Олег Шишов: О том, как на самом деле проходила «олимпийская стройка» в Сочи
ООО «Мостовик» – одно из крупнейших проектных и строительных предприятий России. Компания была одним из крупнейших подрядчиков при подготовке к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке и Олимпиаде-2014 в Сочи. Кроме того, летом 2012 года «Мостовик» стал генеральным подрядчиком проекта всесезонного горнолыжного курорта «Ведучи» в Чечне. В том же году был заключен госконтракт на развитие Новороссийского транспортного узла.
XXII Олимпийским зимним играм «Мостовик» построил несколько десятков объектов на общую сумму более 70 млрд рублей: сеть автомобильных дорог и инженерных сетей Олимпийского парка; мосты, дороги и развязки в Сочи и на совмещенной дороге в Красную Поляну; вокзальный комплекс «Адлер»; горнолыжный комплекс «Альпика-сервис», ледовый дворец «Большой», центр санного спорта «Санки», гостиницу «BridgeResort 4*» на 700 мест и т.д.
Весной 2014 года генеральный директор и основной бенефициар ООО НПО «Мостовик» Олег Шишов объявил о банкротстве компании. Поводом стал иск Сбербанка о взыскании 18,9 млрд рублей. Еще 2 млрд рублей с «Мостовика» пытались взыскать власти Сочи.
В конце октября 2015 года Генпрокуратура РФ утвердила обвинительное заключение в отношении О. Шишова по статье «Пособничество в растрате». По данным следствия, он способствовал директору ФГУП «Дирекция по строительству в ДФО» Андрею Поплавскому в растрате денежных средств, выделенных на строительство Приморского океанариума. Ущерб оценивается в сумму около 1 млрд рублей.
В интервью газете «Ведомости» Олиг Шишов рассказал об истории взаимоотношений «Мостовика» с государственными заказчиками, а также о причинах краха своей компании.
Портал ЮГА.ру приводит часть интервью, посвященную подготовке к сочинской Олимпиаде-2014. С полным текстом можно ознакомиться здесь.
Когда вы приняли решение строить в Сочи? Чем руководствовались при этом? Каковы были ваши ожидания – что в итоге должна была вам дать в финансовом плане и проч. реализация сочинских проектов?
– Участие «Мостовика» в Сочи началось в 2008 году после подачи скромной заявки на конкурс по проектированию и строительству Большой ледовой арены (БЛА). «Олимпстрой» признал нас победителем. При подаче заявки в существовавшей тогда нормативной базе стоимости работ в Сочи мы рассчитывали на прибыль в 3–5%. Но и проект пришлось сильно менять, и государство искусственно – нормативно – снизило стоимость работ, а реально стоимость и работ, и материалов сильно выросла. Все это привело к колоссальным убыткам «Мостовика» и других подрядчиков Сочи.
Помните, насколько снизилась контрактная цена и сколько вы потратили?
– По каждому конкретному объекту здесь, в сизо, я затрудняюсь ответить. Объектов было много и некоторые даже с небольшой прибылью, но в целом в результате принятых государством оценок стоимости работ «Мостовик» понес убытков около 15,4 млрд рублей. Это разница между фактически произведенными обоснованными затратами для выполнения этих работ и оплаченной нам суммой.
Как так получилось, что вы взяли самое большое количество объектов? С кем из федеральных чиновников советовались?
– Город Сочи абсолютно не был готов к столь грандиозному событию, как проведение зимней Олимпиады. Транспортная и коммунальная инфраструктура была плохо развита или отсутствовала, а нужных спортивных сооружений не было вообще. Конкуренты Сочи из Южной Кореи и Австрии имели уже практически все, но МОК поверил России, лично президенту Путину, и начался плохо организованный аврал.
Все заказчики нуждались в квалифицированных подрядчиках, способных выполнить работы в условиях отсутствия проработанных проектов. Формально они были, что позволяло проводить конкурсы, но большинство наиболее значимых проектов были кардинально переработаны и получили повторные заключения. Подрядчики должны были выполнять работы и параллельно проектировать! Мало кто был способен на это.
