Когда началось строительство транссибирской магистрали

По сей день проекты расширения Транссибирской магистрали поражают воображение человека… Кто знает, может в ближайшем будущем она соединит зарубежные города и дойдет до Китая, Индии, Закавказья, а возможно, что и в Африку!

Факты из истории Транссибирской магистрали

История железнодорожного пути насчитывает более 130 лет. Проект, инициированный еще императором Александром III, поистине стал одним из грандиозных в мире и внёс огромный вклад в развитие нашего государства.

Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Александр III

Датой начала возведения Великого сибирского пути принято считать 31 мая 1891 года. Строительство началось со станции Миасс: именно здесь начали строить самый первый участок Транссибирской магистрали.

Транссибирская магистраль, 1904 год

Транссибирская магистраль: 14 дней за 5 минут

Транссибирская магистраль, 1904 год. Фото: wikipedia.org

По первоначальному плану железная дорога должна была соединить Оренбургскую губернию с Челябинском и затем пройти в Курган и Омск до Иркутской губернии. Одновременно начал реализовываться второй участок: от Владивостока до Хабаровска. Общая запланированная протяженность дороги составляла 2862 км.

Тяжёлые условия

Работы по сооружению железнодорожных путей проходили в непростых условиях вечной мерзлоты, в безлюдной местности посреди непроходимых таежных лесов, чьи просторы пересекались могучими реками и ледяными озерами.

Строительство Транссибирской железной дороги

Строительство Транссибирской железной дороги. Источник: auction.ru

Строительные материалы поставляли в условиях практически полного бездорожья. Многие конструкции перевозили по воде на суднах, которые не раз были затоплены.

Несмотря на все трудности, ежегодно рабочие прокладывали по 500-600 км железнодорожных путей в год.

Цена Транссибирской магистрали

Изначально проект строительства железной дороги оценили в 350 млн золотых рублей. В процессе работ стало ясно: это суммы недостаточно. Затраты росли из-за особенностей климатических условий, которые не раз подбрасывали труженикам незапланированные испытания. Например, летом на местах строительства Амурской железной дороги случались потопы, из-за чего приходилось строить мосты, тоннели и откачивать воду.

Строительство Великого сибирского пути

Строительство Великого сибирского пути. Источник: auction.ru

Затраты старались сократить всеми возможными способами: увеличивали расстояние между шпалами, уменьшали слой насыпи, закупали более дешевые строительные материалы, а рабочим предоставляли самые примитивные орудия труда: кирки, лопаты и топоры…

Документальный фильм «Транссибирская магистраль»/Documentary film » TRANS-Siberian railway».

Строительство Транссибирского железнодорожного пути завершилось к 1916 году. Конечная цена всех затрат составила 1,5 млрд золотых рублей.

Транссибирская железная дорога в настоящее время

В настоящее время длина Транссибирской магистрали составляет 9289 километров. Железная дорога охватывает 8 часовых поясов, проходит через 5 федеральных округов. Маршрут лежит через 20 субъектов России: 11 областей, 5 краёв, 2 республики и 1 автономную область. В совокупности – это 87 городов.

Транссибирская магистраль

Транссибирская магистраль. Фото: nb-tomsk.ru

Главные города Транссибирской магистрали:

  • Дальний Восток: Владивосток, Уссурийск, Лесозаводск, Вяземский, Хабаровск, Биробиджан, Белогорск,
  • Забайкалье: Чита, Петров-Забайкальский, Улан-Удэ

Самый высокий участок Транссибирской железной дороги проходит на высоте 1070 метров над уровнем моря в Забайкалье, в Яблоневых горах.

  • Восточная Сибирь: Слюдянка, Иркутск, Иланский, Канск, Красноярск, Ачинск, Боготол
  • Западная Сибирь: Мариинск, Анжеро-Судженск, Тайга, Юрга, Новосибирск, Барабинск, Омск
  • Урал и Зауралье: Тюмень, Екатеринбург, Кунгур, Пермь, Верещагино
  • Европейская Россия: Киров, Шарья, Буй Данилов, Ярославль
  • Москва и Подмосковье
Читайте также:  Какие документы нужно предоставить в ПФР для использования материнского капитала на строительство

Транссибирская магистраль по сей день остается важнейшим транспортным звеном внутри страны. По железнодорожным путям перевозится около трети российского экспорта.

В добавок, железная дорога полюбилась многим российским туристам, ведь согласитесь: такой вид странствий наполнен особой романтикой и шармом! Путешествие на поезде позволяет не наблюдать за видами из окон купе, но и прикоснуться к истории…

Источник nashural.ru

Как строилась Транссибирская магистраль и чего это стоило

31 мая 1891 года ( по новому стилю) началось строительство Транссибирской магистрали , которая фактически соединила европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. До сих пор эта железная дорога остается самой длинной на планете. О строительстве Транссибирской магистрали расскажет altapress.ru.

Железная дорога.

