Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) несколько столетий является визитной карточкой Флоренции и Тосканы. Девяностометровый храм виден из любой точки города. Масштабное сооружение украшено лепниной, увенчано грандиозным куполом красного цвета. Все путеводители Италии размещают фото и краткое описание этого величественного храма.
Собор начали строить в конце 13 века и закончили в 19 столетии. Флоренция получила монументальное сооружение, вместимостью 30 тысяч человек.
Где находится Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор расположен в центральной части Флоренции, на Соборной площади.
Адрес: Piazza del Duomo, 17
Как добраться: на любом автобусе, следующем до Соборной площади.
История создания Санта-Мария-дель-Фьоре
В 13 столетии Флоренция бурно развивалась, строилась, увеличивалось население. Городской собор Санта Репарата уже не мог вместить всех прихожан.
Флоренция. По следам гениев Возрождения. Санта-Мария-дель-Фьоре, Баптистерий, улочки и площади
Городские власти решили снести собор и на его месте возвести новый храм. Почти 600 лет прошло от начала строительных работ до полного завершения отделки.
Строительство
Разрабатывал проект архитектор Арнольфо Камбио. Мастер задумал создать величественное по масштабам и архитектуре сооружение. Стиль собора включал готические элементы в сочетании с идеями раннего возрождения. Размеры храма, задуманного зодчим, поражали. Размер одного нефа нового собора, по площади равнялся Санта Реперата.
Строительство Санта-Мария-дель-Фьоре началось осенью 1296 года. Арнольфо Камбио руководил строительством. Под его руководством возвели стены. Строительство было остановлено на три десятка лет.
Возобновил работы Джотто ди Бондоне, известный художник и зодчий. Бондоне работал над колокольней и созданием эскизов отделки фасада. Архитектор умер, и строительные работы замедлились. Через 11 лет Флоренция пережила эпидемию чумы, властям города было не до строительства.
В 1349 году строительство продолжили. Руководил строительством Франческо Таленти, через 10 лет ему на смену пришел Лаппо Гини. Эти два архитектора построили колокольню и сформировали стены собора. В начале 15 столетия храм был готов к строительству купола.
Огромные размеры собора предполагали, что и купол будет масштабным и соответственно тяжелым. Возникло сразу несколько проблем – устойчивость конструкции, монтаж купола, точные размеры. Все эти инженерные вопросы помог решить ученый Брунелески. Он сделал точные расчеты параметров купола. Изобрел и собрал механизмы для подъема. Придумал, как можно укрепить конструкцию.
Флоренция. Великий купол Санта Мария дель Фьоре. Экскурсия одного дня
Каркас, разработанный средневековым ученым, до сегодняшнего дня удерживает конструкцию весом 37 000 тонн.
После возведения купола начались внутренние работы. Википедия сообщает, что работы длились 50 лет. Хотя собор еще был полностью не закончен, он был освящен.
К завершающему этапу – внешней отделке, приступили в 19 веке. В течение 11 лет архитектор Эмилио де Фабрис разрабатывал и реализовывал дизайн фасада Санта-Мария-дель-Фьоре. Изюминкой стала облицовка полихромными мраморными плитами. Материал создает эффект игры цвета. Отзывы туристов, посетивших храм, однозначны – фасад собора производит очень сильное впечатление.
Это интересно. Для завершения строительства оставалось сделать внешнюю отделку. Власти решили провести конкурс и таким образом найти строителей. И тут разразился настоящий скандал. Чиновники вымогали взятки с участников конкурса. Так никого и не выбрав, строительные работы отложили.
Это было в 16 веке, вновь приступили к отделочным работам через 300 лет.
Фасад украшен фресками, со сценами жизни Девы Марии. Над входом в храм размещен барельеф с изображением младенца и Богоматери. Изображение окружено скульптурами апостолов.
Собор внутри
Лаконичное и строгое внутреннее убранство собора сильно отличается от роскошного фасада. На сводах можно увидеть фрески 15 века, на них изображены граждане Флоренции, которые играли видную роль в жизни города.