«Мостовик» часто до Сочи работал в таких условиях, и, проявляя свою квалификацию и патриотизм, мы втянулись в олимпийские проекты по самые уши. Это нас и погубило. Никто из чиновников нас не поддерживал. Нас погубила наша инициатива и безотказность, то, что мы брались за самые «дохлые» проекты. Всего «Мостовик» выполнил несколько десятков сложнейших проектов на общую сумму более 70 млрд рублей.
«Мостовик» запроектировал и построил десятки мостов, дорог и развязок на совмещенной дороге в Красную Поляну и в городе, уникальный вокзальный комплекс «Адлер», «Альпика-сервис», Олимпийский парк, ледовый дворец «Большой», центр санного спорта «Санки», всю сеть автомобильных дорог и инженерных сетей Олимпийского парка (далее – совмещенный лот), гостиницу «BridgeResort 4*» на 700 мест, много других объектов. Все объекты выставлялись на торги. Но в них мало кто принимал участие – как правило, один или два участника, и то их уговаривали участвовать заказчики. На объектах РЖД мы были субподрядчиками.
Вы понимали, что идете на большой риск? Гарантировал ли кто-то из чиновников, что при превышении стоимости компании компенсируют разницу?
– Проекты для проведения торгов были очень низкого качества. Как эпидемия какая-то, но для меня объяснимо: на начальном этапе олимпийской стройки, которую заранее не готовили, проекты делали быстро всего несколько малоизвестных компаний. Для большинства проектов была характерна плохая (мягко сказано) геологическая изученность. Мы это понимали, и по большинству проектов нам удавалось записать, что стоимость предварительная и может быть изменена после детальной проработки и повторной экспертизы.
В этих условиях мы, конечно, сильно рисковали, но выходить из наших важных проектов было нельзя, так как неминуемо был бы срыв Олимпиады. Например, без санно-бобслейной трассы (СБТ) зимняя Олимпиада не проводится. Но и кроме СБТ на нас висело очень много. Чиновники требовали исполнения работ в срок, делая во всем виновными подрядчиков и используя вместо помощи методы запугивания.
Но кроме плохих проектов, выставленных на торги, была губительная по отношению к подрядчикам государственная политика утверждения сильно заниженных индексов стоимости строительных работ в Сочи. К концу стройки в 2013 г. индексы выросли до их значений в начале 2008 года, а реальные стоимости работ и материалов, естественно, росли. Конечно, нам постоянно говорили: пройдите экспертизу, выработайте – сделайте, не подведите, и мы рассчитаемся. И мы рассчитывали на это. Действительно, зачем государству разорять тех, кто без выходных, сутками, вложив все, что имел, включая личное, выполнял порой очень сложные и опасные работы и откликался на все просьбы «о спасении Родины».
Правда ли, что сначала СБТ стоила 3 млрд рублей, а вы потом пытались согласовать стоимость в 12 млрд рублей? Если нет, то приведите, пожалуйста, правильные цифры.
– СБТ – самый сложный и ответственный объект олимпийской программы. Минрегионразвития назвало его «расстрельным». Это не просто технически сложный объект, но единственный взрывоопасный – в случае такого форс-мажора последовало бы отравление всего живого на большой площади, так как для охлаждения этого лотка в 2013 м с перепадом высоты в 132 м используется 72 т чистого аммиака. Главной трудностью была высокая оползневая опасность выбранного и утвержденного без изысканий места ее расположения. И очень сложный склон в связи с этим для производства работ. Малейший, на несколько миллиметров, сдвиг оползня мог вызвать чудовищную трагедию мирового масштаба. Но «Мостовик» выполнил эту опасную работу, не допустив, как саперы, ни одной ошибочки, в срок.
Основные затраты, конечно, были в сооружении противооползневых очень мощных, глубиной до 42 м, буровых стен. Совсем рядом на трамплинах при стоимости трамплинов в 120-140 млн рублей потратили более 8 млрд рублей на противооползневую защиту, и все равно произошли очень большие оползни. СБТ не могла стоить 3 млрд рублей. В Европе последние построенные трассы (Турин) стоят примерно 100–120 млн евро без противооползневой защиты, транспортной инфраструктуры и без такой, как у нас, выразительной архитектуры. К нашему великому разочарованию, государство не стало компенсировать объективно наши затраты.
