В 1163 году по воле епископа Мориса де Сулли на этом месте было начато строительство Собора Парижской Богоматери. Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.
Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительные работы закончились в 1345 году.
Трансепт — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.
В соборе Нотр-Дам крестоносцы возносили благодатные молитвы перед походами за гробом господним, в этих стенах впервые собрался парламент Франции. В 1422 году в соборе венчались Франциск II и Мария Стюарт, а 150 лет спустя — Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа. Богатые парижане были уверены в безопасности этого места и несли хранить сюда свои ценности.
Продолжается реставрация собора Парижской Богоматери
Когда во Франции королём был Людовик XIV, Собор Нотр-Дам-де-Пари начал терять свою значимость и влиятельность, гробницы в стенах храма были разграблены а великолепные витражи в розах разбиты и уничтожены.
Ещё более усугубила положение Собора накатившаяся Французская революция. В планах лидера якобинского движения Робеспьера значилось полное уничтожение собора. Но жители Парижа не хотели лишиться своего великолепного храма и собрали откупные.
Сам Собор был спасён, но скульптурам иудейских царей на фасадах были срублены головы да уникальные колокола и надгробия переплавили на пушки и пули. Разграблению подверглись великие сокровища храма а в стенах великого сооружения был организован винный склад.
Приход к власти Наполеона I вернул к жизни уже порядком обветшалое и разрушающее здание Парижского собора. Наполеон выбрал этот храм для своей коронации как императора, облезлые стены задрапировали и помпезно украсили для величественной церемонии.
Жак Луи Давид (1748-1825) — Коронация императора Наполеона I Бонапарта и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года — 1895-1808 — Лувр
Время, небрежность людей, войны и попытки грабежей причинили зданию собора значительные повреждения, и в 1844 году под руководством Э.Э. Виолле-ле-Дюка были начаты восстановительные работы, завершившиеся в 1864 году.
История собора Парижской Богоматери (рассказывает Павел Уваров)
Виктор Гюго сюжетом своего популярного романа «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описывал плачевное состояние здания, вернул интерес общественности к великому храму Парижа. Он много хлопотал по поводу возрождения Нотр-Дам-де-Пари и это принесло плоды — в 20-х годах XIX столетия началась долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери.
Виктор Гюго (1802-1885), как и многие другие писатели-романисты, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».
Архитектор Виолл-ле-Дюк, которому поручили реставрировать собор, произвёл объёмные и очень тщательные работы по восстановлению здания, многие специалисты сошлись во мнении что архитектор переусердствовал и реставрацию можно смело назвать новоделом.
Утраченные статуи на фасадах восстановили, а оригиналы разместили в Национальный музей Средневековья Франции, к строению добавили шпиль, но самым ярким и спорным в реставрации стали скульптуры горгулий, которыми украсили водосливные трубы. Горгулий можно рассматривать с близкого расстояния, если отважиться подняться на башни собора.
15 апреля 2019 года около семи вечера по парижскому времени в соборе Нотр-Дам-де-Пари начался пожар. Всего через два часа на глазах жителей города и туристов, наблюдавших за пожаром, обрушилась крыша собора и шпиль. Рядом с собором во время пожара собрались люди, которые молились и пели песни. Вскоре представители собора заявили, что огонь охватил деревянный интерьер, который с большой долей вероятности сгорит.
В Париже не оказалось длинных пожарных лестниц, которые позволили бы добраться к верхней части собора. Кроме того, из-за пробок пожарные долгое время не могли проехать к собору. Борьба с пожаром осложнилась невозможностью использовать для тушения вертолеты, как советовал президент США Дональд Трамп. В Главном управлении внутренней безопасности Франции отметили, что сброс воды с большой высоты мог привести к обрушению конструкций собора.
Шпиль, который состоял из дубового каркаса, покрытого свинцовыми пластинами, не выдержал пламени. Он обрушился в прямом эфире многих телеканалов. За ним обвалилась и крыша собора, сделанная из того же материала.
Позже во французском МВД озвучили пессимистические прогнозы, заявив, что осталось полтора часа на спасение собора Парижской Богоматери.