Основной реликвией храма являются мощи св. Зиновия Флорентийского. Зал собора украшают часы работы Паоло Уччело в 15 веке. Часы интересны тем, что стрелки движутся в обратную сторону.
Арки украшены витражами, на которых изображены из цветного стекла сцены из жизни святых. Самое сильное впечатление производит купол, он был расписан в 16 веке. Картина многоярусная, изображает Страшный суд. В нижнем ярусе изображены грешники, Ад и Антихрист. На ярусах выше нарисованы святые, ангелы, Дева Мария, Христос.
Музей Опера-дель-Дуомо
Изначально внутренний декор собора был менее аскетичным. Но когда в Санта-Мария-дель Фьоре был проповедником доминиканец Савонарола, отличающийся очень строгими взглядами, всю ненужную роскошь из собора убрали. Собор должен был быть образцом добродетели и сдержанности.
Предметы, украшавшие собор, хранятся в Музее Опера. Музей расположен рядом с собором, на площади. В этом помещении была мастерская архитектора Бруннелески. Как музей здание используется с 1891 года. Среди экспонатов чертежи купола, макеты Бруннелески, большая коллекция средневековых скульптур.
Баптистерий
В соборный комплекс входит баптистерий, место где проводят крещение. Это отдельно стоящее здание недалеко от собора.
Сооружение очень древнее, точная дата постройки неизвестна, приблизительно 5 век. В 12 веке здание реконструировали. Баптистерий венчает купол, расписанный изнутри фигурами святых и библейскими сценами. Вороты украшены барельефами 13 – 15 веков.
Часы работы
Понедельник – пятница: 10.00 – 17.00.
Суббота: 10.00 – 16.45.
Воскресенье: 13.30 – 16.45.
Посещение купола с воскресенья по пятницу – 08.30 до 19.00.
Суббота: 08.30 – 16.40.
Музей принимает посетителей все дни недели с 09.00 до 19.00, в воскресенье сокращенный день до 13.45.
Цены на билеты
В собор вход бесплатный. Билет за 18 евро покупают посетители, которые хотят посетить купол, музей и Баптистерий.
Детский билет (до 11 лет) – 3 евро. Билеты действительны в течение 3 суток.
Что посмотреть рядом
- Площадь Синьории много веков была центральной площадью города. Здесь располагалась городская ратуша. Много событий происходило на этой площади – казни преступников, костры Инквизиции. Сегодня площадь одно из любимых мест гостей Флоренции, она славится скульптурами таких мастеров, как Донателло, Микеланджело Бандинелли и других. Правда, все скульптуры – точные копии. порадуют любителей парков и скверов. Над созданием парка работали лучшие архитекторы, статуи, украшающие сады создавали известные скульпторы. Этот парк изначально был задуман, как нечто грандиозное. Он должен был символизировать могущество семьи Медичи. Все королевские парки в Европе создавались по образцу садов Боболи. С 18 века парк открыт для посетителей. Сегодня это музей садовой скульптуры. был построен в 14 веке, как правительственная резиденция. Сооружение строили 23 года. Над дворцом возвышается колокольня, которую использовали в особых случаях. Звон колокола сообщал горожанам о необходимости собраться на площади или предупреждал об опасности. Внешне здание выглядит мощным, но довольно аскетичным. Чего нельзя сказать о внутреннем убранстве, которое отличается роскошью и богатством.
Италия сохранила огромное количество исторических достопримечательностей античных времен и периода Средневековья. Миллионы любителей истории ежегодно совершают путешествие в Италию, с целью прикоснуться к прошлому, увидеть сооружения, возведенные гениальными зодчими. Величественный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, строительство которого длилось 6 веков, привлекает своей монументальностью, передовыми для того времени инженерными решениями, работами известных итальянских художников, скульпторов, архитекторов.
Рекомендуем для туристов:
✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.
✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.
✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.
✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.
✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.
✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.
✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.