Эту железную дорогу называют Великим Сибирским путем. Действительно , она строилась от европейской части страны до ее восточных регионов. По главному пассажирскому ходу Москва — Владивосток протяженность маршрута составляет 9288,2 километра. Именно по этому показателю она считается самой длинной на Земле , пишет Транссиб.

Строительство транссибирской магистрали

Еще с начала XIX века у нас задавались вопросом строительства путей сообщения с Сибирью и Дальним Востоком. Эти регионы буквально были оторваны от европейской части Российской империи. Возникала необходимость в передвижении с минимальными затратами времени и средств.

Но официально эту тему обсудили только в середине столетия , в 1857 году. Тогда генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский озвучил необходимость строительства железной дороги.

Решение вопроса правительство отложило более чем на 20 лет. Активно обсуждать этот вопрос стали только в 1880-х годах. От западных промышленников отказались в пользу отечественных средств и сил.

Укладка пути на Средне-Сибирской железной дороге в 1898 году.

Следующим шагом стали экспедиции. Во главе с инженерами Николаем Межениновым , Орестом Вяземским и Александром Урсати были организованы три операции по поиску трассы для Среднесибирской , Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог. Их завершили только к 90-м годам XIX века. А в феврале 1891 года комитет министров одобрил старт строительства.

Работу начали одновременно с двух сторон — от Челябинска и Владивостока. Датой начала строительства дороги принято считать 31 мая 1891 года , сообщают РИА Новости. Уссурийский участок дороги императором Александр III воспринимался как важнейший прорыв в империи. Именно поэтому наследник российского престола и будущий император Николай II , участвовавший в церемонии открытия , заложил первый камень недалеко от Владивостока по той самой дороге.

Строить приходилось в тяжелых природно-климатических условиях. Трассу почти на всем ее протяжении прокладывали по скудно населенной или безлюдной местности , в непроходимой тайге. На пути транссибирской магистрали вставали сибирские реки , озера , районы повышенной заболоченности и даже участки вечной мерзлоты.

14 июля 1903 года трассу ввели в эксплуатацию на всем протяжении , однако в рельсовом пути был перерыв — через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

Непрерывное сообщение между Санкт-Петербургом и Владивостоком появилось 1 октября 1904 года — с началом движения по Кругобайкальской железной дороге.

Транссиб в цифрах

Затраты на строительство достигли отметки в 350 млн рублей золотом. В разгар работ здесь трудились около 85 тыс. человек , тогда как в 1904 году , на завершающем этапе — только 5,3 тыс. человек.

Главными строителями Транссиба стали ссыльные арестанты и солдаты , также участвовали сибирские крестьяне , горожане и мещане из европейской России.

Каждый год строительства приносил около 500−600 километров железнодорожного пути. И это учитывая то , что многое приходилось делать вручную , отмечают РИА Новости.

Транссибирская магистраль сейчас

После Великой Отечественной войны магистраль активно начали модернизировать и отстраивать. В 1956 году власти утвердили генплан по электрификации железных дорог. Первым таким участком стала дорога по маршруту Москва-Иркутск — в 1961 году. Однако полная электрификация завершилась только к 2002 году , пишет Транссиб.

Читайте также:  Организация по экологическому строительству

К настоящему моменту Транссибирская магистраль стала двухпутной железнодорожной линией на всем ее протяжении. Она проходит через 20 субъектов и 5 федеральных округов РФ. На магистрали расположены 87 городов , из которых 14 являются центрами российских субъектов.

Через пограничные станции на востоке магистрали обеспечивается выход на сеть железных дорог Северной Кореи , Китая и Монголии , на западе — с бывшими республиками Советского Союза. По магистрали перевозят больше половины внешнеторговых и транзитных грузов.

Источник altapress.ru

Дорога величиной в Россию. Как создавался легендарный Транссиб

Строительство западного участка Транссибирской магистрали - Среднесибирской железной дороги от реки Обь до Енисея, (1893-1899 гг.).

К середине XIX века границы Российской империи стали принимать свои окончательные очертания. Колоссальная держава, раскинувшаяся на просторах Евразии, многим казалась нежизнеспособной. Удаленные районы страны, Сибирь и Дальний Восток, соединялись со столицей тонкой линией труднопроходимых дорог, что было огромным препятствием на пути их успешного освоения.

«Сенат отклонил данное предложение»

Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский, основатель Хабаровска и Владивостока, еще в середине 1850-х годов обращался в Петербург с прошением о строительстве железной дороги к Тихому океану.

Александр II в своём кабинете.

На одном из документов в 1856 году император Александр II написал: «С данной просьбой граф Н.Н. Муравьев-Амурский обращался к покойному батюшке Николаю Павловичу. Но Сенат отклонил данное предложение. И мы отклоняем этот дорогостоящий проект».

Муравьев-Амурский не сдавался. Раз за разом он докладывал в столицу: без железной дороги Россия не сможет ни расширить влияние в Китае, ни сохранить принадлежащих ей территорий.

На самом деле в Петербурге понимали важность проекта, но протяженность дороги и, соответственно, стоимость, откровенного пугали.

Цена не имеет значения

Но в 1870-х годах начались первые научные проработки вопроса. В 1887 году под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог.

