1503 гг.), которая считала необходимым позаботиться о безопасности государственной казны и другого ценного имущества, что должно храниться подальше от посторонних. Кроме того, правительница Московского княжества, происходившая из древнего рода византийских императоров, прекрасно понимала важность сохранности государственных тайн. А где лучше всего скрывать секретные переговоры или личные интриги?
Затем подземная Москва расширялась, углублялась и достраивалась на протяжении поколений, оставаясь закрытым объектом, о существовании которого ходили лишь смутные слухи.
По мнению исследователей, даже представители династии Романовых не обладали полными сведениями о тайном городе, а многие туннели и ходы были впоследствии намеренно кем-то разрушены.
Что там нашли
«План подземной Москвы» И. Я. Стеллецкий составил, основываясь на сведениях о 350 тайных объектах: ходах, лестницах, колоннах, помещениях с высокими сводами, арках, колодцах и т. п. Приведем наиболее интересные и значительные примеры.
В подвале бывшего дворца Эрнста Иоганна Бирона (сейчас-здание Кригскомиссариата), фаворита императрицы Анны Иоанновны, имелся тайный ход до Воробьевых гор, выводящий на другой берег реки Москвы. Сейчас на месте этого замка находится Котельническая набережная.
Во дворе Доме Пашкова, который ныне принадлежит Российской государственной библиотеке, находился старинный флигель, где обнаружен колодец диаметром 5 метров, стены которого выложены белокаменными блоками. Он был засыпан землей и щебнем, но И. Я. Стеллецкий предположил, что этот колодец служил своеобразной развилкой, где сходились несколько подземных ходов.
Люк в мостовой у ризницы Благовещенского собора закрывал вход на каменную лестницу, уводящую далеко вниз. Подземные туннели с потайными помещениями вели оттуда в Грановитую палату Кремля и в Архангельский собор.
Новодевичий монастырь был соединен с фабрикой ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера, располагавшейся в Хамовниках.
Тайные ходы пролегали под Донским и Симоновым монастырями, под Нескучным садом, под благотворительной Голицынской больницей, под Юсуповским дворцом в Большом Харитоньевском переулке и многими другими объектами культурного наследия.
Ступени каменной лестницы, уводящей вниз, были обнаружены и в подвале усадьбы Стрешневых на Большой Никитской улице. И. Я. Стеллецкий принялся за расчистку ступеней, но ночью некто неизвестный намеренно повредил подвал и сорвал, тем самым, начатые работы.
Каким бы энтузиастом ни был Игнатий Яковлевич, он не мог расчистить все обнаруженные им завалы, которых в подземельях Москвы оказалось великое множество. Это наводит на мысли, что на протяжении многих веков столичная знать предпринимала попытки скрыть свои тайны и сокровища в недрах Первопрестольной.
Порой любопытство ученого наталкивалось на массивные дубовые двери, запертые амбарными замками.
Тайны Кремля
Никто не станет спорить с тем, что Московский Кремль – это уникальное место, где на протяжении многих веков принимались решения, влияющие на ход мировой истории. Но и секретов в его недрах похоронено немало.
Как указывал И. Я. Стеллецкий, возведение наземного Кремля началось только после того, как Аристотель Фиораванти закончил подземную часть этого архитектурного шедевра. Затем он занялся строительством Тайницкой башни, а дальше эстафету принял другой итальянский зодчий – Пьетро Антонио Солари (известный в Москве под именем Петр Фрязин).
Большая часть подземного Кремля осталась не исследованной, потому что во все времена доступ в этот особо охраняемый объект культурного наследия был ограничен. Но Игнатию Стеллецкому удалось побывать в подземельях Кутафьей, Арсенальной, Боровицкой башен. Ученого поразили огромные размеры этих помещений, ведь в некоторых местах высота подвалов достигала 6-9 метров. Это были настоящие каменные галереи, из которых выводили по нескольку подземных ходов.
Интересно, что в шахте возле Кутафьей башни исследователь обнаружил гроб с рыцарем в кольчуге. Не исключено, что И. Я. Стеллецкий видел и другие объекты исторической ценности, но не стал о них рассказывать в своей книге. Не этим ли объясняется интерес к его архиву со стороны частных лиц, коллекционеров?