Источник: puteshestvovat.com
Дуомо-Санта Мария дель Фьоре: роскошный собор Флоренции
Многочисленные исторические документы свидетельствуют о том, что в VIII веке до нашей эры, земли окруженные реками Арно и Муньоне, были заселены древними племенами. Тогда же античные флорентинцы на месте, где сегодня возвышается величественный собор Дуомо, создали форум, который со временем превратился в торговую площадь.
В средние века центр Флоренции также был местом, где проводились многолюдные общественные собрания. Чуть позже, когда к власти пришли республиканцы, именно на центральной площади оглашались приказы правителей коммуны. Не лишним будет сказать, что и во время правления династии Медичи, на этом месте проводились различные действа: от торжественных обрядов бракосочетания и до, заставляющих застывать в жилах кровь, казней.
Сегодня, также как и много веков назад, в центре Флоренции по-прежнему всегда многолюдно. Ежедневно на этом месте собираются толпы туристов для того, чтобы воочию увидеть один из самых больших кафедральных соборов в Италии Санта-Мария-дель Фьоре. Кроме этого, на площади можно встретить довольно много торговцев, зазывающих путешественников к своим прилавкам с сувенирами, попрошаек и блюстителей порядка — жизнь в этом месте не затихает ни на минуту.
Санта-Мария-дель-Фьоре, имеющий еще и второе название – Дуомо, самый знаменитый кафедральный собор во Флоренции. Он по праву считается символом этого итальянского города, и является наиболее посещаемым туристами архитектурным строением. Храм вызывает неподдельный интерес у всех без исключения гостей Флоренции.
Название одного из самых главных соборов Италии Санта-Мария-дель-Фьоре дословно переводится на русский язык, как «цветок святой Марии». Это одно из наиболее крупных сооружений на территории страны, увенчанное самым большим в мире (!) кирпичным куполом. Величественный комплекс, построенный в готическом стиле, состоящий из собора, баптистерия и колокольни, в настоящее время включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор c высоты птичьего полёта
Флорентийский собор удивляет и восхищает одновременно. Его внушительного размера купол будто бы парит над городом, а строгость четких линий, присущих готическому стилю, уникальная роспись храма, средневековые барельефы, интересная древняя история, уходящая корнями в XII- XIII столетия, привлекает к себе внимание туристов со всего мира. «Сколько бы раз не посещал Дуомо, каждый раз нахожу для себя нечто новое и интересное. Удивительно то, что, делая на память снимки этого итальянского архитектурного шедевра, каждый раз поражаешься, насколько многогранен собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Невозможно сделать две одинаковые фотографии с одного ракурса. Солнце, пасмурное небо, настроение — все это меняет «картинку» и заставляет по-новому взглянуть на уже знакомое здание!», — восхищается один из туристов, после очередного посещения кафедрального собора Дуомо.
Санта-Мария-дель-Фьоре: история строительства
По сохранившимся до наших дней документам, многие историки сделали вывод, что храм Дуомо был возведен в конце XIII века на месте кафедрального собора Санта-Репарата. В этом не было ничего удивительного, ведь стены древнейшего собора, построенного еще в IV столетии, обветшали и стали рушиться.
Устаревшее здание было решено снести еще и потому, что именно в конце XIII века наблюдался экономический и демографический рост во Флоренции. Храм по своим размерам не мог вместить в себя всех желающих. Свое превосходство над доминирующими городами Тосканы, заключающееся во власти и богатстве, флорентинцы решили подчеркнуть еще и самым большим кафедральным собором, который превзошел своими размерами не менее великолепные соборы Сиены и Пизы. Забегая немного вперед, хотелось бы добавить, что по завершению всех строительных работ, в 1434-м году храм Санта-Мария-дель-Фьоре был признан самым большим в Европе.
Первым разработчиком грандиозного проекта, который и заложил основание храма в 1296-м году, считается Арнольд ди Камбио, однако, Санта-Мария-дель-Фьоре является результатом плодотворной работы и многих других художников и архитекторов. Арнольд ди Камбио спроектировал три широких нефа, вершина которых была увенчана куполом восьмиугольной формы.
