Каменное строительство началось на Руси в конце X века.
В 989 году князь Владимир I заложил в Киеве храм Успения Богородицы, так называемую Десятинную церковь. Строительство было завершено в 996 году.
XI век
В XI веке развивается каменное храмовое строительство.
Византийскими архитекторами при Ярославе Мудром, вероятно, около 1037 года был построен Софийский собор в Киеве. Также в XI веке, уже после киевского Софийского собора, были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде.
В деревянной стене, защищавшей Киев, были построены в 1030-х годах каменные Золотые ворота.
В 1044 году были построены каменные укрепления детинца Новгорода.
XII век
При Юрии Долгоруком была воздвигнута церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше рядом с Суздалем.
При Андрее Боголюбском было развёрнуто мощное каменное строительство.
XIII век
После Батыева нашествия до конца XIII века в Новгороде строят только крепости и деревянные церкви. Ни один каменный храм не был воздвигнут до 1292 года (церковь Николы на Липне).
В Саудовской Аравии начались работы по строительству футуристического мегаполиса Зеркальная Линия
XIV век
Иван Калита в 1320-е годы начинает в Москве строительство каменных храмов.
Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 году белокаменной крепости — Кремля. Его строительство выделяло Москву из всех остальных городов. Для возведения такой крепости требовалось огромное богатство: тысячи саней должны были ежедневно возить камень из Мячкова (30 километров от Москвы) в Москву, сотни строителей должны были трудиться ежедневно: ведь Кремль строили «безпрестани». Недаром новый Кремль резко повысил престиж московского князя: к известию о строительстве летописец отнес общую характеристику политики Дмитрия, который «всех князей русских привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся воле его, а на тех нача посегати».
В XIV веке в Новгороде строится много посадских, сравнительно небольших храмов, из которых наиболее известны церкви Спаса на Ильине улице и Федора Стратилата на Федоровом ручье.
XV век
В XV веке идёт интенсивное строительство в Москве.
В 1479 году архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство главного храма Российского государства — Успенского собора в Кремле. Образцом для этого храма послужил Успенский собор во Владимире, что должно было подчеркивать идею преемственности власти великих владимирских и великих московских князей.
XVI век
Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI века.
При Елене Глинской к Московскому Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, защищавшее центральную часть посада.
В 1550-х годах было начато строительство Засечной черты — оборонительной линии из лесных засек, крепостей и естественных преград.
Со второй трети XVI века в каменное зодчество проникает из народной деревянной архитектуры шатровый стиль. Его шедевром и одновременно наиболее ранним образцом является церковь Вознесения в селе Коломенском (ныне в черте Москвы).
Как архитектура отражает время, в котором мы живём? [От СССР до современной России]
В 1554—1561 годах архитекторы закончили на Красной площади строительство собора Покрова. Эту церковь по одному из позднее пристроенных приделов чаще называют храмом Василия Блаженного. Это вершина русского зодчества XVI века.
В конце XVI века «городовых дел мастер» Фёдор Савельевич Конь возвёл кольцо укреплений «Белого города» длиной около 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего Бульварного кольца Москвы).
В самом конце XVI века была создана последняя внешняя линия укреплений Москвы — «Скородом», деревянные стены на Земляном валу (проходил по линии нынешнего Садового кольца).
XVII век
Строительство Белгородской засечной черты, создававшей сеть укреплений между Белгородом и Доном, началось в 1635 году и продолжалось почти два с половиной десятилетия: в 1630-х годах было сооружено 10 городов, в 1640-х — 18.
В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль.
К общественным постройкам в Москве, сооружённым в конце XVII века, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683), а также Монетного двора.
Транспорт
Важная роль в истории России, в развитии ее социально-экономических, культурных, политических связей принадлежит Московско-Сибирскому тракту, начало строительства которого относится к XVII веку.
Храмы
Никон сразу же после вступления на патриаршество в 1652 году запретил строительство шатровых храмов. Он хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой монументальности предшествующих веков и образцом для подражания считал Успенский собор в Кремле.
Первым по заказу Никона на одном из островов Валдайского озера был построен Валдайский Иверский монастырь. Огромные оконные проемы в пятиглавом соборе свидетельствовали об отступлении от канонов зодчества XVI века Отступления прослеживаются и во внутреннем убранстве храма — при его отделке использовались многоцветные изразцы.
В 1685 году завершилось строительство Новоиерусалимского монастыря.
Стройматериалы
В XVII веке увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича.
