Когда выдается разрешение на строительство объекта
2. Признать утратившим силу:
3. Ответственным структурным подразделением за предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти) определить структурное подразделение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, обеспечивающее осуществление функций в сфере оказания государственных услуг и разрешительной деятельности.
в Министерстве юстиции
14 августа 2020 года,
регистрационный N 59261
Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 17 июня 2020 года N 323/пр
Административный регламент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)
Раздел I. Общие положения
Предмет регулирования регламента
1. Административный регламент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти) (далее — государственная услуга, Административный регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Минстрой России), порядок взаимодействия структурных подразделений Минстроя России, их должностных лиц, с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти при предоставлении государственной услуги.
Государственная услуга предоставляется в отношении объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2020, Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 24 апреля 2020 г., N 0001202004240048), за исключением:
— объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил;
— объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации;
— объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, находящихся в ведении органов федеральной службы безопасности;
— объектов обороны и безопасности и объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, находящихся в ведении органов государственной охраны;
— автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
— объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, при осуществлении строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития на территориях Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации;
— объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, расположенных на территории свободного порта Владивосток;
— объекта «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив»;
— гидротехнических сооружений первого и второго классов, являющихся объектами капитального строительства и относящихся к инфраструктуре внутренних водных путей;
— объектов инфраструктуры морского порта, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в том числе портовых гидротехнических сооружений;
— подводных линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
— сухопутных линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации и на приграничной территории;
— аэропортов или иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта.
Круг заявителей
2. Заявителями на получение государственной услуги являются физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика (далее — заявитель).
Заявитель вправе обратиться за получением государственной услуги через представителя, полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.
Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
3. Текст Административного регламента размещается на официальном сайте Минстроя России в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).
4. Информация по вопросам предоставления государственной услуги и сведений о ходе ее предоставления предоставляется заявителям при поступлении обращения по почте, телефону, посредством раздела «обратная связь» официального сайта Минстроя России в сети «Интернет», расположенного по адресу: http://www.minstroyrf.ru/openworld/#contacts, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ) или электронной почты.
При ответах на телефонные звонки и устные обращения заявителей федеральный государственный гражданский служащий Минстроя России (далее -должностное лицо) подробно и в вежливой (корректной) форме информирует обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании Минстроя России, фамилии, имени, отчестве (последнее — при наличии) и должности должностного лица, принявшего телефонный звонок. Если суть поставленного вопроса не относится к компетенции должностного лица, принявшего телефонный звонок, он должен быть переадресован (переведен) должностному лицу, к компетенции которого относится поставленный вопрос, или заявителю должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию, или предложено изложить суть обращения в письменной форме.
5. Справочная информация предоставляется по вопросам о месте нахождения, справочных телефонах, в том числе номере телефона-автоинформатора, официальном сайте Минстроя России в сети «Интернет», адресе электронной почты, графике работы Минстроя России. Справочная информация может предоставляться с использованием средств автоматического информирования.
6. На официальном сайте Минстроя России в сети «Интернет», ЕПГУ, в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — федеральный реестр) а также на информационных стендах, размещенных в помещении приемной Минстроя России, размещается следующая информация:
1) справочная информация;
2) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению документов, а также перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе;
3) круг заявителей;
4) порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы за предоставление государственной услуги;
5) срок предоставления государственной услуги;
6) результаты предоставления государственной услуги, порядок выдачи (направления) документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;
7) исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги;
8) о праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование решений и (или) действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги;
9) формы заявлений (уведомлений, сообщений), используемых при предоставлении государственной услуги.
7. Информация, размещенная на официальном сайте Минстроя России в сети «Интернет» и ЕПГУ о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре, предоставляется заявителю бесплатно.
8. Доступ к информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги обеспечивается заявителю без соблюдения каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставление им персональных данных.
9. Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается на официальном сайте Минстроя России в сети «Интернет», ЕПГУ, а также предоставляется непосредственно должностными лицами Минстроя России по телефонам для справок, а также электронным сообщением по адресу, указанному заявителем.
Раздел II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
10. Государственная услуга по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).
Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
11. Государственная услуга предоставляется Минстроем России.
В предоставлении государственной услуги участвуют Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственные указанным органам государственные (бюджетные или автономные) учреждения, организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации.
12. Ответственным структурным подразделением за предоставление государственной услуги является структурное подразделение Минстроя России, обеспечивающее осуществление функций в сфере оказания государственных услуг и разрешительной деятельности (далее — ответственное структурное подразделение).
