Когда началось строительство северо Крымского канала

История создания Северо-Крымского канала

В то время как вокруг Северо — Крымского канала разгораются нешуточные страсти, предлагаем вспомнить историю его создания.

Канал-кормилец

Антонина Лисовская, заместитель начальника Красноперекопского управления водного хозяйства, 50 лет назад училась в третьем классе. На открытие канала девочка не попала. Зато Антонина Петровна очень хорошо помнит, каким был Север Крыма до прихода днепровской воды. «Земля сухая, потрескавшаяся,?— вспоминает Лисовская. — Росли только полынь и верблюжья колючка. А когда канал построили, здесь стали сеять пшеницу, сажать яблоки, сливу. Люди были в восторге!»

Взрыв на Перекопском валу

За полвека Красноперекопск привык к соседству с каналом. В нем купаются, на наклонных бетонных плитах русла сидят любители рыбалки. У «центральных ворот» канала — гидроузла возле поселка Танковое — свои раколовки в воду забросил небритый мужчина. «Когда воду сбрасывают, здесь водолазы — десятками: они со дна раков мешками вытягивают».

Видеоурок. Крымоведение Строительство Северо-Крымского канала

Но снабжение местных жителей рыбой и раками — вовсе не главная функция канала. Он дает воду Симферополю, Керчи, Феодосии, Судаку, многим другим городам и поселкам. В 1986 году по каналу поступала вода, орошавшая 380 тысяч гектаров садов, полей и рисовых чеков. После развала Советского Союза часть оросительных систем воры растащили на металлолом. Но канал и сейчас — главный источник воды для селян и фермеров степного Крыма.

«Продукты по карточкам, десны кровоточили»

Двое строителей Северо-Крымского канала — Сергей Ващеня и Николай Козачок — в 1963 году трудились на строительстве каналов. Летом прокладывали небольшие оросительные каналы, осенью и зимой, вместе с тысячами других строителей, вели русло магистрального канала в сторону Керчи. Они охотно и с удовольствием вспоминают о самом масштабном проекте, на котором им пришлось потрудиться.

Сергей Ващеня и Николай Козачок

— Как вы попали в Крым?

С.?В.: — В 24 года, в 1963-м. После армии — год в училище и распределение в Крым. Не знал тогда: куда еду, зачем.

Н.?К.: — Я тоже после армии отучился в училище — на бульдозериста, тракториста, скрепериста. Попал по распределению в Полтавскую область. Но там скучно было. Узнал, что в Крыму идет строительство канала — сразу же попросился туда! И ни разу не пожалел.

— В каких условиях работали?

С.?В.: — Первое время было тяжело. Техника древняя, запчастей не хватает. Мы приехали — нас на ДТ-54 посадили. Это трактора такие старинные. Я думал, таких уже и не делают!

Как Крым жил до строительства Северо-Крымского канала

Н.?К.: — Точно! Два часа работаешь на нем, шесть часов чинишь потом. Намаялись мы с ними. Но года через два технику заменили новой. Пришли Т-74.

Это были самые новые аппараты. Видимо, наверху увидели первый эффект канала. Каждый его километр окупал себя за первые 2–3 года.

Экскаватор ЭТР-122

— Что было сложнее всего?

С.?В.: — Кормили первые пару лет очень плохо. От нехватки овощей, витаминов кровоточили десны. Обеды на строительстве канала были еще более-менее нормальными. А завтракать и ужинать надо было дома, из своих продуктов. Их не хватало.

Одно время рабочих даже на карточную систему перевели. Полмешка крупы в начале месяца возьмешь — и растягиваешь. Но это было в 1964-м и в первой половине 1965 года. А потом всё наладилось.

Н.?К.: — Еще добираться на строительство было тяжело. Мы канал в сторону Керчи вели. Дорог там почти не было. Нас к месту работы везли через пол-Крыма на автобусах, а последние 15–20 километров — на тягачах. Выезжали из Красноперекопска в 6 утра, возвращались в 9 вечера.