Наша СБТ – первая и единственная в России предназначенная для проведения соревнований для мужчин и женщин по бобслею, санкам и скелетону в строгом соответствии с международными требованиями. Но самое главное – мы исправили ошибки в геометрии трассы, выданной нам иностранными спецами, и обеспечили рядом мер безопасность спортсменов, что было отмечено как выдающееся достижение. На СБТ нам компенсировали только 6,7 млрд рублей, и наши убытки составили более 6 млрд рублей.
То есть вы предоставили заказчику документы, подтверждающие дополнительные затраты? С какой формулировкой вам отказали?
– Заказчик не принимал фактически обоснованные затраты. Для реализации олимпийских проектов мы брали кредиты. Принципиально эта ситуация была для всех объектов и заказчиков, но какие-то объекты, как БЛА, неприбыльные, но без больших потерь, а какие-то, как СБТ и совмещенный лот (несколько объектов), были очень проблемные и убыточные.
Сочинскую стройку курировал Дмитрий Козак. Вы ему говорили про эти проблемы? Как он реагировал?
– Я часто общался с разными руководителями олимпийского проекта (с Козаком, Гапликовым, Рейльяном и др.) по вопросам некачественных проектов, несоответствующего ценообразования, недостаточности финансирования, необходимости компенсации затрат, не включенных в проект, и т. д., но, как правило, отправляли выше, в госэкспертизу и еще куда, как у Зощенко: «Потом когда-нибудь, может быть, половину».
Мы все были загнаны в цейтнот. Например, по совмещенному лоту мы с 2011 года начали активно требовать от заказчика выноса сетей (более 700), освобождения площадок под дороги и инженерные сети, но в основном самим удавалось договариваться и с местными жителями о вырубке деревьев, сносе сараев и т. д., но в 2013 году мы уже были в очень сильном цейтноте, и это тоже влияло на наши затраты, увеличивая их.
В каких банках вы кредитовались и на каких условиях? Подо что они давали кредиты? Понимали ли банки, что деньги они могут не вернуть?
– Кредиты мы брали в разных банках, но основные – это Сбербанк, Альфа-банк, под 9-12% годовых. Общая кредиторская задолженность перед банками на февраль 2014 г. составляла 40 млрд рублей Сроки погашения были разные – от одного года до пяти лет. Целевых кредитов было очень мало, в основном под общую деятельность. Под залог брали финансовые потоки по договорам, основные фонды и прочие активы, и, конечно, были личные гарантии руководителей. Банки, как и мы, рассчитывали, что с нами рассчитаются, иначе они денег не давали, это точно.
Когда вы поняли, что финансирование не то, на которое вы рассчитывали? Как пытались решить финансовые проблемы?
– Подозрения, что мы попадем под убытки, появились в конце 2012 г., но окончательный ужасный итог мы получили в мае 2014 г. Я лично и сейчас не понимаю, за что с нами так обошлось государство, сэкономив на подрядчиках, только ГК «Олимпстрой» вернул в бюджет, по разным данным, от 20 млрд до 40 млрд рублей, но разорили тех, кто был наиболее патриотичен. Мы и сроки срывали, так как строили за свои, кредитные и из других источников.
Но «Мостовик», в отличие от многих подрядчиков, и качество не снижал, и безопасность на всех объектах обеспечил, и помогал доводить брошенные другими подрядчиками объекты перед Олимпиадой или помогал, как по Центральному стадиону, спасая ситуацию перед открытием.
Беда «Мостовика», что ему достались самые тяжелые работы, СБТ и совмещенный лот, и то, что мы не отказывались помогать там, где было хуже всего, включая благоустройство Олимпийского парка, а затраты на условия работы в «режиме безопасности» вообще никто не рассматривал.
Изначально вы знали, сколько получите за проект, почему шли на увеличение затрат? Ведь контракты – с жесткой договорной ценой и доказать завышение сложно?
– Изначально, из нашего производственного опыта, мы рассчитывали на объективность госзаказчика, что подтверждали разного уровня чиновники. Главная формула строительства этих объектов при отсутствии проекта была «запроектируйте и постройте качественно и в срок, а после мы компенсируем затраты».
Насколько вам пришлось увеличивать штат сотрудников под олимпийские стройки? Откуда брали специалистов? Что было самым сложным в олимпийских стройках? Как решали эти вопросы?