XVIII век
В 1701 году началось строительство Арсенала в Кремле.
В 1704 году в Санкт-Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались корабли Балтийского флота.
Указом 1714 года было запрещено использование кирпича в качестве строительного материала повсюду, за исключением Санкт-Петербурга.
По плану Миниха было осуществлено строительство нескольких оборонительных линий вдоль южной и юго-восточной границ России.
Наиболее знаменитое творение Баженова — сооружённый в 1784—1786 годах в Москве Пашков дом.
Транспорт
В 1763 г. на Алтае русский изобретатель К.Д. Фролов построил на Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов чугунную дорогу на опорах, по металлическим рельсам (лежням) которой впервые перемещались вагонетки, груженые рудой. [1]
На Александровском (позже — Онежском) чугуноплавильном и пушечном заводе в Петрозаводске под руководством инженера-строителя А. С. Ярцева в 1788 г. была сооружена чугунная дорога длиной 175 м с канатной тягой.
Промышленность
В 1701—1704 годах на Урале были построены четыре крупных металлургических завода, выпускавших железо, чугун, ядра и пушки.
«Бергпривилегия» (1719 год) разрешила строить заводы всем без исключения жителям России и иностранцам.
XIX век
После пожара 1812 года интенсивно отстраивалась Москва. О. И. Бове, назначенный в 1813 г. главным архитектором Комиссии для строений г. Москвы, возводит целостные городские ансамбли в духе «московского ампира». Им построены первые торговые ряды на Красной площади (1815), здания Большого и Малого театров (1821—1824). Доменико Жилярди в 1817—1819 гг. заново отстраивает разрушенный пожаром Московский университет. По его проекту был построен великолепный дом Луниных (1823). А. А. Бетанкур совместно с О. И. Бове в 1817 г. возвели здание Манежа, оформление которого символизирует подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 г.
1830-е — 1850-е годы знаменуют упадок классицизма в русской архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется интерес к византийскому стилю и барокко.
Создателем эклектического русско-византийского стиля был К. А. Тон, по проектам которого были возведены Большой дворец (1839—1849) и Оружейная палата (1844—1851) в Московском Кремле, здание вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге, в 1838 году начато строительство храма Христа Спасителя в Москве (завершено в 1883 году). А. П. Брюллов культивировал в архитектуре формы псевдоготики, А. И. Штакеншнейдер — формы барокко. Штакеншнейдером были построены в Петербурге великокняжеские Мариинский (1838—1844) и Николаевский (1853—1861) дворцы, где архитектор использовал разные историко-архитектурные стили. Эклектические формы классицизма и барокко нашли свое выражение в архитектуре А. А. Монферрана. Главные его сооружения — Исаакиевский собор (1818—1858) и Александровская колонна (1830—1834) в Петербурге.
Транспорт
В первой половине XIX века началось строительство шоссейных дорог.
В 1806—1809 годах горный инженер Петр Козьмич Фролов на Змеиногорском руднике на Алтае построил чугунную рельсовую дорогу с конной тягой. Это инженерное сооружение длиной 1867 м с шириной колеи 1067 мм располагалось на местности со сложным рельефом.
Большое стратегическое и экономическое значение имело завершение к 1814 году строительства Военно-грузинской дороги, связавшей Владикавказ с Тифлисом.
Первая в России рельсовая дорога с паровой тягой была построена на Урале в 1833—1836 годах. [2]
Открытие первой в России железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом протяжённостью в 25 верст относится к 1837 году. В 1851 году завершилось строительство Петербургско-Московской железной дороги, продолжавшееся восемь лет, а в 1859 году была сдана в эксплуатацию железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Варшавой.
Вся транспортная система (строительство каналов, шоссейных и железных дорог) вплоть до отмены крепостного права строилась исключительно государством.
В 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Отдельные её участки были окончены уже в 1900 году.
XX век
В 1920 году был принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). В нем предусматривалось строительство нескольких десятков новых тепловых и гидроэлектростанций.
В декабре 1926 года вступила в строй Волховская ГЭС — самая крупная в то время электростанция в стране.
В 1926—1927 годах развернулось строительство сотен новых предприятий. Среди них были такие крупные объекты, как Днепровская гидроэлектростанция, Туркестано-Сибирская железная дорога, Сталинградский тракторный завод, Ростовский и Саратовский заводы сельскохозяйственных машин, Керченский завод черной металлургии, медеплавильные заводы в Закавказье.