С.В.: — В месяц получали по 500–600 рублей, доходило и до тысячи. Оплата была не почасовая, а сдельная. Сколько сделаешь — столько и получишь. Тысяча рублей в то время — это годовая зарплата учителя в школе! Бухгалтер в колхозе зарабатывал в месяц 60 рублей.

Думали: поработаем два-три года, заработаем, и домой уедем — жизнь свою устраивать.

Н.?К.: — Точно. Но через год всё вокруг преобразилось. Когда вода пришла, города и деревни начали наполняться людьми, разрастаться. Весь Красноперекопск до канала — это четыре общежития бромного завода и пара десятков частных дворов. Город вырос у нас на глазах.

А если и здесь хорошо — зачем куда-то ехать? Вот и остались.

— Понимали тогда — насколько важным делом занимаетесь?

Читайте также:  Как улучшить строительство в фортнайт

С.?В.: — Конечно! Мы видели результаты своей работы: в хозяйствах, в которых без орошения собирали по 10–12 центнеров пшеницы с гектара, начали собирать по 90 центнеров! Это было чудо.

Н.?К.: — Да что там пшеница! На солончаках — засушливых, соленых землях, непригодных для сельского хозяйства, — начали собирать по 100 центнеров риса с гектара! Знаете, мы ведь тогда не о деньгах больших мечтали. Хотелось быть полезными, чтобы Крым был цветущим садом, а не пустыней. Жаль только, что Советский Союз не продержался хотя бы на пять-шесть лет дольше.

Мы бы тогда еще вторую часть канала до Евпатории довели.

Никита Хрущев на открытии Северо-Крымского канала

Могло быть иначе

Канал, который должен был доставить воду из Днепра в Крым, собирались строить еще в XIX веке — после засухи 1833 года. Тогда проект канала разработал «отец» Никитского ботанического сада Христиан Стевен. Но воплотить его в жизнь не сумели. В следующий раз к идее канала вернулись в 1916-м, а воплощать ее в жизнь начали в 1952 году. Северо-Крымский канал выиграл у двух других проектов.

По первому из них, на полуостров собирались перебросить воду из реки Кубань. Для этого по дну Керченского пролива предлагали проложить толстые трубы. Другие ученые хотели опреснить Азовское море. Но выбрали, все же, проект, по которому Крым должна была напоить днепровская вода.

Строить канал начали от Каховского водохранилища. Первый пуск воды состоялся в 1958 году, а в Крым днепровская вода впервые пришла в 1963 году. Затем магистральное русло канала довели до Керченского полуострова. Вторая ветка канала должна была снабдить водой Запад Крыма. Но ее не достроили.

Источник: xn--90acg2babefdpm.xn--p1ai

Упадок великой стройки коммунизма: История Северо-Крымского канала от 60-х и до современности

Решение о строительстве канала приняли в 1951 году. Фото: mycity.kherson

Северо-Крымский канал сейчас часто обсуждают из-за очередной засухи и политических недомолвок между РОссией и Украиной. Но мало кто знает, каким трудом тысячам людей далось его строительство. На возведение объекта, который был просто спасением для полуострова, потратили колоссальные суммы денег, а над проектированием около 10 лет трудились самые светлые умы.

«Комсомолка» решила напомнить историю СКК и рассказать, как «великая стройка коммунизма» превратилась в обросший сорняками канал.

ПОЧЕМУ РЕШИЛИ СТРОИТЬ

Стройку задумали давно, с водой в Крыму было постоянно туго, засушливый климат не позволял запастись республике достаточным количеством пресной воды. Христиан Стевен — основатель Никитского ботсада в 1833 году предложил построить канал от Днепра в Крым. Но тогда от идеи отказались из-за высокой стоимости работ.

Года шли, а проблема не исчезала, новые варианты выхода из ситуации рассмотрели после Великой Отечественной войны. Но все же остановились на строительстве канала.

Окончательное решение о возведении канала приняли 21 сентября 1951 года. В это же время проект назвали «великой стройкой коммунизма».