13. Работники и должностные лица Минстроя России не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст.2829; 2020, N 1, ст.51), которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги.
Описание результата предоставления государственной услуги
14. Результатами предоставления государственной услуги являются:
1) выдача разрешения на строительство;
2) отказ в выдаче разрешения на строительство;
3) внесение изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения;
4) отказ во внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения;
5) внесение изменений в разрешение на строительство;
6) отказ во внесении изменений в разрешение на строительство;
7) внесение изменений в разрешение на строительство при поступлении уведомления, предусмотренного частью 21.10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — уведомление);
ИсточникПолучение разрешения на строительство
Основным нормативным документом, регламентирующим получение разрешения на строительство, является Градостроительный кодекс РФ (статья 51).
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство, как правило, запрещается. За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность.
Помимо штрафов, начало строительных работ без разрешения может послужить причиной отказа в выдаче разрешения в дальнейшем даже при наличии всех необходимых документов. Соответственно, построенный объект будет признан самовольной постройкой со всеми вытекающими негативными последствиями.
Подача заявления на получение резрешения на строительство
В большинстве случаев разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Для получения разрешения направляется заявление в уполномоченные на выдачу разрешений органы исполнительной власти.
В ряде случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом, указанный список может быть изменен. Документы, не предусмотренные кодексом, не могут истребоваться у заявителя.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Мы имеем значительный опыт строительных споров по объему и качеству строительных работ, расторжению договора строительного подряда, взысканию стоимости выполненных работ, неустоек и штрафов. Подробности о нашей практике по сопровождению строительных споров>>>.
Причины отказа в выдаче разрешения на строительство
Наиболее частыми причинами отказа в выдаче разрешения на строительство являются:
— несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;
— несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта);
— отсутствие документов, предусмотренных градостроительным кодексом;
— несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как указано выше, помимо изложенного, причиной отказа может быть и факт начала строительства до получения разрешения, даже если все представленные документы будут в порядке.
Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован в суде.
Следует помнить, что в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство Застройщик обязан безвозмездно передать в орган, выдавший разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка. Однако новый собственник при этом, обязан уведомить орган, осуществляющий выдачу разрешений на строительство о переходе к нему прав на земельный участок.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края
Под «правовым режимом строительства объектов» понимается совокупность правил, закрепленных в нормативных правовых актах различного уровня, порядок регулирования общественных отношений в сфере строительства, основанный на действии общих принципов градостроительной деятельности, выражающийся в способах и гарантиях его реализации, ответственности за нарушения его требований.
Отношения в сфере строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ), являющимся основой всей системы законодательства в сфере строительства объектов. На основе положений ГрК РФ разрабатываются законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовые акты муниципальных образований, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, а также по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, по реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по эксплуатации зданий, сооружений.
К отношениям в сфере строительства применяется не только градостроительное законодательство, но и гражданское, земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Разрешение на строительство представляет собой основной документ, дающий застройщику право осуществлять строительство.
Основанием выдачи разрешения на строительство является строительство объектов капитального строительства.
Выдача разрешений осуществляется:
на территориях городских округов — органами местного самоуправления городских округов; на соответствующих межселенных территориях — органами местного самоуправления муниципальных районов;
территориях поселений — органами местного самоуправления. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ в зависимости от статуса земельного участка или объекта строительства.
Застройщик должен направить соответствующее заявление непосредственно в уполномоченные органы местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство.
Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, а также документов, необходимых для его получения может осуществляться:
через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; по средствам единой информационной системы жилищного строительства (застройщики, наименования которых содержат слова «специализированный застройщик»). Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, определен в ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым относятся:
правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; результаты инженерных изысканий (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, проект организации строительства объекта); положительное заключение экспертизы проектной документации (подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений); разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации; копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории; копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории ( в случае если строительство планируется в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято соответствующее решение о комплексном развитии территории). Градостроительным кодексом Российской Федерации определен четкий перечень документов для получения разрешения на строительство, в связи с чем, не допускается требование иных документов, за исключением указанных.
По общему правилу выдача разрешения производится в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление строительства без соответствующего разрешения, когда его получение является обязательным.
Поскольку, например, для строительства объектов вспомогательного назначения такого разрешения не требуется. Вместе с тем, возведение таких объектов должно осуществляться с учетом требований градостроительного регламента.
Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в течении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Административные дела данной категории рассматриваются органами, осуществляющие государственный строительный надзор либо судами. Необходимо отметить, что судами рассматриваются административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 9.5. КоАП РФ только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Источник