Подземные ходы соединяют все башни Кремля и далее ведут во все стороны, в том числе проходят и под Москвой-рекой. Не исключено, что систему туннелей создали на случай длительной осады резиденции правителя. По тайным ходам могли свободно проскакать конные отряды, проехать телеги с провизией, а в случае опасности обитатели царских палат имели возможность покинуть захваченный врагами Кремль. Такого не случилось, конечно, но предосторожность никогда не бывает лишней.
Поскольку Петр I перенес свою резиденцию в Санкт-Петербург, последующие представители династии Романовых не интересовались подземной частью Московского Кремля. Сведения о тайных ходах и помещениях были утеряны, сами туннели оказались заваленными во многих местах.
В 1838 году началось строительство Большого Кремлевского дворца, разрывшие котлован на этом месте рабочие обнаружили подземную церковь с тайными ходами и коридорами, но о находке сообщать ученым не стали, просто засыпали все пустоты землей и щебнем.
Впрочем, археология мало беспокоила и строителей метрополитена. Возле Кутафьей башни ими было обнаружено древнее кладбище. Метростроевцы просто вывезли все надгробия на свалку.
По свидетельствам многих людей, в разные годы живших и работавших в Кремле, в его земле время от времени возникают провалы, которые просто засыпаются щебнем и бетонируются.
Подземная Москва все еще ждет своих исследователей. Возможно, наступит время, когда нижняя часть Кремля откроется для туристов, и там будет создан настоящий музей, о котором мечтал Игнатий Яковлевич Стеллецкий.
Источник: weekend.rambler.ru
Реновация, метро и хорды: что построят в Москве в 2021 году
В Москве в 2020 году построили свыше 9,3 млн кв. м недвижимости, из них 4,2 млн кв. м — жилье. Было сдано более 155 км новых дорог, среди них, например, новая вылетная магистраль — проспект Генерала Дорохова, а также дороги для обслуживания инфекционного госпиталя в Вороновском и дублер Калужского шоссе. В уходящем году первых пассажиров приняли семь станций метро. Почти за месяц буквально в чистом поле был построен госпиталь для борьбы с COVID-19 в поселении Вороновское в Новой Москве.
В 2021 году большая стройка в столице продолжится. В планах — строительство 1 млн кв. м жилья только по программе реновации, открытие 11 новых станций метро и спортивных и культурных объектов. «РБК-Недвижимость» рассказывает о главных строительных планах Москвы на будущий год.
Метро
Метростроение, как и в предыдущие годы, в 2021 году продолжит активно развиваться. За год в столице планируется построить 28,3 км новых линий метро и 11 станций. По словам главы столичного Стройкомплекса Андрея Бочкарева, ключевым проектом в следующем году останется строительство Большой кольцевой линии (БКЛ). На Большом кольце откроются девять новых станций — «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Давыдково», «Калужская», «Зюзино», «Улица Новаторов», «Терехово» (прежнее название — «Мневники») и «Кунцевская». Полностью замкнуться БКЛ должна в 2022 году.
Метростроители продолжат работу по продлению существующих линий: Сокольнической — до станции «Новомосковская», Люблинско-Дмитровской — в район Северный, Калининско-Солнцевской — во Внуково, Арбатско-Покровской — в Гольяново и строительство новых радиусов — в Коммунарку, Троицк и Рублево-Архангельское. В 2021 году начнется строительство Бирюлевской линии метро.
Большая кольцевая линия метро (БКЛ) должна соединить все радиальные ветки московского метро на удалении до 10 км от Кольцевой линии. С нее можно будет пересесть на другие линии метро (19 пересадок), МЦК (четыре пересадки), МЦД (шесть пересадок) и на станции железной дороги (11 пересадок). Строительство Большого кольца — крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.
Еще один масштабный транспортный проект Москвы — это Московские центральные диаметры. В 2021 году планируется завершить строительство пяти новых станций МЦД и реконструкцию девяти существующих. Во втором квартале 2021 года должны открыться станции «Аминьевская» на Киевском направлении МЖД (перспективный МЦД-4), три станции на МЦД-2 — «Печатники», «Щукинская», «Марьина Роща». На конец 2021 года запланировано открытие станции «Минская» на Киевском направлении МЖД (перспективный МЦД-4).