– Основной стратегией «Мостовика» с самого его появления в 80-х была подготовка и привлечение нужных высококвалифицированных кадров. Реализация уникальных проектов родила комплексную структуру – наука, проектирование (более 1000 проектировщиков), мощнейшая, самая современная стройиндустрия и современные технологии. В 2013 году в «Мостовике» было более 20 000 работающих, и беда в том, что на финише олимпийской стройки мы стянули в Сочи очень большую часть своего ресурса.
Самым сложным в Сочи у всех заказчиков было то, что почти все объекты имели очень плохую проектную проработку. А ошибки в проекте при строительстве могут дать фатальный результат. Что мы и получили. В итоге мы отработали по максимуму своих возможностей, вложив в олимпийский проект по всем заказчикам 20,6 млрд рублей (в том числе 5,2 млрд рублей инвестиционных – в гостиницу). В 2013 году выручка компании была более 45 млрд рублей.
Что вы ощутили, когда все объекты были сданы? Сказал ли вам кто-то из должностных лиц «спасибо» за работу? Если да, то кто. Если нет, то как думаете, почему?
– Когда все объекты были сданы, уже во время Олимпиады почувствовал опустошение. Во время Олимпиады был в Сочи, мы помогали в эксплуатации наших объектов. «Благодарность», конечно, получил – назвали антигероем. Сейчас в «Матросской Тишине», наблюдая со стороны, как растаскивают «Мостовик» за копейки, понимаю, может быть, и правильно – нельзя так слепо верить чиновникам. В итоге пострадал и бюджет Омской области, и около 100 000 омичей – людей хороших, квалифицированных, патриотов.
И после Олимпиады «Мостовик» можно было спасти – доверив нам Керченский мост. Мы официально предлагали построить за 155 млрд рублей. Но и не только этот объект. У нас было действующих контрактов более чем на 50 млрд рублей, а перспективных, в основном за пределами России, – более чем на 40 млрд долларов. Кредиторам был выгоден работающий, а не мертвый «Мостовик», но нас просто убили.
ИсточникОлимпийские стройки в Сочи — как все начиналось
Строительство
Рынки недвижимости городов, где пройдет или уже прошла Олимпиада, имеют тенденцию переживать ценовой бум: как например было и с недвижимостью в Лондоне, который принимал Олимпийские игры в 2012 году, которая подорожала на 40 %. Олимпийские стройки в Сочи для компаний же, чьи интересы так или иначе были связаны с ними, хотя и были довольны выбором МОК, но решали множество серьезных проблем.
«Наша компания готова взять второй и третий проекты только благодаря Олимпиаде, поскольку это обеспечит гарантированный спрос на построенные объекты», – слова заместителя генерального директора по региональным проектам MR Group Виктор Микитей. Другие же опрошенные девелоперы отмечали, что на начальном этапе многие занимали выжидательную позицию, так как существовали ряд моментов, тормозящих развитие заявленных проектов, и среди них отсутствие утвержденного Генплана развития города. «Был неизвестен план строительства олимпийских объектов, а значит, непонятно, какие земельные участки покупать. Ведь там, где будут строить что-то для Олимпиады, объект может попасть под снос», – объяснял генеральный директор Century 21 Sun Realty Яна Бердникова.
И действительно, через несколько недель после того, как Сочи был назван городом проведения Олимпиады-2014, представитель департамента по архитектуре и строительству Краснодарского края Владимир Василенко заявил о начале инвентаризации всех строений в районе большой олимпийской стройки, заверив, что незаконно возведенные объекты будут снесены.
Старый сочинский генплан был принят в 1967 году и рассчитан на 25–30 лет, новый же, которого ждали девелоперы, только разрабатывался. Еще одна неприятность, которая не заставила себя ждать, – это запрет сочинских властей на приватизацию новых земельных участков. С 2008 года земля в Сочи, как и в Москве, предоставляется в долгосрочную аренду сроком на 49 лет.