Проектно-изыскательские работы велись больше 10 лет. Для возведение в Крым прибыли 10 тысяч специалистов со всех концов Советского союза. Материалы и оборудование везли из Чехии, Болгарии, Югославии.

Платили рабочим хорошо, хоть и условия были сложные — техника старая, плохо кормили. В месяц строители получали по 500 — 1000 рублей. По тем меркам оплата была колоссальная, столько же обычный учитель в школе зарабатывал в год.

В 1963 году саперы подорвали перемычку, удерживавшую днепровскую воду. Фото: mycity.kherson

Строительство разделили на этапы, сначала воду довели до Красноперекопска, потом до Джанкоя, следом она пришла на Керченский полуостров.

С существенной проблемой рабочие столкнулись в 1960-х. Около 40% воды уходило в землю, поднялся уровень грунтовых вод, это привело к засолению почв и гибели растений. Из-за этого было принято решение забетонировать русло.

ГОРОДА И УРОЖАИ РОСЛИ НА ГЛАЗАХ

Как только завершилось строительство, рабочие, которые хотели подзаработать и вернуться домой, решили остаться в Крыму. Села и города разрастались, туда съезжалось все больше людей, поля давали немыслимые для этой территории урожаи.

Открытие Северо-Крымского канала. Фото: историк.рф

Ширина канала составляла 150 метров, а глубина — 7. Со временем водоем стал любимым местом отдыха для местного населения. Мужики таскали оттуда раков мешками, часто ходили рыбачить.

Большая часть днепровской воды уходила на нужды сельского хозяйства. Еще немного переправляли в местные водохранилища.

ПЕРЕКРЫТИЕ КАНАЛА И ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАСУХИ

Северо-Крымский канал замер в 2014 году, когда Крым присоединился к России, а Украина ограничила поставки воды на полуостров. Теперь республика вновь страдает от недостатка пресной воды, а засушливая погода добавляет проблем.

Теперь Северо-Крымский канал выглядит так. Фото: Ольга Аверьянова

Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 978 907 52 50

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Брошенная история: Что стало со стоящей в Севастополе подлодкой «Запорожье»

Субмарину до сих пор не превратили в музей, как это было обещано (подробнее)

Читайте также:  График 2 уровня в строительстве это

Симферополь в годы СССР и современности: найди 10 отличий на фото

Как десятилетия поменяли здания и улицы крымской столицы (подробнее)

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Источник: www.crimea.kp.ru

Ждали более ста лет: Северо-крымский канал придумал фантаст

Ждали более ста лет: Северо-крымский канал придумал фантаст

СИМФЕРОПОЛЬ, 21 сен — РИА Новости Крым, Наталья Дремова. 21 сентября 1950 года газета «Правда» опубликовала постановление Совета министров СССР «О строительстве Каховской ГЭС на реке Днепр Южно-Украинского канала, Северо-Крымского канала и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма». Это было решение, которого полуостров дожидался более ста лет.

«Население бедствует»

Первым на вопрос: «Где взять воду?», попытался ответить в 1846 году директор Никитского ботанического сада Христиан Стевен. Его проект по отведению вод Днепра в Северный Крым был представлен Министерству государственного имущества, и… отклонен. И не только потому, что сумма в 40 миллионов рублей казалась неподъемной. Не решена была главная задача: как заставить воду течь вверх — ведь северный Крым находится на десятки метров выше русла Днепра.

Последующие идеи о том, как напоить Крым, были скромнее. Проводились ревизии всех источников, предлагалось беречь имеющиеся, восстанавливать и расчищать утраченные. Благодаря профессору Николаю Головкинскому, стороннику строительства артезианских колодцев, в степном Крыму расширялись орошаемые площади. Но этого было мало.

В начале прошлого века население полуострова не достигало 740 тысяч человек. И в «сухие» годы воды не хватало не только в степном Крыму и в хронически маловодном Восточном.