Источник: realty.rbc.ru
В столице появятся 18 новых мостов через Москву-реку
Юлия Черная
Комплекс градостроительной политики и строительства Москвы обнародовал планы возведения мостов через главную реку города. Сейчас в пределах столицы ее пересекают порядка 30 мостов, но многие из них пешеходные, да и расположены они неравномерно. Самое большое сосредоточение мостов — внутри Садового кольца, где минимальное расстояние между ними составляет всего 700 метров. А ближе к окраинам мосты расположены на очень большом расстоянии, и это приводит к перепробегам автомобилей, водители которых зачастую вынуждены пересекать Москву-реку в соседних районах. Для устранения этих проблем власти города решили возвести еще 18 мостов, причем намеченную программу иначе как грандиозной не назовешь. Судите сами:
— Магистраль на продолжении Рублевского шоссе в МФЦ Рублево-Архангельское;
— Магистраль от Волоколамского до Строгинского шоссе;
— Магистраль от улицы Свободы до улицы Живописная через Москву-реку;
— Магистраль от улицы Свободы до улицы Живописная через канал им. Москвы;
— Дорога от улицы Народного Ополчения до улицы Нижние Мнёвники (Северо-Западная хорда);
— Мост в створе улицы Новозаводская на Мнёвниковскую пойму до улицы Нижние Мнёвники;
— Мост в створе 3-го Силикатного проезда;
— Мост в створе Берегового проезда;
— Северный дублер Кутузовского проспекта, в створе 1-го Красногвардейского проезда со съездом на Пресненскую набережную;
— Мост от улицы 1905 года до набережной Тараса Шевченко;
— Магистраль вдоль левого берега Москвы-реки (участок от Третьего транспортного кольца до проспекта Андропова);
— Магистраль вдоль левого берега Москвы-реки (участок от проспекта Андропова до магистрали Печатники—Братеево);
— Мост в створе улицы Коломенская в районе Печатники до улицы Шоссейная;
— Мост в створе от улицы Перерва до Проектируемого проезд 5113 в районе Нагатино-Садовники;
— Юго-Восточная хорда (в створе улицы Шоссейная);
Автомобильный мост между районами Царицыно и Печатники позволит связать Каспийскую и Шоссейную улицы, решив проблему пробок из-за обилия железнодорожных переездов и скопления трафика, движущегося по направлению к Братеевскому или Нагатинскому мостам (пока это единственные оптимальные варианты пересечь Москву-реку в этих районах). Длина нового участка составит три километра, а длина моста — 350 метров. Отрезок дороги будет пересекать Каширское шоссе, Кантемировскую улицу и Проектируемые проезды 4386 и 7294. Новый участок дороги практически на всем протяжении будет иметь четыре полосы в обе стороны, за исключением отрезков, которые обещают реконструировать: от Каширского шоссе до Кантемировской улицы и от Донецкой до Шоссейной улицы движение будет организовано по трем полосам в каждую сторону.
Мост, который соединит Шелепихинскую набережную и Береговой проезд, построят у Филевского парка рядом со строящимся новым микрорайоном. На нем тоже запланировано по четыре полосы для движения в обе стороны.
Помимо автомобильных мостов, появятся также и пешеходные в Мнёвниковской пойме. Один из них свяжет пойму с Островной улицей в районе Крылатское, второй — с улицей Мясищева в районе Филевский парк.
Изменения планируются и в бывшей промзоне ЗИЛ. Тут появится один автомобильный и два пешеходных моста. Первый возведут вдоль путепровода Московского центрального кольца, он будет продолжать центральную магистраль «полуострова ЗИЛ» (она начнется у Третьего кольца) и свяжет ее с Варшавским шоссе. А пешеходные мосты продолжат прогулочные зоны и набережные.
А вот конструкции автомобильного моста в Крылатском на южном участке Северо-Западной хорды, по заверениям чиновников, практически готовы. Помимо работ по благоустройству и укреплению берегов, здесь также ожидается реконструкция улиц Нижние Мнёвники и Крылатская, а еще возведение двух боковых проездов.
Источник: autoreview.ru
Под Москвой под землёй… Метро в Балашиху, Мытищи и Красногорск решили не строить: его заменят МЦД
Министерство транспорта, власти Москвы и правительство Подмосковья совместно с РЖД приняли решение не прокладывать метро в сторону трёх областных городов. Эксперты подсчитали, что продление оранжевой ветки подземки приведёт к её критической загрузке, что небезопасно. А с пассажиропотоком на северо-востоке столицы вполне справятся московские центральные диаметры (МЦД). Но существует проблема: для их строительства, возможно, придётся затронуть национальный парк «Лосиный остров», что согласно закону делать запрещено.