Когда столичные девелоперы задумывались о расширении своего бизнеса в регионах, в первую очередь им на ум пришел именно Сочи. Не отставали от них и коллеги из других российских городов. Многих манил в этот город-курорт оживившийся спрос со стороны богатых москвичей на квартиры и коттеджи на Черноморском берегу. Играла свою роль и любовь к Сочи Владимира Путина: здесь располагается летняя резиденция Президента России, где он не только отдыхает, но и часто проводит встречи с главами иностранных государств. Теперь город-курорт и вовсе превратился в тему номер один. Основными игроками на сочинском рынке жилой недвижимости были представлены финансовой компанией «Грас», компанией MR Group, «Декра», «Новая Площадь» и «СТ Групп Регион». Как отмечают эксперты, большинство девелоперов, выходивших на рынок Сочи, в первую очередь обращали внимание на сегмент элитного жилья, а также жилья эконом-класса, коммерческая же недвижимость была аутсайдером. Исключением стал лишь гостиничный сектор, активным развитием которого с 2001 года занимается компания «ЮМАКО». Компания получила два крупных проекта на Красной Поляне: комплекс апартаментов «Катерина Альпик» (полностью готов к эксплуатации) и круглогодичный курортный комплекс «Катерина Резиденс», строительство которого начнется в этом году. Также заслуживает внимание развитие бывшей гостиницы «Интурист», построенной в 1930-е гг. архитектором А.В. Самойловым и включение ее в часть респектабельного отеля «Swissotel Resort Сочи Камелия».
Основными покупателями строящегося жилья на Черноморском побережье, так или иначе, остаются москвичи. Именно на них ориентируются девелоперы. Основным спросом в Сочи пользуются Центральный и Хостинский районы, что прежде всего связано с их престижностью и более развитой инфраструктурой, а также с лучшей транспортной доступностью в сравнении с другими районами города. Еще до объявления решения МОК в Сочи как одном из наиболее инвестиционно привлекательных городов Краснодарского края интересные и дешевые площадки под застройку стали исчезать. Тогда цены на площадки под строительство многоквартирных домов на вторичном рынке начинались от $ 20 тыс. за сотку и доходили до $ 100 тыс. После этого цены существенно выросли. «Сейчас основная проблема рынка недвижимости в Сочи – несовпадение видения цены на землю у инвесторов и собственников земельных участков. Порой совершенно неинтересный участок, но на Красной Поляне, продают по $ 150–200 тыс. за сотку, и при этом площадь участка может быть 1 га и владелец может быть не готов его делить и продавать по частям», – возмущается Яна Бердникова.
ВСЕ ДЛЯ СПОРТА
Федеральная целевая программа «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)» была утверждена Постановлением РФ от 8 июня 2006 г. № 357. Именно этот документ и определил, какие проекты должны быть реализованы, чтобы город с успехом мог принять Олимпиаду. Согласно Федеральной целевой программе, в подготовку Сочи к Олимпиаде-2014 планировалось вложить около 313,9 млрд руб. (около $ 12 млрд). Для сравнения: Олимпийские игры в Афинах обошлись Греции в $ 11,5 млрд, хотя изначально анонсировались более скромные инвестиции – всего $ 6 млрд. Интересно, что примерно в то же время, когда сочинские власти объявили своем намерении поучаствовать в олимпийской гонке, об участии в масштабной стройке Сочи заговорили и крупные инвесторы. Из них выделялись три: «Газпром» -туристический комплекс в устье реки Лаура и лыжный комплекс на хребте Псехако (Красная Поляна), холдинг «Интеррос», который развивал горнолыжный курорт «Роза Хутор» с горнолыжным и гостиничным комплексами и сноуборд-парком (15 тыс. мест). Согласно планам, озвученным главой холдинга Владимиром Потаниным, «Интерррос» вложил в олимпийские стройки в Сочи ни много ни мало $ 1,5 млрд. «Базовый элемент» Олега Дерипаски не просто строил основную Олимпийскую деревню на более чем 3 тыс. мест, но и реализовал проект реконструкции сочинского аэропорта. Но это уже совсем другая история.
ИсточникГлобальная стройка: что возвели в столице к Олимпиаде-80
Подготовка к Олимпиаде началась за четыре года до её открытия. В шести округах Москвы появились самые современные спортивные комплексы.
Олимпиада в Москве, проходившая летом 1980 года, стала одним из самых ярчайших праздников социалистической эпохи. Это были первые игры такого уровня не только в Советском Союзе, но и во всей Восточной Европе.