В 1927 году началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, призванной соединить хлебные и лесные районы Западной Сибири с хлопководческими районами Средней Азии и сыграть важную роль в экономическом развитии восточных областей страны.
Первая в СССР АЭС, Обнинская под Москвой, мощностью 5 МВт, вступила в строй летом 1954 года.
Источник: newsruss.ru
История развития строительства
Развитие ремесел и торговли привело к образованию городов. Первые города возникли еще на заре рабовладельческого способа производства. Создание городов в Южном Двуречье (Месопотамская долина), в Египте, Малой Азии, Закавказье, Индии, Китае относится к III—I тысячелетиям до н. э. Обычно в центре крупного месопотамского города того времени возвышалось сооружение с высокой ступенчатой пирамидой (зиккурат) (рис. 1), святилищем и царским дворцом.
Отсюда осуществлялся надзор за работой рабов и свободных общинников, которые обрабатывали царскую и храмовую земли.
Продукты, взимаемые с сельского населения в виде налога, хранились в этих пирамидах. Вокруг располагался внутренний город, который обносился высоким валом или стенами, а за ними находились пригороды. В целях обороны стены города сооружались очень мощными. Древний Вавилон, например, имел три оборонительные стены, толщина которых достигала 8 м. При раскопках древних городов обнаружены замощенные улицы, водопроводы, канализация.
Постепенно шло и развитие жилищ. Естественно, что их тип во многом определяют природные условия, в которых живут люди. Но создание того или иного типа жилищ в большей мере зависит от уровня производительных сил и состояния техники. Строительство городов способствовало развитию строительной техники. Обычно крупные сооружения воздвигались рабами и населением сельских общин.
Достаточно, например, указать на строительство пирамиды Хеопса в Древнем Египте, которая строилась около 30 лет. Тысячи рабов воздвигали эту пирамиду. Она строилась из каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Высота ее первоначально достигала 146,5 м
Основными строительными материалами были камень, дерево, кирпич. Распространение того или другого материала во многом зависело от наличия местных ресурсов. То обстоятельство, что камень сопротивляется изгибу в 6 раз меньше, чем сжатию, не давало возможности перекрывать при помощи его большие пролеты до тех пор, пока пользовались работающими на изгиб балкой и плитой. Это привело к господству в древних архитектурах Средней Азии, Египта и Греции балочно-стоечных конструкций с применением колоннады.
Наибольшей каменной балкой в то время было перекрытие — вход в Афинский Акрополь — Пропилеев, не превышавшее 3,75 м, а плитой — потолок усыпальницы фараона в пирамиде Хеопса, длина которой достигала 5,2 м. В тех случаях, где приходилось перекрывать большие помещения, строители были вынуждены пользоваться длинными рядами колонн.
Увеличить величину пролетов удалось лишь после изобретения арки и свода, в которых камень работает на чистое сжатие. Римские строители акведука около города Нима (Франция) довели размер пролета арки до 24,4 м. Диаметр купола в мавзолее императора Адриана в Риме достигал 13,5 м. В поисках способа сооружать монументальные здания на основе любых местных ресурсов при помощи неквалифицированной рабочей силы легионеров и военнопленных, под руководством опытного, хорошо обученного инженера римские строители применили изобретенный древними греками новый строительный материал — бетон. Приготовляемый из щебня и известкового раствора, который втрамбовывался в слой щебня деревянными бабами, бетон дал возможность строить монументальные сооружения в любом месте империи. Возможности этого материала были использованы при строительстве Римского Пантеона, где цилиндрической формы здание высотой почти в 22 ж, при толщине стены около 7 м, диаметром в 43 м перекрыто литым куполом, изготовленным из бетона.
Изготовление кирпича, которое являлось одним из старейших видов ремесла, дало строительный материал, получивший применение при возведении жилищ и различных сооружений. В Египте кирпич делали уже за 4000 лет до н. э. Вначале его изготовляли из нильского ила и высушивали на солнце. Используя опыт гончарного ремесла, человек стал обжигать кирпич-сырец, что повысило его прочность. Обожженный кирпич впервые начали употреблять в Древней Месопотамии и Древней Индии.
Очень важную роль в строительном деле играло дерево. О размерах его потребления свидетельствует то, что в Египте и Ассирии леса были быстро уничтожены и дерево приходилась доставлять на специальных лодках из более богатых лесом стран. Рубка леса в эту эпоху производилась уже металлическими топорами, широко применялась пила.
Универсальным инструментом для обработки дерева было тесло. Большую роль играл бурав. Широко использовались сначала деревянные, а затем бронзовые гвозди.