«Русское слово», май 1908 г.: «Феодосия. Город страдает от безводья, так как дара художника Айвазовского — бассейны, дающие в сутки до 50 000 ведер, — оказалось недостаточно».»Крымский курортный листок», июнь 1913 г.: «Постановление ялтинской городской думы об обязательной поливке и очистке улиц средствами домовладельцев, утвержденное губернатором, ставит последних в крайне тяжелое положение. Особенно трудно будет осуществить поливку улиц при постоянном отсутствии воды в нашем водопроводе».»Раннее утро», август 1913 г.: «В Севастополь вследствие засухи начался водяной голод; в водопроводе вода имеется лишь утром; на северной стороне несколько дней водопровод совершенно не действует; население бедствует».

Примерно в это время специалисты снова начинают работать над проектами подачи днепровской воды в Таврическую губернию. Но только на ее материковую часть, нынешнюю Херсонскую область. С Крымом по-прежнему грустно: сложная задача «поднятия» канала решаема только в теории. А на практике стоимость воды из Днепра оказывается золотой. В общем, идея канала для Крыма по тем временам — что-то из области фантастики.

И решил ее… писатель-фантаст.

На самом деле писал рассказы про будущее Вадим Дмитриевич Никольский в свободное от работы время. А по основной специальности он был инженером-гидрологом. Жил не в Крыму, но бывал здесь, собирал необходимые сведения. И вообще вопрос обеспечения Крыма днепровской водой показался ему достойным вызовом. Свой проект он начал разрабатывать в 1914 году.

Прошло пятнадцать лет, прежде чем он смог представить его крымской власти.

Сиваш как водяной карман

Крым, 1929 год. На полуострове начинается эпоха строительства водохранилищ. В балке Базар-Джалга уже построено Первомайское водохранилище, готовится котлован под Аянское, одобрено решение по созданию Чернореченского. Но с крымскими циклами, когда за «сухими» годами следуют изобильные, нужны совсем другие объемы.

И вот, на заседании Совнаркома КрымАССР выступает инженер Никольский. Докладывает о том, что даст приход днепровской воды: расширение площади садов, прекращение регулярной гибели посевов овощей, возможность выращивать новые культуры. Например, сахарную свеклу, которая при «сухом» земледелии просто отказывается расти.

Никольский подачу в Крым воды видел так: плотина на Днепре у Каховки, система насосных станций, и магистральный канал к реке Каланчак у Перекопа. Инженер предлагал там же, в районе Перекопа, использовать две природные впадины для создания наливных водохранилищ. Если без них, то просто вести магистраль по северной части полуострова.

Или сделать канал насколько коротким, всего в 95 км, чтобы он заканчивался у западной части Сиваша. При таком варианте он предлагал закрыть залив земляной дамбой, прекратив туда доступ соленой воды. А после рассолонения создать в этом месте мощное водохранилище объемом до 6 млрд кубометров, куда и будет поступать днепровская вода. И уже из этого водоема организовать систему подачи на орошаемые земли.

Читайте также:  Это расшифровка аббревиатуры в строительстве

Самому Вадиму Никольскому очень нравилось последнее решение. Но настоящий канал много лет спустя реализовали по варианту магистрали через Перекоп у одноименных реки и села.

Кто знает, сложись все по-другому, возможно, канал начали бы строить еще до войны — по эконом-варианту с перекрытием Сиваша. Но автор проекта Вадим Никольский был в конце 30-х годов арестован. Обвиняли его в шпионаже. И, по одним сведениям, автор проекта большой воды для Крыма был расстрелян в 1938, по другим, умер в заключении в 1941-м.

Кстати:- Северо-Крымский каная является самой длинной искусственной рекой в Европе, его длина, от Каховки до Керчи — 402 км.- Пуск днепровской воды в Крым по основному руслу до Перекопа состоялся 9 октября 1963 г. 17 октября она была пущена через границу с Крымом.- Первая очередь канала представляла собой магистральное русло и отходящие от него Азовский и Раздольненский рисовые каналы, а также оросительные системы. Закончена она была в 1978 г.