Согласно решению Международного олимпийского комитета (МОК) в 1974 году Москва была избрана олимпийским городом для проведения игр XXII Олимпиады. В 1975-м был создан оргкомитет «Олимпиада-80», которому Олимпийский комитет СССР передал права и функции по подготовке и проведению Игр.
Подготовка к Олимпиаде началась за четыре года до её открытия. Работа предстояла серьёзная и кропотливая, да и задачи ставились глобальные. В городе должно было появиться шесть основных олимпийских спортцентров:
— на севере — общегородской спортивный центр в районе проспекта Мира;
— на западе — общегородской спортивный центр в Крылатском;
— на северо-западе — спортивный центр в районе Ленинградского проспекта;
— на востоке — спортивный центр в Измайлове;
— на юге — конноспортивная база в районе Битцевского лесопарка;
— на юго-западе — «Лужники» и Олимпийская деревня.
К выполнению работ по строительству олимпийских объектов привлекались организации из других городов — Екатеринбурга, Челябинска, Ижевска, Электростали, Волгограда. На стройки столицы было командировано более двух тысяч высококвалифицированных специалистов.
Под руководством штаба Московского городского комитета КПСС по строительству олимпийских объектов в городе возвели и реставрировали 76 спортивных зданий и гостиниц, построили 65 летних кафе, ресторан на четыре тысячи мест, расширили и отремонтировали крупные магистрали.
«Олимпийский»
В 1977 году началось строительство спорткомплекса «Олимпийский». Было решено возводить его на месте одного из самых старых спортивных сооружений Москвы — стадиона «Буревестник». Для строительства была расчищена огромная территория, где, помимо стадиона, находились опытный химико-металлургический завод, фабрика «Восход» и жилые дома Выползова, Тополева и Самарского переулков.
Сам комплекс состоит из двух спортивных сооружений — гигантского здания, в котором располагается крытый стадион на 45 тысяч мест, и овального здания с несколькими плавательными бассейнами на 10 тысяч.
Одной из уникальных особенностей стадиона является звуконепроницаемая перегородка высотой в восьмиэтажный дом. Перегородка, состоящая из 26 панелей, собирается всего два с половиной часа и позволяет разделять арену на две части, что даёт возможность проводить одновременно сразу два мероприятия.
В 1980 году, на момент открытия, «Олимпийскому» не было равных в мире. На сегодняшний же день спорткомплекс считается самым большим крытым стадионом в Европе.
Крылатское
Ещё одним достижением стал крытый велотрек в Крылатском, построенный вблизи с Гребным каналом, на котором Москва принимала чемпионат Европы по академической гребле 1973 года. Уникальность велотрека была в том, что на момент проведения Олимпийских игр он был одним из самых быстрых в мире. Благодаря геометрии трека, а также покрытию из сибирской лиственницы на нём можно было развить скорость до 90 километров в час. Неудивительно, что во время олимпийских соревнований на велотреке в Крылатском установили 13 мировых рекордов.
«Сложное сооружение и велотрек на 6 тыс. зрителей в Крылатском. Он также перекрыт стальной висячей мембраной двоякой кривизны, опёртой на 4 арки пролетами по 170 метров без промежуточных опор»[1].
Недалеко от него появилось ещё два объекта — велотрасса длиной 13,6 километра и поле для стрельбы из лука.
Ленинградский проспект
Спортивный центр в северо-западной планировочной зоне начал складываться ещё в 1930-е годы. Новый генеральный план лишь продолжал это развитие. Спортивные сооружения на Ленинградском проспекте (ЦСКА, «Динамо», «Стадион юных пионеров») были значительно модернизированы. По соседству с Дворцом спорта ЦСКА построен новый легкоатлетический и футбольный крытый манеж с трибунами на пять тысяч зрителей и другие сооружения.
Измайлово
Ещё до войны в Измайлове планировалось строительство центрального стадиона страны, однако в связи с войной оно было прекращено, а после смерти идейного вдохновителя его появления Иосифа Сталина о нём особо и не вспоминали. В конце 1970-х ряд идей почти полувековой давности получили свое воплощение. Кроме крупнейшего в Москве гостиничного комплекса на 11 тысяч мест, в Измайлове появились универсальный спортивный зал, отошедший впоследствии Центральному институту физкультуры, манеж на территории стадиона «Локомотив».