Строительство крупных сооружений потребовало решить задачу транспортировки больших тяжестей и их подъема на значительную высоту. Для этого широко использовался известный уже рычаг, затем был изобретен блок в форме колеса с желобом (ручьем) по окружности, через который перекинут канат или другая гибкая тяга.
Применение блока позволило изменять направление тяги и получать выигрыш в силе или в скорости. Изобретение его привело к созданию первых подъемных механизмов (рис. 2).
Развитие капитализма в конце XIX в. предъявило к строительству и архитектуре новые требования. С ростом городов и фабричной промышленности появляются новые типы зданий. Строятся фабрики и заводы, банки, деловые конторы, рынки, универсальные магазины, вокзалы, доходные дома, гостиницы и т. д. Разнообразные здания с резко выраженной спецификой своего назначения требовали как новых материалов, так и новых конструктивно-строительных решений.
Главным строительным материалом в это время остается обожженный кирпич. Кирпич был известен еще в глубокой древности. Но только с середины XIX в. он стал производиться в массовом количестве и приобрел значение универсального материала, при помощи которого можно было выполнять любую строительную работу.
С развитием строительных работ кирпич стал подразделяться на большое количество видов и родов, позволявших строить из него не только стены домов, но и возводить доменные и мартеновские печи, заводские трубы и т. д.
Во второй половине XIX в. громадное значение в строительстве приобретает железо. Если раньше в строительстве железо применялось лишь для покрытия крыш, шло на изготовление гвоздей и болтов, то начиная с 20-х годов XIX в. во Франции стали создавать из железа целые конструкции. С конца XIX в. железо стало применяться для опор, принимающих вертикальную нагрузку.
Первоначально при постройке домов для перекрытий пользовались рельсами. Вскоре, однако, стали изготовлять железные двутавровые балки. Для более значительных нагрузок стали применяться клепаные балки из листов котельного железа. В мостостроении вошли в употребление решетчатые фермы из прокатного железа.
Большое значение в строительном деле стал играть цемент — вяжущее вещество, применяемое при изготовлении строительных растворов. Наиболее совершенная разновидность цемента — портландский цемент был изобретен еще вначале XIX в., но широкое распространение получил лишь в последнюю четверть прошлого столетия. Портландский цемент был изобретен в 1824 г. английским каменщиком Джозефом Аспдином. Аспдин предложил способ обжига смеси гашеной извести с глиной, в результате чего получалось порошкообразное вещество, которое при смешении с водой затвердевало на воздухе в камнеподобную массу. Аспдин назвал цемент портландским из-за внешнего сходства по цвету с камнем, добываемым около г. Портланда в Англии.
В это время появляется и совершенно новый строительный материал — железобетон, представляющий собой комплексное соединение, состоящее из бетонной массы и распределенного внутри нее металлического скелета или арматуры. Идея сочетания камня и металла возникла еще в начале XIX в., но широкое внедрение железобетона началось лишь после создания портландского цемента, с появлением которого началось широкое применение бетона в строительной практике.
В России первые сооружения из железобетона появились в конце 80-х годов XIX в. С 1892 г. начали применять железобетонные трубы под железнодорожной насыпью. В 1911 г. в России были изданы первые технические условия и нормы для железобетонных сооружений. Однако слабое развитие строительства и недостаток квалифицированных кадров тормозили внедрение железобетона.
Одним из очень распространенных материалов в строительстве было стекло. В этот период появилось бесчисленное множество новых сортов стекла, отличавшихся друг от друга цветом, прочностью, толщиной и другими качествами.
Применение новых материалов в строительстве, особенно железобетона и стекла, привело к изменению конструктивных форм зданий. Дома-особняки, характерные для городов предыдущей эпохи, уступают место четырех- и пятиэтажным домам со множеством квартир, обычно сдаваемых хозяином дома внаймы. Многоэтажные дома приобретают значение коммерческих предприятий.
Технологическая часть
Кирпичная кладка колодцев
Строительство колодца на собственном участке — самый простой способ решить проблему водоснабжения загородного дома или дачного участка. К тому же, такая вода значительно чище, чем в водопроводе, а платить за нее не нужно.
Кирпичные колодцы отличаются рядом преимуществ, таких как прочность стен на долгие годы. Кирпичная кладка препятствует попаданию грунтовых вод. Это довольно удобный для строительства материал, но требующий основательности и последовательности.