В подмосковных Мытищах, Балашихе и Красногорске проживает более 3 млн человек. Согласно прогнозам, к 2025 году эта цифра составит почти 5 млн жителей. Это автоматически увеличивает пассажиропоток в регионе на 46–85 %. Тем не менее, 30 января 2019 года подмосковное правительство направило письмо Владимиру Путину, в котором предложило продлить Калужско-Рижскую ветку метро до станции «Челобитьево» в Мытищах.
Против такого строительства выступили Минтранс, Минэкономики и Минфин вместе с правительством Москвы. Продление оранжевой линии приведёт к её критической перегрузке и снизит безопасность перевозок, считают чиновники. Альтернативой могут стать московские центральные диаметры.
Для этого необходимо построить дополнительные пути и пустить по ним электрички. Уже к концу этого года должны запустить МЦД-1 и МЦД-2 (Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск). Для транспортного обеспечения населения Мытищ готовится проект МЦД-5 (Пушкино — Домодедово), но для его строительства нужно изменить границы нацпарка «Лосиный остров».
«Пока ещё каких-то конкретных планов по строительству в национальном парке «Лосиный остров» нет. Есть только поручение вице-премьера Акимова рассмотреть такую возможность, — рассказал vgudok.com руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис России Михаил Крейндлин. — Пока какие-то выводы делать рано.
В принципе, строить там, согласно законодательству, невозможно.
Закон прямо запрещает изымать земли национальных парков. Нельзя строить какие-либо объекты на их территориях, кроме случаев, когда это необходимо сделать для осуществления функционирования населённых пунктов, расположенных в границах парков. Поскольку ни Пушкино, ни Домодедово в границах «Лосиного острова» не находятся, соответственно, вариант строительства исключён. С правовой точки зрения проводить линию через парк запрещено.
Что касается вреда, то всё зависит от того, где именно трасса пройдёт. Если вплотную к действующей Ярославской железной дороге, то это одно, если подальше, то совсем другое. Теоретически, чем больше территории будет отчуждено, тем больше будет ущерб.
Это и фрагментация, и физическое уничтожение мест обитания животных. «Лосиный остров» и так является уникальной территорией, которая подвергается негативному воздействию из-за выбросов в воздух загрязняющих веществ. Плюс влияние огромного количества людей, которые парк посещают. Понятно, что любое, даже небольшое отчуждение его участка повлияет крайне негативно на всю территорию».
Помимо того, что строительство через национальный парк требует изменений в законодательстве, существует и другая проблема — финансовая. Чтобы построить всю инфраструктуру и подвести наземное метро к подмосковным городам, региональным властям потребуется где-то найти около 83 млрд рублей.
До 15 июля Минтранс России и Минприроды должны проработать вопрос и представить согласованные предложения. Соответствующее поручение дал вице-премьер Максим Акимов, следует из протокола майского совещания в правительстве России по развитию московского транспортного узла.
«С одной стороны, метро — это хорошо. Удобно добираться, без пересадок. Но у каждой медали есть две стороны, и хорошая и плохая, — рассказал vgudok.
com житель Мытищ Лев Бакуменко. — В данном случае негатив заключается в том, что Мытищи становятся последним пересадочным пунктом из области, и всё северо-восточное направление будет ехать к нам в город, пересаживаться, чтобы далее попасть в столицу. А это автоматически подразумевает огромное количество машин, дополнительная нагрузка на транспорт и так далее.
В этом плане будет плохо. Плюс мы вообще давно привыкли жить без метро. Без него все прекрасно справляются. Тем более народ давно привык ездить на электричках».
После консультаций с Минтрансом в РЖД принято «общее решение о том, что приоритет за развитием проекта МЦД». «Метро — это прежде всего внутригородской транспорт, — пояснили в Минтрансе. — Для связи регионов во всем мире развивают пригородный железнодорожный транспорт». Ветка МЦД-5, по оценкам ФОИВов, будет запущена до 2023 года. Помимо этого в 2019 году будет завершено строительство пятого главного пути на Ярославском направлении МЖД (на участке Москва — Мытищи), что создаст дополнительную провозную способность.
Источник: vgudok.com