В 1302-м году архитектор умирает, строительство прерывается практически на три десятилетия. В 1331 году гильдия торговцев шерстью решает возобновить работы по возведению храма, а на пост главного архитектора назначает известного в те времена, архитектора и художника Джотто. Однако вместо того, чтобы продолжить строительство собора, новый архитектор берется за разработку проекта колокольни или кампанилы. Смерть мастера, при жизни которого был возведен только лишь первый ярус колокольни, вновь останавливает едва начавшееся строительство: в это время в городе во всю «властвует» чума, безжалостно уносящая жизни тысяч горожан.
Работы продолжились в 1355-м году, на этот раз их возглавили сразу три архитектора: Джованни д’Амброджо, Альберто Арнольди, Нери ди Фьораванте. Возведение нефа было завершено в 1380-м году, а вот купол так и оставался незавершенным. В 1418-м году был объявлен конкурс на лучший проект купола, в котором победу одержал Филиппо Брунеллески. Именно этот архитектор разработал легендарный и самый большой в мире кирпичный купол восьмиугольной формы.
Баптистерий Сан-Джованни на фоне собора
Строительство купола было начато через два года, а завершено лишь в 1436-м году. На то время это был единственный в мире восьмиугольный купол огромных размеров, в основе которого не было ни одной деревянной опоры. Несмотря на незавершенность фасада храма, его освятил Папа Римский. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре перестраивался еще много раз с большими перерывами и под руководством многих архитекторов. Сегодня многочисленные путешественники, пришедшие к храму Дуомо, могут увидеть строение, которое окончательно было завершено в 1887-м году.
Санта-Мария-дель-Фьоре: внутренний интерьер
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре привлекает к себе внимание сотни тысяч туристов благодаря своим внушительным размерам и оригинальному фасаду, украшенному многочисленными статуями.
Форма готического собора представляет собой латинский крест, в котором имеются три нефа, два боковых трансепта и апсид полукруглой формы. Размеры храма действительно большие: его длина чуть более 153-х метров, а ширина – 90 метров (в трансепте). Высота арок превышает отметку в 20 метров, а высота всего сооружения, от самого основания и до верха купола, составляет 90 метров. На тот момент, когда флорентийский собор только начал принимать в своих стенах прихожан, он был самым большим в Европе, его вместимость составляла практически 30 тысяч человек. Со временем появились куда большие строения, среди которых можно выделить Миланский собор в Италии, собор Святого Павла в Великобритании, Кельнский собор в Германии и собор Богоматери Мира в Кот-д’Ивуаре.
Внутреннее убранство храма Дуомо не может оставить равнодушным ни одного его посетителя. А как же может быть иначе, ведь над его интерьером трудились самые знаменитые художники и скульпторы. Многие витражи были созданы в 1400-х годах. Кроме этого на внутренних стенах купола сохранились фрески, датируемые XVI веком, на которых изображена сцена «Страшного суда».
Также во внутреннем убранстве собора выделяются оригинальные часы 1443-го года, создателем которых является Уччелло. В отличие от привычного для современных людей движения стрелок часов по циферблату — справа налево, эти стрелки движутся в противоположном направлении. Подобные часы можно увидеть на одной из ратушей в европейском квартале Праги.
Архитектурное сооружение украшено также и барельефом, на котором изображен Джотто, занимающийся выкладыванием мозаики. На стенах собора можно увидеть картины с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда и итальянского кондотьера Никколо да Толентино, поэта Данте со своей «Божественной комедией». Кроме этого в соборе можно увидеть бюсты Брунеллески, органиста Антонио Скварчалули, философа Марсилио Фичино. Интерес вызывает и тот факт, что на территории храма захоронены сразу два его создателя: Брунеллески и Джотто.