Кирпич – классический, прочный, износостойкий материал и применяется как для строительства зданий и сооружений, печей и каминов.
Кирпичи должны быть без трещин и стандартного размера. Лучше, чтобы это был керамический красный кирпич. По сравнению с силикатным, который не выдерживает долгое воздействие влаги, красный, наоборот, становится только крепче, так как его основа – это глина.
Если вы решили вырыть собственный колодец, необходимо провести разведку участка, чтобы установить наличие грунтовых вод и глубину их залегания. В зависимости от того, на какой глубине будут обнаружены водяные пласты, используются различные типы колодцев. Если грунтовые воды находятся на значительной глубине, то лучше всего установить трубчатый колодец. Такая конструкция монтируется быстрее, чем открытый колодец и обладает большей надежностью, но ее нельзя установить самостоятельно и она значительно сложнее в обслуживание. На необходимую глубину пробуривается скважина, в которую вставляют трубу с насосом и фильтром для воды.
Если же вода была обнаружена на сравнительно небольшой глубине, то можно вырыть шахтный колодец. Такое сооружение относится к разряду гидротехнических колодцев. В земле устанавливается каркас, который позволяет извлекать подземные воды без применения насосов, по безнапорному методу. Благодаря каркасу, грунт не сползает вниз и не загрязняет воду, к тому же, каркас препятствует проникновению в колодец воды из верхних слоев грунта, которая непригодна для питья.
Источник: infopedia.su
Век стандартов: история типовой застройки России
Историю развития массового жилья в России можно разделить на несколько отдельных периодов, каждый из которых проявляется в собственном конкретном типе жилого здания. Эти дома олицетворяют образ жизни своего десятилетия. Каждый новый этап — это собственные эксперименты и достижения, открытия и опыт. Проследить историю типовой застройки в нашей стране можно в нашей краткой обзорной статье, помогающей «разложить по полочкам» все периоды архитектуры с 1917 по нынешний день.
Век стандартов: история типовой застройки России
1917-1930: ПЕРВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Октябрьская революция привела к ряду изменений в жилищной политике страны. Определяющими стали два декрета 1918 года «Об отмене частной собственности в городах» и «Социализация земель», которые привели к созданию так называемых коммунальных квартир. Государственная собственность стала занимать большую долю в общем объеме жилищного фонда и строительных проектов страны; советский режим также взял на себя задачу распределения жилья среди людей.
В 1920-х годах начал формироваться новый тип недорогого массового жилья. Комитет по строительству Российской Советской Федеративной Социалистической Республики первым в истории страны приступил к разработке модели стандартного дома в соответствии с современными требованиями и с использованием научного подхода. Среди прочего, власти провели ряд различных конкурсов, и в конечном итоге эти меры привели к созданию принципиально новых типов домов, начиная от коммунальных и заканчивая так называемыми садовыми городами.
Согласно плану, человек мог провести всю свою жизнь в одном районе, не испытывая никакой потребности в чем-то за пределами его территории: поблизости должны быть магазины, детские сады, школы, институт с общежитиями, фабрики и даже крематорий.
В 1920-х годах начал формироваться новый тип недорогого массового жилья
1935-1955: СТАЛИНКИ: ДЕКОР И ВЫСОКИЕ ПОТОЛКИ
В начале 1930-х годов публичный конкурс проекта «Дворец Советов» и новый генеральный план Сталина в Москве (1935) ознаменовали архитектурный переход к использованию классического наследия. Художественный подход в архитектуре зданий стал приоритетным. После Второй мировой войны тенденция сохранилась; хотя, многоэтажные здания стали менее распространенными, в то время как деревянные конструкции вновь стали актуальными.
Освоение технологии изготовления элементов конструкций на заводе (вместо того, чтобы сделать их прямо на строительной площадке) является огромным прорывом этого периода. Но многие проекты все еще реализовывались по собственному уникальному индивидуальному дизайну, что обеспечивало разнообразие жилой архитектуры того времени.
Сталинки: декор и высокие потолки
В 1949 году было введено так называемое стандартное планирование: этот подход полностью отклоняет идею отдельного проекта, строительство должно вестись по стандартизованным типам жилья и сериям планов.
Первое применение ускоренной, промышленно развитой технологии строительства опробовали на Тверской улице в Москве. Команды рабочих, обладающих определёнными навыками, и отвечающих только за свою задачу, сменяли друг друга на объекте. В результате успешного эксперимента был возведен дом №4 по улице Горького: во всех трех секциях жилые единицы занимают пять этажей, но высота первых этажей, предназначенных для магазинов и ресторанов, отличается. Подвал и вход были облицованы полированным гранитом, жилые стены — плиткой; в украшении внутренних помещений использовали литье и скульптуры.