Н. Сверчков Портрет императора Александра III Александровича в мундире лейб-гвардии Гусарского полка.

В марте 1891 года окончательные расчеты легли на стол императора Александра III. Монарх подписал высочайший указ о строительстве Транссибирской железной дороги, или, иначе, Великого Сибирского пути.

По предварительным расчетам Комитета по сооружению Сибирской железной дороги ее стоимость определялась в 350 миллионов рублей золотом. Как водится в России, сумма эта оказалась несколько неточной. Согласно источникам советского периода, к 1916 году на строительство Транссиба было потрачено 1,5 миллиарда рублей.

Согласно утвержденному проекту, строительство предполагалось начать одновременно от Челябинска и от Владивостока.

Закладывает цесаревич, строит мужик

31 мая 1891 года тогдашний наследник престола цесаревич Николай заложил недалеко от Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре. Так был дан официальный старт грандиозной стройке.

Церемония закладки Транссиба цесаревичем Николаем Александровичем во Владивостоке.

Церемония закладки Транссиба цесаревичем Николаем Александровичем во Владивостоке. Фото: Public Domain

На правительственном уровне было принято решение вести строительство своими силами, без привлечения иностранных компаний. Проблема состояла в том, что для ведения подобных работ в России не хватало техники. Поэтому основная ставка была сделана на человека. Ссыльные арестанты, солдаты, завербованные в Центральной России крестьяне — вот та сила, благодаря которой рождался Транссиб. В тяжелейших климатических условиях, с топорами, пилами, лопатами и тачками русские мужики прокладывали километры главной дороги страны.

К 1896 году были закончены Уссурийская железная дорога (769 км) и Западно-Сибирская железная дорога (1418 км).

Вторая очередь строительства вместила в себя Средне-Сибирскую железную дорогу (1818 км), Забайкальскую железную дорогу (1104 км) и Китайско-Восточную железную дорогу (1520 км).

В ноябре 1901 года произошла смычка рельсов на протяжении Великого Сибирского пути, однако регулярного сообщения на всем протяжении дороги еще существовало.

Читайте также:  Что такое вахтовый метод работы в строительстве

Карта следования скорых поездов от Москвы до порта Дальний (1903 год).

Сначала Байкал форсировали на паромах-ледоколах

14 июля 1903 года движение по Транссибу от Петербурга до Владивостока было открыто. Об окончании работ, однако, не могло быть и речи.

Дело в том, что Байкал поезда преодолевали на паромах-ледоколах «Байкал» и «Ангара», построенных по заказу российского правительства английской фирмой «Армстронг, Уитворт и Ко».

Еще в 1899 году стартовало строительство Кругобайкальской железной дороги, которая должна была обеспечить движение поездов без помощи паромов на всем протяжении пути.

Сергей Витте.

А русско-японская война 1904-1905 годов показала, что Китайско-Восточная железная дорога, задуманная министром финансов Сергеем Витте как кратчайший путь во Владивосток через китайскую территорию, кроме экономических выгод влечет и политические проблемы. Контроль над КВЖД мог быть потерян в любой момент, и тогда Транссиб оказывался бы парализованным. Поэтому в 1906 году стартовало строительство Амурской железной дороги, которая должна была обеспечить безопасное движение по Транссибу по территории России.

Кругобайкальская железная дорога была принята в постоянную эксплуатацию в октябре 1905 года. Амурская дорога вошла в строй в октябре 1916 года, после того, как был закончен Хабаровский мост через реку Амур.

Строительство тоннеля на Амурской железной дороге.

Дорога, которая всегда развивается

Формальное окончание строительства на излете истории периода Российской империи не означало, что Транссиб не будет развиваться дальше.

Сразу после Гражданской войны потребовалось немало сил для восстановления поврежденных участков. Строительство же новых участков, подходов и ответвлений продолжалось на протяжении всего XX века.

Электрификация Транссиба, начавшаяся в 1956 году, была разделена на большое число этапов. Полностью этот процесс завершился только в 2002 году.

Сегодня Транссиб проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов, которые обеспечивают более 80 процентов промышленного потенциала нашей страны.

9288 км легенды

Транссиб можно назвать своеобразной «кровеносной системой» России, без которой существование страны немыслимы.

Великий Сибирский путь завораживает иностранных туристов. Его 9288,2 км — это самая протяженная железная дорога в мире. Фирменный поезд «Россия» преодолевает расстояние от Москвы до Владивостока за шесть с небольшим суток. В недалеком прошлом здесь ходил самый дальний в мире поезд Харьков — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 7 суток 6 часов 10 минут, а также самый дальний вагон беспересадочного сообщения Киев- Владивосток, путешествовавший в один конец на расстояние 10 259 км.

Возможно, когда-нибудь и эти достижения будут перекрыты, и поезда пойдут от Лиссабона до Ханоя или Токио. Пусть сегодня это покажется кому-то фантастикой. Но полтора столетия назад такой фантастикой казался и сам Великий Сибирский путь

Источник aif.ru
Рейтинг
Загрузка ...