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции: памятка туристу
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре ежедневно открыт для посещения туристами: понедельник, среда, пятница — с 10 утра и до 5 вечера, в четверг с 10 утра и до 15.30, в субботу с 10.00 и до 16.45, а вот в воскресенье храм работает только с 13.30 и до 16.45. Абсолютно бесплатные (!) экскурсии по собору проводятся каждые сорок минут.
Без билета войти в собор может каждый желающий, тем же, кто решил подняться на башню, придется заплатить 6 евро. Не лишним будет сказать, что башня открыта для посещения ежедневно с 8.30 утра и до 7 часов вечера, исключением является суббота: в этот день она закрывается в 17.00. Всем путешественникам стоит знать, что кафедральный собор закрыт 1 и 6 января. Не пускают сюда туристов за три дня до Пасхи. Также храм закрыт от любопытных глаз путешественников 25 апреля, 24 июня, 15 августа, 1 ноября и 25-26 декабря.
Источник: putidorogi-nn.ru
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции
В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары). Дуомо (Duomo), он же — собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore) был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города.Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом.
Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.
Дуомо воздвигли на месте старого кафедрального собора Санта-Репарата, который к концу XIII столетия, согласно документам того времени, начал обрушаться, насчитывая девять веков своего существования.
Тем более храм стал мал для города в период быстрого роста населения. Также процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников — Сиену и Пизу, храмом большим в размере и богаче украшенным. В результате Санте-Мария-дель-Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 году самым большим во всей Европе.
Решение о строительстве собора на месте древней церкви Санта-Репарата (IV-V века) было принято в 1289 году. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.
Собор являлся местом проповедей Савонаролы, а также в соборе во время заговора Пацци в 1478 г. было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.
Строился собор около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан.
Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду.
Фабио Борботтони (1820-1902) — Интерьер Дуомо во Флоренции
В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 году и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления (аналогично часам на ратуше в еврейском квартале Праги). На стенах собора изображены английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с «Божественной комедией». В соборе установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и Брунеллески. Брунеллески и Джотто похоронены на территории собора.
Баптистерий (крещальня) посвящён Иоанну Крестителю (San Giovanni Battista). Баптистерий является самым старым зданием площади Дуомо (романское строение V века). Современная мраморная облицовка была выполнена в XI—XII веках. Полукруглая апсида в XIII веке была заменена на прямоугольную. Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII—XIV веков. Мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центр
Интерьер Баптистерия. Купол
Интерьер Баптистерия. Фигура Христа
Наиболее древними являются южные ворота, созданные Андреа Пизано. Ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели
Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти. Северные ворота созданы в 1401-1424 годах также содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета. Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425-1452 годах.
Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело и названо им «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо.
Северные ворота Баптистерия
Восточные ворота Баптистерия («Врата рая»)
Восточные ворота Баптистерия («Врата рая»). Панель «История Иосифа» (копия)
Восточные ворота Баптистерия («Врата рая»). Панель «История Иосифа» (оригинал в музее Дуомо)
Восточные ворота Баптистерия («Врата рая»). Бюст Гиберти
Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).
Арнольфо ди Камбио разработал проект.Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 году строительство собора приостановилось на тридцать лет.
В 1330 году в Санта-Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, что придало работам новый стимул. В 1331 году гильдия торговцев шерстью ( Arte della Lana) взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 году строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 году, был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.
Карл V сказал по поводу кампанилы: «. такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам».
С 1349 года работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 году пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини (1360-1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 году старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 году был окончен неф, а к 1418 году оставалось только закончить купол.
Паоло Уччелло Надгробный памятник Джону Хоквуду, 1436
Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция
Андреа дель Кастаньо. Надгробный памятник Никколо да Толентино
Фабио Борботтони (1820-1902) — Вид на древнюю Флоренцию
К 1380 году стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески.
Собор был освящён в 1436 г., но фасад был недостроен. Франческо Медичи приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX в. было решено достроить собор. В 1887 г. появился существующий ныне фасад. Его автор — Эмилио де Фабрис
Источник: lovers-of-art.livejournal.com