В Ватикане заявили, что шокированы произошедшим и назвали собор Парижской Богоматери символом христианства. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер назвал пожар в соборе «трагедией для наследия всего человечества». Соболезнования выразили многие мировые лидеры.
Локализовать пламя удалось лишь к четырем утра по парижскому времени. К 10 утра пожарные заявили, что полностью потушили пожар в соборе Парижской Богоматери.
Воспламенение связывают с реставрационными работами, которые начались в храме в апреле. Для них были возведены строительные леса, пламя вспыхнуло в задней части кровли и быстро распространилось по крыше.
По оценкам экспертов, реставрация здания может занять от пяти до нескольких десятков лет. Но точно сказать еще невозможно. Вероятно, сам подсчет ущерба может занять не одну неделю.
Пожар пощадил конструкции здания, алтарь и алтарный крест, такие реликвии, как терновый венец Иисуса Христа, знаменитые витражи. Не пострадали при пожаре и орган, но его повредили струи воды.
Уцелевшие в пожаре в соборе Парижской Богоматери произведения искусства перевезли в мэрию Парижа. В ЮНЕСКО пообещали оказать содействие в восстановлении архитектурного памятника, увидевшего столько исторических событий.
Французский Фонд национального наследия запустил сбор средств на восстановление собора. Семья французского бизнесмена Пино пожертвует на восстановление 100 миллионов евро. Владелец LVMH Бернар Арно пообещал 200 миллионов евро. Семьи-владельцы брендов Gucci и Louis Vuitton выделят 300 миллионов евро на восстановление собора Парижской Богоматери, который пострадал в результате пожара, сообщают СМИ.
Кадр из кинофильма «Собор Парижской Богоматери» (1956), снятого по одноименному роману Виктора Гюго
Джина Лоллобриджида в роли цыганки Эсмеральды танцует на площади перед собором
Источник: lovers-of-art.livejournal.com
Увидеть Нотр-Дам и умереть
За почти тысячелетнюю историю Нотр-Дам-де-Пари пережил несколько войн, множество правителей, революцию и пожар.
Начало строительства
Собор Парижской Богоматери — далеко не первая святыня, расположенная в центре Парижа. В 4-м веке здесь находилась раннехристианская церковь, чуть позже была возведена меровингская базилика. Ей на смену пришёл собор эпохи Каролингов, затем — романский кафедральный собор. Камни последнего использовали при строительстве нового здания. Так что Нотр-Дам — наследник целой архитектурной традиции.
Строительство собора началось в 12-м веке, во времена правления Людовика VII. Считается, что первый камень в основание будущего храма заложил сам папа Александр III, таким образом торжественно освятив строительство. Правда, работы начались ещё немного раньше по инициативе парижского епископа.
Строительство заняло почти два столетия. Нотр-Дам вырастал постепенно: сперва заложили фундамент, затем стены соборного хора, в 1182-м освятили главный алтарь. Интенсивному строительству мешало отсутствие финансирования: например, крышу соорудили на деньги, которые завещал епископ.
В 1208-м жителям домов поблизости пришлось несладко: близлежащие здания, мешавшие работам, попросту снесли. В 1245-м, наконец, были достроены башни, к началу 14-го века доведено до совершенства внутреннее убранство собора. И лишь в 1351-м строительство было окончено.
Архитектура и скульптура
Посреди Парижа вознеслось прекрасное здание. 35-метровый собор длиной 130 м и шириной 48 м выделялся на фоне остальных строений французской столицы. Форма вытянутого креста традиционна для католических соборов, но в 12-м веке, когда только началось строительство Нотр-Дама, готический стиль ещё не до конца утвердился в архитектуре, так что с привычными вертикальными линиями устремлённых ввысь шпилей спорят горизонтальные. К тому же за два столетия собор сменил нескольких архитекторов, так что план здания регулярно менялся.
Снаружи Нотр-Дам украшен многочисленными скульптурами. Статуи знаменитой галереи королей, представляющие собой 28 королей из Ветхого Завета, были созданы в 19-м веке — с теми, что установили изначально, приключилась удивительная история. В 1793 году, в ходе Великой французской революции, Конвент постановил «стереть эмблемы всех царств с лица земли».