Теряли миллиард кубометров

По Северо-Крымскому каналу Крым получал 1,8 млрд кубометров воды в год, почти в два раза больше, чем могли дать все местные источники.

«Одновременно со строительством магистрального русла и отводящих каналов в Крыму готовили площади под сельскохозяйственные культуры, — рассказала завкафедрой экономической теории Крымского федерального университета, автор книги «Ретроспективы экономических экспериментов в Крыму: уроки и успехи» Наталия Симченко. — Ведь до 85% днепровской воды как раз и направлялось на нужды сельского хозяйства. На полуострове была создана новая отрасль — орошаемое земледелие».

На полуострове стало возможным выращивать рис, который требует очень много воды. На рисовые чеки, кстати, уходило до 60% воды, предназначенной для орошения. Именно Крым стал главным рисовым снабженцем Украины, поставляя 90% этого продукта. За четверть века зерновые, которые вообще на поливных землях не выращивались, заняли треть всех посевов.

«Если до 1960-1965 годов поливные земли были в основном заняты овощами, садами, виноградниками, то в 1970-1987 гг. ведущими культурами стали зерновые и кормовые культуры, — объяснила Наталия Симченко. — Это было очень важно для развития животноводства. Подсчитано, что затраты на создание орошаемых пастбищ окупаются за три года. С 1964 по 1990 годы производство сельскохозяйственной продукции увеличилось в 4,8 раза».

До прихода «большой воды» в Крыму собирали урожай пшеницы по 10-12 центнеров с гектара. На поливных землях урожайность выросла в 9 раз: до 90 ц/га!

Северо-Крымский канал прямо и косвенно влиял на всю промышленность Крыма. Например, на жилищное строительство: в степную часть полуострова, в совхозы и колхозы переезжали переселенцы. Им требовались дома, школы, больницы, клубы и многое другое. Курортная отрасль отныне могла рассчитывать на снабжение местными продуктами.

Трасса Северо-Крымского канала. Из книги «Северо-Крымскому каналу 50».У строителей канала была своя газета. /

И, между прочим, Крым получил свой шанс омолодиться. Не секрет, что после войны и депортации нескольких народов полуостров потерял около половины всего населения. Переселенцы, которых привозили из Украины и Центральной России быстро улучшить демографическую ситуацию не могли. Тем более, что значительная часть возвращалась, не приспособившись к местным условиям.

Но всесоюзная стройка Северо-Крымского канала, отметила Наталия Симченко, привлекла тысячи комсомольцев. Средний возраст строителей достигал 27 лет. За десятилетие, с 1959 года, население Крыма выросло на полмиллиона человек: за счет родившихся и переехавших.

Эколог о «водных» решениях властей Крыма: а дальше что?>>

Экономическое оживление потянуло за собой увеличение доходов крымчан. Это видно по росту покупок таких товаров, как радиоприемники, велосипеды, мотоциклы, холодильники, швейные машинки. Годовой бюджет многих колхозных семей приближался к 5 тысячам рублей.

«Но днепровская вода принесла и негативные последствия, — отмечает Наталия Симченко. — В первые годы потери в воды в канале, имевшем земляное русло, составили, по подсчетам специалистов, до 1 млрд кубометров. Это вызвало повышение уровня грунтовых вод. Это приводило к засолению и заболачиванию пахотных земель.

Под угрозой подтопления оказались населенные пункты, расположенные в зоне действия магистрального канала и его ветвей. Проблему решали, забетонировав дно канала, предусмотрев дренаж. Сыграло негативную роль повешение норм потребления воды. Избыток воды, сбрасываемый через дренажную сеть в Сиваш, соляные озера, заливы моря, вызывал их опреснение. Сбросы загрязненных вод, содержащих нитраты и пестициды, приводили к заражению и зарастанию водоемов».

Но тогда в глазах крымчан и экономистов очевидные плюсы водного изобилия перевешивали минусы. Особо очевидными эти плюсы становятся и сейчас, когда вода в Крыму — уже на вес золота.

Источник: crimea-news.com

Рейтинг
Загрузка ...