Строительство универсального спортивного зала потребовало от инженеров использования самых последних технологий. Мембранное покрытие зала размером 66 на 72 метра полностью собрали и сварили на земле, а затем специальными устройствами подняли целиком и установили в проектное положение.
Битца
Конноспортивный комплекс «Битца» начали строить в 1977 году, а завершились работы к началу Олимпийских игр. Он является крупнейшим в Европе конноспортивным комплексом, расположенным в черте города.
Его официальное открытие состоялось 4 июля 1980 года. Значительная территория КСК «Битца» (около 45 гектаров) в сочетании с Битцевским лесопарком позволила во время Олимпиады-80 провести в одном месте соревнования по всем трём олимпийским видам конного спорта: выездке, преодолению препятствий и полевым испытаниям (кроссу).
«Как известно, знаменитые английские газонные покрытия, считающиеся эталоном в конном спорте, выращиваются на протяжении десятков лет. А в “Битце” подобные работы начались три года назад. Как показали контрольные испытания, газонные покрытия конноспортивного комплекса — высокого качества и могут полностью удовлетворить требования взыскательных знатоков конного спорта, мастеров выездки и конкура»[2].
«Лужники»
Необходимость реконструкции главного спортивного центра была обусловлена целым рядом причин: от развития отдельных видов спорта до повышенных требований МОК к комфорту спортсменов, зрителей и журналистов.
Была существенно модернизирована Большая спортивная арена — установлены новые сиденья на трибунах, проведена реконструкция подтрибунных помещений, устроены комментаторские кабины. На ней также появились осветительные мачты с мощными прожекторами, что позволило вести прямые телетрансляции.
Малую спортивную арену накрыли крышей, а плавательный бассейн приспособили для проведения матчей по водному поло. На территории бывшего теннисного городка появился универсальный спортивный зал «Дружба», здание которого было сконструировано из железобетонных лепестков и издалека напоминает огромную футуристическую морскую звезду. Во время Олимпиады на этом стадионе проходили соревнования по волейболу.
Одно из главных требований, которые предъявлялись к спортивным объектам ещё на момент их возведения, — дальнейшая служба в интересах не только профессиональных спортсменов, но и обычных советских граждан.
«Планово предусмотрено, что по воскресным дням в плавательном бассейне будет предоставлена возможность школам Дзержинского района проводить массовое обучение плаванию и сдачи норм комплекса ГТО свыше 5 тыс. человек. [Всего] на перечисленных объектах получат возможность регулярно заниматься физической культурой 110 тыс. чел., в основном это жители районов, и прежде всего школьники и молодёжь»[3].
По своему размаху московское олимпийское строительство можно сравнить с такими важнейшими этапами развития и реконструкции столицы, как строительство первых линий Московского метрополитена, создание новых магистралей и улиц столицы в довоенные годы, начало массового жилого строительства в середине 1950-х годов.
После Олимпиады-80 новые спортивные комплексы такого масштаба на карте города не появлялись. Заполнить пробел готов строящийся на территории ЗИЛа спортивно-развлекательный квартал «Парк легенд». Одна из центральных его частей — ледовая арена, которая примет матчи стартующего 6 мая чемпионата мира по хоккею. Вблизи неё также появится комплекс водных видов спорта, который не будет иметь аналогов ни в России, ни в мире. Завершение строительства этого спортивного центра закроет ещё одну планировочную зону.
[1] «Выступление Б.В. Бакина, министра монтажных и специальных строительных работ СССР». ЦГА Москвы. Ф. П-4. О. 190. Д. 23. Л. 43
[2] Журнал «Олимпиада-80». № 43
[3] «Сообщение заместителя председателя Мосгорисполкома А.И. Костенко об использовании олимпийских объектов для дальнейшего развития физкультуры и спорта, культурного обслуживания населения г. Москвы на заседании городской комиссии по подготовке к проведению Олимпийских игр 1980 г. в Москве». ЦГА Москвы. Ф. П-4. О. 153. Д. 308. Л. 118.
Источник