Тогда Робеспьер лично приказал обезглавить каменных королей. Как выяснилось позже, один парижанин выкупил изуродованные статуи и захоронил их под домом со всеми почестями. Сейчас головы средневековых скульптур выставляются в музее Клюни.
Верхняя часть собора украшена скульптурами горгулий и химер, фотографии которых видел, наверное, каждый. Выполнены они были также в 19-м веке. Главный шпиль собора в 1786 году разобрали и заменили новым. Вокруг него расположены четыре скульптурные группы с бронзовыми статуями апостолов и символами каждого из них.
Интересно, что все они смотрят на Париж, и лишь взор святого Фомы, считающегося покровителем архитекторов, обращён к самому собору. По легенде, апостолу Фоме скульпторы «подарили» лицо одного из реставраторов храма.
Популярностью пользуются витражи, украсившие собор изнутри. Правда, поистине уникальными можно считать только стекла трёх больших роз, созданных в 13-м веке. Все остальные были разрушены в 18-м столетии. Почти сотня витражей была восстановлена уже в 19-м веке.
При строительстве собора не обошлось и без мистики. Легенда гласит, что прекрасные фигурные ворота были созданы при помощи дьявола: якобы кузнецу, ковавшему их, однажды ночью явился нечистый. Наутро служитель храма обнаружил кузнеца без чувств, а рядом с ним — удивительное стальное кружево. Ворота установили, но вдруг поняли, что их невозможно открыть: замки поддались только после того, как их окропили святой водой.
Нотр-Дам как исторический персонаж
На протяжении почти девяти столетий Нотр-Дам играл важную роль в истории Парижа и Франции. В нём короновали и венчали императоров, здесь проводились отпевания монарших особ. Нотр-Дам стал местом заседания первого парламента Франции — созванных в 1302 году Генеральных штатов.
В благодарность за то, что Богородица подарила Анне Австрийской ребёнка после долгого бездетного брака, в соборе планировали установить новый алтарь. Но исполнить обещанное удалось лишь десятилетия спустя. Именно тогда в храме обнаружили фрагменты колонны, установленной в храме в 4-м веке — так называемый Столп корабельщиков. Во время революции Нотр-Даму пришлось несладко: его грозились снести, но после просто объявили Храмом Разума.
В соборе Парижской Богоматери хранится также одна из величайших реликвий христианского мира — терновый венец Христа. До середины 11-го столетия он находился в Иерусалиме, откуда его увезли византийские императоры. Последний император латинской империи Бадуин де Куртенэ II заложил его в Венеции, откуда больше не смог выкупить. Людовик IX лично приобрёл венец и в 1239 передал его в Нотр-Дам.
В начале 19-го века здание хотели снести От разрушения церковь спас Виктор Гюго благодаря публикации романа «Собор Парижской Богоматери». Во второй половине 19-го века была предпринята масштабная реконструкция собора, которую возглавлял архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк. Именно он придал зданию облик, знакомый нам по миллионам изображений: шпиль посреди крыши, декоративные башенки и загадочные химеры на водосточных трубах.
Интересно, что при реконструкции Нотр-Дама использовались материалы из России. Во второй половине 19-го века начался активный экспорт в Европу кровельного железа производства уральских заводов. Отличное полосовое железо пользовалось в Старом Свете повышенным спросом. Так, им была покрыта крыша здания британского Парламента в Лондоне. Поставлялось оно и в Париж.
Пожар в Нотр-Дам
К сожалению, до сих пор не найдены документы, подтверждающие, с какого именно завода поставлялся металл для реконструкции собора. Екатеринбуржцы доказывают приоритет Верх-Исетского завода, пермяки — Лысьвенского металлургического завода. В любом случае, уральское железо доказало своё качество — оно укрывало храм от непогоды более полутора веков.
Практически вся кровля исчезла в пламени пожара 15 апреля 2019 года. Уже в первые дни после этой катастрофы появились предложения бесплатно предоставить новую крышу для Нотр-Дама из уральского металла. Но пока шло обследование пострадавшего здания, его консервация и подготовка к началу реконструкции, эти разговоры поутихли. Вопрос о том, чья крыша будет у одной из главных парижских достопримечательностей, остаётся открытым.
Источник: diletant.media