Дом сталинской постройки
1955-1960: ХРУЩЕВСКАЯ ФОРМУЛА: КОМПАКТНОЕ ЖИЛЬЕ
Вслед за знаменательной речью Никиты Хрущева 1955 года и указом «Об устранении излишков в планировании и строительстве» российская жилищная промышленность начала переходить на гораздо более простую, менее настойчивую архитектуру и более дешевое строительство. Кроме того, было решено использовать свободные земли для крупных недорогих жилых кварталов — микрорайонов, вместо того, чтобы вести дорогостоящее строительство в центре города.
Во времена Хрущева было решено строить микрорайоны
Поскольку стремительно развивающаяся промышленная технология предполагала единообразие в строительстве, от заказного планирования пришлось практически отказаться. В 1959 году Советская Россия создала свой первый ДСК — Комплексный домостроительный завод, и в будущем появилось еще 400 таких же организаций.
Чтобы выполнить обещание «На каждую семью — отдельную квартиру!» в СССР строили как можно проще и компактнее. Ожидаемый срок службы таких построек оценивался примерно в 20 лет. Для постройки первой дешевой пятиэтажки потребовалось всего 12 дней.
В попытке восполнить небольшую площадь квартир, большой акцент был сделан на просторные дворы. На площадках организовывали специальные зоны отдыха, игровые площадки, озеленение, бассейны для купания. Архитектурное планирование микрорайонов исключало любое сквозное движение, в каждом блоке был свой детский сад, школа, столовые, магазины, кинотеатры, телефонные станции и гаражи.
Небольшую площадь квартир в хрущевках компенсировали просторными дворами
1960-1980: БРЕЖНЕВСКАЯ ЭПОХА: БОЛЬШЕ КОМФОРТА
В течение этого периода больше внимания уделялось строительству высотных зданий, а также внедрению улучшенных жилищных структур. Появились квартиры с 1-5 изолированными комнатами, обеспечивающими жилье для разных семей. Кроме того, некоторые серии допускали гибкие макеты планировок.
В брежневскую эпоху строилось много высотных зданий
В конце 70-х годов в повестке дня жилищной политики была поставлена задача — восстановить и отремонтировать довоенный и ранний послевоенный жилищный фонд. Большую часть этих новых проектов составили отели и общежития. Однако жилищная проблема по-прежнему оставалась актуальной. В 1986 году, с целью решения этого серьезного вопроса, правительство приняло специальную программу под названием «Жилье-2000», но она никогда не была полностью реализована.
1991-2019: СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА
На этом этапе наблюдалось формирование и развитие российского рынка жилья. Страна стала свидетелем возвращения как отдельных проектов развития, так и широкого использования декора.
Благодаря приватизации россияне вернули себе право приобретать и владеть жильем. Этот радикальный сдвиг отвечает за важную новую тенденцию на российском рынке жилья — сегодня более 85% домов принадлежат частным лицам.
В 1990-х годах наше жилищное строительство занимало довольно неустойчивые и бессистемные формы. В отрасли наблюдалось значительное увеличение доли частного и роскошного жилья. Затем в 2000-х годах интенсивный экономический рост привел к крупномасштабным интегральным проектам развития для новых территорий.
Современная застройка 2000-х годов
В 1997 году, наряду с новой жилищной реформой, было создано Агентство по жилищному ипотечному кредитованию (ДОМ.РФ). Год спустя государство представило правовую основу для ипотечного кредитования. С 2016 года началась разработка документа под названием «Руководство по комплексному развитию территорий» — с целью внедрить и обеспечить комфортную городскую среду. Одной из ключевых идей новых рекомендаций является отказ от развития микрорайона в пользу городских кварталов. С 2019 года в стране реализуются нацпроекты, направленные на повышение доступности жилья для граждан и поддержание комплексного развития городов.
Современный жилой комплекс
На данный момент фантазии девелоперов и архитекторов ограничивают только финансовые возможности потенциальных покупателей жилья. В городах России строятся дома от эконом до люкс класса с разнообразным функциональным наполнением. Появляются новые форматы жилья: апартаменты, коливинги. Тренды задают клиенты — люди нового поколения.
В материале использованы фото: Архитектура СССР, ИТАР-ТАСС, inde.io, back-in-ussr.com
Источник: pr-flat.ru